Научная статья на тему 'ПОИСК НОВЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОВЕТСКОГО ОПЫТА В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ'

ПОИСК НОВЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОВЕТСКОГО ОПЫТА В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
46
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / САНКЦИЯ / САНКЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / РЕСУРС / МЕТОД / ИНСТРУМЕНТ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зотов Владимир Борисович, Терехова Кристина Олеговна

В данной статье рассмотрены проблемы поиска новых подходов к успешному развитию отечественной экономики на основе анализа исторического опыта СССР. Проведен анализ различных санкционных ограничений со стороны западных стран, вводимых против России в ХХ веке. На основе исторического анализа действий Советского Союза показаны пути выхода из сложившейся ситуации санкционных ограничений и успешного противодействия недружественным действиям. Систематизированы подходы по сокращению негативного влияния санкций, введенных рядом стран Западного Мира. Показано, что на новом витке исторической спирали развития российского государства могут быть применены уже использованные ранее приемы и инструменты противодействия санкционным ограничениям, но с необходимыми изменениями, определяемыми современным экономическим развитием. Сделан вывод, что Россия имеет значительный потенциал развития даже в условиях санкционной экономики, но для этого необходимо принятие ряда стратегических управленческих решений государственного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINDING NEW MANAGEMENT SOLUTIONS DEVELOPMENT OF MODERN ECONOMY BASED ON HISTORICAL ANALYSIS OF SOVIET EXPERIENCE UNDER INTERNATIONAL SANCTIONS

This article discusses the problems of finding new approaches to the successful development of the domestic economy based on an analysis of the historical experience of the USSR. An analysis was made of various sanctions restrictions imposed by Western countries against Russia in the 20th century. Based on a historical analysis of the actions of the Soviet Union, ways out of the current situation of sanctions restrictions and successful counteraction to unfriendly actions are shown. Systematized approaches to reduce the negative impact of sanctions imposed by a number of Western countries. It is shown that on a new round of the historical spiral of the development of the Russian state, the previously used methods and tools for countering sanctions restrictions can be applied, but with the necessary changes determined by modern economic development. It is concluded that Russia has significant development potential even in the conditions of the sanctions economy, but this requires the adoption of a number of strategic management decisions at the state level.

Текст научной работы на тему «ПОИСК НОВЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОВЕТСКОГО ОПЫТА В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ»

318

DOI: 10.38197/2072-2060-2022-238-6-318-329

поиск новых

управленческих решений развития современной экономики на основе исторического анализа советского

опыта в условиях

международных

санкций

finding new management solutions development of modern economy based on historical analysis of soviet experience under international sanctions

ЗОТОВ ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ

Профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», член Правления ВЭО России, д.э.н., профессор

VLADIMIR B. ZOTOV

Professor of the Department of State

and Municipal Administration of

FSBOU VO «State University of Management»,

Member of the Board of the VEO of Russia,

Doctor of Economics, Professor

ТЕРЕХОВА КРИСТИНА ОЛЕГОВНА

Аспирант ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

KRISTINA O. TEREKHOVA

Graduate student of FSBOU VO «State University of Management»

В данной статье рассмотрены проблемы поиска новых подходов к успешному развитию отечественной экономики на основе анализа исторического опыта СССР. Проведен анализ различных санкци-онных ограничений со стороны западных стран, вводимых против России в ХХ веке. На основе исторического анализа действий Советского Союза показаны пути выхода из сложившейся ситуации санкционных ограничений и успешного противодействия недружественным действиям. Систематизированы подходы по сокращению негативного влияния санкций, введенных рядом стран Западного мира. Показано, что на новом витке исторической спирали развития

320

российского государства могут быть применены уже использованные ранее приемы и инструменты противодействия санкционным ограничениям, но с необходимыми изменениями, определяемыми современным экономическим развитием. Сделан вывод, что Россия имеет значительный потенциал развития даже в условиях санкцион-ной экономики, но для этого необходимо принятие ряда стратегических управленческих решений государственного уровня. ABSTRACT

This article discusses the problems of finding new approaches to the successful development of the domestic economy based on an analysis of the historical experience of the USSR. An analysis was made of various sanctions restrictions imposed by Western countries against Russia in the 20th century. Based on a historical analysis of the actions of the Soviet Union, ways out of the current situation of sanctions restrictions and successful counteraction to unfriendly actions are shown. Systematized approaches to reduce the negative impact of sanctions imposed by a number of Western countries. It is shown that on a new round of the historical spiral of the development of the Russian state, the previously used methods and tools for countering sanctions restrictions can be applied, but with the necessary changes determined by modern economic development. It is concluded that Russia has significant development potential even in the conditions of the sanctions economy, but this requires the adoption of a number of strategic management decisions at the state level.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экономическое развитие, санкция, санкционная экономика, ресурс,

метод, инструмент, управленческое решение.

KEYWORDS

Economic development, sanction, sanctions economy, resource, method, tool, management decision.

В современной ситуации российская экономика вынуждена действовать в условиях санкционных ограничений и применения различных нерыночных инструментов воздействия со стороны США, Канады, Японии, государств ЕС и ряда других стран западного мира. Это актуализирует необходимость поиска со стороны государственных институтов России таких управленческих решений и мер организационного характера, которые позволили бы снизить негативный эффект наметившегося экономического противостояния, а также могли бы способствовать поступательному развитию нашей страны не только на краткосрочную перспективу, но и в стратегическом масштабе. При этом важно учитывать позитивный опыт развития СССР в условиях действующих ограничений со стороны западных стран, с которыми долгое время на протяжении ХХ столетия сталкивалась отечественная экономика.

Необходимо отметить, что санкционная политика со стороны отдельных европейских княжеств и рыцарских орденов применялась еще во времена Древней Руси. Например, в XII веке был период, когда фактически было наложено эмбарго на поставку продовольствия в Великий Новгород. Существуют и другие примеры подобных экономических ограничений, что только подтверждает многовековой вектор Западного мира, направленный на противодействие России и протогосударствам, расположенным на ее территории.

В ХХ веке санкционная политика западных государств не прекратилась. В крайне сложной ситуации Россия оказалась после революционных событий 1917 года и в первые годы советской власти. Со стороны бывших союзников по коалиции в Первой мировой войне (Антанты) — США и Великобритании — была введена морская и тор-

322

говая блокада, в результате которой внешняя торговля практически прекратилась (только за период 1918-1919 гг. сокращение с 88,9 млн руб. до 2,6 млн руб. — более чем в 34 раза) [3]. В 1920 году блокада была снята, но Россия расплачивалась вплоть до 1925 года за импортные поставки золотом. В дальнейшем западные страны в обмен за поставки своей продукции (прежде всего, необходимого России промышленного оборудования, станков и машин) получали другие востребованные на мировом рынке ресурсы — дерево, зерно, нефть.

Полагаем, что современная политика России на поиск новых рынков сбыта для востребованных ресурсов и увеличение золотых резервов во многом повторяет ситуацию, сложившуюся столетие назад. Но сегодня имеется гораздо больше возможностей для успешного противодействия санкционным ограничениям и переориентации на новые рынки сбыта, прежде всего, в рамках БРИКС и ШОС.

Продажа золота, нефти, дерева, зерна на мировом рынке позволили советской России провести индустриализацию экономики. Та же задача стоит и сейчас — нужна модернизация отечественной экономики, ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей производства, восстановление во многом утерянной научной базы, импортозамещение в наиболее востребованных областях. Следует признать, что СССР в свое время реализация подобной задачи удалась — была построена индустриальная экономика, накоплены необходимые ресурсы, что позволило в итоге успешно противостоять агрессии гитлеровской Германии и ее европейских союзников во Второй мировой войне. История повторяется на новом витке диалектической спирали, и России снова необходима мобилизация собственных ресурсов,

снижение зависимости от импортных поставок, развитие собственной научно-технологической базы.

История противостояния СССР и западных стран в ХХ веке включает и введение санкций против отдельных отраслей отечественной промышленности и транспорта, что повторяет нынешнюю ситуацию торговых ограничений и разрыва логистических связей.

Так, в период советско-финляндской войны вплоть до 1941 года действовал запрет со стороны США на поставку деталей и комплектующих для авиационной промышленности СССР. В послевоенные годы применялась «доктрина Трумэна», подразумевающая ограничения на экспорт технологий и материалов для ВПК, имеющих двойное назначение. В период корейской войны США были прекращены торговые отношения с СССР, а также оказывалось воздействие на другие страны, осуществлявшие торговлю с нашей страной. До середины 1990-х годов действовал специальный орган по ограничению поставок технологий и материалов — Координационный комитет по экспортному контролю, в который входили 17 западных государств [1].

Вместе с тем СССР как применял меры противодействия подобным ограничениям, так и осуществлял поиск таких инструментов, которые бы нивелировали и отменяли введенные санкции ввиду их противоречия национальным интересам отдельных западных государств. Например, в 1960-е годы по инициативе США со стороны Германии и Франции для противодействия расширению поставок отечественной нефти и газа был введен запрет на продажу СССР труб широкого диаметра, применяющихся в строительстве трубопроводов. Ответом СССР на санкционные ограничения стал контракт с ФРГ в 1970 году о постав-

324

ке труб для строительства нефте- и газопроводов взамен на поставки природного газа в течение 20 лет. В «газовой сделке» в той или иной форме также поучаствовали Италия и Великобритания [1]. Несомненно, что в данном случае национальные интересы Великобритании, Италии и ФРГ возобладали над санкционной политикой, диктуемой США.

В начале 1980-х годов СССР снова подвергся санкциям США за якобы участие в событиях в Польше и подавление протестных выступлений. В этот раз ограничения были направлены на строительство экспортного газопровода (Уренгой — Помары — Ужгород), в котором участвовал ряд крупных европейских банков и компаний. Санкции коснулись не только поставок технологического оборудования из США, но также и производимого по лицензии иностранными компаниями. Правительства ФРГ, Франции, Италии и Великобритании не поддержали санкции США и выступили против них, т.к. были затронуты национальные интересы европейских государств. В итоге строительство газопровода затянулось, вместо двух линий была построена только одна, но общая идея проекта была реализована, хоть и с определенными затруднениями [1].

Похожую ситуацию можно наблюдать и сейчас — большинство стран Европы, прежде всего Германия и Италия, нуждаются в российском газе и нефти, что уже напрямую связано с экономической безопасностью, необходимостью сохранения национальной промышленности и обеспечения приемлемого уровня жизни населения. Полагаем, что национальные интересы по сохранению экономики и набирающие силу социальные волнения в странах Европы в дальнейшем приведут к изменению позиции ряда недружественных стран, чему будет способствовать и начавшаяся в них смена политических элит.

Переориентация экспортных потоков энергоресурсов России на азиатские рынки только усугубит складывающуюся кризисную ситуацию в Европе, увеличит продажную стоимость газа и нефти на биржевых площадках, что позволит России получать более высокую прибыль при сокращении объема производства. Положительным выглядит, что в данной ситуации Россия, как и СССР в свое время, ищет союзников среди зарубежных государств, которым важны их национальные интересы. Так произошло, например, с Саудовской Аравией (имеющей тесные связи с США) в рамках ОПЕК+ по договоренности с Россией о снижении производства нефти ввиду заинтересованности в сохранении высоких прибылей от добычи и продажи углеводородного сырья на мировом рынке и стабильности цен [5].

В дальнейшем, после изменения рынков сбыта, отечественный ТЭК может осуществлять добычу углеводородов и поставки на мировой рынок в прежнем масштабе, что позволит получать необходимые денежные ресурсы для ускоренного развития отечественных высокотехнологичных отраслей экономики.

Еще одним примером неудачной санкционной политики США против СССР стало введение «зернового эмбарго» после ввода войск в Афганистан в декабре 1979 года. С середины 1970-х годов действовал долгосрочный контракт о закупках СССР зерна в США, на 1980 год было намечено дополнительно поставить 17 млн т. Но после событий в Афганистане в одностороннем порядке США данная сделка была «заморожена». В ответ СССР смог обойтись без оговоренных поставок зерна — необходимое было закуплено в Аргентине, Канаде, Испании и Австралии, не поддержавших позицию

32

США. В результате же введенного эмбарго США фактически потеряли более 2 млрд долл. США [1].

В нынешней ситуации Россия также должна активно использовать все возможные инструменты внешнеэкономического сотрудничества, прежде всего, при взаимодействии с дружественными странами, население которых составляет более 70% от мирового, а экономика стремительно развивается после преодоления последствий пандемии коронавируса.

Вместе с тем для того чтобы не попасть в будущем в экономическую зависимость от Китая и Индии, пользующихся сегодня значительными преференциями со стороны России на фоне сокращения сотрудничества с западными странами, видится необходимой реализация концепции автаркии больших пространств. Это подразумевает собственное развитие экономики за счет внутренних резервов в условиях частичной отрезанности или в полной изоляции от глобального мирового рынка. Для России с учетом ее обширных территорий, значительных природных ресурсов, потенциала развития регионов (в том числе и недавно вошедших в состав государства) автаркия выступает крайне перспективным вариантом устойчивого и стратегического развития. Фактически реализация концепции автаркии больших пространств видится логическим продолжением политики СССР во времена И.В. Сталина, когда весь научно-технический потенциал, имеющиеся ресурсы и человеческий капитал были направлены на создание собственных наукоемких производств и независимой экономики, позволивших в итоге добиться укрепления обороноспособности страны, значительных успехов в различных областях науки и техники, а также в социальной жизни.

Сегодня России с учетом происходящих глобальных изменений и противостояния с западными странами, как

и в середине ХХ века, необходимо создание мощной оборонной промышленности. Считаем, что модернизация ВПК послужила бы локомотивом развития всей экономики страны. Кроме этого, необходима переориентация и гражданской промышленности — фактически надо говорить о построении мобилизационной экономики. В данном случае необходимо сокращение рыночных инструментов при повышении роли государства в экономике и централизации управления, введение государственного планирования и формирование единого народнохозяйственного комплекса. Возможным выглядит и введение государственной монополии в сфере внешней торговли, а также валютная политика. При этом крайне важным выглядит безусловное обеспечение жизненно необходимых потребностей всех членов общества, адресная социальная защита, неуклонное развитие социальной сферы.

Изменение модели построения экономической системы Российской Федерации должно быть реализовано на основе принятия стратегических государственных решений на самых высоких уровнях власти. Полагаем, что только в этом случае можно будет говорить о формировании модернизированной в новых условиях модели экономики, существовавшей в годы расцвета СССР в ХХ веке и позволившей успешно преодолеть многие негативные последствия санкционных ограничений со стороны государств Западного мира

Исследование проведено авторским коллективом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления» в рамках исполнения государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 075-03-2022-156/6 от 21.09.2022

328

на выполнение проекта по теме «Развитие экономического и промышленного потенциала российского государства в условиях технологической блокады и санкций Запада: советский опыт и современные решения».

Библиографический список

1. Великжанин В. Санкции Запада против СССР. Досье // ТАСС [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://tass.ru/info/2728444 (дата обращения: 05.10.2022).

2. Заваров Н., Бондаренко А. Запасы золота в мире по странам в 2022 году // IamForexTrader.ru [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://iamforextrader.ru/kakie-strany-imeyut-samye-bolshie-zapasy-zolota (дата обращения: 05.10.2022).

3. Катасонов В. Все санкции переживем, как и раньше // Вся правда [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://allpravda. info/vse-sanktsii-perezhivyom-kak-i-ranshe-45005.html (дата обращения: 05.10.2022).

4. КНР и Индия увеличивают закупки нефти из России, снижая эффективность санкций — Nikkei // Независимая газета [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.ng.ru/news/741019. html (дата обращения: 05.10.2022).

5. Тихонов С. ОПЕК+ согласовал снижение добычи нефти в ноябре на 2 млн баррелей в сутки // Российская газета [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rg.ru/2022/10/05/dobychu-nefti-v-noiabre-sokratiat-na-2-mln-barrelej-v-sutki.html (дата обращения: 05.10.2022).

References

1. Velikzhanin V. Western sanctions against the USSR. Dossier// TASS [Electronic resource] — Access mode: https://tass.ru/info/2728444 (Accessed on: 05.10.2022).

2. Zavarov N., Bondarenko A. Gold reserves in the world by country in 2022// IamForexTrader.ru [Electronic resource] — Access mode: https://iamforextrader.ru/kakie-strany-imeyut-samye-bolshie-zapasy-zolota (Accessed on: 05.10.2022).

3. Katasonov V. We will survive all the sanctions, as before//The whole truth [Electronic resource] — Access mode: https://allpravda.info/ vse-sanktsii-perezhivyom-kak-i-ranshe-45005.html (Accessed on: 05.10.2022).

4. China and India increase oil purchases from Russia, reducing the effectiveness of sanctions — Nikkei//Nezavisimaya Gazeta [Electronic Resource] — Access mode: https://www.ng.ru/news/741019.html (Accessed on: 05.10.2022).

5. Tikhonov S. OPEC + agreed to reduce oil production in November by 2 million barrels per day//Rossiyskaya Gazeta [Electronic Resource] — Access mode: https://rg.ru/2022/10/05/dobychu-nefti-v-noiabre-sokratiat-na-2-mln-barrelej-v-sutki.html (Accessed on: 05.10.2022).

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

109542, Россия, Москва, Рязанский просп., 99.

FSBOU VO "State University of Management"

109542, Russia, Moscow, Ryazan Ave., 99.

Зотов Владимир Борисович / Vladimir B. Zotov

zotov-vladimir@yandex.ru

Терехова Кристина Олеговна / Kristina O. Terekhova

79154056419@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.