Научная статья на тему 'ПОИСК НОВЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: «ЦИФРОВОЙ» И «НЕЦИФРОВОЙ» ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ'

ПОИСК НОВЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: «ЦИФРОВОЙ» И «НЕЦИФРОВОЙ» ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИЗМЕРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / ЦИФРОВОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротенко Т. Ю.

Социокультурные, экологические, экономические обстоятельства, в которых оказывается постоянно меняющийся мир, настойчиво требуют появления новых направлений и предметов исследования в образовательной сфере. Цель статьи - выявить перспективные векторы изучения пространства непрерывного образования. Использованы следующие методы исследования: а) анализ сочетания терминов, объединяющих философские, социокультурные, экономические и образовательные смыслы; б) анализ авторского педагогического опыта в форматах формального, неформального и спонтанного образования; в) экспертный опрос, проведенный в режиме онлайн в октябре 2021 г.; г) контент-анализ развернутых ответов на предложенные респондентам вопросы. В результате в статье намечены ранее не очевидные источники для создания междисциплинарной методологической основы, появление которой можно прогнозировать на стыках различных областей знания, в практико-ориентированных исследовательских попытках реализации идей трансдисциплинарности. В авторском исследовании диагностируются принципиально новые методологические импульсы, которые имеются в науке и современной философии при рассмотрении непрерывного познания как жизненно важного атрибута современного человека. Обсуждаются возможности, которые скрыты в парадоксальных, на первый взгляд, сочетаниях и на пересечениях ранее вполне самостоятельных знаниевых сфер. Это важно для решения задачи сохранения антропных качеств, которая особенно рельефно выступает в ходе хаотичного развития обучающих систем, интегрирующих природу человека и искусственный интеллект. Научную новизну работы составляют выводы об исследовательских методах, которые наиболее точно подходят для формирования нового психолого-педагогического знания о перманентном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCH FOR NEW DIMENSIONS OF THE EDUCATIONAL SPACE: DIGITAL AND NON-DIGITAL VECTORS OF DEVELOPMENT

Sociocultural, ecological, economic circumstances in which the constantly changing world finds itself persistently demand the emergence of new directions and subjects of research in the educational sphere. The purpose of the article is to identify promising vectors for studying the space of lifelong education. The following research methods were used: a) analysis of a combination of terms that combine philosophical, socio-cultural, economic and educational meanings; b) analysis of the author’s pedagogical experience in the formats of formal, non-formal and spontaneous education; c) an expert survey conducted online in October 2021; d) content analysis of detailed answers to the questions offered to respondents. As a result, the article outlines previously not obvious sources for creating an interdisciplinary methodological basis, the appearance of which can be predicted at the junctions of various fields of knowledge, in practice-oriented research attempts to implement the ideas of transdisciplinarity. The author’s research diagnoses fundamentally new methodological impulses that exist in science and modern philosophy when considering continuous knowledge as a vital attribute of a modern person. The possibilities that are hidden in paradoxical, at first glance, combinations and at the intersections of previously completely independent knowledge spheres are discussed. This is important for solving the problem of preserving anthropic qualities, which is especially prominent in the course of the chaotic development of learning systems that integrate human nature and artificial intelligence. The scientific novelty of the work is made up of conclusions about research methods that are most suitable for the formation of new psychological and pedagogical knowledge about permanent education.

Текст научной работы на тему «ПОИСК НОВЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: «ЦИФРОВОЙ» И «НЕЦИФРОВОЙ» ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ»

Поиск новых измерений пространства образования: «цифровой» и «нецифровой» векторы развития

УДК 378.146; 159.9 DOI 10.26425/2658-347X-2022-5-2-70-77

Получено 12.05.2022 Доработано после рецензирования 10.06.2022 Принято 15.06.2022 Кротенко Татьяна Юрьевна

Канд. филос. наук, доц. каф. теории и организации управления, Государственный университет управления, г. Москва, Российская Федерация

ORCID: 0000-0001-7029-0822

E-mail: krotenkotatiana@rambler.ru

АННОТАЦИЯ

Социокультурные, экологические, экономические обстоятельства, в которых оказывается постоянно меняющийся мир, настойчиво требуют появления новых направлений и предметов исследования в образовательной сфере. Цель статьи - выявить перспективные векторы изучения пространства непрерывного образования. Использованы следующие методы исследования: а) анализ сочетания терминов, объединяющих философские, социокультурные, экономические и образовательные смыслы; б) анализ авторского педагогического опыта в форматах формального, неформального и спонтанного образования; в) экспертный опрос, проведенный в режиме онлайн в октябре 2021 г.; г) контент-анализ развернутых ответов на предложенные респондентам вопросы. В результате в статье намечены ранее не очевидные источники для создания междисциплинарной методологической основы, появление которой можно прогнозировать на стыках различных областей знания, в практико-

Ключевые слова

ориентированных исследовательских попытках реализации идей трансдисциплинарности. В авторском исследовании диагностируются принципиально новые методологические импульсы, которые имеются в науке и современной философии при рассмотрении непрерывного познания как жизненно важного атрибута современного человека. Обсуждаются возможности, которые скрыты в парадоксальных, на первый взгляд, сочетаниях и на пересечениях ранее вполне самостоятельных знаниевых сфер. Это важно для решения задачи сохранения антропных качеств, которая особенно рельефно выступает в ходе хаотичного развития обучающих систем, интегрирующих природу человека и искусственный интеллект. Научную новизну работы составляют выводы об исследовательских методах, которые наиболее точно подходят для формирования нового психолого-педагогического знания о перманентном образовании.

Непрерывное образование, образовательное пространство, измерения образовательного пространства, векторы развития образования, методы исследования образования, когнитивные процессы, трансдисциплинарность, кластеризация в образовании, цифровой вектор развития, педагогические технологии

Для цитирования

Кротенко Т.Ю. Поиск новых измерений пространства образования: «цифровой» и «нецифровой» векторы развития// Цифровая социология. Т. 5, № 2. С. 70-77.

© Кротенко Т.Ю., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Search for new dimensions of the educational space: digital and non-digital vectors of development

Received 12.05.2022 Revised 10.06.2022 Accepted 15.06.2022 Tatyana Yu. Krotenko

Cand. Sci. (Philos.), Assoc. Prof. at the Management Theory and Organisation Department, State University of Management,

Moscow, Russia

ORCID: 0000-0001-7029-0822

E-mail: krotenkotatiana@rambler.ru

Sociocultural, ecological, economic circumstances in which the constantly changing world finds itself persistently demand the emergence of new directions and subjects of research in the educational sphere. The purpose of the article is to identify promising vectors for studying the space of lifelong education. The following research methods were used: a) analysis of a combination of terms that combine philosophical, socio-cultural, economic and educational meanings; b) analysis of the author's pedagogical experience in the formats of formal, non-formal and spontaneous education; c) an expert survey conducted online in October 2021; d) content analysis of detailed answers to the questions offered to respondents. As a result, the article outlines previously not obvious sources for creating an interdisciplinary methodological basis, the appearance of which can be predicted at the junctions of various fields of knowledge,

in practice-oriented research attempts to implement the ideas of transdisciplinarity. The author's research diagnoses fundamentally new methodological impulses that exist in science and modern philosophy when considering continuous knowledge as a vital attribute of a modern person. The possibilities that are hidden in paradoxical, at first glance, combinations and at the intersections of previously completely independent knowledge spheres are discussed. This is important for solving the problem of preserving anthropic qualities, which is especially prominent in the course of the chaotic development of learning systems that integrate human nature and artificial intelligence. The scientific novelty of the work is made up of conclusions about research methods that are most suitable for the formation of new psychological and pedagogical knowledge about permanent education.

ABSTRACT

Keywords

Continuing education, educational space, measuring educational space, vectors of education development, educational research methods, cognitive processes, transdisciplinarity, clustering in education, digital vector of development, pedagogical technologies

For citation

Krotenko T.Yu. (2022) Search for new dimensions of the educational space: digital and non-digital vectors of development. Digital Sociology, vol. 5, no. 2, pp. 70-77. DOI 10.26425/2658-347X-2022-5-2-70-77

© Krotenko T.Yu., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ / INTRODUCTION

С момента, когда специальный термин появился в справочных, отчетных, нормативных документах ЮНЕСКО, непрерывное образование начинает фигурировать как особый предмет научного исследования. Идея непрерывности познания в виде самостоятельной концепции активно разрабатывается вместе с первыми шагами, нацеленными на развитие всеобщего образования. Мысль о непрекращающемся обучении становится лозунгом послевоенной эпохи в 40-50-е гг. XX в., своеобразным выразителем надежды людей на жизнь в обществе, в котором раскроется их потенциал на благо мира, дружбы и прогресса.

Начиная с 60-х гг. XX в. на передний план в качестве центральных тем изучения поочередно выходят: обязательное образование взрослых граждан; обучение людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; профессиональное образование, отвечающее социальному и технико-технологическому развитию государств; дополнительное обучение, поддерживающее профессиональную подготовку трудящихся в актуальной форме; модели экономики, дающие возможность перманентного доступа к развивающим средам и т.д. Постепенно наблюдается смещение акцентов от вопросов гарантирования образования с помощью соответствующих институтов в многоуровневой системе к проблемам формирования мотивации к познанию в течение всей жизни, готовности личности непрерывно учиться, культивирования ценности самообразования.

Реальная жизнь постоянно развивающегося общества и педагогическая действительность на наших глазах стремятся к постнеклассиче-ским идеалам и принимают соответствующие черты. Трансформируются стратегии, ценности, смыслы и модели поведения субъектов образования [Розин, 2020]. Однако рефлексия образования по-прежнему происходит с использованием мыслительного инструментария педагогики классической: представления о бесконечности учения слабо подкреплены данными о природе когнитивных процессов и часто сводятся к прагматическим трактовкам под олимпийским девизом «Быстрее, выше, сильнее!». Рождение иной методологии изучения непрерывного образовательного пространства, на наш взгляд, можно прогнозировать на стыках различных областей знания, в практико-ориентированных исследовательских попытках реализации идей трансдис-циплинарности.

Стремления обнаружить свежие импульсы исследования образования сталкиваются с необхо-

димостью ответа на вопрос, что и почему следует изучать в явлении «непрерывное образование». Затем - с важностью определения, какие новые методологические источники имеются в науке и современной философии, какие возможности таят, казалось бы, парадоксальные сочетания и пересечения ранее вполне самостоятельных знаниевых сфер. Также существенен вопрос об исследовательских методах, которые наиболее точно подходят для формирования нового психолого-педагогического знания о перманентном образовании.

Появления новых направлений и предметов исследования в образовательной сфере настойчиво требуют социокультурные, экологические, экономические обстоятельства, в которых оказывается постоянно меняющийся мир. И сегодня нет необходимости доказывать, насколько он сложен и непредсказуем.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ / MATERIALS AND METHODS

Обозначенные во введении проблемы изучения непрерывного образования достаточно явно видны при рассмотрении отчетных и справочных документов ООН и ЮНЕСКО, материалов отечественных и зарубежных образовательных учреждений, их официальных страниц в сети «Интернет» с опубликованными на них статьями, исследовательскими обзорами за последние три года и монографиями, в которых затрагиваются вопросы образования на протяжении всей жизни и формирования готовности людей учиться постоянно.

В исследовании, помимо изучения вышеназванных источников, использованы следующие методы: а) анализ сочетания терминов, объединяющих философские, социокультурные, экономические и образовательные смыслы; б) анализ авторского педагогического опыта в формате формального, неформального и спонтанного образования; в) экспертный опрос, проведенный в режиме онлайн в октябре 2021 г. (в ходе дистанционной образовательной деятельности в карантинный период особенно остро проявилась необходимость серьезного отношения и объемного взгляда на проблемы непрерывного образования); г) контент-анализ развернутых ответов на предложенные респондентам вопросы.

В локальном авторском опросе «Современные возможности непрерывного образовательного пространства» участвовали 75 высококвалифицированных специалистов в образовательной деятельности, профессиональных создателей научного и образовательного контента.

Эксперты в области многоуровневого образования, преподаватели нескольких ведущих российских вузов ответили на ряд открытых вопросов.

1. «Назовите значимые для Вас сегодня предметы изучения в явлении непрерывного образования. Объясните, пожалуйста, свои предпочтения».

2. «Какие теоретические и концептуальные источники сегодня можно обнаружить, на Ваш взгляд, в науке, философии, на пересечениях различных знаниевых сфер».

3. «Обозначьте наиболее подходящие методы для формирования современного научного и практического педагогического знания в ситуации лавинообразных изменений в мире».

РЕЗУЛЬТАТЫ / RESULTS

Социокультурные, экономические, экологические, технологические обстоятельства последних десятилетий формируют новые свойства образовательного пространства, расширяют миропонимание, изменяют оптику восприятия интерперсональных ролей в процессах передачи знания. Глобализация, информационная разомкнутость, нечеткость демаркационных линий между реальным и виртуальным мирами, многоуровневость форм и вариативность способов добывания и обработки информации, коммерциализация многих сторон жизни, трансформация стратегий поведения субъектов обучения рождают незнакомые ранее качества образовательной сферы, а следовательно, и потребность в обнаружении новых направлений и предметов исследований в области образования [Козлова, 2019].

Практически все участники нашего опроса (97 %) в похожих по смыслу формулировках обозначили следующую проблему: мы имеем дело с явным дефицитом информации об аргументах личностного выбора направлений, форм, способов обучения. Нам недостает знаний о культуре той или иной социальной страты, участвующей в процессах образования, об особенностях жизнедеятельности учащихся и педагогов в результате смены образовательных стандартов (тем более если форматы обучения экстренно, революционно меняются, как это произошло при пандемии и самоизоляции). Совершенно в новом осмыслении нуждаются понятия «непрерывность», «междисциплинарность», «развитие», «воспитание», «обучение», «преемственность».

Определения значимых сегодня предметов изучения образования появляются как при сохранении границы между формальным, неформальным и информальным образованием, так и при их целенаправленном исследовательском

«размывании». В рамках формального направления обсуждаются цели, задачи, действия, смыслы. Неформальное и спонтанное направления обучения встроены в ткань жизни таким образом, что непроизвольно расширяют горизонты сознания, задают «зону ближайшего развития», воспитывают, осведомляют [Кичерова и др., 2020]. Переплетение этих категорически разных линий рождает вариативность, индивидуальные образовательные траектории. Этот момент показался важным для 78 % опрошенных.

Заслуживают исследовательского внимания и просто интересны ответы экспертов на второй вопрос о теоретических и концептуальных источниках, которые можно сегодня обнаружить в науке, философии, на пересечениях знаниевых сфер [Куренной, 2020].

Между жизнью и познанием во многих философиях ставится знак равенства. При обсуждении явления непрерывного образования особенно подходят философия и психология экзистенциализма. В них любой поведенческий акт трактуется как познавательный. А связки «познание и жизнь», «учение и жизнь», «самореализация и жизнь» находят философскую и психологическую трактовку. Образование в ареале экзистенциальных смыслов понимается как расширение возможностей самоактуализации, как атрибутивная компонента творческого развития, самостроительства. Здесь могут быть привлекательны для изучения вопросы формирования экзистенциального «разветвления» самореализации, увеличения ее форм путем удержания в актуальном состоянии позиции перманентного ученичества, закрепленной не только институциональным статусом учащегося, но и как способа жизни. Такой исследовательский локус привлекателен для трети экспертов (33 %). Учение, наблюдаемое в непрерывности как процесс длиною в жизнь, порождает интерес к моделям жизни обучающегося и обучающего субъектов, пристальное внимание к их межсубъектному взаимодействию, без которого нет целостности процесса учения.

Идея непрерывности, по мнению 43 % опрошенных, перекликается с базовыми принципами гуманистической психологии: центрированность на личности, целостность природы человека, осознанность опыта и стремление к умению «извлекать уроки из жизни», самореализация и самоактуализация. Здесь были бы крайне полезны лонгитюдные исследования, в которых бы наблюдались в течение длительного времени одни и те же субъекты образования и соотносились пути развития личности и ее индивидуально и социально значимые достижения

с выбранными или навязанными образовательными маршрутами.

Именно в постоянном учении заключен главный источник восприятия бытия, позитивного, перспективного, дающего шанс. Об этом - психология позитивизма, обсуждающая мобилизацию жизненных ресурсов против горя и неудач, изменение отношения к жизни, смену бытийных акцентов, мотивацию, стремление человека к постоянному преодолению внутренних барьеров, непрекращающуюся проблематизацию «взятых высот», своих прежних достижений и результатов. Научные аргументы в русле этого направления тесно связаны с непрерывным образованием для 37 % респондентов.

Стремление знать о человеке как можно больше и качественнее находит отклик в современных антропологических исканиях (опять же, на стыке философии и психологии): формирование понимания, рефлексии, познавательных и коммуникативных способностей, причем формирование применительно к чувствительности того или иного этапа взросления к названным категориям. 63 % экспертов активно обсуждают трансформацию антропологических черт нашего современника, которые накладывают отпечаток на когнитивные возможности индивида. Речь идет о быстром созревании, о появлении у детей незнакомых ранее особенностей мышления, восприятия, эмоций, или о медленном старении, об увеличении сроков активной и полезной жизнедеятельности.

Многие, неизвестные прежде проявления и реакции вызваны отчасти и цифровой трансформацией. Современные информационно-коммуникационные технологии изменяют не только свойства компьютеров и мобильных телефонов, но и воздействуют на структуры познания и мышления человека [Кузу, 2020], причем не всегда позитивно, с точки зрения антропологических психологов, физиологов. Индивид, испытывая хронический стресс в результате последствий глобальной цифровизации, вынужден жить и стоически мириться с тем, что внимание рассеивается, его просто невозможно сконцентрировать на одной насущной задаче. Хотя, как подчеркивают когнитивные психологи, коэффициент интеллекта среднестатистического компьютерного пользователя в последние годы заметно вырос. Развивая скорость реакции, периферическое зрение, повышая человек рискует не развиться в эмоционально-волевой, мо-тивационно-потребностной сферах. Эта дефи-цитарность непременно сказывается на формировании ребенка как субъекта познания, причем на самых первых ступенях непрерывного

образования. Решение без преувеличения острых проблем в этой области привлекает внимание 87 % экспертов, участвовавших в нашем опросе.

Педагогике явно не хватает знаний о познании, постоянно наращиваемых в естественных науках. Точнее, педагогика предпринимает нерешительные и пока довольно слабые попытки их интерпретировать. Речь идет о функциях мозга, его возможностях, специфике работы полушарий, сенсорике, подсознательных реакциях и т.д. При создании гуманитарных педагогических технологий, утверждают 58 % респондентов, могут помочь наработки когнитивной и гендер-ной психологии, например, о формах и способах организации наличного опыта, об изучении физиологических корреляций и мыслительных процессов, о бессознательности многих познавательных актов, о накоплении и синергетическом действии когнитивных программ и т.д. При этом закономерен вопрос о том, как различные варианты обучения влияют на создание таких программ с определенной долей вероятности. Эти и другие вопросы можно обсуждать, по мнению экспертов, на стыке динамического и синерге-тического подходов. В таком пространстве личность сама определяет важность образовательных «мероприятий», которые в каждом конкретном случае гарантируют ей успех запоминания, быстрого и качественного решения, дальнейшего эффективного действия. Включаются механизмы самоорганизации [Бермус, 2020]. Увеличивается существенность самостоятельного выбора способов и форм учения, индивидуальной траектории познания, которая, в случае непрерывности образования, может представлять собой вертикаль, параллель, горизонталь, с элементами виртуальности, открытости. Возникает не только пространственное, но и временное измерение - своеобразный хронотоп.

Живя и действуя в информационной и образовательной сферах одновременно, человек «переоткрывает» себя заново. В контексте педагогического воздействия появляется необходимость диагностировать темпоральные свойства субъекта учения, например, с целью оценки уместности того или иного образовательного шага, оценки готовности предъявлять свой уровень обученно-сти, диагностики того или иного этапа индивидуального развития с точки зрения сензитивно-сти к очередной порции знания, оценки мотивации, стремления к очередной «перезагрузке» и возобновлению обучения. Особый вес приобретают, как говорят 45 % опрошенных, работы о целеполагании и смыслообразовании, о намеренности действий, об интенциональности

сознания и эмоциональной оценке происходящего на образовательном пути, о зависимости актуальной познавательной позиции и прошлого опыта.

Представляют особое значение работы в русле междисциплинарного и трансдисциплинарного подходов, где речь идет не только о комплексности даваемого ученику межпредметного знания, но и о связи информатики и теории коммуникаций, для создания таких гуманитарных технологий, которые бы препятствовали манипулированию сознанием.

Еще одним значимым исследовательским фокусом видится проблема сохранения качества человеческого капитала в образовании, проблема трансформаций и деформаций «Я» при взаимодействии природного интеллекта и искусственного. Отстранение нового поколения, чаще всего непроизвольное, от освоения «богатств, выработанных человечеством», коренится, видимо, еще и в том, что эти богатства стремительно перемещаются в базы данных, носителем и хранителем является уже не человек, а машина. Компьютер пока еще слабо чувствует внутреннее эмоциональное состояние «собеседника», не в состоянии ответить сопереживанием об увиденном, услышанном, почувствованном, например, из сферы искусства. Возникает острая проблема социокультурной преемственности [Камнев, 2020].

Еще одна черта времени: образованность в сознании наших молодых современников все чаще ассоциируется с индивидуальным успехом, карьерным ростом, житейской устроенностью, налаженностью быта, предопределенностью, и редко -с личностным движением вперед и вверх. Вещи, в общем-то, не исключают друг друга - важно, как расставляются приоритеты. При этом наблюдается снижение значимости терпимости, сопереживания, чуткости к мотивам поведения другого. Максима Э. Фромма «быть, а не казаться» становится как нельзя актуальной в ситуации роста имитационной образовательной активности.

Еще один момент, который непрерывное образование, по мнению экспертов, не должно обойти вниманием: на глазах увеличивается число людей, не занятых в реальном секторе экономики, людей старшего поколения или молодежи, граждан, плохо адаптирующихся к реалиям пятого и шестого технологических укладов, не чувствующих себя в русле веяний времени, людей с опытом, возможно, уникальным, который трудно, но необходимо использовать полезно, разумно, эффективно [Дьяконова, Шарипов, 2018]. Как известно, проблема «лишних людей» и проблема преждевременной смертности тесно переплетаются. Человек начинает принимать ответствен-

ность за свое бытие чаще всего в конкретном, значимом не только для него, социальном действии. Именно перечисленные категории граждан как никто нуждаются в непрерывном образовании и в раскрытии возможностей его применения. Требуется соответствующая система диагностики, мотивации, переподготовки, вовлечения в процесс обучения в течение всей жизни.

Представляют необыкновенный интерес исследовательские работы на стыке педагогики, экономики и управления. Об этом упоминают в своих развернутых ответах 63 % респондентов. Образование трактуется как сфера капитализации знаний, как пространство трансформации знаний в интеллектуальный потенциал [Сундукова, 2017]. При этом есть понимание, что увеличение разнообразия форм образовательной работы и институций, ответственных за непрерывность обучения, не должно превращаться в неуправляемый процесс. Здесь следует опираться только на проверенные актуальные данные и результаты качественного прогнозирования, поскольку образование имеет дело с судьбами конкретных людей и с ответственными вложениями в общую перспективу развития культуры и социума.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ / DISCUSSION

Обсуждая вопрос об открытости и бесконечности информационного пространства и парадоксальном нежелании человека использовать его вроде бы безграничные возможности, обнаруживаются интересные и перспективные направления изучения на стыках, например, экологии и психологии, эргономики и социологии, аксиологии и когнитивистики. В качестве яркого примера ограничения вариантов поведения приводится современная общеобразовательная школа, будущее которой обсуждали более трех четвертей опрошенных (78 %). Возникает проблема поиска инструментов для целенаправленного проектирования образовательных ситуаций и сред, в которых был бы исключен дефицит вариативности.

Характерными опознавательными метками эпохи цифровой революции стали всеобщая связанность, медиальная коммуникация. Достойны качественного изучения, отмечают почти две трети экспертов (66 %), такие связки, как «информация - знание», «знание - образование», «информация - обучение», например, для формирования структурированного информационно-образовательного пространства и одновременного самообразования учащихся.

Здесь неоценимы ресурсы информационного подхода, в рамках которого (применительно

к непрерывному образованию) возможны исследования проблемы доступности, безграничности, неуправляемости информационных потоков и деформации ценностных подструктур личности, искаженного ощущения окружающего мира. В таком случае выход видится в изучении возможностей эффективного и щадящего потребления контента, грамотного конструирования информационного поиска, сознательного использования сетевых ресурсов - для снятия, а не усиления жизненных неопределенностей, улучшения качества жизни.

В этом исследовательском поле слабо изучены механизмы, которые делают извлечение необходимых сведений из информационного хаоса по-настоящему работающими инструментами. Появление так называемой информационной педагогики видится важным движением в сторону понимания процессов передачи информации и ее усвоения. Здесь, конечно же, требуется работа с такими понятиями, как «интерактивное действие», «информационная технология» и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CONCLUSION

Многие проблемы, затронутые в исследовании, выявляются и обсуждаются, что крайне ценно, самими педагогами, которые регулярно по долгу профессии создают образовательный контент и транслируют его учащимся. И, как отмечают эксперты, обнаруживается явная дефи-цитарность методологической базы для разрешения этих проблем. В областях соприкосновения практических интересов и самых разных направлений научных исследований возникают новые импульсы изучения образовательной сферы.

Отвечая на поставленные в начале статьи исследовательские вопросы, можно сказать: только время и совместные усилия профессионалов покажут, насколько педагогике под силу решение обозначенных проблем. Согласно институциональной теории, разрабатываемой экономистами, инновационное развитие идет вслед за совершенствованием институтов, которые отвечают за формирование нового знания [Шарипов, 2017]. Наука прокладывает векторы, направления движения, в которых возможно объединение фундаментальных и прикладных исследований мультидисциплинарного порядка. В точках пересечения научных интересов и потребностей практики рождаются кластеры, в которых накапливается инновационный потенциал. Возможно, кластеризация была бы полезна и в сфере непрерывного образования.

У образования есть важная миссия, которая не может быть поколеблена ни технологическими революциями, ни экологическими катастрофами и экономическими трансформациями: это пространство, в котором должны целенаправленно, продуктивно и субъективно-значимо разрешаться неизбежные противоречия человека и социума. Обращаясь к образованию с разнонаправленными научно-исследовательскими и практическими интересами, человечество сохраняет себя, поскольку и социальная, и биологическая жизнь существуют благодаря трансляции знаний и воспроизводству позитивных способов мышления. Образование, выражаясь несколько патетически, предназначено для важной, длящейся во времени, в идеале - пожизненной, встречи человека, общества и культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бермус А.Г. (2020). К проблеме исследования программирования в непрерывном образовании в полевом подходе // Непрерывное образование: XXI век. № 1. С. 2-19. https://doi.org/10.15393/j5.art.2020.5345

Дьяконова М.А., Шарипов Ф.Ф. (2018). Эволюция понятия «управление человеческими ресурсами» // Вестник университета. № 4. С. 14-17. https://doi. 0^/10.26425/1816-4277-2018-4-14-17

Камнев В.М. (2020). О понятии медиаобразования // Вопросы философии. № 3. С. 9-12. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-9-12

КичероваМ.Н., Зюбан Е.В., Муслимова Е.О. (2020). Неформальное образование: международный опыт признания компетенций // Вопросы образования. № 1. С. 126-158. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-126-158

Козлова Т.А. (2019). Современная философия образования и современная философская антропология: совместные проблемы и пути взаимодействия // Непрерывное образование: XXI век. № 3. С. 18-27.

Кузу О.Х. (2020). Цифровизация в высшем образовании: тематическое исследование планов стратегического развития // Высшее образование в России. № 3. С. 9-23. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-29-3-9-23

КуреннойВ.А. (2020). Философия либерального образования: принципы // Вопросы образования. № 1. С. 8-39. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-8-39

Розин В.М. (2020). Рефлексия оснований междисциплинарного исследования социальности // Вопросы философии. № 1. С. 64-73. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-1-64-73

Сундукова Г.М. (2017). Инновационный подход к управлению интеллектуальным капиталом вуза // Управление. Т. 5, № 1. С. 80-87. https://doi.org/10.12737/24705

Шарипов Ф.Ф. (2017). Эволюция представлений о пространственной организации экономики // Вестник университета. № 10. С. 80-87.

REFERENCES

Bermous A.G. (2020), "To the issue of scientific research programming in continuous education (field approach)", Lifelong education: The XXI century, no. 1, pp. 2-19, https://doi.org/10.15393/j5.art.2020.5345

Diakonova M.A. and Sharipov F.F. (2018), "Evolution of concept of "human resource management", Vestnik universiteta, no. 4, pp. 14-17, https://doi. org/10.26425/1816-4277-2018-4-14-17

Kamnev V.M. (2020), "On concept of media education", Voprosy Filosofii, no. 3, pp. 9-12, https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-9-12

Kicherova M.N., Zyuban, E.V., and Muslimova, E.O. (2020), "Non-formal education: international experience in recognizing competencies", Educational Studies, no. 1, pp. 126-158, https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-126-158

Kozlova T.A. (2019), "Modern philosophy of education and modern philosophical anthropology: Common problems and ways of interaction", Lifelong education: the XXI century, no. 3, pp. 18-27.

Kurennoy V.A. (2020), "Philosophy of liberal education: principles", Educational Studies, no. 1, pp. 8-39, https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-8-39

Kuzu O.H. (2020), "Digital Transformation in Higher Education: A Case Study on Strategic Plans", Higher Education in Russia, vol. 29, no. 3, pp. 9-23, https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-29-3-9-23

Rosin VM. (2020), "Reflection of the bases of an interdisciplinary study of sociality", Voprosy Filosofii, no. 1, pp. 64-73, https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-1-64-73

Sharipov F.F. (2017), "Evolution of representations on the spatial organization of the economy", Vestnik universiteta, no. 10, pp. 80-87.

Sundukova G.M. (2017), "An innovative approach to managing the intellectual capital of a university", Upravlenie /Management (Russia), vol. 5, no. 1, pp. 80-87, https://doi.org/10.12737/24705

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.