УДК 332
Таранова И. В.
д-р экон. наук, профессор.
Маликова Р.И. ст. преподаватель.
Институт Дружбы народов Кавказа
ПОИСКИ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития регионов Северного Кавказа. Проведен анализ макроэкономических показателей регионов, выявлены основные тенденции развития экономики макрорегиона, определены механизмы и направления стратегического развития Северного Кавказа.
Ключевые слова: Северный Кавказ, макрорегион, уровень и качество жизни населения, валовый региональный продукт, стратегия развития.
Taranova I. V.
Doctor of Economic Sciences, Professor,
Malikova R.I.
Senior Lecturer,
Institute of the Caucasus Peoples'Friendship
TYPES OF SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NORTH CAUCASUS REGIONS
Abstract. In the article the problems of development of regions of the North Caucasus. The analysis of macroeconomic indicators of the regions, identified the main trends of economic development of the macroregion, mechanisms and directions of strategic development of the North Caucasus
Key words: North Caucasus, the macro-region, the level and quality of life of the population, gross regional product, strategy development.
Регионы Северного Кавказа имеют характерные природные и экономические условия развития производительных сил, зависящих от сочетания и концентрации природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного становления и регионального распределения населения. Природные и демографические ресурсы их развития столь различны, что подходы к формированию этих зон принципиально не совпадают.
Северный Кавказ - это самый многонациональный макрорегион, в котором проживают 42 народности и национальности, говорящие более чем на 100 языках и диалектах. Макрорегион - включает в себя республики Северного Кавказа - Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Северную Осетию- Аланию, Чечню, Карачаево-Черкессию, Кабардино-Балкарию, Краснодарский и Ставропольский край. То есть границы макрорегиона условные и не совпадают ни с границами ЮФО, ни с СКФО. Всего на Северном Кавказе проживает 1,6% населения России.
Развитие региональной экономики напрямую связано с процессом формирования новых институтов и механизмов, обеспечивающих развитие экономических, природно-климатических и производственных факторов.
Изучение экономической устойчивости региона предусматривает способность достижения оптимальных социально-экономических показателей, с учетом негативного воздействия внешних и внутренних факторов.
В контексте поставленной задачи необходимо выделить следующие характеристики (показатели), отражающие развитие региона в составе макрорегиона:
• валовый региональный продукт
• состояние налоговой и бюджетной базы (доходы бюджета в расчете на одного жителя)
• сальдированный финансовый результат деятельности предприятий и организаций
• состояние потребительского рынка и денежные доходы населения
• уровень безработицы.
Валовый региональный продукт - интегральный показатель, обобщающий деятельность всех отраслей региона, служит основой для формирования налоговой и бюджетной базы. В таблице 1 представлен анализ валового регионального продукта по регионам. Анализ показывает долю ВРП Северного Кавказа в ВВП России. В 2000 году она составила 0,91 %, в 2010 и 2013 годах, 1,5 и 1,6%, соответственно,
Таблица 1 - Валовый региональный продукт, млрд. рублей.
Регион 2000 год 2010 год 2013 год Темп роста % 2013 г к 2000 г
Российская Федерация 38270 687737 919949 в 28 раз
Дагестан 20,9 279,6 378 в 17,1 раза
Республика Ингушетия 2,6 19,9 36,9 в 14,2 раза
Чеченская Республика X 70,7 103,7 -
Кабардино-Балкария 14,1 77,1 106 в 7,5 раза
Карачаево-Черкессия 5,5 43,6 59,5 в 10,8 раза
Северная Осетия - Алания 8,4 75,8 99,7 в 11,9 раза
Краснодарский край 137,1 1028,3 1438,5 в 10,5 раза
Ставропольский край 58,7 330,8 434 в 7,4 раза
Адыгея 5,3 47,2 65,2 в 12,3 раза
При росте валового внутреннего продукта в целом по Российской Федерации на 28 %, по регионам Северного Кавказа наибольший прирост ВРП получен в республиках Дагестан и Ингушетия.
Численность населения по регионам в разрезе городского и сельского, а также уровень безработицы представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Численность населения и уровень безработицы по регионам Северного Кавказа
Численность Городское Сельское Уровень
Наименование регионов населения тыс. население население безработицы
человек % % %
Российская Федерация 143668,1 74,2 25.8 6,8
Дагестан 2969,18 45,1 54,9 10,2
Адыгея 446,4 62,8 37,2 8,5
Ингушетия 830,1 40,4 59,6 26,9
Карачаево-Черкессия 461,8 42,7 57,3 12,1
Кабардино-Балкария 858,4 52,3 41,7 п,з
Чеченская Республика 1346,4 34,8 65,2 44
Ставропольский край 2794 57,9 42,1 5,6
Краснодарский край 5404,2 53,9 46,1 6,0
Уровень и качество жизни населения является комплексной характеристикой, включая и
экономическую составляющую, то есть объективные и субъективные факторы. Регионы Северного Кавказа не имеют достаточной экономической и финансовой базы для успешного развития производства, малого и среднего бизнеса. Уровень среднедушевых доходов в разы ниже, чем в регионах с развитой добывающей, обрабатывающей и городах Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург). Все регионы Северного Кавказа являются дотационными.
В южных регионах, таких как Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Чеченская республика преобладает сельское население. В этих же регионах выше уровень безработицы. Население в селах занимается, в основном, личным подсобным хозяйством.
Таблица 3 - Анализ численности населения, занятого в домохозяйствах, и показателей, отражающих уровень и качество жизни населения
Регион Число домашних хозяйств, тысяч Занято населения тыс. чел. Средний размер домохозяйства, чел Средняя продолжительность жизни, лет Средний размер вклада в банках тыс. рублей
Российская Федерация 52707 142729 2,7 68 31
Дагестан 570 2559 4,5 75 10
Ингушетия 65 464 7,1 78 18
Карачаево-Черкессия 127 487 3,8 73 24
Кабардино-Балкария 228 892 3,9 73 24
Чеченская республика 195 1070 7,0 72
Адыгея 152 440 2,9 71 18
Северная Осетия - Алания 200 690 3,5 72 34
Краснодарский край 1745 5042 2.9 72 57
Ставропольский край 922 2089 2,3 72 46
В таблице 3 отражены данные о количестве и размерах домашних хозяйств в регионах Северного Кавказа, а также представлены показатели, отражающие качество и уровень жизни: продолжительности жизни населения и средний размер сбережений в коммерческих банках.
Таким образом, показатель средней продолжительности жизни определяется не только социально- экономическими факторами, но в значительной степени географическим положением и природно-климатическими условиями проживания, а также состоянием экологии. В число лидеров по продолжительности жизни входят регионы с неблагоприятной социально-экономической ситуацией и низкими доходами населения, в то время как в числе регионов с низкой продолжительностью жизни есть экономически развитые субъекты РФ.
Первые места по продолжительности жизни традиционно занимают Москва вместе с Республикой Ингушетия
Средний размер домохозяйства выше в регионах, где преобладает сельское население: Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкессия и Чеченская Республика.
Рэнкинг бюджетов регионов по бюджетной обеспеченности на душу населения учитывает не только собственные доходы, но и дотации из федерального бюджета. Таким образом, в лидерах оказались некоторые экономически слабые регионы, но, в основном, большинство регионов с депрессивной экономикой оказались на нижних ступенях рэнкинга.
На первых-четвертых местах расположены Чукотский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа и г. Москва. Среди регионов Юга России места распределились следующим образом: 14. -Чеченская республика, 57 - Краснодарский край, 60 - Кабардино-Балкария, 69
- Ростовская область, 73 - Ингушетия, 74 - Адыгея, 77 - Северная Осетия, 78 - Дагестан, 79
- Карачаево-Черкессия, 80- Ставропольский край.
Рэнкинг расходов бюджета показал низкий уровень бюджетной обеспеченности на одного жителя регионов, относящихся к Югу России, за исключением Чеченской республики. Из-за внутренних и внешних факторов в целом по Российской Федерации в 2015-2017 годах ожидается сложная экономическая и финансовая ситуация. Основные причины связаны с введением санкций, оттоком капитала, падением е цен на нефть и ослаблением национальной валюты. Кроме того, возникла срочная необходимость в импортозамещении отдельных видов товаров, работ и услуг. Дотации, выделяемые регионам, могут быть снижены. Практически без поддержки бюджета окажется малый и средний бизнес, могут быть свернуты социальные программы, задерживается осуществление инновационных и инвестиционных программ, развитие курортов.
Таким образом, каждый из вышеперечисленных факторов имеет в суммарном процессе развития свою долю, проявляя синергизм во взаимодействующих экономических процессах на системном уровне. Рейтинг регионов по комплексу показателей: нижние строчки рейтинга заняли: Еврейская автономная область, Республика Бурятия, Курганская область, Чукотский автономный округ, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия, Республика Алтай, Республика Калмыкия и Республика Тыва. Эти регионы пока не имеют устоявшихся экономических основ для успешного развития и не обладают достаточным уровнем собственных доходов, что существенно ограничивает их возможности обеспечить своим жителям благоприятные условия жизни. Уровень зависимости бюджетов этих регионов от федерального центра остается довольно высоким, поэтому устойчивость их развития подвергается более высоким рискам, чем большинства других регионов страны. Например, доля собственных доходов в Республике Ингушетия составляет всего 15%, тогда как в 70 регионах из 83-х этот показатель выше 50%, а в регионах первой десятки — выше 90 процентов.
Замыкающие рейтинг шесть регионов по целому ряду показателей занимают последние места. В частности, эти регионы характеризуются низкими доходами населения: объём накоплений (депозитов) физических лиц в банках составляет от 6 000 до 29 000 рублей, в то время как в среднем по стране этот показатель составляет 81 000 рублей. Доля населения с доходами ниже среднего также в 2-3 раза выше, чем в среднем по стране: в Республиках Калмыкия и Тыва — 35%, в Чеченской Республике и Республике Алтай — около 20% против 13% в среднем по России. Также данные регионы характеризуются высокими показателями безработицы. В Республике Ингушетия не имеют возможности работать 44% населения. В Чеченской Республике, Республиках Тыва и Калмыкия безработными являются соответственно 26,9%, 19,3% и 12,5% населения. В среднем по всем регионам России уровень безработицы составляет 6,8 процентов.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для преодоления отставания в социально-экономическом развитии регионов Северного Кавказа необходимо:
Ускорение, как инновационного развития регионов, так и региональной инновационной системы (РИС), структура которой предусматривает участие высшей школы, академической и прикладной науки; малого и среднего инновационного бизнеса; высокотехнологичного и наукоемкого крупного бизнеса.
Использование комплекса моделей социально-экономического развития, включающие межотраслевую модель, систему обоснованных расчетов для преодоления сложившегося отставания от развитых региональных экономик, структурные изменения в валовом региональном продукте, использование конкурентных преимуществ в развитии туристского и агропромышленного кластеров, усиление инвестиционной привлекательности. Необходимо формирова-
57
ние новых хозяйственных комплексов на базе уникальных природных ресурсов, обеспечение импортозамещения во всех сферах хозяйствования.
Выбор форм и методов государственного регулирования хозяйственной деятельности предприятий и организаций всех форм собственности, таких как дотации, субсидии, льготное налогообложение позволит создавать новые модели взаимодействия аграриев, перерабатывающей отрасли с потребителями продукции.
Повышение эффективности региональных экономик должно быть связано с государственной политикой, финансовыми и налоговыми институтами.
Выполнение поставленных задач позволит обеспечить существенное повышение уровня и качества жизни населения до среднероссийского, снизить уровень безработицы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Маликова РИ. Синергетический подход к изучению проблем социально-экономического развития Юга России. / Сборник материалов международной научно-практической конференции 04 февраля 2015 года. - С. 113-117.
2. Таранова И.В. Инновационная система и особые экономические зоны как основа для поэтапной модернизации производственной сферы региона/ Вестник ИДНК - 2014 - №3. -С. 112-131.