Научная статья на тему 'Поиск места размещения Императорской Академии художеств'

Поиск места размещения Императорской Академии художеств Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Академический квартал / развитие идей размещения / планировочная ткань города / ансамбль Академии художеств / генеральные планы Санкт-Петербурга / The Academy of fine Arts quarter / the development of placement ideas / the city planning system / the ensemble of the Academy of fine Arts / first master plans of St. Petersburg

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Василенко Андрей Ильич

В статье впервые выявлена и прослежена цепь событий, определивших процесс выбора территории для размещения квартала Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Определены причинно-следственные связи между известными и вновь вводимыми в научный оборот событиями, касающимися выбора места для размещения Академии художеств. Выявлено, что формирование идеи о размещении Академии в России являлось единым процессом, длившимся более пятидесяти лет. Установлено, что корни этого процесса восходят к реформам Петра Великого и к градостроительным проектам Санкт-Петербурга Ж.Б. Леблона и Д.А. Трезини. Рассмотрены причины, по которым были отвергнуты альтернативные варианты размещения Императорской Академии художеств в древней столице – Москве, и даже на Дворцовой набережной у самого Зимнего дворца и почему И.И. Шувалов остановил выбор размещения на участке на набережной Васильевского острова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Василенко Андрей Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Search for a Place for the Imperial Academy of Fine Arts in Russia

The article reveals and traces for the first time the chain of events that determined the process of choosing the territory for the location of the Imperial Academy of Arts in St. Petersburg. Causal links between the known and newly introduced into scientific turnover events related to the choice of the location of the Academy of Arts are determined. It is revealed that the formation of the idea of the Academy's location in Russia was a single process that lasted more than fifty years. It is established that the roots of this process go back to the reforms of Peter the Great and to the urban planning projects of St. Petersburg by J.B. Leblon and D.A. Trezzini. The reasons why alternative options for the location of the Imperial Academy of Arts in the ancient capital, Moscow, and even on the Palace Embankment near the Winter Palace, were rejected, and why I.I. Shuvalov chose the site on the embankment of Vasilyevsky Island are considered.

Текст научной работы на тему «Поиск места размещения Императорской Академии художеств»

Academia. Архитектура и строительство, № 2, стр. 89-94. Academia. Architecture and Construction, no. 2, pp. 89-94.

Исследования и теория Научная статья УДК 727.3.054.2

DOI: 10.22337/2077-9038-2024-2-89-94

Поиск места размещения Императорской Академии художеств

Василенко Андрей Ильич (Санкт-Петербург). Проектно-строительное бюро «ЖилСтрой» (Россия, 191014, Санкт-Петербург, пер. Ковенский, 5. ПСБ «ЖилСтрой»). Эл. почта: AVasiLencoM@yandex.ru

Аннотация. В статье впервые выявлена и прослежена цепь событий, определивших процесс выбора территории для размещения квартала Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Определены причинно-следственные связи между известными и вновь вводимыми в научный оборот событиями, касающимися выбора места для размещения Академии художеств. Выявлено, что формирование идеи о размещении Академии в России являлось единым процессом, длившимся более пятидесяти лет. Установлено, что корни этого процесса восходят к реформам Петра Великого и к градостроительным проектам Санкт-Петербурга Ж.Б. Леблона и Д.А. Трезини. Рассмотрены причины, по которым были отвергнуты альтернативные варианты размещения Императорской Академии художеств в древней столице - Москве, и даже на Дворцовой набережной у самого Зимнего дворца и почему И.И. Шувалов остановил выбор размещения на участке на набережной Васильевского острова.

Ключевые слова: Академический квартал; развитие идей размещения; планировочная ткань города; ансамбль Академии художеств; генеральные планы Санкт-Петербурга

Для цитирования. Василенко А.И. Поиск места размещения Императорской Академии художеств // Academia. Архитектура и строительство. - 2024. - № 2. - С. 88-93. - DOI: 10.22337/2077-9038-2024-2-89-94.

The Search for a Place for the Imperial Academy of Fine Arts in Russia

Vasilenko Andrey I. (St. Petersburg). Design and Construction Bureau "Zhilstroy" (Russia, 191014, St. Petersburg,lane. Kovensky, 5. PSB "Zhilstroy"). E-mail: AVasilencoM@yandex.ru

Abstract. The article reveals and traces for the first time the chain of events that determined the process of choosing the territory for thelocation of the Imperial Academy of Arts in St. Petersburg. Causallinks between the known and newly introduced into scientific turnover events related to the choice of the location of the Academy of Arts are determined. It is revealed that the formation of the idea of the Academy'slocation in Russia was a single process thatlasted more than fifty years. It is established that the roots of this process go back to the reforms of Peter the Great and to the urban planning projects of St. Petersburg by J.B. Leblon and D.A. Trezzini. The reasons why alternative options for thelocation of the Imperial Academy of Arts in the ancient capital, Moscow, and even on the Palace Embankment near the Winter Palace, were rejected, and why I.I. Shuvalov chose the site on the embankment of Vasilyevsky Island are considered.

Keywords: The Academy of fine Arts quarter; the development of placement ideas; the city planning system; the ensemble of the Academy of fine Arts; first master plans of St. Petersburg

For citation. Vasilenko A.I. The Search for a Place for the Imperial Academy of Fine Arts in Russia. In: Academia. Architecture and Construction, 2024, no. 2, pp. 88-93, doi: 10.22337/2077-9038-2024-2-89-94.

© Василенко А.И., 2024.

Уже более 265-ти лет Академия художеств воспитывает элиту художественных кадров нашей страны. На территории Академического квартала1 сформировался центр отечественного академического художественного образования. Существующие исследования истории Академии художеств рассматривали отдельные предложения по её размещению на начальном этапе развития, но не ставили перед собой цель определить цепь событий, повлиявших на расположение главного художественного учреждения страны. Выявление

Рис. 1. Подробный план столичного города Санкт-Петербурга. Снятый под началом генерала-майора Ф. Шуберта в 1828 году. 1:4200,42 м в 1 см (источник: Санкт-Петербург: Военно-топографическое депо, 1828. - 24 л. - Л. 1)

Рис. 2. Главный фасад спроектированного для Москвы здания Академии художеств. Архитектор Ж.Ф. Блондель, 1758 год [источник: Планы зданий и сада имперской Академии изящных искусств, спроектированные для Москвы. (НИМ РАХ. № ГК 20181154. А-16200)]

Рис. 36. Дворец И.И. Шувалова (Санкт-Петербург, Итальянская ул., 25, Малая Садовая ул., 1). Архитектор С.И. Чевакинский. 1753-1755 годы

такой цепи, в свою очередь, могло бы стать ключом к пониманию основополагающих процессов формирования ансамбля Академического квартала и роли его в градостроительной ткани Санкт-Петербурга (рис. 1).

Потребность эпохи Петра I в отечественных мастерах искусств отразилась в указе 1724 года «Об учреждении Академии... в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам и переводили б книги»2. Устав Академии наук включил задачи развития художеств, но фактически организованные при ней художественные классы служили задачам создания иллюстраций для научных книг, и о развитии искусства в масштабе страны вопрос не ставился. К середине XVIII века стала очевидной необходимость учреждения в России Академии художеств как отдельной институции: фаворит Елизаветы Петровны меценат И.И. Шувалов планировал организовать её в Москве, чтобы первое время опираться на материальную базу организованного им Московского университета. Он даже заказал у французского архитектора Ж.Ф. Блонделя проект «Планы зданий и сада имперской Академии изящных искусств, проектируемой для Москвы. 1758 г.»3 (рис. 2). Однако в процессе подбора кадров выяснилось, что «лучшие мастера не хотят в Москву ехать, как в надежде иметь от Двора работы, так и для лучшего довольствия иностранных здешней жизни»4, и сенат по предложению Шувалова распорядился «Академию Художеств здесь в Санкт-Петербурге учредить»5.

Академия художеств в первые годы располагалась в помещениях, принадлежавших И.И. Шувалову. Современник событий, деятель российской Академии наук, Я. Штелин в «Записках об изящных искусствах в России» свидетельствует, что «уже в 1756 и 57 годах его сиятельство, И.И. Шувалов, содержал в своем дворце несколько учеников» [1, с. 139]. На то, что дворец Шувалова (рис. 3) на углу Итальянской и Малой Садовой улиц был первым местом размещения Академии художеств в Санкт-Петербурге, указывает в своей работе В.Г. Лисовский [2, с. 18]. Второе место размещения Академии художеств также раскрывает Я. Штелин: «В 1758 году его сиятельство отдали собственный дом позади церкви

1 Квартал Академии художеств (Академический квартал) - территория, ограниченная набережной Большой Невы, третьей и четвёртой линиями Васильевского острова и Большим проспектом Васильевского острова. Эта территория в большинстве своем была выкуплена Академией художеств в XVIII веке за исключением нескольких участков, которые, также включаются в данное понятие.

2 4443. 28 января [1830 года]. Именной, объявленный из Сената [указ] - Об учреждении Академии и о назначении для содержания оной доходов таможенных и лицентных, собираемых с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга. - С приложением проекта об учреждении Академии // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года : Т. VII, С. 220.

3 Блондель Ж.Ф. 1705-1774. Проект Академии Художеств для Москвы. 1758. НИМ РАХ КП-531/1650 А-

4 10.776. 6 Ноября [1757 год]. Именной [указ] - Об учреждении в Сан-ктпетербурге Академии художеств // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года : Т. XIV, С. 806-807.

5 Там же.

6 Все иллюстрации в статье, кроме особо оговорённых, взяты из открытого доступа сети Интернет.

Вознесения (этот храм ныне утрачен) для вышеназванной академии и школы, в которой было около 30-ти учеников» [1, с. 139]. Смена места размещения Академии между 1857 и 1859 годами была вызвана увеличением числа учащихся и преподавателей, формированием образовательных программ.

При этом встал вопрос выбора достойного места для возведения здания, соответствующего главному художественному учреждению страны. К этому времени европейский опыт создания академий художеств насчитывал около трёх веков. Первая Академия рисунка была основана в 1561 году Д. Вазари во Флоренции и располагалась в базилике Сантис-сима Аннунциата [3]. В 1577 году при церкви св. Луки в Риме появилась Академия св. Луки. В Париже в 1648 году была основана Королевская академия живописи и скульптуры, находившаяся на улице Тене, затем в отеле Клиссон, в 1661 году была переведена в Пале-Рояль, а в 1692 году разместилась в Большой галерее Лувра. Так, к середине XVIII века в Европе академическое художественное образование получило широкое развитие, но все эти академии художеств размещались в приспосабливаемых для них помещениях бывших дворцов и церквей. Следовательно, выбор места размещения в России специального здания, предназначенного для Академии художеств, не имел аналогов.

Я. Штелин сообщает, что «в начале 1759 года эта Академия была переведена в дом графа Вратислава на Васильевском острове на Большой Неве» [1, с. 139], это был средний из трёх домов между 3-ей и 4-ой линиями Васильевского острова7. В 1761 году для Академии художеств был освобождён бывший дом графини Головкиной на углу 3-ей линии Васильевского острова и набережной Большой Невы. Затем «в 1763 году... был взят прилегающий третий дом, где до сих пор были Адмиралтейская аптека и Морская академия» [1, с. 145]. Так Академия заняла все дома с участками вдоль набережной Большой Невы между 3-ей и 4-й линиями Васильевского острова (рис. 4), где вскоре и началось строительство здания Академии художеств.

Чем же мог быть определён выбор этот выбор? Была ли покупка домов на набережной Васильевского острова случайностью или частью процесса поиска оптимального места для главного художественного учреждения страны?

На проектном плане Санкт-Петербурга 1717 года Ж.-Б. Леблона одно из зданий обозначено как «Академия его Величества для всяких кунстов и ремесления»8 [рис. 6, 7]. Изображённый на чертеже план здания можно считать первым проектом, воплотившим идею размещения Академии художеств в России. План Леблона был замыкающим в череде проектов «великой градостроительной утопии Петра I» [3, с. 21], когда в 1712-1717 годы решения о строительстве центра

7 Дело о приобретении для Академии художеств дома графа Вратислава на берегу Большой Невы на Васильевском острове. 1735-1811 гг. // ЦГИА. Ф.789. Оп.1. Ч.1. Д.149. 54л.;

8 Генералной чертеж Санктъпитербурху, 1717 г., фрагмент. Леблон Ж.-Б.-А. // Санкт-Петербургский филиал Архива РАН. Р. IX. Оп. 1 № 627.

Рис. 4. Реконструкция планаЗихгейма 1738 года (составлена П. Н. Петровым). 1878-1883. Фрагмент (источник: «Авторы: Иоганн БеньяминЗихгейм, Пётр Николаевич Петров. Уменьшенная копия рукописного плана "Санктпетербургской план 1738 году" ("План Зихгейма"). Опубликовано в журнале "Зодчий" в 1878-1883 гг. к статье Петрова П.Н. "Петербург в застройке и сооружениях"»)

Рис. 6. «Генеральный чертёж Санкт-Петербурху» Ж.-Б.-А. Леблона 1717 года (источник: архив РАН. Р. IX. ОП. 1 №627)

Рис. 7. «Генеральный чертёж Санкт-Петербурху» Ж.-Б.-А. Леблона 1717 года (источник: архив РАН. Р. IX. ОП. 1 № 627. Фрагмент, изображающий «Академию его величества для всяких кунстов и ремесленыя»)

столицы на острове Котлин, в северной части Московской стороны на берегу Выборгской стороны, сменяли друг друга. По распоряжению Петра I с 1715 года преобладала идея создания центра города на Васильевском острове9 [5].

Ж.-Б. Леблон по поручению Петра I для возведения центра столицы «.пригласил на службу в Россию около 50 известных французских строителей и мастеров» [6, с. 212]. Пётр I в 1716 году поручил Меншикову «поселить на острове "нарочитое число ремесленных людей и художников", выписанных в то время из Франции и Германии. Они поселились на 2-й и 3-й линиях особой слободой.» [7, с. 154]. Так была организована Французская слобода (рис. 8, 9). При создании проекта Санкт-Петербурга французский архитектор «опирался на реальную застройку на всех территориях создававшегося города» [4, с. 86], так, в идее поместить Академию на месте Французской слободы, можно увидеть стремление соотнести проект со сложившейся застройкой города. Хотя в результате последовавшего межевания от Французской слободы не осталось и следа, но её расположение сыграло одну из ключевых ролей в выборе места размещения Академического квартала.

Ж.-Б. Леблон создал проработанный генеральный план, включавший регулярную трассировку улиц и каналов, продуманное зонирование, набор зданий, подобающий лучшей европейской столице. Однако принцип повышенного градостроительного значения акватории Невы, внедрённый Петром I при возведении высотных доминант колокольни Петропавловского собора, шпиля Адмиралтейства, башни здания Кунсткамеры, не стал основой композиционной выразительности генерального плана Леблона. Напротив, основные центры притяжения архитектор разметил в глубине застройки Васильевского острова. Это явилось одной из причин, почему проект Леблона был отвергнут, а межевание Васильевского острова было выполнено по проекту Д. Трезини10 (см. рис. 4). Тем не менее многие идеи плана

Леблона нашли отражение при возведении города на Неве, «среди этого - трассировка многих улиц Васильевского. и размещение на Васильевском острове Академии» [4, с. 86]. Так, здание Академии было обозначено на плане между 1-ой и 4-ой линиями Васильевского острова, а его протяжённый северный фасад - вдоль современного Среднего проспекта. В середине XVIII века для нужд Академии была выкуплена территория на 600 м юго-восточнее, между 3-ей и 4-ой линиями Васильевского острова, ставшая отправной точкой развития Академического квартала. Принимая во внимание близость расположения Академии на плане Леблона и выкупленных для Академии художеств домов, можно предположить, что И.И. Шувалов и архитектор А.Ф. Кокоринов основывали выбор места на плане Леблона.

К середине XVIII века естественное развитие города и системы регулирования застройки направили возведение столицы по пути раскрытия композиционного потенциала акватории Невы. «Та роль, которую в других столицах мира играли центральные площади и главные улицы, в Санкт-Петербурге окончательно утвердилась за Невой» [4, с. 41]. Самыми выгодными с градостроительной точки зрения считалась участки, выходившие на главную водную артерию города. Это послужило одной из основных причин выбора Шувалвым участка для размещения главного художественного учреждения империи не в глубине острова, а на набережной. Так идея, обозначенная на плане Леблона, была переосмыслена в соответствии с новыми принципами столичной застройки.

В то же время центр градостроительного развития города к середине XVIII века «по проектам «Комиссии о Санкт-Петербургском строении.» не должен был остаться на стрелке Васильевского острова, как планировалось с 1722 года. Уже с 1732 года он постепенно и неуклонно перемещался на Адмиралтейскую сторону» [4, с. 41]. Первый стационарный мост через Неву был открыт только в 1850 году. До этого мо-

10 План Васильевского острова с показанием состояния возводимых построек, Д. Трезини, 1723 г. (?) // РГАВМФ. Ф. 3-«Л». Оп. 34. А. 2813.

Рис. 8. Французская слобода: а) рисунок из книги «Историческое, географическое и топографическое описание Санктпе-тербурга,: От начала заведения его, с 1703 по 1751 год» [8]; б) расположение её на плане Санкт-Петербурга (обозначена как «тт»). Около 1715 года. Фрагмент 1 (источник: Стокгольмский военный архив)

мента Васильевский остров оставался самой труднодоступной территорией города, сообщаясь с Адмиралтейской стороной лишь посредством наплавного Исаакиевского моста. Затруднённая доступность снизила цены на недвижимость на острове, бывшим при Петре I самым респектабельным районом. Уже при Елизавете Петровне в указе об учреждении Академии художеств Сенат распорядился до предоставления Шуваловым проекта и устава «.на первые годы. на содержание учителей и нанятого дома 6.000 рублей отпустить»11, так как в период от 6 ноября 1757 года и до 2 марта 1763 года12 Академия художеств числилась при Московском университете и выделявшиеся для её развития суммы были скромны. Экономическая составляющая могла стать решающей в вопросе приобретения первых домов на набережной Большой Невы.

Вместе с тем, размещая Академию художеств на Васильевском острове, связывая выбор места с проектом Леблона, созданным полвека назад в иной градостроительной парадигме, Шувалов и Кокоринов избрали для Академического квартала путь развития в стороне от центра общественной жизни города. Это не оказало критического влияния на проектирование и строительство здания, но стало одним из факторов, по которым ансамбль Академии художеств, создававшийся в классической традиции, так и не распространился на всю территорию квартала.

Выбор места на берегу Большой Невы не был безальтернативным: так, в феврале 1763 года Екатерина II вернула вдове опального вельможи Е.И. Головкиной её имение, в том числе дом на Васильевском острове - один из двух домов по набережной Невы, занимаемых на тот момент Академией художеств13. Тогда в качестве варианта стал рассматриваться переезд Академии художеств в дом лейб-кампанского корпуса у Зимней канавки на месте нынешнего Нового Эрмитажа (рис. 10). Документы, датированные весной 1763 года, свидетельствуют: «Канцелярия от строения предписывает Академии художеств командировать архитектора Деламота. для осмотра дома Лейб-кампанского корпуса, годен ли он под Академию по сделанному оному плану»14. Вскоре А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот дали И.И. Бецкому положительный ответ. Так, летом 1763 года Академия художеств была близка к тому, чтобы оказаться на Дворцовой набережной и попасть в центр строительной активности города. Но история сложилась иначе, и 1 сентября 1763 года Е.И. Головкина согласилась уступить дом на Васильевском острове за 12 тыс. рублей, после чего в

ноябре 1763 года дом был выкуплен Академией15. Заманчиво представить себе Академическое здание на Дворцовой набережной, подле Зимнего дворца, но в таком случае Академия получила бы избыточное внимание двора, что могло принести больше вреда, чем пользы.

В исследовании впервые была прослежена цепочка событий, определившая расположение в Санкт-Петербурге здания Академии художеств и всего Академического квартала. Развитие идеи размещения главного художественного учреждения страны явилось единым творческим процессом поиска оптимального места, длившимся половину столетия: с изображения Академии на плане Леблона в 1717 году и до начала 1760-х годов, когда Академия приобрела три участка по набережной Большой Невы. Определено, что расположение Академического квартала является косвенным отражением замысла Петра I о создании центра столицы на Васильевском острове и имеет богатую предысторию, связанную с Французской слободой - местом сосредоточения художественного творчества Петровской эпохи16.

Композиционный потенциал северного берега Большой Невы и относительно невысокая стоимость недвижимости на Васильевском острове в середине XVIII века ввиду стеснённого материального положения Академии на начальном этапе обусловили выбор И.И. Шувалова по выкупу домов, рассчитанный на перспективу развития города. Строительство здания Академии художеств не в глубине Васильевского острова, как на чертеже Леблона, но на набережной стало новым звеном в цепи композиционных акцентов акватории Невы. В то время крупное по масштабу здание Академии художеств, как отмечает исследователь В.Г. Лисовский, «выделялось своим монументальным обликом среди соседних домов, привлекая взоры всех петербуржцев» [2, с. 26]. В наши дни здание остаётся мощной композиционной доминантой при взгляде на него с Английской и Адмиралтейской набережных, а также с Сенатской площади. Величественные колоннады зданий Адмиралтейства и Академии наук, Сената и Синода перекликаются с портиками Академии художеств, отдавая честь непревзойдённой гармонии здания, в образе которого впервые на Невскую ширь явился стиль классицизм.

Принятые сокращения

НИМ РАХ - Научно-исслеедовательский музей Российской академии художеств, Музей Академии художеств

11 Сенатский указ. 10.776. 6 ноября [1757 года]. Об учреждении в Санктпетербурге Академии художеств // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года : Т. XIV, С. 806-807.

12 Сенатский указ. 11.766. 2 марта [1763 года]. Об отделении Академии художеств от Университета, об учреждении в ней особливаго правления и об отпуске на содеражнее ея сумм // // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года :Т. XVI. С. 171.

13 Полякова Л.С. Новые документы о начале строительства здания Академии художеств / Л.С. Полякова Круглый стол по теме изучения Академии художеств «Семейный альбом». Санкт-Петербургская Академия художеств - СПб, 25.06.2021 - Доклад не опубликован.

14 Дело о принятии из Коммерц-коллегии на содержание Академии денег за январь и февраль месяцы и об осмотре дома лейб-компанского корпуса, годен ли он под Академию, и о сделании оному плана с пристойным к тому изъяснением. 31 марта 1763 года // РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч.1. Д. 53.

15 Дело об уплате денег за купленный для Академии дом гр. Головкиной. Указы Сената. Рапорты Кокоринова. Ордер Бецкого. Прошение Головкиной // РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч.1. Д. 40.

16 Связь размещения французской слободы и расположения «Академии для всяких кунстов и ремесления» на плане Ж.-Б.-А. Леблона в статье выявлена и проанализирована впервые.

ЦГИА - Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга

РАН - Российская академия наук

РГВИА - Российский государственный военно-исторический архив

РГАВМФ - Российский государственный архив Военно-Морского Флота

РГИА - Российский государственный исторический архив

Список источников

1. Штелин, Я.Я. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России : В 2 томах : Т. 1. / Я.Я. Штелин. - Сост., пер. с нем., вступ. ст. К.В. Малиновского.- Москва : Искусство, 1990. - 445 с. - Текст : непосредственный.

2. Лисовский, В.Г. Академия художеств. Историко-искус-ствоведческий очерк / В.Г. Лисовский ; 2-е изд-е. - Ленинград : Лениздат, 1982. - 224 с. - Текст : непосредственный.

3. Adorno, F. Accademie e istituzioni cuLturaLi a Firenze / F. Adorno. - Текст : электронный - Firenze : L.S. OLschki, 1983. - 341 p - URL: https://www.worLdcat.org/title/accademie-e-istituzioni-cuLturaLi-a-firenze/ocLc/10924989 (дата обращения 22.04.2024).

4. Семенцов, С.В. Санкт-Петербург на картах и планах первой половины XVIII века / С.В. Семенцов. - Санкт-Петербург : Эклектика, 2004. - 432 с. - Текст : непосредственный.

5. Борисова, Е.А. Работы Доменико Трезини по планировке и застройке Стрелки Васильевского острова в Петербурге / Е.А. Борисова. - Текст : непосредственный // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования : Сборник.

- Москва : Наука, 1973. - 195 с. - С. 20-37.

6. Иностранные мастера в Академии художеств: сборник статей. - Москва : Памятники ист. мысли, 2011. 318 с.

7. Глезеров, С.Е. Исторические районы Петербурга от А до Я / С.Е. Глезеров. - Санкт-Петербург : Центрполиграф, 2013.

- 960 с. - Текст : непосредственный.

8. Богданов, А.И. Историческое, географическое и топографическое описание Санктпетербурга : От начала заведения его, с 1703 по 1751 год. - Санкт-Петербург : Типография Военой коллегии, 1779. - 528 с. - Текст : непосредственный.

References

1. ShteLin Ya.Ya. Zapiski Yakoba ShteLina ob izyashchnykh iskusstvakh v Rossii [Notes of Jacob ShteLin on Fine Arts in Russia], in 2 volumes, VoL. 1; Comp., trans. from German. K.V. MaLinovskii. Moscow, Iskusstvo PubL., 1990, 445 p (In Russ.)

2. Lisovskii V.G. Akademiya khudozhestv. Istoriko-iskusstvovedcheskii ocherk [Academy of Arts. HistoricaL and Art Criticism Essay]. Leningrad. Lenizdat 1982, 224 p. (In Russ.)

3. Adorno F. Accademie e istituzioni cuLturaLi a Firenze. Firenze, L.S. OLschki, 1983, 341 p. URL: https://www.worLdcat org/titLe/accademie-e-istituzioni-cuLturaLi-a-firenze/ ocLc/10924989 (Accessed 04/02/2024). (In French)

4. Sementsov S.V. Sankt-Peterburg na kartakh i pLanakh pervoi poLoviny XVIII veka [St. Petersburg on Maps and PLans of the First HaLf of the XVIII Century] St Petersburg, EkLektika PubL., 2004, 432 p. (In Russ.)

5. Borisova E.A. Raboty Domeniko Trezini po pLanirovke i zastroike StreLki VasiL'evskogo ostrova v Peterburge [Works by Domenico Trezzini on the PLanning and Construction of the Arrow of VasiLievsky IsLand in St. Petersburg]. In: Russkoe iskusstvo XVIII veka. Materialy i issledovaniya [Russian Art of the XVIII Century. Materials and Research], CoLLection. Moscow, Nauka PubL., 1973, 195 p., pp. 20-37. (In Russ.)

6. Inostrannye mastera v Akademii khudozhestv [Foreign Masters at the Academy of Arts], CoLLection of articLes Moscow, Pamyatniki istoricheskoi mysLi PubL., 2011, 318 p. (In Russ.)

7. GLezerov S.E. Istoricheskie raiony Peterburga ot A do Ya [HistoricaL Districts of St. Petersburg from A to Z]. St. Petersburg, TsentrpoLigraf PubL., 2013, 960 p. (In Russ.)

8. Bogdanov A.I. Istoricheskoe, geograficheskoe i topograficheskoe opisanie Sanktpeterburga : Ot nachaLa zavedeniya ego, s 1703 po 1751 god [HistoricaL, GeographicaL and TopographicaL Description of St. Petersburg : from the Beginning of His Institution, from 1703 to 1751]. St. Petersburg, Tipografiya Voenoi koLLegii [Printing House of the MiLitary CoLLege], 1779, 528 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.