Научная статья на тему 'Наука в пространстве Санкт-Петербурга: становление'

Наука в пространстве Санкт-Петербурга: становление Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наука / город / городская застройка / Академия наук и художеств / музеи и библиотеки / размещение объектов науки / расселение учёных / учащихся и преподавателей / учебные заведения и производственные предприятия / science / city / urban development / Academy of Sciences and Arts / museums and libraries / placement of science objects / resettlement of scientists / students and teachers / educational institutions and industrial enterprises

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фрезинская Наталия Рахмиэлевна, Сергеев Кирилл Игоревич

Статья посвящена проблемам пространственной организации науки в Санкт-Петербурге XVIII века. Отмечаются особенности ситуации, которая возникает, когда возраст столичного научного центра почти не отстаёт от возраста столицы. Характеризуются важнейшие объекты науки и в их числе – Академия наук и художеств. Становление сети этих объектов рассматривается на фоне развития планировочной структуры города. Отмечено влияние технологии производственных процессов на выбор площадок, пригодных для выполнения исследований. Градостроительному комплексу, возникшему на базе Академии наук и художеств, уделяется особое внимание. На основании сохранившихся документов реконструируется схема расселения её сотрудников на территории Васильевского острова. Отмечается недостаток денежных средств, необходимых для нового строительства – им объяснялась практика покупки для нужд Академии уже построенных зданий или найма квартир. Подчёркивается постепенное преодоление возникавших трудностей, сопутствовавшее успехам исследовательской деятельности: для науки в городе началось строительство новых зданий, в проектировании которых учёные принимали активное участие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Science in the Space of Saint-Petersburg: Formation

The article is devoted to the problems of the spatial organization of the science in St. Petersburg of the 18th century. It notes the features of the situation that occurs when the age of the capital's scientific center almost does not lag behind the age of the capital. The most important objects of science are characterized, including the Academy of Sciences and Arts. The formation of the network of these objects is considered against the background of the development of the planning structure of the city. The influence of the technology of production processes on the choice of sites suitable for research is noted. The influence of the processes of business communication between scientists and the ties united research, educational and industrial activities, was also noted. It is shown that in the period from 1725 to 1805 there was a concentration of objects of science on Vasilyevsky Island. The picture of the settlement of scientists, students and teachers within the city is considered. The trend of concentration of places of work, education and residence in common territorial areas is analyzed. The creation of separate towns on the basis of the Pharmaceutical Garden, the Naval Cadet Corps and the Glass Factory is shown.The town, which arose on the basis of the Academy of Sciences and Arts, is given special attention. Based on the surviving documents, the scheme of resettlement of its employees on the territory of Vasilyevsky Island is reconstructed. There was a lack of funds needed for new construction this explained the practice of buying already built buildings for the needs of the Academy or renting apartments. The gradual overcoming of the difficulties that arose, which accompanied the success of research activities, is emphasized: for science in the city, the construction of new buildings began, in the design of which scientists took an active part.

Текст научной работы на тему «Наука в пространстве Санкт-Петербурга: становление»

Academia. Архитектура и строительство, № 4, стр. 64-72. Academia. Architecture and Construction, no. 4, pp. 64-72.

Исследования и теория Научная статья УДК 351:71:711

DOI: 10.22337/2077-9038-2023-4-64-72

Наука в пространстве Санкт-Петербурга: становление

Фрезинская Наталия Рахмиэлевна (Москва). Доктор архитектуры, советник РААСН. Отделение научно-исследовательских работ ГИПРОНИИ Российской академии наук (Россия, 119333, Москва, ул. Губкина, 3. ОНИР ГИПРОНИИ РАН). Эл. почта: mafre@List.ru

Сергеев Кирилл Игоревич (Москва). Кандидат архитектуры, советник РААСН. Отделение научно-исследовательских работ ГИПРОНИИ Российской академии наук (Россия, 119333, Москва, ул. Губкина, д. 3. ОНИР ГИПРОНИИ РАН). Эл. почта: kser3333@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена проблемам пространственной организации науки в Санкт-Петербурге XVIII века. Отмечаются особенности ситуации, которая возникает, когда возраст столичного научного центра почти не отстаёт от возраста столицы. Характеризуются важнейшие объекты науки и в их числе - Академия наук и художеств. Становление сети этих объектов рассматривается на фоне развития планировочной структуры города. Отмечено влияние технологии производственных процессов на выбор площадок, пригодных для выполнения исследований.

Градостроительному комплексу, возникшему на базе Академии наук и художеств, уделяется особое внимание. На основании сохранившихся документов реконструируется схема расселения её сотрудников на территории Васильевского острова. Отмечается недостаток денежных средств, необходимых для нового строительства - им объяснялась практика покупки для нужд Академии уже построенных зданий или найма квартир. Подчёркивается постепенное преодоление возникавших трудностей, сопутствовавшее успехам исследовательской деятельности: для науки в городе началось строительство новых зданий, в проектировании которых учёные принимали активное участие.

Ключевые слова: наука, город, городская застройка, Академия наук и художеств, музеи и библиотеки, размещение объектов науки, расселение учёных, учащихся и преподавателей, учебные заведения и производственные предприятия

Для цитирования. Фрезинская Н.Р., Сергеев К.И. Наука в пространстве Санкт-Петербурга: становление // Academia. Архитектура и строительство. - № 4. - С. 64-72. - DOI: 10.22337/2077-9 038-2023-4-64-72.

Science in the Space of Saint-Petersburg: Formation

Frezinskaya Nataliya R. (Moscow). Doctor of Sciences in Architecture, Adviser of RAACS. The Division of Research Works of the State Design and Research Institute of the Russian Academy of Sciences (3, Gubkina Str, Moscow, 119333, Russia. ONIR GIPRONII RAN). E-maiL: mafre@List.ru

Sergeyev Kirill I. (Moscow). Candidate of Sciences in Architecture, Adviser of RAACS. The Division of Research Works of the State Design and Research Institute of the Russian Academy of Sciences (3, Gubkina Str, Moscow, 119333, Russia. ONIR GIPRONII RAN). E-maiL: kser3333@yandex.ru

Abstract.The article is devoted to the problems of the spatial organization of the science in St. Petersburg of the 18th century. It notes the features of the situation that occurs when the age of the capital's scientific center almost does not Lag behind the age of the capitaL. The most important objects of science are characterized, incLuding the Academy of Sciences and Arts. The formation of the network of these objects is considered against the background of the deveLopment of the pLanning structure of the city. The influence of the technoLogy of production processes on the choice of sites suitabLe for research is noted. The influence of the

© Фрезинская Н.Р., Сергеев К.И., 2023.

processes of business communication between scientists and the ties united research, educational and industrial activities, was also noted. It is shown that in the period from 1725 to 1805 there was a concentration of objects of science on Vasilyevsky Island.

The picture of the settlement of scientists, students and teachers within the city is considered. The trend of concentration of places of work, education and residence in common territorial areas is analyzed. The creation of separate towns on the basis of the Pharmaceutical Garden, the Naval Cadet Corps and the Glass Factory is shown.The town, which arose on the basis of the Academy of Sciences and Arts, is given special attention. Based on the surviving documents, the scheme of resettlement of its employees on the territory of Vasilyevsky Island is reconstructed. There was a lack of funds needed for new construction - this explained the practice of buying already built buildings for the needs of the Academy or renting apartments. The gradual overcoming of the difficulties that arose, which accompanied the success of research activities, is emphasized: for science in the city, the construction of new buildings began, in the design of which scientists took an active part.

Keywords: science, city, urban development, Academy of Sciences and Arts, museums and libraries, placement of science objects, resettlement of scientists, students and teachers, educational institutions and industrial enterprises

For citation. Frezinskaya N.R., Sergeyev K.I.Science in the Space of Saint-Petersburg: Formation. In: Academia. Architecture and Construction, 2023, no. 4, pp. 64-72, doi: 10.22337/2077-9038-2023-4-64-72.

XVIII век стал для России порой перемен. Осваивались удалённые территории, строились города, совершенствовалась армия, создавался флот, а отечественная наука способствовала успеху важнейших начинаний и вносила свой вклад в преобразование страны. В Санкт-Петербурге сложился главный центр научных исследований, и это нельзя считать случайностью - уже в первой четверти века здесь размещались правительственные учреждения и резиденция императора, производственные и торговые предприятия, первые типографии, книжные лавки и учебные заведения. На берегах Невы в очаге активной городской жизни создавались объекты, ставшие опорными базами науки - её развитие Пётр I считал делом государственной важности.

Градостроительная практика обогатилась опытом создания крупного научного центра в новом городе. Санкт-Петербург был заложен в 1703 году, а в 1724 году Сенат одобрил «Проект положения об учреждении Академии наук и художеств», и этот «Проект» положил начало формированию Российской

1 Все иллюстрации, использованные в статье, кроме особо оговорённых, взяты из открытого доступа сети Интернет.

Рис. 11. Кикины палаты в районе Смольного двора. Современное фото

академии наук. Для сравнения: Королевское общество возникло в Лондоне (1660), Парижская академия - в Париже (1668), а Прусская академия - в Берлине (1700). Речь идёт о крупных сложившихся городах, проделавших длинный путь исторического развития.

Санкт-Петербург формировался как столичный город, и, насаждая в нём науку, Пётр следовал европейской традиции. В XVII веке Лондон был столицей Англии, а с 1707 года- Великобритании; Париж - столицей Франции; Берлин - столицей Бранденбургского маркграфства, с 1701 года - Пруссии. Центральной власти нужны были учёные (нередко они выполняли ответственные поручения, например, составляли Генеральную карту России, участвовали в Камчатских экспедициях, выполняли экспертную оценку научных работ) [1, с.102] Учёные, в свою очередь, нуждались в поддержке власти. Перемещение в Москву двора Петра II- одновременное с перемещением столицы (1728), означало наступление тяжёлых времён для формировавшегося в Петербурге научного центра. Его хозяйство приходило в упадок, профессорам не платили жалование, и они уезжали из России (1, с. 36). Возвращение двора при Анне Иоанновне (1732) позволило совместить функции столицы и главного научного центра - уже в елизаветинское время он занял достойное место в ряду научных центров Европы.

История петербургской науки начинается с создания музея и библиотеки на базе материалов, привезённых Петром I из (вычеркнуто) заграничной поездки, а также на основе «натуралий Аптекарской канцелярии». В 1714 году открыла свои двери Кунсткамера. Поначалу её коллекции и книги размещались в Летнем дворце, построенном в 1711-1712 годы Доменико Трезини у истока реки Фонтанки, а в 1719 году их перенесли в Кикины палаты, построенные в 1714-1718 годы неподалёку от Смольного двора (предположительно Андреа-сом Шлютером) [2] (рис. 1). Но уже в 1718 году приступили к проектированию и строительству нового здания Кунсткамеры. В числе его создателей целый ряд выдающихся архитекторов

того времени - от Георга-Иоганна Маттарнови до Михаила Григорьевича Земцова. Здание расположилось на Васильевском острове рядом со зданием Двенадцати коллегий. Коллекции и книги перенесли сюда в 1726 году уже после смерти Петра. Так сформировалось первое в нашей стране учреждение, объединившее в своём составе выставочные залы и библиотеку, лаборатории, анатомический театр, обсерваторию, а также мастерские, где изготавливали чучела и манекены.

В 1713-1714 годы в Санкт-Петербурге, на острове, расположенном в северной части Невской дельты, разбили Аптекарский огород. Первые жители столицы называли остров Диким, потом - Лесным и Вороньим, позднее - Аптекарским. Предполагают, что распоряжение о создании огорода было дано Петром I. На территории огорода выращивали лечебные травы, которые использовались в медицине. Уже в первой половине XVIII века здесь было несколько сот растений, происходивших из азиатских стран и неизвестных науке: директор (Иоанн Георг Сигизбек) давал им имена. Выполнялись опыты «относительно действия растений и их размножения». С 1730-х годов огород всё чаще называли Аптекарским или Медицинским садом, а в 1798 году он стал Ботаническим садом [3, с. 76].

В 1701 году в Москве была создана Школа навигацких и математических наук. Переведённая в Санкт-Петербург (1715), она стала основой Морской академии. Подобно Кунсткамере, академия разместилась в бывших владениях А.В. Кикина - на том месте, где позднее В.В. Растрелли построил Зимний дворец для Анны Иоанновны. В 1732 году было принято решение о переводе Академии на новое место: императрица пожаловала ей каменный дом князя Алексея Долгорукова «со всем, что в нём имеется». Дом находился на Васильевском острове, на набережной Большой Невы. В 1743 году Елизавета Петровна отвела для Морского кадетского корпуса (так теперь называлась академия) бывший дом Х.А.Миниха, расположенный на набережной неподалёку [4, с. 83-119]. В 1771 году после пожара корпус пришлось перевести в Кронштадт, а в 1796-ом Павел I вернул его в Санкт-Петербург на старое место. Дом Миниха отремонтировали, расширили и застроили участок. Работами руководил архитектор Ф.И. Волков. К концу века в городе сложился один из наиболее значимых архитектурных комплексов. Высшее учебное заведение, разместившееся на его территории, готовило кадры для русского флота и одновременно было центром научных работ: преподаватели становились авторами книг, участниками экспедиций, составителями карт, редакторами и переводчиками. Это было первое на петербургской земле высшее техническое учебное заведение [5].

В 1725 году на Петербургском острове в бывшем доме П.П.Шафирова, реконструированном Б.К.Растрелли и его сыном В.В.Растрелли, состоялось первое заседание Академии наук и художеств, в ведение которой передали Кунсткамеру с библиотекой. В 1727 году произошёл переезд Академии в отремонтированный дворец покойной царицы Прасковьи

Фёдоровны, построенный Гаэтано Киавери на Стрелке Васильевского острова, а в 1748 году на 2-й линии возвели каменное здание, специально предназначенное для ведения лабораторных исследований (рис. 2). Речь идёт о Химической лаборатории, созданной и оборудованной по чертежам М.В. Ломоносова [6] (рис. 3). В 1783-1789 годы Джакомо Кваренги возвёл на том же Васильевском острове главное здание Академии, и она переместилась сюда из бывшего дворца Прасковьи Фёдоровны.

В 1765 году в городе было организовано Императорское Вольное экономическое общество (ВЭО), работу которого поддерживала Екатерина II. Появилась первая в стране научная и просветительская организация, в задачи которой входило изучение отечественного земледелия и содействие его развитию. Устав общества опирался на неоконченный проект М.В. Ломоносова («Мнение об учреждении Государственной Коллегии земского домоустройства»). Согласно Уставу, проведение исследований сопровождалось распространением новых технологий сельскохозяйственного производства, их внедрением в реальную практику [7]. Проводились кампании по сбору статистических сведений о хозяйственной жизни

Рис. 2. Кунсткамера и дворец царицы Прасковьи Федоровны

Рис. 3. Химическая лаборатория М.В. Ломоносова

страны, очерки и отчёты публиковались в «Трудах ВЭО». Были организованы публичные лекции, устраивались сельскохозяйственные выставки. Первые заседания общества происходили в доме графа Г.Г. Орлова на Васильевском острове. К 1775 году Ж.Б. Валлен-Деламотом для этого общества было построено собственное здание на углу Невского проспекта и Дворцовой площади. Позднее оно было перестроено и вошло в архитектурный комплекс Главного штаба.

В 1773 году в Санкт-Петербурге открылось Горное училище - первое профильное высшее учебное заведение, готовившее специалистов для горнозаводского производства. Училище разместили в двух зданиях, выкупленных у графа П.Б. Шереметева,- они располагались на углу, образованном набережной Большой Невы и 22-й линией Васильевского острова (позднее докупили ещё два здания). По инициативе И.М. Ренованца (одного из первых преподавателей училища) создали учебный рудник и лаборатории. М.Ф. Соймонов (директор училища) организовал поездки студентов в Англию, Германию и Венгрию (для изучения горного дела), установил научные контакты с Фрайбергской горной академией, возглавил издательство, выпускавшее переводы трудов по горному делу. Екатерина II отпускала денежные средства на пополнение библиотеки, покупку инструментов и работу Минералогического кабинета. В 1804 году училище преобразовали в Горный кадетский корпус. А.Н. Воронихин начал строительство для него нового здания [8].

В 1783 году Екатерина подписала указ об организации Российской академии, призванной изучать гуманитарные науки и, как значилось в Уставе, «иметь предметом своим вычищение и обогащение российского языка, общее установление употребления слов оного, свойственное оному витийство и стихотворение» [9]. Инициатором указа была Е.Р. Дашкова - директор Академии наук и художеств, ставшая в то же время председателем нового научного учреждения, заседания которого проводились первоначально в конференц-зале Петербургской академии на Васильевском острове и в загородном доме Дашковой на Петергофской дороге. В 1786 году в Московской части, на берегу Фонтанки, для Российской академии приобрели и отремонтировали собственное здание, при нём создали Ботанический сад с теплицами. Но в 1796 году по распоряжению Павла I и здание, и сад были конфискованы. Новое здание построили на 1-ой линии Васильевского острова только в 1802-1804 годы.

В 1798 году Павел I подписал указ о создании Медико-хирургического училища (с 1799 года - академии). Базой послужили существовавшие в петровские времена Адмиралтейский и Сухопутный госпитали, которые вместе со своими школами, открывшимися в 1773 году и объединившимися в Главное врачебное училище в 1786-ом, размещались на Выборгской стороне в Госпитальной слободе. Академия заняла здание, построенное в конце XVIII века Антонио делла Порта. Здесь развернулась активная научная, учебная и лечебная деятельность, издавались учебники, шла подготовка

преподавателей, которым предстояла работа в российских университетах [10].

Кунсткамера, Аптекарский огород, Морская академия, Академия наук и художеств, Химическая лаборатория, Императорское вольное экономическое общество, Горное училище, Российская академия, Медико-хирургическое училище - так выглядит перечень основных городских объектов Санкт-Петербурга, в которых в XVIII веке проводились научные исследования. Речь идёт об объектах науки, не одинаковых по своему назначению: для одних выполнение исследовательских работ становилось главной задачей, в других - сочеталось с иными видами деятельности, необходимыми Российскому государству. Поэтому в нашем перечне Российская академия соседствует с Аптекарским огородом и Медико-хирургическим училищем.

В те времена формирование материальной базы науки требовало больших денежных затрат, весомых в бюджете не только нового города, но и всей России в целом. Деньги приходилось экономить. Не удивительна реакция царя на проект организации Морской академии, составленный в 1715 году Сент-Илером - первым её директором. Он требовал строительства для училища особого здания, полагая, что назначенные государем Кикины палаты неудобны. Ознакомившись с проектом, Пётр I написал: «Учинить на Кикина дворе, а вновь делать трудно» [4, с. 39].

Как правило, на первых порах для размещения новых учреждений использовались здания, которые были взяты в казну после смерти собственников (дворец царицы Прасковьи Федоровны), принадлежали деятелям, попавшим в опалу (дома П.П. Шафирова, Х.А. Миниха) или казнённым (палаты А.В. Кикина). Иногда новые учреждения начинали свою работу под крышей уже существующих, а также в домах своих руководителей (здание Академии наук и художеств, дом Е.Р. Дашковой). При таком подходе к делу размещение учреждений могло стать бессистемным. Санкт-Петербург строился на островах, разделённых обширными водными пространствами, а постоянных мостов поначалу не было. Случалось, что в непогоду академики не могли приехать на заседания Академии, и тогда заседания приходилось откладывать.

Формирование сети городских объектов, становившихся местами работы учёных, сдерживалось неопределённостью перспектив развития города. Согласно первому генеральному плану Санкт-Петербурга, разработанному «генерал-архитектором» Жан-Батистом Леблоном в 1717 году, центральным районом новой столицы должен был стать Васильевский остров - там предполагалось построить царскую резиденцию, именно там, на Васильевском острове с 1710 года размещался дворец светлейшего князя А.Д. Меншикова. План Леблона вызвал критику, и в плане, составленном в 1738 году «Комиссией о Санкт-Петербургском строении», центр города перемещался в Адмиралтейскую часть. Согласно плану М.И. Махаева, изданному Академией наук в 1753 году, композиционной основой городской

застройки становились три луча, которые стягивались к Адмиралтейству [11, с. 73].

Путь исторического развития, пройденный Санкт-Петербургом в XVIII веке, привёл к формированию на берегах Невы расчленённого планировочного центра, доминантами которого стали Адмиралтейство, Петропавловская крепость и позднее - биржа на Васильевском острове. Особое место в сложившейся системе доминант занял научный центр, возникший на базе Академии наук и художеств - Кунсткакмера была (и продолжает быть!) символом Академии (теперь -Российской академии наук). Достижением градостроителей явилась регулярная планировка города. Уже в петровские времена дома выносились на красные линии улиц, мощённых камнем. Вдоль них высаживались деревья, устраивались кюветы, обеспечивалось ночное освещение [12, с. 348]. Составление генеральных планов и совершенствование городской среды создавали благоприятные условия для развития науки: размещение её объектов все более отчётливо отражало закономерности пространственной организации исследовательской деятельности.

При выборе площадок, пригодных для проведения исследований, учитывались особые требования производственных процессов. Так, например, Морская академия должна была работать «у воды», и этим в немалой степени объяснялся выбор Кикиных палат, домов Долгорукова и Миниха, и, позднее, Кронштадта для размещения её (позднее - Морского кадетского корпуса) подразделений. А Стекольную фабрика с лабораторией неслучайно построили в Усть-Рудице, на удалении от города (рис. 4). Определяя место строительства, М.В. Ломоносов исходил из необходимости обеспечить близость леса, служащего источником топлива, наличие песка (составляющей части стекла) и реки, на которой можно поставить мельницу, приводящую в движение шлифовальные станки [13].

На рисунке 5 показана сеть академий и других объектов науки, расположенных на территории Санкт-Петербурга (по состоянию на 1725 и 1805 годы). Число объектов росло, отражая успехи исследовательской деятельности, при этом менялась конфигурация сети. Новые участки городской территории становились местами работы учёных (например, Горное училище на Васильевском острове (1773) или Медико-хирургическое училище (позднее- академия) на Выборгской стороне (1798). Другие участки изменяли назначение (на Адмиралтейском острове, где до 1732 года работала Морская академия, начали строительство Зимнего дворца для Анны Иоанновны). И только Аптекарский огород (Ботанический сад) продолжал работу на своём острове.

Сопоставление двух картин пространственной организации сети объектов науки свидетельствует о концентрации этих объектов на территории Васильевского острова. Для этого существовали веские причины. Условием продуктивной научной работы была доступность книг, рукописей и научных коллекций. Л.Л. Блюментрост (первый президент

Академии наук и художеств лейб-медик Петра I) писал императрице Екатерине I о необходимости достроить дом под Библиотеку и Кунсткамеру поблизости от дворца Прасковьи Фёдоровны, поскольку «...весьма поистине Библиотеке не можно в расстоянии быть от Академии, понеже учительным не меньше нужды в книгах, как мастеровым в инструментах» [14, с. 82]. Условием продуктивной работы была также возможность личных контактов между учёными. В городе формировалось научное сообщество, члены которого активно взаимодействовали друг с другом, обсуждая проведённые исследования, критикуя их результаты или соглашаясь с ними. Развивались связи между представителями различных отраслей знания. М.В. Ломоносов вспоминал, как «часто требует астроном механикова и физикова совета, ботаник и астроном - химикова» [15, с. 57]. Возможность делового общения зависела от расстояний, разделяющих учёных, и концентрация объектов науки обусловливалась необходимостью сокращать расстояния.

Проект, рассмотренный Сенатом в 1724 году, предусматривал «... такое здание учинить, чрез которое бы не токмо слава сего государства для размножения наук нынешнем временем разпространилась, но и чрез обучение и розпложение оных польза в народе впредь была» [14, с. 56-57]. Таким образом, задача взаимосвязанного развития науки и образования применительно к ведущему научному учреждению страны ставилась уже в петровское время: с Академией были созданы Гимназия и Университет. Их работа затруднялась малым числом молодых людей, готовых стать учениками и студентами,- сказывался невысокий уровень развития начальной школы в Российском государстве.

Тем не менее дело постепенно продвигалось. М.В. Ломоносов, опекавший Гимназию и Университет (в 1750-е и в начале 1760-х годов), принимал живое участие в организации учебного процесса, а в своей Химической лаборатории знакомил студентов с методикой и практикой проведения экспериментально-производственных работ. Именно здесь, в Химической лаборатории он прочитал курс физической химии (1752-1753) [16]. После смерти Ломоносова (1765) для академических учебных заведений настали сложные времена. В 1770-е годы их объединили в составе Училища академии, которое было закрыто в 1805-ом. Однако накопленный опыт

Рис. 4. Стекольная фабрика с лабораторией в Усть-Рудице

оказался полезным при организации Санкт-Петербургского императорского университета, открытого в 1819 году в здании Двенадцати коллегий.

Наука делала первые шаги по тому пути, который привёл к взаимосвязанному развитию исследовательской и производственной деятельности. Одной из задач, поставленных перед учёными Проектом Академии наук и художеств, стало «улучшение оснащения производств и ремёсел»: академики должны были совершенствовать машины и инструменты, выполнять экспертизу изобретений и проводить исследования по заданию правительства. Движение в этих направлениях не сразу привело к реальным результатам. С одной стороны, учёные, ведущие теоретические исследования, утверждали, что необходимо время, позволяющее плодам, созревающим «на древе науки», приносить пользу человечеству. С другой стороны, многие сенаторы считали Академию бесполезным учреждением и не хотели тратить деньги на её содержание.

Однако уже в конце 1720-х годов началась организация академических мастерских, а с середины 1730-х А.К. Нартов (выдающийся учёный и изобретатель) приступил к работе в Академии - он объединил мастерские под управлением лаборатории механических и инструментальных наук [17]. В Петергофе восстановили сгоревшую в пожаре камнерезную «мельницу»; машины для неё были изготовлены по проекту И. Брукнера на Сестрорецком заводе. В 1741 году Академия передала эту мельницу Канцелярии от строений. А Стекольную

а)

1 - Кунсткамера;

2 - Аптекарский огород (с 1730-х годов - Аптекарский или Медицинский сад);

3 - Морская академия (с 1752 года- Морской кадетский корпус);

4 - Академия наук и художеств (с 1803 года- Императорская академия наук);

фабрику с лабораторией, построенную в Усть-Рудице, можно рассматривать как прообраз современного научно-производственного комплекса - здесь в заводских условиях М.В. Ломоносов разрабатывал технологию производства силикатов и фарфора [1, с. 92].

Развитие науки, образования и производства заставляло решать проблемы расселения учёных, тем более что среди них (особенно на первых порах) преобладали приезжие, не имеющие в городе своего жилья. Пётр I считал необходимым строительство зданий для нужд Академии наук и художеств, в том числе жилых зданий. Однако и в петровское время, и позднее новое строительство затруднялось отсутствием достаточных денежных средств: приходилось снимать квартиры или покупать уже построенные дома.

В городе активно проявляла себя тенденция сосредоточения мест работы, обучения и проживания в единых территориальных ареалах. Проявлением тенденции было создание отдельных городков, объединяющих объекты науки, учебные заведения и производственные предприятия с «домами для житья»: в этом случае получала удачное решение проблема передвижений. В Аптекарском огороде оранжереи и лаборатория соседствовали с деревянными строениями, где размещались квартиры директора, садовника и аптекарских служителей [3, с. 72-92]. На первом этапе своего развития Академия наук и художеств, открывшаяся на Петербургском острове, образовала градостроительный комплекс. В доме

5 - Императорское вольное экономическое общество;

6 - Горный кадетский корпус;

7 - Российская академия;

8 - Медико-хирургическая академия

Исполнено Е.И. Емельяненко на основе [11] и «Плана Пе-

Рис. 5. Сеть объектов науки на территории Санкт-Петербурга. тербурга 1799 года» : а) в 1725 году; б) в 1805 году

П.П. Шафирова расположились зал заседаний, квартиры академиков и служебные помещения; в доме Н.М. Зотова (потом - И.П. Строева) - канцелярия; в доме М.П. Гагарина -квартиры академиков, приехавших с семьями [14, с. 80]. При расширении Морского кадетского корпуса, расположенного в доме Миниха, воспитанники, жившие до этого «на обывательских квартирах», переселялись частично в каменный дом и частично - во вновь построенные деревянные флигели, расположившиеся неподалёку от учебных классов. Предпринимались попытки купить дома в районе 11-й и 12-й линий для расселения преподавателей. [4, с. 124-131]. В Усть-Рудице фабричные строения, мельница и рабочий посёлок располагались на левом берегу запруды, правый берег которой стал местом строительства одноэтажного дома, занимаемого М.В. Ломоносовым, а также примыкающих к этому дому флигелей, где размещались лаборатория и мастерская [13].

Стоит рассказать о научном центре, сложившемся в восточной части Васильевского острова, там, где работала Академия наук и художеств. Данные о месте жительства группы профессоров, адъюнктов и прочих сотрудников приводятся в Реестре, составленном в 1735 году [14, с. 139-143] Упомянут 31 человек; в их числе: профессора Л. Эйлер, Г. Миллер, И. Дювернуа, Г. Крафт, Г. Юнкер; экстраординарный профессор Х. Винсгейм, адъюнкты В. Адодуров, И. Фишер, преподаватели Г. Гзелль, К. Шеслер. Схема расселения на Васильевском острове, составленная в соответствии с содержанием Реестра, показана на рисунке 6. На острове разместились дома и квартиры 29-и человек (за его пределами жили только двое: один - на Адмиралтейском острове, другой - на Петербургском). На плане нами выделены: I район (1-я, 2-я, 3-я, 4-я линии -18 чел.); II район (5-я, 6-я, 7-я линии - 5чел.); III район (8-я, 9-я, 10-я линии - 5 чел.); IV район (зона Гостиного двора - 1 чел.) Очевидна концентрация сотрудников в I районе, расположенном недалеко от главного здания Академии.

Представляет интерес участок, расположенный между 1-й и 2-й линиями Васильевского острова. На участке размещался так называемый Бонов дом (одноэтажный, деревянный на каменном подвале), арендованный в 1736 году, а потом купленный Академией у Карла фон Бреверна (1739). В доме, недалеко от нынешнего Тучкова моста, с 1741 по 1757 год жил М.В. Ломоносов, построивший по соседству Химическую лабораторию. На том же участке находился Ботанический сад (огород) Академии, а около него - группа жилых домов, которые часто называли «Боновы».

Таким образом, на Васильевском острове сложился развитый градостроительный комплекс. Многие его компоненты в настоящее время уже утеряны. Не существуют Бонов дом и Химическая лаборатория. На месте Морской академии создана Академия художеств, а на месте снесенного дворца Прасковьи Федоровны возник Зоологический музей. Однако сохранилось главное здание Академии, построенное Кваренги, а также Кунсткамера (сегодня их занимают учреждения Санкт-Петербургского отделения РАН) (рис. 7).

Подводя итоги нашего исследования, надо сказать, что на протяжении всего XVIII века в Санкт-Петербурге происходило расширение пространства, предназначенного для организации исследовательской деятельности, а сама исследовательская деятельность, успешно развиваясь, ставила перед городом новые задачи. Для выполнения научных работ недостаточно стало использовать существовавшие здания - началось строительство новых зданий, в проектировании которых учёные принимали самое активное участие.

Трансформация сети объектов науки соответствовала потребностям и закономерностям её развития. Учитывались технологические требования производственных процессов: ими подчас обусловливался выбор участков, пригодных для размещения исследовательских подразде-

Рис. 6. Расселение группы сотрудников Академии наук и художеств на Васильевском острове в 1735 году. Исполнен Е.И. Емельяненко на базе «Плана Петербурга 1738 г.» (https:// www.aroundspb.rU/karty/377/spb_1700_1840.html#1738)

Рис. 7. Учреждения Санкт-Петербургского отделения РАН на Васильевском острове (источник: https://petюpob'snevensis. files.wordpress.com/2013/09/ran_kunst001-tif2.jpg)

ж ж ж

лений. Происходила концентрация научных учреждений и учебных заведений на Васильевском острове, что обеспечивало возможности делового общения учёных, их участия в образовательной деятельности, а также удобные связи с библиотеками, музеями и мастерскими, необходимыми для выполнения теоретических и экспериментальных исследований. На территории города и в его ближайшем окружении создавались городки, становившиеся прообразами современных научных, научно-образовательных и научно-производственных центров.

Список источников

1. Комков, Г.Д. Академия наук СССР : Краткий ист. очерк : В 2-х томах : Т. 1: 1724-1917 / Г.Д. Комков, Б.В. Левшин, Л.К. Семенов. - Москва : Наука, 1977. - 383 с. - Текст : непосредственный.

2. Кикины палаты / Текст : электронный // KUDAGO. - URL: https://kudago.com/spb/place/kikiny-palaty/ (дата обращения 13.08.2023).

3. Императорский С.-Петербургский Ботанический Сад за 200 лет его существования (1713-1913) : В 3-х частях. -Часть 1 - Юбилейное издание, составленное членами сада под главною редакциею А.А. Фишера-фон-Вальдгейма. -Петербург, 1913. - 900 с. - URL: https://archive.org/details/ libgen_00888424 (дата обращения 13.08.2023). - Текст : электронный.

4. Веселаго, Ф.Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет / Ф.Ф. Веселаго. - Санкт-Петербург : Типография Морского кадетского корпуса, 1852 г. - URL: http://elib.shpl. ru/ru/nodes/26006-veselago-f-f-ocherk-istorii-morskogo-kadetskogo-korpusa-s-prilozhemem-spiska-vospitanmkov-za-100-let-spb-1852#mode/inspect/page/3/zoom/4 (дата обращения 13.08.2023). - Текст : электронный.

5. Лалаев, М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению. Часть 1. 1700-1825 гг. / Лалаев М.С. - URL: http://www.ruscadet.ru/ history/rkk_1701_1918/common/lalaev-guvuz/lalaev-guvuz. htm (дата обращения 13.08.2023). - Текст : электронный.

6. Химическая лаборатория М.В. Ломоносова / Текст : электронный // Санкт-Петербургский государственный университет. Институт химии. Официальный сайт. - URL: https://chem. spbu.ru/home/the-institute/118-aboutus/2993-khimicheskaya-laboratoriya-m-v-lomonosova.html (дата обращения 24.04.2023).

7. Лукичев, П.Н. Императорское вольное экономическое общество и его роль в развитии сельского хозяйства в Росссии (к 250-летию ИВЭО) / П.Н. Лукичев. - Текст : электронный. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ imperatorskoe-volnoe-ekonomicheskoe-obschestvo-i-ego-rol-v-razvitii-selskogo-hozyaystva-rossii-k-250-letiyu-iveo (дата обращения 31.05.2023).

8. Прудинская, Л.В. Из истории Горного института (1773 - конец XIX в.) / Л.В. Прудинская. - Текст : электронный //

XI Открытые слушания «Института Петербурга» : Ежегодная конференция по вопросам петербурговедения. 9-11 января 2004 г. - Санкт-Петербург, 2004. - URL: https://institutspb. ru/pdf/hearings/11-08_Prudinskaya.pdf (дата обращения 26 апреля 2023).

9. «Из краткого начертания Императорской Российской академии, составленного Е.Р. Дашковой» // Доклад княгини Е.Г. Дашковой Императрице Екатерине II об учреждении Российской Академии. Август 1783 года. - URL: https:// www.vostLitinfo/Texts/Dokumenty/Russ/XVIn/1780-1800/ Daskova_E_R/akademia_nauk_1783.htm (дата обращения 28. 04. 2023). - Текст : электронный.

10. Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова. Официальный сайт. - URL: https://vmeda.miL.ru/O-VUZe/ Istoriya (дата обращения 30. 04. 2023). - Текст : электронный.

11. Шквариков, В.А. Очерк планировки и застройки русских городов / В.А. Шквариков. - Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954. - 204 с. - Текст : непосредственный.

12. Бунин, А.В. История градостроительного искусства : В 2-х томах : Том 1 / А.В. Бунин. - Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953. - 532 с. - Текст : непосредственный.

13. «Литературная карта России». Усадьбы Ломоносова в Усть-Рудице и на Большой морской улице / Текст : электронный // В Контакте : Буква. - URL: https://vk.com/@bukva57-Literaturnaya-karta-rossii-usadby-Lomonosova-v-ust-rudice-i (дата обращения 10.07. 2023).

14. Копелевич, Ю.Х. Основание Петербургской академии наук. Академия наук СССР. Институт истории естествознания и техники / Ю.Х. Копелевич. - Ленинград : Наука. Ленинградское отделение, 1977. - 211 с. - Текст : непосредственный.

15. Ломоносов, М.В. Записка о необходимости преобразования Академии Наук. 1758-1759 / М.В. Ломоносов. Полное собрание сочинений : в 11 томах : Том 10. - Москва-Ленинград : АН СССР, 1957. - 934 с. - Текст : непосредственный.

16. Химическая лаборатория / Текст : электронный // Михаил Васильевич Ломоносов : М.В. Ломоносов и его время. - URL: https://www.ras.ru/Lomonosov/29bfeb71-490b-4899-8068-d7a1d3d57f2d.aspx (дата обращения 06.06.2023).

17. Андрей Константинович Нартов / Текст : электронный // В Контакте : МГТУ «СТАНКИН». - URL: https://vk.eom/@ msut_stankin-andrei-konstantinovich-nartov (дата обращения 16.07 2023).

References

1. Komkov G.D., Levshin B.V., Semenov L.K. Akademiya nauk SSSR : Kratkii istoricheskii ocherk [Academy of Sciences of the USSR: Brief History. Essay], In 2 volumes: Vol. 1: 1724-1917. Moscow, Nauka PubL., 1977, 383 p. (In Russ.)

2. Kikiny paLaty [Kikin Chambers]. KUDAGO. URL: https:// kudago.com/spb/pLace/kikiny-paLaty/ (Accessed 08/13/2023). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Imperatorskii S.-Peterburgskii Botanicheskii Sad za 200 Let ego sushchestvovaniya (1713-1913) [Imperial St Petersburg Botanical Garden for 200 Years of Its Existence (1713-1913)], in 3 parts. Part 1. YubiLeinoe izdanie, sostavLennoe chLenami sada pod gLavnoyu redaktsieyu A.A. Fishera-fon-VaL'dgeima [Anniversary Edition Compiled by Members of the Garden under the Chief Editorship of A.A. Fischer-von-WaLdheim]. St Petersburg, 1913, 900 p. URL: https://archive.org/detaiLs/Libgen_00888424 (Accessed08/13/2023). (In Russ.)

4. VeseLago F.F. Ocherk istorii Morskogo kadetskogo korpusa s priLozheniem spiska vospitannikov za 100 Let [Essay on the History of the NavaL Cadet Corps with a List of PupiLs for 100 Years]. St. Petersburg, Tipografiya Morskogo kadetskogo korpusa [Printing house of the NavaL Cadet Corps], 1852 g. URL: http://eLib.shpL.ru/ru/nodes/26006-veseLago-f-f-ocherk-istorii-morskogo-kadetskogo-korpusa-s-priLozheniem-spiska-vospitannikov-za-100-Let-spb-1852#mode/inspect/page/3/ zoom/4 (Accessed 08/13/2023). (In Russ.)

5. LaLaev M.S. Istoricheskii ocherk voenno-uchebnykh zavedenii, podvedomstvennykh GLavnomu ikh UpravLeniyu. Chast' 1. 1700-1825 gg. [HistoricaL Sketch of MiLitary EducationaL Institutions Subordinate to Their Main Directorate. Part 1. 1700-1825]. URL: http://www.ruscadet.ru/history/ rkk_1701_1918/common/LaLaev-guvuz/LaLaev-guvuz.htm (Accessed 08/13/2023). (In Russ.)

6. Khimicheskaya Laboratoriya M.V. Lomonosova [ChemicaL Laboratory M.V. Lomonosov]. Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet Institut khimii. OfitsiaL'nyi sait [St. Petersburg State University. Institute of Chemistry. OfficiaL site]. URL: https://chem.spbu.ru/home/the-institute/118-aboutus/2993-khimicheskaya-Laboratoriya-m-v-Lomonosova. htmL (Accessed 04/24/2023). (In Russ.)

7. Lukichev P.N. Imperatorskoe voL'noe ekonomicheskoe obshchestvo i ego roL' v razvitii seL'skogo khozyaistva v Rosssii (k 250-Letiyu IVEO) [ImperiaL Free Economic Society and Its RoLe in the DeveLopment of AgricuLture in Russia (to the 250th Anniversary of IVEO)]. URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/ imperatorskoe-voLnoe-ekonomicheskoe-obschestvo-i-ego-roL-v-razvitii-seLskogo-hozyaystva-rossii-k-250-Letiyu-iveo (Accessed 05/31/2023).(In Russ.)

8. Prudinskaya L.V. Iz istorii Gornogo instituta (1773 -konets XIX v.) [From the History of the Mining Institute (1773 - the End of the 19th Century)]. In: XI Otkrytye slushaniya «Instituta Peterburga» [XI Open hearings of the "Institute of St. Petersburg"], AnnuaL conference on issues of St. Petersburg studies. January 9-11, 2004, St. Petersburg. URL: https:// institutspb.ru/pdf/hearings/11-08_Prudinskaya.pdf (Accessed 04/26/2023). (In Russ.)

9. «Iz kratkogo nachertaniya Imperatorskoi Rossiiskoi akademii, sostavLennogo E.R. Dashkovoi» ["From a brief outline of the Imperial Russian Academy, compiled by E.R. Dashkova"]. In: Doklad knyagini E. G. DashkovoiImperatritse Ekaterine II ob uchrezhdenii Rossiiskoi Akademii. Avgust 1783 goda [Report of Princess E. G. DashkovaEmpress Catherine II on the establishment of the Russian Academy. August 1783]. URL: https://www.vostLit.info/Texts/Dokumenty/Russ/ XVIII/1780-1800/Daskova_E_R/akademia_nauk_1783.htm (Accessed 04/28/2023). (In Russ.)

10. Voenno-meditsinskaya akademiya imeni S.M. Kirova. OfitsiaL'nyi sait [MiLitary Medical Academy Named after S.M. Kirov. OfficiaL site]. URL: https://vmeda.miL.ru/O-VUZe/Istoriya (Accessed 04/30/2023). (In Russ.)

11. Shkvarikov V.A. Ocherk pLanirovki i zastroiki russkikh gorodov / V.A. Shkvarikov [Essay on the PLanning and DeveLopment of Russian Cities]. Moscow, State pubLishing house of Literature on construction and architecture, 1954, 204 p. (In Russ.)

12. Bunin A.V. Istoriya gradostroiteL'nogo iskusstva [History of Urban PLanning Art], in 2 voLumes, VoL. 1. Moscow, State pubLishing house of Literature on construction and architecture, 1953, 532 p. (In Russ.)

13. «Literaturnaya karta Rossii». Usad'by Lomonosova v Ust'-Ruditse i na BoL'shoi morskoi uLitse ["Literary Map of Russia". Lomonosov's Estates in Ust-Ruditsa and BoLshaya Morskaya Street]. V Kontakte. Bukva. URL: https://vk.com/@bukva57-Literaturnaya-karta-rossii-usadby-Lomonosova-v-ust-rudice-i (Accessed 07/10/2023). (In Russ.)

14. KopeLevich Yu.Kh. Osnovanie Peterburgskoi akademii nauk. Akademiya nauk SSSR. Institut istorii estestvoznaniya i tekhniki [Foundation of the St. Petersburg Academy of Sciences. USSR Academy of Sciences. Institute of the History of NaturaL Science and TechnoLogy]. Leningrad, Nauka, Leningrad branch PubL., 1977, 211 p. (In Russ.)

15. Lomonosov M.V. Zapiska o neobkhodimosti preobrazovaniya Akademii Nauk. 1758-1759 [Note on the Need to Reform the Academy of Sciences. 1758-1759]. In: M.V. Lomonosov. Polnoe sobranie sochinenii [Complete works], in 11 voLumes, VoL. 10. Moscow, Leningrad, Academy of Sciences of the USSR PubL., 1957, 934 p. (In Russ.)

16. KhimicheskayaLaboratoriya [ChemicaL Laboratory]. In: Mikhail Vasil'evich Lomonosov: M.V. Lomonosov i ego vremya [Mikhail Vasilyevich Lomonosov: M.V. Lomonosov and His Time]. URL: https://www.ras.ru/Lomonosov/29bfeb71-490b-4899-8068-d7a1d3d57f2d.aspx (Accessed 06/06/2023). (In Russ.)

17. Andrei Konstantinovich Nartov. V Kontakte : MGTU "STANKIN". URL: https://vk.com/@msut_stankin-andrei-konstantinovich-nartov (Accessed 07/16/2023). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.