и др.); оптимизация моделей, содержания, методов, технологий и ресурсного обеспечения профессиональной подготовки лиц с ОВЗ из числа выпускников специальных (коррекционных) школ/классов 1-УШ видов и др. общеобразовательных учреждений, а также взрослого населения.
6. Разработка пакета дидактико-методических, инструктивно-технических, учебных и иных материалов, раскрывающих особенности организации и содержания профессионального обучения, его коррекционно-компенсаторную направленность, специфику материально-технического и информационного обеспечения учебного процесса, контроля и оценки результатов профессиональной подготовки разных категорий лиц с ОВЗ.
7. Проведение междисциплинарных научно-прикладных исследований, задающих вектор экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений в области профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, специального обучения, личностной самореализации, развития интеллектуального потенциала и социокультурной интеграции обучающихся с ОВЗ.
9. Обеспечение учреждений профессионального образования квалифицированными руководящими и педагогическими кадрами, обладающими необходимым и достаточным уровнем компетентности в области специальных (кор-рекционных) технологий обучения; разработка и реализация в этих целях программ дополнительного профессионального образования.
10. Разработка программы взаимодействия учреждений профессионального образования с социальными партнерами (предприятиями реабилитационной индустрии, общественными организациями, бизнес-сообществом и др.), в целях повышения качества и улучшения материально-технической оснащенности профессиональной подготовки лиц с ОВЗ, формирования у работодателей заинтересованности в их приеме на работу, рациональном трудоустройстве (в том числе в сфере малого и частного бизнеса), профессионально-трудовой адаптации и социокультурной интеграции.
Степанова Е.И.
к.соц.н., с.н.с. БГТУ «ВОЕНМЕХ», Санкт-Петербург
ПОИСК ИННОВАЦИОННЫХ КООРДИНАТ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ ВОЕНМЕХ И ПОЛИТЕХ)1
Перед данным исследованием мы поставили ряд вопросов. Каковы особенности обучения профессиям в вузах? Насколько студенты знакомы со спецификой подготовки своей профессии? Достаточно ли задействованы инновационные формы обучения в вузах? Как воспринимаются перспективы профессии и работы по окончании вуза?
Методологические аспекты исследования
В данном исследовании были проведены пилотажные опросы по инноватике в двух вузах: (1) Балтийский Государственный Технический Университет - «ВОЕНМЕХ» и (2) Санкт-Петербургский Государственный Технический Университет - «ПОЛИТЕХ».
По рефлексивной методике опрошены: в ВОЕНМЕХе студенты Аэрокосмического факультета по специальности «инженеры лазерных технологий», 4 курс - 21 чел.; в ПОЛИТЕХе - студенты факультета Технической кибернетики по специальностям: «Информатика и вычислительная техника»; «Программное обеспечение»; «Вычислительные машины»; «Сети ЭВМ и телекоммуникации»; «Автоматизированные системы обработки информации и управления», курсы 3-5 - 41 чел. Итого 62 человека, в том числе 23% (14) девушек.
Предполагается получить возможность учесть ряд принципиальных факторов:
- требование серьезного технического оснащения (требующие и не требующие - как, например, 1Т - специальности вообще НЕ требуют оснащения),
- в том числе обеспеченность материально-технической базой самого ОБУЧЕНИЯ.
- требование серьезной материально-технической базы РАБОТЫ по специальности как таковой;
- оценка социально-экономического и технического «измерения» фактического современного состояния ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА в сфере приложения профессионального образования.
Категория студентов рассматривается нами не сама по себе, не как носитель сугубо молодежных настроений или персонифицированных профессионально-учебно-жизненных коллизий, а как доступная категория продвинутых субъектов, выступающая своего рода диагностическим «химическим реактивом», позволяющим актуализировать характеристики социальной ситуации. Эта учащаяся молодежь опосредованно отражает настроения населения, молодежи, своих семей в отношении перспектив социально-экономического положения в стране, настроения/ощущения, возникающие при обучении в вузе, складывающиеся представления о возможностях реализации в работе и профессии. И, наконец, респонденты представляют и непосредственно самих себя, свой индивидуальный опыт, свои планы и настроения, которые были рождены, отнюдь, не в безвоздушном пространстве.
1 Степанова Е.И. - старший научный сотрудник Института Лазерной техники и технологий Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова.
Научные интересы: Инновации в образовании, Академическая мобильность, Альтернативное образование, Болонский процесс и реформирование образования, Гражданские права наркозависимых и ВИЧ-инфицированных людей, Потенциал общественных организаций в решении социальных проблем, Эмпирические методы в социологии.
Метод исследования
Проводимое социологическое исследование базируется на технологии открытых вопросов. Данная технология представляет собой целостный исследовательский комплекс.
Разработана надлежащая анкета, проводится рефлексивный опрос, при котором респонденты прописывают собственными словами многообразные коллизии, связанные с ценностями, целями, перспективами самореализацией, учебы и профессии.
Вопросы направлены непосредственно на изучение: = мотивации выбора респондентами вуза-специальности, = оценок учебного процесса,
= оснащенности и ресурсов обучения, использования академических (и продвинутых) форм учебного процесса и др. = на оценку востребованности получаемой профессии, перспектив дальнейшей учебы и работы, в том числе за рубежом.
Особенность данного исследовательского подхода состоит в поиске актуализаций новых координат изучаемого объекта исследования, в противовес стандартизированным исследованиям, где все социальные координаты исследовательского объекта/исследовательской ситуации заранее и однозначно заданы исследователем. Метод же открытых вопросов предполагает гибкую систему в двух отношениях: (а) описания изучаемого объекта со стороны множества респондентов и (б) последующего выявления исследователем наличных координат изучаемого объекта и их актуального состояния из концептуализаций отдельных респондентов. Кроме того здесь есть и такой принципиально важный и несомненно полезный момент - (в) респондент впервые систематическим образом проясняет свои отношения с данным социальным объектом, описывает его собственными суждениями.
Мотивация обучения и осведомленность о профессии
Изучая причины и предпосылки, по которым студенты оказались в данных вузах, обнаружилось, что более мотивированными предстают студенты ПОЛИТЕХа (в сравнении с ВОЕНМЕХОМ). В ответах студентов указываются такие моменты, как желание работать по специальности «стать программистом» или осознанно продолжать учебу в данном направлении (табл. 1). Важными факторами, повлиявшими на поступление студентов в вуз, также оказались
«совет близких» и «престиж вуза».
Таблица 1
Как оказались в этом вузе
Причины/ факторы/поводы ВОЕНМЕХ ПОЛИТЕХ
ВСЕГО АНКЕТ (чел.) 21 41
Студенты целенаправленно выбирали вуз - 24 чел.
Стать программистом - 6
Интерес 3 4
Продолжают учебу - 4
Любовь к точным наукам 3 -
Хорошая профессия 4 3
Причинами послужили внешние обстоятельства - 26 чел.
Совет близких 5 9
Престиж вуза 6 6
Разное 10* 18**
ИТОГО (62 чел.) 31 50
Формулировка самого вопроса: Как Вы оказались в данном вузе, на данном факультете, на данной специальности, какие обстоятельства, в конце концов, повлияли на Ваше решение?
* Разное Военмех: Близко с домом; Пришлось; Просто выбрал; Случайно.
** Разное Политех: По собственному желанию; Сдал экзамены; На что первое наткнулся; Поступил по олимпиаде.
В уровне мотивации значительную роль играет то, насколько осмысленно абитуриент, а затем уже состоявшийся студент, выбирал специальность, а также уровень представлений о выбранной специальности (табл. 2). В данных ВУЗах большинство студентов, так или иначе, показывают неслучайность своего выбора. При этом студенты ПОЛИТЕХа более детально, чем студенты ВОЕНМЕХа, описывают свои представления о составляющих будущей специальности (табл. 3).
Таблица 2
Определенность выбора специальности
№ Характер ответа (62 чел.) ВОЕНМЕХ ПОЛИТЕХ ИТОГО
Определились ли со специальностью
1 Определились 11 32 43
2 Не определились 7 6 13
Есть ли представления о специальности
1 Есть представления 11 25 36
2 Нет представлений 3 6 9
В вопросе выяснялось, что студент видит в качестве краеугольных элементов своей специальности (задание звучало так: «Назовите 3-5 основных составляющих, которые формируют основу вашей специальности»). Наличие большего числа составляющих в вопросе о своей специальности у студентов ПОЛИТЕХа является, скорее всего, отражением того, что сама выборка участников опроса в два раза больше, и в этом вузе свою специальность студенты выбирают в процессе учебы (спектр возможных перспектив - от разработок программного обеспечения до разработок телевизионных сетей), тогда как в ВОЕНМЕХе все студенты сразу поступают на конкретную специальность (в нашей выборке это «инженеры лазерных технологий»).
Таблица 3
Составляющие специальности
ВОЕНМЕХ ПОЛИТЕХ
Точные науки Точные науки
Знание системы лазера Знание алгоритмов
Обработка материалов Моделирование
- Языки программирования
- Кодирование
- Компьютерная графика
- Теория верификации
Из ответов на анкету следует, что о специфике своей специальности студенты в основном узнают из лекций и Интернета. Студенты ПОЛИТЕХа к этому добавляют - посещают конференции, общаются с друзьями, разбираются самостоятельно (табл. 4).
Таблица 4
Осведомленности о профессии, ее источники
ВОЕНМЕХ ПОЛИТЕХ
Уровень осведомленности - 24%
Осведомлен 3 Осведомлен 12
Плохо осведомлен 5 Плохо осведомлен 11
Редко обсуждаются 6
Источник информации о профессии
Лекции 7 Лекции 10
Литература 2 Интернет 3
Интернет 3 Друзья 2
Самостоятельно 3
Конференции 4
ИТОГО (21 чел.) 21 ИТОГО (41 чел.) 28
Ответы об уровне осведомленности студентов ПОЛИТЕХА фактически распределены 50/50, а в ВОЕНМЕХЕ ответов вообще мало и несколько преобладает число заявивших, что осведомлены плохо о своей специальности. На вопрос же - приглашаются ли в ваш ВУЗ невузовские специалисты (который был задуман нами как некий показатель поиска способов усиления качества обучения) студенты ВОЕНМЕХА все ответили ДА, а часть студентов ПОЛИТЕХа заявила, что такого нет (табл. 5).
Таблица 5
Выступают ли приглашенные специалисты
Признаки (62 чел.) ВОЕНМЕХ ПОЛИТЕХ ИТОГО
Да выступают 21 34 55
Нет, не выступают 0 7 7
Студенты отмечают, что приглашаются различные специалисты, работающие в данных направлениях с целью более глубокого ознакомления слушателей с областью своей специализации.
Отмечается также заинтересованность преподавателей в эффективности преподавания, в их желании передать студентам знания, научить подопечных ремеслу (табл. 6). Несмотря на все это, только 24% студентов указали, что они осведомлены о своей специальности.
Таблица 6
Заинтересованность преподавателей
Оценки заинтересованности ВОЕНМЕХ ПОЛИТЕХ ИТОГО
Большая часть 8 5 13
50/50 3 7 10
Меньшая часть 1 4 5
Очень заинтересованы 4 21 25
Зависит от студента 3 - 3
Не особо заинтересованы - 1 1
Характеристика процесса обучения
Для исследования проблем высшего технического образования необходимо понимать, как влияет процесс обучения на уровень осведомленности студентов о профессии. Сегодня в процесс обучения техническим специальностям встроен значительный объем разных гуманитарных предметов. Представляется любопытным прояснить отношения студентов с этими «гуманитарными добавками», удовлетворенность ими.
В числе наиболее интересных для себя курсов студенты называют, естественно, технические дисциплины, но также и ряд гуманитарных. В ПОЛИТЕХЕ отмечен на всю выборку только один предмет - экономика, а в ВОЕНМЕХЕ студенты назвали ряд гуманитарных предметов (табл. 7).
Таблица 7
Наиболее интересное/привлекательное в обучении
ВОЕНМЕХ ПОЛИТЕХ
Предметы по специальности: Курсы CAD/CAE, Solidworks, Оптика, Энергетика лазера, Механика, Теория верификации, Программи- 21 Предметы по специальности: Верификация, Защита информации, Вычислительная математика, Программирование. 17
рование.
Гуманитарные предметы: Психология, Экономика, Право. 7 Гуманитарные предметы: Экономика. 1
Разное: 6 Разное: 15
Спорт, Наглядные, Доступные, Творчество, Хороший материал, Теоретическая обоснованность. Теория управления, Физкультура, Курсы принятия решений, Общение с преподавателями.
Практические занятия 4 Практические занятия 12
Теория 2 Теория 4
ИТОГО (21 чел.) 40 ИТОГО (41 чел.) 49
Наименее интересными отмечаются гуманитарные курсы, связанные с философией, социологией, биологией и т.д. Как ни странно, нередко отмечаются и технические курсы как неинтересные. Чаще это отмечалось в ПОЛИТЕХе (табл. 8).
Интересной для анализа оказалась рубрика «РАЗНОЕ»:
= НАИБОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ: Умение преподавателя правильно преподносить информацию - доступно, интересно; Творчество; Цельность (от базовых до сложных знаний), понятность, научная ценность; Физкультура; Курс принятия решений (оптимальных); Новые подходы для решения проблем; интересные, развлекательного характера, требование программы зависит от преподавателя; Возможность комфортно отдохнуть на перерывах.
Таблица 8
Наименее привлекательное в обучении
ВОЕНМЕХ ПОЛИТЕХ
Гуманитарные предметы: Философия, Экономика, Правоведение 8 Гуманитарные предметы: Философия, Социология, Биология 14
Технические предметы: 2 Технические предметы: 9
Теория сигналов и систем, Технологии производства Компьютерные сети, Математический анализ, Теория вероятности
Разное: Лабораторные на бумажках, Обилие и хаотичность материала, Отсутствие практических знаний 6 Разное: Нудные, Скучные, Не связанные со специальностью, Плохое изложение 16
ИТОГО (21 чел.) 16 ИТОГО (41 чел.) 39
= НАИМЕНЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ: Обилие и хаотичность материала; Те, где преподаватели не заинтересованы в грамотной подаче материала; Лабораторные на бумажках; Скучный предмет и много писанины; Плохое изложение; Нудность; Предметы а-ля напиши «что-то не знаю что»; Непривлекательное, скучное и ненужное.
В данных ответах прослеживается желание студентов получать более содержательно и кратко информацию о своей специальности. Чтобы обучение проходило в более неформальной обстановке, чтобы было меньше писанины и сухого изложения, а побольше свободы, игровых форм обучения и др.
Таблица 9
Что нового хотелось бы иметь в своем обучении
Признаки ВОЕНМЕХ ПОЛИТЕХ ИТОГО
Реплик
Практики 11 9 20
Технических предметов 7 13 20
Иностранного языка 3 5 8
Разное* 4 20 24
ИТОГО (62 чел.) 25 47 72
*РАЗНОЕ - в ВОЕНМЕХЕ: Курсы на развитие личности; Все устраивает.
*РАЗНОЕ - в ПОЛИТЕХЕ: Практика за рубежом; Самостоятельная работа; Лекции специалистов; Физкультура; Курсы на развитие личности; Трудоустройство; Риторика.
Как видим, формулируя ответы на вопрос, студенты представили достаточно широкий спектр потребностей того, что хотелось бы иметь в обучении (табл. 9). Самый большой вес имеет позиция «практика». При всем том, что студентам и так читают массу технических дисциплин, они дополнительно заявляют «технические курсы». Явно не хватает ресурсов для изучения языка.
= Как формулируется потребность в практике:
ВОЕНМЕХ ПОЛИТЕХ
Побольше практических занятий, связанных с работой с приборами, физическими экспериментами; Побольше практических и лабораторных работ, курсы по устройству лазера; Не хватает курса деталей машин. Хотелось бы иметь хоть какие-то практические занятия, а не типовые задачи а-ля копии; Курсы по выбору. Реальные задачи с реальными руководителями; Производственную практику.
В ответах студентов прослеживается желание иметь в учебном процессе более «творческие методики» обучения. Можно прояснить эти заявления в ответах на другие вопросы.
В табл. 10 представлен перечень из 7 учебных компонент - результаты их оценки по 4-м критериям в 100-балльной шкале (1 - Важность элемента; 2 - Насколько задействован элемент в обучении; 3 - Насколько он должен быть представлен в обучении; 4 - каковы шансы получить максимальную обеспеченность/качество по данному элементу).
Таблйца 10
Требования студентов к элементам подготовки по профессии
Компоненты обучения (% указавших от 62 чел.) Важность Задействован в обучении Должен быть представлен Получить это по МАХ
(1) (2) (2-1) (3) (2-3) (4) 4-3
Теоретические знания 71 75 4 84 -11 74 -10
Современная лабораторная база 72 59 -13 79 -20 70 -9
Обучающие методики 57 52 -5 70 -18 62 -8
Возможность реальной практики 81 56 -25 78 -22 65 -13
Современные курсы по профессии 74 61 -13 78 -17 66 -12
Обучение реальной профессии 68 54 -14 78 -24 59 -19
Сильные преподаватели 81 71 -10 85 -14 80 -5
ИТОГО ср. балл/сумма баллов 72 61 -76 79 -126 68 -76
Полученные результаты по оценкам компонент следующие:
= Наиболее важными для студентов являются: Сильные преподаватели; Возможность реальной практики; Современные курсы по профессии;
= Менее важными являются: Обучающие методики; Обучение реальной профессии; Теоретические знания.
= Более задействованы в процессе обучения: Теоретические знания; Сильные преподаватели; Современные курсы по профессии;
= Менее задействованы в процессе обучения: (сильные) обучающие методики; Обучение реальной профессии; Возможность реальной практики.
= Наиболее представленный компонент в обучении: Теоретические знания; Сильные преподаватели; Современная лабораторная база;
= Наименее представлен компонент в обучении: Обучение реальной профессии; Современные курсы по профессии; Возможность реальной практики.
= Наибольшая возможность получить максимальные знания по: Теоретическим знаниям; От сильных преподавателей; Современная лабораторная база;
= Наименьшая возможность получить максимально от: Обучения реальной профессии; (Сильных) обучающие методик; Возможности реальной практики.
Наиболее последовательно в ответах фигурируют позиции: «теоретические знания» и «сильные преподаватели».
В оценках студентов «сильные преподаватели» оказались на первых местах по всем критериям, позиция «теоретические знания» стоит на втором месте, но не называется среди самых важных.
В оценках студентов уровень важности учебного ресурса (табл. 10, графа 1) и уровень его реальной задейст-вованности в обучении (графа 2) имеют (за исключением элемента «теор. знания») значительные систематические смещения в сторону «недобора» по фактическому состоянию (графа 2-1). При этом самое большое расхождение обнаружилось по пункту «возможность реальной практики», важность которой оценивается выше других - в 81 балл, а его фактическое состояние оценивается только на 56 баллов, тем самым тут обнаруживается максимальная разница в 25 баллов.
Самая большая разница между критериями: «требуемый норматив» и «наличный уровень» (графа 2-3): здесь пять пунктов имеют недобор под 20 или более баллов. Две максимальных разницы касаются - неудовлетворенности обучению реальной профессии в целом (при удовлетворительности отдельных сторон обучения).
Любопытно, что уровни надлежащей задействованности, которые должны бы быть в представлениях студентов (графа 3), и уровни, на которые максимально можно рассчитывать в вузе (графа 4), - почти все имеют значительные систематические смещения в сторону «недобора», а именно даже при максимальных ожиданиях студентов (графа
4) критерии не достигнут надлежащего уровня (графа 4-3). Самый значительный «недобор» получается по пунктам: «Обучение реальной профессии» (-19 баллов), «Возможность реальной практики» (-13), «Современные курсы по профессии» (-12).
Перспективы трудоустройства
Важное звено в работе специалиста - это поиск значимых идей. Частично реализовать свои идеи можно через гранты, полученные в специализированных фондах. Современное обучение в вузе должно ориентировать студентов о данном виде деятельности, о разнообразии видов и форматов поддерживаемых проектов.
В нашем исследовании на вопрос - Знакомы ли студенты с фондами - 87% ответили утвердительно. А соответственно опыт написания заявок в фонды и различные конкурсы указали 85% студентов. Большой показатель ориентированности ВУЗа на проведение конкурсов среди студентов - отметили 82% (табл. 11).
Таблица 11
Опыт работы с фондами
Варианты ответа ВОЕНМЕХ (21 чел.) ПОЛИТЕХ (41 чел.) ИТОГО
Знакомство с фондами - 87%
ДА 18 /86% 36 /88% 54
НЕТ 3 5 8
Опыт написания заявок - 85%
ДА 17/81% 36 / 88% 53
НЕТ 4 5 9
Проводятся ли конкурсы в ВУЗе - 82%
ДА 18 /86% 33 /80% 51
НЕТ 3 8 11
В принципе студентами в ответах отмечена очень высокая степень информированности и приобщенности к деятельности такого типа: да, знаем; да, участвуем; да, есть внутренние конкурсы. Однако это у нас вызывает серьезные сомнения - что имеют в виду студенты, когда так отвечают. Наши респонденты - студенты 4-го курса, но почти все заявляют полную убежденность в знании фондов и наличия опыта оформления заявок... Да, конкурсы, проводимые в рамках ВУЗа, являются толчком к формированию у студентов навыков и способностей к формированию современного мышления - мыслить не процессами, а проектами - выделять конкретную тему и видеть ресурсы ее реализации, в каких формах и видах деятельности она сможет реализоваться, в каких результатах она будет представлена.
Но возникает сомнение. Так, в обоих вузах студенты предъявили один и тот же уровень положительных заверений о наличии такой специфической деятельности в вузе. Однако если обратиться к одному достоверному источнику - к «Конкурсу грантов для студентов, аспирантов вузов и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга», то анализ результатов конкурсов 2009 и 2010 гг. показывает, что эти два вузы участвуют в этих конкурсах с совершенно разной активностью.
Таблица 12
Число грантов, полученных вузом в городском конкурсе в 2009 г. и 2010 г.
2009 г. 2010 г.
Вид конкурса Дипломные проекты Кандидатские проекты Дипломные проекты Кандидатские проекты
Военмех 5 3 2 3
Политех 83 44 86 43
То есть разница в 15-17 раз между двумя вузами. Так что смысл информации, полученный в ответах студентов, остается неясным.
Таблица 13
Востребованность профессии
Варианты ответа | ВОЕНМЕХ (21 чел.) | ПОЛИТЕХ (41 чел.) | ИТОГО
Спрос в городе - 85%
ДА 17 36 53
НЕТ 4 5 9
Спрос в стране - 79%
ДА 18 31 49
НЕТ 3 10 13
Спрос на западе - 79%
ДА 17 32 49
НЕТ 4 9 13
Удивительно высокий оптимизм мы имеем и в этом вопросе - 80-88% респондентов заявляют, что на них везде большой спрос. Уточнение, насколько это действительно так - требует какого-то независимого источника, например, нашего общения с преподавателями, которые, несомненно, имеют более объективные представления о «котиров-
ках» данных профессий на рынках труда, о готовности отечественного производства предложить специалистам достойную работу.
Студенты технических вузов чувствуют свою востребованность на рынке труда и оценивают высоко как спрос на профессию в своем городе 85%; в стране - 79; за границей - 79% (табл. 13).
Таблица 14
Шансы и готовность работать по специальности
Название признака (% от числа указавших) ВОЕНМЕХ ПОЛИТЕХ
Готовность 66 60
Шансы 70 60
Готовность работы по данной специальности в обоих вузах фактически одинакова - чуть выше средней. А шансы найти работу по специальности, несмотря на высокие оценки востребованности технических специальностей, студенты оценивают ниже - на 70 и 60% (табл. 14).
Таблица 15
Наиболее привлекательные сферы трудоустройства
Сфера деятельности (62 чел.) ВОЕНМЕХ Из 21 чел. ПОЛИТЕХ Из 42 чел. ИТОГО
Бизнес 12 57,1% 16 39,0% 28 45,2%
Производство 9 42,9% 16 39,0% 25 40,3%
Наука 7 33,3% 12 29,3% 19 30,6%
Образование 6 28,6% 6 14,6% 12 19,4%
ИТОГО 34 50 84
Наиболее привлекательной для себя сферой трудоустройства большинство студентов видит в бизнесе и производстве. Сфера образования и науки стоят на втором плане и привлекательны для студентов в 1,5-2 раза меньше. В связи с этим остается непонятным, каким образом технические специальности сейчас у нас связаны с бизнесом (табл. 15).
Таблица 16
Перспектива отъезда за границу
Варианты ответа (61 чел.) ВОЕНМЕХ ПОЛИТЕХ ИТОГО
Желаю 4 15 19
Возможно 4 6 10
Командировки 5 4 9
ПМЖ 3 1 4
Отдых 2 2 4
Работа 1 2 3
Учеба - 2 2
ИТОГО 19 / 90% 32 / 78% 51 / 82%
Не уверен 1 3 4
Фактически все студенты имеют желание уехать за границу, для тех или иных целей. Наиболее распространенные мотивы связаны с командировками, постоянным проживанием, отдыхом, учебой (табл. 16).
Выводы
У студентов двух рассмотренных вузов можно отметить достаточно высокий уровень мотивации поступления в данный вуз на выбранную специальность. Студенты считают свою профессию востребованной как в России, так и за рубежом. По мнению студентов, информированность их относительно профессии обеспечивается непосредственно лекциями и заинтересованностью преподавателей. Но, несмотря на это, только небольшое число студентов считает себя достаточно осведомленными относительно своей специальности.
Студенты считают, что процесс обучения перегружен лишними предметами гуманитарного профиля, тогда как они ощущают определенный недостаток предметов по специальности. Студенты отмечают насыщенность обучения теоретическими знаниями и недостаточный уровень обучения реальной профессии. Сам процесс обучения частично характеризуют «занудным слушаньем» и «писаниной» и высказываются пожелания обучаться по более мягким формам, упоминаются «игровые формы обучения», «развлекательные», «целостные».
Помимо процесса обучения студенты желали бы, чтобы у них появилась возможность больше заниматься практической работой, иметь во время учебы стажировки за рубежом. Хотели бы прослушать специальные дополнительные курсы по развитию личностного потенциала, обучиться умению принимать правильные решения.
Большинство студентов уверенно заявляют, что знакомы с фондами и умеют писать заявки, что является/должно являться важным моментом в становлении профессионала. Для приобретения таких навыков должны быть специально разработанные курсы. Как отмечают студенты, в вузе проводятся внутренние конкурсы, обеспечивающие среду для тренировки и оттачивания навыков написания заявок на гранты.
Для нас остается неясной проблема трудоустройства студентов - в своей массе они оценивают свои шансы найти работу по профессии, свою готовность по ней работать на 60%. Называют при этом привлекательными для себя сферы бизнеса и производства, и в два раза реже науку, образование. Творчество как таковое нигде не было упомянуто в ответах.
Стоит еще раз отметить, что студенты ощущают нехватку практики и реальной деятельности, обеспечивающей им получение прикладных навыков работы по своей специальности.
Толкачев В.А.
д.п.н., профессор Современной гуманитарной академии
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ - СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ
Актуальность темы статьи обусловлена потребностью возрождения и укрепления могущества России путем модернизации всех сфер жизнедеятельности, в том числе и образовательной. Практическая реализация данной потребности требует создания, поддержания и развития в системе вузовского образования благоприятных условий (возможностей) для подготовки творчески мыслящих и действующих специалистов, способных целенаправленно и созидательно модернизировать нашу страну.
Необходимым условием творчески ориентированного формирования и развития студентов является наличие продуктивных идей. В этой связи возникает потребность в творцах этих идей, в педагогах, творчески заинтересованных, мыслящих и работающих.
Каким же образом целесообразно осуществлять инновационное развитие и саморазвитие преподавателей, заинтересованных в творческом обучении студентов?
Плодотворный ответ на данный вопрос предполагает:
-предварительное определение инновационных педагогических явлений («инновационный педагог», «инновационная деятельность педагога», «инновационное развитие педагога», «инновационное саморазвитие педагога», «инновации (нововведения) в образовании», «творчество» и «уровни инновационной деятельности педагога»), на которые будет осуществляться опора при обосновании излагаемых в статье положений;
-отражение специфики деятельности преподавателя высшей школы, сказывающейся на его инновационном развитии и саморазвитии;
-определение инновационного спектра образовательной деятельности педагога;
-обоснование основных подходов к инновационному развитию преподавателя;
-раскрытие идеи, определяющей оптимальный путь инновационного саморазвития преподавателя;
-выделение проблем, решение которых будет способствовать инновационному развитию и саморазвитию преподавателей высшей школы.
Как следует из проведенного исследования, инновационный педагог - это представитель педагогического сообщества, владеющий инновационным потенциалом в сфере профессиональной деятельности. Инновационная деятельность педагога представляет собой реализацию им своего творческого потенциала в процессе выполнения функциональных обязанностей в обучении, воспитании и развитии студентов как будущих успешных специалистов.
Инновационное развитие педагога - это процесс его творческого совершенствования, управляемый извне, задаваемый объективными условиями (потребностями) образовательной деятельности. Инновационное саморазвитие педагога - это процесс его самосовершенствования, управляемый им самим, задаваемый субъективными потребностями в творческом самоутверждении.
Инновации (нововведения) в образовании - создание, использование и распространение педагогами в образовательной деятельности новых подходов, методик, технологий, средств, ориентированных на совершенствование профессиональной подготовки специалистов.
Творчество - это деятельность (в том числе учебная, педагогическая), порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, уникальностью. Творчество специфично для человека, так как предполагает творца -субъекта творческой деятельности.
В числе уровней инновационной деятельности педагога выделим «бытийный» и «научный» уровни. Бытийный уровень базируется на собственных представлениях педагога о нововведениях. В этой связи они считаются субъективно новыми, не претендующими на объективную новизну. Научный уровень инновационной деятельности предполагает теоретическое обоснование нововведений, их экспериментальную проработку. Инновационная работа осуществляется преподавателями как применительно к отдельным фрагментам образовательной деятельности, так и ко всей совокупности ее компонентов в концептуальном видении их развития.
Раскрытие положений, характеризующих инновационное развитие и саморазвитие преподавателя высшей школы, предполагает также и опору на специфику его профессиональной деятельности. Эта деятельность ориентирована не на получение конкретного предметного продукта, а на изменение самого субъекта учебной деятельности, личности обучаемого. Эти изменения имеют непосредственное отношения к развитию его индивидуальных психических свойств, черт и качеств характера, знаний, умений, компетенций, отношений к жизни, в том числе и к собственной судьбе.