Религия , общество , государство
Алексей АЛЕКСЕЕВ
ПОИСК ФОРМАТА ЦЕРКОВНОГОСУДАРСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОСТХРИСТИАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье рассматривается формирующаяся модель церковно-государственных отношений в России, а также возможности ее совершенствования в соответствии с запросами гражданского общества.
The article considers the emerging model of church-state relations in Russia, as well as oppoitunities of its improving in accordance with the needs of civil society.
Ключевые слова:
церковь, государство, церковно-государственные отношения, постхристианское общество; church, state, church-state relations, post-Christian society.
Церковь как общественный институт всегда находится под пристальным вниманием не только средств массовой инфор -мации, но и общества в целом. В настоящее время подобное одушие к религиозной теме можно объяснить рядом при -чин, среди которых: секуляризация духовной сферы человеческой жизни, возникновение альтернативных нерелигиозных практик, упраздняющих монополию церкви на «духовность», и многое дру -гое. Кроме того, зарождающаяся гражданская активность людей, реализуемая в форме гражданского контроля, проникает не только в сферу политики, но и в сферу религии, что, в свою очередь, непри -вычно для церковных иерархов.
Эти процессы, несомненно, связаны с тотальным кризисом, который охватил современную цивилизацию. Кризисом не только и не столько экономическим, сколько ценностным. Митрополит Волоколамский Иларион в своем выступлении на открытии XXI Международных образовательных рождественских чтений сказал: «Мы являемся свидетелями очень опасной тенденции, которая в европейском и мировом масштабе приводит к размыванию системы традиционных христианских нравственных ценностей»1.
В течение 2 тысяч лет христианская церковь выстраивала и защи -щала систему нравственных ценностей, основанную на нормах Священного Писания. Исторически возникновение христианства пришлось на нравственный и религиозный кризис, что стало свое образной «благодатной почвой» для новой веры. Эпоха Ренессанса вернула умы «титанов возрождения» к античным, дохристиан -ским началам, что стало началом секуляризации знания. С тех пор «познание» и «свобода» выступают новыми идолами Европы. Процесс секуляризации, зародившийся в средние века, длится до сих пор, но до последнего времени затрагивал в основном область науки. На протяжении веков нравственные ценности Запада были тождественны христианским ценностям. Примерно с середины XX в. наметился процесс секуляризации нравственности, наступила эпоха морального релятивизма. Прежнего христианского мира, где царила евангельская мораль, больше нет. Даже современный атеизм не отрицает Бога и церковь, как прежде. Он их просто игнорирует.
'Доклад митрополита Волоколамского Илариона на открытии XXI Международных рождественских чтений «Традиционные ценности — вызов секулярному мировоззрению» // Официальный сайт Русской православной церкви; http://www.patriarchia.ru/db/text/2746870.html
АЛЕКСЕЕВ
Алексей
Владимирович — старший преподаватель кафедры менеджмента в социальной сфере Института международных социальногуманитарных связей, г. Москва [email protected]
Они для него не важны. Современный атеизм принципиально против веры.
Религиозные мыслители, культурологи, философы и просто церковные иерархи все чаще задумываются о том, что в связи с наступлением так называемого постхри стианского периода в мировой истории наступает время, когда нужно переосмыс лить позицию церкви в современном мире и искать иные формы взаимодействия с обществом и государством.
Во многих своих выступлениях пред -стоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл говорит о «симфонии Церкви и государства» как идеальной форме сотрудничества между данными институциями1. Однако утверждать, что данная модель в новых «секулярных» условиях является оптимальной, — нельзя. Симфоническая модель работает тогда, когда высшее руководство государства, политические элиты и церковь разделяют единые ценности и идут к общим целям.
Несомненно, еще одним важным усло -вием симфонии является поддержка наро дом политики, проводимой как государ -ством, так и церковью. Однако такой под держки в настоящее время нет. Об этом свидетельствуют открытые письма науч ной интеллигенции президенту России в 2007 г.2, а также публичная критика предстоятеля Русской православной церкви в средствах массовой информации.
В настоящее время в России сложилась достаточно сложная ситуация. С одной стороны, средствами массовой информа -ции создан миф о тесном союзе церкви и государства. Действительно, церковь активно взаимодействует с различными государственными и общественными учреждениями, лоббируя собственные интересы. Однако факты обнаруживают неспособность церкви влиять на реаль -ные политические процессы. Церковная власть во многом просто заигрывает с государственными чиновниками, рас считывая на некую поддержку. Эта игра заключается в том, что в обмен на лояль ность принимаются законы, необходимые
1 Стенограмма встречи Святейшего патриарха Кирилла с украинскими журналистами 23 июля 2009 г. // Официальный сайт русской православной церкви; http://www.patriarchia.ru/db/ text/702161.html
2 Открытое письмо академиков Российской академии наук президенту Российской Федерации
В.В. Путину// http://www.atheism.ru/library/ 0Шег_100.рЫт1
церкви, но не затрагивающие так назы -ваемую реальную политику и финансо -вые интересы элит (например, принятый в 2010 г. федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и федеральный закон «О защите чувств верующих»).
К сожалению, церковь не способна пролоббировать свои реальные инте ресы, когда это действительно нужно. Примером этого могут стать вновь приня -тые федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» и «Об охране здоровья граждан в РФ»3, которые не учитывают мнение религиозных органи заций по вопросам абортов, ювенальной юстиции, финансирования православ -ных общеобразовательных организаций и т.д. Следует признать, что в столице, как и во всей стране, взаимодействие церкви и государства во многом не определяется законом, а зависит от личных взаимоот ношений между церковными и светскими элитами.
Церковь должна занимать по отноше -нию к государству более независимую позицию. Перестав рассчитывать на поли тическую и финансовую помощь государ ства, она сможет говорить об актуальных проблемах, назревших в обществе, быть «совестью нации». Но лишь при условии невраждебности государства к церкви, которая, в свою очередь, опирается на подавляющее большинство граждан.
Рассматривая миссию религиозных организаций в современном секулярном обществе, необходимо раскрывать не только формы взаимодействия церковных структур и светского бюрократического аппарата, но и анализировать современ ную структуру и внутреннее устройство самих религиозных организаций. Ряд конфессий больше похожи на огромные бюрократические машины, чем на союз общин, объединенных едиными духов -
3 Заявление президиума Межрелигиозного совета России о законодательстве, затрагивающем жизнь семьи // Официальный сайт Русской православной церкви // http://www.patriarchia. т^ЬДех^1290493.Ыт1 ; Комментарий епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона, председателя синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению к федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» // Официальный сайт Русской православной церкви // http://www.patriarchia.ru/ db/text/1762686.html
ными идеалами. Без кардинальных вну -тренних перемен им сложно будет выпол нять свою основную миссию — проповедь Евангелия. Конечно, на уровне церков -ного управления в официальных докумен -тах и заявлениях делаются правильные акценты. Например, в последние четыре года Русская православная церковь уде -ляет особое внимание делам социального служения1, религиозному образованию2, миссии в молодежной среде3. Однако за всей правильностью слов официаль -ных документов работа на местах зача стую приобретает формальный характер и выражается в стремлении улучшить те или иные статистические показатели, а не качество служения. Крупные благотвори тельные и социальные проекты, к сожале нию, единичны.
Возможным выходом из сложившейся ситуации была бы радикальная децентра лизация церковной власти и предоставле ние местным религиозным организациям большей самостоятельности в рамках единой централизованной религиозной организации. Приход должен стать неза висимым субъектом. Невозможность для епископа сменить священника или обло -жить приход налогом без разрешения общины сделает его самостоятельным и действительно активным, повысит само сознание прихожан. Приходы будут воз никать лишь там, где это действительно возможно и необходимо. Епископ же
1 О принципах организации социальной работы в Русской православной церкви // Официальный сайт Русской православной церкви; http://www. patriarchia.ru/db/text/1401894.html
2 О религиозно- образовательном и катехизиче -ском служении в Русской православной церкви // Официальный сайт Русской православной церк ви; http://www.patriarchia.ru/db/text/1909451.html
3 Концепция миссионерской деятельности РПЦ
// Официальный сайт Русской православной церк-
ви // http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html;
Об организации молодежной работы в РПЦ // Официальный сайт Русской православной церкви // http://www.patriarchia.ru/db/text/1639899.html
должен быть человеком, пользующимся абсолютным духовным авторитетом среди верующих, выполнять функции духовного лидера епархии. За единым церковным центром можно оставить представительские функции, делегиро ванные собранием общин. Данные меры позволили бы церкви иметь независи мость от власти и уйти в своей деятель ности от любой политики.
В России формат взаимоотношений церкви и государства во многом опреде ляют базовые нормативно правовые документы: Конституция России и федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», а также отраслевые законы, касающиеся вза имодействия религиозных организаций и государства в различных областях. По мнению многих исследователей, базовое законодательство в религиозной сфере не обеспечивает реальных потребностей и не отражает реальной ситуации в обще стве. В настоящий момент назрел вопрос, когда необходимо пересмотреть положе -ния законодательства, регулирующего религиозную сферу. Одним из вариантов было бы заключение некоего договора между государством и традиционными конфессиями России, который бы смог отразить реальную ситуацию в этой обла -сти и сформулировать планы на ближай -шую перспективу. Примером подобных актов может служить Соглашение о соци альном партнерстве между Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и полномочным представите лем Президента РФ в Уральском феде -ральном округе Н.А. Винниченко, заклю -ченное в апреле 2010 г.4
4 Соглашение о социальном партнерстве между Святейшим Патриархом Кириллом и полномоч ным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе Н.А. Винниченко // Официальный сайт Русской православной церк ви; http://www.patriarchia.ru/db/text/1141639.html