Научная статья на тему 'Похождения крестьянки Анны Солоповой (любовная интрижка, завершившаяся пленом у горцев)'

Похождения крестьянки Анны Солоповой (любовная интрижка, завершившаяся пленом у горцев) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА" / ЧЕЧЕНСКИЙ ПЛЕН / МАЛАЯ КАБАРДА / КАВКАЗСКАЯ ЛИНИЯ / ФРОНТИР / РОССИЙСКОСТЬ / "CAUCASIAN WAR" / A CHECHEN PRISONER / KABARDA MINOR / CAUCASIAN LINE / FRONTIER / RUSSIAN STATEHOOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дударев Сергей Леонидович

В статье освещается история пленения россиянки, оказавшейся в неволе у горцев не в результате их набеговых действий, как это нередко описывается в кавказоведческой литературе, а в связи с ее амурными похождениями. Этот случай указывает на жизненное разнообразие ситуаций, вызывавших появление "кавказских пленниц".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adventures peasant Anna Solopova (a love affair that ended in highlanders captivity)

The article highlights the story of the capture of the Russian woman, which happened in captivity at the mountaineers not by raiding their actions, as often described in historical literature, and due to her amorous adventures. This case points to a variety of life situations that cause the appearance of "Prisoners of the Caucasus".

Текст научной работы на тему «Похождения крестьянки Анны Солоповой (любовная интрижка, завершившаяся пленом у горцев)»

2. Бушуев С. К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России (20-70-е годы XIX в.). - М., 1955.

3. Юнусова Л. И. Торговая экспансия Англии в бассейне Каспия в пер. половине XVIII в. - Баку, 1988.

4. Абдуллаев Ф. Из истории русско-иранских отношений и английской политики в Иране. - Ташкент, 1971.

5. Куканова Н.Г. К вопросу о торговле с Ираном в 50-80-е годы XVIII в. // Иран. История и культура в средние века и новое время / под ред. Н. А. Кузнецовой. - М., 1980.

6. Фадеев А. В. Россия и Кавказ в первой трети XIX в.-М., 1960.

7. Хашаев X. М. Общественный строй Дагестана в XIX в.-М., 1961.

8. Штылко А. Волжско-каспийское судоходство. -СПб., 1896.

9. Шюкуров К. Современное значение Гюлистанс-кого договора. - Баку, 2006.

Ю.Осипенко С. Внешние рынки России, персидский рынок и его значение для России. - Киев, 1913.

П.Гамрекели В. Н. Торговые связи Восточной Грузии с Северным Кавказом в XVIII веке. Ч. II. - Тбилиси, 1976.

12. АКАК. - Тифлис, 1866. - Т. I.

13.Джахиева Э.Г. Кумыкские владения в международных отношениях в конце XVIII - нач. XIX вв. (1774-1826 гг.): дис.... к.и.н. - Махачкала, 1998.

14.Джахиев Г.А. Северный Кавказ во взаимоотношениях России с Ираном и Турцией в конце XVIII - первой трети XIX вв.: дис. ... д.и.н. - Махачкала, 1989.

15.Гаджиева C.I1I. Кумыки. - М., 1961.

16.Ахвердов А.И. Описание Дагестана. 1804 г. // История, география и этнография Дагестана в XVIII-XIX вв. Архивные материалы / под ред. М.О. Косвена, Х.-М. Хашаева. - М., 1958.

17.Семенов Н.С. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. Кумыки. - СПб., 1895.

18.См. подр.: Иноземцева Е.И. Дагестан и Россия в XVIII-первой половине XIX в.: проблемы торгово-экономических взаимоотношений. - Махачкала, 2001.

19.Великая H.H. Изучение российско-кавказской интеграции дореволюционного периода в современном кавказоведении (по материалам новейших исследований) // Российская государственность в судьбах народов Кавказа.У! : материалы Региональной научно-практической конференции. - Пятигорск : ПГЛУ, 2014.

20.Гарунова H.H. Традиции виноделия и купеческая деятельность - как факторы стимулирования развития коньячного производства в Дагестане в конце XIX - нач. XX вв. // Сб. Виноградовские чтения: материалы Международной научно-практической конференции. - 2015.

ADVENTURES PEASANT ANNA SOLOPOVA (A LOVE AFFAIR THAT ENDED IN HIGHLANDERS CAPTIVITY) Dudarev Sergey Leonidovich, PhD of Historical science, Professor, Chair of General and National history, Armavir State Pedagogical University, Armavir E-mail: dudarev5i@mail.ru

The article highlights the story of the capture of the Russian woman, which happened in captivity at the mountaineers not by raiding their actions, as often described in historical literature, and due to her amorous adventures. This case points to a variety of life situations that cause the appearance of "Prisoners of the Caucasus".

Keywords: "Caucasian war"; a Chechen prisoner; Kabarda Minor; Caucasian Line; the frontier; Russian statehood.

УДК 93/94

©Дударев С.Л., 2016

ДУДАРЕВ Сергей Леонидович, доктор исторических наук, профессор, кафедра Всеобщей и отечественной истории, Армавирский государственный педагогический университет, Армавир dudare v5 i @mail. ru

ПОХОЖДЕНИЯ КРЕСТЬЯНКИ АННЫ СОЛОПОВОЙ (ЛЮБОВНАЯИНТРИЖКА, ЗАВЕРШИВШАЯСЯ ПЛЕНОМ У ГОРЦЕВ)

В статье освещается история пленения россиянки, оказавшейся в неволе у горцев не в результате их набеговых действий, как это нередко описывается в кавказоведческой литературе, а в связи с ее амурными похождениями. Этот случай указывает на жизненное разнообразие ситуаций, вызывавших появление "кавказских пленниц".

Ключевые слова: "Кавказская война"; чеченский плен; Малая Кабарда; Кавказская Линия; фронтир; российскость.

I

История, о которой речь пойдет ниже, произошла 180 лет назад. Она имеет прямое отношение к выяснению разнообразных обстоятельств пленения русских горцами в эпоху "Кавказской войны" [2-3; 5; 10]. Архивный документ, на основании анализа которого написан нижеследующий текст ("Экстракт, сочиненный в Моздокском Окружном Суду, и т.д.", был недавно опубликован ставропольскими колле-

гами и находится на хранении в ГАСК (Ф.82, оп.19. Д.54) [13]. Этот документ является весьма характерным образчиком судебно-канце-лярского производства XIX в., написанным путаным, безграмотным языком, порой, настолько косным, что описание некоторых деталей событий выглядит тарабарщиной. В связи с этим возникает ряд вопросов, не все, из которых мы беремся прокомментировать, более или менее однозначны. Излагаемая нами версия событий является реконструкцией событий, не претендующей на окончательность суждений и выводов.

Бежавшая из чеченского плена жена казенного крестьянина Ивана Солопова, Анна, поведала следствию характерную бытовую историю, которая не имеет отношения к "набеговой" деятельности горцев, но является интересной с точки зрения обстоятельств повседневной жизни северокавказской окраины Российского государства 30-х гг. XIX в. А. Солопова около 4-х лет проживала в г. Ставрополе, где работал ее супруг. Сама Анна, по-видимому, не была очень обременена трудовой деятельностью. Скучавшей по интересному досугу женщине довелось познакомиться с денщиком инженер-капитана Логинова М. Кил-дышиным. Когда инженер-капитан и его денщик уехали в г. Моздок, куда Логинова, по-видимому, позвали дела службы, Анна подалась за ними, т.е. попросту сбежала от мужа с любовником. При этом, как показало дальнейшее расследование, Логинов посмотрел "сквозь пальцы" на интрижку своего денщика и не сделал ему соответствующих внушений. Оказавшись в Моздоке, женщина жила вместе с Кил-дышиным под видом его жены у местной жительницы, осетинки по этнической принадлежности Елизаветы Семеновой, которая не интересовалась наличием у прибывшей женщины документов, и вообще не задавала лишних вопросов постояльцам. Как написано в судейском документе, причина такого "нелюбопытства" - "азиатство". Иными словами, хозяйка-осетинка, памятуя о законах горского гостеприимства, согласно которым интересоваться причинами прибытия гостя и т.п. неприлично, не проявила должной бдительности в духе порядков николаевской России. Власти же, напротив, были начеку (впрочем, как увидим ниже, отнюдь, не во всех отношениях), и Солопова оказалась быстро задержана за отсутствие у нее "письменного документа", т.е. паспорта. Она содержалась в Моздокской управе, которая собиралась отправить ее на пре-

жнее место жительства к мужу. Такой поворот дел не устраивал искательницу приключений, и она решилась на побег из-под полицейского присмотра. Ей удалось найти приют у хозяйки квартирной комиссии Варвары Родионовны Дыгиной, которая продержала у себя беглянку три дня, после чего Солопова вновь была задержана полицией. В полиции уже было заготовлено отношение за № 154 от 21 января (1836 г.), согласно которому ее, наконец, должно было водворить на прежнее место проживания (при этом, как выяснилось позднее, муж Солоповой к тому времени уже скончался: это произошло 24.12.1835 г.). Более того, Солопова получила от полиции билет, т.е. временное разрешение, на проезд до Ставрополя от 4.02. (1836) за № 271 сроком на 10 дней. Но неукротимая Анна Солопова вновь бежала от полицейского надзора (сам этот факт указывает на далеко не совершенные порядки в моздокской управе, напоминающие некоторые современные телевизионные "мыльные оперы" на дореволюционные темы). Казалось бы, куда было теперь отправиться любительнице острых ощущений? Да все к той же Дыгиной, у которой она, судя по всему, уже успела ранее познакомиться с армянином Захаром Григорьевичем Аракеловым, 33 лет. При этом в документе Моздокского окружного суда указывается на то, что причиной вторичного побега из полиции было то, что Солопова "убежала для отыскания подводы до своего места". Анна, возможно, решила вернуться к мужу, но не в сопровождении полиции, а "самостоятельно" (?). Однако легкомысленная женщина быстро забыла о первоначальных планах (либо это было простой отговоркой). В квартирной комиссии она предалась прелюбодеяниям с новым знакомым (который позднее сознался в этом следствию). Однако Аракелов руководствовался в своих намерениях в отношении женщины вовсе не лирическими мотивами. В голове мужчины родился "бизнес-проект", который вполне вписывался в реалии и нравы Кавказской линии того времени. 3. Аракелов вступил в сговор с 20-летним казаком-черкесом Гавриилом Тлугуровым,с которым его связывали коммерческо-долговые отношения (Тлугуров должен был торговцу Аракелову 5 рублей, на которые последний собирался купить лес, т.е. древесину). Намерения Аракело-ва и его сотоварища заключались в следующем: под видом сопровождения А. Солоповой в Ставрополь (Тлугуров получил от женщины указанный выше билет, выданный полицией)

со

1-й

о си

-О 0-

ш <

1=с

си

Ё

15

> <

X ил

•х.

О Ш 30-о ь-а

16

приятели на самом деле переправят Анну через Терек для последующей продажи в Чечню. При этом они решили заручиться поддержкой в лице дяди Тлугурова, узденя 2-й степени, т.е. человека, занимавшего вполне определенное общественное положение, Инала Джалакадзе-ва \ Продержав женщину две ночи в лавке Ара-келова (который затем на следствии полностью отрицал этот факт), злоумышленники повезли ее по намеченному маршруту. Похищенная заметила, что ее везут в другую сторону, и заявила об этом похитителям. Но, продолжая обманывать женщину, переодетую в мужскую одежду2, Аракелов и Тлугуров привезли ее на берег Терека и переправились на другую сторону, миновав при этом дозорный секрет, в котором находился, по показаниям потерпевшей, некий бывший унтер-офицер. Можно предположить, что причиной разжалования этого "бывшего" унтера были какие-то проступки. Учитывая случившееся с А. Соло-повой, вполне вероятно, что понижение в звании унтер-офицера было связано с участием его в предприятиях, подобных затеянному Аракеловым и Тлугуровым.Любопытно, что караульные Г. Никифоров, О. Серов и С. Никитин, находившиеся на переправе с середины января по март 1836 г., при проведении следственных действий "не узнали" Тлугурова и Аракелова, а по поводу наличия русской женщины при пропуске через переправу заявили, что "не замечали" таковой. Такую же позицию - "ничего не знаю, ничего не ведаю" - занял и денщик Михаил Килдышев.

Подельники прибыли с похищенной в селение (в документе указано на русский манер -деревню) Темрюка Ахлова, где и находились у И. Джалакадзева три дня. Имя владельца селения сразу же проливает свет на историческую и географическую ситуацию рассматриваемой истории. Территория, куда привезли обманутую женщину Тлугуров и Аракелов, - это Малая Кабарда. Темрюк (Темрюко) Ахлов - один из представителей княжеского рода Ахловых, которые наряду с Мударовыми занимали территорию от р. Сунжи до р. Курп. Темрюко владел своим селением еще в 1820 г., когда он упоминается майором Тарановским, ведшим переговоры с местными владельцами [7]. Ма-

лая Кабарда была привержена России, из-за чего князья Большой Кабарды притесняли малокабардинских князей. Пророссийская ориентация малокабардинских владельцев, по всей вероятности, не позволяла им открыто поддерживать даже самые мелкие проявления антироссийской деятельности, вроде похищений отдельных русских людей. Дальнейшая история плена А. Солоповой показывает, что найти покупателей в самой Малой Кабарде оказалось невозможно. Продажа жертвы обмана затянулась. По показаниям Солоповой, после нахождения у Джалакадзева ее перевезли к какой-то княгине. Можно полагать, что когда Т. Ахлову стало известно о факте похищения (о нем было ведомо всему селу!), то он "порекомендовал" как можно быстрее увезти пленницу подальше - портить из-за нее отношения с российской администрацией он не собирался. Не в этом ли была и причина того, что при опросе во время следствия местных жителей о "поведении" Тлугурова и Аракелова 3, первый был "не одобрен", а второй "одобрен"? Жители Ахлово стремились показать властям, что не разделяли содеянного своим земляком. Что же касается действий Аракелова, то ахловцы дали понять, что не собираются давать оценок действиям иноплеменника, которого они, возможно, видели впервые. В то же время, ни Т. Ахлов, ни И. Джалакадзев, ни их односельчане не сообщили властям о факте похищения - родственные и земляческие связи превыше всего и у "мирных" горцев, к каковым они относились. У упомянутой княгини пленница находилась еще неделю. Только после появления казака-переводчика, который тоже не стал спешить с отправкой А. Солоповой, новый фигурант дела через две недели с двумя "татарами", т.е. горцами, насильно отправил женщину в "горы". Видимо, этому посреднику удалось, наконец, достигнуть договоренности с покупателями. Только в этот момент любительница приключений по-настоящему осознала весь драматизм своего положения. Она стала упрашивать казака отрубить ей голову (!), но не отправлять в плен. Сообщник Тлугурова и Аракелова остался равнодушен к мольбам пленницы. Ее перевозили из "деревни в деревню", лишив при этом теплой верх-

1 Подобное русифицированное написание фамилии было в дореволюционный период принято в отношении фамилий грузинского происхождения (например, Чавчавадзев, Сулукадзев и т.п., вместо Чавчававадзе, Сулукадзе и пр.). По-видимому, Инал Джалакадзев и его брат Хатажука (см. ниже) имели грузинские корни.

2 Уже одно это обстоятельство должно было насторожить незадачливую любительницу приключений с самого начала авантюрной поездки.

3 Аракелов в анализируемом документе чаще всего именуется по отцу, Григоровым (т.е. сыном Григория, Григорьевичем), как было принято в России дореволюционный период.

ней одежды в морозную погоду (чтобы затруднить женщине побег), пока А. Солопова не оказалась в неволе вместе с казаком станицы Ста-рогладковской неким Леоном и двумя казачками из этой же станицы: Пелагеей и Фев-роньей. Трудно сказать, сколько времени эти пленники находились вместе в чеченском ауле. В любом случае, им повезло. Их, очевидно, не увезли далеко от Терека вглубь Чечни, поэтому термин "горы" прозвучал ранее в устах казака-переводчика, как топос, который нес не географическую,а скорее, культурно-психологическую нагрузку. Как только представился удобный случай, Анна и Февронья бежали в селение Брагуны (в тексте документа опять -деревня), находящееся на левом берегу р. Сун-жи, недалеко от впадения ее в Терек, где в тот момент располагался российский военный отряд, откуда женщин доставили в рядом находящуюся станицу Щедринскую. Февронью отправили в родную Старогладковскую,а А. Со-лопову - через станицу Червленную - в крепость Грозную и т.д.

Финал для похитителей был таким. Инал Джалакадзев и его брат Хатажука не отрицали пребывания у них родственника Тлугурова с "каким-то армянином" и "какой-то русской женщиной" в течение трех дней (мол, приехали, побыли, уехали, что тут плохого?). X. Джалакадзев на очной ставке отрицал свое участие в передаче этой женщины в Чечню. Он, по-видимому, держался весьма уверенно, чего нельзя сказать об Аракелове и Тлугурове, которые на очной ставке бледнели и путались в показаниях. В итоге, Аракелова и Тлугурова, "за увоз и передачу женщины Солоповой горским хищникам, неприязненным России", предали публичному наказанию кнутом (15 ударов каждому), а затем, после клеймения лба "штемпельными знаками", отправили в бессрочную ссылку в Тобольск. О поступке денщика Килдышева сообщили военному начальству, но получил ли он какие-то взыскания, неизвестно. А. Солопова отделалась своими переживаниями. Администрация приняла "в уважение претерпленные ею бедствия во время нахождения в плену" и оставили ее без наказания со строгим подтверждением воздерживаться впредь от подобных поступков. По существу, бывшую пленную, водворив на место дальнейшего проживания, отдали на поруки обществу селения Константиновки.

Подведем итоги. История А. Солоповой ясно указывает на то, что, как и в некоторых других случаях, причиной нахождения русских

женщин среди горцев были не враждебные действия последних, имевшие место в случаях нападений на города и станицы Кавказской линии, а обстоятельства иного характера, когда русские женщины могли бежать в горы, испытав жизненные разочарования (несчастная любовь, и т.п.) [2-3]. В рассматриваемом случае женщина стала жертвой собственного легкомыслия и корыстных замыслов своего любовника. Но еще более примечательно другое. В похищении женщины приняли участие лица, которые не принадлежали к враждебному России лагерю. Это были торговец армянин Ара-келов и крещеный (?) черкес, видимо, приписанный к казачьему сословию, Тлугуров, т.е. люди из числа "приязненных" России и "мирных" народов. Тем не менее, они занимались деятельностью, которая, в принципе, противоречила их политической ориентации. Родственники и земляки Тлугурова, также принадлежа к "мирным", не выступили в роли покупателей пленницы, понимая степень ответственности за это деяние и не желая напрямую нарушать лояльность к российским властям. В то же время, не желая пятнать себя доносительством, и нарушать родственную и этническую корпоративность, они занимали позицию сторонних наблюдателей в истории с похищением. Ранее, как мы помним, не желала задавать "неудобных" вопросов Килдыши-ву и Солоповой осетинка Е. Семенова. Эти обстоятельства заставляют вспомнить как о сложности феномена "мирные горцы" [1; 6; 11; 14], так и об особенностях социокультурного уклада горцев (особенности института гостеприимства, родственно-земляческие связи и пр.). Пестрая панорама автохтонных народов включала в себя и армян, которые были незаменимыми посредниками между Россией и горцами, в том числе участвуя как в выкупе пленников из гор, так и занимаясь продажей пленных [9]. "Двоякость" (а по существу, маргинальность) подобных занятий и укорененность их в повседневной практике, порой, толкала отдельных представителей армянского населения на действия, несовместимые с российскими законами. Примечательны и фигуры бывшего унтер-офицера на переправе и его сослуживцев, продемонстрировавших готовность если не прямо сотрудничать с похитителями, то, как минимум, закрыть глаза на их деяния, но особенно, казака-переводчика, который выступил в роли торгового агента в продаже россиянки горцам. Подобные ему ренегаты вроде Д. Алпатова, С. Атарщикова и др., которые действо-

Ф

1-й

О си

-О 0-

ш <

1=с

си

Ё

17

вали на стыке двух миров и являлись носителями черт и того и другого, хорошо известны в пестрой этнической среде, местом которой была полоса вдоль Кавказской Линии, которую некоторые специалисты именуют "фронти-ром" [3; 8; 12; 15]. История А. Солоповой является наглядным свидетельством разнообразия противоречивых жизненных ситуаций в сфере того, что называется "российскостью" [4].

Примечания:

1. Бестужев-Марлинский A.A. Путь до города Кубы / A.A. Бестужев-Марлинский. Соч. 1.2. - С. 461.

2. Великая H.H. Пленные славяне в горах СевероЗападного Кавказа / H.H. Великая. // Мир славян Северного Кавказа / Науч. ред., сост. О.В. Матвеев.

- Краснодар, 2013. - Вып. 7. - С. 84-91.

3. Великая H.H. Причины нахождения россиян в среде горцев Северо-Восточного Кавказа (первая половина XIX века) / H.H. Великая. // Кавказский сборник. - М„ 2015. - Т. 9 (41). - С. 90-101.

4. Виноградов В.Б., Люфт Е.Г., Чарыкова Ю.Е. Эскизы принципов и практики кавказской "российс-кости" / В.Б. Виноградов, Е.Г. Люфт, Ю.Е. Чарыкова.

- М.-Армавир, 2009. - С. 30.

5. Дударев С.Л., Дударев Д.С., Ктиторова О.В., Цы-бульникова A.A. Проблемы интеграции этнических сообществ в состав Российского государства и пути их решения (на примере Северного Кавказа) / С.Л. Дударев, Д.С. Дударев, О.В. Ктиторова, A.A. Цыбульникова. - Армавир, 2014. - С. 175-196.

6. Дударев С.Л. Трудными дорогами совместни-чества / С.Л. Дударев. // Сборник научных работ С.Л. Дударева. - М„ 2011. - С.475.

7. Из истории аула Астемирова (Верхний Акбаш) // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://

adyghe.ru/menu/istoriya-roda-1/pshukovy/92-rod-pshukovykh/216-iz-istorii-aula-astemirova-verkhnij-akbash (дата обращения: 9.11.16).

8. Клингер И. Два с половиной года в плену у чеченцев (1847-1850) / И. Клингер. // В плену у горцев. Вып.1. - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2011. -С. 29-30.

9. Клычников Ю.Ю., Цыбульникова A.A. 'Так буйную вольность законы теснят...": борьба российской государственности с хищничеством на Северном Кавказе (исторические очерки) / Ю.Ю.Клычников, A.A. Цыбульникова / под ред. и с предисл. Б.В. Виноградова,- Пятигорск : РИА КМВ, 2011. - С.129-134.

10. Кругов А.И., Нечитайлов М.В. Вооруженные силы имамата горцев Северного Кавказа. 1829-1859./А.И. Кругов, М.В. Нечитайлов. - М., 2016. П.Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени // М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений. Т.4. - М. : Художественная литература, 1965. - С.15. 12.Матвеев О.В. Кавказская война: от фронта к фронтиру. Историко-антропологические очерки / О.В. Матвеев. - Краснодар : Эдви, 2015. - 272 с. 13.0 Моздокских жителях Гавриле Тлугурове и армянине Захаре Григорове сужденных за передачу в Чечню казенной крестьянки Анны Солоповой // "Свое-чужое" в социокультурном пространстве Северного Кавказа: хрестоматия/ отв.ред. Т.А. Булыгина. - Ставрополь : Дизайн-студия Б, 2016.-С.164-167.

14.Розен А.Е. Записки декабриста / А.Е. Розен. - 2-е изд., исправл./ А.Е. Розен - СПб. : Дмитрий Була-нин, 2008.-С. 245.

15.Ходарковский М. Горький выбор: верность и предательство в эпоху российского завоевания Северного Кавказа / М. Ходарковский. - М. : Новое литературное обозрение, 2016. - 232 с.

UNDERRATED HEROINE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR, THE COMMANDER OF THE FEMALE REGIMENT OF £ D. BERSHANSKAYA

Kameneva Galina Nikolaevna, PhD of Historical science, Senior Researcher of the Historical Section, Stavropol State Historical-Cultural and Natural-Landscape Museum-Reserve named after G.N. Prozritelev and G.K. Prave, Stavropol E-mail: KamenevaGNigimail.ru

The article analyzes the history of the order awarding the commander unique women's night bomber regiment E. D. Bershanskaya, prepared 90% pilots aces to be awarded the highest military award in the years of the great Patriotic war.

Keywords: Evdokia Davydovna Bershanskaya; air crews; the 46th Taman guards aviation regiment of night bombers.

УДК 94(470.6) .084 НЕДООЦЕНЁННАЯ ГЕРОИНЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ:

КОМАНДИР ЖЕНСКОГО АВИАПОЛКА Е.Д БЕРШАНСКАЯ

© Каменева Г.Н., 2016 В статье анализируется история орденских награждений командира уникаль-

ного женского авиаполка ночных бомбардировщиков Е.Д. Бершанской, подготовившей 90% лётчиц-ассов, удостоенных высшей воинской награды в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Евдокия Давыдовна Бершанская; авиационные экипажи; 46-й гвардейский Таманский авиационный полк ночных бомбардировщиков.

В истории Великой Отечественной войны немало героических женщин, однако среди плеяды славных дочерей России выделяется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.