Научная статья на тему 'ПОХОДЫ МЕДИНСКОЙ ОБЩИНЫ ВЕРУЮЩИХ (622 - 624)'

ПОХОДЫ МЕДИНСКОЙ ОБЩИНЫ ВЕРУЮЩИХ (622 - 624) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ханмагомедов Я.М.

Статья посвящена одному из сложных периодов в истории раннего ислама. В ней на основе анализа литературы и источников, в том числе и арабских, выявляется ряд особенностей, характеризующих внешние операции мусульман с 622 по 624 год. Выявляются их направленность, мотивы и круг лиц, участвовавших в этот период в их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОХОДЫ МЕДИНСКОЙ ОБЩИНЫ ВЕРУЮЩИХ (622 - 624)»

УДК 950.1 (532.2.): 297: 355.4

Походы мединской общины верующих (622 - 624)

Я.М. Ханмагомедов

Поселившись в Медине, Мухам-мад не собирался прекращать борьбы с мекканской языческой знатью. Достаточно укрепив свои позиции, Пророк "перешел к открытой борьбе против курайшитов, начав тем самым джихад ас-сайф (джихад меча) - священную войну на пути Аллаха" [1, с. 13]. Теперь эта борьба проявлялась в форме постоянных походов, в ходе

которых совершались набеги на тор*

говые караваны мекканцев.

В период после хиджры (622 г.) до Бадрского сражения (624 г.) против мекканцев было снаряжено восемь экспедиций [2, с. 113]. Мы вкратце рассмотрим их все.

1. В первый поход Мухаммад посылает мусульман уже в начале рамадана - 7 месяца после переселения из Мекки в Медину, во главе отряда он ставит своего родственника - дядю Хамзу ибн Абд ал-Мутталиб, и, что самое важное, среди 30 человек нет ни одного мединца из числа ансаров. Этот отряд достиг берега Красного моря и преградил путь торговому каравану курайшитов, возвращавшемуся из Сирии во главе с Абу Джахлем, с которым шли около трехсот человек. Однако два отряда не приблизились друг к другу ближе, чем на дальность полета стрелы, т. е. ближний бой между мусульманами и язычниками не состоялся. Источники упоминают некоего Маджи ибн Амра ал-Джуханни, который взял на себя роль

* В средневековых арабских хрониках военные экспедиции мусульман, во главе которых Мухаммад назначал амиров называются са-райа (ед. сарийа). Походы с участием Пророка названы газв.

посредника, благодаря чему противники разошлись без боя [8, с. 139].

Мухаджир Са'д ибн Абу Ваккас стал в этом походе первым мусульманином в истории ислама, выпустившим стрелу на пути Аллаха, а знамя белого цвета (лива'), которое нес Абу Марсад - первым знаменем, врученным Мухаммадом своим воинам [5, с. 77 - 78].

2. Приблизительно через месяц, в начале шавваля Мухаммад послал еще один отряд, во главе которого стоял Убайда ибн ал-Харис ибн ал-Мутталиб ибн Абд Манаф, также со знаменем белого цвета, которое нес Мистах бен Усаса, и, опять-таки, без ансаров, но уже в составе 60 мухад-жиров. Мухаммад приказал отряду выдвинуться в направлении Батн Ра-биг. Достигнув Санийи ал-Мара в местности ал-Джухфа, у источника Ахйа отряд встретился с язычниками. Здесь в ход были пущены лишь стрелы. Относительно предводителя курейшитов сведения противоречивы: одни считают, что им был Абу Суфйан ибн Харб, другие - Макраз ибн Хафс. Например, ат-Табари, ссылаясь на ал-Вакиди, сообщает о бесстрашии Абу Суфйана ибн Харба, стоявшего во главе двухсот курейшитов [3, с. 11].

3. Третью сарийу Мухаммад направил в месяце зу ал-каада в том же, первом, году хиджры во главе с Са'дом ибн Абу Ваккасом в ал-Харрар. Знамя белого цвета в этом походе было вручено ал-Микдаду ибн Амру. Ат-Табари приводит свидетельство Абу Ваккаса, который рассказывал сыну об этом походе: "Я выступил с двадцатью воинами пешком (возможно, он говорил с 21 воином).

Днем мы скрывались в засаде, а ночью шли до тех пор, пока на пятое утро не достигли ал-Харрара. Посланник Аллаха взял с меня клятву, что я не продвинусь за пределы ал-Харрара. Однако караван курейшитов, в котором было 60 человек, покинул ал-Харрар за день до нашего прибытия туда" [3]. В поход с Абу Ваккасом выступили также только мухаджиры.

В отношении датировки этих трех сарий ат-Табари, ссылаясь на Абу Джа'фара, приводит и другую версию, согласно которой все они были предприняты во 2 году хиджры. Обосновывая это, он пишет, что Мухаммад выступил в поход (газв) в начале 12 месяца своего пребывания в Медине, и, намереваясь встретиться с курей-шитами из племени бану Дамра, достиг Ваддана, однако, не встретив сопротивления, он вернулся в Медину и оставался до конца месяца сафар. А в начале раби'ал-аввал он отправляет Убайду ибн ал-Хариса ибн ал-Мутталиба во главе 60 или 80 всадников из числа мухаджиров (из ансаров никого в отряде не было) в сарийу. Убайда ибн ал-Харис, прибыв к колодцу, расположенному в Хиджазе, застает здесь большое скопление ку-рейшитов. Сражения между ними не происходит, а стрела, пущенная Са'дом ибн Абу Ваккасом знаменует собой первый факт применения оружия в джихаде. Что немаловажно отметить, в ходе этой сарийи из стана курейшитов к мусульманам перебежали ал-Микдад б. Амру ал-Бахрани, вождь племени Зухра и Утба б. Газван ибн Джабер, вождь племени Науфал. Оба они были мусульманами, вероятно, не переселившиеся вместе с му-хаджирами в Медину и выступившими в караване с курейшитами, чтобы при случае присоединиться к ним [5, с. 12]. Согласно этой же версии следует, что и первое знамя в исламе

Мухаммадом было вручено не Абу Марсаду, а Убайде ибн ал-Харису. По свидетельству ат-Табари, некоторые авторы полагают, что Мухаммад отправил Убайду в сарийу до своего прибытия в Медину из похода на ал-Абва, и что в отношении Хамзы ибн Абд ал-Мутталиба он поступил таким же образом. Некоторые источники считают, что обладателем первого знамени в исламе, врученного Му-хаммадом, был Хамза. Вероятно, эти противоречивые мнения порождены тем, что и первого, и второго Мухам-мад отправил в походы практически в одно и то же время [2].

4. Газват Ваддан (он же Абва'). В сафаре второго года хиджры Мухам-мад решил возглавить набег сам. Он выступил в поход (газват) во главе отряда численностью 60 человек. Намереваясь встретиться с курейшитами и племенем бану Дамра бну Бакр бну Манат бну Кинана, отряд достиг Вад-дана, однако столкновение было предотвращено вождем племени ад-Дамра Махаши бну Амру, которому удалось заключить с Мухаммадом договор о взаимопомощи [3, с. 14].

Это был первый в истории ислама военный поход, в котором Пророк принимал участие сам.

5. Газват Буват - второй поход, который Мухаммад также совершил во втором году хиджры в месяце раби' ал-ахар во главе 200 асхабов из числа мухаджиров. В местечке Буват он встретил караван курейшитов, состоявший из 2500 верблюдов, сопровождаемых сотней мекканцев. Вооруженного столкновения между двумя отрядами не произошло. Мухаммад вернулся в Медину, пробыл здесь остаток месяца раби ал-ахар и несколько дней месяца джумада ал-ула [3, с. 14].

6. Газват Ушайра. В джумада ал-ула второго года хиджры Мухаммад

снова выступил в поход, в ходе которого он намеревался настигнуть караван курейшитов, направлявшийся в аш-Шам и узнать намерения племен бану Динар бану ан-Наджар и бану-Файфа' ал-Хабар. Пророк во главе отряда мухаджиров провел стреми-ельную рекогносцировку ряда поселений и местностей (Батха ибн Азхар, Халаик, Шуаба, Йалйал, Фараш, Ма-лал, Сухайра ал-Йамам), пока не прибыл в Ушайру. Здесь он провел остаток дней месяца джумада ал-ула и несколько дней следующего месяца джумада ал-ахира, встречаясь с вождями местных племен бану Мудлидж и бану Дамра, которые обязались не пропускать мекканские караваны через их земли, и после этого возвратился в Медину [3, с. 14; 7, с. 115].

7. Газват Бадр ал-ула (первое Бадрское сражение). В джумада ал-ахира на пастбища Медины совершил набег Курз ибн Джабер ал-Фихрий, угнавший некоторое количество скота, принадлежавшее мусульманам. В погоню за ним бросился сам Пророк. Оставив наместником в Медине Зайда ибн ал-Хариса, он вместе со знаменем, которое вручил Али ибн Абу Талибу, во главе отряда из 70 мухаджи-ров выступил в пустыню, но, дойдя до Бадра через пустыню Сафаван, никого не встретил. Курзу удалось ускользнуть от мусульман [3, с. 13].

Это выступление получило название "первого похода на Бадр".

8. Первое удачное нападение относится к началу 624 г., когда небольшая группа мусульман (от 7 до 12 человек) во главе с Абдаллахом ибн Джахшем сумела добраться до Нахлы и на дороге между Меккой и Таифом напасть на караван, везший изюм и другие товары из Таифа. Неожиданное нападение увенчалось успехом: груз был захвачен, один мекканец убит, двое взяты в плен. Арабские ис-

точники утверждают, что убитого звали Амру бну ал-Хадрами. Он стал первым курейшитом, павшим за все это время от рук мусульман, а ограбленный караван - первой добычей, полученной мухаджирами в результате вооруженного набега [7, с. 16].

Мухаммад будто бы так огорчился, что стычка, приведшая к убийству, произошла в священный месяц раджаб (когда войны считались запрещенными), что отказался взять причитавшуюся ему часть добычи. Однако вскоре последовало откровение, пояснившее, что война с врагами веры разрешена и в запретные месяцы: «Спрашивают они тебя [дозволено ли] сражаться в месяц запретный [с много-божниками мекканскими]». Отвечай: «Сражение в месяц запретный - грех великий, уклонение с пути Божиего и неверие в него. Но изгнание из мечети Запретной совершающих молитву ритуальную - грех пред Господом еще больший, а многобожие - грех больший, чем убиение» (2: 217).

Профессор М.-Н. Османов, ссылаясь на арабские источники, приводит рассказ Джандаба ибн Аб-даллаха, в котором разъясняется причина ниспослания этого айата: «Отправил Посланник Аллаха - да благославит его Господь, да приветствует - небольшой отряд во главе с Джахшем. Встретились они с [руководителем одного из караванов мекканских, бедуином по имени] Ибн ал-Хадрами и убили его, не ведая, что было это в один из дней месяца раджаб или джумада. И закричали многобожники муслимам: «Воюете вы в месяц запретный». И ниспослал Аллах всевышний: «Спрашивают они тебя [дозволено ли] сражаться в месяц запретный..». [6, с. 812] (2:217).

Отечественный востоковед

О.Г. Большаков ссылается на ал-Вакиди, который утверждает, что на-

падение произошло в последний день раджаба и нападавшим оставалось либо нарушить мир в священный месяц, либо допустить, чтобы караван на следующий день оказался в храме Мекки, где его нельзя было трогать. По другим же источникам оказывается, что нападение было совершено на границе раджаба и предшествующего месяца джумада II [4, с. 96].

Мекканцам пришлось вступить в переговоры с Мухаммадом о выкупе пленных. Один из них был освобожден за 1400 дирхемов, как только в Йасриб

возвратились отставшие Са'д б. Абу-л-Ваккас и Утба б. Газван, о судьбе которых Мухаммад очень беспокоился, а второй предпочел принять ислам и остался в Йасрибе.

Таким образом, краткий обзор походов Мухаммада до Бадрского сражения помогает выявить не только ряд особенностей, характеризующих внешние операции мусульман с точки зрения их направленности и мотивов, но в значительной степени позволяет ясно очертить круг лиц, участвовавших в этот период в их реализации.

Литература

1. Арухов З.С. Концепция джихада в раннем исламе. - Махачкала, 1995.

2. Арухов З. С. Походы мединнской уммы // Мусульманская цивилизация. 1995. № 2.

3. Ат-Табари, Абу Джа'фар Мухаммад бну Джарир. Та'рих ал-умам ва-л-мулук. Т. I. - Байрут, 1988/1408.

4. Большаков О.Г. История халифата [Ислам и Аравия (570-633)]. Т. 1 -М., 2000.

5. Ибн ал-Асир. Ал-камил фи-т-та'рих. Ли-л-имам Аби ал-Хасан Али бен Абд ал-Вахид ас Сайбани. Т. 1. - Байрут, 1978/1398.

6. Коран / Пер. и коммент. М.-Н.О. Османова. - М., 1999.

7. Мухаммад Ахмад Башамил. Газват Бадр ал-Кубра-Дар ал-фикр, 1974/1394. [Б. м.].

8. Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. Мухаммад (да благославит его Аллах и приветствует. - М. : НП Издательский дом «Бадр», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.