Научная статья на тему 'ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД ТУНДРОВЫХ ЮКАГИРОВ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД ТУНДРОВЫХ ЮКАГИРОВ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ВОСТОК АЗИИ / ЮКАГИРЫ / ПОХОРОННАЯ ОБРЯДНОСТЬ / РИТУАЛ / ДРЕВНИЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ЗАИМСТВОВАНИЯ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жукова Людмила Николаевна

В статье анализируются опубликованные материалы о похоронной обрядности тундровых юкагиров (вадулов) на протяжении столетия (начало - конец XX вв.) и полевые данные автора, полученные в начале XXI в. Исследуемое время разделено на четыре хронологических периода в соответствии со временем сбора полевого материала: 1902, 1959, 1995, 2014 гг. Все материалы сгруппированы в таблицу с выборками по шести темам: «Ритуал», «Оберег, очищение», «Одежда», «Инвентарь», «Ездовой олень и жертвоприношение», «Надмогильное сооружение». Сопоставления полученных данных показали пролонгирование отдельных элементов похоронной обрядности тундровых юкагиров в течение исследуемого периода. В то же время на протяжении XX в. под влиянием различных факторов (атеистическая пропаганда, иноэтнические заимствования, технический прогресс) обнаруживаются изменения отдельных элементов в зависимости от степени сохранности и следования самобытным культурным традициям. Выделяются следующие блоки: дохристианские языческие традиции, иноэтнические (тунгусские) заимствования, влияние христианизации. С середины XX в. усилилась тенденция к уменьшению доли традиционных средств передвижения, одежды, орудий труда, утвари в качестве сопроводительных вещей погребального комплекса и замене их макетами. Данные таблиц проливают свет на отдельные вопросы этнографии и традиционной культуры юкагирского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД ТУНДРОВЫХ ЮКАГИРОВ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

V.V. Ushnitsky

Formation of the Historical Landscape of Yakutia: Origin of the Khangalassy People

This article explores the origin of the ethnonym Khangalas. The image of the ancestor of Elleya and the leader of all the Yakut tribes of Tygyn is connected with the Khangalassy people. From Khangalassy people are not only the modern Khangalassky and Megino-Khangalassky ulus, but also Gorny (formerly East Kangalassky), Olekminsky, Suntar and Nyurbinsky uluses. Khangalassy people also very actively participated in the origin of the Yakut population of the Abyysky, Momsky and Kolyma uluses.

Khangalassy people traditionally connect with the Turkic tribe kangla and are considered to be the carriers of the Kypchak component in the Sakha people. Kanglas are considered descendants of Iranian-speaking Kangyu, a state in Central Asia. According to another version, the kanglas are compared with the nomadic association of Gaogyui through the word for "cart". This hypothesis allowed G.V. Ksenofontov to connect the Khangalassy people with the ancient Uighurs who fled in the IX century to the tribes of Da-shivey. At this time, the most popular version is A.I. Gogolev. connecting the Kangalassy people with the Kypchak component in the ethnogenesis of the Sakha. According to the hypothesis of A.I. Gogolev and I.V. Konstantinov, the Kangalas are the last wave of strangers from the south, which brought burials with the horse and are associated with the culture of "Kyrgyz-etehev" of the XVI - XVII centuries.

Researcher Yu.A. Zuev discovers kangly among the Tamat-dubo and Buir-Nur Tatars. This article is discussed these versions in detail. Also, the Evenk version of the origin of the Khangalassy people is discussed. The hypothesis of the Tungusologist V.A. Tugolukov is based on the presence of Kangalassian genera among the Amur Evenks and their identification with earlier nanagirs. This version explains the ethnonym Khangalas from the same name with the meaning "goose". This version of the origin of the Khangalassy people connects them with the Kachin people and the hypothesis of L.R. Kyzlasov about the origin of the term "Khakas" from the word "Haas".

Keywords: historical landscape, ethnogenesis, origin of Sakha, ethnonymy, historiography, tribal composition, peoples of South Siberia, Yakut ulus, history of Yakutia, Evenks.

Л.Н. Жукова

Б01: 10.25б93/Ю12218-1644.2018.04.00б УДК 393.9(=554)"191/200"

Погребальный обряд тундровых юкагиров: традиции и современность

В статье анализируются опубликованные материалы о похоронной обрядности тундровых юкагиров (ваду-лов) на протяжении столетия (начало - конец XX вв.) и полевые данные автора, полученные в начале XXI в. Исследуемое время разделено на четыре хронологических периода в соответствии со временем сбора полевого материала: 1902, 1959, 1995, 2014 гг. Все материалы сгруппированы в таблицу с выборками по шести темам: «Ритуал», «Оберег, очищение», «Одежда», «Инвентарь», «Ездовой олень и жертвоприношение», «Надмогильное сооружение». Сопоставления полученных данных показали пролонгирование отдельных элементов похоронной обрядности тундровых юкагиров в течение исследуемого периода. В то же время на протяжении XX в. под влиянием различных факторов (атеистическая пропаганда, иноэтнические заимствования, технический прогресс) обнаруживаются изменения отдельных элементов в зависимости от степени сохранности и следова-

© Жукова Л.Н., 2018

ния самобытным культурным традициям. Выделяются следующие блоки: дохристианские языческие традиции, иноэтнические (тунгусские) заимствования, влияние христианизации. С середины XX в. усилилась тенденция к уменьшению доли традиционных средств передвижения, одежды, орудий труда, утвари в качестве сопроводительных вещей погребального комплекса и замене их макетами. Данные таблиц проливают свет на отдельные вопросы этнографии и традиционной культуры юкагирского народа.

Ключевые слова: северо-восток Азии, юкагиры, похоронная обрядность, ритуал, древние элементы, заимствования, традиции.

К настоящему времени наиболее изученными являются две территориальные группы ко -лымских юкагиров - тундровые оленеводы Нижней Колымы вадулы и лесные охотники и рыболовы Верхней Колымы одулы. Опубликованные труды исследователей второй половины XVIII в. - второй половины XX в. [Грачева, 1988; Линденау, 1983; Иохельсон, 2005а, б; Спиридонов (Тэки Одулок), 1996; Туголуков, 1979, 1980; Юкагиры..., 1975] показывают относительную близость обрядов вадулов и одулов в отношении того, как обращались древние юкагиры с останками умершего шамана. Из черепа изготовляли фигуру родового предка хойл, которая считалась родовой святыней. Кости и мягкие ткани использовали для изготовления амулетов. По данным В.И. Иохельсона, также поступали янские, индигирские, алазейские юкагиры [2005б, с. 236-239]. Кроме того, одулы в память о предке-шамане вырезали из дерева разные по величине фигуры человека. Небольшие использовали как амулеты, крупные, изготовленные из бревна, помещали на деревьях [Там же, с. 239-240]. У нас пока нет сведений об изготовлении подобных шаан-шоромо («деревянный человек»), или, как их стали называть позднее, шайтанов, другими юкагирскими группами.

Не вполне ясно, как хоронили рядовых родо-вичей в тундре до принятия христианства. Например, лесные юкагиры в далеком прошлом зимой хоронили наземно - в шалаше из ветвей, летом - на дереве [Спиридонов (Тэки Одулок), 1996, с. 51-52], позднее - на воздушном помосте. В настоящее время древние охотники на лося одулы продуцируют грунтовый христианский погребальный обряд с отдельными дохристианскими элементами, изучение которых продолжается в настоящее время.

В работах исследователей XX в. [Иохельсон, 2005б; Туголуков, 1979; 1980; Юкагиры.,

1975] имеются отдельные сведения о захоронениях рядовых родовичей вадулов. Приводятся описания элементов, которые можно считать общими, возникшими под влиянием христианизации. К числу их относятся грунтовый способ захоронения, намогильный крест или икона. Имеются упоминания о более ранних элементах. Например, по материалам В.И. Иохельсона [2005б, с. 322-325]:

- покойника одевают и заворачивают в часть покрышки чума, связывая ремешками;

- тело выносят из жилища, приподнимая край покрышки чума;

- у края чума, откуда вынесли тело, ставят три перекрещенных столба - это оберег, чтобы душа покойника не вернулась;

- у оружия из сопроводительного инвентаря наконечники поворачивают в сторону рукояти;

- близким родственникам нельзя есть мясо жертвенного оленя (в противном случае это может вызвать «гнев» покойника, т.к. жертва предназначена ему).

В записях И.С. Гурвича, участника Комплексной академической экспедиции к юкагирам в 1959 г. [Юкагиры., 1975, с. 76-78], читаем:

- покойника завертывают в ровдугу/часть полотнища чума;

- гроб делают из распиленной поперек лодки;

- по дороге к могиле ставят небольшой шалаш и убивают оленей: для мужчины - двух (передовой и манщик), для женщины - трех (ездовой и две самки);

- в знак траура пришивают к одежде кусочек ровдуги;

- шкуру жертвенного оленя расстилают около могилы, затем ее, кости, одежду покойного сжигают;

- около могилы ставят жерди в виде остова чума, вешают рога.

Наиболее полные сведения о погребальном обряде вадулов получены в конце XX в. и начале XXI в.

Во время полевой практики в марте 1995 г. слушательница моего спецкурса по фольклору и этнографии юкагиров, студентка I курса северного отделения филологического факультета Якутского государственного университета, тундровая юкагирка Э.С. Атласова, ныне к.ф.н., преподаватель СВФУ им. М.К. Аммосова, записала, а затем опубликовала описание современного погребального обряда вадулов [Атласова, 2000].

Из этого описания отметим отдельные элементы, дополняющие записи предыдущих исследователей:

- одевают умершего с левой стороны;

- завертывают в замшу и завязывают в трех местах: в районе шеи, талии и ног. На кладбище веревки срезает тот, кто их завязывал;

- предметов из металла на одежде должно быть меньше;

- после того, как тело вынесли из дома, его держат на улице, для чего сооружают временное жилище из двух треног, крытых брезентом;

- на похоронах у могилы нельзя обходить ко -стер вокруг, иначе нужно пройти в обратном направлении;

- шкуру с оленя сдирают все присутствующие на похоронах, костей не ломают, не теряют. Потеряв, вырезают из дерева. Все кости собирают в мешок и привязывают на верхушке дерева. Шкуру весят, затем забирают;

- на гроб кладут багульник;

- рога и копыта оленя кладут на могилу.

В 2014 г. я обратилась к юкагирам, выросшим в тундре, а ныне проживающим в г. Якутске: писателю и художнику Н.Н. Курилову (1949 г.р.) и А. А. Помогаевой (1979 г.р.), лаборанту-исследователю сектора палеоазиатской филологии ИГИиПМНС СО РАН. От них были получены описания погребального обряда; рассказ А.А. Помогаевой опубликован [Жукова, 2014]. Ниже приводим информацию, полученную от Н.Н. Курилова по телефону 28 января 2014 г.

«Толкают руками и ногами только что умершего для того, чтобы отпихнуть, отделить его от себя (возможно, как оберег. - Л. Ж.). Лицо покрывают белой замшей, ничего на ней не обозначают (глаза, рот). Одежду умершему обяза-

тельно шьют новую; одевают с левой половины тела. В доме держат 2-3 дня, а три дня на улице -смотря по состоянию покойника, по погоде. В гроб кладут в доме.

На третий день делают маленькие нарты для отправки души, их кладут в гроб (возможно, на кладбище в них запрягают ездового оленя. -Л. Ж). В маленький ящик кладут посуду, ее не ломают, оставляют на могиле. Через три года, когда душа окончательно уйдет, посуду ломают и сжигают.

На гробе делают отверстия, т. к. умерший еще три года слышит; к нему обращаются при посещении, могут «поговорить», попросить передать что-либо ранее умершему. В прошлом смерть не воспринималась как трагическое явление, на похоронах могли веселиться и петь; юкагирский богатырь мог дать себя убить.

Возвращаясь с похорон, совершают очищение: проходят через сплетенное из тальника кольцо в рост человека. Мясо после похорон в течение одного дня едят через тальниковое кольцо (как оберег).

Поскольку многое изменилось в жизни современных юкагиров, теперь хоронят на кладбищах, прежде их не существовало; везут на оленьей упряжке прах стариков, молодых могут везти на тракторе, машине; верховое седло на жертвенном олене, на котором везут тело, не обязательно, его не ломают, оставляют на могиле или весят рядом на дерево. Поминки справляют на 3-, 9-, 40-й день, через 1, 2, 3 года».

Обобщим информацию, полученную от Н.Н. Курилова и А. А. Помогаевой:

- толкают руками и ногами от себя только что умершего (как оберег);

- одежду для умершего шьют заранее, либо покупают в магазине, ее дырявят; национальную шьют кукольных размеров и кладут в гроб (как заместитель);

- одевают умершего с левой стороны;

- изготовляют макет нарт, в них на кладбище впрягают жертвенного оленя;

- мешок с костями оленя помещают на помосте на столбах;

- остатки мяса с кладбища уносят не близкие родственники;

- возвращаясь, очищаются, пройдя через кольцо из тальника;

- запястье руки перевязывают ремешком;

- еду режут как салат, смешивают, трижды кормят огонь;

- пение и веселье на похоронах.

Таким образом, мы имеем сведения о похоронном обряде вадулов, бытовавшем на протяжении более одного столетия в 1902 г., 1959 г., 1995 г., 2014 г. Промежутки между записями составили от 19 до 57 лет. В настоящей статье приводятся таблицы по результатам сопоставительных исследований и полученные выводы. Предварительный сравнительный анализ вы-

полнен в рамках научно-исследовательской работы автора в 2013-2016 гг. [Жукова, 2017].

Выборки из имеющихся материалов систематизированы в таблицу* по шести темам: «Ритуал», «Оберег, очищение», «Одежда», «Инвентарь», «Ездовой олень и жертвоприношение», «Надмогильное сооружение». Это позволило сопоставить элементы похоронного обряда тундровых юкагиров-оленеводов в течение почти 100 лет, выявить общие и особенные, ранние и поздние его отличия и характеристики.

Погребальный обряд тундровых юкагиров (начало XX - XXI вв.)

Ритуал Оберег, очищение

Моют умершего не близкие родственники (1902); моют близкие родственники (1995). Переодевают, заворачивают в шкуру/ровдугу (часть покрышки чума). Связывают ремешками/веревками (1902-2014) в трех (1995) или двух (2014) местах, их разрезают при погребении (1995, 2014). Лежит в доме 2-3 дня (1902-2014). Еще 3 дня на улице во временном жилище (1995, 2014). Во время еды покойника угощают через огонь (19022014). Кладут на нарту, запряженную одним оленем (1902, 2014); олень с седлом (1995, 2014). Везут на тракторе, машине (2014). Перекладывают у могилы в деревянный ящик, соединенный деревянными гвоздями (1902); кладут в гроб в доме (1959, 2014); гроб из распиленной поперек лодки, доски соединены деревянными гвоздями (1959). На уровне носа и ушей делают отверстия (1995, 2014). Убивают оленя у могилы (1902, 1995, 2014); несколько оленей - у шалаша (1959). На кладбище разжигают огонь, его кормят, трапеза (1902-2014). Поминки на 3-й день (1902); в течение трех лет ходят (1995); на 3-, 9-, 40-й день, через 1, 2, 3 года (2014). На 3-й год последние поминки, кормят огонь, разбивают все предметы и сжигают (1995, 2014). Могилу обходят по часовой стрелке (1995). У края чума, откуда вынесли тело, ставят три перекрещенных столба (1902). Все узлы одежды и обуви завязывают очень сложно, чтобы покойник «не смог развязать» (1902). Концы оружия, которое кладут с умершим, обращают в сторону рукояти (1902). После похорон в знак траура пришивают к одежде кусочек ровдуги (1959); перевязывают запястье ремешком (2014). На похоронах у могилы нельзя обходить костер, иначе нужно пройти обратно (1995). После похорон уходят, не оглядываясь (1959, 2014). Возвращаясь, перед тем как зайти в дом, проходят сквозь дым (1902, 2014); проходят сквозь большое кольцо из тальника (2014). Мясо едят через кольцо тальника (1959, 2014).

* В таблицу включены данные В.И. Иохельсона за 1902, И.С. Гурвича - за 1959, Э.С. Атласовой - за 1995, Н.Н. Курилова и А. А. Помогаевой - за 2014 гг.

Окончание табл.

Одежда Инвентарь

Надевают лучшую одежду (1902); праздничную, погребальную заранее сшитую (1959-2014), в ней оставляют прорези или шьют новую без узлов (1959, 1995). На покупной делают три прорези (2014). Погребальную шьют кукольных размеров (2014). Предметов из металла на одежде должно быть меньше (1995). На лицо кладут белую ткань (1902, 2014); ничего не кладут (2014). Узлы на обуви завязывают спереди (1995). Старую одежду покойного сжигают (1959, 2014); отдельные вещи берут на память (2014). Личные вещи, инвентарь портят, дырявят (1902, 1959); инвентарь (макеты) делают из дерева (19592014). Нарты оставляют на могиле, забирают на третий день (1902); оставляют в разобранном виде (1959); оставляют макет (1995, 2014). Седло (или макет) оставляют (1995, 2014).

Ездовой олень и жертвоприношение Надмогильное сооружение

После погребения убивают оленя; трапеза (1902-2014). По дороге к могиле около шалаша убивают оленей: мужчине - 2, женщине - 3 (1959). Ножом зареза-ют оленя (1902); колют ножом в сердце, чтоб долго бился в конвульсиях (1959-2014), «гонят» оленя вожжами, бьют погонычем. Оленью сбрую режут, весят на куст около могилы (1902). Мясо едят дальние родственники, они уносят остатки мяса; нельзя его есть близким родственникам (1902); мясо разделывают левой рукой, оно должно быть съедено в тот же день (1959); мясо едят (все?), костей не ломая, не теряя. Потеряв, вырезают из дерева. Кости собирают в мешок и завязывают наверху дерева (1995). Мясо едят все, остатки уносят не близкие родственники (2014). Шкуру, ноги дают копателям могилы (1902); шкуру расстилают около могилы, затем ее, кости, одежду сжигают (1959). Шкуру снимают все присутствующие и оставляют висеть, через три дня забирают (1995). Кости собирают в мешок, помещают на помост (2014). Рога вырубают с черепной костью, вешают на могиле на остов чума (1959); рога и копыта кладут на могилу (1995). У могилы на 3-й день (1902), на 3-й год (1995) убивают оленя, мясо едят, раздают людям. На могиле оставляют поломанные нарты, предметы (1902); нарты в разобранном виде, их детали портят. Около могилы ставят жерди в виде остова чума, вешают рога, крест, икону (1959). Ставят крест. Рога и копыта кладут на могилу, ориентируя на восток (1995). Крест ставят редко, обычно сооружения с навершием (2014). Возле могилы кладут макеты инвентаря, посуду, рядом находится дерево с мешком, в нем кости оленя (1995); ставят столик, ящик с посудой, рядом помост с мешком с костями оленя (2014).

Из анализа таблицы следует, что мало подверженными изменениям на протяжении почти 100 лет оказались следующие элементы похоронного обряда, осуществленного в грунтовой могиле, и названные три - четыре раза:

- переодевание в заранее подготовленную одежду (праздничную, погребальную) или сшитую новую (без узлов);

- завертывание тела в шкуру/ровдугу/часть покрышки чума, завязывание и разрезание ремешков;

- нахождение в течение двух - трех дней в доме;

- «угощение» покойника едой через огонь;

- макеты инвентаря делают из дерева (1959, 1995, 2014);

- убивают жертвенного оленя у могилы (1902, 1995, 2014);

- закалывание ездового оленя особым образом, чтоб долго бился в конвульсиях (1959, 1995, 2014);

- «кормление» огня до похорон, во время похорон и на поминках.

Некоторые элементы обряда зафиксированы не для каждого выделенного нами хронологического этапа. Например, в 1902 г. В.И. Иохельсон писал, что во время обряжения умершего все узлы на одежде и обуви завязывают «очень сложно, так, чтобы покойник не смог развязать их» [2005б, с. 325] и нанести вред живым. В 1995 г. эту информацию частично подтвердили записи Э.С. Атласовой: «... Одевают все с левой стороны. Все узелки завязывают»*. Однако в других записях этот элемент похоронной обрядности не упоминается.

Названы два раза:

а) закрывание лица покойника тканью или замшей (1902, 2014);

б) мытье умершего (1902, 1995);

в) помещение тела на улицу во временном жилище (1995, 2014);

в) кладут в гроб в доме (1959, 2014);

в) на крышке гроба на уровне носа и ушей делают отверстия (1995, 2014);

а) кладут на нарту, запряженную одним оленем (1902, 2014);

в) олень с седлом (1995, 2014);

в) старую одежду покойника сжигают (1959, 2014);

б) личные вещи, инвентарь портят, дырявят (1902, 1959);

а) поминки через три дня (1902, 2014);

в) на третий год последние поминки, кормят огонь, разбивают все предметы и сжигают (1995, 2014);

в) после похорон уходят, не оглядываясь (1959, 2014);

а) возвращаясь, перед тем, как зайти в дом, проходят сквозь дым (1902, 2014);

в) мясо едят через кольцо из тальника (1959, 2014).

Среди названных дважды элементов следует назвать:

а) отмеченные в начале и конце исследуемого периода, что может быть показателем того, что в промежуточное время они не были названы информантами и не учтены исследователями. Данный факт не может означать, что в середине XX в. такие элементы обрядности отсутствовали. Вопрос, очевидно, в том, придерживались ли традиций организаторы похорон;

б) названные в начале и середине/конце XX в. Такой элемент, как «мытье умершего» перед одеванием в похоронную одежду (1902, 1995), скорее всего, является христианским. В христианском обрядовом комплексе это обязательный элемент, поэтому, надо полагать, отмеченное на всех хронологических этапах переодевание сопровождалось обмыванием тела покойника. Традиция портить личные вещи, инвентарь (1902, 1959) отмечена В.И. Иохельсоном в юкагирских захоронениях конца XIX - начала XX в. [2005б, с. 305-321]. Впоследствии ввиду возросшей ценности стало преобладающим изготовление макетов предметов из дерева (нож, топор, стрелы, нарты и проч.). Замещение коснулось и традиционной похоронной одежды, которую стали делать «кукольных размеров», класть в гроб;

в) упоминаемые в середине/конце XX в. и начале XXI в. Записи конца XX - начала XXI вв. выявляют многие дохристианские элементы, отсутствующие в материалах исследователей предыдущих периодов. К ним можно отнести следующие: помещение тела на улицу во временном жилище на несколько дней (след дохристианского захоронения в шалаше/чуме?); пое-

* Фрагмент из полевых записей Э.С. Атласовой. Хранятся у собирателя.

дание мяса через кольцо из тальника в целях оберегания; сжигание старой одежды покойника и на третий год на поминках - всех предметов захоронения (след существовавшей ранее кремации?). Имеется сообщение о сжигании шкуры и костей жертвенного оленя (1959).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование такого характерного предмета, как оленье седло в обрядовой погребальной практике (1995, 2014), однозначно говорит о бытовании вьючно-верхового оленеводства, более характерного для тунгусского этноса. На влияние христианских традиций указывает укладывание покойника в гроб в доме (1959, 2014) (в 1902 г. покойника везли на нартах и только на кладбище перекладывали в деревянный ящик). По-видимому, адаптацией к христианскому грунтовому способу захоронения следует считать просверливание отверстий на крышке гроба на уровне носа и ушей, чтобы вышла душа. В.И. Иохельсон [2005а, с. 187; 2005б, с. 305-321] и юкагирский писатель и ученый, первый из числа малочисленных народов Севера, к.э.н. Н.И. Спиридонов (Тэки Одулок) [1996, с. 52] писали, что юкагиры Верхней Колымы традиционно имели захоронения двух типов -наземные и воздушные и до принятия христианства не знали грунтовых могил. Считаем, что это замечание справедливо по отношению и к другим юкагирским группам, в том числе вадулам.

Не менее важны элементы похоронного обряда, названные один раз:

а) они могут дополнять уже известные обрядовые действия, например, убивают несколько жертвенных оленей у промежуточного шалаша (1959);

б) показывают трансформацию обряда во времени, например, моют умершего не близкие родственники (1902); моют близкие родственники (1995). Около могилы ставят жерди в виде остова чума, вешают рога, крест, икону (1959). Ставят крест, рога и копыта кладут на могилу, ориентируя на восток (1995). Крест ставят редко, обычно сооружение с навершием (2014);

в) характеризуют разнообразные способы защиты от действия злых сил: установление у края чума, откуда вынесли тело, трех перекрещенных столбов (1902); после похорон в знак траура пришивание к одежде кусочка ровдуги (1959); перевязывание запястья ремешком (2014);

г) дополняют этнографические сведения: изготовляли гроб из распиленной поперек лодки, доски соединяли деревянными гвоздями (1959); предметов из металла на одежде должно быть меньше (1995);

д) обнаруживают нововведения: погребальную одежду шьют кукольных размеров; на покупной делают по три прорези. Крест ставят редко, обычно сооружение с навершием (2014);

е) влияние технического прогресса: умершего везут на тракторе, машине (2014).

Поскольку мы пользовались методом выборки, не весь собранный материал вошел в таблицу. Тем не менее систематизированные данные имеют значение не только для понимания семейной, в частности, похоронной обрядности юкагиров Нижней Колымы, они проливают свет на отдельные вопросы этнографии и традиционной культуры народа, культурные контакты с соседними народами.

Таблица показывает, что символика жилища представлена в похоронной обрядности вадулов различно: это легкий шалаш, остов чума из трех жердей, часть его покрышки, макет из жердей.

Различно представлены средства передвижения: захоронение в распиленной лодке, жертвоприношение нартами, оленьей упряжью, оленьим седлом, посохом для посадки в седло. Наличие данных предметов характеризует тундровых юкагиров как рыболовов (захоронение в лодке), практикующих оленеводство арктического типа (ездовая нарта) и тунгусского типа (верховое седло, посох для посадки).

Велика доля комплекса, характеризующего домашнее оленеводство и использование предметов из дерева (детали жилища, шалаш, нарты, лодка, гроб, помост, предметы и их макеты). Все это свидетельствует о смешанности культурных элементов у этой юкагирской группы. В качестве типологической параллели смешанности христианских и языческих элементов укажем на современные шаманские захоронения эвенов Момского района РС (Я) [Слепцов].

Кроме названных в начале статьи, христианскими нужно считать: трехдневное пребывание покойника в доме, сроки поминок, устройство кладбищ. К адаптационным механизмам культуры можно отнести помещение креста и иконы на макет жилища из трех жердей у могилы вместе с рогами жертвенного животного.

В завершение отметим следующие изменения в похоронном обряде вадулов на протяжении столетия (начало XX - начало XXI вв.):

- погребальную одежду готовят заранее или шьют новую. - Одежду покупают в магазине, погребальную национальную шьют кукольных размеров, кладут в гроб;

- инвентарь ломают, кладут в гроб, на могилу. - Окурив дымом, ценные вещи забирают. -Преимущественно изготовляют макеты предметов из дерева;

- на пути к кладбищу ставят шалаш, приносят жертву. У грунтовой могилы ставят треногу (символ жилища). - Около дома сооружают шалаш/палатку, где умерший лежит до трех дней;

- мясо жертвенного оленя не едят близкие родственники, остатки его уносят не родственники. - Мясо едят все, но надо съесть за день;

- шкуру жертвенного оленя отдают тем, кто копал могилу. - Шкуру вместе с костями сжигают. - Шкуру весят на дерево, затем уносят, кости кладут в мешок и помещают на дереве/ помосте.

Предпринятый анализ опубликованных и полевых материалов показал, что похоронный обряд в записи академической экспедиции 1959 г. обнаруживает существенное влияние дохристианских традиций. Это же демонстрируют поздние описания 1995 и 2014 гг. Происходившие во времени изменения во многом зависели от степени сохранности в памяти народа собственных самобытных этнокультурных традиций.

В исследовании выявлены древние элементы, понимание значимости которых требует отдельного изучения. Некоторые элементы встречаются в похоронных обрядах соседних северных народов и дают возможность для дальнейших сопоставительных работ.

Отунгушенные юкагиры - оленеводы тундры - в течение почти 100 лет хоронили в христианских грунтовых могилах с включением в обрядовый цикл дохристианских элементов. В результате исследования можно констатировать, что в начале XXI в. вадулы продолжают со-

хранять многие, хотя и модернизированные временем, языческие традиции.

Литература источники

Атласова Э.С. Полевые записи в с. Андрюшкино Нижнеколымского улуса Республики Саха (Якутия). Март 1995 г. // Из архива Э.С. Атласовой.

Атласова Э.С. Современный погребальный обряд у нижнеколымских юкагиров // Традиции и обычаи у народов России. Т. 1. - СПб., 2000. - С. 38-40.

Грачева Г.Н. Погребальный обряд алазейских юкагиров (по материалам экспедиции 1987 г.) // Всесоюзная научная сессия по итогам этнографических и антропологических исследований 1986-1987 гг. -Сухуми; Алашара, 1988. - С. 103-104.

Жукова Л.Н. Погребальная обрядность колымских юкагиров (конец XIX - начало XXI вв.) // Татка-чирук. - 2014. - № 3. - С. 75-80.

Жукова Л. Н. Этнокультурные параллели древних юкагиров с народами Северной и Зарубежной Азии (2013-2016 гг.): Отчет по научно-исследовательской работе. - Якутск, 2017. - 292 с. (Хранится в секторе палеоазиатской филологии ИГИиПМНС СО РАН; на правах рукописи).

Иохельсон В.И. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе. - Якутск: Бичик, 2005а. - 270 с.

Иохельсон В.И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы / пер. с англ. В.Х. Иванова и З.И. Ивановой-Унаровой. - Новосибирск: Наука, 2005б. - 675 с.

Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века). - Магадан: Кн. изд-во, 1983. - 176 с.

Слепцов Ю.А. Чурима белого шамана // Наука из первых рук. - Т. 35, № 5. [Электронный ресурс]. https://scfh.ru/papers/churima-belogo-shamana-/ (дата обращения: 22 дек. 2010).

Спиридонов Н.И. (Тэки Одулок). Одулы (юкагиры) Колымского округа. - 2-е изд. - Якутск: Северо-вед, 1996. - 80 с.

Туголуков В.А. Кто вы, юкагиры? - М.: Наука, 1979. - 152 с.

Туголуков В.А. Юкагиры // Семейная обрядность народов Сибири: (Опыт сравнительного изучения). -М.: Наука, 1980. - С. 199-202.

Юкагиры. Историко-этнографический очерк / под ред. А.П. Окладникова. - М.: Наука, 1975. - 244 с.

L.N. Zhukova

Traditional and Modern Burial Rituals of the Tundra Yukagirs

The article analyzes the published material is about the burial rites of the tundra Yukagirs of vadulov for over a century (in early XX - in late XX centuries) and the field data of the author collected at the beginning of XXI century. The study time is divided into four chronological periods in accordance with the time of collection of field data: 1902, 1959, 1995 and 2014. All materials grouped into three tables with samples on six topics: "Ritual", "Amulet, absolution", "Clothes", "Inventory", "Riding deer and sacrifice", "Gravestone". Comparisons of the data obtained showed the prolongation of individual elements of the burial rites of tundra Yukagirs during the study period. At the same time, throughout the XX century the influence of various factors (atheistic propaganda, foreign ethnic borrowing, technological changes) detected by the variability of the individual elements. The changes also depended on the degree of preservation and adherence to their own distinctive cultural traditions. There are the following blocks: the pre-Christian pagan traditions, foreign ethnic (Tungus) borrowings and the influence of Christianization. Since the middle of XX century the tendency of reducing the share of traditional vehicles, clothes, tools, utensils in an accompanying burial complex things and replace them with models. These tables shed light on certain issues of Ethnography and traditional culture of the Yukagir people.

Keywords: North-East Asia, Yukagirs, burial rites, ritual, ancient elements, borrowings, traditions.

Е.П. Антонов

Б01: 10.256937IGI2218-1644.2018.04.001 УДК 94(571.56)+929Ойунский

Платон Ойунский: национальная биография в советской империи

В статье раскрывается деятельность одного из ярких представителей якутской интеллигенции - выдающегося государственного и политического деятеля, основоположника якутской советской литературы, ученого Платона Алексеевича Ойунского (1893-1939), по реализации масштабного проекта строительства государственности в форме Якутской Автономной Советской Социалистической Республики и национально-культурному возрождению. Подчеркнута роль Октябрьской революции 1917 г. в судьбе выдвиженцев из представителей коренного населения - членов РСДРП (б), на работу в органы государственного управления. Деятельность одного из лидеров якутских большевиков Ойунского представлена в контексте политической модернизации в русле новой экономической политики 1920-х гг. Показан его вклад в широкое привлечение на ключевые должности интеллектуалов дореволюционного периода в эпоху военного коммунизма и новой экономической политики. При этом особое внимание уделено сложному периоду, связанному с узурпацией политической власти секретарем Якутгуббюро Г.И. Лебедевым. Отображено зарождение широкого автономистского, национально-культурного, краеведческого движения в Якутии, сыгравшего огромную роль в формировании «новой якутской нации» в ХХ в.

Ключевые слова: национальный вопрос, социальная революция, элиты, имперская периферия, окраинные регионы, территориально-национальная автономия, якутская интеллигенция, автономная республика, национальное движение, повстанческая армия, национально-культурное самоопределение, краеведение.

© Антонов Е.П., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.