Научная статья на тему 'ПОГРАНИЧНЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА КАК ИНСТРУМЕНТ КИТАЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕВЕРНОЙ КОРЕЕЙ. ЧАСТЬ 2'

ПОГРАНИЧНЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА КАК ИНСТРУМЕНТ КИТАЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕВЕРНОЙ КОРЕЕЙ. ЧАСТЬ 2 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
224
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ / ПУНКТ ПРОПУСКА / ГРУЗООБОРОТ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарантул Роман Викторович

В статье рассматривается деятельность Китая по развитию пунктов пропуска на границе с КНДР в 2001-2020 годах, которая соотнесена с постепенным ростом товарооборота между странами в изучаемый временной период и увеличением доли Китая во внешней торговле Северной Кореи. Преимущественно на основе китайских источников в статье дан обзор пограничных переходов между КНР и КНДР. В ходе исследования установлено, что на фоне ослабления экономических и политических связей КНДР с Россией, Южной Кореей и Японией, Китай интенсивно модернизировал свои погранпереходы с Северной Кореей на всём протяжении границы. Данные мероприятия сыграли важную роль в становлении Китая в качестве ключевого внешнеторгового партнёра КНДР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BORDER CHECKPOINTS AS A CHINESE INSTRUMENT FOR STRENGTHENING ECONOMIC AND POLITICAL COOPERATION WITH NORTH KOREA. PART 2

The article examines China's activity in the development of checkpoints with the DPRK in 2001-2020 years, which correlated with gradual growth of the volume of freight traffic between countries in studied period and increase in China's share in North Korea's foreign trade. Mainly based on Chinese sources, the article provides an overview of the checkpoints between the PRC and the DPRK. The result of the work is the conclusion that intensive and advanced development of Chinese-North Korean checkpoints has become an important element of PRC's border policy, which ensured the dominant role of Beijing in the foreign economic of DPRK. It was found that during the deterioration of economic and political relations of the DPRK with Russia, South Korea and Japan, China intensively modernized checkpoints with North Korea along the whole border line. This activity played important role in the formation of China as a key foreign trade partner of the DPRK. This thesis is proved by considering the progress of modernization in 2001-2020 for each Chinese-North Korean checkpoint, and an assessment of the development of border crossing systems between countries.

Текст научной работы на тему «ПОГРАНИЧНЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА КАК ИНСТРУМЕНТ КИТАЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕВЕРНОЙ КОРЕЕЙ. ЧАСТЬ 2»

Известия Восточного института. 2022. № 1. С. 156-171. Oriental Institute Journal. 2022. No. 1. P. 156-171.

Научная статья УДК 12345

DOI: 10.24866/2542-1611/2022-1/156-171

Пограничные пункты пропуска как инструмент Китая по укреплению экономического и политического сотрудничества с Северной Кореей. Часть 2

Роман Викторович ТАРАНТУЛ

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, tarantil@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматривается деятельность Китая по развитию пунктов пропуска на границе с КНДР в 2001-2020 годах, которая соотнесена с постепенным ростом товарооборота между странами в изучаемый временной период и увеличением доли Китая во внешней торговле Северной Кореи. Преимущественно на основе китайских источников в статье дан обзор пограничных переходов между КНР и КНДР. В ходе исследования установлено, что на фоне ослабления экономических и политических связей КНДР с Россией, Южной Кореей и Японией, Китай интенсивно модернизировал свои погранпереходы с Северной Кореей на всём протяжении границы. Данные мероприятия сыграли важную роль в становлении Китая в качестве ключевого внешнеторгового партнёра КНДР.

Ключевые слова: Китай, Северная Корея, пункт пропуска, грузооборот, экспорт, импорт

Для цитирования: Тарантул Р.В. Пограничные пункты пропуска как инструмент Китая по укреплению экономического и политического сотрудничества с Северной Кореей. Часть 2 // Известия Восточного института. 2022. № 1. С. 156-171. DOI: 10.24866/2542-1611/2022-1/156-171

Original article

DOI: 10.24866/2542-1611/2022-1/156-171

Border checkpoints as a Chinese instrument for strengthening economic and political cooperation with North Korea. Part 2

Roman V. TАRАNTUL

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, tarantil@rambler.ru

Abstract. The article examines China's activity in the development of checkpoints with the DPRK in 2001-2020 years, which correlated with gradual growth of the volume of freight traffic between countries in studied period and increase in China's share in North Korea's foreign trade. Mainly based on Chinese sources, the article provides an overview of the checkpoints between the PRC and the DPRK. The result of the work is the conclusion that intensive and advanced development of Chinese-North Korean checkpoints has become an important element of PRC's border policy, which ensured the dominant role of Beijing in the foreign economic of DPRK. It was found that during the deterioration of economic and political relations of the DPRK with Russia, South Korea and Japan, China intensively modernized checkpoints with North Korea along the whole border line. This activity played important role in the formation of China as a key foreign trade partner of the DPRK. This thesis is proved by considering the progress of modernization in 2001-2020 for each Chinese-North Korean checkpoint, and an assessment of the development of border crossing systems between countries. Keywords: China, North Korea, checkpoint, freight turnover, export, import

For citation: Tarantul R.V. Border checkpoints as a Chinese instrument for strengthening economic and political cooperation with North Korea. Part 2 // Oriental Institute Journal. 2022. № 1. P. 156-171. DOI: 10.24866/2542-1611/2022-1/156-171

Двусторонний грузопассажирский автомобильный пункт пропуска Чанбай-Хэсан с китайской стороны расположен в Чанбай-Корейском автономном уезде (ЧКАУ), городского округа Байшань, провинции Цзилинь; с корейской стороны - в городе Хэсан, провинции Янгандо. Хотя погранпереход играет важную роль в торговом сотрудничестве Китая с КНДР, на момент подписания Соглашения он являлся пунктом пропуска местного уровня. Основное преимущество погранпункта состоит в относительной близости к пяти северокорейским портам: Раджин (196 км), Чхонджин (140 км), Кимчхек (116 км), Синпхо (145 км), Хамгён (175 км), а также важнейшей железнодорожной ветки Хэсан-Пхеньян.

Импульсом для развития грузового и пассажирского сообщения в данном пункте пропуска стало открытие в 2008 году центра приграничной торговли "Торговый город Иу пункта пропуска Чанбай" площадью 35 тысяч квадратных метров,

© Тарантул Р.В., 2022

где продают самые различные товары широкого потребления: одежду, косметику, электронику, бытовые принадлежности. В центре имеется собственный таможенный пост, что существенно облегчает экспортно-импортные процедуры между Китаем и КНДР на данном направлении. В 2008 году здесь прошла "Ярмарка приграничной торговли Китай-Чанбайшань", в которой приняло участие 56 предприятий из Китая, Северной и Южной Кореи [25].

Вслед за открытием торгового центра началась и реконструкция погранпере-хода. В 2009 году было построено новое здание пункта пропуска Чанбай, в котором въездные и выездные транспортные потоки разделили на грузовые и пассажирские. Данная мера сократила время контрольных процедур и кратно увеличила пропускную способность погранперехода. К 2014 году грузооборот пункта пропуска Чанбай составил 170 тысяч тонн, что в 5 раз выше показателей 2007 года. Как следствие, по данным китайских информагентств, к 2015 году в ЧКАУ насчитывался 41 китайско-северокорейский проект в области деревообработки, химической промышленности, производства стройматериалов и пр. с общей суммой инвестиций 740 миллионов юаней [19].

С 1992 года пункт пропуска одним из первых стал использоваться для организованных китайских туров в КНДР. В 2019 году пассажирский поток здесь впервые превысил цифру в 100 тысяч человек [14], что стало рекордом за всё время работы погранперехода. Благодаря резко выросшим объёмам грузового и пассажирского оборота в 2018 году пункт пропуска Чанбай был утверждён Госсоветом КНР как пункт пропуска национального уровня [10].

Двусторонний грузопассажирский автомобильный пункт пропуска Линьцзян-Чунган с китайской стороны расположен в городе Линьцзян, городского округа Байшань, провинции Цзилинь; с корейской стороны - в уезде Чунган, провинции Чагандо. Особенностью отнесённого к национальному уровню погранперехода является его нахождение вблизи северокорейского медного рудника Чунган [29], именуемого в КНДР как "35-й Молодёжный медный рудник". Предприятие добывает медную, молибденовую и вольфрамовую руду, отправляя её в Китай, а связанный с рудником китайский бизнес завозит в КНДР различное горное оборудование и технику [29].

"35-й Молодёжный медный рудник" и расположенный поблизости пункт пропуска Линьцзян-Чунган являются показательным примером установления и активного развития экономических связей КНР с КНДР в 2000-х годах. В 2003 году китайские инвесторы зашли на рудник, придав мощный импульс его развитию. В 2004-2005 годах объём добываемой предприятием продукции рос на 1 тысячу тонн в год [19], а импорт минеральных ресурсов через погранпереход Линьцзян-Чунган ежегодно увеличивался на 20%, к 2005 году достигнув цифры в 6,5 тысяч тонн [19].

В 2007 году рудник перешёл под управление совместного китайско-северокорейского предприятия China Mining, которое в дальнейшем построило здесь несколько обогатительных заводов и кратно увеличило объём поставляемых в Китай металлических концентратов. На этом фоне власти провинции Цзилинь в 2010-2019 годах активно реконструировали пункт пропуска. В 2018 году, с оглядкой на положительный опыт погранперехода Чанбай-Хэсан, здесь была создана китайско-северокорейская зона приграничного сотрудничества Линьцзян-Чунган [44], а в 2019 году построено новое здание пункта пропуска [44].

Двусторонний грузопассажирский железнодорожный пункт пропуска Цзиань-Манпхо с китайской стороны расположен в городе Цзиань, провинции Цзилинь; с корейской - в городе Манпхо, провинции Чагандо. Погранпереход учреждён в 1954 году как грузовой. Пассажирское сообщение здесь было открыто в 1964 году. Отнесён к погранпереходам национального уровня.

Главное особенностью пункта пропуска является некоторое видоизменение сложившейся торговой модели между КНР и КНДР, обусловленное выгодным расположением пункта пропуска по отношению к крупным промышленным предприятиям Северной Кореи, потребляющим китайское сырьё и производящим продук-

цию для внутреннего рынка. По различным оценкам, от 30 до 50% грузооборота погранперехода Цзиань связано с поставками китайского сырья в КНДР, в то время как на других погранпереходах сырьё преимущественно завозится из Северной Кореи в Китай.

К примеру, город Канге является одним из центров северокорейского машиностроения. Поскольку собственные технологии не позволяют КНДР получать качественный металлический концентрат, сталь для местных заводов завозится из Китая. В городе Манпхо находится завод по производству автомобильных шин, закупающий в Китае синтетический каучук, технический углерод и кордную ткань, а также крупная птицефабрика, корма для которой также поставляются из КНР

[41].

Китайский сырьевой импорт на данном направлении формируется за счёт совместных китайско-северокорейских деревообрабатывающих и горнорудных предприятий, создаваемых в прилегающих районах КНДР с 2001 года.

На момент подписания Соглашения пункт пропуска являлся железнодорожным, однако в 2018 году здесь был открыт отдельный автомобильный погранпе-реход Цзиань-Манпхо с пропускной способность 500 000 тонн грузов и 200 000 пассажиров в год [26]. Территория погранперехода составила 10,3 га, что равняется примерно 14 футбольным полям, а стоимость работ превысила 280 миллионов юаней. В силу своих размеров и стратегической значимости пункт пропуска был отнесён к национальному уровню.

Двусторонний грузопассажирский речной пункт пропуска Лаохушао-Вивон с китайской стороны расположен в посёлке Лаохушао, городского округа Цзиань, провинции Цзилинь; с корейской - в уезде Вивон, провинции Чагандо. Особенность погранперехода состоит в его нахождении вблизи совместно эксплуатируемой Китаем и КНДР гидроэлектростанции Лаохушао (корейское название - Вивон). Как следствие, основной его функцией является пропуск грузов и лиц для работы ГЭС. По внутрикитайской классификации отнесён к пунктам пропуска местного уровня.

Погранпереход был открыт в 1978 году вместе с гидроэлектростанцией и изначально функционировал как пассажирский. Грузовые перевозки здесь начали осуществляться с 1990 года на временной основе.

Несмотря узкую специализацию погранперехода, китайские власти не оставляют без внимания его модернизацию. В 2006 году руководство провинции Цзилинь взяло курс на повышение статуса погранперехода Лаохушао до пункта пропуска национального уровня [4, с. 236]. В этих целях в 2014-2016 годах на китайском берегу была построена новая пристань площадью 2500 кв. м., а в 2019-2020 годах реконструированы платформа для осмотра погрузчиков и служебные помещения контрольных служб [5].

С начала 2000-х годов китайская сторона развивает данный погранпункт и в качестве специализированного перехода для туристических обменов. В 2002 году Министерство водных ресурсов КНР включило водохранилище ГЭС Лаохушао площадью 39 кв. км. в список "приграничных туристических зон реки Ялу" [36], а на период Праздника весны в пункте пропуска Лаохушао вводится "зелёный канал" упрощённого пропуска лиц через границу.

Однако эффективность китайских усилий по модернизации погранперехода сильно снижается из-за пассивности КНДР в развитии смежного северокорейского погранпункта Вивон. В отличие от железнодорожных или автомобильных пунктов пропуска, где проблема решается путём возведения или реконструкции трансграничного моста, в случае с речным переходом китайский и северокорейский причалы существуют независимо друг от друга. В то время как китайский пункт пропуска представляет собой современную капитальную пристань, северокорейский причал продолжает существовать в виде временной песчаной насыпи, регулярно страдающей от дождей и наводнений, вплоть до полной невозможности швартовки паромов. К примеру, в 2005 и 2007 годах северокорейская пристань полностью выходила из строя, в связи с чем работа пункта пропуска осуществля-

лась при помощи маломерных лодок-джонок. Уже на протяжении двадцати лет китайская сторона предлагает КНДР отстроить капитальную пристань за свой счёт, однако корейцы не идут на компромисс, ежегодно восстанавливая песчаную насыпь [36].

Двусторонний грузопассажирский речной пункт пропуска Тайпинвай-Шуоч-жоу расположен на реке Ялуцзян, в заливе Тайпин. Китайская пристань находится в Куаньдянь-Манчжурском автономном уезде, городского округа Даньдун, провинции Ляонин; корейская - в округе Сакчу, провинции Пхёнан-Пукто. Расположенный на водохранилище гидроэлектростанции Тайпин погранпереход по вну-трикитайской классификации является пунктом пропуска местного уровня.

Основу китайского экспорта здесь составляют строительные материалы, товары повседневного спроса, продукты питания, инструменты и оборудование, автомобили, спецтехника, нефтяной кокс, уголь. Импорт преимущественно состоит из полезных ископаемых: железорудный, золоторудный, алюминиевый и цинковый порошки, технический кремний, карбид кремния, уголь, ферросилиций и др. Пропускная способность погранперехода составляет до 1000 тонн товаров в день, однако его реальная загрузка остаётся крайне низкой - не более 20 тысяч тонн в год [45].

Примечательно, что темпы модернизации погранперехода Тайпинвай значительно ниже чем на других китайско-северокорейских пунктах пропуска. Возможно, это связано с его нахождением не в Цзилине, а в провинции Ляонин, внимание властей которой сфокусировано на автомобильном и железнодорожном пунктах пропуска Даньдун, через которые проходит до 70% китайско-северокорейского грузооборота. Как следствие, несмотря на заявления чиновников, развитие речного пункта пропуска Тайпинвай осуществляется по остаточному принципу. Так, в 2009 году Народное правительство Даньдуна провело симпозиум по развитию городских пунктов пропуска, где было принято решение о модернизации погран-переходов Даньдун и Тайпинвай. Однако, если в Даньдуне к этому времени уже активно шла реконструкция пропускной инфраструктуры, то для Тайпинвай не было выработано даже конкретной "дорожной карты" развития [45].

В 2016 году представитель города Даньдун в ВСНП КНР Инь Цин подготовил "Предложения по дальнейшему совершенствованию политики поддержки китайских граждан, путешествующих в Северную Корею", где основное внимание уделил пункту пропуска Даньдун, лишь вкратце упомянув и необходимости повышения статуса Тайпинвай до национального уровня [27]. Однако чиновник не привёл каких-либо экономических обоснований относительно необходимости модернизации речного погранпункта, как и не выработал конкретных шагов по достижению поставленной цели.

В мае 2018 года представители партийного и административного руководства провинции Ляонин проинспектировали погранпереход Тайпинвай. По итогам мероприятия вновь прозвучали заявления о необходимости повышения его статуса до пункта пропуска "национального уровня" [31]. В 2019 году специалисты Даляньского технологического университета по запросу правительства города Даньдун подготовили технико-экономическое обоснование модернизации данного пункта пропуска [48], которое по настоящее время не нашло какого-либо воплощения в жизнь.

Вероятно, пассивность властей провинции Ляонин на данном направлении вызвана второстепенным значением погранперехода Тайпинвай в экономическом и, тем более, политическом взаимодействии Китая и Северной Кореи. В 2010-2013 годах здесь перемещалось всего по 10 тысяч тонн грузов в год, и, хотя в 2014 году грузооборот на данном направлении вырос до 20 тысяч тонн, данная цифра по-прежнему остаётся крайне низкой на фоне других китайско-северокорейских пунктов пропуска, тем более не встаёт в сравнение с главной китайско-корейской транспортной артерией Даньдун-Синыйджу.

Стоит отметить, что при упоминании пары городов Даньдун-Синыйджу на ум приходят широко освещаемые в прессе одноимённые железнодорожный и ав-

томобильный пункты пропуска, оба из которых имеют статус международных грузопассажирских погранпереходов. Но кроме них в городе Даньдун имеется и двусторонний речной грузовой погранпереход порт Даньчжи - порт Синыйчжу, причал которого расположен на грузовом терминале бумажной фабрики Даньду-на. Информации о развитии и модернизации данного малоизвестного погранпун-кта практически нет, однако в 2016 году члены ВСНП говорили о необходимости открытия здесь отдельного речного терминала для китайских туристов, совершающих однодневные поездки в Северную Корею.

Ключевыми же погранпереходами в экономическом и политическом взаимодействии Китая и Северной Кореи безусловно являются железнодорожный и автомобильный погранпункты Даньдун-Синыйджу, отнесённые к погранпереходам национального уровня.

Международный грузопассажирский железнодорожный пункт пропуска Дань-дун-Синыйчжу расположен на железнодорожном вокзале Даньдуна и является одним из крупнейших железнодорожных погранпереходов Китая. Пункт пропуска функционирует с 1954 года, когда КНР и КНДР подписали соглашение о железнодорожных трансграничных перевозках. В 2006-2008 годах здания железнодорожного вокзала и пункта пропуска Даньдун были реконструированы [34], а в 2016 году была отдельно модернизирована та часть вокзала, где формируются грузовые поезда в Северную Корею. Число путей прибытия/отправления было увеличено с 4 до 6, отремонтировано 7 манёвровых линий.

Международный грузопассажирский автомобильный пункт пропуска Дань-дун-Синыйчжу был открыт в 1955 году, однако с 1966 по 1981 года он не функционировал. Регулярное пассажирское сообщение здесь осуществляется при помощи автобуса, курсирующего из Китая в КНДР и обратно дважды в сутки [33]. Однако основной функцией данного погранперехода остаётся пропуск грузов, поскольку около 70% всего китайско-корейского товарооборота осуществляется через автомобильно-железнодорожный "Мост дружбы", который за свою исключительную для КНДР роль получил среди южнокорейских журналистов неофициальное название "дороги жизни".

Именно автомобильное направление Даньдун-Синыйджу в период становления Китая в качестве главного экономического партнёра КНДР получило наибольшее развитие. В 2004-2005 годах погранпереход был расширен и реконструирован. Однако для быстрорастущей китайско-северокорейской торговли модернизации одного лишь пункта пропуска было недостаточно. Узким местом оставался железнодорожно-автомобильный "Мост дружбы", пропускная способность которого составляет лишь 200 автомобилей в сутки с предельной массой 20 тонн. Как следствие, в 2010-2014 годах в восьми километрах от него Китай построил новый четырёхполосный автомобильный мост. Однако с 2014 по 2019 года близкий к завершению проект оставался замороженным, поскольку Северная Корея отказывалась строить подъездные пути к мосту. В 2019 году Председатель КНР Си Цзиньпин и лидер КНДР Ким Чен Ын всё же договорились о продолжении работ, благодаря чему реализация проекта стоимостью $360 млн. вошла в завершающую фазу [33].

Автомобильный и железнодорожный пункты пропуска Даньдун-Синыджу играют важную роль для китайско-северокорейского туризма, активное развитие которого здесь пришлось на 2010-е года. В октябре 2012 Национальная администрация по туризму КНР определила Даньдун в качестве пункта агрегации туристов для поездок в Северную Корею, а с 2016 года погранпереходы Даньдуна стали единственными в Китае пунктами пропуска, откуда граждане КНР могут отправиться в однодневный тур в Северную Корею по внутрикитайскому паспорту. Кроме того, в Даньдуне существует ускоренная однодневная процедура получения северокорейской туристической визы для длительных поездок в КНДР. Благодаря данным мерам в 2016 году из города Даньдун в КНДР выехало 20 тысяч туристов, что в два раза превысило показатели 2014 и 2015 годов. В 2016 году представители ВСНП КНР поднимали вопрос создания речного туристического

■Тырим

: rref ;

ЛЖЖМНИ

iXn^Mfc-KcpfiCK^ d^ruhCMhUH с

J "<'|'"

f В ладувастйк

/ ^ Щ

I Лг.|| -j V с. i.j vi' I [-L пол* Ы ч'д« j«7

1 Wilt

Ц Irl Ы MLiUf [lülhi I II-II I ¿.r I-'-» L .Ulli '"

■■ ЛК1 £M:t Liubifl I'lk-JBTI^'IIHI

4 AmaMEUdflluTi КгсрЧч MfttM

I ЛтшглЕтишГишл inuvu

0 ^пмнпнйЕГ^ц}

I!" Allvlk^H.lllLl'l 'il^jA-Ä^IT

LI. Лапкаяайи) . Ьпшп 4vnl и

1 Li

I) i*iHiinii(ï наш [[ишь llrmü N T-*-iRiiiM

I j .....L I inj rldfr T. ndtv

.V: raurcu :i ml i.i_■ i г. л ( mul^i I Г I

Рис. 1. Постоянные пункты пропуска между Китаем и КНДР по состоянию на начало 2020 года. Составлено автором.

Fig. 1. Permanent checkpoints between China and North Korea as of early 2020. Compiled by the author

терминала в Даньдуне, однако на настоящий момент данный проект остаётся нереализованным.

Как говорилось выше, в текст Соглашения, которое, казалось бы, охватывает китайско-северокорейскую границу на всём её протяжении, не вошло несколько погранпереходов, имеющих статус временных. К таковым, к примеру, относятся грузовой автомобильный пункт пропуска Цинши-Юньфэн, служебный переход Бадагоу-Пупин, речной грузовой переход Сандаогоу-Фадонри, речной грузовой переход Цзиань-Манпхо, открытые в 1990-х годах и решающие довольно узкие задачи. К примеру, Цинши-Юньфэн располагается на китайско-северокорейской ГЭС Юньфэн и, хотя в отдельные годы его товарооборот достигает 20 тысяч тонн, в первую очередь он обеспечивает работу электростанции. Служебный переход Ба-дагоу-Пупин расположен у небольшой, но исторически важной для северных корейцев железнодорожной станции Пупин - именно здесь, согласно официальной версии, четырнадцатилетний Ким Ир Сен покидал захваченную японцами родину, дав себе обещание вернуться. Как следствие, данный погранпереход открывается на период проведения памятных мероприятий [43].

Примечательно, что система не включённых в Соглашение временных пунктов пропуска также находится в непрерывной модернизации. К примеру, в мае 2019 года в четырёх километрах от стыка границ РФ-КНР-КНДР был открыт временный пассажирский речной пункт пропуска Фанчуань-Туманган, предназначенный для пропуска китайских туристов в КНДР [46]. Соглашение об открытии переправы между городом Хуньчунь и СЭЗ Расон было подписано ещё в 2016 году, тогда же состоялись первые пробные туристические поездки. [46].

Из приведённых фактов видно, что за двадцать лет с момента подписания Соглашения система китайско-северокорейских погранпереходов развивалась не только качественно, но и количественно: построен новый автомобильный по-гранпункт Цзиань, служебный переход Шуанмуфэнь повышен до уровня двустороннего автомобильного погранперехода, открыт временный речной пункт про-

Наименование пары пунктов пропуска Статус пункта пропуска в 2001 году по внутрикитайской классификации Статус пункта пропуска в 2020 году по внутрикитайской классификации

Цюаньхэ-Вонджонг национального уровня национального уровня

Шатуоцзы-Себель местного уровня национального уровня

Тумэнь-Намьян (автомобильный) национального уровня национального уровня

Тумэнь-Намьян (железнодорожный) национального уровня национального уровня

Кайшаньтун-Самбон национального уровня национального уровня

Саньхэ-Хверён национального уровня национального уровня

Наньпин-Мусан национального уровня национального уровня

Гучэнли-Тэхондан местного уровня национального уровня

Шуанмуфэн-Шуантоуфэн служебный переход местного уровня

Чанбай-Хэсан местного уровня национального уровня

Линьцзян-Чунган национального уровня национального уровня

Цзиань-Манпхо (автомобильный) НЕ СУЩЕСТВОВАЛ национального уровня

Цзиань-Маньпхо (железнодорожный) национального уровня национального уровня

Лаохушао-Вивон местного уровня местного уровня

Тайпинвай-Шуочжоу местного уровня местного уровня

Даньдун-Синыйчжу (железнодорожный) национального уровня национального уровня

Даньдун-Синыйчжу (автомобильный) национального уровня национального уровня

порт Даньчжи -порт Синыйчжу местного уровня местного уровня

Табл. 1. Развитие китайско-северокорейских пунктов пропуска в 2001-2020 годах. Составлено автором.

Table 1. Development of Chinese-North Korean checkpoints in 2001-2020. Compiled by the author.

пуска Фанчуань. В итоге число постоянных погранпереходов увеличилось с 16 до 18 (рисунок 1), разработано как минимум три проекта новых пунктов пропуска: железнодорожные Дяованьцзы-Хунюнни и Наньпин-Мусан, туристический Чун-шань-Самджанг. В уже существующих погранпунктах построено четыре новых автомобильных моста, три пункта пропуска местного уровня по результатам проведённых модернизаций повышены до национального уровня, а общее число пунктов пропуска первого класса достигло тринадцати (таблица 1).

Таким образом, китайская политика по развитию пунктов пропуска на границе с КНДР представляет собой спектр взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание и развитие трансграничной транспортно-логистической инфраструк-

Основные изменения в период 2001-2020 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- построен новый мост

- пропускная способность увеличена в 2 раза

- повышен до национального уровня_

- модернизированы прилегающие железные дороги в КНР и КНДР

- открыто туристическое сообщение без изменения статуса грузового погранперехода_

- построен новый мост

- пропускная способность увеличена в 3 раза

- реконструированы здания контрольных служб и прилегающая территория

- пропускная способность увеличена в 2 раза

- проведена реконструкция моста

- реконструированы здания пункта пропуска

- подготовлены предложения по присвоению статуса международного пункта пропуска_

- построен новый мост

- построен новый комплекс зданий пункта пропуска

- площадь пункта пропуска увеличена до 20 тыс. кв. м.

- пропускная способность увеличена в 2 раза

- реконструированы досмотровые здания и территория_

- построено новое здание погранперехода, оборудована территория

- статус повышен со служебного перехода до временного, а затем и до постоянного двустороннего грузопассажирского пункта пропуска_

- построено новое здание пункта пропуска

- построено новое здание пункта пропуска

- создан новый пункт пропуска национального уровня

- оптимизированы грузопотоки путём открытия автомобильного пункта пропуска

- построена новая пристань

- отремонтирована платформа осмотра погрузчиков

- отремонтирован вокзал в части касающейся международных перевозок

- число путей международных отправлений увеличено с 4 до 6_

- построен новый автомобильный мост

туры, призванной эффективно обеспечивать доминирующую роль Китая в внешнеэкономической деятельности КНДР. Результатом двадцатилетнего развития стала эффективная и гармоничная система пунктов пропуска на границе с Северной Кореей.

При этом Китай не останавливается в совершенствовании системы пограничных переходов с КНДР, действуя в зависимости от экономических, геополитических и иных реалий. К примеру, активное взаимодействие экономик города Хунь-чунь и СЭЗ Расон обусловило не только строительство нового трансграничного автомобильного моста в пункте пропуска Цюаньхэ-Вонджон, но и повлекло открытие туристического речного погранперехода Фаньчуань-Туманган, а также выработку проекта железной дороги Дяованьцзы-Хунюнни. С другой стороны, такое экономически невостребованное направления как Тайпинвай-Шуочжоу власти КНР оставляют без внимания, не занимаясь "развитием ради развития".

Казалось бы, что в нагрузке на китайско-северокорейские пункты пропуска существует явный дисбаланс, поскольку располагающиеся в провинции Ляонин автомобильный и железнодорожный пункты пропуска Даньдун-Синыйджу обеспечивают до 70% грузовых перевозок между КНР и КНДР, в то время как на 15 постоянных погранпереходов провинции Цзилинь приходится около трети двусторонней торговли. Однако даже столь явный перекос в распределении грузовых потоков имеет свои экономические, геополитические и национально-культурные объяснения. Даньдун и Синыйджу - крупные коммерческие и логистические центры КНР и КНДР, где созданы необходимые условия для ведения международного бизнеса и через которые следует подавляющая часть грузооборота. Провинция Цзилинь, в свою очередь, является центром расселения этнических корейцев, проживающих в приграничных с КНДР ЯКАО и ЧКАУ Как следствие, небольшие по размерам и объёмам грузооборота пункты пропуска, многие из которых имеют статус двусторонних, призваны обеспечивать приграничный торговый и пассажирский оборот, в то время как Даньдун-Синыйджу скорее ориентирован на снабжение не граничащих с Китаем районов Северной Кореи.

Исследуя пограничную политику Китая в части развития пунктов пропуска с КНДР, важно оценить и ответные шаги северокорейской стороны по развитию смежных погранпереходов. Информация по данному вопросу практически отсутствует в свободном доступе, однако анализ имеющихся сведений позволяет сделать вывод, что власти КНДР в целом поддерживают китайские инициативы по развитию пропускной инфраструктуры, проводя синхронные мероприятия на своей территории.

Так, новые трансграничные автомобильные мосты в пунктах пропуска Цюань-хэ-Вонджонг и Тумэнь-Намьян создавались в рамках соответствующих двусторонних соглашений, в тесном организационном взаимодействии приграничных властей и строительных компаний двух стран. Финансирование и оборудование для сооружения данных объектов предоставлял Китай, рабочую силу и строительные материалы - Северная Корея. Дополнительно о политической готовности КНДР к сотрудничеству с Китаем в развитии транспортной инфраструктуры говорит и тот факт, что Северная Корея допустила китайские компании к реконструкции автомобильных и железных дорог от некоторых пунктов пропуска до северокорейских портов.

Кроме того, согласно китайским официальным источникам, вслед за модернизацией китайских погранпереходов на границе с КНДР зачастую отмечался резкий рост грузооборота в отдельно взятых пунктах пропуска, вплоть до максимальной постреконструкционной загрузки погранпереходов. Так, после проведённой в 2012 году модернизации китайского пункта пропуска Саньхэ, увеличившей его пропускную способность со 150 до 300 тысяч тонн грузов в год, уже в 2015 году грузооборот на данном направлении достиг цифры в 276 тысяч тонн [28, 38]. Схожая ситуация имела место и на погранпереходе Чанбай-Хэсан, когда после реконструкции его китайской части уже на следующий год грузооборот пункта пропуска вырос в 5 раз и составил 170 тысяч тонн [19]. Столь резкий рост двусторонней торговли на отдельно взятых направлениях был бы невозможен без синхронного развития смежных погранпереходов в КНДР.

Показательным примером северокорейской поддержки китайских инициатив является пункт пропуска Шуанмуфэн-Шуантоуфэн, за 2009-2019 годах выросший из служебного перехода в двусторонний автомобильный пункт пропуска, в первую очередь предназначенный для поездок китайских туристов в КНДР. Примечательно, что параллельно с модернизацией данного погранперехода северокорейские власти активно отстраивали расположенную поблизости специальную туристическую зону Самджиён.

Стоит отметить и регулярно публикуемые в западной прессе данные спутниковых снимков, свидетельствующие об активной модернизации северокорейской железнодорожной инфраструктуры в районе городов Синыйджу и Манпхо, распо-

ложенных напротив китайских железнодорожных пунктов пропуска Даньдунь и Цзиань соответственно.

Вместе с тем в отдельных случаях КНДР искусственно препятствует китайским инициативам по развитию пропускной инфраструктуры. В первую очередь стоит отметить новый автомобильный мост Даньдун-Синыйджу, строительство которого северокорейская сторона по неизвестным причинам заморозила более чем на пять лет. Со схожими, хотя и менее масштабными проблемами Китай сталкивается в речном пункте пропуска Лаохушао-Вивон, где КНДР отказывается от строительства полноценной пристани на своём берегу реки Ялуцзян. Однако при рассмотрении данных проблемных объектов через призму межгосударственного взаимодействия, они представляются как локальные трудности, не оказывающие решающего влияния на общую линию развития пропускной инфраструктуры между КНР и КНДР.

Таким образом, развитие пропускной инфраструктуры КНР и КНДР в 20012020 годах дало необходимый синергетический эффект, позволивший обеспечить стабильный рост грузооборота между странами и, как следствие, выстроить прочное экономического взаимодействия двух государств. Китай, осуществив тактические по масштабам и стоимости мероприятия по развитию пунктов пропуска с КНДР, сделал их ключевым элементом своей пограничной политики в отношении Северной Кореи, обеспечившим стратегическое экономическое доминирование во внешнеторговом обороте КНДР.

Литература

1. Kim Samuel S., Lee Tai Hwan. North Korea and Northeast Asia (Asia in World Politics.). Lanham, MA: Rowman & Littlefield, 2002. DOI 10.1017/S0041977X03330356.

2. = Соглашение между правительством КНР и правительством КНДР о пунктах пересечения границы и системах управления ими // Сайт Министерства коммерции КНР. URL.: http://policy.mofcom.gov.cn/pact/pactContent. shtml?id=859 (дата обращения: 10.09.21).

3. Ф^АЕЙЯЯМЯЙШ^Я.АЕЙЯЯМ^ТЙЙЙЙ,*!««*1*^

МЙЙ = Соглашение между правительством КНР и правительством КНДР о совместном строительстве, управлении и техническом обслуживании автомобильного моста Цзиань-Манпхо // Сайт Министерства иностранных дел КНР https://www.fmprc.gov.cn/web/ziliao_674904/tytj_674911/tyfg_674913/t947949.shtml (дата обращения: 21.09.21).

4. "ФЯР№^^" 2016^ = Ежегодник портов Китая за 2016 год// Государственная статистическая информационная сеть КНР. URL.: http://www.tjcn.org/tjnj/KKK/35780.html (дата обращения: 15.09.21).

5. = Объявление Управления пунктов пропуска народного правительства города Цзиань о публичных торгах на проект по техническому обслуживанию и ремонту пункта пропуска Лаохушао в городе Цзиань // Информационная сеть по государственным закупкам Министерства финансов КНР. URL.: http://www.ccgp.gov.cn/cggg/dfgg/ gkzb/201909/t20190929_13013797.htm (дата обращения: 17.09.21).

Отчёт инспекционной группы Постоянного комитета НПКС Яньбянь-корейского автономного округа о выполнении "Положений об управлении пунктами пропуска Яньбянь-корейского автономного округа" // Сайт Постоянного комитета НПКС Яньбянь-корейского автономного округа. URL.: http://www.ybrd.gov.cn/ monitoring/jdbg/2019-04-09/176390.html (дата обращения: 20.09.21).

7. = Отчёт о работе правительства города Тумэнь за 2019 год // Сайт Народного правительства города Тумэнь. URL.: http://www.tumen.gov.cn/zw_2185/jcxxgk/gzbg/202010/ t20201010_168734.html (дата обращения: 21.09.21).

8. = Отчёт о работе правительства провинции Цзилинь за 2013 год // Сайт народного правительства провинции Цзилинь. URL.: http://www.jl.gov.cn/zw/jcxxgk/gzbg/szfgzbg/201411/ t20141119_6625523.html (дата обращения: 19.09.21).

9. = Отчёт о работе правительства уезда Аньту за 2018 г. // Сайт Народного правительства провинции города Аньту. URL.: http://www.antu.gov.cn/zw_2292/jcxxgk/gzbg/201912/ t20191203_28484.html (дата обращения: 18.09.21).

10. = Перечень утверждённых в 2018 году пунктов пропуска национального уровня // Сайт главного таможенного управления КНР. URL.: http://www.customs.gov.cn/ customs/302249/302310/kakfygb/2176495/index.html (дата обращения: 21.09.21).

11. 2019^:ЯРШМ>Й = Перечень утверждённых в 2019 году пунктов пропуска национального уровня // Сайт главного таможенного управления КНР. URL.: http://www.customs.gov.cn/customs/

ztzl86/302310/kakfygb/2659191/index.html (дата обращения: 21.09.21).

12. $И, ЖШ = Ли Юйцзин, Чжан Дунмэй, Цзинь Цзюнъюй. Отчёт об исследовании зоны приграничного экономического сотрудничества Хэлун в 2016 году // ЙЙЙК^Ж 2016^4^, Ш32^Ш212016^4Я, 87-89 = Журнал партийной школы Яньбянь, апрель 2016 г., том 32, выпуск 2, стр. 87-89. DOI: 10.16332 / j .cnki.cn22-1302 / d.2016.02.028 (дата обращения: 21.09.21).

13. ^BSHnU^Hï^ttlfë^^lfë'KÎffM = Возобновил работу туристический маршрут железной дороги Цибаошань из китайского города Тумэнь в Северную Корею // Информационный портал "Sohu". URL.: https://www.sohu.eom/a/329034513_362042 (дата обращения: 16.09.21).

14. ■fcâP^ftÀftÀ^JJffii^Hi = В пункте пропуска Чанбай установлен рекорд по количеству пересечений границы // Служба новостей КНР. URL.: http://www.jl.chinanews.com/shms/2019-12-16/105030.html (дата обращения: 19.09.21).

15. ^ЧЙЙ+ЛА = Изучение и внедрение положений 18-го национального конгресса Коммунистической партии Китая // Сайт Министерства коммуникаций КНР. URL.: http://zizhan.mot.gov.cn/ zhuantizhuanlan/qita/zoujinzgjtb/xinwencehua/xuexiguancheshibada/201606/t20160623_2048682.html (дата обращения: 20.09.21).

16. = Китай и Северная Корея подписали "Соглашение КНР и КНДР о строительстве нового моста через пограничную реку в пунктах пропуска Тумэнь-Намьян" // Сайт Министерства иностранных дел КНР. URL.: https://www.mfa.gov.cn/web/zwbd_673032/ wshd_673034/t1296816.shtml (дата обращения: 21.09.21).

17. Китай и Северная Корея построят автомобильный мост через реку Тумэнь // Информационное агентство "Жэньмин жибао". URL.: http://world.people.com.cn/n/2015/0918/ c157278-27604494.html (дата обращения: 21.09.21).

18. = Китай ускоряет создание важной точки опоры международного сотрудничества в районе реки Тюмень // Сайт журнала "China Securities Journal". URL.: http:// www.cs.com.cn/xwzx/hg/201208/t20120823_3468828.html (дата обращения: 20.09.21).

19. = Нарастающие звуки у реки Ялу - Обзор экономического развития пунктов пропуска провинции Цзилинь//. Сайт управления по делам Тайваня народного правительства провинции Цзилинь. URL.: http://www.huaxia.com/jltwlx/yw/jlyw/2015/11/4620126.html (дата обращения: 19.09.21).

20. Ф^Я^^ЙЙХШВЙ = Началась реализация проекта реконструкции китайско-корейского пограничного моста // Сайт информационного агентства "China Daily". URL.: http://www.chinadaily.com.cn/ dfpd/jl/2010-03/17/content_9602587.htm (дата обращения: 17.09.21).

21. = Объем импорта кальмаров в порту Шатуоцзы в Хунь-чуне резко увеличился и достиг нового максимума // Информационное агентство "Sina.com". URL.:http:// jl.sina.com.cn/yanbian/hunchun/2015-07-22/7549.html (дата обращения: 18.09.21).

22. й^й^^Л = "Один пояс, один путь" в пункте пропуска Тумэнь: с нетерпением ждём увеличения инвестиций в улучшение таможенного оформления // Информационное агентство "China Business News". URL.: https://www.yicai.com/news/4668316.html (дата обращения: 19.09.21).

23. = Оседлав ветер к далёким морям и бескрайнему небу - Обзор развития и открытости Яньбянь-Корейского автономного округа в 2017 году // Сайт "Новости Яньбянь". URL.: http://www.ybrbnews.cn/SpecialTopic/2017-12/21/294_169905.html (дата обращения: 21.09.21).

24. ^ТШШШ^Р^ФШ^ЙЙЖЖ^Ш&ЙШШ^* = Ответ на предложение об ускорении строительства китайско-корейской приграничной торговой зоны на острове Людуо в пункте пропуска Шатуоцзы // Информационное агентство "Торговая сеть Китая". URL.:https://jl.zhaoshang. net/2017-11-29/616703.html (дата обращения: 21.09.21).

25. Wfi^S-^Ôâft^^ffiffljâèffS = Открытие первой приграничной товарной ярмарки Китай-Чанбайшань // Информационное агентство "Sohu.com". URL.: http://news.sohu.com/20080918/n259626344. shtml (дата обращения: 17.09.21).

26. Ф^Жйй -/йЯ^Й-Р^Ш^^Я = Официально открыт китайско-северокорейские автомобильный пункт пропуска Цзиань-Манпхо // Информационное агентство "Хубэй Жибао". URL.: http://news.cnhubei. com/caijing/p/10553646.html (дата обращения: 18.09.21).

27. = Предложение депутата Всекитайского собрания народных представителей Инь Цин: модернизировать пункт пропуска Тайпин в Даньдуне для развития приграничного туризма // Информационное агентство "Sohu.com". URL.: https://www.sohu. com/a/128537771_260616 (дата обращения: 19.09.21).

28. = Предложения по модернизации и ремонту пункта пропуска Саньхэ в городе Лунцзин // Сайт Постоянного комитета НПКС Яньбянь-корейского автономного округа. URL.: http://www.ybrd.gov.cn/rmdbdh/dychy/2015-07-13/172562.html (дата обращения: 20.09.21).

29. ЙМЛ^Ф'МК^ЖММ^ЙЙ^ЙМЕЖШ = Преподаватели Чжан Цуйчжэнь и

Чжан Лучао из Центра исследований экономической дипломатии отправились в город Линьцзян провинции Цзилинь для исследований // Центр исследований экономической дипломатии Китайского университета иностранных дел. URL.: http://jjwj.cfau.edu.en/art/2019/9/9/art_4129_74969.html (дата обращения: 21.09.21).

30. = Приёмка китайско-северокорейского автодорожного моста Цюаньхэ-Вонджин через пограничную реку, спроектированного нашим институтом // Сайт дорожного управления города Хуньчунь. URL: http://www.hcygs.net/index.php?id=2862 (дата обращения: 19.09.2021).

31. = Провинциальная и городская исследовательские группы прибыли в наш округ для инспектирования работы пункта пропуска // Информационное агентство "Даньдун Ньюз". URL:http://www.ddnews.com.cn/swxx/content/2018-05/17/content_110687.htm (дата обращения: 21.09.21).

32. = Пункт пропуска Гучэнли // Интернет-энциклопедия "Байду". URL: https://www.baike. com/£i$MP# (дата обращения: 21.09.21).

33. = Пункт пропуска Даньдун (автомобильный) // Сайт ассоциации пунктов пропуска КНР. URL: http://kouanxiehui.langye.net/kaifangkouan/yunshufangshi/gonglukouan/2019-02-19/200. html (дата обращения: 18.09.21).

34. = Пункт пропуска Даньдун (железнодорожный) // Сайт ассоциации пунктов пропуска КНР. URL: http://kouanxiehui.langye.net/kaifangkouan/yunshufangshi/tielukouan/2019-02-19/199.html (дата обращения: 19.09.21).

35. = Пункт пропуска Кайшантунь (автомобильный) // Сайт ассоциации пунктов пропуска КНР. URL: http://www.caop.org.cn/kaifangkouan/yunshufangshi/gonglukouan/2019-02-19/165. html (дата обращения: 20.09.21).

36. = Пункт пропуска Лаохушао // Интернет-энциклопедия "Байду". URL: https://baike.baidu. com/item/^nlP№ (дата обращения: 20.09.21).

37. ¡SifP#= Пункт пропуска Наньпин // Интернет-энциклопедия "Байду". URL: https://baike.baidu.com/ ffiffP№ (дата обращения: 21.09.21).

38. Й^ЖМЙ = Пункт пропуска Саньхэ: важный канал для частого торгового взаимодействия между Китаем и Северной Кореей // Информационное агентство "Sohu". URL.: https://m.sohu.com/a/39630125_114812 (дата обращения: 21.09.21).

39. = Пункт пропуска Саньхэ: "Золотой мост" для торговли между Китаем и КНДР // Информационное агентство "Жэньмин жибао". URL.: http://finance.people.com.cn/n/2015/0812/ c395539-27451226.html (дата обращения: 19.09.21).

40. ЩПР№ = Пункт пропуска Тумэнь // Интернет-энциклопедия "Байкэ". URL.: https://www.baike.com/ wiki/fflHP№/ (дата обращения: 17.09.21).

41. = Пункт пропуска Цзиань (железнодорожный) // Сайт ассоциации пунктов пропуска КНР. URL.: http://kouanxiehui.langye.net/kaifangkouan/yunshufangshi/tielukouan/2019-02-19/155. html (дата обращения: 21.09.21).

42. Ж1ФР№ = Пункт пропуска Шуанмуфэнь // Интернет-энциклопедия "Байкэ". URL.: https://www. wanweibaike.com/wiki-3XS^P№ (дата обращения: 18.09.21).

43. н#^Р№2000^^ = Пункты пропуска провинции Цзилинь в 2000-х годах // Онлайн-платформа для обмена документами "Даокэ Ба". URL: http://www.doc88.com/p-710683135348.html (дата обращения: 21.09.21).

44. = Создание пятисоткилометрового экономического пояса реки Ялу и позволит написать новую главу в развитии открытости региона Байшань // Сайт Комиссии по развитию и реформам провинции Цзилинь. URL.: http://jldrc.jl.gov.cn/qt/sxzx/201802/ t20180228_5224554.html (дата обращения_: 21.09.21).

45. = Терминал пункта пропуска Тайпин в Куаньдяне в первую очередь предназначен для транспортного и торгового сообщения с Северной Кореей // Новостной портал города Даньдун. URL.: http://dandong.liebiao.com/jiuhuo/271808481.html (дата обращения: 21.09.21).

46. ФЯ^ЙШ^Ш] = Тур по пересечению китайско-северокорейской реки Тумэнь всё более популярен. Китайские туроператоры исследуют новые направления // Информационное агентство "Байду". URL.: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1638217786604544415&wfr=spid er&for=pc (дата обращения: 19.09.21).

47. = Улучшение условий таможенного оформления в цзилиньском пункте пропуска Наньпин для удовлетворения внутреннего спроса на порошок железной руды // Сайт Государственного совета КНР. URL.: http://www.gov.cn/govweb/jrzg/2008-08/11/ content_1069713.htm (дата обращения: 17.09.21).

48. Д^ТЖР^ШЯЖ-^Р^ИШШШШТ^ИМй^ = Успешно прошло заседание по рассмотрению технико-экономического обоснования повышения пункта пропуска Тайпинвай города Даньдун до пункта пропуска национального уровня // Сайт департамента торговли провинции Ляонин. URL.: http://swt.ln.gov.cn/ywzl/kagz/201906/t20190612_3505485.html (дата обращения: 18.09.21).

49. 2000ÜE = Тенденции внешней торговли Северной Кореи в 2000 г. (Сводка) // Сайт Корейского агентства содействия торговле и инвестициям (KOTRA). URL.: https://news. kotra.or.kr/user/globalBbs/kotranews/787/globalBbsDataView.do?setIdx=249&dataIdx=17&pageViewType=& column=&search=&searchAreaCd=&searchNationCd=&searchTradeCd=&searchStartDate=&searchEndDat e=&searchCategoryIdxs=&searchIndustryCateIdx=&searchItemCode=&searchItemName=&page=5&row=10 (дата обращения 20.11.21).

50. 2014Ü Ш^^ё** = Динамика внешней торговли Северной Кореи в 2014 г. // Сайт Корейского агентства содействия торговле и инвестициям (КОТРА). URL.: https://news.kotra.or.kr/user/ globalBbs/kotranews/787/globalBbsDataView.do?setIdx=249&dataIdx=145472&pageViewType=&column=&s earch=&searchAreaCd=&searchNationCd=&searchTradeCd=&searchStartDate=&searchEndDate=&searchC ategoryIdxs=&searchIndustryCateIdx=&searchItemCode=&searchItemName=&page=1&row=10 (дата обращения 20.11.21).

51. 2020Ü ё^ = Тенденции внешней торговли Северной Кореи в 2020 г. (Сводка) // Сайт Корейского агентства содействия торговле и инвестициям (КОТВД). URL.: https://news.kotra.or.kr/ user/globalBbs/kotranews/787/globalBbsDataView.do?setIdx=249&dataIdx=190049&pageViewType=&column =&search=&searchAreaCd=&searchNationCd=&searchTradeCd=&searchStartDate=&searchEndDate=&searc hCategoryIdxs=&searchIndustryCateIdx=&searchItemCode=&searchItemName=&page=1&row=10 (дата обращения 20.11.21)..

References

1. Kim Samuel S., Lee Tai Hwan. North Korea and Northeast Asia (Asia in World Politics.). Lanham, MA: Rowman & Littlefield, 2002. DOI 10.1017/S0041977X03330356.

2. = Soglashenie mezhdu pravitel'stvom KNR i pravitel'stvom KNDR o punktakh peresecheniya granitsy i sistemakh upravleniya imi // Sajt Ministerstva kommertsii KNR. URL.: http://policy.mofcom.gov.cn/pact/pactContent.shtml?id=859 (data obrashheniya: 10.09.21).

3. Ф^АЕЙЯЯМЯЙШ^ЯАЕЙЯЯМ^ТЙЙЙЙ,*!««*1^

= Soglashenie mezhdu pravitel'stvom KNR i pravitel'stvom KNDR o sovmestnom stroitel'stve, upravlenii i tekhnicheskom obsluzhivanii avtomobil'nogo mosta TSzian'-Manpkho // Sajt Ministerstva inostrannykh del KNR https://www.fmprc.gov.cn/web/ziliao_674904/tytj_674911/tyfg_674913/t947949.shtml (data obrashheniya: 21.09.21).

4. "ФЯр№^^" 2016^ = Ezhegodnik portov Kitaya za 2016 god// Gosudarstvennaya statisticheskaya informatsionnaya set' KNR. URL.: http://www.tjcn.org/tjnj/KKK/35780.html (data obrashheniya: 15.09.21).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. = Ob"yavlenie Upravleniya punktov propuska narodnogo pravitel'stva goroda TSzian' o publichnykh torgakh na proekt po tekhnicheskomu obsluzhivaniyu i remontu punkta propuska Laokhushao v gorode TSzian' // Informatsionnaya set' po gosudarstvennym zakupkam Ministerstva finansov KNR. URL.: http://www.ccgp.gov.cn/cggg/dfgg/gkzb/201909/ t20190929_13013797.htm (data obrashheniya: 17.09.21).

= Otchyot inspektsionnoj gruppy Postoyannogo komiteta NPKS YAn'byan'-korejskogo avtonomnogo okruga o vypolnenii "Polozhenij ob upravlenii punktami propuska YAn'byan'-korejskogo avtonomnogo okruga" // Sajt Postoyannogo komiteta NPKS YAn'byan'-korejskogo avtonomnogo okruga. URL.: http://www.ybrd.gov.cn/ monitoring/jdbg/2019-04-09/176390.html (data obrashheniya: 20.09.21).

7. 2019fMl#ffin = Otchyot o rabote pravitel'stva goroda Tumehn' za 2019 god // Sajt Narodnogo pravitel'stva goroda Tumehn'. URL.: http://www.tumen.gov.cn/zw_2185/jcxxgk/gzbg/202010/ t20201010_168734.html (data obrashheniya: 21.09.21).

8. = Otchyot o rabote pravitel'stva provintsii TSzilin' za 2013 god // Sajt narodnogo pravitel'stva provintsii TSzilin'. URL.: http://www.jl.gov.cn/zw/jcxxgk/gzbg/szfgzbg/201411/t20141119_6625523. html (data obrashheniya: 19.09.21).

9. = Otchyot o rabote pravitel'stva uezda An'tu za 2018 g. // Sajt Narodnogo pravitel'stva provintsii goroda An'tu. URL.: http://www.antu.gov.cn/zw_2292/jcxxgk/gzbg/201912/ t20191203_28484.html (data obrashheniya: 18.09.21).

10. 2018^£Яр№МШ = Perechen' utverzhdyonnykh v 2018 godu punktov propuska natsional'nogo urovnya // Sajt glavnogo tamozhennogo upravleniya KNR. URL.: http://www.customs.gov.cn/ customs/302249/302310/kakfygb/2176495/index.html (data obrashheniya: 21.09.21).

11. = Perechen' utverzhdyonnykh v 2019 godu punktov propuska natsional'nogo urovnya // Sajt glavnogo tamozhennogo upravleniya KNR. URL.: http://www.customs.gov.cn/customs/ ztzl86/302310/kakfygb/2659191/index.html (data obrashheniya: 21.09.21).

12. $H, ЖШ = Li YUjtszin, CHzhan Dunmehj, TSzin' TSzyun"yuj. Otchyot ob issledovanii zony prigranichnogo ehkonomicheskogo sotrudnichestva KHehlun v 2016 godu // йййкт 2016^4^, ^32t^2Í2016f4£, 87-89 = ZHurnal partijnoj shkoly YAn'byan', aprel' 2016 g., tom 32, vypusk 2, str. 87-89. DOI: 10.16332 / j .cnki.cn22-1302 / d.2016.02.028 (data

obrashheniya: 21.09.21).

13. ^ifflCllJ^ttW&l&Mtl&KSffa = Vozobnovil rabotu turisticheskij marshrut zheleznoj dorogi TSibaoshan' iz kitajskogo goroda Tumehn' v Severnuyu Koreyu // Informatsionnyj portal "Sohu". URL.: https://www.sohu.eom/a/329034513_362042 (data obrashheniya: 16.09.21).

14. -feSP^ftAftAMMi^ra = V punkte propuska CHanbaj ustanovlen rekord po kolichestvu peresechenij granitsy // Sluzhba novostej KNR. URL.: http://www.jl.chinanews.com/shms/2019-12-16/105030. html (data obrashheniya: 19.09.21).

15. ^^R^+AA = Izuchenie i vnedrenie polozhenij 18-go natsional'nogo kongressa Kommunisticheskoj partii Kitaya // Sajt Ministerstva kommunikatsij KNR. URL.: http://zizhan.mot.gov.cn/zhuantizhuanlan/qita/ zoujinzgjtb/xinwencehua/xuexiguancheshibada/201606/t20160623_2048682.html (data obrashheniya: 20.09.21).

16. = Kitaj i Severnaya Koreya podpisali "Soglashenie KNR i KNDR o stroitel'stve novogo mosta cherez pogranichnuyu reku v punktakh propuska Tumehn'-Nam'yan" // Sajt Ministerstva inostrannykh del KNR. URL.: https://www.mfa.gov.cn/web/zwbd_673032/ wshd_673034/t1296816.shtml (data obrashheniya: 21.09.21).

17. Kitaj i Severnaya Koreya postroyat avtomobil'nyj most cherez reku Tumehn' // Informatsionnoe agentstvo "ZHehn'min zhibao". URL.: http://world.people.com.cn/n/2015/0918/ c157278-27604494.html (data obrashheniya: 21.09.21).

18. = Kitaj uskoryaet sozdanie vazhnoj tochki opory mezhdunarodnogo sotrudnichestva v rajone reki Tyumen' // Sajt zhurnala "China Securities Journal". URL.: http://www.cs.com.cn/xwzx/hg/201208/t20120823_3468828.html (data obrashheniya: 20.09.21).

19. = Narastayushhie zvuki u reki YAlu - Obzor ehkonomicheskogo razvitiya punktov propuska provintsii TSzilin'//. Sajt upravleniya po delam Tajvanya narodnogo pravitel'stva provintsii TSzilin'. URL.: http://www.huaxia.com/jltwlx/yw/jlyw/2015/11/4620126.html (data obrashheniya: 19.09.21).

20. = Nachalas' realizatsiya proekta rekonstruktsii kitajsko-korejskogo pogranichnogo mosta // Sajt informatsionnogo agentstva "China Daily". URL.: http://www.chinadaily.com.cn/ dfpd/jl/2010-03/17/content_9602587.htm (data obrashheniya: 17.09.21).

21. = Ob"em importa kal'marov v portu SHatuotszy v KHun'chune rezko uvelichilsya i dostig novogo maksimuma // Informatsionnoe agentstvo "Sina.com". URL.:http:// jl.sina.com.cn/yanbian/hunchun/2015-07-22/7549.html (data obrashheniya: 18.09.21).

22. "-§-]&"5HnP№:!iifAföA ftfta^A = "Odin poyas, odin put'" v punkte propuska Tumehn': s neterpeniem zhdyom uvelicheniya investitsij v uluchshenie tamozhennogo oformleniya // Informatsionnoe agentstvo "China Business News". URL.: https://www.yicai.com/news/4668316.html (data obrashheniya: 19.09.21).

23. ÄXfe/fiA! = Osedlav veter k dalyokim moryam i beskrajnemu nebu - Obzor razvitiya i otkrytosti YAn'byan'-Korejskogo avtonomnogo okruga v 2017 godu // Sajt "Novosti YAn'byan'". URL.: http://www.ybrbnews.cn/SpecialTopic/2017-12/21/294_169905.html (data obrashheniya: 21.09.21).

24. = Otvet na predlozhenie ob uskorenii stroitel'stva kitajsko-korejskoj prigranichnoj torgovoj zony na ostrove Lyuduo v punkte propuska SHatuotszy // Informatsionnoe agentstvo "Torgovaya set' Kitaya". URL.:https://jl.zhaoshang.net/2017-11-29/616703.html (data obrashheniya: 21.09.21).

25. Wfi^i-^Öäft^^ffifflJ^^ffS = Otkrytie pervoj prigranichnoj tovarnoj yarmarki Kitaj-CHanbajshan' // Informatsionnoe agentstvo "Sohu.com". URL.: http://news.sohu.com/20080918/n259626344. shtml (data obrashheniya: 17.09.21).

26. -/Myf^i&P^Iiffa = Ofitsial'no otkryt kitajsko-severokorejskie avtomobil'nyj punkt propuska TSzian'-Manpkho // Informatsionnoe agentstvo "KHubehj ZHibao". URL.: http://news.cnhubei.com/ caijing/p/10553646.html (data obrashheniya: 18.09.21).

27. = Predlozhenie deputata Vsekitajskogo sobraniya narodnykh predstavitelej In' TSin: modernizirovat' punkt propuska Tajpin v Dan'dune dlya razvitiya prigranichnogo turizma // Informatsionnoe agentstvo "Sohu.com". URL.: https://www.sohu. com/a/128537771_260616 (data obrashheniya: 19.09.21).

28. = Predlozheniya po modernizatsii i remontu punkta propuska San'kheh v gorode Luntszin // Sajt Postoyannogo komiteta NPKS YAn'byan'-korejskogo avtonomnogo okruga. URL.: http://www.ybrd.gov.cn/rmdbdh/dychy/2015-07-13/172562.html (data obrashheniya: 20.09.21).

29. = Prepodavateli CHzhan TSujchzhehn' i CHzhan Luchao iz TSentra issledovanij ehkonomicheskoj diplomatii otpravilis' v gorod Lin'tszyan provintsii TSzilin' dlya issledovanij // TSentr issledovanij ehkonomicheskoj diplomatii Kitajskogo universiteta inostrannykh del. URL.: http://jjwj.cfau.edu.cn/art/2019/9/9/art_4129_74969.html (data obrashheniya: 21.09.21).

30. = Priyomka kitajsko-severokorejskogo avtodorozhnogo mosta TSyuan'kheh-Vondzhin cherez pogranichnuyu reku, sproektirovannogo nashim

institutom // Sajt dorozhnogo upravleniya goroda KHun'chun'. URL: http://www.hcygs.net/index.php?id=2862 (data obrashheniya: 19.09.2021).

31. = Provintsial'naya i gorodskaya issledovatel'skie gruppy pribyli v nash okrug dlya inspektirovaniya raboty punkta propuska // Informatsionnoe agentstvo "Dan'dun N'yuz". URL:http:// www.ddnews.com.cn/swXx/content/2018-05/17/content_110687.htm (data obrashheniya: 21.09.21).

32. = Punkt propuska Guchehnli // Internet-ehntsiklopediya "Bajdu". URL: https://www.baike. com/i$MP№ (data obrashheniya: 21.09.21).

33. = Punkt propuska Dan'dun (avtomobil'nyj) // Sajt assotsiatsii punktov propuska KNR. URL: http://kouanxiehui.langye.net/kaifangkouan/yunshufangshi/gonglukouan/2019-02-19/200.html (data obrashheniya: 18.09.21).

34. = Punkt propuska Dan'dun (zheleznodorozhnyj) // Sajt assotsiatsii punktov propuska KNR. URL: http://kouanxiehui.langye.net/kaifangkouan/yunshufangshi/tielukouan/2019-02-19/199. html (data obrashheniya: 19.09.21).

35. = Punkt propuska Kajshantun' (avtomobil'nyj) // Sajt assotsiatsii punktov propuska KNR. URL: http://www.caop.org.cn/kaifangkouan/yunshufangshi/gonglukouan/2019-02-19/165.html (data obrashheniya: 20.09.21).

36. = Punkt propuska Laokhushao // Internet-ehntsiklopediya "Bajdu". URL: https://baike.baidu. com/item/^Ä^P№ (data obrashheniya: 20.09.21).

37. ffiifp#= Punkt propuska Nan'pin // Internet-ehntsiklopediya "Bajdu". URL: https://baike.baidu.com/ffi ffP№ (data obrashheniya: 21.09.21).

38. ЙИИ = Punkt propuska San'kheh: vazhnyj kanal dlya chastogo torgovogo vzaimodejstviya mezhdu Kitaem i Severnoj Koreej // Informatsionnoe agentstvo "Sohu". URL.: https://m.sohu.com/a/39630125_114812 (data obrashheniya: 21.09.21).

39. = Punkt propuska San'kheh: "Zolotoj most" dlya torgovli mezhdu Kitaem i KNDR // Informatsionnoe agentstvo "ZHehn'min zhibao". URL.: http://finance.people.com.cn/n/2015/0812/ c395539-27451226.html (data obrashheniya: 19.09.21).

40. ЩПР№ = Punkt propuska Tumehn' // Internet-ehntsiklopediya "Bajkeh". URL.: https://www.baike.com/ wiki/fflilP№/ (data obrashheniya: 17.09.21).

41. = Punkt propuska TSzian' (zheleznodorozhnyj) // Sajt assotsiatsii punktov propuska KNR. URL.: http://kouanxiehui.langye.net/kaifangkouan/yunshufangshi/tielukouan/2019-02-19/155. html (data obrashheniya: 21.09.21).

42. Ж1ФР№ = Punkt propuska SHuanmufehn' // Internet-ehntsiklopediya "Bajkeh". URL.: https://www. wanweibaike.com/wiki^XS^P№ (data obrashheniya: 18.09.21).

43. S#tP№2000fft = Punkty propuska provintsii TSzilin' v 2000-kh godakh // Onlajn-platforma dlya obmena dokumentami "Daokeh Ba". URL: http://www.doc88.com/p-710683135348.html (data obrashheniya: 21.09.21).

44. = Sozdanie pyatisotkilometrovogo ehkonomicheskogo poyasa reki YAlu i pozvolit napisat' novuyu glavu v razvitii otkrytosti regiona Bajshan' // Sajt Komissii po razvitiyu i reformam provintsii TSzilin'. URL.: http://jldrc.jl.gov.cn/qt/sxzx/201802/ t20180228_5224554.html (data obrashheniya1 21.09.21).

45. = Terminal punkta propuska Tajpin v Kuan'dyane v pervuyu ochered' prednaznachen dlya transportnogo i torgovogo soobshheniya s Severnoj Koreej // Novostnoj portal goroda Dan'dun. URL.: http://dandong.liebiao.com/jiuhuo/271808481.html (data obrashheniya: 21.09.21).

46. ФЯМШШ^ШШ = Tur po peresecheniyu kitajsko-severokorejskoj reki Tumehn' vsyo bolee populyaren. Kitajskie turoperatory issleduyut novye napravleniya // Informatsionnoe agentstvo "Bajdu". URL.: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1638217786604544415&wfr=spider&for=pc (data obrashheniya: 19.09.21).

47. = Uluchshenie uslovij tamozhennogo oformleniya v tszilin'skom punkte propuska Nan'pin dlya udovletvoreniya vnutrennego sprosa na poroshok zheleznoj rudy // Sajt Gosudarstvennogo soveta KNR. URL.: http://www.gov.cn/govweb/jrzg/2008-08/11/content_1069713.htm (data obrashheniya: 17.09.21).

48. ftS&^P^J^E-^PtffS^IWfrttfôftfffêJiPJSff = Uspeshno proshlo zasedanie po rassmotreniyu tekhniko-ehkonomicheskogo obosnovaniya povysheniya punkta propuska Tajpinvaj goroda Dan'dun do punkta propuska natsional'nogo urovnya // Sajt departamenta torgovli provintsii Lyaonin. URL.: http://swt.ln.gov.cn/ywzl/kagz/201906/t20190612_3505485.html (data obrashheniya: 18.09.21).

49. 2000УЕ = Tendentsii vneshnej torgovli Severnoj Korei v 2000 g. (Svodka) // Sajt Korejskogo agentstva sodejstviya torgovle i investitsiyam (KOTRA). URL.: https://news.kotra. or.kr/user/globalBbs/kotranews/787/globalBbsDataView.do?setIdx=249&dataIdx=17&pageViewType=&colum n=&search=&searchAreaCd=&searchNationCd=&searchTradeCd=&searchStartDate=&searchEndDate=&se archCategoryIdxs=&searchIndustryCateIdx=&searchItemCode=&searchItemName=&page=5&row=10 (data obrashheniya 20.11.21).

50. 2014У ВДт^ёЁ* = Dinamika vneshnej torgovli Severnoj Korei v 2014 g. // Sajt Korejskogo

agentstva sodejstviya torgovle i investitsiyam (KOTRA). URL.: https://news.kotra.or.kr/user/globalBbs/ kotranews/787/globalBbsDataView.do?setIdx=249&dataIdx=145472&pageViewType=&column=&search=&s earchAreaCd=&searchNationCd=&searchTradeCd=&searchStartDate=&searchEndDate=&searchCategoryI dxs=&searchIndustryCateIdx=&searchItemCode=&searchItemName=&page=1&row=10 (data obrashheniya 20.11.21).

51. 2020У ë^ = Tendentsii vneshnej torgovli Severnoj Korei v 2020 g. (Svodka) //

Sajt Korejskogo agentstva sodejstviya torgovle i investitsiyam (KOTRA). URL.: https://news.kotra.or.kr/user/ globalBbs/kotranews/787/globalBbsDataView.do?setIdx=249&dataIdx=190049&pageViewType=&column= &search=&searchAreaCd=&searchNationCd=&searchTradeCd=&searchStartDate=&searchEndDate=&sea rchCategoryIdxs=&searchIndustryCateIdx=&searchItemCode=&searchItemName=&page=1&row=10 (data obrashheniya 20.11.21).

Роман Викторович ТАРАНТУЛ, соискатель учёной степени кандидата политических наук, кафедра международных отношений ДВФУ, г. Владивосток, Россия, электронная почта: tarantil@rambler.ru

Roman V. TARANTUL, PhD Candidate, Department of International Relations, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, e-mail: tarantil@rambler.ru

Поступила в редакцию Одобрена после рецензирования Принята к публикации

(Received) 30.11.2021 (Approved) 14.02.2022 (Accepted) 25.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.