Научная статья на тему 'Пограничность бытия персонажа корейской дорамы (дорама «w: между двумя мирами»)'

Пограничность бытия персонажа корейской дорамы (дорама «w: между двумя мирами») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
760
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОГРАНИЧНОСТЬ / РУБЕЖ / ПЕРЕХОД / ПЕРСОНАЖ / ХРОНОТОП / ДВОЙСТВЕННОСТЬ / ДОРАМА / ВЕБТУН / КОРЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА / BOUNDARINESS / BOUNDARY / TRANSITION / CHARACTER / CHRONOTOPE / DUALITY / DORAMA / WEBTUN / KOREAN CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ерохина Татьяна Иосифовна, Сандросян Джульетта Седраковна

В статье представлен анализ системы персонажей корейской дорамы «W: между мирами» в аспекте пограничности. Авторы статьи отмечают актуальность и значимость дефиниции «пограничность» в современной художественной культуре, акцентируют внимание на генезисе и жанровой специфике дорамы, выделяют отличительные черты сюжетной основы дорамы. Пограничность представлена в хронотопе дорамы, а также в системе персонажей, которые характеризуются «пограничным» состоянием или осуществляют взаимодействие между двумя мирами. Так, персонажи дорамы могут существовать в двух мирах одновременно, демонстрируя пограничность существования буквально как возможность свободного перемещения между реальным и виртуальным миром. Другой вариант пограничности: двойственность персонажа, которая предполагает пограничность внутреннего состояния героя. Следующим аспектами пограничности становится пограничность (двойственность) идентичности персонажа и «двойничество» как противопоставление и близость создателя и творца, при этом черты персонажа приобретает вебтун. Пограничность становится онтологически значимой характеристикой сюжета, хронотопа и системы персонажей дорамы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOREAN DORAMA CHARACTER IN THE BOUNDARY ASPECT OF EXISTENCE (DORAMA «W: TWO WORLDS»)

The article analyses the system of characters in the Korean dorama W: Two Worlds in the aspect of boundariness. The authors emphasise the importance and topicality of the definition «boundariness» in contemporary art, pay attention to dorama genesis and genre specificity, describe features of the dorama plot. Boundariness can be found in the dorama chronotope and in the system of characters in boundary states who implement interaction between two worlds. Thus, dorama characters can exist in two worlds simultaneously, demonstrating boundariness as a possibility of free travel between the real and the virtual worlds. Another variant of boundariness is a character’s duality which presupposes the boundariness of the hero’s inner state. One more aspect of boundariness is dualism of a character’s identity and «duplicity» as opposition and closeness of the creator and the artist, with webtun acquiring the character’s features. Boundariness becomes an ontologically significant feature of the plot, the chronotope and the dorama system of characters.

Текст научной работы на тему «Пограничность бытия персонажа корейской дорамы (дорама «w: между двумя мирами»)»

УДК 008(1-6)

Т. И. Ерохина, Д. С. Сандросян

Пограничность бытия персонажа корейской дорамы (дорама «W: между двумя мирами»)

Выполнено в рамках работы по гранту РГНФ № 15-03-00655 «Пограничность как философско-эстетический модус русской культуры»

В статье представлен анализ системы персонажей корейской дорамы «W: между мирами» в аспекте пограничности. Авторы статьи отмечают актуальность и значимость дефиниции «пограничность» в современной художественной культуре, акцентируют внимание на генезисе и жанровой специфике дорамы, выделяют отличительные черты сюжетной основы дорамы. Пограничность представлена в хронотопе дорамы, а также в системе персонажей, которые характеризуются «пограничным» состоянием или осуществляют взаимодействие между двумя мирами. Так, персонажи дорамы могут существовать в двух мирах одновременно, демонстрируя пограничность существования буквально как возможность свободного перемещения между реальным и виртуальным миром. Другой вариант пограничности: двойственность персонажа, которая предполагает пограничность внутреннего состояния героя. Следующим аспектами пограничности становится пограничность (двойственность) идентичности персонажа и «двойничество» как противопоставление и близость создателя и творца, при этом черты персонажа приобретает вебтун. Пограничность становится онтологически значимой характеристикой сюжета, хронотопа и системы персонажей дорамы.

Ключевые слова: пограничность, рубеж, переход, персонаж, хронотоп, двойственность, дорама, вебтун, корейская культура.

T. I. Erokhina, D. S. Sandrosyan

Korean dorama character in the boundary aspect of existence (dorama «W: Two Worlds»)

The article analyses the system of characters in the Korean dorama W: Two Worlds in the aspect of boundariness. The authors emphasise the importance and topicality of the definition «boundariness» in contemporary art, pay attention to dorama genesis and genre specificity, describe features of the dorama plot. Boundariness can be found in the dorama chronotope and in the system of characters in boundary states who implement interaction between two worlds. Thus, dorama characters can exist in two worlds simultaneously, demonstrating boundariness as a possibility of free travel between the real and the virtual worlds. Another variant of boundariness is a character's duality which presupposes the boundariness of the hero's inner state. One more aspect of boundariness is dualism of a character's identity and «duplicity» as opposition and closeness of the creator and the artist, with webtun acquiring the character's features. Boundariness becomes an ontologically significant feature of the plot, the chronotope and the dorama system of characters.

Key words: boundariness, boundary, transition, character, chronotope, duality, dorama, webtun, Korean culture.

Понятия «персонаж» и «пограничность» уже долгое время входят в тезаурус научного знания. На сегодняшний день проводится много исследований, где актуализируются и разрабатываются данные понятия. Так, у пограничности есть множество интерпретаций: рубеж, грань, граница, край (крайность) [2], позволяющих рассматривать проблему пограничности с разных сторон. Она разрабатывалась в работах Т. И. Ерохиной, Т. С. Злотниковой, Н. Н. Лётиной, Т. Б. Сидневой, Э. Стейнбок, М. Тимошенко, М. В. Тлостановой, Я. Шемякина и др. В данной работе под погра-ничностью будет подразумеваться граница - место встречи, взаимопроникновения и реализации связи «одного» и «другого», «своего» и «чужого».

При трактовке понятия «персонаж», которое первоначально появилось и разрабатывалось в литературоведении, мы опирались на труды М. М. Бахтина, А. В. Карельского, Ю. М. Лотмана, Ю. В. Манна, В. Я. Проппа. И под персонажем в работе будет иметься в виду лицо, существующее в пространстве художественного произведения, но что более важно для нас, проявляющее самостоятельную инициативу и способное как на положительные, так и на отрицательные поступки. В силу специфики исследуемого материала важно обозначить следующие понятия: дорама - азиатский телесериал, манхва - корейский комикс, манхва-ка - автор манхвы (комикса), вебтун - работы, которые не издаются в бумажном виде, а распро-

© Ерохина Т. И., Сандросян Д. С., 2017

страняются через Интернет для чтения на компьютерах и телефонах и обычно представляют собой длинную цветную страницу.

Дорама как корейский телесериал появилась в конце 90-х годов XX века, и к настоящему моменту Южная Корея считается ведущей страной Восточной Азии по производству дорам. В последние несколько лет все чаще стали появляться дорамы, связанные с пространственно-временным перемещением. Но, как правило, действие в них происходит по одному и тому же принципу: герой из прошлого перемещается в настоящее или, наоборот, - из настоящего в прошлое, то есть герой совершает переход из одного мира в другой, и всё действие дорамы происходит только в одном мире. Но есть сравнительно небольшое количество дорам, выбивающихся из этого ряда: действие в них осуществляется в пространстве обоих миров. Такое существование создаёт границу - линию, отделяющую своё и чужое, еще неизведанное пространство, и, следовательно, определяет и демонстрирует пограничность бытия персонажа в дораме. Ярким примером такой ситуации является

дорама «W: между двумя мирами» (W-т I

Л1|7^|/ W - Two Worlds, 2016). Данная дорама стала первой дорамой, в которой наравне с реальным миром присутствует второй мир - мир вебтуна (манхвы), а одним из главных героев становится персонаж комикса.

Выбор в качестве предмета исследования корейской дорамы обусловлен все большей популярностью, которую приобретает корейская культура и, прежде всего, корейский кинематограф в отечественной культуре (особенно в молодежной субкультуре). Актуальность корейской дорамы, на наш взгляд, связан с тем, что философско-эстетическим основание дорамы становится модус пограничности, особенно значимый, в том числе, для русской культуры. Именно модус по-граничности, репрезентируемый в системе персонажей корейской дорамы, становится предметом анализа в данной статье.

В дораме «W: между двумя мирами» действие происходит в двух мирах: в реальном мире и мире вебтуна «W». Вебтун «W» изначально предполагает развитие своего сюжета: вернувшись домой, главный герой манхвы видит членов своей семьи убитыми. Чтобы найти убийцу, он решает открыть специальное агентство, занимающееся расследованием различных преступлений, которые были раскрыты полицией. Расследование таких преступлений в вебтуне соотносится с попытками Кан Чоля поймать убийцу. Одна из таких попыток

приводит героя к тяжелому ранению, но его спасает внезапно появившаяся из реального мира О Ёнчжу. После этого весь сюжет окончательно «выходит из-под контроля» автора вебтуна. Взаимодействие между двумя мирами происходит благодаря четырем персонажам и делает их существование пограничным: манхвака О Санму - создатель вебтуна <^», О Ёнчжу - его дочь, Кан Чоль -главный герой вебтуна <^» и убийца семьи Кан Чоля.

Персонаж О Ёнчжу первый раз попадает в мир вебтуна, когда Кан Чоль, раненный от рук убийцы, через экран графического планшета тянет её в свой мир. Дальнейшее появление О Ёнчжу в мире <^» будет зависеть от чувств и желаний Кан Чоля, так как он является главным героем вебтуна, и весь сюжет и мир <^» сконцентрированы на нем. Мы считаем, что первое появление в манхве объясняется тем, что именно она является настоящим создателем Кан Чоля, так как она придумала его характер, имя и внешний вид, а её отец взял эти наработки за основу своего персонажа. Поэтому тем, что она является создателем Кан Чоля, можно объяснить её пограничное существование, которое стало продолжаться, когда она стала главной героиней манхвы, заменяя в итоге предыдущую главную героиню, которая изначально была заявлена в сюжете манхвы (Кан Чоль называет ее ключом к своей жизни, она выходит за него замуж). Таким образом, О Ёнчжу начинает активно влиять на развитие сюжета вебтуна: второстепенные персонажи становятся главными, ненужные персонажи утрачивают цель своего существования и начинают исчезать, она рисует на планшете необходимые для сюжета предметы, сцены, оживляет Кан Чоля и мир вебтуна (слово «конец» сменяется на «продолжение следует»). Это позволяет считать её, в какой-то степени, творцом (демиургом) в мире вебтуна, так как она привнесла в него как созидательное, так и разрушительное начало.

Персонаж О Санму - противоречивая фигура в дораме. С одной стороны, он является автором вебтуна и создателем мира <^» и его главного героя Кан Чоля. Манхвака до пятидесяти лет был безызвестным автором манхвы, который заливал свое горе в алкоголе. Ради дочери он начинает рисовать <^», воплотив в главном герое свои нереализованные мечты и желания: он создает молодого, успешного, богатого, умного и красивого героя - свою полную противоположность. Несостоятельность в роли мужа и отца (жена уходит от него, забрав дочь), нереализованность в своей профессии заставляют О Санму погрузиться в

Пограничность бытия персонажа корейской дорамы (дорама «W: между двумя мирами»)

созданный им самим мир вебтуна, где все находится под его полным контролем, в отличие от реальной жизни. Но депрессия и алкоголь приводят манхваку к решению покончить со своим героем - Кан Чоль должен был прыгнуть с моста. О Санму рисует сцену самоубийства, но на утро обнаруживает, что герой жив (Кан Чоль в последнюю секунду цепляется рукой за перекладину моста), решив, что это возможность на второй шанс, манхвака продолжает работу на вебтуном, который становится самым популярным комиксом в стране. В дальнейшем О Санму начинает замечать странности, происходящие в работе над веб-туном: задуманные им сцены или не хотят рисоваться или заменяются другими, ему кажется, что его персонаж издевается над ним и забирает у него право контроля над манхвой. Поэтому, с другой стороны, манхвака, возненавидев своего персонажа, начинает искать всяческие возможности для его убийства (заколоть ножом, отравить, задавить грузовиком).

Кан Чоль является не просто персонажем и главным действующим лицом вебтуна и дорамы. Его история начинается с получения золотой медали на Олимпийских играх 2004 года, когда он еще учился в старшей школе и становится национальной звездой. Пережив смерть семьи и обвинение в их убийстве, он становится президентом компании, начинает заниматься расследованием нераскрытых полицией убийств (через агенство и специально созданный канал на телевидении) и ловить нарушителей спокойствия. Тяжёлые испытания, делающие персонажа сильнее, необыкновенные способности, борьба с преступностью, помощь полиции в раскрытии преступлений, идеальные внешность и характер, интерес и восхищение народа - всё это превращает персонажа Кан Чоля в героя. Появление в реальном мире осуществляется только после того, как Кан Чоль узнаёт, что его мир вымышленный, а он главный герой манхвы. Это вызывает остановку времени в мире вебтуна, где единственным выжившим остаётся Кан Чоль. Появление перед ним окна - перехода в реальный мир - делается возможным благодаря сильному желанию героя встретиться со своим создателем и спасти свой мир.

Противостояние в первой половине дорамы как раз и строится на конфликте создателя и его персонажа. Сцена с попыткой самоубийства на мосту является поворотной в отношениях О Сан-му и Кан Чоля, у которого появляется самостоятельная инициатива и свободная воля, а манхвака начинает ненавидеть его из-за потери контроля над происходящим в вебтуне. Символом противо-

стояния создателя и его персонажа становится карточка с репродукцией картины Франсиско Гойя «Сатурн, пожирающий своего сына», на обратной стороне которой написано рукой манхваки: «Вместо того чтобы оказаться съеденным, съем я». Называя своего персонажа монстром, О Санму делает всё возможное, чтобы убить его. Кульминацией этого конфликта становится разговор манхваки с пришедшим из мира вебтуна Кан Чолем. Спровоцированный своим создателем он стреляет в него, тем самым переступая через запрограммированную манхвакой установку в характере персонажа: О Санму создал Кан Чоля порядочным, живущим в соответствии с моралью и законами. Таким образом, получается, что Кан Чоль является героем только в своём мире, а в реальном мире совершается попытка его дегероизации. Пытаясь поймать во второй части дорамы убийцу, Кан Чоль придумывает различные способы для его нахождения и поимки, просит рисовать О Ёнчжу предметы, необходимые, для того, чтобы поймать убийцу. То есть пробует и реализует себя в роли творца, всячески влияя на дальнейшее развитие сюжета.

Убийца (в дальнейшем Хан Санхун) с точки зрения персонажа интересен больше всего, так как у него на протяжении первой половины дора-мы нет личности как таковой. Отсутствие тела и имени делало его некоей сущностью (вместо лица пустота, произносимые им слова писались в воздухе), которая могла перемещаться из реального мира в мир вебтуна, когда и куда пожелает. Это объясняется тем, что первоначально манхвака нарисовал убийцу, только чтобы он убил семью главного героя, О Санму никогда не подразумевал под убийцей конкретного персонажа (человека). Вместе с Кан Чолем, который узнаёт, что является просто персонажем, убийца тоже желает знать, кто он такой и как выглядит. Поскольку целью этого персонажа по сюжету манхвы является борьба с главным героем и убийство всех, кто дорог ему, вторая половина дорамы строится на его противостоянии с Кан Чолем. Чтобы поймать убийцу, главному герою необходимо знать, как он выглядит, поэтому он просит манхваку создать для убийцы конкретную личность. Но О Санму решает дать убийце свою внешность, что в дальнейшем приведет к потере личности самого писателя, и он станет марионеткой в руках убийцы. После того, как Кан Чоль убил убийцу, к манхваке возвращается его личность, а также воспоминания убийцы, что приводит к раздвоению личности О Санму. Таким образом, получается, что убийца - это альтер эго манхваки не только из-за внешности, но и из-за желания уничтожить глав-

ного героя, контролировать сюжет в вебтуне и быть главным, также он реализует себя в роли творца, как и другие три персонажа («подставляет» главного героя с помощью подвластного ему манхваки, превращает себя в главного героя).

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в корейской киноиндустрии можно встретить нетипичные дорамы, в которых по-новому репрезенту-ется проблема пограничности (как на уровне хронотопа, так и на уровне персонажей). Персонаж в корейской дораме - это своеобразный сплав типичного и индивидуального. Пограничность бытия персонажа в дораме представлена в следующих характерных особенностях: между персонажем и иным миром есть связь через объект или субъект другого мира (пограничность хронотопа существования персонажа); персонажи проявляют себя в роли творца (демиурга) (двойственная идентичность); персонаж имеет необычную природу происхождения или представляет собой некую сущность (герой манхвы, инопланетянин, привидение, дух, мифическое существо), погра-ничность как двойственность и амбивалентность персонажей. Таким образом, пограничность существования персонажа становится онтологически значимым концептом в построении сюжета и интерпретации содержания дорамы «W: между мирами».

Библиографический список

1. Бахтин, М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук [Текст] / М. Бахтин. - СПб. : Азбука, 2000. - 336 с.

2. Злотникова, Т. С., Ерохина, Т. И. Homo Extremis русской культуры (семантика «пограничности») [Текст] / Т. С. Злотникова, Т. И. Ерохина // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 3 - С. 238-245.

3. Карельский, А. От героя к человеку [Текст] / А. Карельский. - М. : Советский писатель, 1990. -405 с.

4. Лётина, Н. Н. Теоретико-методологические основания изучения проблемы «рубежности» как культурфилософского концепта [Текст] / Н. Н. Лётина // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 3. - Т. 1. - С. 233-238.

5. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста [Текст] / Ю. М. Лотман // Об искусстве. -СПб. : Искусство-СПБ, 1998. - С. 14-285.

6. Манн, Ю. Диалектика художественного образа [Текст] / Ю. Манн. - М. : Советский писатель, 1987. - 320 с.

7. Пропп, В. Исторические корни волшебной сказки [Текст] / В. Пропп. - М. : Лабиринт, 2000. - 335 с.

8. Пропп, В. Морфология волшебной сказки [Текст] / В. Пропп. - М. : Лабиринт, 2001. - 144 с.

9. Стейнбок, Э. Пограничные феномены и пограничность опыта [Текст] / Э. Стейнбок // То-пос. - 2009. - № 2-3.

10. Тлостанова, М. В. Исследования пограни-чья / vs пограничное (со)знание, мышление, творчество [Текст] / М. В. Тлостанова // Вопросы социальной теории. - 2012. - Т. 6.

Bibliograficheskij spisok

1. Bahtin, M. Avtor i geroj: K filosofskim osno-vam gumanitarnyh nauk [Tekst] / M. Bahtin. - SPb. Azbuka, 2000. - 336 s.

2. Zlotnikova, T. S., Erohina, T. I. Homo Extremis russkoj kul'tury (semantika «pogranichnosti») [Tekst] / T. S. Zlotnikova, T. I. Erohina // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - № 3 -S. 238-245.

3. Karel'skij, A. Ot geroja k cheloveku [Tekst] / A. Karel'skij. - M. : Sovetskij pisatel', 1990. - 405 s.

4. Ljotina, N. N. Teoretiko-metodologicheskie osnovanija izuchenija problemy «rubezhnosti» kak kul'turfilosofskogo koncepta [Tekst] / N. N. Ljot-ina // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2012. -№ 3. - T. 1. - S. 233-238.

5. Lotman, Ju. M. Struktura hudozhestvennogo tek-sta [Tekst] / Ju. M. Lotman // Ob iskusstve. -SPb. : Iskusstvo-SPB, 1998. - S. 14-285.

6. Mann, Ju. Dialektika hudozhestvennogo obraza [Tekst] / Ju. Mann. - M. : Sovetskij pisatel', 1987. - 320 s.

7. Propp, V. Istoricheskie korni volshebnoj skazki [Tekst] / V. Propp. - M. : Labirint, 2000. - 335 s.

8. Propp, V. Morfologija volshebnoj skazki [Tekst] / V. Propp. - M. : Labirint, 2001. - 144 s.

9. Stejnbok, Je. Pogranichnye fenomeny i pogranichnost' opyta [Tekst] / Je. Stejnbok // Topos. -2009. - № 2-3.

10. Tlostanova, M. V. Issledovanija pogranich'ja / vs pogranichnoe (so)znanie, myshle-nie, tvorchestvo [Tekst] / M. V. Tlostanova // Vo-prosy social'noj teorii. - 2012. - T. 6.

Дата поступления статьи в редакцию: 12.05.2017 Дата принятия статьи к печати: 23.05.2017

Пограничность бытия персонажа корейской дорамы (дорама «W: между двумя мирами»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.