Научная статья на тему 'Погоня за идеалом. Диета в системе современной культуры'

Погоня за идеалом. Диета в системе современной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1316
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНОСТЬ / PHYSICALITY / ОБРАЗ ТЕЛА / BODY IMAGE / ДИЕТА / DIET / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / CONSUMER SOCIETY / ПИЩЕВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / FOOD ADDICTION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бацанова Софья Владимировна

В статье рассматривается социокультурные аспекты существования диеты в современном обществе, её психологические, экономические и смысловые аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Рursuit of an ideal. Diet in the contemporary culture

The article deals with the existence of socio-cultural aspects of diet in today''s society, its psychological, economic and conceptual aspects.

Текст научной работы на тему «Погоня за идеалом. Диета в системе современной культуры»

С.В. БАЦАНОВА кандидат философских наук, доцент кафедры теории и методологии науки Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова'

Погоня за идеалом. Диета в системе современной культуры

Человеческое бытие начинается с тела и обозначенного им физического пространства. Осознание собственного тела, его границ - это начало понимания человеком ограждающей его реальности. Будучи основой физического присутствия человека в мире, тело наделяется социальными и культурными смыслами, несет символическую и ценностную нагрузку. Сегодня тело стало одним из показателей успешности человека и одновременно очень востребованным товаром. Стандарты моды и красоты требуют от современного человека не просто повышенного внимания к своему телу, а служения ему. В системе социальных оценок тело разделяется на «природное» и «культурное» - телесность. Телесность - конструкт целостности человеческого бытия, создающийся результате опыта осознания своего тела в пространстве и социуме, мы должны понимать, что

телесность изначально включает бинарную оппозицию души и тела, природных, психологических и

1

социокультурных составляющих человеческой личности .

Массмедиа транслируют идеализированный, утонченно ухоженный образ, конструирующийся вокруг не просто худобы, а процента жира в организме, не стройности, а постоянной готовности к обнаженности. Это тело настолько совершенно, что становится целью и смыслом жизни. Набирает обороты культура «сделанного тела», это результат длительных усилий, постоянного контроля и вложения средств.

Сегодня стройность не просто противопоставляется полноте, она - синоним успеха. Образ полного человека демонизирован, символизируя болезни, неуспешность, отсутствие контроля, одиночество и зависимость. Люди с избыточным весом, чаще воспринимаются как некрасивые, безвольные и лишенные перспектив. Однако, говоря о такой характеристике лишнего веса, мы должны понимать, что созданный идеал человеческого тела отсылает в категорию «толстых», «некрасивых», «ленивых» большую часть современного общества.

Ключом к пониманию стройности становится не понятие физической красоты и соразмерности, а «проектность». Красиво не просто стройное тело, а тело граммотно построенное, компенсирующее природные недостатки. Тело становится потребительским товаром, существующим в различных сегментах рынка от масс-маркета до элитного продукта. На создание тела нужного размера, нужной формы, пропорций тратится значительное количество денег и сил. Индустрия красоты, в которую успешно вошел фитнес, продает два продукта: неудовлетворенность собственным телом и снижение веса. Для этого формируется очень сложная система оценки образа тела.

«Образ тела Образ тела - это мое тело, которое я вижу глазами Другого («тело для Другого»); это тело, которое дано мне в экстернальной рефлексии, то есть «внешней» рефлективной, или «дистантной», позиции»2. Другой - необходимый компонент оценки собственного тела, формирования чувства тела, согласованности между реальным физическим состоянием и культурным. Создавая образ тела, человек ориентируется на внешнюю оценку и учится переживать тело, как нечто не собственного Я. Физическое тело мысленно расчленяется на составные части, каждой из которых дается оценка в соответствии с «правильным телом». Таким образом, в культуре постоянно формируется не просто неудовлетворенность собственной внешностью, а представление о собственной несостоятельности и неуспешности даже в отношениях с собственным телом.

Успешное и правильное тело - залог мифических гармоничных отношений с миром, является прекрасно продаваемым товаром. Это отмечал в своей работе «Общество потребления» Ж. Бодрийярд «тело не существует для автономных целей субъекта, оно существует как реализация нормативного принципа наслаждения и гедонистической рентабельности, как принуждение к инструментальности, непосредственно индексируемое в соответствии с кодом и нормам и общества производства и регулируемого потребления»3. Несоответствие тела заданному стандарту порождает чувства стыда за собственную несостоятельность, как личности. Неудовлетворенность образом собственного тела приводит к попытке его изменить. Это может выражаться как в радикальном перекраивании его с помощью пластического хирурга, так и в использовании менее дорогостоящих методов, в первую очередь диеты.

* Бацанова Софья Владимировна, e-mail: Sophiko1881@yandex.ru

1 Бацанова С.В. Протестная телесность // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова, 2015, № 4, с. 246-252.

2Трунов Д. Г. Образ тела и чувство тела - главная оппозиция телесного бытия // Вестн. Бурят.гос. ун-та. Сер. Философия, социология, политология, культурология,2009,Вып. 14,с. 9.

3Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция. Республика, 2006, 170 с.

Диета сегодня - это не рекомендации по питанию, это обещание приближения к миру успешности и красоты. Эстетика рекламы диет такова, что предлагаемый образ значительно отличается от реального человека в реальной жизни. Покупка программы питания, продуктов, таблеток и коктейлей обещает формирование спортивного, стройного тела с минимумом жира, тела, которое недостижимо просто перестроением питания. Моделями для такой рекламы часто служат профессиональные спортсмены, строящие такое тело годами, в отличие от покупателя, не предполагающего возможность постоянного строго контроля питания и нескольких тренировок в день. Неудовлетворенность полученным результатом приводит к формированию замкнутого круга «диета-неудовлетворенность результатами и телом - набор веса - снижение самооценки - формирование негативного образа тела - переедание - диета».

Такие циклы повторяются неоднократно, приводя к постепенному набору веса, растущей неудовлетворенности телом и снижению самооценки. Сегодня активно используется термин «эпидемия ожирения», истоки которой видят в снижении физической активности и доступности разнообразной пищи. Еда, являясь традиционной ценностью, необходимым условием для функционирования тела становится не просто врагом, а источником зависимости, стоящей в одном ряду с наркотическими веществами, алкоголем, азартными играми. Проблема веса продолжает рассматриваться с той же точки зрения дисциплины и наблюдения. Социальная ситуация, в которую попадает человек, прошедший несколько диетических циклов и разочарований, имеющий лишний вес, сходна с той, в которой находится алкоголик или наркоман, ему рекомендуют «взять себя в руки», «проявить волю». Субъект, не владеющий своим телом, не может рассматриваться как успешный и конкурентоспособный, потому что не справляется с контролем над своим первым, природным инструментом.

Альтернативой пищевой зависимости в современной культуре становится здоровый образ жизни, ставящий во главу угла фитнес и здоровое питание. Но и он в свою очередь строится вкруг постоянной неудовлетворенности телом, страха потерять достигнутый результат. В результате неудовлетворенность телом формирует новый социокультурный феномен - пищевые расстройства, которым подвержены как близкие к идеалу, так и далекие от него.

Пищевые расстройства возникли в нашей культуре в последние десятилетия, вместе с удешевлением питания, повсеместной доступностью ранее дорогих и лакомых продуктов, таких как шоколад, сладкая выпечка, колбасы и т.д. Еда стала использоваться с «непищевыми» целями, заменяя собой алкоголь и никотин, зависимости от которых подвергаются, начиная с 50-х годов ХХ века систематическим нападкам.

В первую очередь пищевым расстройствам подвержены женщины. Одна из ведущих исследовательниц этой проблемы С. Орбах так охарактеризовала ее «Жир - это феминистская тема»4. Вес, внешняя привлекательность, потребность во внешней оценке напрямую связаны с культурной оценкой женского тела. Несмотря на огромные успехи феминизма в общественной и политической жизни, представление женской привлекательности, природности, на фоне усиления внимания к телу, только ужесточаются.

Женщину гораздо чаще, чем мужчину оценивают по качеству тела, внешности, это следствие устоявшейся натурфилософской дихотомии женщина/природа и мужчина/культура. Женская внешность понимается как данная изначально привлекательность, мягкость, соблазнительность. Женское тело противопоставляется мужскому не только на основании репродуктивной функции, но и в как несущее другую смысловую нагрузку. Оно чаще выходит из-под контроля, нуждается в ограничении и дисциплине, привносимой из вне. Тело женщины можно смело рассматривать как собрание мифов, предписаний и практик по улучшению.

Традиционно женская культура строилась вокруг получения опосредованного доступа к ресурсам за счет красоты, привлекательности и женственности, понимаемой, как мягкость и «пролонгированная детскость». Сегодня, несмотря тектонические изменения понимания роли женщины в обществе, обладание красивым телом остается важным женским ресурсом, залогом социальной успешности и востребованным товаром. Современные критерии красоты основывают на очень жестких параметрах худобы, размерах одежды, качестве тела. Достижение этого идеала невозможно без приложения целенаправленных усилий. Но так как изначально параметрам красоты соответствует не более 5% женщин, усилия остальных 95% в разной мере направлены на приближение к идеалу худощавой спортивной стройности5. Тема тела в женской культуре чрезвычайно мифологизирована, одним из её важнейших элементов является диета - ключ к быстрому и эффективному достижению цели. Для женщины тело самое очевидное пространство для осуществления контроля над своим существованием и самопрезентации. Тело женщины становится средством выстраивания собственной автономии и субъективности. Диета дает кратковременное ощущение контроля над собой, окружающей действительностью, пищей, чувством голода, насыщения, собственным телом, чувство удовлетворенности и уверенность в достижении идеала.

4ОгЬасЬ Э. Fat ^ a Feminist Issue. ^ Лггсто Books, 2006, 382 p.

5ОгЬасЬ Э. Fat ^ a Feminist Issue. L. Arrow Books, 2006, 52p.

Диета представляется более простым, традиционным, «женским» путем к достижению идеала, нежели «мужской» спорт.

Но диета - это еще и часть культуры потребления, индустрия, эксплуатирующая наши представления о «здоровом питании». Создается порочная система: выдвигается «самая современная научно обоснованная система похудения» - это может быть отказ от жиров, углеводов, жидкое питание, преобладание клетчатки -пищевая промышленность подстраивается под неё, выдавая серии продуктов ориентированных на систему, появляется цикл историй успешного избавления от «ненавистных» килограммов - повышаются продажи - интерес спадает до появления нового слова в похудении. Диета, как и всякое ограничение, ориентирована на определенный срок, необходимый для достижения результата, который в свою очередь дает индульгенцию на возвращение к принятому ранее образу жизни и питания. Психотерапевты отмечают, что чем больше диетических циклов, тем больше эпизодов переедания и набора веса. Диетический цикл разрушает образ тела, они представляется как уродливое, нуждающееся в контроле, безвольное и ужасное.

Диета и следующее за ней пищевое расстройство - это один из основных механизмов управления телами и потреблением в нашей культуре. Диета - переедание - новая диета уже устоявшийся цикл жизни для большинства людей западной культуры. Снизился возраст первого диетического опыта с 14 летнего до 9 летнего. Уже начиная с детства девочки неудовлетворенность собственным телом, на протяжении юности, зрелости, материнства и даже в старости критическим аспектом женского опыта является озабоченность своим внешним видом. Женский опыт телесности ориентирован на Другого, внешнюю оценку собственной субъективности. Но в силу специфики построения женской Я-концепции женщины не осознают, насколько важное место в их жизни занимают эти переживания, воспринимаясь как норма, гендерная характеристика собственного существования.

Важной особенностью такого осознания становится то, нормативность добровольных усилий по самоограничению, воспринимаемых как данность. Иллюзия активности в принятии такого решения, ощущение борьбы и периодов выигрыша, дает женщине кратковременное чувство контроля над собственным телом до очередного столкновения с несоответствием прилагаемых усилий полученному результату. Это запускает очередной цикл неудовлетворенности, сопряженный с перееданием, смененной «правильной системы» и очередными тратами на «правильные продукты». На каждом этапе жизни мы можем наблюдать примеры поглощенности питанием и телесным образом в нашей культуре. Тело определяет не только качество жизни, но и стиль. Тело в культуре обладает самостоятельным бытием, оно или нормативно, или приближается к норме, или выходит из нее.

Общество потребления рассказывает о том, насколько мы несовершенны, как нуждаемся в улучшении, и что для этого мы должны купить, прежде всего, диету. Доходы диетической пищевой промышленности постоянно увеличиваются известно, что на каждые 100 человек, которые сядут на диету, 97 станут постоянными потребителями: их диеты не сработают, и они снова наберут весь сброшенный вес, а потом еще немного6. Систематические циклы диет приводят к противоположному результату - набору веса вместо его снижения. Диета - это прекрасный механизм стимулирования неудовлетворенности телом.

Являясь лучшим средством формирования пищевого расстройства, диета в современной культуре представляет собой механизм управления психикой физиологией человека, концентрации его на собственной неудовлетворенности телом, существованием и качеством жизни. Но при этом вина перекладывается на самого человека, его неумение быть волевым, организованным и чистым от зависимостей. Ожирение, жир в современной культуре - это в последнюю очередь жировая прослойка тела, а в первую негативная характеристика тела, несоответствующего заданному стандарту, клеймо безвольности и безответственности.

Жир для современного общества что-то дьявольское, а худоба - чудесное, даруемое «правильными» ограничениями, чувством контроля, всеми теми культурными смыслами, которыми наполнена диета. Диета предстает сегодня с одной стороны как идеальная дисциплинарная практика, в которой контроль осуществляет сам объект, с другой, как механизм дискриминации и формирования нового вида аддикции, имеющего своей целью поддержание неудовлетворенности собственным телом и создание условий для гиперпотребления товаров диетической индустрии.

Бацанова С.В. Погоня за идеалом. Диета в системе современной культуры.В статье рассматривается социокультурные аспекты существования диеты в современном обществе, её психологические, экономические и смысловые аспекты.

Ключевые слова: телесность, образ тела, диета, общество потребления, пищевая зависимость.

Batsanova S.V. Рursuit of an ideal.Diet in the contemporary culture. The article deals with the existence of socio-cultural aspects of diet in today's society, its psychological, economic and conceptual aspects.

Keywords: physicality, body image, diet, consumer society, food addiction.

6Orbach S. Fat Is a Feminist Issue. L. Arrow Books, 2006, 201 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.