Научная статья на тему 'Поглощения и слияния в современной экономике'

Поглощения и слияния в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
915
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ / РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казак Анастасия Геннадьевна

актуальность данной статьи заключается в постоянно растущем интересе к сделкам слияний и поглощений со стороны компаний независимо от области их деятельности. Все больше руководителей организаций выбирают именно этот способ развития своего бизнеса. В статье рассмотрены история развития сделок слияний и поглощений и основные мотивы их заключения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поглощения и слияния в современной экономике»

Поглощения и слияния в современной экономике Казак А.Г.

Казак Анастасия Геннадьевна / Kazak Anastasia Gennadievna - магистрант, кафедра экономики и предпринимательской деятельности, факультет экономики и экологического менеджмента, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и

оптики, г. Санкт-Петербург

Аннотация: актуальность данной статьи заключается в постоянно растущем интересе к сделкам слияний и поглощений со стороны компаний независимо от области их деятельности. Все больше руководителей организаций выбирают именно этот способ развития своего бизнеса. В статье рассмотрены история развития сделок слияний и поглощений и основные мотивы их заключения.

Abstract: the relevance of this article lies in the ever-growing interest in mergers and acquisitions by companies regardless of their area of activity. More and more managers of organizations choose this way to grow your business. The article describes the history of mergers and acquisitions and the main motives of their detention.

Ключевые слова: слияние и поглощение, развитие бизнеса, стратегическое лидерство.

Keywords: merger and acquisition, business development, strategic leadership

Каждая компания, начиная со дня своего основания, стремится не только выжить, но и максимально

вырасти, постоянно увеличивая свою прибыль. Слияния и поглощения - один из самых распространенных путей развития, к которому прибегает в настоящее время большинство даже самых успешных компаний. Это отличный способ поиска дополнительных источников

расширения своей доли на рынке и завоевания исключительного положения путем поглощения конкурентов.

Понятие «слияние и поглощение» является дословным переводом с английского языка термина «merger and acquisition» (M&A), распространенного в англосаксонской системе права, означающего совокупность экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала, а также передачи корпоративного контроля во всех формах, включая покупку и обмен активами [1].

Год за годом размах слияний и поглощений компаний усиливает и расширяет углубляющаяся интеграция и глобализация мировой экономики. В условиях современной рыночной ситуации это нормальный объективный процесс, который приводит к внутриотраслевому и межотраслевому объединению предприятий не только в конкретной стране, но и между странами. Однако, никогда нельзя знать наверняка, обернется ли для компании сделка слияния/поглощения положительным опытом и увеличит прибыль, либо наоборот принесет значительные убытки и возможно даже разорит ее. Для чего же компании идут на подобный риск?

Существуют три основных теории, объясняющие мотивы сделок слияний и поглощений: синергетическая теория, теория агентских издержек свободных потоков денежных средств и теория гордыни.

Наибольшее распространение получила синергетическая теория, основные положения которой были сформулированы в 1983 году зарубежными учеными М. Бредли, А. Десаи и Х.Кимом. Суть этой теории заключается в том, что две или более компании, объединившись в одну, получают дополнительные возможности (синергии) для развития своего бизнеса. Согласно этой теории, менеджеры объединяющихся компаний, действуют в наилучших интересах своих акционеров, повышая их благосостояние, посредством увеличения стоимости бизнеса.

На основе направлений текущей деятельности компании и перспектив дальнейшего развития Игнатишин Ю.В. в своей книге «Стратегия, тактика, финансы» разделяет синергетическую теорию на четыре блока: операционные, финансовые, инвестиционные и стратегические мотивы. К операционным относятся мотивы, непосредственно относящиеся к операционной деятельности организации (производство, реализация). Финансовые мотивы включают в себя формирование финансовых ресурсов компании, источники финансирования и расчеты по обязательствам. Инвестиционный блок, как можно догадаться, содержит в себе все, что связанно с инвестиционной деятельностью компании. И наконец, стратегические мотивы учитывают такие направления, как повышение эффективности управления, исследование рынков, взаимоотношения с партнерами и конкурентами, законодательный аспект. [2]

Еще одна немало известная теория, сформулированная в 1986 году Майклом Дженсеном, профессором Гарвардского университета, носит название теории агентских издержек свободных потоков денежных средств. Смысл новой теории заключался в том, что менеджеры организации действуют исключительно в своих интересах, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с интересами собственников компании, что является потенциальной причиной конфликтов акционеров и управленцев организации. Управленческий персонал стремится максимизировать не стоимость компании (и благосостояние собственников), а денежные потоки, которыми он может свободно распоряжаться, тогда как для собственников бизнеса ключевым фактором является рост выплат по дивидендам и увеличение рыночной стоимости собственности.

После того, как компания профинансировала все возможные эффективные проекты, появляется свободный поток денежных средств, который менеджмент организации стремится направить в оставшиеся неэффективные проекты (включая слияние и поглощение), поскольку у менеджеров отсутствуют мотивы направить эти потоки на выплаты дивидендов акционерам. Уменьшение или задержка выплат по дивидендам, как правило, отрицательно сказывается на курсе акций, что рассматривается как показатель снижения эффективности компании.

Интересная теория была предложена Ричардом Роллом в 1986 году, получившая название теории гордыни, основой которой является утверждение, что главной мотивацией сделок слияний и поглощений являются не чисто экономические выгоды, а личные мотивы менеджмента, основанные на высокомерии или гордыне.

Одним из наиболее важных аспектов эффективных сделок слияний и поглощений является правильная оценка активов компании-цели. Зачастую стоимость фирмы уже оценена рынком, однако менеджеры компании-покупателя уверены, что их оценка стоимости более правильная, что только они могут объективно определить потенциал компании-цели. Ослепленные гордыней, управленцы не замечают отсутствие потенциальных синергий, решение о слиянии принимается только лишь на основе иррациональной самоуверенности компании-покупателя, что ведет к заключению неэффективных сделок слияний и поглощений и большим объемам неоправданных расходов.

История развития сделок слияний и поглощений в экономике насчитывает уже два столетия. Такой тип развития бизнеса плотно укоренился и стал неотъемлемой частью бизнес-эволюции. Многие специалисты-исследователи отмечают волновой характер динамики слияний и поглощений. Из-за неоднозначности и искаженности статистических данных тяжело определить точное количество заключенных сделок по годам, однако можно выделить пять наиболее ярко выраженных периодов активности слияний и поглощений.

Первая волна (пик - 90-е годы XIX века). Основной предпосылкой для слияний и поглощений этого периода является стремление компаний устранить конкуренцию и захватить максимально возможную долю на рынке, а также снизить стоимость средств производства до невероятно низкого уровня и установить «грабительское» ценообразование. Все это явилось результатом появления монополистических компаний во многих отраслях. Крупные фирмы воспользовались своим влиянием и возможностями и объединили большое количество мелких малоэффективных предприятий, образуя крупномасштабные производства и завоевывая господствующее положение в определенных отраслях. На пике первой волны исследователями было отмечено «исчезновение» более 400 компаний. Цены росли с невероятной скоростью. Такое поведение организаций по ограничению торговли привело к принятию Антитрестового закона Шермана, который практически не имел успеха. Заверш илась эта волна слияний с приходом Первой мировой войны.

Вторая волна (пик - 20-е годы XX века). В период этой волны экономика развивалась и росла, восстанавливаясь после первой мировой войны. Развитие антимонопольного законодательства сокращает количество монопольных организаций, которые уступают место олигополии. Наблюдается объединение многих компаний с несмежными отраслями, что порождает бум появления конгломератов. Развитие рекламы с появлением радиоприемников в домах способствует усилению конкуренции между компаниями. Данный этап завершается, когда в 1929 году «Черный четверг» рушит фондовый рынок и наступает Великая депрессия.

Третья волна (пик - 60-е годы XX века). Эту волну часто называют периодом конгломератных слияний, поскольку данный тип организаций проявил невероятную активность в сделках слияний и поглощений. Этому способствовал ужесточившийся антимонопольный закон, который обрушился на вертикальные и горизонтальные интеграции, и единственным выходом для фирмы, планирующей расширение, являлось создание конгломерата. Компании-покупатели часто переплачивали за компании-цели, т.к. конгломераты склоны были покупать все фирмы подряд, если это увеличивало доходность их акций, что стало следствием значительного роста числа плохих сделок. В результате 60% межотраслевых приобретений были проданы или ликвидированы, что ознаменовало конец третьего этапа.

Четвертая волна (пик - 80-е годы XX века). Развитие и совершенствование стратегий, большое количество мегасделок, возросшее число объединений на международном уровне - основные характеристики этой волны. Уникальное отличие этого этапа от трех предыдущих заключается в резко возросшем количестве враждебных поглощений. Нападение на корпорации стало расцениваться как высокоприбыльная деятельность. Значительно выделяется данный этап и по размеру и значению компаний-целей слияний и поглощений, а также по суммам уплаченных компаниями-покупателями. Экономический спад 1990 года привел к завершению четвертую волну.

Пятая волна (пик - 90-е годы XX века). Начало пятой волны приходится на 1992 год, когда количество сделок слияний и поглощений снова возрастает. На данном этапе часто совершаются особо крупные сделки. Компании стали делать большой упор на стратегию, а не на скорую прибыль, что в значительной степени повышает шансы организации на заключение эффективной сделки. Слияния и поглощения теперь финансируются в

основном собственным капиталом, что приводит к образованию компаний с меньшей долговой нагрузкой. Данную волну слияний можно смело назвать международной. В США она набирает объем после 1996 года. В Европе она отчетливо проявилась после 1998 года: в 1999 году стоимость сделок была почти столь же велика, как и в Соединенных Штатах. В Азии количество и стоимость сделок тоже значительно выросли.

Специалисты считают, что мы переживаем пятую волну слияний, а это значит то, что будет и шестая, которая принесет за собой большое число мегасделок.

Новая, шестая волна, возможно, уже зародилась с 80-миллиардной сделки Travellers и Citibank, за которой последовала сделка NationsBank и BankAmerica, стоимостью почти 60 миллиардов долларов. Следом состоялась сделка BancOne и First Chicago в 30 миллиардов. Стэнли Фостер Рид и Александра Рид Лажу в своей книге «Искусство слияний и поглощений» полагают, что эти сделки знаменуют начало эры мегаслияний. Можно быть уверенным в том, что нас ждет большое число банковских слияний, поскольку банковская система США сильно раздроблена и насчитывает около 900 банковских учреждений, планирующих объединение, сокращая количество банков до 300-400. Вероятно, вследствие этих событий образуется 5-10 мегабанков. Есть основания полагать, что и остальные страны последуют примеру США, и будут образовывать все больше мегабанков, как в недавно объявленном слиянии второго и пятого по величине банков Канады - Canadian Imperial и Toronto Dominion. Всемирная валютная стабильность будет расти по мере того, как финансовые рынки будут объединяться, усиливая уверенность тех, кто совершает мегаслияния.

[3]

Слияния в финансовой сфере вероятно послужат стимулом для объединения десятков тысяч компаний всех сфер деятельности в более крупные, а значит более устойчивые организации, которые в свою очередь будут образовывать еще более крупные мегакомпании, т.к. выгоды крупномасштабного производства по-прежнему будут оставаться движущей силой большинства сделок.

По мере увеличения числа международных слияний и поглощений, руководителям организаций необходимо готовиться к тому, что сделки будут становиться все более сложными, т.к. очень многое зависит от межкультурных, финансовых и валютных различий между компаниями. Большое значение имеет тот факт, что английский постепенно становится общепринятым языком финансов и бизнеса, в результате чего сокращаются и в итоге устранятся языковые барьеры, сдерживающие международные коммуникации, необходимые для осуществления сделок и повседневного ведения бизнеса. Увеличивающийся эффект коммуникаций позволит осуществлять управление все более крупными организациями. Но если в будущем после слияния возникнут крупные проблемы, то, скорее всего, они станут результатом неумения предвидеть естественные культурные различия и культурные суверенитеты.

Литература

1. Молотников А.Е. Слияния и поглощения. Российский опыт. - М: Вершина, 2006г. - 344 с.

2. ИгнатишинЮ.В. Слияния и поглощения: стратегия, тактика, финансы. - СПб.: Питер, 2005. - 208с.

3. Рид С.Ф., ЛажуА.Р. Искусство слияний и поглощений. Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 844 с.

4. Гохан Патрик А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. -741 с.

5. Harvard Buisiness Review. Слияния и поглощения: пер. с англ., 2-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2009. -137 с.

6. ДепамфилисД. Слияния, поглощения и другие способы реструктуризации компании. - М.: Олимп-Бизнес, 2007. - 960 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.