Научная статья на тему 'Поэзия Средневолжья: тенденции развития от начала ХIХ до начала ХХI века'

Поэзия Средневолжья: тенденции развития от начала ХIХ до начала ХХI века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
173
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСНЯ / РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПОЭЗИЯ / ЭМИГРАЦИЯ / ФОЛЬКЛОР / ПЕЙЗАЖНАЯ ПОЭЗИЯ / НЕОАВАНГАРДИЗМ / FABLE / REVOLUTIONARY POETRY / EMIGRATION / FOLKLORE / LANDSCAPE POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Андреюшкина Т.Н.

Целью данной статьи стало изучение тенденций развития поэзии Средневолжья (Самара / Куйбышев / Самара, Симбирск / Ульяновск, Ставрополь-на-Волге / Тольятти) за два века: с начала XIX до начала XXI вв. на примере ведущих поэтов края. В ходе исследования было установлено преобладание басен в начале XIX в. (И. Дмитриев, А. Маздорф), революционной (Г. Кржижановский, М. Герасимов, В. Багров) и песенной поэзии (А. Ширяевец, В. Алферов), поэзии эмиграции (И. Кнорринг) в первой половине ХХ в., пейзажной поэзии (Н. Жоголев), философской (П. Гриднев, Е. Сидоров, М. Анищенко), фольклорной (Е. Чепурных) и неоаванградной (М. Лёзин) поэзии в конце ХХ начале XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POETRY OF THE MIDDLE VOLGA: DEVELOPMENT TRENDS FROM THE BEGINNINGOF THE XIX TO THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

The purpose of this article was to study the development trends of Middle Volga poetry (Samara / Kuybyshev / Samara; Simbirsk / Ulyanovsk; Stavropol on the Volga / Tolyatti) for two centuries: from the beginning of the XIX to the beginning of the XXI centuries on the example of leading poets of the region. During the study, the prevalence of fables at the beginning of the XIX century was established (I. Dmitriev, A. Mazdorf), revolutionary (G. Krzhizhanovsky, M. Gerasimov, V. Bagrov) and song poetry (A. Shiryaevets, V. Alferov), poetry of emigration (I. Knorring) in the first half of the twentieth century, landscape poetry (N. Zhogolev), philosophical (P. Gridnev, E. Sidorov, M. Anischenko), folklore (E. Chepurnykh) and neo-avant-garde (M. Lezin) poetry in the late XX early XXI centuries.

Текст научной работы на тему «Поэзия Средневолжья: тенденции развития от начала ХIХ до начала ХХI века»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ББК: 83.3(2)

УДК: 821.161.1

А657

Андреюшкина Т.Н.

ПОЭЗИЯ СРЕДНЕВОЛЖЬЯ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТ НАЧАЛА ХГХ ДО НАЧАЛА ХХ! ВЕКА

Andreiushkina T.N.

POETRY OF THE MIDDLE VOLGA: DEVELOPMENT TRENDS FROM

THE BEGINNINGOF THE XIX TO THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

Ключевые слова: басня, революционная поэзия, эмиграция, фольклор, пейзажная поэзия, неоавангардизм.

Keywords: fable, revolutionary poetry, emigration, folklore, landscape poetry, neo-avantgarde.

Аннотация: целью данной статьи стало изучение тенденций развития поэзии Сред-неволжья (Самара /Куйбышев / Самара, Симбирск / Ульяновск, Ставрополь-на-Волге / Тольятти) за два века: с начала XIX до начала XXI вв. на примере ведущих поэтов края. В ходе исследования было установлено преобладание басен в начале XIX в. (И. Дмитриев, А. Маз-дорф), революционной (Г. Кржижановский, М. Герасимов, В. Багров) и песенной поэзии (А. Ширяевец, В. Алферов), поэзии эмиграции (И. Кнорринг) в первой половине ХХв., пейзажной поэзии (Н. Жоголев), философской (П. Гриднев, Е. Сидоров, М. Анищенко), фольклорной (Е. Чепурных) и неоаванградной (М. Лёзин) поэзии в конце ХХ - начале XXI вв.

Abstract: the purpose of this article was to study the development trends of Middle Volga poetry (Samara / Kuybyshev / Samara; Simbirsk / Ulyanovsk; Stavropol on the Volga / Tolyatti) for two centuries: from the beginning of the XIX to the beginning of the XXI centuries on the example of leading poets of the region. During the study, the prevalence offables at the beginning of the XIX century was established (I. Dmitriev, A. Mazdorf), revolutionary (G. Krzhizhanovsky, M. Gerasi-mov, V. Bagrov) and song poetry (A. Shiryaevets, V. Alferov), poetry of emigration (I. Knorring) in the first half of the twentieth century, landscape poetry (N. Zhogolev), philosophical (P. Gridnev, E. Sidorov, M. Anischenko), folklore (E. Chepurnykh) and neo-avant-garde (M. Lezin) poetry in the late XX - early XXI centuries.

Первым поэтом Средневолжья следует признать Г.Р. Державина (1743-1816), родившегося в семье мелкопоместных казанских дворян. И хотя он был представителем классицизма и писал оды, дифирамбы и кантаты, «дерзкая смесь высокого с реальным и комическим - характерная черта самых популярных державинских од»1. Страстное жизнелюбие Державина и остроумие сатир А.П. Сумарокова, впервые изложенных им в жанре басни, перешли в поэзию поволжских баснопис-

Святополк-Мирский Д. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год / Пер. с англ. Р. Зерновой. - 2-е изд. - Новосибирск: Изд-во «Свиньин и сыновья», 2006. - С. 101.

цев И.И. Дмитриева и А.К. Маздорфа.

И.И. Дмитриев (1760-1837), родившийся в селе Богородском (теперь Троицкое) Казанской (позднее Симбирской) губернии, является представителем сентиментализма. Совместно с Карамзиным он обновил русский язык с помощью обращения к фольклору, став предшественником баснописцев И. Крылова и Маздорфа. Расцвет его поэтического творчества пришелся на 90-е годы.

А.К. Маздорф, поэт-баснописец, писал и в жанре эпиграммы, и афоризма. Ему приписывают такую метафору, как «крокодильи слезы». Действительно, басня с таким названием у него есть. Поэт прожил всего 30

лет (умер в 1820 г., оставив жену и дочь), но ни дата, ни место его рождения точно не известны. Архив поэта находится в Екатеринбурге, стараниями Г. Квантришвили в 2017 г. опубликована книга с произведениями поэта1, которая должна послужить определению места поэта в российской и поволжской поэзии. Маздорф, конечно, не мог не знать басен Дмитриева, своего земляка. Об этом свидетельствует хотя бы его басня «Голубка». Стихотворение Дмитриева мало похоже на басню, скорее, это лирическое стихотворение. Текст Маздорфа является басней, своеобразным диалогом и продолжением сюжета известного романса О.М. Дубенского на стихи Дмитриева . Стихотворение Маздорфа начинается с того момента, на котором завершается стихотворение Дмитриева: с горя голубки, потерявшей голубка. И концовка в духе сентиментализма говорит о преимуществах любящего и нежного сердца:

Сорока, Галка, Воробей Явились с утешеньем к ней. "Простительно тебе" Сорока говорила: "Себя печалью убивать? Что, друга схоронила, И надобно век целый горевать? Ну, право, мне смешно! и всякий скажет то же!

На что это похоже, С твоею красотой о муже тосковать? И то еще сказать, (По правде, откровенно): Покойник твой был муж весьма обыкновенный!

Отличных он достоинств не имел... " - Но он любить умел, И сердце нежное ему всю цену знает:

1 Маздорф А.К. Голос тоскующего сердца. -Тольятти: Библиотека альманаха «Графит», 2017.

2 Поэтическим приношением Дмитриеву, благословившему Крылова на сочинение басен, является сентиментальная басня «Два голубя», «не претендующая ни на остроумие, ни на юмор. При этом «Два голубя» -прелестное стихотворение, полное восхитительного, хотя и несколько старомодного чувства; Морис Бэринг процитировал две строчки оттуда как самые поэтические стихи на русском языке». См. Д. Святополк-Мирский. Op. cit. - C. 127. Предположительно, эти строки звучат так: «Но, верьте, той земли не сыщете вы краше, / Где ваша милая, иль где живет ваш друг.» См.: Крылов И. Два голубя https://ilibrary.ru/text/2175/p.18/index.html (дата обращения - 21.10.19).

- Голубка отвечает. Новая эпоха принесла новые стихотворения. Сатирическая струя басен Маздорфа и Дмитриева влилась в начале ХХ в. в революционные песни. Известный революционер и партийный деятель, ученый-энергетик и публицист Г.М. Кржижановский (1872-1959), родившийся в семье обрусевшего поляка и немки, является автором широко известной революционной песни «Варшавянка» (1897), написанной им в Бутырской тюрьме, а также ряда песен, получивших известность после их публикации в женевском сборнике «Песни борьбы» (1902). В Самаре он с отличием окончил реальное училище, поступив затем в С.-Петербургский технологический институт, и с тех пор его партийная и профессиональная работа была связана с двумя российскими столицами. Дактилический размер «Варшавянки» был приспособлен к мелодии «Марша зуавов» неизвестного композитора.

Революционную поэзию продолжает в своем творчестве М.П. Герасимов (1889-1939), которому в этом году исполняется 120 лет, родившийся в Бугуруслане Самарской губернии, в семье железнодорожного рабочего. Он окончил Самарское железнодорожное училище, работал техником на Самаро-Златоустовской железной дороге. За подпольную работу был арестован, эмигрировал в Бельгию, а затем во Францию. Впервые напечатался за год до войны, а в 1914 г. вступил во французскую армию добровольцем, участвовал в боях, был контужен. За пропаганду против войны был выслан в Россию. В 1917 г. вышла его первая книга стихов «Вешние зовы», которая была запрещена цензурой. Всего он выпустил 16 книг. Был участником гражданской войны. В 1937 г. репрессирован и посмертно реабилитирован. Его стихи полны энтузиазма революционной эпохи:

В сады железа и гранита, В аллеи каменных домов Пришел я, веснами обвитый, На зов торжественных гудков.

Я раздружился с ветром воли, Забыл безудержный размах, И ширину родных раздолий, И землю мягкую в цветах.

' Маздорф А.К. Op. cit. - С. 53.

Я променял на камень жесткий Шелка баюкающих трав, Я полюбил цветные блестки И шумы уличных забав.

Захвачен в быстрые потоки, Я стал душе своей чужей, И стали мне как сон далекий Былые дни среди полей.1 Так же нелегко, как у Герасимова, сложилась судьба И.Н. Кнорринг (в замужестве Софиева, 1906-1943). Поэтесса родилась в Елшанке Самарской губернии, где находилось поместье ее отца Н.Н. Кноррин-га, поволжского немца. Здесь, а затем в Харькове, прошло ее детство. В 1920 г. через Константинополь семья переехала в Тунис, где Ирина закончила школу. В 1925 г. она с семьей оказалась в Париже, где училась во Франко-русском институте и вышла замуж за поэта Ю. Бек-Софиева. Болезнь помешала ей примкнуть к эмигрантским ли-тобъединениям. При жизни Кнорринг издала две книги стихов: «Стихи о себе» (1931) и «Окна на север» (1939). Сборник «После всего» (1949) вышел посмертно. В 1967 г. в Алма-Ате усилиями отца и мужа Кнорринг, вернувшихся в 1955 г. в Россию, был издан сборник «Новые стихи» И.Н. Кнорринг. В год прихода Гитлера к власти она написала стихотворение о России:

Россия! Печальное слово, Потерянное навсегда В скитаньях напрасно-суровых, В пустых и ненужных годах.

Туда - никогда не поеду, А жить без нее не могу. И снова настойчивым бредом Сверлит в разъяренном мозгу:

- Зачем меня девочкой глупой От страшной, родимой земли, От голода, тюрем и трупов В двадцатом году увезли!2 Поэтом, отразившим эпоху граждан-

1 Гермасимов М.П. В сады железа http://mssian-poetry.ru/Poem.php?PoemId=18574 (дата обращения -21.10.19).

2 Кнорринг И. Россия // Русская поэзия. ХХ век. Антология / Сост. В.П. Смирнов и др. - Изд. 2-е, доп. и испр. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - С. 325.

ской войны в Поволжье, был В.А. Багров (Бестеменников, 1912-1938), родившийся в с. Екатериновка Самарской губернии. Этот псевдоним - «плод его увлечения поэзией Эдуарда Багрицкого и поэтической прозой С.Т. Аксакова» . Один из первых членов Союза писателей на Средней Волге, участник первого съезда СП, переводчик из татарского, мордовского, чувашского фольклора, секретарь самарского альманаха «Волжская новь». Его стихотворение «Песня про Чапая» (1935) превратилось в народную песню. Зачин его песни звучит, как народный эпос о богатырях: Не серая волчица Уводит в степь волчат, Степями волочится Разгромленный Колчак4. Молодой задор и вера в дружбу у Багрова напоминает стихотворения Пушкина, посвященные друзьям из Царскосельского лицея:

Но мы друг друга позабыть не вправе! Мы сдвинем кружки с пенным янтарем За здравье нашей юности, за здравье Земли, одетой в яблони и гром! 5 Равнение на Пушкина в сознании читателя возникает неслучайно, оно находит подтверждение в стихотворении «Певец» с эпиграфом из Пушкина, и великий поэт становится современником молодого певца, включая в свой союз и Лермонтова («Парус», «Кавказ»), и Фета («Весенняя гроза»): Поднимай же радостную песню До кавказской чистой высоты. Шире крылья! Падай с поднебесья Ястребом в заречные кусты!

Разверни ветрами понизовья Легкий парус, крылья лебедей, Расплеснись неслыханной грозою, Лязгом конниц в камень площадей!6 В своем лучшем стихотворении 1935 г. «Переправе через Сакмару» Багров вспоминает о гибели своих друзей, словно предчувствуя свою скорую смерть:

3 В. Иванов-Паймен. Наш Виктор Багров // Багров В. Стихи и поэмы / Сост. В. Иванов-Паймен и Л. Финк. Куйбышев: Кн. издво, 1969. - С. 6-7.

4 Багров В. Op. ей. - С 74.

5 Багров В. О дружбе // Багров В. Ор. ей. - С. 73.

6 Багров В. Ор. ей. - С. 63.

Только спят под звон набатный (и проснуться им нельзя) Наши лучшие ребята, Наши лучшие друзья. Спят они, разгладив брови, Безмятежным детским сном, Зацелованы до крови Вороненым топором.1 В. Багров - автор нескольких поэм: «Волгострой», «Профессор Волков», «Разведка». Его поэма «Емельян Пугачев» осталась незаконченной, но свидетельствует о неординарном таланте молодого автора2. После ликвидации Самарской литературной организации он был расстрелян, как и другой член этой организации - Артем Веселый.

Кроме баснописцев и революционеров рождала средневолжская земля известных песенников. А.В. Ширяевец (Абрамов, 1887-1924) родился в с. Ширяево Сызран-ского уезда Симбирской губернии (ныне Самарской области) в крестьянской семье. С 1905 по 1919 гг. он работал телеграфистом в Туркестане, печатаясь в местной прессе. В Ташкенте вышли первые сборники его стихов «Ранние сумерки» (1911), «Запевки» (1916), «Алые маки. Песни последних лет» (1917). С. Есенин называл его «баюном Жигулей и Волги», посвятив его памяти знаменитое стихотворение «Мы теперь уходим понемногу...». С 1922 г. Ши-ряевец, живя в Москве, создал поэмы «Му-жикослов» (1923) и

«Палач» (1924)3. Своему родному селу он посвятил стихотворение «Ширяево» (1916), написанное двустишиями с парными рифмами в стиле лубков: В междугорье залегло В Жигулях мое село.

Рядом Волга плещет, льнет, Про бывалое поет.

1 Там же. - С. 42.

2 Прижизненные издания В. Багрова: Разведка: Стихи и поэмы. - М.; Самара: Средневолж. краевое изд-во, 1934; Стихи и поэмы. - М.; Куйбышев: Крайгиз, 1936. Посмертно опубликованы: Стихи и поэмы. - Куйбышев, 1958, 1969.

3 Творчество Ширяевца достаточно подробно изучено. См.: Ширяевец А. Песни волжского соловья. Избранное. - Тольятти: Фонд «Духовное наследие», 2007.

Супротив Царев курган -Память сделал царь Иван.

А кругом простор такой, Глянешь - станешь сам не свой.

Все б на тот простор глядел, Вместе с Волгой песни пел!4 В.Г. Алферов (1898-1988) - известный поэт-песенник. Кто не знает его песен «Ивушка», «У нас под Куйбышевом», «Зажглась звезда далекая» и многих других5 в исполнении Волжского, Омского, Сибирского народного хора, хора имени Пятницкого, ансамбля им. Александрова и др. Алферов сотрудничал с такими композиторами, как Г. Пономаренко, В. Левашев, А. Аверкин, В. Кручинин, С. Туликов, М. Осокин, Л. Лядова и др. Но первые произведения Алферова, старейшего поэта и прозаика, появились еще в 20-30-е гг. Поэт прожил долгую жизнь, отразив в своем творчестве целый век.

Н.Ф. Жоголев (1895-1977) относится к старейшим поэтам Поволжья6. Известный поэт-пейзажист, он писал короткие лирические миниатюры, в которых всплывает из памяти терминология начала ХХ века с пафосом индустриализации, перенесенном на природу: Лес свернул Свои знамена: Стоит немой И оголенный.

Но чтоб к приходу Вешних дней Жизнь леса вновь, Кипя забилась, Она пока Переселилась

п

В лаборатории корней.

И, конечно, история Жигулей смыка-

Ширяевец А. Русь в моем сердце поет!

Стихотворения / Сост. Е.Г. Койнова. - Тольятти: Изд-во

ТГУ. - С. 35.

5 См. Алферов В. Песенный край. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1981.

6 Жоголев - автор 8 книг стихов: «Под солнцем Родины» (1949), «Зеленый парус» (1957), «Лирика» (1959), «Жигулевская березка» (1963), «Черемуха цветет» (1965), «Стихи» (1968), «Ищу слова простые» (1970), «Заря-заряница» (1975).

7 Жоголев Н. Заря-зарница. - Куйбышев: Кн. изд-во. - С. 105.

ется с историей гидротехнических преобразований на Волге:

Стальные великаны -Не струги -По реке плывут. В моторном гуде чудо-краны Над Волгой на дыбы встают.1 И тут же новая оценка созидательной до разрушения деятельности человека: Мальчишкою входил я В лес,

Как в мир загадочный, С тревогой...

Геодезист прошел С треногой -И мир таинственный Исчез!

Но деятельность поэта сравнивается с «разведкой» геолога. А желание быть вечно в пути и «умереть на ходу» восходит к началу века той неуемной эпохи, на которую пришлось творчество поэта. Полученный в ней заряд активной деятельности не был утрачен поэтом в течение всей жизни, как и присущая ему глубокая любовь к природе и человеку и неиссякаемый оптимизм, сохранившийся в нем несмотря на все перипетии жизни.

Философская поэзия получила свое отражение в поэзии П.Я. Гриднева (1923, с. Домашка Самар. обл.). Будучи репрессированным еще школьником, поэт не утратил вкуса к жизни, в своих стихотворениях он размышляет о своем предназначении, о смысле жизни. Он сопрягает беспредельность вселенной с беспредельностью поэзии и слова3:

Что из того, что ты не вечен? Ты был частицей бытия! Есть беспредельность русской речи. И в ней - вселенная твоя.

1 Жоголев Н.Ф. Утес Разина // Жоголев Н. Ищу слова простые. Из стихов 1919-1969 гг. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1970. - С. 68.

2 Жоголев Н. Ищу слова простые. - С. 317.

3 П. Гриднев - автор книг стихов: В путь. - Куйбы-

шев, 1958; Разговор с тобой. - Куйбышев, 1966; Ожида-

ние урожая. - Куйбышев, 1971; Барьеры. - Куйбышев,

1976; Глагол. - Куйбышев, 1984; Летописание. - Самара: Матрица, 1994. Переводил поэзию с белорус, и укр. языков. Стихи П. Гриднева переведены на болг., польск., укр. языки. Член СП СССР (1979).

В ней - голос твой, любое слово -Твое. Ты ею жил и был. Ты мира сущая основа, Хоть мир давно тебя забыл.4 Религиозные и светские мотивы переплетаются в поэзии В.Е. Сидорова (19481993). Поэт родился в Куйбышеве, свое детство провел в Жигулевске. Переехав в Москву, работал литсотрудником в «Комсомольской правде», редактором в журнале «Юный художник». Он - автор двух книг стихов: «Электричка» (1888) и «Русская муза» (1989). Дед и прадед по линии матери были священниками (оба были репрессированы), поэтому решение связать свою жизнь с церковью не было случайным. С 1989 г. он стал старостой церкви Рождества Богородицы при Старом Симоновом монастыре. Став в 1993 г. православным священником, он скончался в этом же году в алтаре церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове во время литургии и похоронен во дворе этого храма. Духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов), узнав об обстоятельствах смерти отца Владимира, сказал: «Блаженная кончина». В стихотворении «В толпе» поэт писал:

Я не один. Себе не господин. Учителей провинциальных сын. Моим уходом мир не обезглавишь. Не Пушкин, не Гагарин, глина глин. Но и от них ничем не отделим: И кровь у нас одна, и дух един, Покуда ты их чтишь, а не бессла-вишь.5

«Плачущим философом», «Гамлетом Шелехметсткого уезда» можно назвать поэта-философа М. В. Анищенко (1950, Самара -2012, Шелехметь). По словам Е. Евтушенко, «такие люди иногда валяются на дорогах. Но такие поэты на дороге не валяются. Не прогляди этого поэта, Самара. И ты не прогляди, Россия. Мы же тебя называем Россией-матушкой. Так будь матерью своим поэтам»6. В одном из стихотворений он вспоминает своего наставника по Литературному институту -Юрия Кузнецова, известного поэта 60-х гг.:

Гриднев П. Глагол: Стихи. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1984. - С. 8-9.

5 Сидоров В. В толпе // Русская поэзия. - 797.

6 https://www.kp.kg/daily/26663.4/3684447/ (дата обращения - 21.10.19)

Время поста и пора разговенья. Стол и тетрадка. Огарок свечи. Бездна молчанья и пропасть забвенья -Слева и справа - зияют в ночи

Что происходит со мной? Непонятно. Жизнь утекает, как капли с весла. Доброе слово и кошке приятно, Я же, как кошка в когтях у орла.

Выше и выше взлетает несчастье, Страшно когтями по тучам скрести. То ли меня разорвёт он на части, То ли над пропастью бросит: лети!

Что за беда? Не пойму и не знаю. Знал Кузнецов, да сказать не посмел. Русь подо мною. Лечу. Умираю. Вот и сбывается всё, что хотел.1 В честь поэта в Самаре был учрежден Всероссийский литературный фестиваль имени Михаила Анищенко, который прошел в сентябре 2019 г. в седьмой раз.

Одним из ведущих поэтов современности является Е.П. Чепурных (р. 1954). Он родился в г. Чапаевск Куйбышевской области, служил в армии, работал слесарем, грузчиком, составителем поездов, литсотрудником в многотиражной газете, учился в Литинститу-те им. А.М. Горького. Чепурных - автор нескольких сборников стихотворений, в том числе «Письма» (1980), «Свет из окна» (1982) и др. Живет в Самаре. Его завораживающая поэзия, будучи сродни стихотворениям-заговорам Б. Ахмадуллиной, опровергает народный стих, но он с детства впитан поэтом и в слове, и в интонации, и в сказочных мечтах о полете, и все это нельзя не услышать в его стихотворении-причитании: Головушка глупая тяжела. Головушка хитрая так легка. Где бы дурню выпросить два крыла? Жил бы и посвистывал с чердака, Строил планы чудные над землей, Сочинял бы песенки (все фольклор!).2 Фольклорное начало проявляется и в желании жениться, как в сказке, на речке:

Анищенко М. https://45parallel.net/ mi-khail_anischenko/stihi/#vгemya_posta_i_pora_razgovenya (дата обращения - 21.10.19).

2 Анищенко М. Головушка // Русская поэзия. -С. 846.

Построю дом с террасой и крылечком На берегу, где дуют холода. И, может быть, женюсь на этой речке. Она и глубока и молода. 3 И в выборе жанра баллады, который, если мы вернемся к истокам средневолж-ской поэзии, возникает в позднем творчестве Державина.

- Хозяйка, хозяйка, Постой горевать. Согрею душевной беседой. Хозяйка, хозяйка,

Пусти ночевать. А утром навеки уеду.

- Незваный гостечек, С крылечка сойди.

Боюсь, не принес бы ты лиха. Незваный гостечек, Меня не суди.

Ведь баба, известно трусиха.4 И в поэтической стихии, как у В. Хлебникова, когда все земные начала сливаются с космическими, и отражением поэтической речи становится «почти молчание», сливающееся в единый хор со звуками природы: И рассыплет великая жизнь Семена по холодным созвездьям И, покачиваясь, как челны, Поплывут прямо к солнцу во мраке Отраженье сосны и ветлы, Отраженье ежа и собаки. Отраженье плетней и печей, Волчьих песен и конского ржанья. И моих бестолковых речей, Сокращенных почти до молчанья. 5 Молчание - важная категория поэзии М. Лёзина (р. 1974), поэта, художника и музыканта из Тольятти. Его стихотворения «совершенно открыто наследующие футуризму, немецкому и лианозовскому конкретизму, вообще авангарду и поставангарду»6: «ведь

у

все же лучшее Слово - / молчание» (2017) и тут же: «спрячь слова в слой льда / ты же не

3 Чепурных Е. Свет из окна: Стихи. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1982. - С.18.

4 Чепурных Е. В полночь // Там же. - С. 16.

5 Чепурных Е. Любо вслушаться в птичью молву // Там же. - С. 22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Бородин В. Предисловие // Лёзин М. Внутри шума. Тольятти, 2017. - С. 5.

7 Лёзин М. Эмульсия. - Самара; Тольятти: Амамах поэц, Плато-пресс, 2019.

сможешь / молчать»1, потому что поэт работает со словом. И способы поэтического высказывания Лёзина разнообразны: от двустиший до многострофных стихотворений, от открытия в слове-анаграмме или паронимиче-ском сопряжении слов новых смыслов: «поэзия / по лезвию // сколько слов / основ // всем бродягам от сна - / Весна» ) до рифмованных стихотворений, высказывающих простые, но вечные истины («зачем рождаются Поэты? / зачем они ослепнут в этом Свете? / кто их согреет-защитит?/ они бросаются на щит / они умеют только чуть и жить .../ их очень нужно сохранить.») Стихи Лёзина удивляют современной звукописью: «тиражи транжир /

/ 4

трансжиры / и инжир» и откровенными признаниями: «поэзия - рваная рана / я в ней / равен рвам / судьбы своей»5. И слоган 1996 г. остается актуальным для поэта и сегодня: «я не пишу в едином стиле / единый стиль -

тоталитаризм / не свобода // мне проще смешивать и шёпотом / потом / шептать»6.

Таким образом, срез поэзии Средне-волжья за два века показал интерес поэтов к политическим событиям своего времени (Кржижановский, Герасимов, Багров), к фольклору в его песенности, основных жанрах (басня, песня, баллада), языке (Ширяе-вец, Алферов, Чепурных), к формулировке своих мировоззренческих основ (Гриднев, Сидоров, Анищенко), к поэтическому эксперименту (Лёзин). Данное исследование позволило увидеть целостную картину развития поэзии за два века, продолжение поэтических традиций (от Державина, Дмитриева, Маздорфа к Ширяевцу и Багрову, Жо-голеву и Сидорову) и обретение собственного языка, новых форм поэтического высказывания (Анищенко, Чепурных, Лёзин).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алферов, В. Песенный край. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1981. - 72 с.

2. Багров, В. Стихи и поэмы / сост. В. Иванов-Паймен и Л. Финк. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1969. - 272 с.

3. Гриднев, П. Глагол: Стихи. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1984. - 104 с.

4. Жоголев, Н. Заря-зарница. - Куйбышев: Кн. изд-во. - 126 с.

5. Жоголев, Н. Ищу слова простые. Из стихов 1919-1969 гг. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1970. -

336 с.

6. Лёзин, М. Внутри шума. - Тольятти: Библиотека альманаха «Графит», 2017. - 140 с.

7. Лёзин, М. Эмульсия. - Самара; Тольятти: Амамах поэц, Плато-пресс, 2019.

8. Лёзин, М. Не сложно. - Самара; Тольятти: Амамах поэц, Плато-пресс, 2019.

9. Лёзин, М. Клееслов. - Самара; Тольятти: Амамах поэц, Плато-пресс, 2019.

10.Маздорф, А.К. Голос тоскующего сердца. - Тольятти: Библиотека альманаха «Графит», 2017. - 112 с.

11.Русская поэзия. ХХ век. Антология / сост. В.П. Смирнов и др. - Изд. 2-е, доп. и испр. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 959 с.

12. Святополк-Мирский, Д. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год / пер. с англ. Р. Зерновой. - 2-е изд. - Новосибирск: Изд-во «Свиньин и сыновья», 2006. - 870 с.

13.Чепурных, Е. Свет из окна: Стихи. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1982. - 55 с.

14.Ширяевец, А. Песни волжского соловья. Избранное. - Тольятти: Фонд «Духовное наследие», 2007. - 270 с.

15.Ширяевец, А. Русь в моем сердце поет! Стихотворения / сост. Е.Г. Койнова. - Тольятти: Изд-во ТГУ. - 94 с.

1 Там же.

2 Лёзин М. Не сложно. - Самара; Тольятти: Амамах поэц, Плато-пресс, 2019.

3 Там же.

4 Лёзин М. Клееслов. - Самара; Тольятти: Амамах поэц, Плато-пресс, 2019.

5 Лёзин М. Не сложно.

6 Лёзин М. Внутри шума. - Тольятти: Библиотека альманаха «Графит», 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.