ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
«Поэзия — одно из труднейших производств» (работа В. В. Маяковского над стихами в записной книжке № 59)1
Н.В. Михаленко
В статье подробно анализируется работа В.В. Маяковского в записной книжке № 59 (июнь 1928 г.), где сохранились черновики стихотворений «Критика самокритики», «Казань», «Безработный», «Пожарные лозунги», «Слегка нахальные стихи товарищам из Эмкахи». Приводятся таблицы, где сравниваются черновой и беловой варианты этих произведений, делаются выводы о порядке и характере работы поэта над стихотворениями. Текст записной книжки публикуется впервые.
Ключевые слова: В.В. Маяковский, записная книжка № 59, стихотворения «Критика самокритики», «Казань», «Безработный», «Пожарные лозунги», «Слегка нахальные стихи товарищам из Эмкахи».
"Poetry is one of the most difficult productions" (V.V. Mayakovsky's work on poems in notebook No. 59)
Natalia V. Mikhalenko
The article analyzes in detail the work of V.V. Mayakovsky in his notebook No. 59 (June 1928), where drafts of poems "Criticism of self-criticism', "Kazan, "Unemployed", "Fire slogans", "Slightly cheeky poems to
1 Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счёт гранта РФФИ. Проект № 20-012-00477 «Поэтика и текстология записных книжек В.В. Маяковского (1917-1930)».
67
comrades from MMS have been preserved. Tables are given where the rough and white versions of these works are compared, conclusions are drawn about the order and nature of the poet's work on the poems. The text of the notebook is published for the first time.
Keywords: V.V. Mayakovsky, notebook No. 59, poems "Criticism of self-criticism', "Kazan", "Unemployed", "Fire slogan^', "Slightly cheeky poems to comrades from MMS".
В статье «Как делать стихи» Маяковский создал футурологический образ работы поэта, который поставил своё творчество на службу обществу: «С моей точки зрения, лучшим поэтическим произведением будет то, которое написано по социальному заказу Коминтерна, имеющее целевую установку на победу пролетариата, переданное новыми словами, выразительными и понятными всем, сработанное на столе, оборудованном по НОТу, и доставленное в редакцию на аэроплане. Я настаиваю — на аэроплане, так как поэтический быт это тоже один из важнейших факторов нашего производства» [4, с. 89]. Социальной направленностью творчества поэта были мотивированы и особенности его работы над стихом - большая предварительная подготовка: ежедневный просмотр газет, внимание к новостной повестке, записи рифм, которые могут понадобиться при работе с тем или иным текстом, наличие всегда какого-либо блокнота, в который в любой момент можно занести созданную строку.
Записные книжки Маяковского представляют собой очень важный материал для текстологической и литературоведческой работы. Поэт использовал их для фиксации черновых набросков к своим произведениям, для записи рифм и других подготовительных материалов. В них также можно встретить номера телефонов, адреса, заметки личного характера и др. Черновые автографы некоторых стихов, а также их варианты могут располагаться не в одной записной книжке, а в не-
68
скольких, что свидетельствует о творческом процессе Маяковского, поэтапной работе над своим текстом2.
Одной из важных граней поэтического мастерства он считал умение сделать «поэтическую вещь... к сроку», ежедневно работая над новыми образами и рифмами, «имея большой запас предварительных поэтических заготовок» [4, с. 89]: «Все эти заготовки сложены в голове, особенно трудные — записаны. Способ грядущего их применения мне неведом, но я знаю, что применено будет всё. На эти заготовки у меня уходит всё моё время. Я трачу на них от 10 до 18 часов в сутки и почти всегда что-нибудь бормочу. Сосредоточением на этом объясняется пресловутая поэтическая рассеянность. Работа над этими заготовками проходит у меня с таким напряжением, что я в девяноста из ста случаев знаю даже место, где на протяжении моей пятнадцатилетней работы пришли и получили окончательное оформление те или иные рифмы, аллитерации, образы и т. д.». Маяковский подчёркивал: «Эта "записная книжка" — одно из главных условий для делания настоящей вещи» [4, с. 90-91].
Комплексное изучение записных книжек поэта -новая задача для учёных. В настоящее время группой научных сотрудников Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья Института мировой литературы им. A.M. Горького РАН подготавливается 19 том Полного собрания произведений В.В. Маяковского в 20 тт.3, в котором впервые будут
2 О записных книжках Маяковского писали многие исследователи: H.H. Асеев, О.М. Брик, В.В. Тренин, Н.И. Харджиев, П.В. Незнамов, Н.В. Реформатская, В.А. Катанян, З.С. Паперный, В.А. Арутчева, A.B. Хачатурян.
3 Вышли первые четыре тома. Маяковский В.В. Полное собрание произведений: -т мировой лит. им. A.M. Горького. М.: Наука, 2013. Т. 1: Стихотворения, 1912-1923 / [подгот. , А.Т. Никитаев, А.П. Зименков, В.Н. Терехи-на, отв. ред. В.Н. Терехина]. 2013. Т. 2: Стихотворения, 1924 1926 / [подгот. A.A. Козловский, ]. 2014. Т. 3: Стихотворения, 1927 - первая половина 1928 / [подгот. В.Н. Дядичев, отв. ред. - В.Н. Терехина]. 2014. Т. 4: Стихотворения, вторая поло-
69
полностью опубликованы и прокомментированы записные книжки поэта. Благодаря этим ценным материалам исследователи и читатели смогут проследить ход работы автора над многими текстами.
Подробное рассмотрение черновых набросков в записной книжке № 59, где сохранились некоторые строки стихотворений, связанных с насущными общественными проблемами, позволит глубже изучить методику работы Маяковского над его текстами, проанализировать особенности создания поэтических образов и этапы складывания того или иного произведения.
Эта записная книжка представляет собой карманный блокнот в картонной обложке терракотового цвета (14,7x9 см). Маяковский писал в ней химическим и графитовым карандашами, зелёными и фиолетовыми чернилами. Книжка заполнялась с начала и с конца, сохранились следы вырванных листов, есть поперечные сгибы на обложке и листах. Всего в книжке 34 страницы (обозначаются по традиции как листы, см. таблицы для сравнения), 22 из которых заполнены.
В эту записную книжку Маяковский заносил черновики стихотворений в июне 1928 г. Такая датировка мотивирована временем написания и публикации текстов, в неё включённых. Стихотворение «Критика самокритики», которым начались записи, начато не ранее 2 июня и опубликовано в «Комсомольской правде» 22 июня 1928 г. Стихотворение «Казань» датировано второй половиной июня 1928 г., поскольку его черновой автограф следует после черновика «Критики самокритики». Здесь же содержится черновик стихотворения «Безработный», опубликованного 30 июня. Расположение черновых автографов «Пожарных лозунгов» 1—7 (строки 1—38) в записной книжке даёт возможность
вина 1928-1930; Стихи детям, 1925-1929 / [подгот. В.Н. Дядичев, С.А. Коваленко, В.Н. Терёхина, отв. ред. В.Н. Дядичев, A.M. Ушаков]. 2016.
70
датировать их июнем того же года. Также здесь есть две бытовые записи от 22 и 24 июня.4
Черновой автограф стихотворения «Критика самокритики» расположен на первых шести страницах записной книжки без разбивки строк лесенкой. Порядок записи строк черновика: 1—8, 105—113, 9-47, 58—68, 48—57, 69—105, 115—118, 142—148, 119—141, 149—159. Замысел стихотворения, вероятно, связан с выступлением 16 мая 1928 г. И.В. Сталина на заключительном заседании VIII Всесоюзного съезда комсомола, который в своей речи затронул вопрос о необходимости усилить критику снизу, а 3 июня 1928 г. в «Правде» (и других газетах) было опубликовано специальное обращение ЦК ВКП (б) (от 2 июня) о развертывании самокритики «Ко всем членам партии, ко всем рабочим».5
Если сравнить черновик и окончательный текст стихотворения «Критика самокритики», можно отметить, что порядок строк в них не совпадает. Например, написанные в самом начале работы над стихотворением строки «Лаве фраз не выплыть вплавь / Где размашисто где куцо / Модный лозун оседлав / Каждый самокритикуется» (А. 1) были перенесены поэтом во вторую часть текста. Тематически и ритмически они повторяют структуру самых первых строк («Модою — объяты все: <вариант - Чем у нас об'яты все> / и размашисто и куцо, / словно белка в колесе / каждый самокритикуется» Л. 1), не случайно Маяковский записал их последовательно. Таким образом, стихотворение распадается на две части: сложившаяся ситуация противопоставлена гневной отповеди лирического героя. Сатирические грубые строки «сутки сряду могут крыть / тех -кого покрыли свыше / чтоб начальник видя прыть / Их из штатов бы не вышиб» (Л. 1 об.) появились раньше более описательных «Сладкогласый и ретивый / критикует
4 Подробнее см.: [7, с. 585—587].
5 Подробнее см.: [б, с. 545-546].
71
подхалим / с этой само с дерективы <так!> / не был им никто хвалим» (Л. 2). Очень выразительная реплика «овец рабочего класса» («не по рылу грохот нам / где нам жаловаться / не прощаться с крохотным / с нашим жалованьцем» Л. 3) также была записана раньше, чем подробное разъяснение, как рабкор должен вести себя. Ключевые образы стихов, наиболее эмоциональные строки Маяковский записывал первыми, выстраивая вокруг них весь текст.
Интересна и работа поэта над точным выбором слов. Более решительный призыв «вы впишите замечания / и пустите по инстанциям» (Л. 1) он заменил в беловике менее динамичными словосочетаниями с глаголами несовершенного вида - «Вы пишите замечания / и пускайте / по инстанциям», что создаёт образ неспешного действия бюрократов, перекладывания бумажек.
Записная книжка Беловой автограф
Л. 1 Модою —
Критика самокритики объяты все:
Чем у нас об'яты все и размашисто
\и/!«е размашисто \и/ где куцо и куцо,
Словно белка в колесе словно
Каждый самокритикуется белка в колесе
Лава фраз не выпдыть вплавь6 каждый
Где размашисто где куцо самокритикуется.
Модный лозунг оседлав Сам себя
Каждый самокритикуется совбюрократ
Сам себя совбюрократ бьёт
бьёт в чиновничие перси в чиновничие перси.
Я всегда советам рад «Я
Критикуйте Я без спеси всегда
не в рабкоровском мычании советам рад.
где в рабкоре толку статься Критикуйте!
вы впишите замечания Я —
и пустите по инстанциям без спеси.
Но...
Л. 1 об. стенгазное мычанье...
Самокритик совдурак Где
6 Выделение полужирным шрифтом моё - Н.М. Сделано для большей наглядности при сравнении основных образов стихотворения.
72
рассуждает помпадурясь в рабкоре
Я же ж критике не враг толку статься?
но рабкорь разводит дурость Вы
Критикуйте не обижен пишите замечания
Здравым мыслям сердце и пускайте
радо по инстанциям».
но чтоб критик был не Самокритик
ниже совдурак
чем семнадцтого разряда рассуждает,
сутки сряду могут помпадурясь:
крыть «Я же ж
тех - кого покрыли свыше критике
чтоб начальник не враг.
видя прыть Но рабкорь —
Их из штатов бы не вышиб разводит дурость.
Л. 2 Критикуйте!
Сладкогласый и ретивый Не обижен.
критикует подхалим Здравым
с этой само с дерективы <так!> мыслям
не был им никто хвалим сердце радо.
Важно пялят взор спецы Но...
на критическу моду чтоб критик
дескать пойте крит певцы был
Языком толчите воду не ниже,
Много было каждый год чем
разударнейших компаний семнадцтого разряда».
быть тебе в архиве мод Сладкогласый
мода на самокопанье и ретивый
1-50-97 (запись вертикальная) критикует подхалим.
С этой
Криво самой
и лень от самокрит директивы
вдрызг побол <неразб.> не был
<неразб.> им
никто
Л. 2 об. хвалим.
А рабкор - рабкор Сутки
он сряду
смотрите могут крыть
Идет рабочий йот тех,
смотрите кого
приуныл и смотрит криво покрыли свыше,
от подобных самокритик чтоб начальник,
у него трещит загривок видя прыть,
безработные ручище их
тычет зря в карманы он из штатов бы
73
он обдёрнут он прочищен не вышиб.
он зажат и сокращен Важно
пялят
Товарищи не врите ка взор спецы
что это самокритика на критическую моду, —
дескать —
Л. 3 пойте,
не по рылу грохот нам крит-певцы,
где нам жаловаться языком
не прощаться с крохотным толчите воду.
с нашим жалованьцем Много
покаместь точат начальники было
демократические лясы каждый год
тихо меж нами живут разударнейших кампаний.
\ молчальники / Быть
овцамны рабочего класса тебе
А пока молчим по рабьи в архиве мод —
бывших белых крепнут орда \и ^бяг/ мода
вэрвут насилуют воруют на самокопанье.
непокорным плющет морды А рабкор?
молчальнико<ва?> кожа Рабкор —
устроена хитро смотрите! —
плюнут им в рожу приуныл
рожу вытрут и смотрит криво:
от подобных
Л. 3 об самокритик
Пол часа в кутке покипят у него
Что б снова дрожать начать трещит загривок.
Эй про Эй проснитесь Безработные ручища
которые спят Тычет
разоблачай с макушки до пят зря
товарищ в карманы он.
не смей молчать Он —
обдёрнут,
он —
прочищен,
он зажат
и сокращен.
Лава фраз —
не выплыть вплавь.
Где размашисто,
где куцо,
модный
лозунг
оседлав,
каждый —
74
самокритикуется.
Граждане,
вы не врите-ка,
что это —
самокритика!
Покамест
точат начальники
демократические лясы,
меж нами
живут молчальники —
овцы
рабочего класса.
А пока
молчим по-рабьи,
бывших
белых
крепнут орды —
рвут,
насилуют
и грабят,
непокорным —
плющат морды.
Молчалиных
кожа
устроена хитро:
плюнут им
в рожу —
рожу вытрут.
«Не по рылу грохот нам,
где ж нам
жаловаться?
Не прощаться ж
с крохотным
с нашим
с жалованьицем».
Полчаса
в кутке
покипят,
чтоб снова
дрожать начать.
Эй,
проснитесь, которые спят!
Разоблачай
с головы до пят.
Товарищ
не смей молчать! [б, с. 322-325]
75
Черновой автограф стихотворения «Казань» записан на двух страницах подряд, стк. 1-80 даны с вариантами; рефрен (стк. 1-8 и 81-88) записан один раз. Стихотворение, вероятно, связано с впечатлениями Маяковского от пребывания в этом городе в январе 1928 г. 23 января в номере гостиницы «Казанское подворье» он встретился с местными поэтами. Сопровождавший Маяковского в поездках устроитель его вечеров П.И. Лавут вспоминал: «В номер старинного "Казанского подворья" началось настоящее паломничество. Журналистов и студентов сменили местные и приезжие поэты. Совсем молодой парень застенчиво вышел и после долгих робких предисловий прочёл "Левый марш" по-чувашски. У Маяковского в руках чья-то тетрадь стихов. Снова раздаётся "Левый марш", на этот раз по-татарски. Маяковский одинаково приветлив со всеми, выслушивает всех, всем отвечает. В третий раз "Левый марш" уже по-марийски. А кругом всё время — новые и новые люди, все хотят видеть Маяковского, все хотят узнать его мнение о своих стихах, о литературе, о быте, о газетной работе. Под впечатлением такого большого литературного дня Маяковский написал стихотворение "Казань"» [3, с. 110].
В записной книжке обращает на себя внимание начало этого стихотворения. Рядом в столбик написаны строки «стара / коса / стоит / Казань» и «кашляя в рукава / входит робков<ат> / глаза таращит / приветствую товарища» (Л. 4). Видимо, именно с этих образов и начиналось стихотворение, построенное на противопоставлении древнего города и людей, готовых к восприятию революционного поэтического творчества. Впоследствии появление поэтов-переводчиков было отнесено ближе к середине стихотворения, стало центральным его образом. О таком характере записи Маяковским своих текстов, начиная от самого яркого, главного образа к выстраиванию всего произведения, писала в своей статье В.А. Арутчева [1, с. 332]. Порядок черно-
76
вых строк на Л 4 об. также отличается от окончательного: сначала идёт фраза лирического героя о том, как народы, жившие «въямясь в нужду», стали важной частью политической жизни Советского союза, а потом идёт её подтверждение - чтение переводов «Левого марша» на татарском, марийском, чувашском. Строки наивысшего эмоционального подъёма («народы... ворвались в дверь, / идя на штурм,/ на камень, на крепость культур» Л. 4 об.) также были записаны поэтом ранее подробного рассказа о встрече с переводчиками.
Записная книжка Беловой автограф
Л. 47. Стара,
стара кашляя в рукава коса
коса входит робков<ат> стоит
стоит глаза таращит Казань.
Казань приветствую товарища Шумит
Шумит бурун:
бурун «Шурум...
Шурум бурум бурум...»
по родному тараторя По-родному
снегом лужи намарав тараторя,
у подворья в коридоре снегом
люди смотрят \смотрят/ номера лужи
намарав,
Л. 4 об. у подворья
Как будто бы время в коридоре
взял за чуп я люди
Станьте и не пылитпка <так!> смотрят номера.
рукою своей собственной Кашляя
щупаю в рукава,
бестелую \ слово/ политика? входит
Народы жившие в'ямясь в нужду робковат,
притершись уралу ко льду глаза таращит.
Ворвались в д верь ««^г^идя/ва Приветствую товарища.
ппурм
на камень на крепость через тур Я
Я в языках не очень натаскан в языках
коч'еДчто/ норвежским хоть \что/ не очень натаскан -
шветским что норвежским,
7 Тексты из записной книжки № 59 публикуются впервые. Полужирным выделены строки, чьё положение в черновике и беловом автографе различается.
77
маж<ь> что шведским
Входит татарин я на татарском мажь,
Вам прочитаю левый марш Входит татарин:
Входит второй косой в скуле «Я
и говорит в кармане порыскав на татарском
Я мариец ваш левый вам
Дайте я вам прочту на марийском прочитаю
"Левый марш"».
Входит второй.
Косой в скуле.
И говорит,
в карманах порыскав:
«Я-
мариец.
Твой
"Левый"
дай
тебе
прочту по-марийски».
Эти вышли.
Шедших этих
в низкой
двери
встретил третий.
«Марш
ваш -
наш марш.
Я -
чуваш,
послушай,
уважь.
Марш
вашинский
так по-^^^шски...»
Как будто
годы
взял за чуб я:
- Станьте
и не нылите-га! -
рукою
своею собственной
щупаю
бестелое слово
"политика".
Народы,
78
жившие
въямясь в нужду«
притершись
Уралу ко льду,
ворвались в дверь,
идя
на штурм,
на камень,
на крепость культур.
Крива,
коса
стоит
Казань.
Шумит
бурун:
«Шурум...
бурум...» [7, с. 25-27]
Верой в необходимость устранения социальных недостатков проникнуто и стихотворение «Безработный». Оно записано на трёх страницах подряд, без заглавия и даты. Порядок записи: 1—17, 29—47, 18—28, 48—66, 75—94, 67—74. Заключительная строфа (95—107) в черновике отсутствует.8
В записной книжке текст начинается со строк о восстановлении справедливости:
Быть может из трестов чиновная знать За это живет в Крыму хорошея нам очень и очень хотелось бы знать Кому за срыв досталось по шее (Л. 28).
Стихотворение, ставшее ответом на новость о вынужденных простоях сезонных рабочих, было своеобразной формой общественного протеста, привлечения внимания к халатности начальства - «спецов по срывам сезона» (Л. 28). Одной из первых в этом тексте появилась строка («Но нас поэтов и маляров / интересует очень и очень» Л. 28), где профессии поэта и маляра сопряжены, записаны рядом. Вероятно, это связано с тем,
8 Подробнее см.: [6, с. 519].
79
что Маяковский считал своё поэтическое творчество такой же повседневной рабочей деятельностью, как и труд любого другого человека. В окончательном варианте эта строка была изменена: «Но нас, / и особенно маляров, / интересует / очень и очень...»
Записная книжка Беловой автограф
Л. 28. Веселый автобус
Быть может из трестов чиновная знать то фыркнет, то визгнет.
За это живет в Крыму хорошея Пока на Лубянку
нам очень и очень хотелось бы знать с вокзала свезен,
Кому за срыв досталось по шее в солидной
Мы знаем всё из газетного звона «Экономической жизни»
но нас бы другое устроило знание читаю:
раскрыть бы спецов по срывам сезона «Строительный сорван сезон».
и выгнать их до весны - заранее Намокла
дельцов ревизуют ярится перо мосполиграфская вывеска
набит портфель карандаш Погода
отточен годится
Но нас поэтов и маляров только для рыб.
интересует очень и очень Под вывеской,
место сухое выискав,
Л. 28 об. стоят
Веселый автобус то фыркнет, то безработные маляры.
визгнет9 Засохшими пальмами
Пока на Лубянку с вокзала свезён высятся кисти,
В солидной экономической жизни им
читаю строительный сорван хочется
сезон краской обмахивать дом.
намокла мосполиграфская Не-
вывеска мало строек,
погода годится только для рыб и фартучный хвистик
под вывеской место сухое висит
выискав обмокшим
стоят безработные маляры собачьим хвостом.
Смвни<тъ?> В оклейке фасадов дож- В окраске фасадов
дей перебои дождя перебои,
и небо расцветкой похоже на белку а небо
сменить бы на солнце ливней обои расцветкой
на синьку сменить бы неба побелку похоже на белку.
9 Курсивом здесь выделены перечёркнутые Маяковским строки. Таким образом поэт вычёркивал уже сложившиеся фрагменты стихотворения.
80
А должно быть кто то и где-то док- На солнце
ладывал сменить бы
о перспективе<ах?> о срыве сезона ливней обои,
чтоб эти собрались на месяц и на два на синьку сменить бы
стоять голодая бездельно и сонно неба побелку!
Но кто-то
Л. 29 где-то
Засохшими пальмами высятся кому-то докладывал
кисти «О перспективе,
им хочется краской обмахивать о срыве сезона».
дом А эти собрались
Но нету строек и фартучный на месяц и на два...
хвистик Стоят, голодая,
висит поник\ш/им собачьим хвостом бездельно и сонно.
Вращали очками по цементо- Вращали очками
трестам, по цементо-^естам,
чтоб каждый \э^/<т> обойщик и чтоб этот обойщик
\э^/<т> каждый маляр и этот маляр
Пришел бы и стал бы об это пришел бы
вот место и стал бы
тянутся нищенской лапой об это вот место
моля стоять,
орудовали дураки и вредители безработной лапой моля.
чтоб безработные смачно и всласть Быть может,
ругали в бога и крыли в родителей орудовали и вредители,
и мать и душу и время и власть. чтоб безработные
смачно и всласть
ругали в бога,
крыли в родителей
и мать,
и душу,
и время,
и власть.
Дельцов ревизуют.
Ярится перо.
Набит портфель.
Карандаш отточен.
Но нас,
и особенно маляров,
интересует
очень и очень:
быть может,
из трестов
некая знать
за это
живет
81
в Крыму, хорошея?
Нам очень и очень
хотелось бы знать,
кому
за срыв
надавали по шее?
Мы знаем
всё
из газетного звона,
но нас бы
другое устроило знанье:
раскрыть бы
дельцов по срывам сезона
и выгнать —
ещё зимою, — заранее!
Мы знаем,
не сгинет
враз
безработица —
разрухи
с блокадой
законное чадо,
но
если
сезоны
сознательно портятся —
вредителю
нет пощады [6, 329-3311.
В июне 1928 г. по заданию издательства НКВД Маяковский написал 16 текстов для противопожарных плакатов10, что стало своеобразным продолжением работы поэта в агитационном жанре (в 1919-1921 гг. он сотрудничал в «Окнах РОСТА» и Главполитпросвета, создавая рисунки и подписи к плакатам). В записной книжке сохранились черновики семи текстов, которые создавались для городской аудитории.
Интересно, что первым появился самый яркий лозунг (№ 3), построенный на противопоставлении: «Маленький окурок — / этот вот — / может / сжечь огром-
10 По текстам 3 и 13-16 были выпущены плакаты в издательстве «Наркомвнудела» (М., 1928). Подробнее см.: [2, с. 601].
82
ный завод» (Л. 29 об.). Вероятно, Маяковский хотел обратить внимание, что даже небольшая невнимательность, халатное отношение к технике безопасности может привести к трагедии. Остальные лозунги носят более конкретный, практический характер. Выделяется также лозунг о курении на сцене. Скорее всего, поэт заострил на этом внимание, поскольку в гастрольных поездках по СССР выступал в самых разных залах, в которых часто не было свободных мест. Пожар в таком театре при большой аудитории мог унести огромное число жизней.
Записная книжка Беловой автограф
Л. 29 об. Пожарные лозунги
311 (Для города)
Маленький окурок этот вот 1
может сжечь огромный завод Горят
4 электрические
Во всех домах все жители машины и провода.
проверьте исправность огнетушителей Засыпь песком!
5 Вредна вода.
чтоб вас в расплох не
застало несчастье 2
проверьте исправность по- Тряпки воспламеняются.
жарной части Гляди лучше!
1 Грязные тряпки —
Горят электрические ма- не складывай кучей!
шины и провода Тряпки,
засыпь песком Вредна измазанные в масло и
вода жир,
2 в ящике
Тряпки воспламеняются смотри огнеупорном
лучше держи!
Грязных тряпок не складывай
в кучи 3
Тряпки измазанные в Маленький окурок —
в масло и жир этот вот —
в ящике в огнеупорном может
держи сжечь огромный завод.
11 Нумерация в порядке лозунгов в записной книжке проставлена мной - Н.М., чтобы сравнить её с окончательной записью.
83
4
Во всех домах все жители проверьте
исправность огнепушителей
5
Чтоб вас врасплох
не застало несчастье, проверьте исправность пожарной части.
6
Молнию не тушат никакие воды. Хранят от пожара — громоотводы.
7
Курящий на сцене — просто убийца. На сцене пожар
моментально клубится.
[2, с. 418-419]_
Черновой автограф стихотворения «Слегка нахальные стихи товарищам из Эмкахи» расположен на четырёх страницах записной книжки без разбивки строк лесенкой. Об обстоятельствах создания этих стихов вспоминал заместитель ответственного редактора «Вечерней Москвы» тех лет Марк Чарный. «Владимир Владимирович как-то зашёл ко мне вскоре после того, как на мой стол легло сообщение отдела городских новостей: один из руководителей МКХ, то есть Московского коммунального хозяйства, долженствующего заботиться о благоустройстве города, Цивцивадзе, решил украсить московские бульвары скульптурами. Мы вели в "Вечерней Москве" большую кампанию под общим заголовком "Довольно ломать колеса". Москва
Л. 30.
6
Молнию не тушат
никакие воды Против молний неставь
громоотводы
7
Курящий на сцене — просто \пре^^пник/ убийца пож<ар> на сцене пожар моментально
клубится
84
тогда с дореволюционных времён оставалась булыжной... По булыжнику даже на центральных улицах грохотали телеги, с мостовой подымалась едкая пыль, появившиеся автомобили преждевременно выходили из строя. Оказалось, что, по планам тогдашнего МКХ, Москву можно будет покрыть асфальтом лет через... пятьдесят... - И вот, извольте видеть, - рассказывал я Маяковскому, - Цивцивадзе собирается скульптуры и вазы устанавливать... Владимир Владимирович саркастически улыбнулся, передвинул папиросу из одного угла рта в другой и через несколько дней принёс мне стихотворение "Слегка нахальные стихи товарищам из Эмкахи". Это был великолепный фельетон, полный остроумия и сатиры» [8, с. 160].12
Интересно, что работу над этим произведением Маяковский начал как бы с его тезисного плана (Л. 30 об.), краткого содержания, которое впоследствии было развито и распространено поэтом. Первые строки («И с разискреннею силищей / кроют мрачные от желчи / Порасставили страшиищей / Сволочи микел анжелычи» (Л. 30 об.) - самые эмоциональные, грубые в стихотворении, здесь слышится голос обычного рабочего, который не может понять нерационального расходования средств. Впоследствии эти строки были помещены поэтом в конец текста, где логичен такой эмоциональный накал. Стихотворение строится на стилистическом противопоставлении: «скульптуры -разбитые дороги».
Рядом с иронически переосмысленными именами Микеланджело Буонаротти, Лоренцо Медичи, словами высокой лексики («мраморные лики», «вздымая», «великий лик», «тщатся», «душой облагорожен», «давши грезам дань я», «сверзлася», «вперит») присутствуют сниженные и бранные слова и фразы («Будь ей пусто!», «морда», «рожи», «К черту!»). Маяковский очень
12 Подробнее см.: [7, с. 577-579].
85
внимательно работал над словом, выстраивая данную оппозицию. Например, в записной книжке в строке «Только лошад<ь> пару глаз / вперит в грезах розовых / и летит с колдобин в грязь / возле чучел бронзовых» (А. 31) изначально был глагол «летит». При подготовке окончательного текста поэт перестроил строки, чтобы вписать устаревший глагол «сверзлася»: «Только лошадь пару глаз / вперит в грёзах розовых, / сверзлася с колдобин в грязь / возле чучел бронзовых».
Записная книжка Беловой автограф
Л. 30 об. Прямо
И с разискреннею силищей13 некуда деваться
кроют мрачные от желчи от культуры.
Порасставили страшилищей Будь ей пусто!
Сволочи микел анжелычи Вот
мостовой разбитой едучи, товарищ Цивцивадзе
думаю о цивцивадзе. насадить мечтает бюсты.
нам нужны товарищ медичи Чтоб на площадях
мостовые а не вазы и скверах
Лои куда ни поглазей были
грязью глаз любуется мраморные лики,
чем устраивать музей чтоб, вздымая
вымостили морду вверх,
починили б улицы. мы бы
штопалиб домам бока видели великих.
да обчистили бы грязь вы Чтобы, день
мы бы обошлись пока пробегав зря,
Гоголем и Тимирязевым хулиганов
слегка нахальные стихи видя
товарищам из эмкахи рожи,
Л. 31 ты, великий лик узря,
тут и мой овал лица был
снизу люди тщатся душой облагорожен.
к чорту останавлица Слышу,
строго воспрещается давши грёзам дань я,
нотки
13 Курсивом здесь выделены перечёркнутые Маяковским строки. Таким образом поэт отчёркивал уже сложившиеся фрагменты стихотворения. Полужирным выделены строки, чьё положение в черновике и беловом автографе различается.
86
А там где мороженъшое шёпота такого:
Морыят желудки «Приходите
сверху восторженный на свиданье
смотрит жуткин возле бюста
Скульптор помнит наш режим Эф Гладкова».
чтоб не клеить два лица Тут
Жаров-Утын сделан им и мой овал лица,
фазу в виде близнеца снизу
\ прохожее пара/ люди тщатся...
мир но едва лиш только глаза К черту!
Замерла любуясь мрамором «Останавлица
миг и в яме тротуара строго воспрыщаица».
раскорячился карамора А там,
Только лошад<ь> пару глаз где мороженое
вперит в грёзах розовых морит желудки,
и летит с колдобин в грязь сверху
возле чучел бронзовых восторженный
смотрит Жуткин.
Л. 32 об. Скульптор
прямо некуда деваться помнит наш режим
от культуры будь ей пусто! (не лепить чтоб
Вот тпов Цивцивадзе два
насадить мечтает бюсты лица),
Жаров-Уткин
чтоб на площади слеплен им
и скверах сразу
были мраморные лики в виде близнеца.
подымая морду вверх Но —
чтобы видели великих лишь глаз прохожих пара
что бы день пробегав зря замерла,
хулиганов видя рожи любуясь мрамором,
ты великий лик узря миг —
был душой облогорожен и в яме тротуара
раскорячился караморой.
Л. 32 Только
Слышу давши грёзам лошадь
/лттт а т-ь п гт Т11Л д^п жж тто ттт гт и х дцисиг гриэшп ДСШй Л. пару глаз
звуки звука нотки шопота такова вперит
приходите в грёзах розовых,
Я \пр1ноднте/ назначу вам \на сверзлася
свиданье/ с колдобин
возле бюста Эф Гладкова14 в грязь
возле чучел бронзовых.
Отзвук шопота такова15 И с разискреннею силищей
14 Перечёркнуто вертикальной чертой.
87
кроют
Шутки мрачные от желчи:
жуткин16 «Понастроили страшилищей,
сволочи,
Микел Анжёлычи».
Мостовой
< заготовка-рифма, не ис- разбитой едучи,
пользованная в стихотворении думаю о Цивцивадзе.
«Слегка нахальные стихи...> Нам нужны,
Вы товарищ Медичи,
мостовы17 мостовые,
<заготовка-рифма, а не вазы.
не использованная в стихо- Рвань,
творении «Слегка нахаль- куда ни поглазей,
ные стихи... > грязью
глаз любуется.
Чем
устраивать музей,
вымостили б улицы.
Штопали б
домам
бока
да обчистили бы грязь вы!
Мы бы
обошлись пока
Гоголем
да Тимирязевым. [7, с. 7-9]
Исследование записных книжек и подготовительных материалов Маяковского — увлекательная и важная работа, которая позволяет восстановить и проанализировать особенности его творческого процесса, изучая поэтическую работу от чернового автографа к беловому, прояснить круг его общения в определённый период.
15 Надпись по вертикали слева от строк.
16 Запись мелким шрифтом с правой стороны страницы.
17 Записано слева по диагонали.
88
Литература
1 . Арутчева В.А. Записные книжки Маяковского / / Новое о Маяковском. М.: Изд-во АН СССР, 1958. Т. I. С. 325-396.
2. Дувакин В.Д. Примечания // Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: В 13 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955-1961. Т. 9. / Ред. В.Д. Дувакин. 1958. С. 535-602.
3. Лавут П.И. Маяковский едет по Союзу: Воспоминания. 3-е изд., доп. М.: Сов. Россия, 1978.
4 . Маковский В.В. Как делать стихи? // Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. М.: Худож. лит., 1955-1961. Т. 12. Статьи, заметки и выступления: (Ноябрь 1917-1930). 1959. С. 81—117.
5. Маяковский В.В. Пожарные лозунги («Горят электрические машины и провода...») // Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: В 13 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955-1961. Т. 9. [Стихотворения 1928 года, и очерк «Рожденные столицы»] / Ред. В. Дувакин. 1958. С. 418-421.
6. Маяковский В.В. Полное собрание произведений: в 20 т. Т. 3: Стихотворения 1927 - первая половина 1928 / подгот.
B.Н. Дядичева; отв. ред. В.Н. Терехина; Российская акад. наук, Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. М.: Наука, 2014.
7. Маяковский В.В. Полное собрание произведений: в 20 т. Т. 4: Стихотворения, вторая половина 1928-1930, стихи детям 1925-1929 / Подгот. В.Н. Дядичев, А.П. Зименков,
C.А. Коваленко, Т.А. Купченко, Н.В. Михаленко, В.Н. Терехина; отв. ред. В.Н. Дядичев, A.M. Ушаков; Российская акад. наук, Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. М.: Наука, 2016.
8. Чарный М.Б. Ушедшие годы: Воспоминания и очерки. М., 1967.
89