Научная статья на тему 'Поэзия графики. Валентин Васильев'

Поэзия графики. Валентин Васильев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
172
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поэзия графики. Валентин Васильев»

Н. В. ^Мабловская

Поэзия графики. Валентин Васильев

«Известный псковский художник — график Валентин Михайлович Васильев» — так написано в Псковском биографическом словаре, статья из которого используется многими изданиями для рассказа о биографии мастера. Она небольшая, мы можем привести ее полностью:

«Валентин Михайлович Васильев родился 9 февраля 1940 г. в Пскове, в семье служащих. Мать погибла в 1943 г. при бомбежке. Совсем маленьким в годы Великой Отечественной войны оказался в концлагере Саласпилс под Ригой. Затем Валентина и его сестру воспитывала бабушка. Рисовать стал с детских лет. Учился в школах № 3 и № 12 г. Пскова и уже тогда был участником всех школьных выставок. Окончив среднюю школу, поступил в 1958 г. в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. Затем был призван в Советскую Армию. Служил в Польше и Средней Азии. После в 1962-1965 гг. учился в Ташкентском художественном училище и на художественно-графическом факультете Костромского педагогического института им. Н. А. Некрасова. Работал в технике линогравюры, пробовал свои силы и в экслибрисе. Участник художественных выставок с 1964 г., в том числе и зарубежных. В 1967 г. был принят в Союз художников СССР. Принимал участие в организации Псковской детской художественной школы, которую возглавлял в течение 10 лет»1.

Захотев узнать больше о В. М. Васильеве — человеке и художнике, мы обратились в библиотеку Пушкинского Заповедника и Псковскую областную научную библиотеку. Удалось обнаружить лишь 4 небольших статьи2, в которых речь идет об открытии выставок художника и приглашении на 25-й Всесоюзный Пушкинский праздник поэзии в

Шабловская Надежда Владимировна — методист музейно-образовательной деятельности Музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское».

1991 г.; издание работ Валентина Михайловича в альбоме из серии «Святогорская галерея» (2008)3. Тогда появилась идея расспросить единственного человека, который как никто знал Валентина Михайловича и до последней минуты был с ним — его жену Людмилу Васильевну Васюрину. К нашему счастью, она согласилась на встречу и разговор.

Рассказ о Василии Михайловиче начался с обозначения географии его выставок. За 25 лет творчества где только не выставлялись его работы! С 1964 г. — участник всех городских, областных выставок, с 1965 г. — зональных, республиканских, нескольких Союзных — больших и тематических. В 26 лет (1967) он становится членом Союза художников СССР и многие годы считается на тот момент самым молодым из них. География зарубежных выставок впечатляет: Чехословакия, Болгария, Италия, ГДР, Польша (Краков, Варшава), Финляндия, Украина (Киев, Львов, Днепропетровск), Белоруссия (Минск), Прибалтика — Литва (Вильнюс, Каунас), Эстония (Таллин, Тарту), Латвия (Рига). Были персональные выставки в Звездном городке, Ленинграде, Пскове и Пушкинском Заповеднике.

Каждый художник имеет свои пристрастия к роду и жанру искусства, но ни один не определился сразу и ни один не отказался от соблазна попробовать свои силы в разных жанрах. «Не избежал этой участи и Валентин Михайлович, — вспоминает Людмила Васильевна. — Он на первые выставки охотно отдавал в экспозицию портреты (известен портрет краеведа и директора Псковского музея Ивана Николаевича Ларионова) и пейзажи (холст, масло), акварели; работал пастелями, сангиной, углем, много рисовал пером и т. д.». Первые работы на линолеуме Васильев сделал в 1965 г., выполнив иллюстрации к историческому сборнику И. Н. Ларионова «Легенды Псковщины». И это можно считать началом работы в качестве художника-графи-

ка. Затем появились серии работ: «Каменная летопись Пскова», «Памятные места Псковщины», «Ленинские места Псковщины», «Псков — город-воин», «Новый Псков», «Пушкинские места Псковщины» и др.

Творчески работал, истово и одержимо. Экслибрисов им выполнено более ста. Напомним, что экслибрис (от лат. ех libris — «из книг») — книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. Валентин Михайлович всегда с уважением относился к такой форме, как экслибрис. С приобретением известности выросла и почта В. М. Васильева. На первых порах большое количество корреспонденции он получал от коллекционеров, которым с удовольствием высылал на память свои гравюры. Сначала активная переписка, а потом и личное знакомство состоялось с Владимиром Дорофеевичем Королюком. Первые знаки были выполнены для него. Появились адресаты и среди библиофилов. Среди них Евгений Иванович Осетров, Семен Абрамович Вуля, Евгений Минин, коллекционеры Трух-ницкий и Пиильман. В Прибалтике особенно интересовались графикой В. Васильева Олав Вихури и Гюнтер Реендорф, Пауль Амбур.

В Пскове долгое время не было собственного отделения Союза художников, и художники Пскова входили в состав Ленинградского и Новгородского союзов. Соответственно, круг знакомств был очень широк. Многим друзьям Валентин Михайлович делал экслибрисы: Семену Степановичу Гей-ченко, Михаилу Александровичу Дудину, Евгению Павловичу Нечаеву, Льву Ивановичу Малякову, Владиславу Андреевичу Алешину, Валентину Яковлевичу Курбатову и др. Несколько знаков сделано для финнов. Псков уже давно стал побратимом финскому городу Куопио, обменивается с ним делегациями, выставками, договорами культурного сотрудничества. В числе одной из делегаций в Куо-пио был и В. Васильев. Им были выполнены

экслибрисы для художника Вейко Коппонена, мэра города Куопио Юхана Коскинена, заместителя мэра Пенти Тусми. В конце жизни к экслибрису Васильев обращался редко, среди последних несколько их было выполнено врачам и советским космонавтам. Знак для Георгия Михайловича Гречко был последним на столе художника в 1986 г.

Работал он в основном без эскизов, без предварительного рисунка. Автор всегда полагался на свою блестящую зрительную память, тренированную, подсказывающую определенные решения.

В семье Валентина Михайловича Васильева находился огромный архив. Особенно много ему писали в годы болезни. Письма от деятелей искусства, графиков, почитателей таланта и друзей шли пачками. Много писем сохранилось от С. С. Гейченко, который писал практически ежедневно, пытаясь приободрить, поднять дух уже сильно болевшему художнику; многие письма адресованы в больницу. Часть архива Людмила Васильевна в свое время передала фондам Псковского музея, но все утрачено из-за случившегося там несколько лет назад пожара. Зачастую фотографии, документы и письма Людмила Васильевна безвозвратно отдавала представителям разных средств массовой информации, но публикации не выходили.

Для нас важна и интересна переписка В. М. Васильева с директором Пушкинского Заповедника С. С. Гейченко и людьми, связанными с музеем. Приводим содержание нескольких писем С. С. Гейченко адресованных Васильеву4.

«Дорогой! Выставка ваша закрылась. Теперь я хочу показать ее в Петродворце. Будете ли вы возражать против этого? Если будете, то Ваши гравюры будут находиться в нашем музейном фонде, и вы их можете забрать, когда хотите. С приветом — в ожидании ответа — Ваш С. Гейченко. 22.06.79.»

«Дорогой Валентин Михайлович! Спасибо, друг мой, за письмецо! Очень рад укреплению вашего здоровья! Дай вам бог побольше его! Михаил Александрович Дудин говорил мне, что скоро выйдет в свет альбом с вашими шедеврами. Дай-то Бог! Желаю Вам здоровья и веры, и надежды на хорошее завтра. Всегда Ваш С. Г. 14.09.83.»

«Надо бы вам послать в библиотеку Пушкинского заповедника для хранения — навечно — новый буклет с вашими гравюрами! Напишите на заглавных листах добрые слова, обращение к пушкинской земле! Это надо сделать, мин херц, обязательно! Надеюсь, что дух ваш крепок! Сие в нашей жизни главное.... Ваш С. Гейченко. 21.01.83».

«24.09.82. Спасибо, дорогой Валентин, за письмецо! Здоровей, держись крепче, делай, хоть и потихоньку — свое Васильево дело! Будь удачен и изобретателен, и верь в то, что завтра тебе будет лучше, чем сегодня. Твой С. Г.»

«Сердечно благодарю Вас за исполнение своей просьбы — присылку трех экземпляров альбома с автографами автора! Теперь буду ждать № 2 «Дружбы народов» — тоже с автографом!!! С.Г. январь 1983»

«21.05. 1983. Дорогой, меня сегодня просили в псковском областном управлении культуры совместно с ними устроить вашу большую выставку у нас в заповеднике. Я дал согласие на устройство её в конце июня — начале июля. Надо поговорить! Ваш Гейченко!»

«Дорогой, выставку вашу принимаем с восторженностью, можем экспонировать дважды — в фойе дома культуры и в одном из залов Тригорского. О вашем согласии звоните мне по телефону. Ваш С. Гейченко. Ноябрь 1983.»

«Дорогой маэстро! Примите мой привет! Побывав у Вас в гостях, я многое увидел такое, о чем раньше и не помышлял. Дай-то Бог Вам крепости души и сердца! Хочется чем-то Вам помочь, а чем не знаю! Так что простите мне, дорогой, мое несовершенство! Низко Вам кланяюсь. Ваш. С. Гейченко. 16.02.84.

«.Слушай, подари заповеднику свои гравюры, которые я привез из Пскова зимой? Я хочу сделать из них передвижку и съездить в города: Ломоносов, Петродворец, Калугу, и кое-куда на Псковщине! Подумай и реши положительно ... и отпиши скорее. Июнь 1984».

«11.10. 1984. Здравия желаю художнику Валентину Васильеву! Благодарю за телефонный звонок и добрые известия обо всем! Теперь буду ждать шедевры. Если будут дуплеты — давайте их мне. Я этакий дар вру-

чаю разным именитым людям! У нас осенняя краса завершилась. Осталось все, что голо, босо, уродливо, жалко, стонуще, рыдающе, вопиюще, взывающе о помощи. Сам я тоже как старая береза.. С. Г.»

«Дорогой! Привет Вам и вашей фамилии! Получил от Вас благородный дар — гравюры, воспевающие Михайловское и его округу. Несколько штук я взял себе, остальные отдам музеуму... Я надеюсь, что года через два совсем окрепну и съезжу к Вам. Декабрь 1985 г.»

Семейство Гейченко было очень дружно с Васильевыми. Приезжали друг к другу в гости. Говорили часами. И в трудные годы, когда болезнь стала прогрессировать, Семен Степанович поддерживал Валентина Михайловича, как мог. И писем от директора заповедника насчитывалось несколько сотен, писал практически ежедневно. Почтовое отделение благо находилось поблизости, прямо на поляне в Михайловском.

В личной переписке художника много интересных писем от известных людей. Вызывают несомненный интерес письма Михаила Александровича Дудина:

«Дорогой Валентин Михайлович! Спасибо за память, за письмо, за оттиски новых гравюр, таких филигранных, спасибо за то, что Вы работаете, стараетесь показать людям, как прекрасна Земля, и как, следовательно, трепетно надлежит её любить и беречь . Желаю Вам весенней радости, она, (весна) уже не за горами. М. Дудин. 14.03.77. Ленинград».

24.04.83. Дорогой Валентин Михайлович! Спасибо тебе за письмо и за то, что ты снова в действии. Человек-то создан для дела, и самая большая радость человека, наверное, и заключается в том деле, которому он отдает свою душу. Желаю тебе, Валентин Михайлович, обрести снова уверенность в руках и во взгляде на мир. И пусть под твоим живым резцом снова зацветет красота мира. Всего тебе хорошего. М. Дудин».

Или письмо Бориса Михайловича Не-менского, народного художника СССР. В октябре 1973 года из Москвы он писал Васильеву: «Дорогой Валентин Михайлович! Поздравляю и творческих успехов! Большое Вам спасибо за то доброе гостеприимство,

которое Вы оказали нашим ребятам, большое Вам спасибо за доброту, и за гравюры. Они у меня по очереди висят — и радуют. Желаю Вам счастья. Б. Неменский.»

Грибанов Станислав Викентьевич, журналист, автор вступительного текста к набору открыток «Пушкиногорье» в письме от апреля 1985 года из Москвы писал: «Дорогой, Ва-люха! Написал текст для открыток. Так — не так, Бог знает. Биографию описывать — так ведь ты не старик. Кто-то словами пылит о произведениях художника. Но ведь на них смотреть надо, а не слушать! На монографию тоже замахиваюсь: «Пронизанные трепетным отношением к красоте родной земли, её великому поэту, графические работы художника уводят нас в дорогие сердцу каждого заповедные уголки под Псковом — Михайлов-ское, Петровское, Тригорское, Святые Горы». А ведь речь и о Пскове пойдет, о псковских краях. Обнимаю, дорогой. Твой Станислав».

Также Валентин Михайлович был знаком с летчиком — космонавтом Владимиром Андриановичем Кирьяновым, космонавтом Гречко, отцом Алипием — настоятелем Печорской обители.

В 1983 г. В. Васильев руководил псковским клубом экслибрисистов, правда, просуществовал он совсем недолго. Уточняя биографические данные, Людмила Васильевна рассказала об ошибке, которая переходит из одной статьи в другую, — о нахождении В. Васильева в годы войны в концлагере Са-ласпилс. После смерти матери (погибла при бомбежке в 1943 г.) Валентин Михайлович воспитывался тетей и бабушкой. В 1944 г. все они находились в концлагере, который располагался в районе Крестов, близ Пскова. После решительного наступления наших войск в июле 1944 г. всех заключенных лагеря начали грузить в поезда и отправлять в Ригу, в концентрационный лагерь Саласпилс. Поезд, в котором ехал Валентин Михайлович, в пути разбомбили, и маленький Валентин с сестрой и тетей скрылись, а затем вернулись в Псков. Всю свою жизнь художник прожил в Пскове. Была в жизни Валентина Михайловича страница, связанная с Псковским телевидением, начинавшемся с маленькой студии, вещавшей только на г. Псков. Валентин Михайлович, Анатолий Писчиков и Алексей

Кириллов работали студийными художниками. Там же Валентин Васильев познакомился с молодым журналистом Людмилой Васю-риной, ставшей затем верным спутником на всю жизнь. После работы на телевидении предложили вести студию-кружок в доме детского творчества. Занятия пользовались успехом, приходили заниматься и взрослые люди, и мамы с детьми, и дети разного возраста. Вскоре имевшееся помещение уже не вмещало всех желающих. Началась перестройка. На волне перемен, охвативших общество, удалось открыть художественную школу: в школе № 2 было выделено две классных комнаты. Три года преподавали там Валентин Михайлович, Александр Дмитриевич Кириллов, Александр Семенович Силин. Затем за зданием ОВД выделили деревянный дом, и школа переехала туда. 10 лет руководил ею график В. Васильев. Многим талантливым детям Василий Михайлович помог приобщиться к творчеству, постигнуть азы художественного мастерства, выработать свою манеру и утвердиться в ней, всегда искать новые средства самовыражения и не переставать удивляться неистощимой красоте окружающего мира. Среди его учеников известные псковские художники И. Е. Иванюк, О. Н. Цветков, И. О. Макеев, А. В. Шершнев. Новый директор школы искусств Олег Николаевич Цветков нашел понимание и поддержку областной власти, и для школы был передан этаж в здании на ул. Конной, в нем школа располагается и поныне.

Валентин Михайлович Васильев был энергичен, эмоционален, оптимистичен, занимался спортом. У него было две Музы — Пушкин и Природа. Их соседство и родство абсолютно неудивительно. Главная тема его жизни — пушкинская. Валентин Михайлович посвятил свое творчество Пушкиного-рью. Немало у Васильева работ, посвященных Псковщине, ее памятникам истории и культуры.

Все материалы для данной публикации были любезно предоставлены Людмилой Васильевной Васюриной, женой художника — графика Валентина Михайловича Васильева.

Благодаря работе с Людмилой Васильевной в фонды пушкинского Заповедника передано: 46 книг с автографами, 56 писем

С. С. Гейченко, одна художественная работа, две графических, афиши и каталоги выставок, и около 300 фотографий из ее личного архива.

Р. S. На сегодняшний день в фондах Пушкинского Заповедника создан фонд В. М. Васильева. Ранее вдовой художника был передан офортный станок, на котором

сейчас проводятся занятия в рамках образовательной программы «Язык графики» для школьников, приезжающих в заповедник. Регулярно гравюры В.М. (ранее принятые в фонды музея, некоторые работы еще при жизни художника) участвуют в российских и зарубежных выставках.

1

Примечания

Псковский биографический словарь. Псков, 2002. С. 138.

Ефимова И. Мир графики обещает открытие // Новости Пскова». 2009. 4-10 февраля; Шлосберг Л. Его неповторимый мир //Псковская губерния. 2010. 10-16 февраля. Васильев В. М. Святогорская галерея: Альбом. Пушкинский заповедник. 2008.

Все письма С. С. Гейченко, адресованные В. М. Васильеву, переданы для публикации Л. В. Васюри-ной. Они переданы на хранение в фонды Пушкинского заповедника.

2

4

В. М. Васильев с одним из учеников школы искусств. Псков

Последнее прижизненное фото

В. М. Васильев. За работой дома

- 184 -

В. М. Васильев на занятии в изостудии

В. М. Васильев. На уроке в школе искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.