Научная статья на тему 'ПОЕЗДКИ В ТЮРКСКИЕ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНОЙ СИБИРИ: ВПЕЧАТЛЕНИЯ ЭТНОГРАФА'

ПОЕЗДКИ В ТЮРКСКИЕ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНОЙ СИБИРИ: ВПЕЧАТЛЕНИЯ ЭТНОГРАФА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЯ / КОНФЕРЕНЦИИ / ЮЖНАЯ СИБИРЬ / ТЮРКОЛОГИЯ / РУНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ / ТУРИЗМ / ШАМАНИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ушницкий Василий Васильевич

Статья посвящена впечатлениям от поездок на научные конференции по Южной Сибири: Тыве, Хакасии и Горному Алтаю. Такие поездки дополняют портфель исследователя новыми материалами, позволяют увидеть объект исследования собственными глазами, свободно ориентироваться в географии района и познакомиться с местными учеными. Посещение музеев, богатых археологическими артефактами и памятниками рунической письменности, а также возможность увидеть археологические памятники в поле позволяют окунуться в глубь веков и ощутить непрерывную связь времен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЕЗДКИ В ТЮРКСКИЕ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНОЙ СИБИРИ: ВПЕЧАТЛЕНИЯ ЭТНОГРАФА»

B.B. Ушницкий

термина среди эвенов нет единого мнения. Бесспорно, что в приведённых выше примерах ударение всегда падает на первый слог, а шаман на языке тунгусоманьчжуров звучит как самаан, с ударением в конце, что показывает сомнительность этимологии слова Нааман.

Надежда найти в Момском улусе настоящего «шайтана» не оправдалась. Однако эта тема заставила автора углубиться в архаичный пласт фольклора, и это позволило связать петроглиф с шаманским культом. Мы можем твёрдо утверждать, что культ каменной девушки и сам петроглиф проявляют яркую связь с солярным культом. На это указывает южная ориентация камня с фигурой женщины, поднявшей к солнцу свои руки. Этот факт опровергает мнение некоторых учёных о том, что верования арктических народов относились преимущественно к «чёрному» шаманству.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

Васильев В.Е. Сайтаан // Культурное наследие народов Сибири и Севера: Материалы V Сибирских чтений. - СПб.: МАЭ РАН, 2004. - Ч. 2. - С. 194-197.

Иохельсон В.И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы. - Новосибирск: Наука, 2005. - 675 с.

Киле Н.Б. Лексика, связанная с религиозными представлениями нанайцев // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало XX в.). - Л.: Наука, 1976. - С. 189-202.

Попов A.A. Долганские сайтаны // Во имя возрождения, сохранения и развития культуры народов Сибири: русская этнографическая традиция: Мат. Всерос. науч.-полевого семинара, посвящ. 100-летию A.A. Попова и 125-летию В.Н. Васильева (2003 г.) и Всерос. науч. конф. «И.В. Попов — основоположник изобразительного искусства Якутии: исследователь, просветитель, гуманист», посвящ. 130-летию И.В. Попова (2004 г.). — Новосибирск: Наука, 2010. - С. 112-119.

Токарев C.A. Ранние формы религии и их развитие. — М.: Политиздат, 1990. — 662 с.

Федотов Г.М. Фольклор Момы. — Ч. I. — Якутск: ЧИФ «Ситим», 1994. — 112 с.

Фольклор Верхоянья (былины и легенды). — Ба-тагай: Верхоянское управление культуры, 2006. — 175 с.

Шишло Б.П. К вопросу о взаимоотношениях социально-родовых отношений и дохристианских верований якутов // Вопросы науки в трудах молодых ученых Якутии. — Якутск, 1971. — С. 134—140.

СПИСОК ИНФОРМАТОРОВ

1. Бокова (Слепцова) Евдокия Николаевна (1933 г.р., эвенка).

2. Голиков Михаил Николаевич (1938 г.р., эвен, оленевод).

3. Корякина Мария Гаврильевна (1949 г.р., эвенка).

4. Федотов Григорий Михайлович (1945 г.р., вил. саха, фольклорист).

5. Федотова Мария Прокопьевна (1946 г.р., эвенка).

V.E. Vasiliev

Petroglyph near the pass Bakirkoy and its interpretation in the light of ethnographic

information about the «shaitans»

The author reports a new petroglyph, found in the mountains of Momsky ulus, and conventionally calls its «Shaitan». Myths and legends about the «shaitan» allow more widely consider the northern shamanism, which is closely deal with the sacred place where the ancient natives brought sacrifices.

Keywords: shamanism, ancestor worship, fetishes, rock drawings, myths, legends, rituals, Yukagirs Evens, Dolgans, Sakha.

УДК 39 (571.151)

B.B. Ушницкий

Поездки в тюркские республики Южной Сибири: впечатления этнографа

Статья посвящена впечатлениям от поездок на научные конференции по Южной Сибири: Тыве, Хакасии и Горному Алтаю. Такие поездки дополняют портфель исследователя новыми материалами, позволяют

© В.В. Ушницкий, 2014 г.

увидеть объект исследования собственными глазами, свободно ориентироваться в географии района и познакомиться с местными учеными. Посещение музеев, богатых археологическими артефактами и памятниками рунической письменности, а также возможность увидеть археологические памятники в поле позволяют окунуться в глубь веков и ощутить непрерывную связь времен.

Ключевые слова: этнография, конференции, Южная Сибирь, тюркология, рунические памятники, туризм, шаманизм.

Республики Хакасия, Тыва и Горный Алтай, как и Республика Саха (Якутия), расположены в стороне от основных транспортных магистралей. Посещение этой неизвестной мне ранее Сибири с ее многочисленными, самобытными малыми народами оставило неизгладимое впечатление.

Абакан, столица Республики Хакасия, — очень красивый, утопающий в зелени город. На этой гостеприимной земле нам удалось побывать дважды: в 2008 г. — на конференции, посвященной 110-летию расшифровке древнетюрк-ской письменности В. Томсеном и В.В. Радло-вым, летом 2010 г. — на международной научно-практической конференции по чатхану. Предки хакасов — енисейские кыргызы, были воинственным и культурным народом. Самоназвание хакасов — тадар. В дореволюционное время их знали как минусинских татар. В советское время, в 20-е годы ХХ в., хакасская интеллигенция выступила с предложением о принятии имени кыргыз в качестве самоназвания. Поскольку в Тянь-Шане уже существовал народ под именем кыргыз, то сошлись на названии хакас, которое было взято из китайских источников. На самом деле, это лишь одно из прочтений иероглифа, отражающего этноним кыргыз. Енисейские кыргызы в течение почти ста лет воевали с русскими отрядами, высылаемыми против них из всех сибирских городов, и в свою очередь сами осаждали гг. Томск, Кузнецк, Красноярский острог. Одновременно они сопротивлялись агрессии монгольских ханов и джунгарского контайши. В результате их национальный герой Иренак, множество раз разбивавший отряды русских стрельцов и казаков, осаждавший русские остроги и города, пал около Телецкого озера в неравном бою против монголов.

Когда кыргызы жили на Енисее, у них были многочисленные подвластные роды — так называемые кыштымы, которых кыргызы облагали ясаком. Среди них упоминаются сагайцы, качинцы — население Среднего Енисея, бель-тиры и кызыльцы. Названные племена вполне могли быть потомками других тюркоязычных племен, находившихся в зависимости от кыр-гызов Енисея, например, курыкан или алатов.

В этой связи интересно, что в хакасском фольклоре сохранилось самоназвание населения Минусинской котловины — хонгорой. Версию, в которой термин хонгорой выступает в качестве самоназвания хакасов, выдвинул профессор Виктор Яковлевич Бутанаев. Он автор многочисленных монографий по топонимике, степному праву, истории, религиозным основам бурханизма и традиционного хакасского шаманизма, по родовому составу, а также историко-культурного словаря хакасского народа.

Хакасы — народ не только с древней письменностью, но и с древней музыкальной культурой. Об этом свидетельствует сохранившийся струнный инструмент — чатхан. Хакасы составляют только 10% населения многонациональной республики. Поэтому, когда проходит какое-либо чисто хакасское мероприятие, вся хакасская интеллигенция, молодежь и простые люди собираются в парке, одевшись в национальную одежду. Этой сплоченностью и неподдельной радостью на лицах они напоминают Якутск советских времен, когда в конце 80-х начинали проводиться первые осуохаи, выступления ученых и писателей, городские ысыахи, собиравшие огромную аудиторию.

На конференции по чатхану в 2010 г. приняли участие исследователи из Германии, Испании, Японии, Горного Алтая и т.д. Они исполняли мелодии на чатхане в юрте, в театре, в Национальном парке им. Кадышева. Гостеприимство хакасов проявилось в том, что для участников конференции они организовали широкую культурную программу, в которую входил показ музеев, известных археологических памятников и этнографических комплексов. В благодатной Минусинской котловине еще в глубокой древности существовал один из очагов человеческой цивилизации. Окуневцы возводили каменные изваяния, в которых отражали свои мифологические представления, удивительным образом совпадающие с сюжетами олонхо, — противостояние сил добра и зла, в символической форме борьба с фантастическими животными, разделение Вселенной на три мира, первые навыки скотоводства. Это можно увидеть в памятниках, возведенных еще

4 тысячи лет назад первыми людьми, ступившими из каменного века в эпоху металлов. О почитании хакасами каменных статуй с таинственными ликами свидетельствует поклонение Улуг Куртуях Тас — богине деторождения. Побывали мы и в Барсучьем Логе — памятнике, изучение которого совместной германо-российской экспедицией вызвало оживленные дискуссии в прессе.

Во время конференции, посвященной прочтению древнетюркской руники, мы, гости, посетили Минусинский музей, во дворе которого увидели множество стел с руническими знаками. Их начали собирать еще в 20-х гг. XX в., что спасло многие памятники от уничтожения в советское время. Окуневские стелы покрыты загадочными знаками и нарисованными ликами. Многие из них стерты. Салбык-ский курган, камни, стоящие вокруг, оказывают ошеломляющее впечатление. Курган был построен как место усыпальницы тагарского царя. Можно себе представить, какой властью обладал он в Минусинской котловине! Плавание на теплоходе по Енисею и далее по искусственному Красноярскому морю к писанице в дни проведения симпозиума по чатхану тоже было увлекательным. Восхождение на гору, на вершине которой можно было запечатлеть старинные рисунки, нанесенные человеком, отняло много сил. Наградой после спуска были традиционный шашлык и баня на теплоходе.

Горы в Хакасии — это нечто! Они не такие высокие, как на Алтае, поэтому на них при желании можно взобраться. Во время первого посещения Хакасии, в 2008 г., вместе с сотрудниками ХакНИИЯЛИ я взобрался на гору Шишка, возвышающуюся над Минусинском. Там находится укрепление, возведенное человеком, — шиве. Исследователи спорят о его предназначении.

Летом 2012 г. мы побывали еще раз в Хакасии на национальном празднике Тун Айран. Обычно у них проводится Тун Пайрам под патронажем правительства Республики Хакасия. Поскольку это праздник административный, то он давно перерос рамки народного гуляния. Поэтому передовые хакасы, озабоченные сохранением родного языка и культуры, решили проводить свой национальный праздник «первого молока» рядом с озером Шира в Аскиз-ской степи. Два дня над сопкой веял на ветру хакасский флаг. Сначала милиционеров было больше, чем организаторов и помощников. Они, по указанию районного начальства, вся-

чески препятствовали проведению народного праздника, не вошедшего в перечень республиканских мероприятий. В этом смысле накаленная обстановка вокруг проведения Тун Айрана напоминала ситуацию конца 80-х гг. в Якутске, когда вдруг стали проводиться позабытые национальные Ысыахи. Всю ночь в расположившихся на сопке юртах звучали песни, исполняемые на топшуре. Борцы, прибывшие из окрестных сел, участвовали в национальной борьбе на поясах, отличающейся динамичным характером.

В Красноярском крае на поляне около знаменитого села Шушенское проводится ежегодный международный фестиваль этнической музыки «Саянские огни». На нем почти каждый год своей музыкой и костюмом производит фурор группа Айырхаан, возглавляемая Альбиной Дегтяревой. В 2010 г. в фестивале принимал участие Саарын. Активное участие принимают и тувинские исполнители горлового пения. Когда якутская труппа организовала ночную дискотеку, играя на хомусе для 10—20-тысячной славянской молодежной аудитории, от восторга захватывало дух.

Из Абакана в Республику Тыва ехали на автомобиле. Вид высоких перевалов с заснеженными вершинами завораживал. Семь часов на такси — по шоссе, по горным перевалам и степи, рядом с горными речушками — и ты на территории Тывы. Тыва еще в XIX в. обрела независимость от Цинской империи Китая и на картах фигурировала под названием Урянхайский край. После СССР и Монголии под названием Танну-Тувинская народная республика стала третьей социалистической страной в мире. В 1944 г. она была аннексирована СССР.

В начале 90-х гг. произошли сильные национальные волнения и из республики начался отъезд русскоязычного населения. Волнения прекратились только тогда, когда в степные районы вошла дивизия ВДВ.

В настоящее время строится железная дорога Новосибирск — Кызыл. В связи с этим у местного населения имеются большие опасения, т.к. она должна пройти по местам расположения древних курганов. Тыва скоро может стать археологической Меккой. В национальном музее имени Маадыра открылся Золотой Зал, где выставлены редчайшие золотые сокровища из кургана Аржан. Второй Аржанский курган был открыт и изучен российско-германской экспедицией, но правительство Тывы добилось передачи обнаруженных артефактов в собственность республики.

Обычно тувинскую молодежь считают агрессивной и маловоспитанной ввиду их гордого и воинственного нрава. Прочитав и написав рецензию на монографию отставного генерала Российской армии Вячеслава Дар-жаа «Мужские занятия тувинцев», мы разгадали этот феномен. Тувинцы сохранили традиции и быт степняков Центральной Азии, где принято убивать волка кнутом на полном скаку, выходить на медведя и волка с одним ножом, совершать рейды в соседние регионы с целью кражи лошадей, сутками находясь внутри табуна, не выдавая своего присутствия табунщикам. Надеюсь, что когда-нибудь и у нас появится подобный труд, повествующий о якутских коневодах, оленеводах, охотниках и рыбаках, об особенностях якутской охоты на утку и горного барана — чубуку, волка и медведя.

Территория Тывы состоит из совершенно разных географических районов. Есть и тундровая зона — это район Тоджи, здесь живут тувинцы-тоджинцы, получившие недавно статус малочисленной северной народности РФ. Средство их передвижения — олени, способ существования — охота и рыболовство. По труднодоступной горной тайге Саяна и Алтая тувинские этнические группы мигрировали в соседние регионы — в Бурятию и Монголию. В Монголии в труднодоступной горной зоне есть малочисленный народ цаатаны, в Бурятии — тофалары, или карагасы, — все они часть тувинского народа.

В Тыву мы отправились после Хакасии, 6—7 июля 2010 г. 1—4 июля одновременно с мероприятиями в Хакасии там состоялась международная конференция, посвященная 80-летию тувинской письменности. У всех тюркских народов, кроме сибирских, были собственные системы письменности, связанные с принятием буддийской, исламской, иудейской веры.

Горный Алтай справедливо называют Российской Швейцарией. Величественные горные пейзажи сочетаются с бурными реками (Ка-тунь, Бия, Чулышман). Горные, ледникового происхождения, чистейшие озера: Телецкое — одно из самых глубоководных в мире, Муль-тинское и Тайменье — в Усть-Коксинском районе, восхищают туристов своей красотой. В июле 2010 г. мы приняли участие в работе ежегодной научной конференции, посвященной юбилею великого российского художника Г.Е. Чорос-Гуркина, запечатлевшего на своих картинах виды Алтая и быт алтайских народов в начале XX в. Национальный лидер алтайско-

го народа, председатель правительства Республики Горный Алтай, он в годы Гражданской войны и в первые десятилетия советской власти пережил все тяготы, связанные с бурными событиями и преследованиями. Его картины, выставленные в Барнаульском музее, куда мы приехали на научную конференцию «Этнография Алтая и сопредельных районов», потрясли нас изображением быта алтайских скотоводов и охотников, горных пейзажей Великого Алтая. Думаю, что знакомство с картинами и творчеством Г.Е. Чорос-Гуркина стало бы огромным событием в культурной жизни якутской общественности. На Алтае хорошо знают нашего министра культуры и театрального режиссера А.С. Борисова, поставившего спектакль о Чо-рос-Гуркине.

Сразу после Аносских чтений в музее-усадьбе Г.Е. Чорос-Гуркина в Аносе начался национальный праздник Эль Ойун, проводящийся в местности Эло Онгудайского района. На этот праздник съезжаются участники и зрители со всех районов Республики Горный Алтай. Лучшие артисты и мастера национальных ремесел, спортсмены прибывают сюда, чтобы помериться силами. Праздник обычно начинается с театрализованного представления, отражающего различные эпизоды из истории алтайского народа. На этот раз он был посвящен жизни Г.Е. Чорос-Гуркина в годы Гражданской войны, его скитаниям по Монголии.

Алтайцы придерживаются родовой принадлежности. Название каждого рода (сеока) уходит в глубокую древность. Есть потомки кыпчаков, меркитов, найман (майма), сойо-нов. Каждый род имеет своего покровителя, почитаемого в качестве тотема, и родовую гору.

Ключевыми в празднике Эль Ойун являются соревнования по национальным видам спорта. В них участвуют команды районов, выставляющие своих лучших спортсменов. Есть конные скачки, есть соревнования по курешу — поясной борьбе. Есть турнир по кок-пар — коз-лодранию, когда две команды всадников стараются забросить тушу козла в колодец. Соревнуются по метанию бревна, по подбрасыванию носком сапога свинцовой кругляшки, по подниманию гири и камней, по сбиванию кнутом выставленных фигурок. Особый раздел составляет быстрое взбирание на кедр и сбивание шишек с дерева. Вечером выступления артистов на специальной площадке собирают максимальное количество зрителей, расположившихся на трибунах.

В селе Курота Онгудайского района проживал кам* Аржаан Кузереков. Он гадает с помощью арчына — можжевельника и лечит, играя на топшуре кай**. Каждое утро около его юрты толпится народ, прибывший на лечение. Рядом с деревней расположен эколого-туристический комплекс Уч-Энмек. Там имеется сотни юрт, в которых отдыхают туристы, прибывающие из центральных городов. В основном это группы по интересам: йоги, кришнаиты, индейцы и люди, интересующиеся танцами народов мира. И вдруг, только в их лагере, поднялся пыльный столб, крутясь, он вмиг сорвал покрытия с юрт. Напуганное торнадо начальство лагеря пригласило Аржаана, чтобы он своим благо-словлением защитил лагерь. Отправляясь в путь, Аржаан многозначительно произнес: «Я знал, что так будет». Горный Алтай славится подобными шаманами.

Рядом с поселком много археологических памятников. Так, в Караколе при строительстве памятника во дворе школы было обнаружено захоронение времен неолита. Неподалеку стоят знаменитые курганы Туэкта, Башадыр, относящиеся к пазырыкской культуре. За деревней Кулада есть нетронутые археологами величественные курганы, которые местное население тщательно охраняет от посторонних глаз. За Караколом в сторону Кулады находится Бичикту боом, т.е. Писаная скала, с огромным количеством наскальных рисунков разных эпох и рунических надписей. Летом 2010 г. там работала археологическая экспедиция Кемеровского госуниверситета под руководством А.И. Мартынова, мы принимали участие в её работе.

Далеко за перевалом, на пути к высокогорным Кош-Агачскому и Улаганскому районам есть знаменитая горная местность Калбак-таш, где обнаружены тысячи наскальных рисунков и множество рунических надписей. Там строится новая автострада, при сооружении которой были выявлены новые курганы эпохи средневековья и туда срочно привлекли археологов.

В Горном Алтае очень активно развивается туризм. Из Новосибирска, Бийска, Барнаула курсируют прямые рейсы в наиболее оживленные туристические места. Телецкое озеро, расположенное в Турочакском районе, — постоянное место отдыха российских туристов. Местные жители для туристов сдают свои дома, организовывают конные экскурсии и катания

* Кам — шаман. — В.У.

** Кай — горловое пение. — В.У.

на моторных лодках и теплоходе по Телецкому озеру. Озеро — вулканического происхождения, питается подземными водами, поэтому поражает чрезвычайной глубиной, из него вытекает р. Бия. Вокруг озера проживают тубала-ры — малочисленная тюркоязычная народность. В районе богатые кедровые леса, едва не вырубленные в советское время леспромхозами. Рядом с Горно-Алтайском есть знаменитый Манжерок, озеро Айа, Бирюзовая Катунь и т.д., обетованные места для туристов.

Многих туристов привлекает далекий Усть-Коксинский район. Прежде всего это гора Белуха, 4,5 тыс. м высотой. Туристы, альпинисты, экстремалы, рериховцы, мулдашевцы — все стремятся к ней, чтобы прикоснуться к ней или увидеть её хотя бы издалека, впитать её энергию. С Белухи стекают ледниковые воды, превращающиеся в красивейшие Мультинские, Кучерлинские озера и р. Ак-Кем. Конный поход на Белуху занимает 4 дня, на Мультинские озера можно попасть через 4 часа езды на автомобиле «Урал» по бездорожью, наверх в горы. Озеро поражает невероятной красотой, вокруг него, вплоть до водопада Шумы, можно увидеть палатки и встретить пеших туристов с рюкзаками. Сплав по Бие и Катуни — очень занимательная экскурсия для интересующихся экстримом, резиновая лодка «Раф» тяжело продлевает подводные течения; можно натолкнуться на камни.

Кош-Агачский район закрыт для туристов, туда можно попасть только получив визу в пограничном пункте. В этом районе живет кочующее казахское и алтайское население, проживающее в монгольских юртах. Там, на красивом, труднодоступном плато есть местность Укок, именно здесь обнаружили т.н. Алтайскую леди. По мнению алтайцев, после её обнаружения в Горном Алтае начались частые землетрясения. По настоянию алтайской общественности работа археологической экспедиции под руководством Н.В. Полосьмак была прекращена. Вообще отношение к археологам в Горном Алтае, можно сказать, враждебно-подозрительное, т.к. жители считают, что, раскапывая могилы их предков, они тем самым тревожат местных духов. Урочище Пазырык находится в Улаганском районе рядом с деревней Балыкча. Коренное население еще с советских времен знаменито своим агрессивным нравом. Согласно интернет-публикации, там в 80-е гг. спецназ

КГБ подавил бунт местных, отказавшихся признать советскую власть. Насчет этнической принадлежности пазырыкской культуры есть самые разные мнения. Н.В. Полосьмак считает что сокровища, найденные в Пазырыкском кургане (ковры, гобелены, украшения, оружие), принадлежат мигрантам из Средней Азии — согдийцам, Л.Н. Марсодолов связывает их с перекочевавшими из Малой Азии киммерийцами, Улла Йохансен древнеалтайские орнаменты связывает с якутскими орнаментами, изученными ею в музейных коллекциях Западной Европы. В.И. Молодин на основе исследований участвовавших в его проекте генетиков выводит из пазырыкцев предков самодийских народов. А.И. Гоголев исходя из многочисленных этнокультурных параллелей считает пазы-рыкскую культуру стартовой при формировании якутской этнокультуры.

В Улаганском районе проживают теленги-ты, занесенные в список коренных малочисленных этносов Сибири и Крайнего Севера. Вообще с этнической идентичностью в Горноалтайской республике существует большая проблема. Дело в том, что алтайцы — сравнительно молодой этнос. Он образовался в XIX в. из остатков населения Джунгарского ханства, спасавшегося от маньчжурской армии под защитой русских крепостей. Основой этноса ал-тай-кижи являются теленгиты, в XVII в. имевшие свое ханство, включавшее огромную территорию современного Алтайского края с частью Новосибирской, Томской, Кемеровской и Омской областей. В советское время существовала единая алтайская народность с литературным языком. Только в XXI в. из состава алтайцев выделились малочисленные народы: ку-мандинцы, челканцы, теленгиты и тубалары. Их предки упоминаются в качестве «черневых» татар еще в XVII в. В.В. Радлов и Г.Н. Потанин, Н.Г. Ядринцев и другие исследователи конца XIX и начала XX вв. знали кумандинцев

как «лебединских» татар, челканцев — как «йыш кижи», тубаларов — как «черневых». Сейчас, с одной стороны, существует интеграция алтайских этносов в единую алтайскую народность, с другой — идет процесс выделения самостоятельных малых народностей из состава алтайцев. Так, теперь представители сеоков то-лос, майма, кузен и т.д. все чаще заявляют о том, что они имеют такое же право на самостоятельность, как и вышеобозначенные новые народности.

По Телецкому озеру в селах Артыбаш и Иогач живут челканцы и тубалары — малочисленные тюркоязычные народы. Раньше они существовали за счет охоты на марала и пушных зверей, во время охоты ночевали под кедром, разжигая костер. У них имелся обычай воровства невесты.

Таким образом, нам посчастливилось четыре раза побывать в Республике Горный Алтай: летом 2010 г. и летом 2011 г., когда мы предприняли трудное трехдневное путешествие на конях к подножью горы Белуха; летом 2012 г., когда приняли участие в юбилейной конференции Института алтаистики имени Суразакова и на национальном празднике Эль Ойын, и осенью 2012 г., когда снова в составе этнографической экспедиции съездили на Телецкое озеро в район проживания челканцев и тубаларов. В Республике Хакасия побывали трижды: осенью 2008 г. на конференции по рунической письменности в честь юбилея В. Томсена, летом 2010 г. — на конференции по чатхану, и летом 2011 г. — в составе этнографической экспедиции в Аскизский район.

Экспедиционные поездки в труднодоступные горные районы Южной Сибири, несмотря на утомительный путь, заряжают путешественника-этнографа энергией и нужными этнографическими наблюдениями: «Лучше один раз увидеть воочию, чем сто раз услышать».

V.V. Ushnitskiy

Trips to the South Siberia: the experience of the ethnographer

The article is devoted to the impressions from trips to conferences in the republics of the South Siberia to Tuva, Khakassia and Altai Mountains. Such trips complement the portfolio of researchers with new materials, enabling you to see the object of study for yourself, freely navigate the geography of the area and meet with local scientists. Visits to local museums, rich in archaeological artifacts and monuments of runic writing, as well as the chance to see archaeological sites directly in the field allow to plunge into the past and experience the continuous connection time.

Keywords: Ethnography, conference, Southern Siberia, turkology, runic monuments, tourism, shamanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.