Щевёлкин Иван Васильевич (?-1867 г.), кандидат Петербургского коммерческого училища, духовный писатель, автор рассказов о русской истории и статей о православных святынях
Поездка
в Берлюковскую пустынь
(фрагменты из очерка) 1
В мае нынешнего, 1864 года, представилась мне возможность выполнить давнишнее желание побывать в Берлюковской пустыни... Боясь ошибиться, я обратился к кассиру с вопросом: «На какой станции остановиться мне, чтоб ехать в Берлюки?» И что же? Кассир с усмешкой отвечал мне, что все торговые или фабричные села и деревни, лежащие на протяжении всей дороги вплоть до Нижнего или около нее ему известны, а о Берлюковской пустыни он слышит в первый раз. Признаюсь, известие это сильно меня озадачило.
— Да помилуйте, — говорю я, — Берлю-ковская пустынь, о которой знает вся Москва и усердно посещает ее, всего в пятнадцати верстах от вашей дороги; так как же вы не слыхали об ней.
— Но ведь это пустынь, или монастырь, а не фабричное или торговое село,— сказал, улыбаясь, кассир.
К счастью к моему, во время нашего разговора к кассе подошел купец и вывел меня из затруднительного положения. «Вам в Берлюков-скую пустынь? — обратился он ко мне.— Так нам вместе ехать до Васильевской станции». Мы взяли билеты и в ожидании первого звонка, вместе, как знакомые, присели на скамейку.
— Вы помолиться едете в Берлюки? — спросил меня сосед.
— Главное — помолиться, а потом уже отдохнуть от московской жизни и подышать чис-
1 Сборник исторических очерков «Путешествия вокруг Москвы». Авт.-сост. Ватник Н. С. М.О., Издательский дом «Московия», 2006. С. 201-208. Текст печатается в авторской редакции.
тым воздухом. Говорят, что воздух и местоположение в Берлюках восхитительные.
— Что и говорить. Во всей губернии не найдете такого приволья. Мы-таки раза по три в лето побываем у Спасителя. От нас, от села Купавны до монастыря верст 15-ть будет, не более. Если угодно, от Василева до Купавны мы доедем вместе, а там и лошадку приищем до обители.
.Пара бойких лошадок, запряженных в небольшой тарантасик, помчалась довольно быстро; проехав версты две по Владимирскому шоссе, мы своротили влево и верст шесть пробирались лесом. Миновав лес и деревеньку с крошечными избенками, а потом две барских усадьбы, завидел я вдали церковь прекрасной архитектуры и знаменитую когда-то лосиную фабрику.
— Ну, вот и Спаситель показался,— сказал мой возница, снимая шляпу и осеняя себя крестным знамением.
— Какой Спаситель? — спросил я.
— А Берлюки-то; ведь у нас больше говорят: пойдем к Спасителю, а не в Берлюковскую пустынь, для того, что там есть чудотворная икона Спасителя явленная; так мы все больше к Спасителю говорим; у нас бабы, пожалуй, и в толк не возьмут, коли скажете — в Берлюки.
Миновав деревню. мы вполне увидели Берлюковский монастырь, заслоняемый с дороги небольшой, но густой сосновой рощей. Мы подъехали к монастырской гостинице для приезжающих и приходящих богомольцев, расположенной против св. ворот обители в одном каменном и трех больших деревянных корпусах. Отец гостинник, ласковый и приветливый, проводил меня в каменный дом, отдал чистую и просторную комнату в мое распоряжение и предложил самоварчик с дороги. С особенным удовольствием напившись чаю, я пошел помолиться пред чудотворной иконой Христа Спасителя, называемой «Лобзание Иуды», а потом отправился полюбоваться обителью снаружи перед закатом солнечным. С юго-западной стороны, из-за речки Бори, омывающей крутой берег, на котором возвышается Берлюковская пустынь, вид ее превосходен; отсюда виднеются: угловая башня, временная, должно быть, одноярусная каменная колокольня с висящим на ней огромным колоколом, большие ворота, ведущие из монастыря на обширную террасу и двухэтажный каменный корпус настоятельских келий с небольшою в нем
47
48
церковью; далее из-за забора в косогор виден вход в пещерки, над которыми недавно построена каменная часовня, а за ней между огромными соснами возвышается небольшой храм с колокольней. С восточной стороны к обители примыкает густая сосновая роща, обнесенная частоколом; с северной же стороны построены корпуса гостиных келий и конный и скотный дворы.
Начало основания Николаевской Берлю-ковской пустыни относят к временам междуцарствия, к 1612 году, когда безбожные и корыстолюбивые ляхи толпами, как голодные волки, бродили около Москвы и по ее окрестностям, грабили жителей и разоряли мирные обители иноков, полагая найти в них мнимые богатства. Предание повествует, что в это время, желая скрыться от кровожадных злодеев, в здешние места пришел благочестивый инок старец Вар-лаам и уединился в густом лесу близь речки Бори. Не имея ничего, кроме иконы святителя и чудотворца Николая, отшельник Варлаам, чтобы выпросить себе хлеба насущного, иногда покидал свою пустыню; окрестные же жители, полюбив старца, с любовью подавали ему все необходимое для жизни: и хлеб и одежду. Когда о врагах Отечества не стало слышно во всей России, старец Варлаам, плененный прекрасным местоположением, совершенною тишиною и невозмутимым уединением, не захотел оставить пустыню, которая сохранила его от злобы поляков, и стал придумывать, как бы построить при убежище своем небольшую церковь, для всегдашнего прославления имени Божия, и при ней кельи. Когда же он объявил владельцу земли, где была его пустынь, и окрестным жителям о своем намерении, то встретил со стороны их теплое сочувствие благочестивому желанию его: владелец уступил старцу Варлааму порядочный участок земли, и жители помогли ему в богоугодном деле. К сожалению, до нас не дошло никаких письменных свидетельств о постепенном возрастании обители, созданной старцем Варлаамом; изустные же предания повествуют, что обитель его процвела, была окружена оградой и в ней спасалось много братии; потом стала она приходить в упадок; братия, не имея средств к жизни, разошлась по другим обителям. Во время управления Московскою епархией преосвященного Платона в Берлюковской пустыне оставалась только одна разрушавшаяся церковь во имя святые Троицы, заросшая крапивой и репейником; кельи же и ограды давно не су-
ществовало. Ревностный возобновитель святых обителей, Архипастырь послал в запустелую Берлюковскую пустынь строителем иеромонаха Иоасафа, человека благочестивого и деятельного, и сам принимал живое участие в восстановлении обители...
...Из св. ворот, над которыми устроена церковь во имя святителя Василия Великого, при входе в обитель глазам представляется небольшой одноглавый каменный соборный храм во имя святые Троицы с двумя приделами в трапезе, во имя святителя и чудотворца Николая и великомученика Мины, воздвигнутый строителем Иоасафом и освященный в 1786 году митрополитом Платоном.
.Внутренность собственно Троицкой церкви также совершенно исправлена: в ней стены украсились превосходной живописью и поставлен новый великолепный иконостас из розового дерева с резьбою из ореха, с позолотою в немногих местах и резными золочеными херувимами по верху. В иконостасе этом соединены изящность и простота, отчетливость работы и прочность. Справедливость требует отдать честь и хвалу московскому мастеру Павлу Варфоломеевичу Алексееву, который работал иконостас этот, а также клиросы и два великолепных киота, розового же дерева с резьбою из ореха, в коих поставлены: чудотворный образ Христа Спасителя «Лобзание Иуды» и икона Бо-жией Матери. Местные иконы в нижнем ярусе иконостаса все в серебряных ризах с вызолоченными венцами, украшенными разноцветными каменьями, поставлены в вызолоченных бронзовых рамах за цельными зеркальными стеклами; в прочих же трех ярусах все образа хорошего иконного письма без окладов, окружены деревянными резными вызолоченными рамками. Иконостас этот замечателен еще тем, что стороны его и царских врат, обращенные ко св. алтарю, украшены святыми иконами.
Влево от св. ворот возвышается обширный и великолепный храм, каменный, о пяти главах, во имя Христа Спасителя, чудотворного образа Его «Лобзание Иуды», однопрестольный. Он построен в виде четвероконечного креста покойным Берлюковским настоятелем архимандритом Венедиктом и освящен в 1847 году Высокопреосвященным Филаретом, митрополитом Московским. Внутренняя отделка храма, иконостас и в нем святые иконы вполне соответствуют наружному великолепию его.
В корпусе настоятельском устроена больничная церковь во имя всех святых. Небольшая, но весьма изящная, с хорами для престарелой и больной братии, помещающейся в кельях подле церкви. В ней замечателен иконостас, весь резной и вызолоченный по тюлю, работы мастера Павла Константинова, проживающего в селе Купавне.
.Против западной стены Казанской церкви покоится прах схимонаха Макария, отличавшегося святою, подвижническою жизнью и необыкновенным трудолюбием. Его руками выкопаны пещерки несколько вправо от Казанской церкви в косогоре. Надо удивляться трудам и терпению благочестивого старца. Грунт земли, в которой не копал он, а выламывал, или, лучше сказать, выдалбливал пещерки, чрезвычайно твердый, содержащий в себе железную руду. В память старца Макария теперешний строитель о. Иосиф поправил пещерки эти, и соорудил над пещерой, в которой жил и подвизался покойный труженик, каменную часовню с благочестивым намерением, если Господь поможет, со временем устроить в ней церковь и учредить здесь неусыпное чтение псалтири за упокой душ умерших благотворителей Берлюковской пустыни.
Подле могилы старца Макария положен иеромонах Феодорит, умерший 27-го февраля
прошлого 1863 года. Ученик, друг и собеседник покойного Макария, иеромонах Феодорит по подвижнической жизни и благочестию был ему подобен; сверх того отличался необыкновенною добротой и незлобием и величайшим терпением и покорностью воле Божией. Удрученный летами и тяжкою болезнью, он шесть лет пролежал на спине, не в состоянии будучи ни привстать, ни поворотиться; и никогда слово ропота не исходило из уст его, но одно благодарение Господу, посылающему недуги телесные в очищение души нашей.
В Берлюковской пустыне с самого основания ее заведено полное общежитие, которое и ныне строго поддерживается: все живущие здесь монашествующие и послушники получают от обители пищу, одежду, белье, обувь и все необходимое, и, на утешение, ежемесячно выдается чай и сахар.
.Четыре дня, проведенные мною в Берлюковской пустыне, протекли незаметно. Мир, благоденствие и милость Божия да пребудут всегда с вами, добрые, приветливые и трудолюбивые старцы и братия, работающие Господу; не забывайте грешного Иоанна в святых молитвах ваших; время же, проведенное с вами, никогда не изгладится из моей памяти.
49