Научная статья на тему 'Поездка в Берлюковскую пустынь (фрагменты из очерка)'

Поездка в Берлюковскую пустынь (фрагменты из очерка) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЩЕВЁЛКИН И. В. / ПАЛОМНИЧЕСТВО / БЕРЛЮКОВСКАЯ ПУСТЫНЬ / СТАРЕЦ ВАРЛААМ / I. V. SHCHEVYOLKIN / PILGRIMAGE / ELDER VARLAAM / BERLYUKOVSKAYA PUSTYN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щевёлкин Иван Васильевич

Очерк дореволюционного духовного писателя И. В. Щевёлкина о его поездке в Берлюковскую пустынь, где он был радушно встречен и пробыл несколько дней. Автор пишет об истории, святынях и превосходных видах монастыря. Его особое внимание привлекает житие старца Варлаама, основавшего монастырь в 1612 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOURNEY TO BERLYUKOVSKAYA PUSTYN (ESSAY EXTRACTS)

The essay by prerevolutionary writer I. V. Shchevyolkin is about his journey to the Berlyukovskaya pustyn where he received a cordial welcome and stayed for several days. The author wrote about the history, holy shrines and splendid sights of the monastery. The biography of the Elder Varlaam who had founded the monastery in 1612 attracted his special attention.

Текст научной работы на тему «Поездка в Берлюковскую пустынь (фрагменты из очерка)»

Щевёлкин Иван Васильевич (?-1867 г.), кандидат Петербургского коммерческого училища, духовный писатель, автор рассказов о русской истории и статей о православных святынях

Поездка

в Берлюковскую пустынь

(фрагменты из очерка) 1

В мае нынешнего, 1864 года, представилась мне возможность выполнить давнишнее желание побывать в Берлюковской пустыни... Боясь ошибиться, я обратился к кассиру с вопросом: «На какой станции остановиться мне, чтоб ехать в Берлюки?» И что же? Кассир с усмешкой отвечал мне, что все торговые или фабричные села и деревни, лежащие на протяжении всей дороги вплоть до Нижнего или около нее ему известны, а о Берлюковской пустыни он слышит в первый раз. Признаюсь, известие это сильно меня озадачило.

— Да помилуйте, — говорю я, — Берлю-ковская пустынь, о которой знает вся Москва и усердно посещает ее, всего в пятнадцати верстах от вашей дороги; так как же вы не слыхали об ней.

— Но ведь это пустынь, или монастырь, а не фабричное или торговое село,— сказал, улыбаясь, кассир.

К счастью к моему, во время нашего разговора к кассе подошел купец и вывел меня из затруднительного положения. «Вам в Берлюков-скую пустынь? — обратился он ко мне.— Так нам вместе ехать до Васильевской станции». Мы взяли билеты и в ожидании первого звонка, вместе, как знакомые, присели на скамейку.

— Вы помолиться едете в Берлюки? — спросил меня сосед.

— Главное — помолиться, а потом уже отдохнуть от московской жизни и подышать чис-

1 Сборник исторических очерков «Путешествия вокруг Москвы». Авт.-сост. Ватник Н. С. М.О., Издательский дом «Московия», 2006. С. 201-208. Текст печатается в авторской редакции.

тым воздухом. Говорят, что воздух и местоположение в Берлюках восхитительные.

— Что и говорить. Во всей губернии не найдете такого приволья. Мы-таки раза по три в лето побываем у Спасителя. От нас, от села Купавны до монастыря верст 15-ть будет, не более. Если угодно, от Василева до Купавны мы доедем вместе, а там и лошадку приищем до обители.

.Пара бойких лошадок, запряженных в небольшой тарантасик, помчалась довольно быстро; проехав версты две по Владимирскому шоссе, мы своротили влево и верст шесть пробирались лесом. Миновав лес и деревеньку с крошечными избенками, а потом две барских усадьбы, завидел я вдали церковь прекрасной архитектуры и знаменитую когда-то лосиную фабрику.

— Ну, вот и Спаситель показался,— сказал мой возница, снимая шляпу и осеняя себя крестным знамением.

— Какой Спаситель? — спросил я.

— А Берлюки-то; ведь у нас больше говорят: пойдем к Спасителю, а не в Берлюковскую пустынь, для того, что там есть чудотворная икона Спасителя явленная; так мы все больше к Спасителю говорим; у нас бабы, пожалуй, и в толк не возьмут, коли скажете — в Берлюки.

Миновав деревню. мы вполне увидели Берлюковский монастырь, заслоняемый с дороги небольшой, но густой сосновой рощей. Мы подъехали к монастырской гостинице для приезжающих и приходящих богомольцев, расположенной против св. ворот обители в одном каменном и трех больших деревянных корпусах. Отец гостинник, ласковый и приветливый, проводил меня в каменный дом, отдал чистую и просторную комнату в мое распоряжение и предложил самоварчик с дороги. С особенным удовольствием напившись чаю, я пошел помолиться пред чудотворной иконой Христа Спасителя, называемой «Лобзание Иуды», а потом отправился полюбоваться обителью снаружи перед закатом солнечным. С юго-западной стороны, из-за речки Бори, омывающей крутой берег, на котором возвышается Берлюковская пустынь, вид ее превосходен; отсюда виднеются: угловая башня, временная, должно быть, одноярусная каменная колокольня с висящим на ней огромным колоколом, большие ворота, ведущие из монастыря на обширную террасу и двухэтажный каменный корпус настоятельских келий с небольшою в нем

47

48

церковью; далее из-за забора в косогор виден вход в пещерки, над которыми недавно построена каменная часовня, а за ней между огромными соснами возвышается небольшой храм с колокольней. С восточной стороны к обители примыкает густая сосновая роща, обнесенная частоколом; с северной же стороны построены корпуса гостиных келий и конный и скотный дворы.

Начало основания Николаевской Берлю-ковской пустыни относят к временам междуцарствия, к 1612 году, когда безбожные и корыстолюбивые ляхи толпами, как голодные волки, бродили около Москвы и по ее окрестностям, грабили жителей и разоряли мирные обители иноков, полагая найти в них мнимые богатства. Предание повествует, что в это время, желая скрыться от кровожадных злодеев, в здешние места пришел благочестивый инок старец Вар-лаам и уединился в густом лесу близь речки Бори. Не имея ничего, кроме иконы святителя и чудотворца Николая, отшельник Варлаам, чтобы выпросить себе хлеба насущного, иногда покидал свою пустыню; окрестные же жители, полюбив старца, с любовью подавали ему все необходимое для жизни: и хлеб и одежду. Когда о врагах Отечества не стало слышно во всей России, старец Варлаам, плененный прекрасным местоположением, совершенною тишиною и невозмутимым уединением, не захотел оставить пустыню, которая сохранила его от злобы поляков, и стал придумывать, как бы построить при убежище своем небольшую церковь, для всегдашнего прославления имени Божия, и при ней кельи. Когда же он объявил владельцу земли, где была его пустынь, и окрестным жителям о своем намерении, то встретил со стороны их теплое сочувствие благочестивому желанию его: владелец уступил старцу Варлааму порядочный участок земли, и жители помогли ему в богоугодном деле. К сожалению, до нас не дошло никаких письменных свидетельств о постепенном возрастании обители, созданной старцем Варлаамом; изустные же предания повествуют, что обитель его процвела, была окружена оградой и в ней спасалось много братии; потом стала она приходить в упадок; братия, не имея средств к жизни, разошлась по другим обителям. Во время управления Московскою епархией преосвященного Платона в Берлюковской пустыне оставалась только одна разрушавшаяся церковь во имя святые Троицы, заросшая крапивой и репейником; кельи же и ограды давно не су-

ществовало. Ревностный возобновитель святых обителей, Архипастырь послал в запустелую Берлюковскую пустынь строителем иеромонаха Иоасафа, человека благочестивого и деятельного, и сам принимал живое участие в восстановлении обители...

...Из св. ворот, над которыми устроена церковь во имя святителя Василия Великого, при входе в обитель глазам представляется небольшой одноглавый каменный соборный храм во имя святые Троицы с двумя приделами в трапезе, во имя святителя и чудотворца Николая и великомученика Мины, воздвигнутый строителем Иоасафом и освященный в 1786 году митрополитом Платоном.

.Внутренность собственно Троицкой церкви также совершенно исправлена: в ней стены украсились превосходной живописью и поставлен новый великолепный иконостас из розового дерева с резьбою из ореха, с позолотою в немногих местах и резными золочеными херувимами по верху. В иконостасе этом соединены изящность и простота, отчетливость работы и прочность. Справедливость требует отдать честь и хвалу московскому мастеру Павлу Варфоломеевичу Алексееву, который работал иконостас этот, а также клиросы и два великолепных киота, розового же дерева с резьбою из ореха, в коих поставлены: чудотворный образ Христа Спасителя «Лобзание Иуды» и икона Бо-жией Матери. Местные иконы в нижнем ярусе иконостаса все в серебряных ризах с вызолоченными венцами, украшенными разноцветными каменьями, поставлены в вызолоченных бронзовых рамах за цельными зеркальными стеклами; в прочих же трех ярусах все образа хорошего иконного письма без окладов, окружены деревянными резными вызолоченными рамками. Иконостас этот замечателен еще тем, что стороны его и царских врат, обращенные ко св. алтарю, украшены святыми иконами.

Влево от св. ворот возвышается обширный и великолепный храм, каменный, о пяти главах, во имя Христа Спасителя, чудотворного образа Его «Лобзание Иуды», однопрестольный. Он построен в виде четвероконечного креста покойным Берлюковским настоятелем архимандритом Венедиктом и освящен в 1847 году Высокопреосвященным Филаретом, митрополитом Московским. Внутренняя отделка храма, иконостас и в нем святые иконы вполне соответствуют наружному великолепию его.

В корпусе настоятельском устроена больничная церковь во имя всех святых. Небольшая, но весьма изящная, с хорами для престарелой и больной братии, помещающейся в кельях подле церкви. В ней замечателен иконостас, весь резной и вызолоченный по тюлю, работы мастера Павла Константинова, проживающего в селе Купавне.

.Против западной стены Казанской церкви покоится прах схимонаха Макария, отличавшегося святою, подвижническою жизнью и необыкновенным трудолюбием. Его руками выкопаны пещерки несколько вправо от Казанской церкви в косогоре. Надо удивляться трудам и терпению благочестивого старца. Грунт земли, в которой не копал он, а выламывал, или, лучше сказать, выдалбливал пещерки, чрезвычайно твердый, содержащий в себе железную руду. В память старца Макария теперешний строитель о. Иосиф поправил пещерки эти, и соорудил над пещерой, в которой жил и подвизался покойный труженик, каменную часовню с благочестивым намерением, если Господь поможет, со временем устроить в ней церковь и учредить здесь неусыпное чтение псалтири за упокой душ умерших благотворителей Берлюковской пустыни.

Подле могилы старца Макария положен иеромонах Феодорит, умерший 27-го февраля

прошлого 1863 года. Ученик, друг и собеседник покойного Макария, иеромонах Феодорит по подвижнической жизни и благочестию был ему подобен; сверх того отличался необыкновенною добротой и незлобием и величайшим терпением и покорностью воле Божией. Удрученный летами и тяжкою болезнью, он шесть лет пролежал на спине, не в состоянии будучи ни привстать, ни поворотиться; и никогда слово ропота не исходило из уст его, но одно благодарение Господу, посылающему недуги телесные в очищение души нашей.

В Берлюковской пустыне с самого основания ее заведено полное общежитие, которое и ныне строго поддерживается: все живущие здесь монашествующие и послушники получают от обители пищу, одежду, белье, обувь и все необходимое, и, на утешение, ежемесячно выдается чай и сахар.

.Четыре дня, проведенные мною в Берлюковской пустыне, протекли незаметно. Мир, благоденствие и милость Божия да пребудут всегда с вами, добрые, приветливые и трудолюбивые старцы и братия, работающие Господу; не забывайте грешного Иоанна в святых молитвах ваших; время же, проведенное с вами, никогда не изгладится из моей памяти.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.