Научная статья на тему 'ПОЭТЫ РУССКОГО «АНДЕГРАУНДА» ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ СТОЛЕТИЯ'

ПОЭТЫ РУССКОГО «АНДЕГРАУНДА» ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ СТОЛЕТИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литература / литературный процесс / модернизм / поэзия / творчество.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хужанова О.Т.

В данной статье охарактеризован литературный процесс конца ХХ века, в частности, история становления поэтического «рок андеграунда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЭТЫ РУССКОГО «АНДЕГРАУНДА» ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ СТОЛЕТИЯ»

О.Т. Хужанова PhD, зав. кафедрой русской и мировой литературы, Термезский государственный университет, Термез

ПОЭТЫ РУССКОГО «АНДЕГРАУНДА» ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ

СТОЛЕТИЯ

Аннотация. В данной статье охарактеризован литературный процесс конца ХХ века, в частности, история становления поэтического «рок андеграунда».

Ключевые слова: литература, литературный процесс, модернизм, поэзия, творчество.

«Перемен! — требуют наши сердца.

Перемен! — требуют наши глаза.

В нашем смехе и в наших слезах, И в пульсации вен: Перемен!

Мы ждем перемен!..»

В.

Цой.

Развитие литературного процесса в 80-е годы прошлого столетия ознаменовано переосмыслением правящей партийной элитой основополагающих принципов социального развития и культурных отношений в обществе того времени.

Определяя политическую обстановку указанного периода, необходимо отметить, что заключительный этап «эпохи социализма», который был определен реализацией социального курса «обновления страны», под эгидой «Перестройки и гласности», значимо повлиял на развитие новых форм культурных и творческих отношений.

Частичная отмена запретов, расширение определенных рамок творческой дозволенности и ослабление идеологической цензуры послужили активным толчком для развития различных творческих направлений так называемой «субкультуры» социального подполья.

Касаясь истории становления поэтического «рок-андеграунда» (который в последующем гармонично вольется в общее культурное поле современной русской поэзии, как массовый общественный феномен второй половины ХХ столетия), по истечении более 35 лет, можно определить его как один из видов позднего поэтического «модернизма», который был принят молодежными массами страны на гребне волны популярности рок-движения второй половины 80-х.

Необходимо отметить и то, что рождение поэтики «рок-андеграунда» датировано началом 70-80-х годов прошлого столетия. Это творческое направление было официально легализовано и признанно идеологической

цензурой как «новый вид неформального творческого самовыражения молодежи».

Для более глубокого и детального понимания студенческой аудиторией принципов становления указанного поэтического направления, необходимо произвести ознакомление с творчеством литературного движения «Красной волны» Советского рока. Кроме этого, необходимо отразить основные принципы, касающиеся открытого социально-политического противостояния и нетерпимость поэтов-неформалов к консервативной системе государственных устоев с позиции творчества русского литературного диссидентства второй половины ХХ столетия.

Анализируя творческую проблематику поэтов-неформалов указанного периода, необходимо отметить, что социальный статус представителей данной творческой направленности в советской, а в последующем и русской поэзии конца ХХ столетия составляла, как правило, «активная студенческая молодежь из так называемых «городов-миллионников», с абсолютно новой для того времени формацией общественного мышления, которое было диаметрально противоположным идеологической гегемонии унитарного общества».

Их эпатаж по-новому определял правила общественных и социальных норм, а также продвигал новое понимание основ присущей им морали, духовных ценностей, таких, как творческая честность, молодежная солидарность, подлинная личностная свобода, любовь и ненасилие - как основные формы человеческого бытия, идейный пацифизм и социальная справедливость.

Основой творческой деятельности поэтов «Красной волны», являлась так называемая открытая протестная форма «провокационного диссидентства», которая определяла и требовала демократических преобразований в стране и политическое реформирование консервативных устоев в обществе.

Литературная подача критики в поэзии неформальных авторов «Красной волны» в отличие от писателей-диссидентов творческой интеллигенции, была решительнее, глубже и тверже, и имела конкретику конечной цели, граничащую с проявлениями форм социально-молодежного нигилизма и политического радикализма. На наш взгляд, это обусловлено тем, что поэты, представляющие данную формацию «субкультурного развития», к началу 80-х уже были консолидированы в творческие сообщества и позиционировали вид своего протестного самовыражения как общественную солидарность с общим мнением гражданских масс. То есть, протестную подачу своего креативного поэтического материала они осуществляли, как правило, в форме публичной концертной деятельности в аранжировке тяжелого музыкального сопровождения, от лица целого поколения страны, например:

«Мы хотим видеть дальше, чем окна дома напротив!

Мы хотим жить, мы живучи, как кошки.

И вот Мы пришли заявить о своих правах!

Слышишь шелест плащей, это Мы!

Мы родились в тесных квартирах новых районов.

Мы потеряли невинность в боях за любовь.

Нам уже стали тесны одежды,

Сшитые Вами для нас одежды!

И вот мы пришли сказать Вам о том, что дальше!»

[1]

В аспекте изучения творческого феномена поэзии Виктора Цоя (19621990 гг.), на примере вышеуказанных двух отрывков из его произведений «Дальше действовать будем Мы!» и «В наших глазах!», написанных еще в первой половине 80-х, очевидно, что им уже конкретно был озвучен социальный призыв к смене руководства и политического курса в стране.

В ходе изучения личности В. Цоя как одного из ярких представителей поэтов «Красной волны», необходимо отметить его талантливую многогранность как актера, художника и музыканта, но в данном контексте нужно непосредственно проанализировать его поэтическое дарование на основании того, что поэзия указанного автора прочно ассоциируется с временем «Перестройки и гласности», и не случайно его произведение «Мы ждем перемен!» (отрывок из которого был приведен в качестве эпиграфа к данной работе) является социальным гимном позднего Советского поколения.

Осуществляя анализ становления и развития поэзии «Красной волны», необходимо отметить и то, что творческий расцвет указанного направления пришелся на середину 80-х годов прошлого столетия, что и определило появление целой плеяды талантливых поэтов указанного неформального творчества таких, как Борис Гребенщиков, Вячеслав Бутусов, Константин Кинчев, Юрий Шевчук и мн. др.

https://lyricswor myi-11441.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.