| ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА | THEORY AND PRACTICE OF FINE ART
EDN: ORQRQN УДК 75.03
POETICIZATION OF FOLK LIFE
IN THE PAINTINGS OF CHEN SHUZHONG
Wang Beibei
Qiqihar University
Qiqihar City, Heilongjiang Province, China
State Institute of Fine Arts named after Dmitry Hvorostovsky
Krasnoyarsk, Russian Federation
Abstract: The works of artist Chen Shuzhong express his affection and kind irony for village life and rural landscapes. In his works, the theme of “rural life” is not a tool of criticism or ideology; it is self-sufficient and has high aesthetic value. The suffering, deprivation, backwardness and poverty of rural life lose their dramatic character under the painter’s brush and turn into an elegant and sophisticated picture of pure beauty, poetic and entertaining. Chen Shuzhong s folk painting and his special style is a topic that has been very popular in Chinese art history in recent years. In this article, Chen Shuzhong's paintings are examined and interpreted from a new point of view. Combining regional culture, the background of time, and the artist's personal experience, the author of this study emphasizes the features of the pictorial style, the reasons for the change in style and the formation of a unique language of symbols. By analyzing the artistic techniques and stylistic features of Chen Shuzhong's paintings, the author explores the aesthetic implications and emotional expression, interprets the unique artistic value of Chen Shuzhong's paintings, as well as his contribution to the development of the Northeast China painting and modern Chinese painting in general.
Keywords: Chen Shuzhong; vernacular painting; poetry; regional culture; artistic language.
Citation: Wang Beibei (2023). POETICIZATION OF FOLK LIFE IN THE PAINTINGS OF CHEN SHUZHONG. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka.Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, №4(17), pp. 144-151.
Ван Бэйбэй
Цицикарский университет
Цицикар, Китайская Народная Республика
Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского Красноярск, Российская Федерация
ПОЭТИЗАЦИЯ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В КАРТИНАХ ЧЭНЬ ШУЧУНА
Произведения художника Чэнь Шучуна выражают его привязанность к деревенской жизни, сельским пейзажам и добрую иронию. В его работах тема сельской жизни не является инструментом критики или идеологии, она самодостаточна и обладает высокой эстетической ценностью. Страдания, лишения, отсталость и нищета деревенского существования под кистью живописца теряют драматический характер, превращаются в изящную и утонченную картину чистой красоты, поэтичную и занимательную. Народная живопись Чэнь Шучуна и его особый стиль - тема, весьма популярная в китайском искусствознании последних лет. В данной статье картины Чэнь Шучуна рассмотрены и интерпретированы с новой точки зрения. Соединяя региональную культуру, фон времени, личный опыт художника, автор данного исследования выявляет особенности живописного стиля мастера, причины его изменения, отмечает формирование уникального
языка символов. Анализируя художественные приемы и стилистические особенности картин Чэнь Шучуна, автор исследует эстетический подтекст и эмоциональную экспрессию, указывает на художественную ценность живописи Чэнь Шучуна, а также на его вклад в развитие живописи Северо-Восточного Китая и современной живописи страны в целом.
Ключевые слова: Чэнь Шучун; народная живопись; поэзия; региональная культура; художественный язык.
Введение
Народная, или деревенская, живопись является значимой для глубокого изучения. В современном китайском искусстве есть отдельное направление - поэтическая народная живопись, представителем которой является художник Чэнь Шучун (род. в 1960) из северо-восточных провинций Китая. В течение длительного времени при зарождении сюжета будущей картины художник знакомится с прообразами создаваемых им персонажей, обществом и природной средой, в которой он сам в этот период работает и с которой связаны его герои. Начиная с названия каждой работы и заканчивая формальной красотой композиции, формой, перспективой и цветовыми решениями фигур, художник сформировал свой характерный примитивный рисунок, в котором сочетаются визуально яркие формы фигур людей и предметов и изысканные детали, зачастую символические.
Данное исследование объединяет такие направления, как социология искусства, иконография, психология и эстетика, для всестороннего изучения живописного творчества Чэнь Шучуна. Научная новизна заключается в том, что анализируется художественное выражение глубинных черт характера крестьян и типичных особенностей региона, в котором живет художник, рассматривается ход трансформации художественного стиля Чэнь Шучуна с целью выявления духовного содержания его картин.
Рассмотрим степень изученности обозначенной проблематики [ 1;2;3;4; 5;9; 11; 12].Китайский исследователь Ван Фань подробно рассмотрел идеи, происхождение и смысл художественного творчества мастера в работе «Грандиозный пейзаж» - оценка повседневного взгляда в картинах Чэнь Шучуна» [6]. Искусствовед Чэнь Яньбай проанализировал рассуждения художника о его отношении к Северо-Востоку Китая в работе «История „Пляжа с дикой травой" - нарратив в виртуозной живописи Чэнь Шучуна» [7]. В данной публикации подчеркивается, что забота Чэнь Шучуна о выживании крестьян в регионе, его детские воспоминания, впечатления о взрослении и размышления об истории родной земли расширяют широту и глубину повествования в серии народных картин мастера. В труде «Эмоциональный анализ северо-восточной народной масляной живописи» Лу Югуо [10] освещает эстетический подтекст и эмоциональное выражение в искусстве Чэнь Шучуна на протяжении его творческого пути. Анализируются три аспекта, а именно: динамическое выражение фигур, создание новых образов и внутренний мир персонажей. Все исследователи отмечают в произведениях мастера гуманистические черты и сюрреалистические подтексты.
Жизненный путь
Чэнь Шучуна часто называют Брейгелем Китая, его биография весьма интересна. Он родился в 1960 г. в уезде Синьмин провинции Ляонин, в небольшой деревне, где жило всего десять семей. Там не было детского сада, в котором с малышами занимаются рисованием, поэтому Чэнь
Шучжун только с помощью деревянной палки изображал на песке людей, дома, деревья и животных. Позже, когда он немного подрос, ему попались простонародные книжки про маленьких человечков, и Чэнь Шужун копировал оттуда персонажей. После окончания начальной школы Чэнь Шучжун считался лучшим в классе по рисованию, но из-за «культурной революции» не мог продолжить обучение, а создавал карикатуры, плакаты с крупными символами и другие изображения для заработка. Юный художник при этом старательно занимался самообразованием. Когда ему 17 лет, его семья переехала в юго-восточную часть уезда Синьмин. В это время он твердо решил, что хочет учиться живописи. Однако семья была бедной - большинство его братьев и сестер не посещали школу, они все вместе работали на ферме. Несмотря на тяжелый труд, он даже в полях рисовал эскизы, стремился улучшить свои навыки живописи, надеялся учиться дальше. После настоящих испытаний в 1980 г. он наконец-то вошел в двери желанной Академии изящных искусств Лу Синя в г. Шэньяне.
Во время учебы Чэнь Шучун очень много работал. Ему казалось, что здесь рай для живописи, и он посвятил ей всю свою энергию. В 1984 г. дипломная работа Чэнь Шучуна получила первый приз, это был триптих: «Плетение соломенных мешочков», «Кукурузная лапша» и «Вырезание ивовых флейт». Искусствоведами сразу была отмечена простота и глубокий смысл этих произведений. После окончания учебного заведения он был направлен на преподавательскую работу в педагогический колледж, где, помимо основной деятельности, занимался творчеством и стремился выработать собственный живописный язык. В этот период он сделал много зарисовок деревенских трудовых сцен и пейзажей. Этому способствовало то, что небольшой уезд, где он работал, был типичной сельской провинцией того времени: по улицам сновали мелкие торговцы на велосипедах, ездили повозки, запряженные лошадьми или волами и развозившие китайскую капусту, был здесь и шумный фермерский рынок.
В такой обстановке Чэнь Шучун проработал одиннадцать лет, и в это время им было написано большое количество этюдов и картин маслом, заложивших основу его последующих крупномасштабных произведений. В этот период его картины появлялись в провинциальных и городских выставочных залах, а в 1991 г. его работу «Пляж с дикой травой» отобрали для участия в нацио-
нальной выставке, что стало для Чэнь Шучуна большим стимулом. В 1995 г. Чэнь Шучун был принят в аспирантуру Лумийского университета и начал систематически изучать искусство неореализма и историю китайского и зарубежного искусства.
Анализ основных работ Чэнь Шучуна
Произведения Чэнь Шучуна можно разделить на два стилистически разных направления. Перове - это поэтическое изображение сельской жизни, но гиперболизированный язык живописи встречается редко, изображения более реалистичны.
В своих работах Чэнь Шучун рассказал о своем уникальном опыте повседневной жизни в тонкой манере. В серии работ «Пляж с дикой травой» есть и преувеличенный реализм и склонность к романтизму. В целом картины пронизаны любовью и уважением художника к жизни. Это видно в каждой детали. Картины маслом Чэнь Шучуна похожи на широкоформатные фотографии, способные создать визуальный эффект «большой сцены» и резкой детализации. Понятие «большая сцена» не означает, что велики размеры работ, а подчеркивает, что картины хорошо передают ощущение
большой сцены, являются всеобъемлющими, охватывают все аспекты жизни. Эффект резкой детализации значит, что каждая деталь в работе тщательно прописана, подобно тому, как фокусируется каждый участок при съемке сильным объективом. В своих произведениях Чэнь Шучун каждую деталь прорабатывает очень тщательно, что притягивает взгляд зрителя и заставляет его долго рассматривать картину как некую красивую сцену. Эти детали придают картине некую фрагментарность, что делает ее читаемой постепенно, воссоздается визуальный эффект, напоминающий свиток.
Композиция «Пляж с дикой травой. Времена года» - работа автора, вдохновленная композицией традиционного китайского свитка Каждая деталь на ней интересна и содержит бесконечные радости жизни. Эффект объединения деталей в
«большую сцену» облагораживает повседневную жизнь, выражая тем самым любовь автора к жизни и благоговение перед ней.
Тихую гармонию и простую красоту родного города Чэнь Шучжун передает и в других своих работах из серии «Пляж с дикой травой». Повествовательный сюжет его произведений рассказывает обо всем прекрасном, что может произойти там. Понимание автором места действия, замысел сюжета, пристальное внимание к повседневной жизни, тщательное отношение к деталям картины - все это свидетельствует о его глубоком художественном мастерстве и высокой степени человеческой заботы.
Во многих работах Чэнь Шучжуна используются панорамные композиции для передачи грандиозных сцен. Он структурирует различные сюжеты в картине, создавая визуальный эффект «высоты и простора». Идеальное сочетание грандиозных сцен, детализации и насыщенных колоритов делает произведения яркими и интригующими. После применения автором таких приемов, как «большая сцена», «резкой детализация» и «приподнятого сюжета», повседневные вещи выходят за рамки реальной жизни и обретают дыхание романтизма. Предпочтение Чэнь Шуцзуна больших сцен неслучайно. Когда автор был ребенком, его особенно интересовали многолюдные сюжеты. Когда он учился в Луми, он начал соприкасаться с большими советскими картинами, что еще больше заинтересовало его и направило к освоению законов крупноформатной сюжетной живописи. Во время учебы в аспирантуре Луми его научным направлением стала крупномасштабная масляная живопись, и под руководством своих наставников, г-на Рен Мэн-чжана и г-на Сун Хуэймина, он приобрел дополнительные навыки в создании крупноформатных сюжетных картин.
Позже Чэнь Шучун уехал с Северо-Востока Китая, чтобы преподавать в далеком Сычуаньском институте изящных искусств, и из-за тоски по родному городу привнес в свои работы много фантазийных элементов, придав им ощущение сна, с большой долей преувеличения. Данный период мы бы охарактеризовали как сюрреализм в направлении «поэтическая народная живописи».
Нельзя не отметить ярко выраженный повествовательный характер серии Чэнь Шучжуна «Пляж дикой травы». Художник умеет использовать дальние композиции и грандиозные сцены, чтобы передать образы из своей детской памяти.
Чэнь Шучун говорит об элементах неожиданности в процессе своего творчества. Они заключаются в следующем: независимо от того, уехал ли художник из деревни в город, или поступил в Академию изящных искусств Лу Синя, или стал преподавателем, он всегда пишет все то, что было знакомо и пережито в детстве. На основе разрозненных детских воспоминаний мастер осуществляет рекомбинацию реалий, как бы создавая эмоциональный сельский свиток, каждая часть которого способна вызвать у человека богатые ассоциации.
В композиции «Пляж с дикой травой, осень и зима. Диптих» художник передал сцены сельской жизни через временной контраст. На картине, изображающей осень, крестьяне заняты сбором урожая: одни убирают стебли кукурузы, другие развозят зерно по домам, а третьи строят навесы. Работают они с настроением, и, кажется, что они не чувствуют никакой усталости. Золотисто-желтый цвет, покрывающий всю картину, связан с созреванием плодов, а персонажи и сцены на картине намеренно переданы художником в поэтической манере. Например, в действительности при разгрузке кукурузных стеблей во дворе обязательно поднимается облако пыли, но на картине это не показано. Одежда крестьян во время работы становится грязной, но и этого здесь мы не видим. На картине все поэтично обработано, изображение полно особой прелести. Если присмотреться, то нетрудно обнаружить, что на крыше слева в середине картины есть «особый» человек, который держит в руке кисть и изображает трудовые будни жителей деревни, им оказывается сам художник. Автопортретная вставка часто встречается и в других работах Чэнь Шучу-на. Другие метафорические символы усиливают самоидентификацию сельского художника и подчеркивают подлинность и причастность к опыту деревенской жизни. Все это не только привносит визуальную игру, но и усиливает тему произведения.
На другой части диптиха холодная зима не помешала фермерам выйти за покупками, заняться торговлей, прогуляться по улице. Все они полны жизненной силы. Повествование в работах Чэнь Шучжуна - это не только эмоциональные воспоминания о личном детском опыте, но и исторический образ родного города художника. В серебристо-белых тонах художник поэтизирует крестьян, домашний скот и дома. Художник намеренно очистил цвета, чтобы сделать картину
ярче и поэтичнее и в то же время показать трудолюбие, смелость и предприимчивость фермеров.
Почему Чэнь Шучун поэтизирует жизнь на своих картинах? Ведь мы знаем, что художник с детства жил в деревне и его семья была очень бедной. Он прекрасно знает, что крестьяне устают, а вокруг них много грязных предметов труда. Но он не показывает этого, а делает акцент на красоте сельской жизни и трудолюбии сельских жителей. По сути, это своего рода надежда художника, что крестьяне будут жить лучше, а место, где они живут, будет более чистым и поэтичным.
Шедевры поэтической народной живописи с сюрреалистическими элементами
Как уже говорилось, после окончания аспирантуры Чэнь Шучун стал преподавателем в Сычуаньском институте изящных искусств. Он покинул свой дом в Северо-Восточном Китае, где провел так много времени с семьей и друзьями. Это оказало на него большое психологическое воздействие: Чэнь Шучун сильно скучал по родному пляжу с дикой травой, по милому сердцу городу с горами и водоемами, по близким и мечтал о Северо-Востоке даже во сне. В это время он добавлял в свои картины сюрреалистические элементы, утрируя фрукты и некоторые предметы повседневности, чтобы выразить свою тоску, а также эмоциональную привязанность. Наиболее репрезентативной работой того периода является картина «История пляжа дикой травы», созданная в 2003 г. В какой-то мере ее продолжением стала картина «Пляж с дикой травой. Деревенская история» 2015 г.
Когда мы смотрим на эту картину, то словно переносимся в мир, полный детских забав. Крестьяне здесь невинные и милые, все они толстые и грубые, полные энергии и бодрости. Соответственно, преувеличены яблоки, кукурузные початки, чайники и алюминиевые кастрюли. Группа крестьян сосредоточенно смотрит телепередачу, причем телевизор они перенесли на улицу, на каменную мельницу, а сверху на него положили букет цветов, как будто смотреть телевизор в помещении не очень приятно и нужно делать это в солнечном ветреном месте. Эти старые фермеры романтичны и поэтичны. Стебель кукурузы в нижней части больше человека, и несколько детей карабкаются по нему, весело играя. Затем мы подходим к кульминации картины, которая является самой интересной ее частью. Видим, как старый фермер и дети с трудом толкают большой
чайник. Он очень большой, старый фермер и дети, кажется, прилагают все силы, брызги воды летят на землю, привлекают несколько уток в воде. Не менее забавен правый верхний угол фотографии, где старый фермер измеряет линейкой огромное яблоко, рядом с ним бумага и ручка, как будто он делает научное открытие. Рядом с ним стоит дом в форме алюминиевой кастрюли, и старый фермер поднимается по лестнице на крышку. Над крышкой мужчина и женщина заняты сушкой арахиса, только видно, что он особенно крупный, вверху картины - преувеличенные алюминиевые горшки на вершине большой капусты, крупные апельсины, большие перепелиные яйца. Рассматривать подобные эпизоды можно бесконечно. На кирпичной стене сам Чэнь Шучун, надев шляпу, рисует с серьезным видом.
Пластическое искусство - это вид искусства, выражающий эмоции с помощью визуальных образов. Однако должно быть не простое запечатление момента жизни, а эмоциональное воссоздание. Только когда есть эстетический смысл, гораздо больший, чем бытовой момент жизни, композиция приобретает художественную значимость. Для получения захватывающего эстетиче-
ского настроения необходимо, чтобы художник при создании искусства исходил из реальности и одновременно «рождался» из нее, т.е. полностью понимал объект при написании картины и в то же время добавлял свою субъективную эмоцию. На протяжении веков любые шедевры создавались с чувством к людям, и именно художник через произведения ярко выражал свои эмоции.
Чэнь Шучун родился в деревне Наоцаотань и жил там долгое время, поэтому ему хорошо знакомы каждая травинка, дерево, кирпич и плитка. Восприятие духа природы, знание времен года в Северо-Восточном Китае, а также понимание сердец крестьян и любовь к ним - все это хранится в его душе. Эта любовь воплотилась в картинах в поэтическую и романтическую эмоцию. Сам художник говорил: «Я всегда думал, что эти обычные горные фермы обладают вечной красотой. Я не стремлюсь показать горечь крестьянских сцен, хотя деревня, где я родился и моя эпоха, имеют слишком много трудностей. Но при создании работы я переполнен красотой быта, естественной простотой жизненной силы и лиризмом существования!» [8]. Также он добавил: «Большие яблоки, кукуруза, арахис - все это то, на что надеются сельские жители во время осеннего сбора урожая, они верят, что у них будет хороший урожай, початки кукурузы должны быть крупными, яблоки и арахис тоже, да и остальное не меньше. Они ожидают, что все будет большим и отличного качества, чтобы потом они смогли продать урожай по хорошей цене» [8]. Чэнь Шучун улавливает это настроение фермеров и преувеличивает на картине фрукты, сельскохозяйственные инструменты и повседневные предметы. С другой стороны, мы уже отмечали, что сюрреалистическая экспрессия - результат тоски художника по родному городу и признак зрелости его творчества. Для него характерно сочетание реалистических и сюрреалистических средств. Самое главное, что он опирается на концептуальную реорганизацию реалистического изображения, во многом аналогичную традиционной китайской живописи. В системе западной живописи перспектива фиксирована, но в картинах Чэнь Шучуна она нарушена, и мастер может очень свободно располагать свои предметы.
Художественная ценность и социальная значимость произведений Чэнь Шучуна
Большинство художников при выражении своих эмоций следуют за пульсом времени. За 30 лет реформ и открытости, по мере повышения уровня жизни населения, эмоции крестьян Северо-Восточного Китая менялись, и порядок развития этих изменений таков: созерцание - ожидание -поэзия - удовольствие. Художник действительно общается с крестьянами и разговаривает с ними по душам, его работы отражают голоса селян воплощают дух жителей Северо-Востока. А также в них проявлен дух времени. Поэтическая простонародная эмоция Чэнь Шучуна - это выражение художником через свои произведения своеобразной привязанности, благодарности и юмора по отношению к сельской жизни и идиллическим пейзажам. В его работах деревенская жизнь перестает быть инструментом для обнажения реальности и осмысления политики, она самодостаточна сама по себе и обладает высокой эстетической ценностью. Изображение сельской жизни для художника уже не инструмент и не средство, а своего рода оценка и привязанность.
Критики часто ассоциируют Чэнь Шучжуна с Питером Брейгелем Старшим, считая, что его работы имеют стиль нидерландского мастера. Брейгель был художником, который визуально интерпретировал время через свои образы и вносил в творчество новаторские элементы, тем самым придавая новую силу традиционному искусству. Его вдохновляла природа и повседневная жизнь, что является характерной чертой народных художников. Он скрупулезно наблюдал за жизнью острым взглядом, обладал особым способом эмоционального выражения. Безусловно, пересечений у этих мастеров немало. Но работы Чэнь Шучуна - это не поверхностное подражание или копирование стилей. Китайский мастер прислушивается к зову собственного сердца и уже более 30 лет настойчиво использует в качестве сюжета условия и обычаи сельской местности своего северо-восточного края, с глубоким чувством рассказывая о своей духовной привязанности к родному дому. Чэнь Шучун любил Брейгеля, и городские зарисовки, сцены сбора урожая в деревне и снежные зимние пейзажи на картинах старого нидерландского мастера напоминали ему о его родном городе на севере КНР. Регион, изображенный на картинах Брейгеля, находится на той же широте, что и Северо-Восточный Китай, с теми же четырьмя различными временами года.
После окончания аспирантуры в 1991 г. Чэнь Шучжун почти все свои работы называет «Пляж с дикой травой» - это не конкретное название территории в Китае, а общая ссылка на местность, где вырос художник. В произведениях различной
тематики мы видим, что детские воспоминания, переживания взросления, размышления об истории и даже бурные фантазии могут происходить на земле «пляжа с дикой травой». Начиная с названия каждой работы и заканчивая формальной красотой композиции, формой, перспективой и цветовыми решениями фигур, художник Чэнь Шучун сформировал свой собственный характерный народный визуальный рисунок. Все мы знаем, что творчество - это поиск райского сада в своем сердце, а этот сад - не что иное, как речь сердца. Созерцание, предвкушение, поэзия, наслаждение и многие другие эмоции, которые невозможно выразить словами, способствуют художественному общению художника через его народную живопись со зрителем. Хорошая картина маслом - это удачное выражение эмоции. Они будут поняты зрителем, и произведения народной масляной живописи займут важное место в его душе.
Литература
1. *|J)S. ФИ>еИ£. :1Ь;£:ФИШ^ада±, 2005 = Лю Чунь. История китайской масляной живописи. - Пекин : China Youth Press, 2005. - URL: https://julac-cuhk.primo. exlibrisgroup.com/discovery/fulldisplay?vid=852JULAC_ CUHK:CUHK&docid=alma991017673119703407&context =L8dang=en (дата обращения 01.12.2023) (На кит.)
2. $М.ФИ№Й1£. 2007 = Ли Чао. История современной китайской масляной живописи. - Шанхай : Shanghai Painting and Calligraphy Press, 2007. - URL: https://archive.Org/details/l 986_20201119 (дата обращения 01.12.2023) (На кит.)
3. ВТ
Kk£t, 2008 = Гомбрих, Э. История искусства / Пер. с англ. Фань Цзинчжуна. - Наньнин : Guangxi Fine Arts Press, 2008. - URL: https://www.academia.edu/4722284/^;fj:M (дата обращения 01.12.2023) (На кит.)
4. ш
ШШ, 2019 = By Шихуа. Традиция и эпоха - местные размышления о современной народной масляной живописи // Art Observation. - 2019. - № 2. - URL: https://ra.lib.hksyu. edu.hk/jspui/cris/journals/journals02111 (дата обращения
01.12.2023) (На кит.)
5. ЖШЕ. ИзШЯ,
2019 = Чжан Чжэньцзян. Размышления о создании современной тематической живописи // Art Research. - 2019. -№ 2. - URL: http://www.meishuyanjiu. cn/index.php?m=content&c=index&a=lists&catid=63& id=65 (дата обращения 01.12.2023) (На кит.)
6. ФЛ. 0 Ш
}4Ш- ИтЮЕ^, 2015, ЗЦ = Ван Фань. «Грандиозный пейзаж» - оценка повседневного взгляда в картинах Чэнь Шучуна // Art Observation. - 2015. - № 3. - URL: https://ra.lib.hksyu.edu.hk/ispui/cris/iournals/iournals02111 (дата обращения 01.12.2023) (На кит.)
7. шш.
14. z)7|t?Jf5£, 2023, 03Ц = Чэнь Яньбай. История «Пляжа с дикой травой» - нарратив в виртуозной живописи Чэнь Шучуна // Искусствознание. - 2023. - № 3. - URL: https://www. zyzw.com/mimh026.htm (дата обращения 01.12.2023) (На кит.)
8. МЖ¥. ФИ1И^±1Ш}ЙИФ‘‘ж
Ш5. 2018 = ЧенгХайян. Исследование фено-
мена детского комплекса в современной китайской масляной живописи с местной тематикой // Юго-Западный университет. - 2018. - № 1. - URL: http://www.swu.edu. сп:8080/ (дата обращения 01.12.2023) (На кит.)
9. ш.
щ. 2020, 5Й = Чжао На. Влияние запад-
ной народной масляной живописи на скетчинг и творчество и художественное образование // Цзилиньский колледж искусств. - 2020. - № 5. - URL: https://www.jlart. edu.cn/ (дата обращения 01.12.2023) (На кит.)
ю. АФИ.
2011, бШ = Лу Югуо. Эмоциональный анализ северо-восточной народной масляной живописи // Харбинский педагогический университет. - 2011. - № 6. -URL: http://iic.hrbnu.edu.cn/en/?c=index (дата обращения
01.12.2023) (На кит.)
11.241*. £±Ит№ЗШ-£ФЯ 1937-1953. itm : ФФ: , 2017 = Ша Синь. Народное искусство и современный Китай 1937-1953. - Пекин : Центральная академия изящных искусств, 2017. - URL: https://www.caa.edu. cn/index.html (дата обращения 01.12.2023) (На кит.)
12. ^фяи.
#. its?, : , 2007 = Ню Цзайся. Повтор-
ное знакомство с народным языком: размышления о состоянии развития народной масляной живописи в Китае. - Пекин: Столичный педагогический университет, 2007. - URL: https://www.cnu.edu.cn/ (дата обращения
01.12.2023) (На кит.)
References
1. *|J)S. ФЯЙИ£. :1ЬА:ФЯ mSЙШ±,2005 = Liu Chun. The History of Chinese Oil Painting. Beijing, China Youth Press, 2005, available at: https://julac-cuhk.primo. exlibrisgroup.com/discovery/fulldisplay?vid=852JULAC_ CUHK:CUHK&docid=alma991017673119703407&context =L&lang=en (accessed 01.12.2023) (in Chinese).
2. $Й.ФНШ£}ЙИ£. ±Ж±)1И$1№ИЙ±, 2007 = Li Chao. History of Modern Chinese Oil Painting. Shanghai, Shanghai Painting and Calligraphy Press, 2007, available at: https://archive.org/details/1986_20201119 (in Chinese)
3. йфм#. £*ййда«Ф«).
KS-feh, 2008 = Gombrich E. H. The Story of Art. Translated by Fan Jingzhong. Nanning, Guangxi Fine Arts Press, 2008, available at: https://www.academia.edu/4722284/ffi;
г/АЁПЙЛ (accessed 01.12.2023) (in Chinese).
4.
2019 = Wu Shihua. Tradition and Era-Local Reflections on Contemporary Vernacular Oil Painting. Art Observation, 2019, no. 2, available at: https://ra.lib.hksyu.edu. hk/jspui/cris/journals/journals02111 (accessed 01.12.2023) (in Chinese).
5. №4. 2019 =
Zhang Zhenjiang. Thoughts on the Creation of Contemporary Thematic Paintings. Fine Arts Research, 2019, no. 2, available at: http://www.meishuyanjiu.cn/index.php?m=content&c=index &a=lists&catid=63&id=65 (accessed 01.12.2023) (in Chinese).
6. 1л. -е*«*"шл*-1т«ф£ижй в
ШШ. ИтШ*. 2015, зЛй = Wang Fan. “Grand Scene_ Extreme Subtlety” - An Evaluation of the Everyday Gaze in Chen Shuzong's Paintings. Art Observation, 2015, no. 3, available at: https://ra.lib.hksyu.edu.hk/ispui/cris/iournals/ journals02111 (accessed 01.12.2023) (in Chinese)
7. mm's. “®тягйй*-1ШФ£±£ИФйак*
14. "2l7|tfiJf5S2023,03Ц = Chen Yanbai, The Story of “Wild Grass Beach” - Narrative in Chen Shuzong's Vernacular Paintings. Art Research 2023, no. 3, available at: https://www. zyzw.com/mimh026.htm (accessed 01.12.2023) (in Chinese).
s. Фва1^±1#МФ“14§ет
жш$е. 2018 = Cheng Haiyan. Research on
the Phenomenon of “Childhood Complex” in Chinese Contemporary Oil Paintings with Local Themes. Southwest University, 2018, no. 3, available at: http://www.swu.edu. cn:8080/ (accessed 01.12.2023) (in Chinese).
9. Ш.
Я. 2020, 5jfi] = Zhao Na. The Influence of
Western Vernacular Oil Painting on Sketching and Creation and Art Education. Jilin College of Art, 2020, no. 5, available at: https://www.ilart.edu.cn/ (accessed 01.12.2023) (in Chinese).
10. афи. ftttSfcHff. ■&**»»*
2011, бШ = Lu Yuguo. Emotional Analysis of Northeast Vernacular Oil Painting. Harbin Normal University, 2011, no. 6, available at: http://iic.hrbnu.edu.cn/en/?c=index (accessed
01.12.2023) (in Chinese).
11. 241*. ^±И^%Щ^ФН 1937-1953. itff, : Ф&ИА^РФ , 2017 = Sha Xin. Vernacular Art and Modern China 1937-1953. Beijing, Central Academy of Fine Arts, 2017, available at: https://www.caa.edu.cn/index.html (accessed 01.12.2023) (in Chinese).
12. 4ДЖ. №Д^±-ЙФ1^±аШ1МЙ
S#. its?. : IffP'AsiSAA , 2007 = Niu Zaixia. Remembering the Vernacular - Reflections on the Development Status of Vernacular Oil Painting in China. Beijing, Capital Normal University, 2007, available at: https://www.cnu.edu. cn/ (accessed 01.12.2023) (in Chinese).
Об авторе
Ван Бэйбэй - преподаватель Цицикарского университета, колледжа искусств и дизайна, факультета живописи (КНР); аспирант Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского (Красноярск). E-mail: [email protected]
Научный руководитель - Марина Валентиновна Мо-скалюк, д-р искусствоведения, профессор
Wang Beibei
Lecturer at the Qiqihar University, College of Art and Design, Faculty of Painting (PRC); graduate student of the Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Hvorostovsky (Krasnoyarsk)
Scientific supervisor - Marina Valentinovna Moskalyuk, Doctor of Arts, Professor