Научная статья на тему 'Наследие художника Су Гаоли: творческий метод, основные темы и сюжеты'

Наследие художника Су Гаоли: творческий метод, основные темы и сюжеты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
78
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Су Гаоли / живопись маслом / искусство Китая / мастерская А.А. Мыльникова / Институт им. И.Е. Репина / гора Тайхан / Su Gaoli / oil painting / Chinese art / workshop of A.A. Mylnikov / Ilya Repin Institute / Taihang Mountain

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хуан Юаньпэн, Вэй Цзе

Статья посвящена творчеству художника Су Гаоли, который относится к поколению мастеров, получивших образование в «новом Китае» в 1950–1960-е годы. Его произведения, выполненные маслом и посвященные горным ландшафтам Тайханшань, отличаются по тематике от картин китайских живописцев того периода. Если живопись его современников была посвящена революционным и историческим темам и отображению бытовой жизни, то творчество Су Гаоли отличается гуманистическим характером, реалистической направленностью в воспроизведении природных ландшафтов, пленэрностью. Одна из основных тем его произведений — виды горы Тайхан. В контексте творческого пути художника анализируются его картины и их влияние на развитие китайской масляной живописи. Знание традиционного китайского искусства и обучение в академическом Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина заложили основы мастерства Су Гаоли. В его картинах наблюдается монументализм в композиционном построении. Опора на родную культуру, возвращение к корням, глубокое переживание жизни позволили художнику создать искренние и лаконичные живописные полотна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legacy of the artist Su Gaoli: creative method, main themes and plots

The article explores the work of the artist Su Gaoli, who belongs to the generation of masters educated in the “New China” in the 1950s and 1960s. His oil paintings, dedicated to the mountain landscapes of Taihangshan, differ in subject matter from paintings by Chinese painters of that period. If the painting of his contemporaries was devoted to revolutionary and historical themes and depicting everyday life, then the work of Su Gaoli is distinguished by a humanistic character, a realistic orientation in the reproduction of natural landscapes, and plein air method. One of the main themes of the artist's work is the landscapes of Taihang Mountain. In the context of the artist's creative path, his paintings and their influence on the development of Chinese oil painting are analysed. Knowledge of traditional Chinese art and study at the Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after I.E. Repin laid the foundations for the skill of the artist. In his paintings, there is a mastery of compositional construction and monumentality. Reliance on native culture, a deep experience of life allowed the artist to create sincere and concise paintings.

Текст научной работы на тему «Наследие художника Су Гаоли: творческий метод, основные темы и сюжеты»

Научная статья

УДК 7.035/.036+75.021.32-035.676.332.4(510)

DOI 10.46748/ARTEURAS.2022.04.013

Наследие художника Су Гаоли: творческий метод, основные темы и сюжеты

Хуан Юаньпэн a, Вэй Цзе b

a, b Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация

a [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9326-9126

b [email protected]

Аннотация. Статья посвящена творчеству художника Су Гаоли, который относится к поколению мастеров, получивших образование в «новом Китае» в 1950–1960-е годы. Его произведения, выполненные маслом и посвященные горным ландшафтам Тайханшань, отличаются по тематике от картин китайских живописцев того периода. Если живопись его современников была посвящена революционным и историческим темам и отображению бытовой жизни, то творчество Су Гаоли отличается гуманистическим характером, реалистической направленностью в воспроизведении природных ландшафтов, пленэрностью. Одна из основных тем его произведений — виды горы Тайхан. В контексте творческого пути художника анализируются его картины и их влияние на развитие китайской масляной живописи. Знание традиционного китайского искусства и обучение в академическом Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина заложили основы мастерства Су Гаоли. В его картинах наблюдается монументализм в композиционном построении. Опора на родную культуру, возвращение к корням, глубокое переживание жизни позволили художнику создать искренние и лаконичные живописные полотна.

Ключевые слова: Су Гаоли, живопись маслом, искусство Китая, мастерская А.А. Мыльникова, Институт им. И.Е. Репина, гора Тайхан

Для цитирования: Хуан Юаньпэн, Вэй Цзе. Наследие художника Су Гаоли: творческий метод, основные темы и сюжеты // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 4 (27). С. 172-185. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.04.013. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/956

Original article

The legacy of the artist Su Gaoli: creative method, main themes and plots

Huang Yuanpeng a, Wei Jie b

a, b Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation

a [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9326-9126

b [email protected]

Abstract. The article explores the work of the artist Su Gaoli, who belongs to the generation of masters educated in the “New China” in the 1950s and 1960s. His oil paintings, dedicated to the mountain landscapes of Taihangshan, differ in subject matter from paintings by Chinese painters of that period. If the painting of his contemporaries was devoted to revolutionary and historical themes and depicting everyday life, then the work of Su Gaoli is distinguished by a humanistic character, a realistic orientation in the reproduction of natural landscapes, and plein air method. One of the main themes of the artist's work is the landscapes of Taihang Mountain. In the context of the artist's creative path, his paintings and their influence on the development of Chinese oil painting are analysed. Knowledge of traditional Chinese art and study at the Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after I.E. Repin laid the foundations for the skill of the artist. In his paintings, there is a mastery of compositional construction and monumentality. Reliance on native culture, a deep experience of life allowed the artist to create sincere and concise paintings.

Keywords: Su Gaoli, oil painting, Chinese art, workshop of A.A. Mylnikov, Ilya Repin Institute, Taihang Mountain

For citation: Huang Yuanpeng and Wei Jie (2022) ‘The legacy of the artist Su Gaoli: creative method, main themes and plots’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (4), pp. 172-185. doi:10.46748/ARTEURAS.2022.04.013. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/956 (In Russ.)

© Хуан Юаньпэн, Вэй Цзе, 2022

Становление и творческий путь Су Гаоли

Су Гаоли, известный китайский мастер, работающий в технике масляной живописи, педагог, выдающийся представитель третьего поколения художников-живописцев, продолжатель традиций русского искусства, ученик А.А. Мыльникова, директор Китайской ассоциации художников, профессор Центральной академии изобразительных искусств, где долгое время возглавлял мастерскую масляной живописи, отмечен наградами Госсовета (i). В 2000 г. Су Гаоли организовал свою первую персональную выставку в художественной галерее Центральной академии изобразительных искусств. На открытии президент Китайской ассоциации художников Фань Диань отметил: «Редко можно встретиться с творчеством, подобным живописи Су Гаоли, который большую часть своей жизни преподавал и писал картины. И всегда целью его искусства была природа. Путь искусства — это поистине жизненный путь» [1, с. 62].

В детстве Су Гаоли жил в уезде Биндин провинции Шаньси, у восточного подножия Тайхана, в красивой деревне Наньяншэн, окруженной зелеными отрогами гор. Взросление Су Гаоли сопровождалось яркими картинами мирной сельской жизни. Детские игры, волы и ослы, работающие на полях, праздники, свадьбы и похороны, традиционные фонари, течение Хуанхэ, танцы с драконами — все эти образы и обычаи оставили глубокий след в его памяти, всегда вызывая теплое чувство к родному краю. Когда Су Гаоли было пять лет, его дядя Су Чжун отправил его и его брата Гао И в частную школу. В ранней работе «Воспоминания о частной школе родного края» (рис. 1) запечатлена память художника о том периоде жизни. До конца своих дней Су Гаоли считал, что проведенное в деревне Наньяншэн детство — это очень редкий и важный жизненный опыт.

Рис. 1. Су Гаоли. Воспоминания о частной школе родного края. 1955. Холст, масло. 24,7 × 26,8. Музей Центральной академии изобразительных искусств

Горы, реки, леса и рощи родины, ее плодородная земля всегда эмоционально тепло воспринимались художником, и это побудило его так часто писать Тайханшань. Вскоре Су Гаоли переехал учиться в начальную школу в Шицзячжуан, где его талант к живописи стал еще более очевидным: больше всего он любил уроки рисования, его привлекало волшебство линий и цвета. В это время Су Гаоли сделал копию детской книги «Меч трех героев» и разработал собственное практическое руководство по каллиграфии. Доверие и поддержка, оказанные ему учителем Ли Цзэжу, привели к тому, что Су Гаоли обрел большую уверенность в себе и решил стать художником. Поступив во вторую среднюю школу Шицзячжуана, он встретил своего учителя по изобразительному искусству — Лю Яня, оказавшего ему большую помощь в продвижении по художественному пути.

Итак, в детстве Су Гаоли испытал как сладость и горечь сельской жизни, так и трудности, связанные с получением образования за ее пределами. Как мы увидим далее, это оказало большое влияние на его мировоззрение и творческий путь.

Еще до учебы в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина любимым советским живописцем Су Гаоли был А.А. Пластов, молодой китайский живописец находился под сильным влиянием его творчества. И это не случайно. Многие из живописных работ Аркадия Александровича отражают сельскую жизнь того времени в России — простые по сюжету, значительные, эмоционально глубокие. Будучи прикрепленным к Центральной академии изобразительных искусств, Су Гаоли купил на сэкономленные деньги альбом этого выдающегося советского художника. «Ужин трактористов», «Фашист пролетел» и другие картины, написанные маслом, чрезвычайно потрясли его. Вглядываясь в различные работы А.А. Пластова на сельскую тематику, молодой китайский художник всегда вспоминал о Тайхане и о родной деревне Наньяншэн. Творчество Пластова значительно повлияло на художественную манеру Су Гаоли, который перенял склонность к пленэрной живописи, работу с перспективой, акцент на реалистическом методе и гуманистических идеях. Кроме того, благодаря А.А. Пластову он осознал, что истинное искусство связано с той почвой, которая взрастила художника, с чувством родины, которая его воспитала и к которой он больше всего привязан, с настоящей дружбой.

Спустя год, проведенный на факультете масляной живописи в Центральной академии изобразительных искусств, Су Гаоли успешно проходит отбор на стажировку в СССР, в Институте им. И.Е. Репина у известного художника А.А. Мыльникова. Этот опыт способствовал быстрому росту мастерства: «Условия для учебы были отличными: хорошие учителя, библиотеки, музеи, богатые материалы. Очень непросто чувствовать ответственность перед государством, которое смогло отправить (нас) оттачивать мастерство, поэтому в России мы старались всё время посвящать учебе» [2, с. 15]. Подготовка в мастерской А.А. Мыльникова была ориентирована на монументальную живопись. И учитель, и ученики отдавали предпочтение построению и доскональной проработке мощной структуры крупномасштабной картины. Студенты много трудились над набросками, постоянно обобщая, детализируя, добиваясь ясности художественного высказывания. Важно обратить внимание, что шестилетняя учеба в мастерской А.А. Мыльникова не только повысила технические навыки Су Гаоли, создала его художественный стиль, но и заставила его обратить пристальное внимание на наследие китайского искусства.

Что касается влияния западноевропейских мастеров, то Су Гаоли отдавал предпочтение Сезанну, Гогену и Марке. Так, например, у Марке его привлекал способ создания образа города, окутанного дымкой. Вернувшись на родину, Су Гаоли углубленно изучил художественный язык Сезанна, вдохновлявшего китайского художника своей работой с линией, яркостью цвета, выстраиванием основы композиции. В живописных произведениях на тему Тайхана он пробовал использовать сезанновский подход к обобщению форм и цветов и постепенно формировал свой стиль живописи.

Вернемся к традициям китайского искусства, оказавшим влияние на творчество Су Гаоли. Так, еще в детстве художник познакомился с живописью тушью. До поступления в специализированное художественное заведение он занимался каллиграфией и изучал традиционную живопись, которую преподавал Цзян Чжаохэ. Проходя подготовку за границей, Су Гаоли осознавал глубину традиционной культуры своего народа. Профессор А.А. Мыльников неоднократно требовал, чтобы китайский студент обращался к особенностям национального искусства в своих живописных работах. Изучение фресок Дуньхуана оказало глубокое влияние на Су Гаоли и вдохновило его на поиски путей «китаизации» языка масляной живописи. Летом 1978 года кафедра масляной живописи Центральной академии изобразительных искусств организовала для всех преподавателей художественную экспедицию в пещеры Могао в Дуньхуане провинции Ганьсу, что дало ему возможность воочию увидеть настенную роспись, в том числе фрески периода Северной Вэй. Композиции «Кормление тигра» и «Танец в воде» произвели сильное впечатление на Су Гаоли. «Кормление тигра», будучи фреской, очень похожа на картину маслом со сложной архитектоникой и яркими образами. «Танец в воде» — это небольшая композиция из переплетающихся водорослей, в которые вписаны сцены из жизни периода Северной Вэй, в основной части изображены четыре обнаженные мужские фигуры, танцующие по кругу. Эта композиция динамична и насыщенна, линии чисты и выразительны, в произведении хорошо сочетаются реалистичность и декоративность, а общая эстетика сходна с живописными формами Матисса. Су Гаоли очень вдохновлялся копированием и изучением этих фресок, поэтому часто применял китайскую изобразительную технику в живописи маслом, например, использовал характерные линии и заимствовал пейзажные мотивы из традиционного китайского искусства. Кроме того, Су Гаоли проявлял большой интерес к народному творчеству и пытался применять народную технику живописи в своих работах.

Творческий путь Су Гаоли также стал возможен благодаря поддержке Ло Гунлю и Дун Шивэня. Ло Гунлю изучал особенности китайской живописи маслом, у Дун Шивэня была своя художественная концепция и стремление к идейному содержанию в произведениях масляной живописи. Всё это стало дополнительным стимулом для Су Гаоли к разработке своего художественного стиля: он всегда считал, что основой для поиска нового в искусстве должно стать постоянное изучение национальных особенностей. В картинах, посвященных горе Тайхан, Су Гаоли делает акцент на трех аспектах: эстетике сельского ландшафта, традициях китайского искусства и обобщении собственных творческих поисков. Он твердо верил в то, что процесс «китаизации масляной живописи» должен способствовать тому, чтобы китайские художники вырабатывали свою особую эстетику, соответствующую условиям культурного взаимодействия Востока и Запада. Китайское искусство в его масляно-живописном воплощении является фундаментом для формирования стиля, поиск и развитие национальной живописи маслом требует неустанной работы нескольких поколений художников, и это очень долгий путь.

Пейзажная живопись Су Гаоли

В 1966 году Су Гаоли вернулся из СССР домой и преподавал в Центральной академии изобразительных искусств до самого окончания жизни в 2019 году, одновременно занимаясь живописью. Основную часть его работ составляют произведения, посвященные Тайхану.

На созданных им пейзажах запечатлены места Хуэйсянь, Линь и Цзиюань, образы гор былого Тайхана. Картины Су Гаоли чем-то напоминают тех жителей Тайханшаня, которых он пишет, — они полны простоты и сердечности, и это заставляет любого испытать теплое чувство возвращения домой.

В 2013 году художник провел выставку масляной живописи «Мой путь этюдов» в галерее Академии масляной живописи при Центральном институте художественных исследований. Более ста работ, созданных в период с 1962 по 1986 год, было отобрано для экспозиции, а это лишь небольшая часть его этюдов. Это свидетельствует о том, что художественный метод Су Гаоли имеет мощную этюдную основу, что его эстетические взгляды проистекают из глубокого понимания традиций европейской истории масляной живописи, обращенных к природе, к натуре.

Известный живописец эпохи Возрождения А. Дюрер утверждал: «Если художник умеет делать точные наброски, завершенные работы будут близки к натуре, особенно когда созданные образы красивы. Таким образом, его работы, естественно, будут признаны произведениями искусства и будут достойны восхищения» (Цит. по: [3, с. 143]). Но имитация реальности является лишь основой традиции реалистической масляной живописи, суть которой заключается в стремлении художника к идеальной красоте. А картины художника Су, написанные маслом на основе грамотных этюдов и набросков, демонстрируют его искреннюю любовь к земле и народу, а также простую человеческую искренность и доброту, выраженные языком искусства. Благодаря идеалам Су Гаоли его картины маслом не являются чистым воспроизведением действительности, а приобретают романтический и даже порой героический характер. Как, например, уверены в своих силах ожившие под кистью художника Су персонажи картин «Крестьянин Ли Суолинь» и «Я — крестьянин» (1976).

Полотно «Под солнцем» (1961) показывает, что практика зарисовок Су Гаоли восходит к русской художественной традиции, в первую очередь к принципу создания этюдов в естественной световоздушной среде. Его залитые солнцем сельские пейзажи — одухотворенные и воздушные, они передают тонкое чувство восприятия природы. Постоянная «тренировка» в поиске формы и цвета — незаменимая практика для художника в становлении его мастерства.

С другой стороны, в картине «Горная дорога» (1962) мы видим, что эта традиция передачи естественного света в набросках происходит и от импрессионизма, правда, с большей детализацией. В качестве еще одного примера можно привести живописные полотна «Кукурузное поле» (рис. 2) и «Деревня Сячжуан», написанные в 1963 году в родном поселке художника. В них мы видим отсылки к манере Сезанна, а именно четкие границы между светлым и темным. Впрочем, в отличие от сезанновских работ с локальными колористическими пятнами, Су Гаоли использовал более богатые оттенки.

Рис. 2. Су Гаоли. Кукурузное поле. 1963. Холст, масло. 24,7 × 26,8. Музей Центральной академии изобразительных искусств

Отметим, что произведения Су Гаоли всегда очень живы и выразительны, часто носят этюдный характер, хотя с 1970-х годов более тяготеют к завершенности. Художник нередко изображает одно и то же место в разное время, желая получить иное колористическое решение и выражение чувств. Так, например, в конце 1980-х годов он изображал виды горы Тайхан при разном освещении.

Будучи превосходным пейзажистом, в живописных произведениях мастер воплощает свой идеал природы. Конечно, зачастую она преображена человеком, хотя и не изуродована видами промышленных сооружений. Так, в картинах «Осенняя вспашка» (рис. 3) и «Пейзаж. Лунное и солнечное освещение» (рис. 4) природа и жизнь человека находятся в гармоничном единстве.

Рис. 3. Су Гаоли. Осенняя вспашка. 1977. Холст, масло. 36,5 × 53,2. Музей провинции Шаньси

Рис. 4. Су Гаоли. Пейзаж. Лунное и солнечное освещение. 1981. Холст, масло. 39,4 × 54,8. Музей провинции Шаньси

Все этюды художника имеют конкретные топонимы в подписи. Думается, что мало кто из живописцев когда-либо отправится в столь отдаленную горную деревню, и для будущих поколений картины Су Гаоли — это произведения еще и исторического и географического значения.

В контексте развития китайской масляной живописи с 1960-х годов Су Гаоли обратил внимание на формальные исследования изобразительно-выразительных средств и создание собственного художественного языка. Изучение его этюдов показывает, что во многих отношениях он использует творческий поисковый подход, и это придает его произведениям современную форму, отличающуюся от классической масляной живописи. Созданная в 1975 году работа «Железный молот разбивает Тайхан» представляет собой композицию, построенную на полицентричной перспективе, в которой четко просматриваются разные точки взгляда. В другом произведении, «Овечья тропа в горах» (1976), написана местность Хугуань в провинции Шаньси, здесь стиль изображения напоминает пейзажную живопись тушью. Картина «Заросли» (1986, рис. 5), на которой запечатлен уголок Синьцзяна, также отличается красотой форм, выразительностью линий крон деревьев.

Рис. 5. Су Гаоли. Заросли. 1986. Холст, масло. 39,4 × 54. Музей провинции Шаньси

В цикле картин «Родина» (1988) Су Гаоли изучает организацию плоскости и пространства. Освещенные ярким солнцем очертания жилых домов в родном крае Тайханшань становятся четкими, пространство более организованным, а внимание зрителя привлечено к плоскости произведения. Причем глубина пространства увеличивается не за счет насыщенности цвета, а за счет линейной перспективы и постепенного растворения образов. Это хорошо видно в работе «Вэньчан», композиция которой построена на контурах и силуэтах (1991, рис. 6).

Рис. 6. Су Гаоли. Вэньчан. 1991. Холст, масло. 39 × 55,3. Музей провинции Шаньси

Картина «Улицы Цяочжуан» (рис. 7) демонстрирует особенно четкие и выразительные виды освещенных солнцем горных деревень. Здесь Су Гаоли умело делает акцент на темных линиях. Во многих работах, начиная с «Кукурузы» (1986) и заканчивая картиной «Заря на реке Саньцзи» (2017, рис. 8), художник часто очерчивал фигуры с помощью плотных черных контуров, чтобы сделать их такими же грубыми и тяжелыми, как скульптуры. И в такой же технике он изображает жителей Тайханшаня — тот же метод художник использует в портретах и очерчивании фигур в композициях. Например, на картинах «Гладь реки» (1985), «Крестьянин Чэнь Юнгуй» (1988) люди написаны силуэтно на ярком фоне. В одном из исследований говорится, что «Су Гаоли написал много портретов крестьян, которые настолько выразительны, что мы ощущаем сам дух крестьянской жизни. Каждый образ особенный, ведь все детали вплоть до движения бровей и уголков губ являются отражением жизненного опыта этого человека [4, с. 12].

Рис. 7. Су Гаоли. Улицы Цяочжуан. 2017. Холст, масло. 112 × 150. Музей провинции Шаньси

Рис. 8. Су Гаоли. Заря на реке Саньцзи. Холст, масло. 134 × 150. Музей провинции Шаньси

На протяжении многих десятилетий Су Гаоли в свойственной ему манере «зарисовки» изучал природу, старался почувствовать через нее жизнь, понять ее ценность. Одновременно пейзажи художника несут и характерный отпечаток эпохи. Результаты этого познания отражены не только в живописном творчестве Су Гаоли, но и в его искусствоведческих работах, где он излагает собственные представления об искусстве, разбирает творческие идеи и способы самовыражения, реализует свои индивидуальные художественные идеалы и стремления.

Сюжетно-тематические картины и монументальные произведения Су Гаоли

В исследованиях по истории масляной живописи в новом Китае часто обсуждался важный вопрос о ее национальных истоках. В этом смысле Су Гаоли продолжил поиски представителей предыдущего поколения — Дун Шивэня и У Цзуаня. Тем не менее становление его художественного языка в большей степени обусловлено традиционным китайским искусством, особенно монументальным. В его масляной живописи это влияние воплотилось в плоскостности, линеарности и воздушности. В 1963 году Су Гаоли сделал копию фрески дворца Юнлэ в Шаньси, а в 1966 году, по окончании Института им. И.Е. Репина, он выполнил крупную витражную композицию «Созидатели». Первым государственным заданием, которое мастер получил по возвращении на родину в 1967 году, была работа в составе группы художников над настенными росписями «Пробуждение» и «Родина». До 1973 года Су Гаоли также сотрудничал с Ван Шисикэ, выполняя небольшую фреску «Праздничная площадь Тяньаньмэнь» в провинции Хэбэй. В картине «Рабочие на водохранилище», написанной в 1977 году в Цзиюане, художником найден идеальный баланс в сочетании силовых линий. Как мы уже отметили ранее, в 1978 году он вместе с преподавателями факультета масляной живописи отправился в Дуньхуан для копирования фресок. В том же году в Цинхае написал ряд картин, в которых можно увидеть не только черты китайского стиля, но и наиболее характерные элементы живописи Дун Шивэня и У Цзюаня. Позже, в 1979 году, Су Гаоли стал преподавать этюдную технику аспирантам мастерской монументальной живописи в Центральной академии изобразительных искусств. С этих пор он неоднократно посещал Датун в провинции Шаньси, Пинъяо, Фэньян и Хундун в провинции Тайюань, изучая там традиционное искусство.

Творчество Су Гаоли обладает как реалистической строгостью и простотой, так и ярким революционным романтизмом. В 1976 г. совместно с Линь Ганом и Пан Тао художник создал работу «Премьер Чжоу — дорогой наш человек» (рис. 9), которая в 1977 г. была отобрана для участия в выставке «Изобразительное искусство, посвященное 35-летию выступления председателя Мао на Яньаньском симпозиуме по литературе и искусству». К этому времени Су Гаоли уже был одним из ведущих представителей китайской масляной живописи. На картине изображен премьер Чжоу. Он сидит в недавно отремонтированном крестьянском доме, держа в руках длинный золотистый початок кукурузы, и доброжелательно разговаривает с Чэнь Юнгуем и другими жителями поселения. Детализация изображения демонстрирует типичные черты реалистического искусства. Так, карта мира на стене отражает интернациональные позиции Коммунистической партии Китая той эпохи, когда, несмотря на все трудности, выделялись десятки миллиардов юаней на поддержку Вьетнама и других социалистических стран, товарищей и братьев. Небольшой громкоговоритель над входом в доме в то время был важнейшим средством связи для сельских жителей. Как и «Весенний ветер Ян Лю» художника Чжоу Шуцяо, данное произведение несет характерный для той эпохи энергичный духовный настрой.

Рис. 9. Линь Ган, Пан Тао, Су Гаоли. Премьер Чжоу — дорогой наш человек. 1976. Холст, масло. 200 × 300. Национальный художественный музей Китая

С 1977 года Су Гаоли в сотрудничестве с Ду Цюанем и Гао Ягуаном написал три большие картины: «Председатель Мао, премьер Чжоу и председатель Чжу», «Неизгладимая память» (рис. 10), «На горе Тайхан» (рис. 11). Первая из них приняла участие в выставке «Председатель Мао всегда живет в наших сердцах (в ознаменование первой годовщины его кончины)», которая была организована в Музее китайской революции. На полотне три великих человека стоят на земле, позади них — река Цзиньсушань, простирающаяся на 10 тысяч ли, а вдалеке — пышные леса. Образы живые, хотя и довольно простые. Председатель Чжу Дэ напоминает старого крестьянина, именно он является примером художественного воплощения народного вождя революции.

Рис. 10. Ду Цзянь, Гао Ягуан, Су Гаоли. Неизгладимая память. 1979. Холст, масло. 300 × 410. Национальный художественный музей Китая

Рис. 11. Ду Цзянь, Гао Ягуан, Су Гаоли. На горе Тайхан. 1984. Холст, масло. 250 × 360. Музей Лун, Шанхай

«Неизгладимая память» (1979) написана в технике фрески. На ней запечатлены события 5 апреля 1976 года, важный исторический момент в современной истории Китая, когда жители страны с болью отдавали дань памяти премьеру Чжоу у памятника народным героям на площади Тяньаньмэнь, утопающей в океане цветов. Картина «На горе Тайхан» (1984) высотой 2,5 и длиной 3,6 метра изображает вождя, воина и народ, которые вместе создали славную историю народной войны и сопротивления. Картина мрачная и величественная, персонажи словно сливаются с горами и землей Тайханшаня. Обе работы выходят за рамки композиции традиционной реалистической живописи и объединяют фигуры и пейзаж в великолепную историческую сцену, сочетающую черты реализма и романтизма. Благодаря этому картины становятся подлинно эпическими полотнами.

Известный искусствовед Инь Шуанси писал: «В истории развития китайской реалистической живописи романтический компонент был больше, чем реалистический, начиная с “Церемонии основания нации” и заканчивая картинами “Пять героев горы Булоу”, “Поездка председателя Мао в Аньюань” и “Взятие президентского дворца”. Китайская реалистическая живопись всегда была наполнена революционным, идеалистическим и романтическим настроением» [5, с. 55]. Искусство масляной живописи Су Гаоли — это реализм с романтическими чертами, на более высоком уровне выражающий «подлинный характер» эпохи, в которую жил художник. Эта «реальность», как говорит Курбе, и является правдой жизни, а не той фотографической правдой, которая делает акцент на чувственном восприятии, отчужденном от сознания живописца. В своем «Манифесте реализма» он провозглашал: «Я представляю обычаи, идеалы и облик эпохи, которую вижу. Проще говоря, создаю живое искусство, исходя из собственных представлений не только как художника, но и как человека...» [6, с. 40].

Начиная с 1990-х годов Су Гаоли посвящает себя преподаванию на факультете масляной живописи в Центральной академии изобразительных искусств, его многочисленные ученики стали выдающимися мастерами. В этот период Су Гаоли больше не пишет масштабных живописных полотен, а концентрируется на изучении простых образов и создании пейзажей родного края, обогащая их духом современности, с одной стороны, и неповторимым колоритом китайского искусства, с другой. Художник долгое время жил в сельской местности Тайхана, изображая ее историю и обычаи. Такой была и его последняя картина (рис. 12).

Рис. 12. Су Гаоли за работой. 2019. Фото: Хуан Юаньпэн

Во время творческих экспедиций Су Гаоли в ходе неустанных поисков и живописной практики сформировался его художественный стиль, для которого характерны высокое качество исполнения, простота и цельность, богатая национальная специфика и дух сельской жизни — уникальное сочетание реального и идеального, обыденного и возвышенного.

Заключение

Анализируя творческий путь Су Гаоли, мы ясно видим, что его работы имеют четкую тематику, лаконичное композиционное построение, яркий, насыщенный колорит. Особенно этим отличаются его произведения с видами Тайхана. Высоко оценивая искусство художника, Ду Ли отмечает: «При взгляде на картины Су Гаоли зачастую можно не увидеть его мастерства, которое как бы растворяется в образе. Его стиль естественен и прост, что и создает эстетическую ценность его произведений. Его картины отличаются непосредственностью, лиризмом, исполненным доброты и великодушия» [7, с. 64]. Выступая на симпозиуме по литературе и искусству, генеральный секретарь Си Цзиньпин подчеркнул, что литературное и художественное творчество новой эпохи должно «глубоко укорениться в жизни и в народе» (ii), а, как заметил Чжун Хань, искусство Су Гаоли — «это то, что возникло из корней китайского народа, земли, истории, собственного сердца, жизни» (iii). Ду Цзянь, утверждавший, что Су Гаоли — это воплощение «честного, искреннего мастерства», действительно уловил главное: он не только как художник, но и как сын Тайхана с широкими гуманистическими взглядами создал своей кистью яркие произведения подлинно китайского искусства, плоть от плоти истории, культуры и природы своей страны.

Примечания

(i) 苏高礼,360百科 (中国美术家协会,2019-12-03): https://baike.so.com/doc/5702548-5915264.html [Су Гаоли // Энциклопедия 360 (Ассоциация художников Китая, 03.12.2019). URL: https://baike.so.com/doc/5702548-5915264.html].

(ii) 习近平. 让“深入生活、扎根人民”成为新常态. 人民日报. 2015, 年1月8日,第一版. P. 1 [Си Цзиньпин. Пусть станет нормой концепция «Углубляясь в жизнь — укореняясь в народе» // Жэньминь Жибао. 2015, 8 января. С. 1].

(iii) 刘杰. 浅谈苏高礼先生的太行山写生作品. 中央美术学院硕士论文. 中国知网2016年第08期. P. 4 [Лю Цзе. К вопросу об особенностях этюдов горы Тайхан Су Гаоли : магистерская диссертация Центральной академии изобразительных искусств // Китайская сеть знаний. 2016. № 8. С. 4].

Список источников

1. 范迪安. 写生作品的时代风貌—苏高礼的油画艺术. 中国美术馆. 2007 (8). P. 62 [Фань Диан. Стиль этюдных работ эпохи — искусство масляной живописи Су Гаоли // Национальный художественный музей Китая. 2007. № 8. С. 62].

2. 韩立伟著. 我爱家乡美. 山西人民出版社. 2014年9月 [Хань Ливэй. Я люблю красоту своего родного города (стремление профессора Су Гаоли к китаизации масляной живописи). Шаньси: Народное издательство Шаньси, 2014. 228 с.].

3. 迟轲主编. 西方美术理论文选. 四川美术出版社,1993年 [Избранные очерки по теории западного искусства / под ред. Чи Кэ. Сычуань: Издательство изобразительных искусств Сычуани, 1993].

4. 戴士和. 本色农民—读苏高礼先生的农民肖像. 美术研究. 2006 (3). P. 12–14 [Дай Шихэ. Настоящие крестьяне: изучая портреты крестьян работы Су Гаоли // Искусствоведение. 2006. № 3. С. 12–14].

5. 殷双喜. 太行之子—苏高礼的油画艺术. 美术家. 2007年8月. P. 54–59 [Инь Шуайси. Сын горы Тайхан. Искусство масляной живописи Су Гаоли // Художник. 2007. № 8. С. 54–59].

6. 库尔贝. 写实主义宣言 (1885年). 转引自. 西方美术理论文选. 2020年 [Курбе Г. Манифест реализма // Избранные очерки по теории западного искусства / под ред. Чи Кэ. Сычуань: Издательство изобразительных искусств Сычуани, 1993].

7. 杜健. 欣赏苏高礼的写生作品. 美术. 2000 (9). P. 64–65 [Ду Цзянь. Исследование этюдов Су Гаоли // Изобразительное искусство. 2000. № 9. С. 64–65].

References

1. Fàn Dí'ān. Xiěshēng zuòpǐn de shídài fēngmào — Sū Gāolǐ de yóuhuà yìshù. Zhōngguó měishù guǎn. 2007 (8). P. 62 [Fan Di’an (2007) ‘Sketching works of the times — Su Gaoli's oil painting art’, National Art Museum of China, (8), p. 62]. (In Chin.)

2. Hán Lìwěizhe. Wǒ ài jiāxiāng měi. Shānxī: Shānxī Rénmín chūbǎn shè, 2014 [Han Liwei (2014) I love the beauty of my hometown (Professor Su Gaoli's commitment to the sinicization of oil painting). Shanxi: Shanxi People's Publishing House]. (In Chin.)

3. Chí Kē zhǔbiān. Xīfāng měishù lǐlùn wénxuǎn. Sìchuān: Sìchuān měishù chūbǎn shè, 1993 nián [Chi Ke (ed.) (1993) Anthology of Western art theory. Sichuan: Sichuan Fine Arts Publishing House]. (In Chin.)

4. Dài Shìhé. Běnsè nóngmín — dú Sū Gāolǐ xiānshēng de nóngmín xiàoxiàng. Měishù yánjiū, 2006 (3). P. 12–14 [Dai Shihe (2006) ‘Natural Peasants — Reading Su Gaoli's portraits of peasants’, Měishù yánjiū = Art Research, (3), pp. 12–14]. (In Chin.)

5. Yīn Shuāngxǐ. Tàixíng zhīzǐ — Sū Gāolǐ de yóuhuà yìshù. Měishù jiā. 2007 nián 8 yuè. P. 54–59 [Yin Shuangxi (2007) ‘Son of Taihang — Su Gaoli's oil painting art’, Měishù jiā = Artist, (8), pp. 54–59]. (In Chin.)

6. Kù ěr bèi. Xiěshí zhǔyì xuānyán (1885 nián). Zhuǎn yǐn zì: Xīfāng měishù lǐlùn wénxuǎn, 2020 nián [Courbet, G. (2020) ‘Manifesto of Realism’, in Chi Ke (ed.) Anthology of Western art theory. Sichuan: Sichuan Fine Arts Publishing House]. (In Chin.)

7. Dù Jiàn. Xīnshǎng Sū Gāolǐ de xiěshēng zuòpǐn. Měishù. 2000 (9). P. 64–65 [Du Jian (2000) ‘Appreciating Su Gaoli's sketches’, Měishù = Art, (9), pp. 64–65]. (In Chin.)

Информация об авторах:

Хуан Юаньпэн, аспирант, Департамент искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9326-9126.

Вэй Цзе, аспирантка, Департамент искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация, [email protected].

Information about the authors:

Huang Yuanpeng, Postgraduate Student, Department of Arts and Design of the School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9326-9126.

Wei Jie, Postgraduate Student, Department of Arts and Design of the School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation, [email protected].

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 05.09.2022; одобрена после рецензирования 29.11.2022; принята к публикации 19.12.2022.

The article was received by the editorial board on 05 September 2022; approved after reviewing on 29 November 2022; accepted for publication on 19 December 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.