Научная статья на тему 'Поэтика раннего русского экспрессионизма'

Поэтика раннего русского экспрессионизма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
215
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПРЕССИОНИЗМ / EXPRESSIONISM / СУБЪЕКТИВНОЕ ВИДЕНИЕ / SUBJECTIVE VIEW / ГРОТЕСК / GROTESQUE / КОНТРАСТ / CONTRAST / ДЕФОРМАЦИЯ / DEFORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шестакова Маргарита Александровна

В статье обозначаются философские и культурологические истоки экспрессионизма; выделяются специфические приёмы создания художественного образа, а также отмечается использование традиционных средств выразительности в новой интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POETICS OF EARLY RUSSIAN EXPRESSIONISM

The present paper is aimed at outlining the philosophical and cultural sources of expressionism; the author analyzes the specific ways of creating the artistic image as well as the use of traditional means of expression in a new way.

Текст научной работы на тему «Поэтика раннего русского экспрессионизма»

м. А. ШЕСТАКОВА

поэтика раннего русского экспрессионизма

Маргарита Александровна Шестакова,

аспирант кафедры русской и зарубежной литературы Самарского государственного университета

В статье обозначаются философские и культурологические истоки экспрессионизма; выделяются специфические приёмы создания художественного образа, а также отмечается использование традиционных средств выразительности в новой интерпретации.

Ключевые слова: экспрессионизм, субъективное видение, гротеск, контраст, деформация.

poetics of early russian expressionism Margarita A. Shestakova,

post-graduate student of Russian and Foreign Literature Department, Samara State University

The present paper is aimed at outlining the philosophical and cultural sources of expressionism; the author analyzes the specific ways of creating the artistic image as well as the use of traditional means of expression in a new way.

Keywords: expressionism, subjective view, grotesque, contrast, deformation.

Экспрессионизм занимает видное место среди литературно-художественных направлений, поскольку выражает переживания отдельного человека, улавливая и демонстрируя изменения всего общества, сознания субъекта и культуры эпохи рубежа веков. Понятие «экспрессионизм» можно относить к произведениям, в которых художественными способами переданы предельно обострённые состояния и эмоции человека. Контекст эпохи позволяет понять, какое место занимает экспрессионизм среди других художественных явлений рубежа Х1Х-ХХ веков, а обращение к истокам явления позволяет приблизиться к открытию его сущностных черт.

Большое влияние на художественное направление в одном ряду с идеями С. Кьеркегора, апологетикой бессознательного Э. Гартмана и А. Бергсона, философскими теориями А. Шопенгауэра и Л. Шестова имела философия Ф. Ницше. Теория дуализма Ф. Ницше изложена в книге «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1871) [2]. Немецкий философ видел ключ к искусству во внимании к античности. Идея постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые философ обозначает как «аполлоническое» и «диониссийское», позволяет приблизиться к пониманию сущности экспрессионизма. Ф. Ницше спорит со всей немецкой эстетической традицией, оптимистически трактовавшей древнегреческое искусство с его светлым, аполлоническим в своей основе началом. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию и порождает пластические искусства (архитектуру, скульптуру, танец, поэзию), дионисическое начало представляет опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое ис-

кусство (прежде всего, музыку). Аполлоническое начало противостоит дионисическому как искусственное противостоит естественному, осуждая все чрезмерное, непропорциональное. Тем не менее эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Они борются, по мнению Ф. Ницше, в художнике, и всегда оба присутствуют в любом художественном произведении. Под влиянием идей Ф. Ницше художники и литераторы обращаются к изображению хаоса чувств, к дионисическому началу.

Только отдельный субъект способен теперь воспринять мир и попытаться познать его. Философ указывает на несостоятельность традиционной системы восприятия мира и говорит о невозможности познания целостности, потому что она распадается на составляющие. Ницше обращается к важнейшему вопросу соотношения жизни и искусства, что позволяет экспрессионистам, в свою очередь, выражать с опорой на философскую идею, искать крайне эмоциональные формы искусства для выражения предельных эмоций жизни.

Экспрессионизм захватывает разные сферы искусства: от традиционной живописи и литературы до возникающего искусства кинематографа. Обнаруживается сходство идей и приёмов разных направлений искусств. Подобно тому, как Леонид Андреев «овеществлял» идеи (Некто в сером, персонаж пьесы 1907 года «Жизнь человека», является персонификацией судьбы, рока) или превращал предметы в аллегории (образ Стены из одноимённого рассказа обозначает «все, что мешает человеку»), Михаил Врубель искал пластическое воплощение образа в своих полотнах. Обострённая психологичность художественного образа в сочетании с монументальностью формы производит сильное впечатление на зрителя. Примерами подобных работ М. Врубеля служат такие картины, как «Портрет С. И. Мамонтова» (1897), «Богатырь» (1898), «Демон поверженный» (1901-1902).

В кино экспрессионизм возникает позже, чем в живописи, литературе и театре. Для кинематографа характерно обращение к мрачным мистическим сюжетам, восходящим к готическим. Киноленты пронизаны ощущением тотальной обречённости человека, враждебности мира к нему. Экспрессионизм создавал образ фантастического мира, для чего использовались резкие контрасты света и тени и разного рода оптические эффекты. Галлюцинации, сны (в том числе и кошмары), изображение безумия осуществлялись при помощи многократных наплывов камеры. Деформация предмета становилась средством напряжённой выразительности. Актёрская игра, наравне с иными средствами кинематографа, зачастую отвергала необходимость достоверного раскрытия психологии человека, утрировала жест и мимику. Большое внимание уделялось крупному плану: статичность создаваемых образов приближала их к маске. В числе наиболее известных фильмов мирового кинематографа экспрессионизма называют «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф.В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). Экспрессионизм в кино исчерпал себя в короткие сроки, но найденные средства максимальной художественной выразительности лучших его фильмов оказали влияние на дальнейшее развитие киноискусства и других видов искусства.

м. а. ШЕСТАКоВА

Стиль художника экспрессионизма, независимо от формы выбранного искусства, чаще всего отличается ярким эмоциональным наполнением, острыми цветовыми контрастами или резкими смещениями пространства внутри произведения. Наибольшую степень эмоционального воздействия на зрителя обеспечивало сочетание гротеска и гиперболы, предельная концентрация контрастов явлений жизни.

Идеи близости апокалипсиса, присутствия в жизни человека чего-то высшего и несоизмеримо большего, чем бытовой ежедневный уклад, обнаруживают себя одновременно в литературе и философии. Но закономерное развитие катастрофический образ мышления получает во время смены веков, приведшей к предощущению грядущих войн и революций. Апокалиптические сюжеты находят свое место в творчестве предшественников экспрессионизма - Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Каждый из писателей реализует замысел художественного произведения через особую поэтику: Н. В. Гоголю свойственно обращать внимание на переход живого в мёртвое, Н. А. Некрасов пишет о невозможности выхода из трагедии русской неустроенной и жестокой жизни, Ф. М. Достоевский изображает путь героя к осознанию своей греховности, борьбу с тёмной стороной человеческой натуры и говорит о необходимости поиска сострадания и бога, Л.Н. Толстой указывает на путь преображения героя через смерть и говорит об особенной роли русского народа, способного подняться на борьбу с Антихристом.

В русской литературе начала ХХ века апокалиптические темы, мотивы и образы обретают новое звучание у символистов (А. А. Блока, Д. С. Мережковского, А. Белого, Вяч. Иванова). Кризисное состояние культуры и общества приводит писателей к мыслям о повторяемости мировых катастроф и крахе европейской цивилизации (Д. С. Мережковский, Вяч. Иванов), о революции как случившемся апокалипсисе (А. А. Блок). Философские концепции формируются на стыке литературы и философии и оформляются в работах Вл. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, В. В. Розанова, С. Булгакова наравне с представителями разных литературных направлений (А. А. Блок, Д. С. Мережковский, Л. Н. Андреев и др.). Нетрудно понять, какая почва была подготовлена философией и литературой для появления и существования экспрессионизма. Направление выразило искания предшествующих эпох и вобрало в себя предельную напряжённость и контрастность приходящего века.

Родоначальником экспрессионизма в России называют Л. Н. Андреева. Внимание к трагическим моментам внутренней жизни человека обуславливает присутствие иррационального начала в произведениях писателя. Иррациональное обоснование непрекращающегося поиска смысла жизни и способов сосуществования с миром является основополагающим моментом всего творческого пути писателя. Возможно, именно поэтому писатель постоянно обращался к гротескным и фантастическим образам, крайней абстрагированности и экспрессивности повествования.

В экспрессионизме контраст перерождается в антиномию, в которой детали и образы соединяются в противоречии. Появление иррациональных образов связано с передачей крайних состояний человека: так появляются мотивы отчаяния, боли, страдания, экзистенциального ужаса и т. д. Герой находится в конфликте с миром, через личное переживание которого он способен подняться до осмысления «веч-

ных» вопросов человеческого существования. Поэтому герои отчуждены от мира, хотя повествование, как и в рассказах, ведётся зачастую с их субъективной позиции.

Экспрессионизм как направление не имеет чётких границ. Он вбирает в себя контрастные средства художественных высказываний разных направлений. Экспрессионизм создает поле предельной эмоциональной выразительности, отражая собственную природу и реакцию художников на время кардинальных перемен в мире. Тем не менее явление оказывается укоренено в предшествующих исканиях философии и литературы.

Экспрессионизм в России имеет сложную природу взаимоотношения с западным, в частности, германским аналогичным явлением в искусстве. Исследователями [1, 3] обнаруживается не только перекличка основных идей направлений, но и их прямое взаимодействие. Наравне с общими тенденциями развития направления, русский экспрессионизм обнаруживает индивидуально-авторские открытия, предвосхищающие движение литературного и культурного процесса. Экспрессионизм открывает ряд имён, который множился с развитием направления в разных областях искусства. Данное литературно-художественное направление даёт богатый материал для исследований, которые представляются необходимыми для понимания всего культурно-исторического процесса рубежа веков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михеичева Е. А., Бондарева H. A. Экспрессионизм в России // Русская и зарубежная литература начала XX века: Основные течения. Орел, 2007. 198 с.

2. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. М., 2001. 736 с.

3. Терёхина В. Н. Экспрессионизм в русской литературе первой трети ХХ века: Генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика. М., 2009. 320 с.

REFERENCES

1. Miheicheva E. A., Bondarev H. A. Expressionism in Russia // Russian and foreign literature beginning of XX century: the main flow. Eagle, 2007. 198 with.

2. Nietzsche's F. Birth of Tragedy or Hellenism and pessimism. Moscow, 2001. 736 p.

3. Terekhina V. N. Expressionism in Russian literature of the first third of the twentieth century: Genesis. Historical and cultural context. Poetics. Moscow, 2009. 320 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.