Научная статья на тему 'Поэтика приключенческой прозы первой половины XX века'

Поэтика приключенческой прозы первой половины XX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
221
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поэтика приключенческой прозы первой половины XX века»

Булычева Вера Павловна, Астраханский государственный университет, преподаватель кафедры английского языка для экономических специальностей

Поэтика приключенческой прозы первой половины XX века

Приключенческую литературу в современном литературоведении нельзя назвать востребованной. Примечательно, что перепечатываемая на сотни языков, она считается второсортной, по сравнению с другими произведениями «классики», а большинство исследователей обходят ее стороной. В критике постоянно отмечается ее развлекательных характер, нацеленность на описание поверхностных явлений, однако, мало кто задумывался о поэтике приключенческой прозы, которая существенно отличается от других работ.

Приключенческая проза долгое время воспринималась как дань испорченному вкусу, поверхностным суждениям. Но многие взыскательные читатели относились с любовью к приключенческим произведениям.

В этой статье мы попытаемся рассмотреть поэтику приключенческой прозы XX века. Этот период может быть назван переломным в русской истории, когда происходила ломка общественного сознания, идеалов и самого общества. Естественно, общие культурные процессы не могли не найти своего отражения на процессе литературном, в том числе и на приключенческой прозе того периода.

Примечательно, что расхождение во внимании к приключенческим произведениям обнаруживается уже на уровне противопоставления читателя и критика. По непонятным причинам одни литературные произведения были окружены небывалым почетом - ими зачитывались массы, о них говорили со страниц газет и журналов; другие же были забыты, не успев издаться.

Русская приключенческая проза берет свое начало в трудах XIX века. В это время начинает преобладать проза, обращенная к проблемам маленького человека. Практически по всему миру идет культ проблем бедности, унижения. Литература, столь богатая на приключения ранее, становится литературой без приключений вообще. Однако, подобная тенденция привела к возникновению и другого типа литературы, пусть и несколько романтической, но направленной на изображение необычных событий, по которым так тосковал читатель.

Приключенческая литература стала своеобразным ответом на торжество приземленности и реализма. Для нее характерны возвышенность чувств, торжество добра над злом, глубокие переживания. Отметим, что в России, столь богатой на социальные потрясения, эта литература была востребована больше, чем когда-либо.

Для того чтобы описать поэтику приключенческой прозы, мы обратились к рассмотрению двух авторов - В.А. Каверина и А. Грина как наиболее выдающихся авторов того времени. Рассматривать поэтику произведений правомерно в общелитературном аспекте, так как отраженная в произведениях специфика характерна для всего времени.

Начать наш анализ следует с прозы В.А. Каверина. Литературная судьба писателя при поверхностном рассмотрении может быть расценена, как благополучная - им было

выпущено три полных собрания сочинений, по нему ставились кинофильмы и спектакли, иными словами, приключенческая проза писателя была востребована.

Однако, в условиях сталинизма, вплоть до пятидесятых годов, книги Каверина ожидал тот же результат, что и для большинства авторов - на них набрасывалась критика, проводились аресты и запреты цензуры. Однако, даже не смотря на эти негативные тенденции, как писатель Каверин состоялся.

Для раннего Каверина было характерно явление, за которое он не раз подвергался гонениям критики - острая сюжетность. Отметим, что именно сюжетность очень часто вменялась в вину всей приключенческой литературе, причем происходило это как во времена первых произведений в печати, так происходит и теперь. Ранние романы Каверина основаны на острых переживаниях персонажей, появлении неожиданных событий в канве произведения, а также новых персонажей, которые существенно меняют жизнь главных героев.

Примечательно, что творчество Каверина высоко ценил современный ему классик Е.Замятин, говоря о «Хронике Лейпцига»: «Есть у Каверина одно оружие, какого, кажется, нет ни у кого из других Серапионовых братьев, - это ирония. На наших российских полях этот острый и горький злак до сих пор произрастал как-то туго; тем ценнее попытка посеять его и тем больше своеобразия дает она лицу автора» [http://www.dissercat.com/content/poetika-prozy-v-kaverina-1920-kh-godov].

В те времена, когда писать о реальности было в достаточной мере опасно, Каверин затеял ироническую игру на грани реальности и фантастики. Эта ирония может у него обретать как игра с мировой волей, как своеобразный парадокс, как игровая стихия - об этом впоследствии скажет М.М.Бахтин, назвав явление смеховой культурой. Интересна и игра в дальние страны, которая во всей полноте отобразилась в романе «Два капитана».

Основное назначение игры - это не только воссоздание сюжетной линии, но и отход от угнетающей реальности. Проза Каверина - это не только ирония, которая получает распространение на страницах всех произведений, но и сатира, скрытая под маской иронии и приключенческих событий.

Все произведения функционируют одновременно в двух пластах реальности - реальном времени и пространстве и хронотопе фантастическом. При этом обе реальности перетекают одна в другую, удваивая значения каждой из них, но, не теряя границы между ними. Как и для всей приключенческой прозы, для Каверина характерны сквозные мотивы, в частности, мотивы сна, двойничества, тайны и памяти.

По отношению к Каверинской поэтике можно выделить такое понятие как метароман, которое заключается в том, что произведения функционируют отдельно друг от друга, но, даже разделенные, они представляют собой отражение мышления автора. В основании всех приключенческих романов Каверина лежит понятие человека творца - это художник, исследователь, мореплаватель, - как видно, понятия отличные друг от друга, сохраняющие, однако, общие черты реализации. Герои не сопоставимы друг с другом, однако, они образуют смысловые ряды, в каждом из которых герой получает дополнение при помощи другого образа.

Все пространство романов Каверина насыщено метаязыковыми связями с другими произведениями, когда серьезное и смеховое тесно переплетены друг с другом, к примеру, в линии Татаринова и Григорьева в романе «Два капитана», реализация одновременно выдуманных мотивов и документов - архивов и мемуарных записей.

В основе всех произведений Каверина раскрывается тема памяти, ответственности перед людьми, творчества и тема столкновения между людьми искусства с представителями лжеискусства. Все приключенческие произведения построены на сцеплении параллельных, казалось бы, сюжетных линий, которые, благодаря клиповости, получают распространение на протяжение всех романов.

Все герои Каверина противопоставлены друг другу. Как правило, все приключения происходят у Каверина с типом творца, причем человек, наделяемый этой характеристикой, может как принадлежать миру искусства, так и не иметь с ним никакого отношения (к примеру, образ летчика Саня Григорьев). Творческий дар мыслится не только как божественный дар, но и как огромная ответственность перед миром за все совершаемое.

Тип пошляка - герой-антагонист. Как правило, они сосредоточены только на жажде наживы, для них чужды героические порывы творца, их область действий предельно приземленная. Герои в приключенческой литературе Каверина делятся не по принадлежности к определенному классу или сословию, а по соотнесенности их психологически, по способности чувствовать этот мир, либо же по неспособности отказаться от своих эгоистических наклонностей и стремлению жить в своем собственном мирке.

Сюжеты романов Грина имеют много общего с сюжетами Каверина, хотя на первый взгляд может показаться, что это далеко не так. Сходство обнаруживается, чаще всего, в поэтике произведений. На первый момент кажется, что произведения Грина целиком фантастичны, так как они рисуют неизвестные ранее моря и земли, однако, нам об этом говорит сам Грин в своем рассказе «Акварель».

Сюжет этого рассказа очень прост - кочегар Кларсон и его подруга Бетси попадают на выставку в картинную галерею, где, с удивлением, видят собственное жилище. На картине дом изображен со всеми подробностями, которые, однако же, существенно преобразили его видимость. Лучи света, которые падали на картине на дом существенно преобразили его, помогли героям посмотреть на него новым, просветленным взглядом.

Картина, воссоздаваемая в рассказе, может в равной степени отнестись и ко всем сюжетным линиям произведений А. Грина. В его романах фантастическое и реальное настолько тесно переплелись, что уже представляется невозможным отделить их друг от друга. По сути, это такая же реальность, однако, взгляд на нее совершенно другой.

Вторгая в обыденность образы несравнимые ни с чем по своей красоте, или же, наоборот, по чудовищному уродству, он стремился разнообразить обыденную примелькавшуюся жизнь, найти хоть каплю романтики в реальности. Писатель опирается в своих произведениях на тот факт, что в душе каждого человека лежит потребность в приключениях, однако, современность постепенно притупляет ее, заставляет отказываться от мечтаний.

Скорее всего, именно поэтому, у Грина очень много героев творческих, героев-мечтателей, в которых каждый желающий может усмотреть себя.

Сюжеты произведений Грина, так же, как и сюжеты романов Каверина были определены тенденциями времени. Несмотря на то, что действия в романах происходят в неведомых для большинства русских людей старнах, в них отчетливо чувствуется дух времени.

Примечательно, что эти черты реальности у признанного фантаста выписываются так подчеркнуто, что они порой ошарашивают читателя своим бытописанием. К примеру, в начале рассказа "Возвращенный ад" (1915г.) реализуется следующий эпизод - к журналисту Галиену Марку подходит враждебно настроенный человек, в котором можно было узнать политического лидера. После описания образа этого лидера, читатель уже может догадаться о том, к какой партии принадлежит этот человек, однако, Грин уточняет это в произведении, добавляя, что нападение на журналиста обусловлено статьей, размещенной до этого в газете.

Произведения А.С.Грина объединяются разветвленной системой межтекстовых связей (интертекстуальных и автоинтертекстуальных), повышенный коэффициент проявленности которых позволяет говорить о прозе А.С.Грина как о сверхтекстовом единстве особого рода, каждый отдельный текст в котором сохраняет в памяти другие произведения. Это мы уже обнаруживали при описании прозы Каверина.

Жанровая природа авантюрного романа «Золотая цепь» (1925г.) получила в филологической науке разные интерпретации и до сих пор вызывает споры исследователей.

«Золотую цепь» характеризует пространство созданного А.Грином мира, образ которого создается через описание его составляющих, в том числе Лисса, Зурбагана, Сан-Риоля и других индивидуально-авторских локусов и топосов.

Лисс часто упоминается в прозе А.Грина. Этот город появляется в рассказах «Победитель» (1925г.), «Молчание» (1930г.), феерии «Алые паруса» (1923г.), романах «Блистающий мир» (1923г.), «Бегущая по волнам» (1928г.), «Джесси и Моргиана» (1929г.), «Дорога никуда» (1930г.) и других произведениях, в том числе в заглавиях рассказов «Состязание в Лиссе» (1921г.) и «Корабли в Лиссе» (1922г.).

Образ Лисса дорисовывается писателем и в романе «Золотая цепь»: уточняются детали и отдельные характеристики города. В романе подробно излагается легенда о Сигнальном Пустыре, являющемся окраиной Лисса, местом, в котором выросла Молли.

Все произведения Грина реализуются в текстовой связи между собой. Все герои -мечтатели, которые живут на фоне людей обычных. Примечательно, что героев тяготит их судьба, им по определению не может подойти тот обычный мир, которым довольствуются все остальные. Примечательно, что, если у Каверина отношения между героями приобретают полярность - негативных и положительных героев, То у Грина -противостояние между обыденным сознанием и сознанием романтическим.

Таким образом, поэтика прозы начала XX века определяется романтическим настроем героев, противопоставлением их с миром обыденности. Герой литературы - человек творческий, который не только связан с искусством, но и с реальностью. Этот человек всегда обладает положительными качествами. Чаще всего все приключенческие романы имеют счастливый конец, что позволяет выделить их в особую категорию произведений литературы.

Литература

1. Алферьева Е.Г. Поэтика прозы В. Каверина 1920-х годов: диссертация канд. филол. наук. - Астрахань.:2002. 238 с. Электронный ресурс: http://www.dissercat.com/content/poetika-prozy-v-kaverina-1920-kh-godov

2. РевякинаА.А. Примечания//Грин А.С. Собр. соч.: в 5 т. Т.2. Рассказы 19131916/Сост. с науч. подгот. текста Л.Михайловой; примеч. А.Ревякиной.-М.: Художественная литература, 1991. - Т.2. 633 — 653 с.

3. Максимова О.Л. Проза А. Грина: музыка в художественном сознании писателя: автореф. канд. филол. наук / О.Л.Максимова. - Вологда.: 2004. 21 с.

4. Пономарева Е.В. Русская новеллистика 1920-х годов (основные тенденции развития): автореф. д-ра филол. наук / Е.В.Пономарева. — Екатеринбург, 2006. 39 с. Электронный ресурс: http://www.dissercat.com/content/russkava-novellistika-1920-kh-godov-osnovnye-tendentsii-razvitiya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.