Научная статья на тему 'Поэтика очерка в раннем творчестве Сергея Залыгина'

Поэтика очерка в раннем творчестве Сергея Залыгина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
286
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.П. ЗАЛЫГИН / ОЧЕРК / ПОЭТИКА / КАРТИНА МИРА / S.P. ZALYGIN / ESSAY / POETICS / WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каминский Петр Петрович

В статье анализируется поэтика очерков С.П. Залыгина «Весной нынешнего года» (1954) и «Пробуждение великана» (1959). В анализе реконструируется картина мира писателя на раннем этапе творчества, рассматривается система его представлений о человеке, обществе и природе, задающих исходный момент эволюции мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poetics of essay in early works of Sergey Zalygin

The article analyses the poetics of S.P. Zalygin's essays ''At the Spring of This Year'' (1954) and ''Awakening of the Giant'' (1959). The analysis reveals the author's world picture in the early stage of creation, the system of views on the Human, Society and Nature, specifying the initial moment of the Outlook evolution. The poetics of essays is dictated by short-term aspects (social task), and the peculiarities of the author's world outlook in the 1950s. The world picture, embodied in the poetics, is not typologically different from essays of 1950s early 1960s (''Contemporaries'' by B. Polevoy, ''New Horizon'' by I. Ryabov, ''In the Name of the Future'' by B. Galin, ''District Everyday Life'' by V. Ovechkin, etc.), and the pathos corresponds to the social atmosphere of the epoch: the reality is treated as social and public, interpreted as the reality of the common mission and disclosed ethically through the relations between the characters. The common mission in the style of the official ideology and the emotional atmosphere of the epoch is understood as the creation of a perfect society. The conflicts in the plot show the process of moral selfdetermination of the person in respect of the super-personal whole (the collective). Involvement / noninvolvement in the process is the criterion of author's evaluation of the characters. The person has value only through the collective and in the collective that gives sense to individual existence. Genetically such a picture of the world goes back to the story of the 1930s, when the tasks of the state accelerated modernization demanded the image of the ''epic'' world, with its pathos of struggle and overcoming. But from the middle of the 1950s the author's position is deprived of dogmatism and intolerance; it tends to analytics; the image of the enemy disappears. In Zalygin's outlook there is still no understanding of the real complexities of life and the human. Society appears as a mechanism, the constituent elements of which (individuals and social groups) cause the general movement. Expressions of the human are limited to the fulfillment of social functions. Natural reality appears as the space for social action, and is interpreted as the object of technological transformation. The writer's viewpoint on the reality defines the utopianism of thinking. It is formed in the 1930s and is based on a conscious belief in the possibilities of rational organization of life. The complication of the world picture occurs in early 1960s. Year 1961 is the turning point, when ''Novy Mir'' publishes the article ''Writer and Siberia''. The work forms the natural philosophy basis: the ontological laws of existence in a natural space are opened; the philosophical understanding of the human nature, his place in existence contributes to the gradual overcoming of social and technocratic illusions.

Текст научной работы на тему «Поэтика очерка в раннем творчестве Сергея Залыгина»

2012 Филология №3(19)

ЖУРНАЛИСТИКА

УДК 82-4

П.П. Каминский

ПОЭТИКА ОЧЕРКА В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЗАЛЫГИНА

В статье анализируется поэтика очерков С.П. Залыгина «Весной нынешнего года» (1954) и «Пробуждение великана» (1959). В анализе реконструируется картина мира писателя на раннем этапе творчества, рассматривается система его представлений

о человеке, обществе и природе, задающих исходный момент эволюции мировоззрения.

Ключевые слова: С.П. Залыгин, очерк, поэтика, картина мира.

К жанру очерка С. Залыгин обращается в 1950-е гг., когда в 1954 г. в «Новом мире» публикуются очерки «Весной нынешнего года» (в книжных изданиях - «Весной 1954 года») [1], а в 1959 г. выходит книга очерков о Китае «Пробуждение великана» [2]. Оба цикла - важный этап в становлении художественной системы С. Залыгина, их поэтика воплощает мировоззрение и эстетику раннего этапа творчества [3-8].

Картина мира, воплощенная в поэтике ранних очерков С. Залыгина, типологически не отличается от очерка 1950-х - начала 1960-х гг. («Современники» Б. Полевого, «Новый горизонт» И. Рябова, «Во имя будущего» Б. Галина, «Районные будни» В. Овечкина и т.д.), а пафос соответствует общественной атмосфере эпохи: реальность предстает как социальная и общественно-публичная, осмысляется как реальность общего дела и раскрывается этически через отношения между персонажами. Общее дело в духе официальной идеологии и эмоциональной атмосферы времени понимается как построение совершенного общества. В сюжетных коллизиях исследуется процесс нравственного самоопределения человека в отношении сверхличного целого (коллектива). Причастность / непричастность к нему составляет критерий авторской оценки героев. Личность обретает ценность только через коллектив и в коллективе, придающем смысл индивидуальному существованию. Природная реальность предстает как пространство, в котором разворачивается социальное действие, и осмысляется как объект технологического преобразования.

Генетически такая картина мира восходит к очерку 1930-х гг., когда задачи форсированной модернизации страны требовали изображения эпического состояния мира с его пафосом борьбы и преодоления («Секретарь парткол-лектива» Вл. Ставского, «Мастера» Б. Горбатова, «Весна в забое» Б. Левина, «На лесах Магнитки» С. Нариньяни, «Испытание» Б. Галина, «Люди побед» А. Аграновского, «Письма о Днепрострое» Ф. Гладкова и т.д.). С середины 1950-х позиция автора лишается догматизма и воинствующей нетерпимости

и тяготеет к аналитизму, исключается образ врага, а нормативность поэтики, отражая противоречивость сознания периода «оттепели», сохраняется «по инерции» и постепенно преодолевается1. В очерках 1950-х гг. С. Залыгин фиксирует переходный характер социальной жизни и основную тенденцию времени - преодоление недостатков (несовершенства) ее прежнего устройства.

В «Весной нынешнего года» воссоздается социальная ситуация в деревне середины 1950-х гг.2 Пространство и фабульная ситуация - условные (вымышленная топонимика, имена действующих лиц): социальные процессы, происходящие в локальном пространстве Юдинского района накануне посевной, изображаются как типические, отражают общие тенденции преобразования сельского хозяйства, инициированные решениями партии, и осмысляются как восстановление в социальной практике идеалов общего дела, девальвированных в прежних условиях. Предмет «Пробуждения великана» -глобальное преобразование жизни в Китае, начало которому кладет «Освобождение» - свержение Гоминьдана в ходе гражданской войны 1946-1949 гг. и провозглашение Китайской народной республики (1 октября 1949 г.)3.

Преобразования в КНР рассматриваются на трех уровнях. Во-первых, технологическая модернизация: строительство промышленных гигантов, транспортной инфраструктуры, гидроэнергетики. Во-вторых, социальная модернизация: преодоление национальных и классовых противоречий (пережитков феодализма, элементов рабовладельческого строя), выравнивание уровня социального и культурного развития народов Китая. В-третьих, обновление общественного сознания, преодоление последствий многовекового угнетения, что, в свою очередь, выступает условием технологической и социальной модернизации. Решению этой триединой задачи служат организация системы образования и науки (вузов и техникумов, проектных институтов), новая литература, восстановление памятников историко-культурного наследия. В китайских реформах С. Залыгин видит «мирный переход к новому обществу» - скрыто противопоставляет этот опыт «мягкой» модернизации (без обострения классовой борьбы, репрессий) - сталинским «пятилеткам».

Фабула «Весной нынешнего года» раскрывает конкретную хозяйственную коллизию. Удобрение полей, организуемое директором Буяновской МТС Башлаковым, предстает как общее дело, цель которого не только государственное благо - повышение урожайности (преодоление дефицита продо-

1 «Взаимодействие строгих идейных постулатов и духовного обновления, политического давления и личного восприятия действительности» [9. С. 187].

2 С 1953 г. в ходе государственных преобразований после смерти И. Сталина намечаются перемены в сельском хозяйстве. На сентябрьском Пленуме ЦК КПСС говорится о замедлении темпов развития сельскохозяйственного производства, которое объясняется нарушением принципа материальной заинтересованности колхозов и колхозников в результатах своего труда. По инициативе

Н. Хрущева принимается ряд административных мер по выводу сельского хозяйства из затяжного кризиса.

3 Время путешествия С. Залыгина по Китаю, которому соответствует фабульное время, - конец 1956 г. В истории КНР это время завершения первой пятилетки (1953-1957 гг.). При активной поддержке СССР в Китае создаются все базовые отрасли промышленности (индустриализация), проводится аграрная реформа (коллективизация). Социалистическое строительство осуществляется по советскому образцу.

вольствия в стране), но и благо коллективное - повышение благосостояния колхозников и работников МТС.

В «Пробуждении великана» нет единой фабулы, а целостность цикла организована предметом (Китай), сменой позиции рассказчика (перемещение в пространстве)1 и единством его оценки. Каждый из очерков воспроизводит наблюдения автора-персонажа на определенном этапе маршрута, моделирует локальные ситуации, отражающие в своем целом эпохальную картину преобразования, строительства идеального общества.

Предмет изображения и содержание фабулы определяют систему персонажей и сюжетные коллизии. Переходное состояние жизни в очерках 1954 г. требует от человека нового самоопределения в пространстве общего дела. По характеру отношения к нему выделяются несколько типов персонажей.

Первый тип, к которому относится Башлаков, обладает изначальной определенностью. Персонажи второго типа даны в момент кризиса, разобщения личности и социума. Они либо приобщаются к общему делу в ходе активного самоопределения (бригадиры Буяновской МТС Мохов и Еремеев, первый секретарь Юдинского райкома Фоминых), либо отчуждаются от него (бывший директор Веселовской МТС Пислегин). К этим персонажам примыкают персонажи второго плана, становление которых завершается к моменту фабульного времени (зональный секретарь райкома Поздняков) или не входит в поле зрения автора (председатель колхоза «Большая поляна» Паустов, директор Красненской МТС Краев и др.).

Образ Башлакова - традиционный для «сельского» очерка тех лет образ хозяйственного руководителя нового типа (В. Овечкин, А. Калинин, А. Колосов, Г. Троепольский, В. Тендряков и т.д.)2. Башлаков проявляет инициативу, несмотря на риск срыва посевной, и действует вопреки ограничениям, установленным в директиве «о трех тракторах», - способен взять на себя личную ответственность за результат, которая понимается им как ответственность перед государством и перед своими подчиненными. Опору Башлакову обеспечивает коллектив. Одинаково требовательный как к другим, так и к себе, он выстраивает отношения с людьми, основанные на взаимном доверии -объединяет их в пространстве общего дела. Башлакову не свойственны противоречия личного и общественного, его жизнь всецело подчинена достижению общего блага, что определяет эпическую цельность героя. В системе персонажей он занимает центральное место, выступая в роли морального авторитета; объединяет все сюжетные линии, остальные герои раскрываются во взаимоотношениях с ним.

Кризис, переживаемый персонажами второго типа, выявляет ложность (Пислегин, Паустов) или недостаточность (Мохов, Еремеев, Фоминых) прежних способов социального существования, мотивированных несовершенством системы социально-экономических отношений села. На уровне руково-

1 Пекин - Ханчжоу (провинция Чжэцзян) - провинция Хэбей - переезд на юго-запад Китая, в Куньмин (провинция Юньнань) - плавание по Янцзы от Чунцина (провинция Сычуань) до Уханя (Ханькоу).

2 «...В журналистике в качестве образца, достойного подражания, появился тип хозяйственного руководителя - честного, добропорядочного, человека дела, ставящего интересы общества, государства выше личных и ведомственных» [10. С. 205].

дителей среднего звена ее недостатки иллюстрируют коллизии Пислегина, Паустова и Фоминых; на уровне руководителей низового звена и рядовых работников - Мохова и Еремеева.

Как руководитель, Пислегин обладает бесспорными деловыми качествами, в прошлом имеет значительные заслуги (партизан в годы Гражданской войны, стоял у истоков колхозного движения, возглавлял первую в области МТС, вывел ее в передовые), но все достоинства и достижения обесцениваются, когда действия директора вступают в противоречие с задачами общего дела. Подход Пислегина к руководству - местнический, основывается на подмене государственных интересов благом своей МТС. Еще с войны развитие Веселовской осуществлялось за счет несправедливого распределения, присвоения ресурсов других станций («махинаций»): «В других МТС тракторный парк тогда изнашивался, даже сокращался, - в Веселовской МТС, у Пис-легина, рос. МТС, особенно степные, страдали из-за того, что ветшали постройки, требовали капитального ремонта, а строительных материалов не было, - Пислегин строился» [1. С. 12]. Высоких показателей дохода пислегинская МТС добивалась, используя непрофильную деятельность хоздоговорных предприятий («коммерции», «торговлишки»): тайной свинофермы в степях Казахстана, рыболовецкой бригады, заводика по ремонту колесных пар железнодорожного транспорта. Пислегину близок Паустов, который добивается нужных показателей разведением серебристых лисиц. Такой тип руководства использует несовершенство административно-хозяйственных механизмов и поддерживает его, разрушая чувство социальной справедливости.

Недостатки системы до начала реформ определяют отношение к общему делу рядовых исполнителей, различные варианты которого выражают коллизии Мохова и Еремеева. Отношение бригады Мохова к задачам коллектива -инертное. Планирование не реальных показателей урожайности, а абстрактных показателей выработки отчуждает работников от результатов труда, порождает безразличие: «Трактористы, не надеясь на резкий перелом в делах колхоза, не принимали в них никакого участия, хотя и числились колхозниками, получали гарантийный минимум деньгами и зерном и к большему не стремились» [1. С. 32-33].

Отсутствие материальных стимулов определяет стратегию социального поведения возрастной моховской бригады - пассивное приспособление к условиям, ограничение усилий, прикладываемых к работе. Личные приоритеты переносятся в частную сферу: Мохов использует должностное положение в личных целях, статус передовика - для получения поблажек.

Молодая бригада Еремеева, напротив, деятельна. Но стагнация социальной системы лишает молодежь актуальных ценностных ориентиров, которые бы регламентировали, направляли ее жизненную энергию в созидательное русло, - порождает недисциплинированность, безответственность и халатность.

Представления о причинах несовершенства колхозной жизни расширяет коллизия Фоминых. Очерк «День Арсения Петровича» выражает редуцированную оценку последствий сталинской диктатуры, определявшей мышление и принципы деятельности должностных лиц.

Степень участия Фоминых в жизни района ограничена оперативным руководством, решением сиюминутных проблем: «Связаться, договориться,

распределить, запросить, поговорить, поднажать - на все это у него были незаурядные способности»; «...как влиять <...> на хозяйство и культуру района так, чтобы это и в будущем оставило след, - над этим Арсений Петрович не задумывался» [1. С. 60, 62]. Первый секретарь лишь исполняет директивы вышестоящей инстанции (обкома), не способен к проявлению инициативы. Это определяет низкую адаптивность Фоминых к динамике условий (страх неожиданного), неготовность к самостоятельным решениям.

Кризис Пислегина и Мохова раскрывается на этапе отчуждения героев от сверхличного целого. В фабуле этот момент представлен как их отстранение от обязанностей (социального творчества). Коллизии Фоминых и Еремеева направлены на избежание отчуждения.

Механизм отчуждения - утрата доверия со стороны людей. Социум (сообщество) составляет высшую моральную инстанцию, коллективный субъект этической оценки индивида. Эта оценка складывается в ходе социальной коммуникации (обсуждения) и воплощается в общественном мнении: от лица людей выносит моральные суждения Башлаков; общественное предубеждение задает исходный момент кризиса Мохова и Еремеева; страх общественного осуждения сопровождает внутренний кризис Фоминых. Основание доверия человеку со стороны социума - соответствие его действий коллективным представлениям о справедливости - равенстве обязанностей людей (и предоставляемых им возможностей) в пространстве общего дела.

Причина социального отчуждения Пислегина - узкоэгоистические мотивы, скрывающиеся за мнимой заботой о благе своего предприятия. Отстранение Мохова венчает кризис доверия к герою со стороны других бригад стан-ции1. Неготовность к изменениям, с которой их встречает Фоминых, обусловливает эгоистическое чувство страха личной ответственности, когда ситуация требует от него волевого решения: исполнить требование областного руководства, избежав возможного срыва посевной, но потерять доверие людей или продолжить начатое.

Каждому из героев предоставлена возможность преодоления кризиса. Кризис Мохова и Фоминых раскрывается во внутреннем плане психологических состояний и самосознания. Герои зависимы от общественного мнения, остро ощущают возникшие противоречия между личностью и социумом, что составляет основу их самоопределения.

Внутреннее перерождение Мохова стимулировано ситуацией испытания (перевод на периферию социального действия - в ремонтные мастерские), но обеспечивается объективными процессами, изменением социальных условий. Постановление «о дальнейшем улучшении работы МТС», преодолевая «однажды установившийся порядок», мотивирует людей к участию в общем деле: «Вот то самое, чем можно раскачать стариков его бригады, поднять их и показать всем, что значит настоящая работа!» [1. С. 39].

Фабульно разрешению внутреннего конфликта Фоминых способствует разговор с Поздняковым, который проходит тот же путь раньше. Принимая

1 «.Самого его не любили, и даже действительные заслуги и достижения моховской бригады -все объяснялось «блатом», всех моховцев звали “подсевалами” и “выскочками”» [1. С. 35].

на себя всю полноту ответственности за подчиненных, доверившихся ему людей, и доверяясь им сам, герой приобретает внутреннюю цельность.

Драматический конфликт Пислегина не переходит во внутренний план. Испытание не активизирует в герое процесс самосознания, выявляет его неспособность заново приобщиться к общему делу.

В «Пробуждении великана» система персонажей организована социальной функцией: интеллигенция, рабочие, крестьяне, духовенство, бывшие феодалы и предприниматели. Социальная структура воспроизводит структуру процессов преобразований. В образах персонажей конкретизирован коллективный образ сословий.

Интеллигенция представлена преимущественно учеными. В очерках действуют или упоминаются несколько десятков профессоров и специалистов1. Среди них как представители естественных и технических наук, так и гуманитарии - филологи, историки, искусствоведы: деятельность первых служит технологической модернизации, вторых - формированию и поддержанию в обществе национально-исторического и культурного сознания. Этой задаче также способствуют деятели искусства - писатели и художники2. В очерках приводятся имена ученых, первооткрывателей, инженеров, мастеров искусств древности - подчеркивается преемственность развития научной мысли, технологии и культуры современного Китая3.

Персонажи-ученые сочетают научную работу с общественно-политической деятельностью, просвещением и литературой, - занимают активную социальную позицию: профессор Чжоу Юн-сянь, завотделом рукописей куньминской библиотеки, «ученый-книжник» и просветитель, в прошлом -революционер-подпольщик («Библиотечный работник Чжоу»), профессор Гао Ши-чи, микробиолог, детский писатель, депутат Всенародного собрания народных представителей КНР («Человек в коляске»), историк, филолог, писатель, участник Сычуаньского восстания 1911 г. профессор Ли Те-жень («Сычуань и ее река») и др.

1 Профессор-историк Чжоу Юн-сянь, ботаник У Чицзюнь, металлург Дай Жуй-чжэн, историк Ли Юань-ян («Библиотечный работник Чжоу»), Чжу Го-куй, один из руководителей института по подготовке национальных кадров в городе Юньнань («Институт национальностей»), заведующий ботаническим садом Цай Си-тао, профессор Ян Кунь, президент АН КНР, историк и поэт Го Мо-жо, ректор Куньминского университета, филолог Ли Гуан-тянь, профессор Цунь Шу-шэнь, убитые гоминдановцами правовед и писатель Ли Гунн-пу, профессор-филолог Вэнь И-до («Университет»), профессор Ду Го-сян («Университет», «Монах»), профессор-искусствовед Чэнь Лян-тэн («Монах»), профессор Гао Ши-чи («Человек в коляске»), инженер Цзинь Бао-шунь («Рабочий Чжэн Син-нянь»), профессор Ли Те-жень («Университет», «Сычуань и ее река»), профессор-гидролог Сюэ Пэй-юань («Сычуань и ее река»), инженер, фольклорист и историк судоходства на Янцзы Тянь Хай-янь («От Чунцина до Уханя»), инженеры Хуан Хуай-чжэнь, Чэнь Цзи-шэн, редактор газеты «Народная Янцзы» Евэн-сян («Длинная река водное хозяйство комитет»). В очерке «Длинная река водное хозяйство комитет» действуют персонажи - советские ученые: инженеры Скачков, Малиновский, Дмитриевский, Менаб-де, почвовед Шувалов.

2 Писатели Мао Дунь, Ли Гунн-пу («Университет»), Сунн Юнь-бинь («Монах»), Цзэн Кэ («Сычуань и ее река», «От Чунцина до Уханя»), художник Ци Бай-ши («Монах»).

3 Путешественник Сюй, мореплаватель Чжэн Хэ, поэт Му Гуан, философ Су Си-цзян («Библиотечный работник Чжоу»), металлург и геолог Дай Жуй-чжэн («Университет»), строитель оросительной системы в Гуаньсяне Ли Бин, мастер-краснодеревщик Чжан, художник Хэ Шао-ди («Монах»), поэт Ду Фу («Монах», «Сычуань и ее река», «От Чунцина до Уханя»), резчик и столяр Лу Бань, философ Мо Цзы, поэт Цюй Юань («От Чунцина до Уханя»).

Рабочие и крестьяне представлены обобщенно, как трудящиеся массы -единый коллективный субъект социального действия1. Они персонифицированы в нескольких образах: строителя лоянского тракторного завода Чжэн Син-няня («Рабочий Чжэн Син-нянь»), старого крестьянина Лэя Ло-ганя («Старик Лэй»), капитана Мо Цзя-юя («От Чунцина до Уханя»). Класс духовенства воплощает настоятель храма в Ханчжоу Синь Кун («Монах»). Образы господствующих сословий режима Чан Кай-ши - помещиков и капиталистов - даны обобщенно. Все персонажи - сложившиеся к фабульному времени. Их становление происходит в прошлом и дано в ретроспекции.

Ученые проходят путь самоопределения в отношении революционной борьбы. Как символ приобщения интеллектуальной элиты к сверхличному целому в очерке «Университет» приводится история «Железного потока» -эвакуации в Куньмин университетов Пекина, Тяньцзиня и Нанкина в начале антияпонской войны 1937-1945 гг.: «Мне называли имена уже немолодых профессоров, убежденных сторонников «чистой науки», «чистого искусства» и, как говорят в Китае, поклонников «единственной красоты» <...> которые, совершив переход, пришли не только в Куньмин - они пришли прямо к революции. Они «сбросили свои халаты», то есть приблизились к народу» [2. С. 24]. Чувство социального долга возвращает ученых из эмиграции2, включает интеллигенцию в строительство нового общества.

Крестьяне совершают выбор между единоличным хозяйством и коллективным. Выбор в пользу кооперации - прагматический. Разделение труда в крестьянском кооперативе облегчает индивидуальное существование (труд перестает быть непосильным) и создает условия для развития личности (появляется возможность открывать школы). Старик Лэй возвращается в колхоз, поскольку думает о будущем своих детей: «Пока люди не работают все вместе, у каждого забота только о своем собственном осле и о своей фанзе. Еще - о своей земле. Вот думаешь, как бы не прогадать, как бы побольше земли оставить детям вокруг своей могилы. А как сделать детей умными людьми, чтобы они были умнее стариков, - об этом вовсе не думаешь.» [2. С. 71].

Рабочими движет классовое сознание: «Китайцы очень скромны, но они гордятся своей принадлежностью к рабочему классу» [2. С. 53]. Скромность - моральное качество, осознание человеком обязанностей перед другими, которое придает ему чувство собственного достоинства, наделяет смыслом индивидуальное существование. Бывший землекоп, работавший на американских расхитителей древних гробниц, Чжэн Син-нянь предлагает свои навыки для общего дела, поскольку волнуется, чтобы строители «не провалились в могилы». Пожилой капитан Мо Цзя-юй возвращается в речной

1 Описание порта в очерке «Чунцин»: «.Нельзя было не поразиться тому, как плотно друг к другу двигались в разных направлениях люди с тяжелой поклажей. Не верилось, казалось невозможным, чтобы в этом грохоте и гуле, в этом непрерывном движении существовал хоть какой-то порядок, а между тем, сколько бы вы ни смотрели вниз, вы нигде не замечали ни малейших признаков неорганизованности, беспорядка, толчеи» [2. С. 88].

2 Профессор медицины Фань Бин-чжэ, профессор математики Сюн Цинн-лай, профессор механики и аэродинамики Цянь Сюй-тэнь («Университет национальностей»).

флот, поскольку его лоцманский опыт нужен для промышленного освоения бассейна Янцзы.

Духовенство после падения Чан Кай-ши утрачивает прежние социальные функции: все меньше людей постригается в монахи, поскольку исчезает необходимость прятаться за стенами монастыря от несправедливости социальной жизни. Перед буддистской церковью встает необходимость определения позиции в новых условиях: отказ от исключительного права на исповедование истины и сосредоточение на задачах сохранения культурного наследия, поддержания общественной морали.

Бывшие феодалы и капиталисты подвергаются перевоспитанию. Они отказываются от притязаний на социальное господство, помогают коммунистической власти своими знаниями и управленческим опытом в осуществлении реформ1.

Социальные отношения в КНР непротиворечивые, поскольку в их основе лежит совместный труд и взаимопомощь: «Ничто другое так не сближает людей между собой, как труд, трудовая помощь одного человека другому» [2. С. 13]. Внутренняя цельность персонажей - гипертрофированная. Коллективистический идеал социальной жизни определяет мышление, формирует предельно ясное отношение к реальности: моральные максимы в суждениях переводчика Хуана о различных ситуациях, увиденных в пути («Изречения Хуана»).

Восприятие природы С. Залыгиным в 1950-е гг. ограничено окружающей средой. В этом - «узком» - значении она дифференцируется на органическую (живую) и неорганическую (косную). Первая представлена стихией земли (почвы), вторая - воды. Обе стихии изображаются в своей предметной конкретности как объект технологического воздействия социума: удобрение полей, освоение целинных земель и осушение болот в «Весной нынешнего года», гидротехническое строительство в «Пробуждении великана».

Земля составляет пространство растительной жизни, основой которой является вода, дающая почве плодородие. Одновременно водная стихия воплощает и разрушительное начало (наводнение 1954 г. в Ухане): «Они (реки. -П.К.) несут людям жизнь. Люди расселяются по берегам рек, чтобы водою напоить свои поля. Но то и дело реки, будто требуя расплаты от людей, несут им смерть. Люди платят, но не уходят от рек прочь» [2. С. 128].

Отношение человека к природе - прагматическое, так как он нуждается в ресурсах жизнедеятельности. В предметное поле очерков входят несколько способов технологического воздействия на природу: 1) технология земледелия; 2) мелиоративная технология; 3) технология гидроэнергетики.

Земледельческая технология - органическая. С одной стороны, она определяется естественными законами, ритмами природы («Все спеет осенью -хлеб, фрукты, трава. Земля спеет весной» [1. С. 29]). С другой стороны, сама земля нуждается в человеке, поскольку возделывание почвы способствует реализации ее предназначения - родить.

1 Государственно-частная судоходная компания «Миньшэн» - «Дело народа» («От Чунцина до Уханя»).

Убеждение во взаимной необходимости человека и земли определяет императив землепользования. Он предусматривает, во-первых, сплошное (комплексное) освоение земельного фонда1. Во-вторых, - восстановительные мероприятия. В очерке «Когда начинается посевная?» приводится цитата А.И. Воейкова2 о двух способах землепользования, противопоставляемых как должный и не должный: «Человек пользуется землей двояким образом: 1) не возвращая взятого, или снимая сливки ... и 2) возвращая взятое, так, чтобы плодородие земли постоянно поддерживалось» [1. С. 25]. «Возвращение земле» составляет «нравственную обязанность» человека, существующего за счет земли и потому ответственного перед ней; в ответ земля дает человеку еще больше благ3.

Гидростроительные технологии предполагают коренное преобразование природного пространства - активное вмешательство в естественные процессы, подчинение их человеческой воле. Цель мелиоративных преобразований земель - как в повышении эффективности земледельческой технологии (орошение), так и в укрощении враждебной к человеку стихии, предотвращении ее губительных проявлений (строительство дамб, плотин, каналов). Гидроэнергетика делает следующий шаг - осваивает энергию стихии, ставит ее на службу человеку4.

Автор восхищается гигантскими оросительными системами, построенными в древнем Китае, - памятниками инженерной мысли (система «Дуц-зяньян» в Сычуани, 250 лет до н.э.). В восприятии С. Залыгина, искусственный канал, отводящий воду из реки Миньцзян, органически вписан в ландшафт, являет совершенное единство технологического и природного. Устройство системы орошения предотвращает засоление почв, эрозию, однако потери воды в канале, последствия изменения русла реки для климата и экологии региона пока не учитываются в оценках. Так же некритически, с восторгом описывается проект будущей ГЭС на Янцзы - самой большой в мире5.

«Восстановительная» стратегия землепользования пока сосуществует в мировоззрении С. Залыгина с технократическим проектом преобразования ландшафта, образуя парадоксальный синтез. Писатель верит в возможность гармоничного взаимодействия природы и человека на основе разума.

1 «А все ли мы делаем сейчас для своей земли, для сказочно плодородных сибирских черноземов, для удивительных болот на севере, которые уже через год-два после осушения способны приносить огромные урожаи не только трав, но и льна, и зерновых культур?» [1. С. 26].

2 Воейков Александр Иванович (1842-1916), русский ученый-метеоролог и климатолог, создатель сельскохозяйственной метеорологии.

3 «Восстановительную» стратегию воплощает сельскохозяйственная традиция в Китае: «Эта особенность китайского земледелия - возвращать земле все, взятое из нее, - позволяет поддерживать высокое плодородие в течение тысячелетий при сборе нескольких урожаев ежегодно» [2. С. 82].

4 «Если верить легенде, вода кипит в этих скалах с тех самых пор, как в ущелья, возникшие от ударов молний, устремились воды сказочного Внутреннего Сычуаньского моря. Это - если верить легенде. Если же верить действительности, то, верно, уже миллионы лет ни днем ни ночью ни на минуту не умолкает здесь стихия, а в годы полноводные, в разливы, они бушуют еще сильнее. Теперь, если верить будущему - очень недалекому будущему, - воды Янцзы стихнут в ее ущельях навсегда. Будут построены плотины - одна, две, может быть, целый каскад, на скалы ущелий обопрутся плечами железобетонные плотины, а вода устремится в аванкамеры электростанций» [2. С. 105].

5 Проектная мощность - 20-29 миллионов киловатт (в 5-7 раз больше мощности Красноярской и Братской ГЭС), объем водохранилища - 100 кубокилометров.

Экологические противоречия не входят в поле рефлексии. Представление о них - абстрактное, основывается на догматической посылке (представления исторического материализма о стадиях общественной эволюции). Разрушение природы в ходе хозяйственной деятельности - атрибут капиталистической формации (дореволюционная Россия, западные страны), и не свойственны социалистической системе. Причины экологических проблем редуцируются до социально-экономических (хищничество класса собственников - кулаков и капиталистов)1.

Поэтика очерков С. Залыгина 1950-х гг. диктуется как конъюнктурными моментами (социальное задание), так и особенностями мировоззрения писателя на раннем этапе творчества.

Очерк о «необычном директоре МТС» (Иване Павловиче Горбачеве, молодом директоре Коноваловской МТС Тарского района Омской области) главный редактор «Нового мира» А.Т. Твардовский поручает С. Залыгину написать по итогам Пленума ЦК в феврале - марте 1954 г., когда от печати требуется широкое освещение процессов реформирования колхозов. В Пекин С. Залыгин прибывает 18 октября 1956 г. на юбилейные дни, посвященные двадцатилетию со дня смерти «китайского Горького» - Лу Синя2. Участие в делегации Союза писателей СССР предполагает выполнение творческого задания - изображение процессов преобразований в ходе первой китайской пятилетки. На восприятие и оценку увиденного влияет социальная роль -представитель советской литературы3. При этом сам порядок и аспекты знакомства с современным Китаем определены официальным характером визита: программа пребывания ограничивает пределы видения, скрывает реальные противоречия китайской действительности.

В мировоззрении С. Залыгина еще нет представления о реальной сложности жизни и человека; в поэтике очерков не воссоздаются целостность и полнота реальности, пока понимаемой только как социальная. Общество предстает как механизм, составные элементы которого (индивиды и социальные группы) порождают общее движение. Его цель определяет иерархию ценностей, в которой коллективное доминирует над индивидуальным, личностная реализация оказывается возможной только через подчинение общественному предназначению. Проявления человека ограничиваются исполнением социальной функции. Реальность природы не входит в поле зрения сама по себе (имманентно), рассматривается как пространство социального действия и как объект технологического воздействия социума. Точку зрения писателя на реальность определяет утопизм мышления. Он формируется в 1930-е гг. и основан на осознанном убеждении в возможностях разумного устройства жизни.

1 «.Там, где начинают преобладать предпринимательство и личные интересы, не только у американцев, а у всех и всегда возникали недоразумения с техникой» [2. С. 114].

2 Лу Синь (Чжоу Шужень) (25 сентября 1881 - 19 октября 1936) - китайский писатель, родоначальник современной китайской литературы.

3 Журналистика и литература СССР пропагандируют советско-китайскую дружбу до охлаждения отношений с конца 1959 г. (провал политики «большого скачка» и расхождение руководителей СССР и КНР во взглядах на пути построения социализма).

Усложнение картины мира происходит в начале 1960-х. Переломным становится 1961 г., когда в «Новом мире» выходит статья «Писатель и Сибирь» [11]. Здесь формируются основы натурфилософии; открытие в природном космосе бытийных законов существования, философское осмысление природы человека, его места в бытии способствуют постепенному преодолению социальных и технократических иллюзий.

Литература

1. Залыгин С. Весной 1954 года: очерки // Залыгин С.П. Очерки и рассказы. М., 1955. С. 382. Содерж.: Знакомство с Башлаковым; Разговор с Пислегиным; Когда начинается посевная?; Бригадиры; День Арсения Петровича.

2. Залыгин С.П. Пробуждение великана: Очерки о Китае. Новосибирск: Кн. изд-во, 1959. 131 с. Содерж.: Библиотечный работник Чжоу; Институт национальностей; Университет; Человек в коляске; Монах; Изречения Хуана; Рабочий Чжэн Син-нянь; Старик Лэй; На Янцзы; Сычуань и ее река; Чунцин; От Чунцина до Уханя; Длинная река водное хозяйство комитет.

3. ЯновскийН.Н. Сергей Залыгин: критико-биогр. очерк. Кемерово: Кн. изд-во, 1965. 95 с.

4. Сафронова Е.А. Творчество С. Залыгина: Путь к мастерству: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 1966. 13 с.

5. КолесниковаГ.А. Сергей Залыгин: Творческая биография. М.: Сов. писатель, 1969. 256 с.

6. Теракопян Л.А. Сергей Залыгин. Писатель и герои. М.: Сов. Россия, 1973. 200 с.

7. Нуйкин А. Зрелость художника: Очерк творчества С. Залыгина. М.: Сов. писатель, 1984. 344 с.

8. ДедковИ.А. Сергей Залыгин. М.: Современник, 1985. 431 с.

9. Стровский Д.Л. История отечественной журналистики новейшего периода: лекции по курсу. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. 271 с.

10. Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики: Век ХХ. М.: РИП-холдинг, 2001. 316 с.

11. Залыгин С.П. Писатель и Сибирь // Новый мир. 1961. № 10. С. 25-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.