Научная статья на тему 'Поэтика многогранности'

Поэтика многогранности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Полипоэтика» / автор М. А. Пекелис / автор С. С. Антипов / поэзия как сущность / поэзия как явление / поэзия как система / поэтическая коммуникация / футурология философии / гениальность / роль поэзии. / “Polypoetics” / author m. A. Pekelis / author S. S. Antipov / poetry as an entity / poetry as a phenom- enon / poetry as a system / poetic communication / futurology of philosophy / genius / the role of poetry

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гуревич Павел Семёнович, Спирова Эльвира Маратовна

В статье представлена рецензия на монографию М. А.Пекелиса и С. С.Антипова «Полипоэтика», М., 2018, в которой осуществляется значимый прорыв в философском осмыслении поэзии, как антропологического феномена. Книга относится к числу работ, пытающихся в рамках философского дискурса осознать роль поэзии в современном мире, крайне насыщенном информационными потоками и технологиями. Та часть «Полипоэтики», которая посвящена футурологии философии радует широтой раздумий и глубиной проникновения в тенденции, определяющие будущее философии в мире. Именно этот раздел книги делает её интересной не только для специалистов по философии поэзии, но и для широкого круга философов и культурологов самых различных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poetics of multiple

The article presents a review of the monograph of m. A.Pekelis and S. S.Antipov “Polypoetics” (moscow, 2018) in which it makes a significant breakthrough in the philosophical understanding of poetry as an anthropological phenomenon. The book refers to the number of works attempting to understand the role of poetry in the modern world, which is extremely rich in information flows and technologies, within the framework of philosophical discourse. That part of “Polypoetics” that is devoted to the futurology of philosophy pleases with the breadth of reflection and the depth of introduction into the trends that determine the future of philosophy in the world. It is this section of the book that makes it interesting not only for specialists in the philosophy of poetry, but also for a wide range of philosophers and culturologists of various fields.

Текст научной работы на тему «Поэтика многогранности»

КНИЖНАЯ ПЕРЕКЛИЧКА

П. С. Гуревич, Э. М. Спирова ПОЭТИКА МНОГОГРАННОСТИ

Аннотация. В статье представлена рецензия на монографию М.А. Пекелиса и С.С. Антипова «Полипоэтика», М., 2018, в которой осуществляется значимый прорыв в философском осмыслении поэзии, как антропологического феномена. Книга относится к числу работ, пытающихся в рамках философского дискурса осознать роль поэзии в современном мире, крайне насыщенном информационными потоками и технологиями. Та часть «Полипоэтики», которая посвящена футурологии философии радует широтой раздумий и глубиной проникновения в тенденции, определяющие будущее философии в мире. Именно этот раздел книги делает её интересной не только для специалистов по философии поэзии, но и для широкого круга философов и культурологов самых различных направлений. Ключевые слова: «Полипоэтика», автор М.А. Пекелис, автор С. С. Антипов, поэзия как сущность, поэзия как явление, поэзия как система, поэтическая коммуникация, футурология философии, гениальность, роль поэзии.

P. S. Gurevich, E.M. Spirova

Poetics of multiple

Summary. The article presents a review of the monograph of M.A. Pekelis and S.S. Antipov "Polypoetics" (Moscow, 2018) in which it makes a significant breakthrough in the philosophical understanding of poetry as an anthropological phenomenon. The book refers to the number of works attempting to understand the role ofpoetry in the modern world, which is extremely rich in information flows and technologies, within the framework ofphilosophical discourse. That part of "Polypoetics" that is devoted to the futurology ofphilosophy pleases with the breadth of reflection and the depth of introduction into the trends that determine the future of philosophy in the world. It is this section of the book that makes it interesting not only for specialists in the philosophy ofpoetry, but also for a wide range ofphilosophers and culturologists of various fields. Key words: "Polypoetics", author M.A. Pekelis, author S. S. Antipov, poetry as an entity, poetry as a phenomenon, poetry as a system, poetic communication, futurology of philosophy, genius, the role of poetry.

Пекелис М.А., Антипов С.С. Полипоэтика. — М.: «Серебро слов», 2018. — (Серия «Библиотека журнала "Философская школа"»).

Монография «Полипоэтика» — первая из книг серии «Библиотека журнала "Философская школа"». Она объединяет статьи, вы-£ шедшие с первого по пятый номера журнала за ^ 2017-2018 годы. Что же позволило объединить сЬ ряд отдельных статей в цельную и связанную еди-| ной тематикой книгу? Прежде всего, единая философская платформа, присущая журналу «Философская школа», а также единство философских ^ подходов, отличающее большинство публикаций, © выходящих с одобрения Редакционной Коллегии

издания. Эта платформа может быть обозначена, как структурная христианская антропология, сдобренная аналитическим, междисциплинарным взглядом на сложные философские проблемы, связанные с будущим философской мысли.

Именно в рамках такой парадигмы авторы «Полипоэтики» рассматривают поэзию, как явление, сущность и систему, то есть как цельный и неделимый философский объект. Положительное впечатление производит и тот факт, что свойственная любому собранию разрозненных философских

КНИЖНАЯ ПЕРЕКЛИЧКА

статей фрагментарность искупается глубиной проникновения в сущность философских проблем.

Первая и главная из этих проблем — это проблема единого системного и структурного подхода к поэтике, как к науке о поэтическом творчестве и одновременно как науке о социальном и информационном процессе, связанном с поэзией. Вторая, не менее важная, но более камерная, философская проблема, возникающая при рассмотрении поэзии, как явления, сущности и системы, это проблема двойственного понимания самого термина «поэзия». С одной стороны, как обозначения вселенской красоты, а с другой как литературного феномена мерной, ритмизованной и рифмованной речи, называемого стихосложением.

Эта парадоксальная двойственность понимания поэзии, как целого, вызывает необходимость при философском анализе поэзии соединить в одной упряжке, образно говоря, «коня и трепетную лань», то есть эмоциональную и интеллектуальную, музыкальную и семантическую составляющие поэтического творчества. В придачу, авторам не следует забывать и об особенностях поэтической коммуникации, как информационного процесса. Скажем искренне, задача не из лёгких, но, однако, следует заметить, что авторы «Полипоэтики» с этой задачей, в целом, справились. Та же часть «Полипоэтики», которая посвящена футурологии философии радует широтой раздумий и глубиной проникновения в тенденции, определяющие будущее философии в мире. Именно этот раздел книги делает её интересной не только для специалистов по философии поэзии, но и для широкого круга философов самых различных направлений.

Проведение аналогии между поэзией и философией давно уже стало трюизмом. Однако в утверждении, что хорошая поэзия всегда философична, а хорошая философия всегда поэтична, есть очень большая доля истины, ибо поэзия — это не только и не столько стихотворные тексты, сколько философская категория красоты, гармонии и глубокой внутренней целесообразности.

Может быть, именно поэтому смена тысячелетий от рождества Христова породила такое обилие основательных работ, пытающихся в рамках философского дискурса осознать роль поэзии в современном мире, крайне насыщенном информационными потоками и технологиями.

Хорошо понимая, что у элитарной, высокой поэзии, как у особенного способа осознания действительности и, тем паче, как у изысканного развлечения и времяпровождения, появился, наряду со старыми, такими как: кино, театр, телевидение,

радио, новый конкурент, а именно Интернет, со всеми его социальными сетями, массовыми поэтическими сайтами, видеоклипами, специалисты по философии искусства и литературы, антропологии, гносеологии, эстетике, информатике и иже с ними, деятельно пытаются расслоить сам предмет поэтики, как раздел философии прекрасного.

Так, например, известный литературовед и философ Михаил Эпштейн выделил из поэзии гиперпоэзию, как некое отражение гипертекста и подтекста, позволяющее поэтам пророчествовать и выражать доминирующую интеллектуальную эмоцию широких масс. В свою очередь философ и культуролог Игорь Сид посвятил целую монографию геопоэтике, которую он противопоставляет геополитике, как направление социального действия и особого экологического мышления, основной задачей которого является сбережение красоты Земли, потому что Земля — это общий дом всех людей. Что касается собственно поэзии, то она, по мнению И. Сида — ключ к сохранению нашего общего дома Земли в целостности и сохранности. По мнению Игоря Сида геопоэтика и сама состоит из трёх направлений: художественной геопоэтики, прикладной и проективной геопоэтики и научной геопоэтики.

Уже эти два примера убедительно доказывают тенденцию дихотомии понятия «поэтика» в современных исследованиях по философии и культурологии поэзии. Говорю об этой тенденции только для того, чтобы подчеркнуть, что монография «Полипоэтика» двух сравнительно недавно пришедших в философию литераторов и естествоиспытателей Михаила Абрамовича Пекелиса и Сергея Сергеевича Антипова основательно закрывает тот пробел в исследовании закономерностей поэтики, который носит явный междисциплинарный характер. Закрытие этого пробела позволяет консолидировать разрозненные представления о поэтике, как некотором спектральном множестве разрозненных теорий. Попытка этих авторов создать общую теорию поэтики, по своему, уникальна и чем-то сродни усилиям Джеймса Кларка Максвелла в его стремлении описать общую теорию поля.

Глубокий философский интерес вызывает и тот факт, что в монографию органично включены работы по футурологии философии и герменевтике. Эти труды служат как бы рамкой основных исследований по метапоэтике, мегапоэтике и хронопоэтике, но рамкой необходимой, оттеняющей прикладные аспекты той полипоэтики, на существовании которой настаивают авторы.

Философская школа №6. 2018

Несколько в стороне от общей тенденции монографического исследования стоит работа, выполненная в рамках философской критики — «Искусство невозможного», посвященная исследованиям о гениальности С. В. Чернова. Как известно основной научный интерес названного автора лежит в области философии гениальности. Вместе с тем именно философия гениальности связывает всё исследование по полипоэтике в единый узел насущных философских проблем, возникающих при рассмотрении цивилизацион-ного кода, вернее, его глобального изменения, стержнем к которому служит само понятие гениальности.

В монографии «Полипоэтика» предпринята убедительная попытка строгой постановки философских вопросов, связанных со всем объёмом названных проблем. Безусловно, монографии не помешало бы дополнительное исследование тем,

предлагаемых биопоэтикой, геопоэтикой, социо-поэтикой и других современных направлений полипоэтической мысли. Хочется надеяться, что это пожелание не пройдёт мимо внимания авторов и соответствующие статьи появятся на страницах журнала «Философская школа» и войдут в научный багаж как её читателей, так и авторов.

Без преувеличения можно сказать, что настоящая монография осуществляет некий значимый прорыв в философском осмыслении поэзии, как антропологического феномена. Безусловно «Полипоэтика» может быть интересна широкому кругу философов, литературоведов и культурологов. Есть надежда, что эта работа не затеряется в огромном потоке философской информации, нахлынувшей на российского читателя в последнее время, а, наоборот, станет центром широкого философского дискурса и пристального интереса гуманитарной общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.