Научная статья на тему 'ПОЭТИКА КЛИПА «ДЫМ» ГРУППЫ «УНДЕРВУД»'

ПОЭТИКА КЛИПА «ДЫМ» ГРУППЫ «УНДЕРВУД» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский рок / рок-поэзия / поэтическое творчество / рок-поэты / рок-музыка / рок-музыканты / рок-группы / видеоряд / музыкальные клипы / диалоги / Russian rock / rock poetry / poetic creativity / rock poets / rock music / rock musicians / rock bands / video sequences / music videos / dialogues

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Ивановна

В статье рассматривается диалогический аспект музыкального клипа «Дым» группы «Ундервуд», а также «игра» как ключевой аспект взаимодействия авторов клипа и исполнителей со зрителем на основе вербального, музыкального и иконического аспектов. В исследовании проведено разделение отсылок по уровню вхождения зрителя в контекст, а также выявлен принцип взаимодействия текстового и визуального составляющих клипа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POETICS OF THE MUSIC VIDEO «SMOKE» BY «UNDERWOOD»

In the article the dialogic aspect of the music video «Smoke» by «Underwood» is considered, as well as the «game» as a key aspect of interaction between the authors of the music video and the performers and the audience, based on the verbal, musical and iconic aspects. The study divides the references according to the level of the viewer's entry into the context, and also reveals the principle of interaction between the textual and visual components of the music video.

Текст научной работы на тему «ПОЭТИКА КЛИПА «ДЫМ» ГРУППЫ «УНДЕРВУД»»

УДК 785:821.161-192 ББК Щ318.5 +Ш3 3 (2Рос=Рус)64-45 Код ВАК 5.9.1 ГРНТИ 17.09.91

Т. И. КУЗНЕЦОВА

Тюмень

ПОЭТИКА КЛИПА «ДЫМ» ГРУППЫ «УНДЕРВУД»

Аннотация. В статье рассматривается диалогический аспект музыкального клипа «Дым» группы «Ундервуд», а также «игра» как ключевой аспект взаимодействия авторов клипа и исполнителей со зрителем на основе вербального, музыкального и иконического аспектов. В исследовании проведено разделение отсылок по уровню вхождения зрителя в контекст, а также выявлен принцип взаимодействия текстового и визуального составляющих клипа.

Ключевые слова: русский рок, рок-поэзия, поэтическое творчество, рок-поэты, рок-музыка, рок-музыканты, рок-группы, видеоряд, музыкальные клипы, диалоги

Сведения об авторе: Кузнецова Татьяна Ивановна, студент Тюменского государственного университета; orcid.org/0009-0009-7324-0551.

Научный руководитель: Черкасова Екатерина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Тюменского государственного университета; orcid.org/0000-0002-8592-7109.

Контакты: 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6, tanyatkakuznetsova@yandex.ru.

T. I. KUZNETSOVA

Tyumen

POETICS OF THE MUSIC VIDEO «SMOKE» BY «UNDERWOOD»

Abstract. In the article the dialogic aspect of the music video «Smoke» by «Underwood» is considered, as well as the «game» as a key aspect of interaction between the authors of the music video and the performers and the audience, based on the verbal, musical and iconic aspects. The study divides the references according to the level of the viewer's entry into the context, and also reveals the principle of interaction between the textual and visual components of the music video.

Key words: Russian rock, rock poetry, poetic creativity, rock poets, rock music, rock musicians, rock bands, video sequences, music videos, dialogues

About the author: Kuznetsova Tatiana Ivanovna, student at Tyumen State University.

© Кузнецова Т. И., 2023

Музыкальный видеоклип не так давно привлёк внимание исследователей, поэтому в настоящее время только вырабатываются подходы к изучению визуального ряда в рок-композициях. Исследователи отмечают, что, «являясь результатом объединения в себе вербального (в устной или письменной форме), музыкального (мелодического) и иконического (изобразительного)» [6, с. 294] компонентов, музыкальный видеоклип располагается на стыке кино, телевидения и видеорекламы [5, с. 258].

Несмотря на равенство всех трёх составляющих клипа, иконический компонент (видео) выбивается из общей структуры видеокомпозиции и функционально, и способом передачи информации. С одной стороны, видеоряд может оказаться интерпретацией стихотворения, раскрывающей его метафорические смыслы, а с другой - формой развлечения, когда поэтическое видение перерабатывается не в адекватный ему визуальный материал, а в клиповую нарезку с элементами рекламной стилистики [3]. Можно сказать, что последняя черта является своеобразной игрой со зрителем. За счёт небольшого объёма, транслируемого непродолжительное время, не происходит «уставания» от смысловой или эмоциональной нагрузки, к тому же не теряется концентрация внимания за счёт постоянно сменяющегося ряда, что как бы призывает зрителя к игре: «схватить», «уловить» смысловое целое не просто через частное, а через «хитовое частное» [6, с. 293].

Исходя из вышеназванных особенностей музыкальных видеоклипов, Т. Н. Шеметова определяет некоторые подходы к их анализу: в частности, семиотический, определяющий клип как разновидность текста; «формульное повествование», вписывающееся как в творчество самого исполнителя, так и вообще в контекст освещаемой темы; эстетическое описание, направленное на эмоциональное воздействие клипа на зрителя.

В контексте рассматриваемого нами взаимодействия словесного, музыкального и визуального образа в клипе «Дым» группы «Ундервуд» наиболее продуктивным, на наш взгляд, является семиотический метод анализа, в полной мере подходящий для поликодовых произведений.

Композиция «Дым» заявлена самими исполнителями как песня-шарада (буквально «угадай поэта по его смерти»). Песня объединяет девять поэтов разных эпох и литературных традиций, чьи жизни были оборваны или оборвались слишком рано.

Повествование в клипе горизонтальное, напоминающее «реку времени», и уже в этом моменте исполнители начинают «игру» со зрителем, потому что за внешне упорядоченной и предполагаемо верно выстроенной очередностью скрываются сразу два нарушения: хаотичное расположение по эпохам и направлениям поэтов, а также внедрение в этот ряд образов самих исполнителей. Участники группы появляются в клипе во время исполнения припева, который смешивает все времена и поэтов в одном горьком итоге, что подчёркивается и иконически объединяющим элементом (дымом), а также видеорядом плакатов от 1923 до 2012 года, говорящих о цикличности истории. Весь клип строится на игре на узнавание со

142

зрителем: задаётся минорная тональность музыкальной составляющей, подводящая к авторской интенции, к ней добавляется текст-шарада, а после дополняется знакомым визуальным образом.

Можно сказать, что на примере самих исполнителей и Пушкина в начале видеоряда объясняются «правила» игры. Вербальные отсылки перекликаются с иконическими, подводя зрителя к имени поэта. Причём все вербальные отсылки можно условно поделить на несколько подгрупп.

К первым можно отнести пространственные. Здесь можно привести в пример Пушкина с местом его смерти - Чёрная Речка, а также фразу («Верёвку в Елабуге и в Англетере»), отсылающую к местам смерти Цветаевой и Есенина. В этот ряд входит и упоминание Мортон-стрит, улицы, на которой дольше всего прожил Бродский в эмиграции.

Второй тип - контекстный, его можно также назвать интертекстуальным. Это наведение на автора при помощи полных или частичных цитат из произведений поэтов: «Озеро Чад» - отсылка к стихотворению «Жираф» Гумилева; «Любит? Не любит? Я руки ломаю...» Маяковского («Но всё-таки лодка разбилась о быт»); «Век» Мандельштама; «Фаталист» Лермонтова - на всех них, прямо называя произведение или обозначая его строкой, указывают исполнители. Причём взяты самые известные творения, можно сказать, ключевые, о которых знают многие.

Третья группа (фактологическая), которая в контексте песни переплетается и с предметно-вещной. Сюда входят факты о поэтах, в некоторых случаях сопутствующие смерти. Особенно в эту группу вписывается образ Башлачёва. На него указывает только обстоятельство его смерти - падение из окна, подкреплённое «Словом шесть букв по вертикали», кроссворд видом напоминает здание с окнами, из которого выпал музыкант.

Солнцем национальной литературы Пушкина нарёк В. Г. Белинский в «Литературных мечтаниях», сравнив его влияние на словесность с воздействием солнца на землю [2]. Смирение Гумилёва с судьбой показано в композиции через курение папиросы с палачами и улыбку. В тексте песни озвучивается и одна из причин смерти Маяковского, проведённая через «влюблённую пулю». «Шутки за 300» - отсылка к непростому характеру Лермонтова, в некоторой степени ставшего причиной дуэли. Всё это те факты, которые считываются зрителем и слушателем не с первого раза.

Распределение отсылок на три типа позволяет говорить и об уровне восприятия рассматриваемой композиции слушателем. Мы выделили следующие группы: с низким порогом вхождения в контекст (первая и вторая группы) и с высоким (третья группа), потому что чаще всего в массовой культуре известны и активно используются стереотипно-шаблонные факты или максимально общие обстоятельства (дата, город, имя, обобщённая информация).

В связи с фигурой Башлачёва отметим отсутствие общеизвестных отсылок, поэтому в случае с его образом в клипе усиливается значимость особенностей поликодовых явлений культуры. Иконические образы в видеоряде, поддерживаемом вербальной и музыкальной частями, дополняют

143

игру. При этом чаще клиповая часть или служит дополнением к текстовой части, или раскрывает песню с иной стороны, но в «Дыме» на примере куплета про Башлачёва можно проследить, как видеоряд для неосведомлённого в рок-культуре человека может выходить на первое место.

Детали в клипе тоже можно распределить на группы по тому же принципу, что и в вербальной части, но, по нашему мнению, в контексте самой песни важнее другое деление, которое связано с взаимодействием как раз текста и образа. «Ундервуд» поместили в кадре и просто связанные с поэтами детали, и те, которые имеют непосредственную перекличку с песней. Последние объекты тлеют и дымятся.

Рассмотрим функции деталей на примере фрагмента, связанного с образом Лермонтова: в клипе дымятся пистолет - перекличка с «кодексом дуэльным»; карты - судьба, рок как ключевые элементы сюжета в «Фаталисте». В первой дуэли Лермонтов избежал смерти, но во второй рок настиг его. В отрывке, повествующем о судьбе Мандельштама, дымится черновик рукописи как причина конфликта с властью (последние две строки строфы) и дело ссылочного как причина смерти, а соответственно связь с «Паром изо рта вместо дыма».

Этот клип заключает и транслирует два условных диалога. Во-первых, диалог зрителя и видеоряда. Музыканты словесно и аудиально обозначают базовые точки отсчёта для слушателя, после чего формируется видеоряд. На основе совокупности трёх частей идёт осмысление увиденного/услышанного зрителем, попытка «уловить» в этом обилии деталей и элементов смысл. Закономерность, построенная на метаобразе дыма, лексических отсылках к смертям поэтов, предметах, ассоциирующихся с творцами, постепенно создаёт в сознании зрителя избирательность в контенте клипа, поиск нужных деталей.

Условный второй диалог больше связан с музыкантами и их клипом. Бахтин писал, что один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом, в результате чего между ними начинается диалог [1]. И тут стоит отметить, что все отсылки к поэтам предшествующих эпох связаны с особым восприятием образов этих поэтов, закреплённых в культуре и истории. Сюда можно отнести мнения критиков того времени; произведения, опубликованные современниками поэтов; предметы в видеоряде, максимально приближенные к эпохе.

На наш взгляд, музыканты «Ундервуд», вписывая себя, свои образы, в единый видеоряд с определёнными поэтами, создают собственную историю русской поэзии, в большей степени трагическую и фатальную. Припев выполняет и объединяющую функцию, и зацикливает произведение: утро («Родина утро встречает») в контексте песни - это новая эпоха (видеоряд подтверждает это); видеоряд отсылает зрителя к советской эпохе, продолжающей в определённом смысле наследие классической русской литературы. То есть, можно сказать, что группа принимает «крест» предшественников. Они тоже являются поэтами, бардами, но при этом они часть нашего времени, то есть музыканты, которые встают между зрите-

144

лем и прошлыми эпохами как посредники. Они оглядываются на предшественников, потому что нельзя без знания прошлого сказать, какой теперь поэт, в чём его отличие, за какие принципы и идеи он борется.

Литература

1. Бахтин М. М.Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

2. Кудряшов И. В. Ещё раз к вопросу о титуле А. С. Пушкина «солнце русской поэзии» / И. В. Кудряшов // Научный диалог - Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научных и образовательных проектов», 2019. - № 11. - 155-163.

3. Пинежанинова Н. П. Актуализация пространства повседневности как форма интерпретации в поэтическом видеоклипе К. Серебренникова «Конец прекрасной эпохи» [Текст] / Н. П. Пинежанинова // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований - Ростов-на-Дону: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет», 2016. - № 4. - С. 185-196.

4. Ундервуд. Дым [Электронный ресурс]: Видеоклип // Ундервуд: официальный сайт - Режим доступа: https://www.undervud.ru/albums/dym.html (дата обращения: 11.05.2023).

5. Шарифуллин С. Б. Семантический анализ вербально-иконических текстов (на материале музыкальных клипов) [Текст] / С. Б. Шарифуллин // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева - Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», 2010. - № 2. - С. 257-261.

6. Шеметова Т. Н. Клиповая культура или некоторые подходы к описанию музыкального клипа [Текст] / Т. Н. Шеметова // Наука телевидения - Москва: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт кино и телевидения (ГИТР)», 2010. - № 7. -С. 293-298.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.