УДК 821.161.1-192 ББК Ш33(2Рос=Рус)64-45+Щ318.5 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25
В. А. ГАВРИКОВ
Брянск
ОСМЫСЛЕНИЕ СУБКУЛЬТУРЫ РЭПА В КЛИПЕ БОРИСА ГРЕБЕНЩИКОВА «БАСТА РАСТА»
Аннотация. В современной российской науке на материале рэпа защищено как минимум 7 диссертаций и написано более 100 научных статей (согласно данным РИНЦ). В статье выявляются основные черты рэп-эстетики, которые соотносятся с поздним песенным творчеством Бориса Гребенщикова. Делается вывод, что данный рок-поэт в 10-е годы многое берёт из субкультуры рэпа. В частности, клип «Баста Раста» многими нитями связан с эстетикой рэпа. По мнению автора статьи, ключевыми в данном тексте являются лексемы «Баста» и «Каста», которые совпадают с названиями популярных рэп-проектов. Ещё один важный маркер - украинизм «увага», который апеллирует к новейшим биографическим коллизиям Бориса Гребенщикова (в частности, к ситуации вокруг фотографирования с М. Саакашвили). Автор статьи пытается определить модальность клипа «Баста Раста», его аксиологическую подоплёку. То есть предложить не только интерпретацию клипа, но через неё определить отношение поэта к субкультуре рэпа.
Ключевые слова: русский рэп; русский рок; музыкальные клипы; рок-группы; милитаризм; рок-музыканты; рок-поэзия.
Сведения об авторе: Гавриков Виталий Александрович, доктор филологических наук, профессор кафедры государственного, муниципального управления и управления персоналом Брянского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Контакты: 241050, г. Брянск, ул. Горького, 18; [email protected].
V. A. GAVRIKOV
Bryansk
UNDERSTANDING RAP SUBCULTURE IN BORIS GREBENSHCHIKOV'S «BASTA RASTA» CLIP
Abstract. In modern Russian science at least 7 rap-dissertations and more than 100 scientific articles have been written about rap (according to the RSCI). The author of the article reveals the main features of rap aesthetics, which correlate with the late songs of Boris Grebenshchikov. The rap subculture had a significant impact on the work of this poet in the 10s. In particular, the «Basta Rasta» clip has many elements of rap aesthetics. According to the author of the article, the
© Гавриков В. А., 2020
lexemes «Basta» and «Casta» (the names of popular rap projects) are the keywords in this clip. An important semantic marker in the clip is Ukrainianism «uvaga» («увага»), which is associated with the current biographical situation of Boris Grebenshchikov (photographing B. Grebenshchikov and M. Saakashvili). The author of the article is trying to determine the modality of the video «Basta Rasta», its axiological subtext, as well as to determine the poet's attitude to rap subculture.
Keywords: Russian rap; Russian rock; music videos; rock groups; militarism; rock musicians; rock poetry.
About the author: Gavrikov Vitaliy Aleksandrovich, Doctor of Philology, Professor of the Department State, Municipal Administration and Personnel Management of Bryansk branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.
Субкультура рэпа активно осмысляется современной наукой. Через поиск РИНЦ я нашёл около 130 научных публикаций по ключевому слову «рэп». Понятно, что это лишь некая верхняя часть айсберга: явно в современной России научные публикации о рэпе исчисляются сотнями. Защищено уже как минимум 7 диссертаций ([2; 5; 6; 7; 8; 9; 12]), написанных исключительно на рэп-материале. Появляются первые научные монографии [11]. Таким образом, «рэповедение» в России имеет уже некоторые традиции. И эти традиции, естественно, не изолированы: рэп активно сообщается с разными течениями внутри современного песенного дискурса, в частности - с роком. Взаимоотношение этих двух течений внутри современной поэтической песенности - тема отдельная и достаточно широкая. Я отмечу здесь лишь один из её аспектов: создание рокером рэп-произведения. Таковые могут появляться как у относительно «форматных» авторов типа Александра Васильева («Сплин»), так и у маргиналов типа Юрия Клинских («Сектор Газа»). Не исключение здесь и мэтр Борис Гребенщиков («Аквариум»).
В 2019 году этот поющий поэт записал клип «Баста Раста», прослушивание которого оставляет стойкое ощущение, что перед нами скорее рэп, чем рок. Конечно, объективировать это ощущение с позиции литературоведения не так просто: поэтика БГ построена на изощрённых ассоциациях, в ней нередки рваные фразы, расставленный синтаксис, ослабление привычных межсловных связей и т. д. Все эти черты могут быть отнесены и к характеристикам рэпа.
Однако есть и другие «улики». Более чётко рэп-составляющая этого клипа выявляется при анализе музыкально-ритмического субтекста: перед нами мощный, агрессивный речитатив, мелодика явно подчинена интермедиальной ритмике. Таков же и рече-исполнительский или, иначе, артикуляционный субтекст: всё та же жёсткая экспрессия.
Всего сказанного достаточно, чтобы встроить эту песню - пусть гипотетически - в гребенщиковский «рэп-дискурс» (хотя бы по манере подачи).
82
Собственно, для позднейшего Гребенщикова рэп-композиция - не новость. В подобной эстетике выдержаны и другие произведения, например, «Губернатор» или «Праздник Урожая Во Дворце Труда» из альбома «Соль». Вполне рэповым оказался и альбом «Время №>: всё то, что я называю, наверное, не рэп в чистом виде, но движение ритмической основы и исполнительской манеры БГ в сторону рэпа мне представляется очевидным.
И главное: на параллели с рэпом наводит само название песни и, соответственно, клипа: «Баста Раста». Это сильная позиция: смысловой акцент, ключевые слова. С ними рифмуется и ещё одно знаковое в нашем контексте слово: «Баста раста. Первая каста». Сразу понятно, что такие совпадения не могут быть случайными: «Каста» и «Баста» - это названия популярных отечественных рэп-проектов, рэп-брендов: Баста - псевдоним, «Каста» - группа. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и прямое значение слова «баста»: «хватит, довольно!». Но интертекстуальный подтекст выглядит здесь едва ли не более важным, чем прямое, не отяжелённое «коннотативно» значение лексемы.
Итак, перечисление всех этих «улик» не может не натолкнуть на выводы о глубокой укоренённости рассматриваемой песни БГ и, соответственно, клипа в современном рэп-дискурсе. Дальше мне остаётся лишь развить эти мысли - я попытаюсь разобраться: причём же здесь всё-таки рэп? Почему в этом творении он оказывается лейтмотивом?
Но прежде чем перейти к конкретному разбору поэтического и видеотекста, оговорюсь, что я не претендую на попадание в авторскую интенцию. Возможно, Борис Гребенщиков удивился бы или даже возмутился, увидев мою интерпретацию. И тем не менее я попробую не только обосновать свою точку зрению, но и по возможности соотнести её с биографическими коллизиями позднего БГ: мне представляется, что песня стала откликом на ту жизненную ситуацию, в которую сегодня попал лидер «Аквариума».
И здесь я начну с одного из самых важных лексических маркеров текста, который мне представляется вообще ключом к смыслам «Басты Расты»: это слово «увага», вот контекст: «Грудные младенцы в военной форме - увага!». Это слово с украинского можно перевести как: «внимание!» или «осторожно!».
Украинский «след», как мне кажется, является ключом к подтекстам этого произведения, и «увага» здесь не просто словечко, использованное для рифмы... Всем любителям русского рока памятны события четырёхлетней давности - мимолётное фото в кулуарах: БГ и Саакашвили, и вызванная этим фото волна критики в адрес музыканта. Так волей-неволей Гребенщиков был втянут в водоворот украинских событий, из которого так трудно выбраться. Лидер «Аквариума» при этом старается быть максимально аполитичным: он почти не позволяет себе резких высказываний, хотя позиция его в общих чертах понятна: не обострять. Однако выдержать её в полной мере не так-то просто. Например, музыкант вынужден был хотя и не жёстко, но вполне определённо высказаться о возможном концерте в Крыму - туда он в ближайшее время не поедет, чтобы не нару-
83
шать государственные границы, «признанные большинством стран». Словом, его позиция очень далека от позиции, допустим, Захара Прилепина.
Да и вообще милитаризация Гребенщикову никогда не была по душе: инвективой звучат слова: «Нас учили не жить, нас учили умирать стоя», да и раньше в песнях БГ встречались «генералы, которые пьют и едят нашу смерть». Фраза: «Грудные младенцы в военной форме - увага!», на мой взгляд, есть продолжение этой выработанной ещё в 70-80-е годы позиции. Хотя музыканта нельзя назвать «классическим либералом», но по своим воззрениям он всё же ближе к западному крылу, чем к «милитаризированному почвенничеству»: «Ох, быть мне беспощадну, беспочвенну и лю-ту» («Баста Раста»). Поэтому и не сойтись ему с такими авторами, как, допустим, Растеряев или тот же Прилепин: «Белая берёза страсть как зубаста» («Баста Раста»).
Возникает вопрос: при чём здесь рэп? Почему - Каста, Баста? По моей версии, эти завуалированные рэп-маркеры появились в песне как отражение той информационно-культурной ситуации, которая сегодня доминирует в России. В разных источниках (например, в аналитике «Яндекс -музыки» [13]) я натыкаюсь на мысль, что по количеству прослушиваний, скачиваний, по росту популярности рэп в современной России активно вытесняет другие песенно-поэтические течения. То же, кстати, происходит и в США, где в 2017 году отмечен первый случай, когда рэп обогнал даже рок: «По данным исследования Nielsen Music за первое полугодие 2017 года, хип-хоп и R'&'B слушает 29% американцев. Рок, впервые в истории утратил лидирующие позиции, его выбрали 23% меломанов» [10]. Разумеется, БГ следит за музыкальной ситуацией не только в России, но и в англоязычной среде, в частности, США. Поэтому можно предположить, что стремительный взлёт рэпа к вершине музыкального Олимпа - это для лидера «Аквариума» и лакмусовая бумага современного общества. Проще говоря, настроения в социуме «рэперские». Что же это значит? Для ответа на этот вопрос, нужно понять, а на каких «китах» держится эта музыка. Не вдаваясь в пространные рассуждения, приведу лишь названия некоторых параграфов в рэп-диссертациях. В работе Т. П. Кожелупенко есть параграф: «Рэп - язык конфликта», а среди десяти ключевых семантических полей хип-хопа (подпараграфы) выделяются: «избранность хип-хопа», «трансформация личности», «криминал», «алкоголь и наркотики», «деньги», «секс» [7]. Похожая картина и в диссертации А. В. Богданова, только там речь идёт о концептах: «концепты воинственности и борьбы», «концепт исторической избранности», «концепт преступника» [2]. Общий смысл понятен без комментариев.
А теперь обратимся к тексту БГ: «А здесь в каждом кабинете на столе пистолет»; «Неужели вы не слышите плесень в голосах, / Неужели не видите, как всё идет нах?»; «А машину без мотора не завести...» и др. Везде есть, если так можно выразиться, агрессивный посыл против агрессии, против милитаристско-чиновничьей цивилизации, интересы которой должна обслуживать и аналогичная культурная среда. И вот здесь рэп в
84
своих основах как будто совпадает с этой воинственной цивилизацией, является её «идейным выразителем». В таком контексте на одном полюсе оказывается Вавилон (вот цитата из анализируемой песни: «Вавилон на сто»), Баста и Каста, зубастая Белая берёза, а на другом - Раста (то есть растафарианство как движение гармонии и любви), Солнце, которому даже «администрация» не помешает взойти, и «живущие в ульях». Не лишне напомнить, что растаманский образ Вавилона появляется у БГ и в 80-е («Вавилон», «Рыба»), и в недавнем альбоме «Время №».
Отдельного внимания заслуживает видеоряд к песне, который тоже как будто выполнен в агрессивной рэп-эстетике, хотя понятно, что это трудно объективировать. В интернете можно прочесть, что клип снимался в «Инженерном театре» в декорациях спектакля «Фауст 3.0». Во всех релизах отмечается, что съемки проходили 9 мая. Что это? Темпоральный код со скрытой интертекстуальностью?
Вообще проблема клипа в песенной поэзии - тема очень широкая, некогда мне доводилось о ней писать [4], но ясно одно: теоретически она ещё мало осмыслена. Поэтому учёному здесь многое приходится делать по наитию. И тем не менее несколько слов о видеоряде нужно сказать. Пространство клипа можно соотнести с антуражем фильма «Кин-дза-дза»: тот же урбанистический пейзаж, те же монструозные персонажи, одетые как попало. А ещё: много огня, песка и грязных луж - эдакий визуальный ки-берпанк. Персонажи вытворяют всяческие бессмысленные вещи: ходят на коленях, на которые надето что-то вроде небольших ходуль, валяются вниз головой, лёжа на огромной «юле», принимают душ из песка, стучат молотом по луже и т. д. Собственно, настроение песни апокалиптическое или даже постапокалиптическое, видеоряд в точности ему соответствует. Динамичные, быстро сменяющиеся кадры, нестатичная, то есть не зафиксированная камера, чередование общих и крупных (даже порой фантасмагорически крупных) планов - всё это создаёт антураж хаоса, распадающегося мира. Не скажу, что эта эстетика может быть применима только в рэп-дискурсе, но она идеально ложится на агрессивный, боевой саунд и текст «в стиле рэп».
Однако если вернуться к главному гребенщиковскому «месседжу», можно предложить и другую его трактовку: «Каста» и «Баста» не противопоставлены «живущим в ульях», а наоборот: находятся на их стороне. Тогда выбор рэп-эстетики есть не «игра на чужом поле», а акт солидарности с коллегами. Косвенно на эту версию указывает одно из высказываний Гребенщикова: во-первых, он упоминает группу «Каста», что уже само по себе симптоматично в контексте нашей темы, а, во-вторых, важна сама эмоциональная тональность этой реплики: «Совсем недавно я посмотрел в интернете очень смешной ролик о том, что происходит сейчас в России. С генералами, с ментами, со всем остальным. Кто это, "Каста"? Я увидел там полное совпадение с 1981 годом, с рок-клубом. Они повторили один в один то, что делали мы тогда, просто у них немного другие средства. Я их настолько понимаю! Это очень тронуло» [3].
Более того, можно предположить, что именно клип «Касты» («Скрепы») навёл БГ на идею песни «Баста Раста» - при всей непохожести двух этих творений. Тогда весь этот мрачный гребенщиковский антураж как бы уже с иной стороны обнажает те же проблемы, что поставлены в клипе «Касты». Не противоречит этой версии и хронология: между репликой БГ по поводу кастовских «Скреп» и его собственным роликом -11 месяцев.
В принципе можно предложить и третью версию - истина где-то посередине: БГ явно хочет показать если не пренебрежение, то, по крайней мере, дистанцироваться от современного рэп-дискурса. Вчитаемся снова в приведённую реплику: там есть важный оценочный маркер: «Кто это, "Каста"?». То есть Гребенщиков как бы говорит: «Я в этом плохо разбираюсь, в лицо современных рэперов не знаю, но вот случайно мне попался клип...». Тогда можно заключить, что приятие здесь соседствует с отстранением: «у нас сходные мысли по некоторым вопросам, но я держу дистанцию».
В заключение скажу, что «Баста Раста» очень созвучна недавно вышедшему альбому «Время N». На эту связь указывают почти все критики, которые касаются рассматриваемого здесь видеоклипа. Например, блогер Vitalidrobishev замечает: «По настроению она <песня «Баста Раста» - В. Г.> выглядит как продолжение альбома "Время N"» [1]. Действительно, альбом вышел, словно по Башлачёву: «.жуём матюги с молитвою». Мэтру то хочется взмолиться, то выругаться. Такова и тональность его последних песен. Более того, предположу, что именно сейчас Гребенщиков переживает свой самый бунтарский период: это уже не творческий «аквариум» (не трогайте нас - мы не тронем вас) и даже не конец 80-х с их «Поездом в огне» - это жёсткий отпор всему тому, что, по Гребенщикову, мешает жить. А вот относится ли к этому пейоративному полю субкультура рэпа (не отдельный понравившийся клип, а вся субкультура!) - вопрос открытый.
Литература
1. Администрации придётся изменить свои пути: Борис Гребенщиков написал песню на злобу дня // Виталий Дробышев Livejournal. - URL: https://vitalidrobishev.livejournal.com/7241080.html (дата обращения: 29.10.2019). - Текст : электронный.
2. Богданов, А. В. Лингвокультурные характеристики афроамерикан-ского рэп-дискурса : дис. ... канд. филол. наук / Богданов А. В. - Москва, 2007. - 291 с.
3. Борис Гребенщиков о «Скрепах» «Касты» // Respect Production. -URL: https://resprod.ru/boris-grebenshhikov-o-skrepah-kasty/ (дата обращения: 29.10.2019). - Текст : электронный.
4. Гавриков, В. А. Русская песенная поэзия второй половины XX -начала XXI веков как текст (проблема взаимодействия литературы с другими видами искусства) : дис. ... д-ра филол. наук. / Гавриков В. А. - Иваново, 2012. - 585 с.
5. Дуняшева, Л. Г. Лингвокультурные особенности конструирования гендера в афроамериканском песенном дискурсе: на материале жанров
86
блюз и рэп : дис. ... канд. филол. наук. / Дуняшева Л. Г. - Нижний Новгород, 2012. - 234 с.
6. Иванов, С. В. Феномен российского хип хопа: смыслообразование в контексте культурного взаимодействия : дис. ... канд. культурологии / Иванов С. В. - Москва, 2012. - 147 с.
7. Кожелупенко, Т. П. Сленг как средство субкультурного кодирования в современных американских и русских рэп текстах : дис. ... канд. филол. наук / Кожелупенко Т. П. - Санкт-Петербург, 2009. - 177 с.
8. Колесников, А. А. Лингвистические особенности языка представителей хип-хоп культуры : дис. ... канд. филол. наук / Колесников А. А. -Москва, 2016. - 158 с.
9. Мельник, Л. И. Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа : дис. ... канд. филос. наук / Мельник Л. И. - Ростов-на-Дону, 2007. - 165 с.
10. Таегян В. Хип-хоп - самая популярная музыка Америки // Интернет-издание «Сова». - URL: https://sova.ponominalu.ru/novosti/hip-hop-rulit/ (дата обращения: 29.10.2019). - Текст : электронный.
11. Фролова, Е. В. Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре (2009-2013 гг.) / Е. В. Фролова. -Москва, 2015. - 52 с.
12. Чурушкина, А. Н. Прагмалингвистические характеристики маскулинного дискурса: на материале текстов рэперов Германии : дис. ... канд. филол. наук / Чурушкина А. Н. - Астрахань, 2012. - 248 с.
13. «Яндекс» рассказал о росте популярности рэпа в России в два раза // Новости дня в России: РБК. - URL: https://www.rbc.ru/technology_and_ media/20/07/2017/5970b4d59a794755dcad709e (дата обращения: 29.10.2019). -Текст : электронный.