ПОЭТИКА АНГЛИЙСКОГО ДОМА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В РОМАНЕ АГАТЫ КРИСТИ
«УБИЙСТВО РОДЖЕРА ЭКРОЙДА»
А.Н.Чеканова
Убийство Роджера Экройда («The Murder of Roger Ackroyd», 1926) был шестым опубликованным романом Агаты Кристи. Его появление привлекло внимание миллионов читателей и принесло автору мировую славу. Как известно, Агата Кристи - блистательный мастер английского детектива, тонкого, умного, увлекательного, изящного и при этом безупречно нравственного. Немалую роль в создании такой особой атмосферы детективов А.Кристи играет тихая повседневность «английской деревни», на фоне которой разворачивается действие [Zemboy 2008: 42]. Однако необходимо стразу подчеркнуть, что этот фон активен. Не случайно так много внимания автор уделяет повседневным бытовым обстоятельствам, с которыми мастерски совмещаются зловеще-хитроумные интриги преступников.
В данной статье рассматривается художественная рефлексия тех пространственных параметров, которые считаются традиционными для провинциального английского дома. В жизни самой Агаты Кристи родной дом играл огромную роль. Самый дорогой ее сердцу дом описан в воспоминаниях знаменитой писательницы - усадьба «Эшфилд» в Торки. Поэтический образ этого уникального образца английской провинциальной культуры стал концентрированным выражением всей Англии, какой ее знала и любила Агата Кристи. Это Англия зажиточных домов и буйно цветущих садов, салонов с угловыми диванами и забитых книгами библиотек, жарких кухонь и утопающих в садах веранд. Эта Англия богата не только национальными традициями, но и своим колониальным прошлым: фарфор, шелка, расшитые ковры, навощенная мебель наполняют ее комнаты [Бу-шардо 2001: 29].
«Убийство Роджера Экройда» стал первым романом Агаты Кристи, где местом действия служит тихая деревня Кингз-Эббот. Характеристика, которую дает ей доктор Шеппард, актуализирует тему привычной, обыкновенной, ежедневной жизни -
В статье рассматриваются национально значимые характеристики английского дома, устанавливается их роль в создании художественного образа повседневности как сюжето-образующего фактора детективов А.Кристи.
Ключевые слова: А.Кристи, детектив, поэтика, английский дом, повседневность, приватность, преступление, свобода личности.
тему повседневности: «Наша деревня Кингс-Эббот - самая обыкновенная деревня. Наш город - Кран-честер - расположен в девяти милях. У нас большая железнодорожная станция, маленькая почта и два конкурирующих универсальных магазина» [Кристи 2009: 11]. В романе не указано, в какой части Англии располагается это место, что, по-видимому, свидетельствует об обобщающем характере локуса повседневности. Жизнь английской провинции течет день за днем, почти не нарушаема сколько-нибудь заметными событиями. Потому вполне объяснимо, что ее жители очень заинтересованы в подробностях частной жизни друг друга. Одним из немногих источников информации (и одновременно - развлечений) для этих персонажей романа А.Кристи служат сплетни о том, что происходит внутри домов. Тем самым локус дома и его повседневность становятся сюжетообразующим фактором романа. В деревне, изображенной А.Кристи, выделяются два «важных» дома, принадлежащих богатым жителям. Один из них «Папоротники»-дом Роджера Экройда, который характеризуется как «образчик деревенского сквайра» [Кристи 2009: 12]. Другой - «Королевская лужайка» - дом миссис Феррар, богатой вдовы. Этот дом не опи-
сывается подробно, так как события романа развиваются уже после смерти его хозяйки. Действие романа разворачивается в трех значимых домах: ранее упоминавшихся «Папоротниках»; доме, где проживает Эркюль Пуаро («Лиственница»), и доме доктора Шеппарда и его сестры Каролины.
Образ дома у Агата Кристи складывается из пространственных характеристик, деталей повседневной жизни персонажей и их действий. Пространственные характеристики дома подчеркивают условия и содержание повседневной жизни. Наиболее детально пространственные характеристики представлены в образе дома «Папоротники». В романе дается подробное описание интерьера дома. Нижний этаж включает бильярдную, гостиную, столовую, кабинет, холл. Небольшая лестница ведет к спальне Роджера Экройда на верхнем этаже. Отдаленность спальни хозяина и его кабинета от бильярдной и спальни дам свидетельствует о стремлении англичанина к сохранению личного пространства и приватности даже в собственном доме. «Прежде была дверь в верхний коридор, но мистер Экройд приказал ее заложить. Ему нравилось чувствовать, что его личные комнаты отгорожены от остального дома» [Кристи 2009: 65]. Двери в доме, в том числе и комната Роджера, закрываются на ключ, что подтверждает желание героя уединиться.
Важной частью жилого пространства англичан является прилегающая к дому территория. Англичане уделяют большое внимание оформлению садов и лужаек, что тоже отражается в конструировании образа повседневности у Агаты Кристи: «Мы прошли по тропинке вдоль живой изгороди из тиса, мимо цветочных клумб. Тропинка вилась вверх по лесистому склону холма; на вершине его была небольшая вырубка, и там стояла скамейка, откуда открывался великолепный вид на нашу деревеньку и на пруд внизу, в котором плавали золотые рыбки» [Кристи 2009: 113]. Эркюль Пуаро восхищается красотой Англии и замечает любовь англичан к свежему воздуху. Сам Пуаро, уйдя на покой и поселившись в Англии, выращивает тыквы.
В одной из глав романа представлен подробный план нижнего этажа дома Экройда и кабинета хозяина. Кабинет является важным местом в повседневной сфере героев романа. «Этот кабинет очень уютен: книжные шкафы по стенам, большие кожаные кресла, письменный стол у окна с аккуратными стопками бумаг, круглый стол с журналами и газетами» [Кристи 2009: 43]. Большое количество книг, стопок бумаг, наличие письменного стола указывают на то, что повседневность хозяина включает в себя выполнение важных дел, как личного, так и
общественного характера. Здесь же обычно ведется прием посетителей. Но одновременно кабинет является и местом уединения для мистера Экройда, поэтому он должен быть уютным и удобным. Особое место в пространстве кабинета занимает камин. Вокруг камина располагается несколько кресел. Это тоже дань традиции, обусловленной склонностью англичан к уединенному размышлению. Камин - неотъемлемая часть английской повседневности, средоточие домашней жизни, домашний очаг англичанина.
Пространственные характеристики английского дома складываются не только из описания самого здания, расстановки мебели, но и из мелких деталей интерьера, которые являются частью сферы повседневности. Известное увлечение англичан антиквариатом и всем, что связано со стариной, отражено Агатой Кристи в романе. Старинный фарфор и гравюры украшают гостиную Роджера Экройда. Примечательной деталью его гостиной становится витрина с редкостями: «Я подошел к столику и стал рассматривать, что там лежало. Я увидел несколько серебряных предметов, детский башмачок Карла Первого, китайские статуэтки из нефрита и разнообразные африканские диковинки» [Кристи 2009: 38]. Коллекции импортных товаров не только подчеркивают состоятельность хозяина, придают дому обаяние и уют, но и служат напоминанием о бурных временах имперского строительства, когда в Англию хлынул поток экзотических колониальных товаров. Горделивое сознание причастности к империи, «над которой никогда не заходит солнце», давно стало частью обыденного сознания англичанина, его "everyday life". Еще одна деталь повседневности, акцентирующая ее стабильность, ее ровное, редко нарушаемое течение - наличие комнатных цветов: «...Я зашла сюда проверить цветы в вазах» [Кристи 2009: 37], - говорит героиня. (Речь идет о чудных ирисах, которыми восторгается Эркюль Пуаро).
Увлечение англичан охотой проявляется в присутствии в интерьере охотничьих трофеев, например, «гигантской [оленьей - А.Ч.] головы с на редкость ветвистыми рогами, гипнотизирующей вас в прихожей» [Кристи 2009: 41].
Помимо всего прочего, интерьер дома в романе Агата Кристи отражает динамику повседневной жизни англичан. Описанный здесь вечер игры в маджонг служит хорошим примером развлечений среднего класса. Безумное увлечение этой игрой было характерно для 20-х годов прошлого века, но не продлилось долго. Доктор Шеппард и его сестра приглашают друзей на игру в свой дом для вечерней беседы и обмена слухами [Zemboy 2008: 42].
В романе есть и упоминание о появлении такой важной детали повседневной жизни, как телефон. Все эти приметы домашней повседневности имеют особое значение в сюжете романа А.Кристи, отнюдь не исчерпывающееся декоративной функцией.
Характеристики английского дома выполняют в романе следующие функции: они служат материальным выражением общих национальных приоритетов, специфики отдельных человеческих типов и жизненного уклада персонажей; участвуют в изображении места детективного действия, а главное - акцентируют контраст между нормой (мирная повседневность) и ее нарушением (преступление).
Отражая типичные для национальной культуры характеристики английского дома, А.Кристи трактует его как фундаментальную сферу человеческой жизни. Пространство дома соотнесено в сознании автора с такими базовыми ценностями английской культуры, как приватность и свобода личности, реализуемыми в мирном течении домашней повседневности.
Литература
Бушардо Ю. Агата Кристи как она есть. М., 2001. Кристи А. Убийство Роджера Экройда. М., 2009. Zemboy J. The detective novels of Agatha Christie: a reader's guide. Jefferson, N.C., 2008.
ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Поступила в редакцию 10.04.2011.
A.N. Chekanova
THE POETICS OF THE ENGLISH HOUSE AND ARTISTIC REFLECTION OF EVERYDAY LIFE IN THE NOVEL BY AGATHA CHRISTIE «THE MURDER OF ROGER ACKROYD»
The article considers nationally significant features of the English house, sets their role in the creation of artistic image of everyday life as a plot-making factor of A. Christie's detective stories.
Keywords: A. Christie, detective story, poetics, English house, everyday life, privacy, crime, freedom of the individual.