Научная статья на тему 'Поэтическое произведение как музыкальный процесс: формальная эстетика Фридриха Конрада Грипенкерля и поэтология Фридриха Гёльдерлина'

Поэтическое произведение как музыкальный процесс: формальная эстетика Фридриха Конрада Грипенкерля и поэтология Фридриха Гёльдерлина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
105
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ПОЭЗИИ / MUSICALITY OF POETRY / ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ / PROCESSUALITY OF AESTHETIC FORM / ДИССОНАНС / DISSONANCE / Ф.К. ГРИПЕНКЕРЛЬ / F.K. GRIEPENKERL / Ф. ГЁЛЬДЕРЛИН / F. HöLDERLIN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махов Александр Евгеньевич

На протяжении всей своей истории поэтика использовала модели, заимствованные из музыкальной теории. Одна из них может быть названа моделью процессуальности: она предполагает, что поэтическое произведение, как и музыкальное, развивается во времени посредством «диссонансов» и их «разрешений». Тезис о процессуальности любой эстетической формы был выдвинут Ф.К. Грипенкерлем, который, однако, не дал примеров применения этой идеи к поэзии. Дополнением к формальной эстетике Грипенкерля могут служить поэтологические тексты Ф. Гёльдерлина, в которых поэзия трактуется как диалектический и в то же время музыкальный процесс, предполагающий столкновение и борьбу противостоящих «тонов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poetical work as a musical process. Formal aesthetics of Friedrich Konrad Griepenkerl and Friedrich Hölderlin poetology

Throughout its history the poetics has used models borrowed from music. one of such models may be defined as that of processuality: according to this model, poetical work, as a musical one, is developing intime by means of “dissonances” and their “resolutions”. Idea of processuality of any aesthetic form was formulated by F.K. Griepenkerl, who, however, did not provide specific examples as to application of that idea to poetry. A complement to the formal aesthetics of Griepenkerl may be found in F. Hölderlin’s poetological texts where poetry is considered to be simultaneously a dialectical and a musical process which involves the confrontation of opposite “tones”.

Текст научной работы на тему «Поэтическое произведение как музыкальный процесс: формальная эстетика Фридриха Конрада Грипенкерля и поэтология Фридриха Гёльдерлина»

Теория литературы

УДК 82.0-192

Б01: 10.28995/2073-6355-2018-2-163-171

А.Е. Махов

Поэтическое произведение как музыкальный процесс: формальная эстетика Фридриха Конрада Грипенкерля и поэтология Фридриха Гёльдерлина

На протяжении всей своей истории поэтика использовала модели, заимствованные из музыкальной теории. Одна из них может быть названа моделью процессуальности: она предполагает, что поэтическое произведение, как и музыкальное, развивается во времени посредством «диссонансов» и их «разрешений». Тезис о процессуальности любой эстетической формы был выдвинут Ф.К. Грипенкерлем, который, однако, не дал примеров применения этой идеи к поэзии. Дополнением к формальной эстетике Грипенкерля могут служить поэтологические тексты Ф. Гёльдерлина, в которых поэзия трактуется как диалектический и в то же время музыкальный процесс, предполагающий столкновение и борьбу противостоящих «тонов».

Ключевые слова: музыкальность поэзии, процессуальность эстетической формы, диссонанс, Ф.К. Грипенкерль, Ф. Гёльдерлин.

Поэтика с древнейших времен пользовалась интермедиальными аналогиями, соотнося поэзию с явлениями из других искусств, прежде всего из живописи и музыки. К аналогии с живописью обращается уже Аристотель, когда уподобляет «сказание», необходимое для трагедии, рисунку, столь же необходимому в живописи («Поэтика», 1450Ь). Аналогия с музыкой, видимо, появляется позже - по той причине, что изобразительное искусство изначально существовало отдельно от поэзии, а музыка долгое время составляла с ней единое целое: нельзя сравнивать поэзию с музыкой, пока поэзия - часть музыки; проводить аналогию можно только с тем, что уже получило самостоятельное бытие.

© Махов А.Е., 2018

В полной мере аналогия, которую можно назвать «ut música poesis» (перифразируя знаменитую формулу Горация «ut pictura poesis»), заявляет о себе в эпоху Ренессанса. Так, когда Филип Сидни в «Защите поэзии» (опубликована в 1595) говорит о «плането-подобной музыке поэзии» («planet-like music of poetry»)1, он проводит несомненную аналогию между поэзией и музыкой - а именно космической музыкой сфер. Но особенно интенсивно различные музыкальные модели используются в поэтике с середины XVIII в.: те или иные свойства музыки, умозрительно «извлекаемые» из нее, переносятся на поэзию. Приведем два примера таких моделей. В становлении теории лирики в XVIII в. большую роль сыграло представление о музыке как немиметическом, неподражательном искусстве: музыка выражает, ничему не подражая и ничего не изображая, - то же самое делает и лирика2. Другое свойство музыки -способность к исключительному разнообразию, недоступному другим искусствам3, - применяется к жанру романа в английской критике XVIII в. В анонимном литературном обзоре «Характеры Прево, Лесажа, Ричардсона, Филдинга и Руссо», опубликованном в «Gentleman's Magazine» в 1760 г., о романах Г. Филдинга говорится: «Его стиль воздействует так же, как та старинная музыка, чье искусство заставляет душу нежно и как бы нечувствительно переходить от радости к печали, - он вызывает разнообразные и даже противоположные чувства»4.

Далее мы остановимся на модели, которую можно обозначить как модель процессуальности. Музыка воспринимается как развитие, движение - и такое ее восприятие (само по себе вполне естественное) переносится на поэзию. Из этого переноса возникает представление о поэтической форме как процессе. О том, что поэзия, в отличие от изобразительных искусств, изображает именно действия, писал еще Лессинг в «Лаокооне»; но теперь сделан следующий шаг - само поэтическое произведение осмыслено как «действие», которое разворачивается во времени.

Эта идея связана с так называемой формальной эстетикой XIX в., детальный анализ которой предпринял Инго Штёкман5. Основоположник формальной эстетики, Иоганн Фридрих Гер-барт, больше известный как педагог, сформулировал ее базовый тезис: форма - это система отношений; более того, форма состоит из отношений. Иначе говоря, отношение - это минимальная единица формы. Гербарт еще в 1813 г. подчеркивал, что «в качестве простых элементов» эстетической формы «могут выступать лишь отношения, поскольку всё совершенно простое лишено зна-чения»6.

В самом этом тезисе еще не просматривается идея формы как процесса. Она появляется у ученика Гербарта, Фридриха Конрада Грипенкерля, германиста, педагога и музыковеда, издателя кла-вирных и органных сочинений И.С. Баха. Именно рефлексия над процессуальностью формы в инструментальной музыке могла подсказать ему идеи, которые легли в основу его «Учебника эстетики» (1826).

Эстетическую форму Грипенкерль мыслит вполне по Гербар-ту, как систему отношений; но сами отношения понимаются теперь динамически и музыкально. Отношения развиваются, они представляют собой процессы. Но в чем, собственно, состоит «музыкальность» этих процессов? В теории Грипенкерля музыкальная процессуальность любой эстетической формы достигается простым мыслительным ходом - внедрением в категориальную систему эстетики музыкального понятия диссонанса, которое получает у него общеэстетический смысл. Диссонанс включен в «общие идеи» эстетики, которых, по Грипенкерлю, всего четыре: наряду с диссонансом это красота, совершенство и созвучие.

Диссонанс нужен Грипенкерлю именно для того, чтобы привести форму в движение. В диссонансе он находит «единственную идею, которая с неодолимой эстетической силой побуждает к приносящему удовлетворение движению во времени»7. Сам по себе диссонанс может не нравиться, но связанная с ним «привлекательность поступательного движения (Reiz zum Fortschritte)» перевешивает, и неудовольствие от диссонанса «полностью растворяется» в этой привлекательности8.

Диссонанс сложен: он представляет собой отношение трех моментов: приготовления, собственно диссонанса и его разрешения. Именно в этом отношении, как говорит Грипенкерль, «открывается тайна произведения искусства, которое силой в нем самом заложенных основ, без видимой воли художника, движется вперед, развивается и завершается»9.

Но разрешением диссонанса может готовиться следующий диссонанс, и таким образом мы потенциально можем представить эстетическую форму как бесконечное движение: «Первым толчком», т. е. первым диссонансом, «как словом Создателя», произведению «словно бы придается жизнь, которая затем безостановочно развивается во всех своих видоизменениях; ведь тройное сцепление отношений, заложенное в диссонансе... может всякий раз обновляться»10.

После этих общих утверждений мы вправе ждать от Грипен-керля примеров применения его теории к конкретному материа-

лу поэзии, чтобы увидеть, как именно диссонанс запускает в ней процесс «безостановочного развития». Но его эстетика в этом пункте остается крайне абстрактной. В разделе о поэзии мы найдем лишь несколько общих утверждений. Так, о драме говорится, что ее «ход - огромный диссонанс, катастрофа - поворотный пункт в нем, всё, что ей предшествует - приготовление» диссонанса, а то, что следует за катастрофой, - «разрешение». Диссонанс упоминается также в связи с эпосом, где именно он «направляет вызывающее удовольствие поступательное движение как в целом, так и в частностях»11, а также в связи с малыми формами - эпиграммой и сонетом, но опять же без каких-либо примеров и пояснений.

Представляется, что параллель к формальной эстетике Гри-пенкерля дают поэтологические фрагменты Фридриха Гёльдер-лина. Более того, эти тексты в определенном смысле заполняют вышеупомянутые лакуны в аргументации Грипенкерля. Инго Штёкман не упоминает Гёльдерлина в своей работе о формальной эстетике; однако, на наш взгляд, идея музыкальной процессу-альности поэтической формы - такой процессуальности, которая предполагает диссонанс, столкновение противоположностей и их борьбу, - у него разработана гораздо конкретнее, чем в эстетике Грипенкерля.

Подобное представление о поэтической форме кажется чрезвычайно далеким от эстетического идеала Гёльдерлина, связанного с классической Грецией. Мы скорее готовы ждать от него антикизи-рующей поэтологии, где на первый план были бы выдвинуты соответствующие понятия - такие как покой, гармония, мера и т. п. Однако наше ожидание обмануто. Поэзия понята Гёльдерлином в высшей степени динамично, как диалектический процесс, в котором сталкиваются противоположные начала (Gegensatz - одно из центральных понятий в его поэтике); и поэтическое творчество, и само произведение описываются в таких процессуальных категориях, как стремление вперед (Fortstreben), чередование (Wechsel), столкновение (Widerstreit). В то же время в понятийном ряду по-этологических текстов Гёльдерлина фигурируют и музыкальные понятия: тон (именно в музыкальном смысле), тоника (Hauptton), диссонанс и др. Диалектический процесс, составляющий сущность поэзии, - в то же время и музыкальный процесс.

Подобное понимание поэзии Гёльдерлин изложил несколько раз. В работе «Обоснование "Эмпедокла"» (1799) он описывает «трагическую оду» (т. е., по сути, всякое «трагическое стихотворение») как развертывание из некоего начального тона, приводящее к противоположности этому начальному тону, а далее - к борьбе

«тонов» и обретению начального тона на некоем новом уровне. «Трагическая ода» начинается «в высшем огне», в сфере чистого духа; затем она падает в противоположность - в «более скромную душевность (in eine bescheidenere Innigkeit)»; затем движется к «спокойной рассудительности (stille Besonnenheit)», которую она также воспринимает как противоположность себе (Gegensatz), и вновь идет в идеальное, в котором соединяются противоположности: «изначальный тон (Urton) снова найден, и найден рассудительно»12.

Мы видим тут процессуально-музыкальную трактовку поэзии как взаимодействия противоположных «тонов». Такое же понимание поэзии с особой подробностью изложено в самом обширном (и чрезвычайно сложном - мы опираемся на его интерпретацию П. Рейзингером13) поэтологическом фрагменте Гёльдерлина -«О способах действования поэтического духа» (видимо, 1800). Творчество представлено здесь как взаимодействие противостоящих начал - духа и материи, которые вовлечены в многоступенчатую игру форм и содержаний (именуем эти категории во множественном числе, поскольку во фрагменте различаются три рода «форм» и три рода «содержаний»). Игра, которую ведут в поэзии дух и материя, нужна для того, чтобы «гармонизировать» два противоположных устремления духа: дух стремится, с одной стороны, к одновременному существованию (Zugleichsein) всех [своих] частей, а с другой - к тому, чтобы «выходить из самого себя, дабы в прекрасном движении вперед (Fortschritt - слово, постоянно используемое и Грипенкерлем)... воспроизводить себя...»14. Иначе говоря, дух стремится и пребывать в покое, сохраняя самотождественность, и двигаться, изменяясь в некоем «гармоническом чередовании».

Итак, в поэзии примиряются противоположные тенденции духа к покою и движению, тождественности и изменчивости. Любопытно, что изменчивость связывается в большей степени с формой, чем с содержанием: из трех описанных в данном тексте «форм» (чувственная, объективная и духовная) двум (объективной и духовной форме) отчетливо приписано качество «чередования (Wechsel)», а «идеальная духовная форма» определена как «вечноизменчивая (immerwechselnde)»15. Чередоваться в форме могут «тоны» или «настроения»; но во всяком случае чередование - это движение вперед, при котором «последующее обуславливается предшеству-ющим»16. Поэзия представляет собой движение форм; это не может не напомнить знаменитое определение «содержания» музыки как «движущихся в звучании форм» в трактате Эдуарда Ганслика «О музыкально-прекрасном» (1854). «Движение духа» в поэти-

ческом произведении предстает у Гёльдерлина музыкальным процессом.

Идея музыкальной процессуальности, присущей поэзии, отразилась и в определении трагедии из письма к К.Л. Нойферу от 3 июля 1799 г.: трагедия «устроена так, чтобы без какого-либо украшения, почти одними лишь великими тонами, где каждый из них -самостоятельное целое, продвигаться вперед в гармоническом чередовании (harmonisch wechselnd fortzuschreiten); и в этом гордом отрицании всего случайного она представляет (darstellt) идеал живого целого так кратко и одновременно так полно и содержательно, как только возможно, но и серьезнее, чем все другие известные поэтические формы...»17.

Нетрудно заметить, что это определение имеет прототип - знаменитое определение трагедии у Аристотеля («Поэтика», 1449b; далее ссылаемся на него, используя перевод М.Л. Гаспарова), которое построено на характеристике используемых в этом жанре средств, предмета и способа подражания. Само аристотелевское понятие подражания у Гёльдерлина отсутствует; но предмет, способ и средства, которые использует трагедия, охарактеризованы, причем иначе, чем у Аристотеля.

Гёльдерлин меняет предмет трагедии: вместо «действия важного и законченного» появляется «идеал живого целого». Меняет он, откровенно полемически, и средства трагического «представления»: аристотелевская «услащенная речь» (т. е. речь украшенная) отброшена - трагедия совершается «неукрашенно» и кратко. Но относится ли эта характеристика к речи? О речи как таковой у Гёльдерлина ничего не говорится! Ее занимают некие «великие тоны», как будто трагедия мыслится как музыкальное произведение.

Однако самое радикальное изменение происходит при характеристике способа трагического представления. Тут Аристотель с его различением действия и повествования полностью отброшен: способ, каким трагедия совершает свое «представление», определен как продвижение вперед в гармоническом чередовании (видимо, тонов); значит, и здесь трагедия определена музыкально.

И общее учение Гёльдерлина о литературных родах ориентировано на то же понятие «чередования тонов», или «гармонического чередования»: род определяется спецификой присущей ему музыкальной процессуальности. Это совершенно своеобразное понимание сущности литературного рода резко отличается от осмысления триады родов (лирики, драмы и эпоса) у Шарля Баттё, который впервые и обосновал эту триаду в середине XVIII в. Спецификации, найденные им для всех трех родов, Баттё называет «красками

(couleur)», прибегая тем самым к визуально-живописной метафоре. Три рода - это три «краски»18. У Гёльдерлина (как, впрочем, и у йенских романтиков - в частности, у Ф. Шлегеля) «краски» Баттё превращаются в «тоны», и теория тем самым переносится из живописно-визуального в музыкальный план19.

Музыкально-процессуальное понимание литературных родов мы находим во фрагменте «О различии поэтических родов» (1800). И здесь Гёльдерлин видит в поэзии некое изначально заложенное противоречие (по сути, диссонанс!) и его последующее разрешение. Различительный признак родов - специфическое взаимодействие противоположных начал: значения (Bedeutung; порой вместо «значения» в этом же тексте фигурируют понятия тона или «настроения») и видимости (Schein)20. Так, значение лирики наивно, ее видимость - идеальна; эта противоположность разрешается в лирике «энергичными героическими диссонансами»; иначе говоря - в героическом «тоне». Сходным образом обстоит дело с эпосом. Эпос - «метафора великих устремлений», поэтому в эпосе значение - героическое, видимость - наивная, разрешение - идеальное. Гёльдерлин ведет комбинаторную игру с триадами понятий, но не меняет общую схему процесса: столкновение противоположных начал, т. е. диссонанс, и последующее разрешение21. Каждый род мыслится процессуально, как музыкальное произведение: процесс состоит в выдвижении начального тона, который в своем развитии приходит к собственной противоположности; далее выявленное противоречие снимается - как диссонанс в музыке, который в конце концов получает разрешение.

Итак, если у Баттё в основе определения рода - очень простая идея неподвижной «краски», то у Гёльдерлина род связан с понятием тона - музыкального, подвижного, способного к развитию, к осложнению в диссонансе и к финальному разрешению.

Поэтологические идеи Гёльдерлина обычно трактуют в контексте современной ему немецкой философии как продукт диалектической логики. Мы попытались осмыслить их иначе: в контексте многовекового диалога между поэтикой, с одной стороны, и музыкой - с другой. В ходе этого диалога музыка не раз воспринималась как модель, позволяющая объяснить поэтические феномены; специфическая процессуальность музыки, обусловленная, но в то же время и осложненная неустранимым присутствием в ней конфликта тонов - диссонанса, и стала такой моделью для Гёльдерли-на, как и несколько позднее для Грипенкерля.

Логическое и музыкальное - начала, которые кажутся далекими друг от друга; однако это впечатление ложно. Музыка обла-

дает собственной логикой, своеобразие которой раскрыто в книге А.Ф. Лосева «Музыка как предмет логики» (1927), где «чистое музыкальное бытие» определяется как «слитость всего во всем, исчезновение всех противоположностей»22. По духу это очень созвучно Гёльдерлину - если, конечно, «исчезновение всех противоположностей» дается не сразу, но достигается в ходе того процесса, которым, собственно, и является форма, музыкальная или поэтическая.

Примечания

1 Sidney Ph. A Defence of Poesie and Poems. L.; N. Y.: Cassel and Company, 1909. P. 126.

2 Подробнее об этом см.: Махов А.Е. Формирование теории лирики как литературного рода (к вопросу о роли музыкальных аналогий в истории поэтики) // Литературоведческий журнал. 2008. № 23. С. 84-110.

3 Английский композитор и теоретик Томас Морли в своем «Простом и легком введении в практическую музыку» (1597) требует от сочинителей музыкальных мадригалов: «В вашей музыке вы должны быть непостоянны, как ветер, то играть, то сникать, быть то серьезными и неуклонными, то женственными... вы должны показать все разнообразие, на которое вы способны, и чем больше разнообразия вы покажете, тем больше понравитесь» (Morley Th. A plaine and easie Introduction to practicall Musicke. Oxford: Oxford university press, 1937. P. 180).

4 Novel and Romance,1700-1800: A documentary record / Ed. by I. Williams. L.: Routledge and Kegan Paul, 1970. P. 275-276.

5 Stöckmann I. Form, Theorie, Methode. Die formale Ästhetik des 19 Jahrhunderts // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 2016. Jg 90, H. 1. S. 57-108.

6 Herbart J.F. Lehrbuch zur Einleitung in die Philosophie. Hamburg: Meiner, 1993. S. 143.

7 Griepenkerl K.F. Lehrbuch der Ästhetik. Braunschweig: Vieweg, 1826. S. 78.

8 Ibid. S. 79, 82.

9 Ibid. S. 79-80.

10 Ibid. S. 80.

11 Ibid. S. 350, 361-362.

12 Hölderlin F. Grund zum Empedokles // Hölderlin F. Sämtliche Werke / Hrsg. von F. Beissner. Leipzig: Insel-Verlag, 1965. S. 885-886.

13 ReisingerP. Hölderlins poetologische Topologie oder: Die Bedingungen der Möglichkeit zur ästhetischen Imterpretation von Poesie // Bachmaier H., Horst Th., Reisinger P. Hölderlin: Transzendentale Reflexion der Poesie. Stuttgart: Klett-Cotta, 1979. S. 12-82.

14 Hölderlin F. Über die Verfahrungsweise des poetischen Geistes // Hölderlin F. Sämtliche Werke / Hrsg. von F. Beissner. Leipzig: Insel-Verlag, 1965. S. 966.

15 Ibid. S. 967.

16 Ibid. S. 972.

17 Hölderlin F. An Neuffer, 3 Jul. 1799 // Hölderlin F. Sämtliche Werke. Bd. 6: Briefe / Hrsg. von A. Beck. Berlin: Rütten & Loening, 1959. S. 364.

18 Batteux Ch. Principes de la littérature. P.: Desaint et Saillant, 1764. Vol. 1. P. 242-243.

19 Конечно, слово «тон» может иметь и живописный смысл (тон в смысле колорита). Но Гёльдерлин рядом с этим словом использует такие чисто музыкальные понятия, как начальный тон, диссонанс, тоника, разрешение. Это показывает, что мы имеем дело именно с музыкальной теорией литературных родов.

20 Фрагмент, весьма сложный для понимания, к тому же обрывается на полуслове; мы опираемся на реконструкцию его общего смысла, предпринятую Т. Хорстом: Horst Th. Wechsel und Sein. Die Ambivalenz des Absoluten in Hölderlins Poetik // Bachmaier H., Horst Th., Reisinger P. Op. cit. S. 146-187.

21 Hölderlin F. Über den Unterschied der Dichtarten // Hölderlin F. Sämtliche Werke / Hrsg. von F. Beissner. Leipzig: Insel-Verlag, 1965. S. 989-991.

22 Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Из ранних работ. М.: Правда, 1990. С. 209-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.