УДК 882 (09)
C.B. Шарифуллина ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.В. КРЕСТОВСКОГО
S. V. Sharifullina
V.V. KRESTOVSKIY'S POETICAL HERITAGE
Известный массовому читателю как автор «Петербургских трущоб», специалистам в области русской литературы - как создатель антинигилистического романа-дилогии «Кровавый пуф», Вс. Крестовский практически не известен как поэт -совре.менники обвиняли его в «отсутствии самобытности» и оригинальности. В данной статье предпринята попытка обозначить как существующее, во многом отражающее время поэтическое наследие русского художника-беллетриста.
Крестовский, «Петербургские трущобы», беллетристика, поэзия XIX в.
Known among mass readers as the author of "Saint Petersburg's slums", among authorities in the field of Russian literature as the creator of anti-nihilistic novel "Bloodstained pouffe", Vs. Krestovskiy is practically unknown as a poet - contemporaries blamed him for "lack of unique identity" and originality. In this paper, the author seeks to emphasize the poetical heritage of Russian bellet-rist as existing and reflecting the time.
Krestovskiy, "Saint Petersburg's slums", belles-lettres, XIXth century poetry.
К числу талантливых имён литературы прошлого принадлежит имя В.В. Крестовского (1840 -1895) - дарования яркого, во многом противоречивого, но оставившего свой неповторимый след в русской словесности XIX столетия. Вс. Крестовский родился в Киевской губернии 11 февраля 1840 г. В 1850 г. он был отвезён в Петербург для обучения в гимназии. Тяга к сочинительству появилась у будущего писателя, по его воспоминаниям [1, с. 302], в четвёртом классе, причём одно из первых его сочинений на заданную тему - «Вечер после грозы» - обратило на себя внимание его первого наставника, учителя словесности В.И. Во-довозова. В течение последних трёх лет пребывания в гимназии под руководством Водовозова Вс. Крестовский перевёл половину «Од» и всю книгу «Эпод» Горация, четыре первые песни «Энеиды» Вергилия, ряд стихотворений Гейне.
Многие из переводов начинающего писателя стали появляться в периодической печати. В 1857 г. в «Общезанимательном вестнике» В.Н. Рюмина был опубликован его перевод оды Горация «К Хлое» и рассказ в стихах «Без дочери», затем в периодике появляются рассказы Крестовского «Не первый и не последний», «Любовь дворовых», «Погибшее, но милое создание».
Закончив учёбу в гимназии в 1857 г., Вс. Крестовский, уже молодой писатель, поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета.
Летом 1858 г. Вс. Крестовский благодаря В.И. Водовозову сближается с литературным кружком Л.А. Мея, где знакомится с Ап. Григорьевым,
дружба с которым оказала большое влияние на формирование таланта и вкусов молодого беллетриста. В литературный кружок Л.А. Мея входили также литератор М. Загуляев, поэты Ф. Берг, Н. Кроль, К. Случевский, критик и редактор «Литературной газеты» В. Зотов. Современники единодушно отмечали особую благожелательность, царившую на литературных вечерах этого кружка. Именно здесь, и в первую очередь Л. Меем, было оценено дарование молодого В. Крестовского, который, по словам современника, «быстро вырабатывал в себе ещё и талант чтеца, чем был так известен впоследствии» [7, с. 3].
Как поэт В. Крестовский сформировался под влиянием Л.А. Мея, в кружке которого получил первое литературное признание1. Вслед за Л.А. Меем Крестовский стилизует русский фольклорный стиль и стих, ветхо- и новозаветные мотивы и тексты, создаёт ряд переводов и подражаний античной лирике (Анакреону, Алкею, Горацию, Сапфо), переводы римских элегий И.В. Гёте, стихотворений Г. Гейне, Т.Г. Шевченко.
Оставив после двухлетнего пребывания Петербургский университет [14, с. 116], Вс. Крестовский начинает сотрудничество в журнале Ап. Григорьева «Русское слово», где в 1860 г. появляются его повести «Пчельник» и «Сфинкс». Одновременно многие периодические издания публикуют его греческие переводы, стихотворения, короткие
1 В. Крестовский написал либретто к опере H.A. Рим-ского-Корсакова «Псковитянка» по одноимённой драме Л. Мея.
рассказы и эскизы, так что уже к 1864 г. молодой художник получает известность среди столичной публики. Оценка его литературных произведений весьма полярна: от положительных рецензий до резко отрицательных, низводящих сочинения В. Крестовского в ранг «легковесных», «поверхностных». Как отмечал А. Скабичевский, «очевидно было, что, плывя по течению, Крестовский не врезывался в него глубоко, а скользил по поверхности. Обо всех тревоживших в то время общество вопросах он судил с кондачка, придавая им вид беззаветной пошлости <...>» [14, с. 214]. Но тот же А. Скабичевский отмечал: «Как это ни странно, но я должен признаться, что первые семена свободомыслия посеял в меня автор "Панур-гова стада"» [Там же, с. 216].
Однако со временем «археологический колорит» народности Мея перестал удовлетворять потребностям писателя, вследствие чего он отдал предпочтение «социальной» народности H.A. Некрасова. Стихотворения Крестовского «Владимирка» (1858) и «Полоса» (1860), ставшие революционными песнями, часто приписывались Некрасову [6].
Выступив со своими первыми произведениями в эпоху общественного подъёма конца 50-х - начала 60-х гг., Вс. Крестовский попадает в литературное окружение передовой разночинной журналистики того времени, когда властителями дум были идеологи революции Н.Г. Чернышевский и H.A. Добролюбов. Вс. Крестовский близко знакомится с поэтом-сатириком B.C. Курочкиным, становится другом Д.И. Писарева и сотрудником журнала «Русское слово» [3, с. 414].
Вообще Крестовский приемлет и «желчное» слово Некрасова, и «примиряющее чувство» А. Фета [3, с. 71], что и привело его, по мнению современников, к «размыванию поэтической индивидуальности» [4, с. 272].
По замечанию В.А. Викторовича, поначалу всеотзывчивость Крестовского казалась «естественным качеством молодости, ещё не окрепшего таланта, ищущего свою дорогу» [2, с.45]. Однако широта поэтического диапазона Крестовского была к тому же сознательной творческой установкой. В своей программной статье «Стихотворения А.Н. Плещеева» он писал: «Поэзия должна служить жизни, а жизнь проявляется в бесчисленном множестве фактов и форм» [5, с. 69].
Своеобразным итогом поэтической полосы творчества Крестовского явился его двухтомный сборник «Стихи» (СПб., 1862), вызвавший резкую и даже уничижительную критику [8]. Так, М.Е. Салтыков-Щедрин в рецензии на книгу стихов Крестовского признавал талантливость писателя, осуждая при этом «технологию» его творчества:
«<...> человек овладевает чужою мыслью, чужим типом, рабски придерживается их, но не хочет сознаться в этом, а хочет показать, что он сам первого сорта деятель <...>. Для достижения этой цели он к чужой мысли, к чужому типу подмешивает собственного естества, сдабривает их своим собственным запахом» [13, с. 327].
О несамостоятельности Крестовского заявил Д.Д. Минаев в рецензии на его «Стихотворения» с характерным названием «На всё отозвался, ни до чего не договорился», в которой назвал Крестовского «бессознательным пародистом» [8, с. 46]. Ещё раньше свой вердикт вынес A.A. Григорьев, разочаровавшийся в своём протеже: «Натуры в нём нет», - писал он H.H. Страхову 12 августа 1861 г. [4, с. 272].
Особенно ожесточённым нападкам критики подверглась опубликованная в сборнике так называемая эротическая лирика, которая была представлена в цикле «Испанские мотивы»1. В данном цикле Крестовский соединил эротические стихи с гражданской, свободолюбивой лирикой: оба направления в лирике шестидесятников выражали, прежде всего, освободительный пафос. Эмансипация плоти была такой же частью общественной эмансипации, как и требование политических свобод. По этому поводу Н.П. Огарёв в предисловии к сборнику «Русская потаённая литература» (1860), объединившему «поэзию гражданских устремлений» и «поэзию неприличную», писал: <«...> они ветви одного дерева, и в каждой неприличной эпиграмме вы найдёте политическую пощёчину» [10, с. 475 - 476].
«Испанские мотивы» дали повод критике говорить о появлении «нового Баркова». Созданию двусмысленной славы способствовала уже упоминавшаяся в данной работе рецензия Салтыкова-Щедрина, в которой Вс. Крестовский был назван певцом «плотского вожделения», «откровенной клубничкой» [13, с. 327]. Д.Д. Минаев в очередной раз посвящал Крестовскому бесчисленные пародии. Анонимный критик либеральной газеты «Голос» (1863. № 22. С. 85) определял главный поэтический мотив Крестовского как «напев человеческой похоти».
В защиту «Испанских мотивов» выступил покровительствовавший в то время Крестовскому Д.И. Писарев, опубликовав в журнале «Русское слово» (1862. № 2) несколько стихотворений, среди которых одно из самых вызывающих - поэму
1 Прозванный современниками «Всеволодом Клубнич-киным», «русским маркизом де Садом», Крестовский скандально прославился именно как автор эротических «испанских» стихов.
«Фрина», совмещающую в себе антидеспотические и фривольные мотивы. Позднее А.А. Григорьев, поменявший своё отношение к поэтическому таланту Крестовского, поставил в укор нигилистам то, что они «портили и растлевали потворством натуру несомненно даровитую, - довели её до утопленницы1 <...>» (цит. по: [12, с. 348]).
Эротические «испанские» стихи Крестовского не только не шокировали молодого демократического читателя (именно он - адресат этих стихов), но и с удовольствием им читались и даже заучивались наизусть [9, с. 127]. Мемуарист, близкий к радикальным кругам начала 60-х гг. XIX в., вспоминал, что «Испанские мотивы» «были тогда очень популярны и симпатичны для многих читателей. В них чуялся поэт, стихи выливались из души» [15, с. 494].
Таким образом, «испанские» стихи Вс. Крестовского явились выражением происходивших в среде радикальной молодёжи эмансипационных процессов.
Со временем сложилась легенда о Всеволоде Клубничкине, чьи стихи «могут взбунтовать всякое чувство русской порядочности и стыда». Данная легенда (вероятно, по времени более позднего происхождения) обозначила перелом в общественных настроениях: эмансипация плоти грозила перерасти (и уже перерастала) в нравственную распущенность, обличителем которой станет антинигилистическая литература (в её рядах окажется и сам Крестовский) [11].
Список литературы
1. Автобиография // Знакомые. Альбом М.И. Сенков-ского.-СПб., 1904.
2. Викторович, В.А. Всеволод Крестовский. Легенды и факты / В.А. Викторович // Русская литература. - 1990. -№ 2. - С. 45.
3. Воспоминания С. Окрейца // Исторический вестник. - 1907.-Май.
4. Григорьев, A.A. Материалы для биографии / A.A. Григорьев. - Пг., 1917.
5. Крестовский, В.В. Стихотворения А.Н. Плещеева / В.В. Крестовский//Русское слово. - 1861.-№3.-С. 69.
6. Крестовский, В.В. Стихотворения Н. Некрасова /
B.В. Крестовский // Русское слово. - 1861. - № 12.
7. Маркузе, И.К. Воспоминания о В.В. Крестовском / И.К. Маркузе // Исторический вестник. - 1900. - № 3. -
C. 3.
8. Минаев, Д.Д. На всё отозвался, ни до чего не договорился / Д.Д. Минаев // Русское слово. - 1863. - № 1. - С. 45 -53.
9. H.A. Лейкин в его воспоминаниях и переписке. -СПб., 1907.
10. Огарёв, Н.П. Избранные произведения: в 2 т. / Н.П. Огарёв.-М„ 1956.-Т. 2.
11. Одна из многих. Из записок нигилистки. - СПб., 1881.
12. Писарев, Д.И. Сочинения: в 4 т. / Д.И. Писарев. -М., 1956.-Т. 2.
13. Салтыков-Щедрин, М.Е. Собр. соч.: в 20 т. / М.Е. Салтыков-Щедрин.-М., 1966.-Т. 5.
14. Скабичевский, A.M. Литературные воспоминания / A.M. Скабичевский. - М.; Л., 1928.
15. Фирсов, H.H. В редакции журнала «Русское слово» / H.H. Фирсов // Исторический вестник. - 1914 - 1915.
Шарифуллина Светлана Валентиновна - кандидат филологических наук, доцент кафедры связей с общественностью и журналистики Гуманитарного института Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202) 26-56-03; 8-921-718-87-63; e-mail: shcveta@mail.ru
Sharifullina, Svetlana Valentinovna - Candidate of Science (Philology), Associate Professor, Department of Public Relations and Journalism, Institute of Humanities, Cherepovets State University. Tel.: 8 (8202) 26-56-03; 8-921-718-87-63; e-mail: shcveta@mail.ru
1 Говоря об утопленнице, Григорьев имел в виду стихотворение Крестовского «Я лежал на прибрежном песке» (Русское слово. 1861. № 5), прочтённое многими современниками как некрофильское (любовь к утопленнице). В подобном прочтении, несомненно, повинен и сам Крестовский, которому в данном случае отказало чувство такта и художественного вкуса.