Научная статья на тему 'Поэтическое наследие В. В. Крестовского'

Поэтическое наследие В. В. Крестовского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
233
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТОВСКИЙ / "ПЕТЕРБУРГСКИЕ ТРУЩОБЫ" / БЕЛЛЕТРИСТИКА / ПОЭЗИЯ XIX В / "SAINT PETERSBURG`S SLUMS" / BéLLES-LéTTRES / KRESTOVSKIY / XIXTH CENTURY POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарифуллина Светлана Валентиновна

Известный массовому читателю как автор «Петербургских трущоб», специалистам в области русской литературы как создатель антинигилистического романа-дилогии «Кровавый пуф», Вс. Крестовский практически не известен как поэт современники обвиняли его в «отсутствии самобытности» и оригинальности. В данной статье предпринята попытка обозначить как существующее, во многом отражающее время поэтическое наследие русского художника-беллетриста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.V. KRESTOVSKIY'S POETICAL HERITAGE

Known among mass readers as the author of "Saint Petersburg`s slums", among authorities in the field of Russian literature as the creator of anti-nihilistic novel "Bloodstained pouffe", Vs. Krestovskiy is practically unknown as a poet contemporaries blamed him for "lack of unique identity" and originality. In this paper, the author seeks to emphasize the poetical heritage of Russian belletrist as existing and reflecting the time.

Текст научной работы на тему «Поэтическое наследие В. В. Крестовского»

УДК 882 (09)

C.B. Шарифуллина ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.В. КРЕСТОВСКОГО

S. V. Sharifullina

V.V. KRESTOVSKIY'S POETICAL HERITAGE

Известный массовому читателю как автор «Петербургских трущоб», специалистам в области русской литературы - как создатель антинигилистического романа-дилогии «Кровавый пуф», Вс. Крестовский практически не известен как поэт -совре.менники обвиняли его в «отсутствии самобытности» и оригинальности. В данной статье предпринята попытка обозначить как существующее, во многом отражающее время поэтическое наследие русского художника-беллетриста.

Крестовский, «Петербургские трущобы», беллетристика, поэзия XIX в.

Known among mass readers as the author of "Saint Petersburg's slums", among authorities in the field of Russian literature as the creator of anti-nihilistic novel "Bloodstained pouffe", Vs. Krestovskiy is practically unknown as a poet - contemporaries blamed him for "lack of unique identity" and originality. In this paper, the author seeks to emphasize the poetical heritage of Russian bellet-rist as existing and reflecting the time.

Krestovskiy, "Saint Petersburg's slums", belles-lettres, XIXth century poetry.

К числу талантливых имён литературы прошлого принадлежит имя В.В. Крестовского (1840 -1895) - дарования яркого, во многом противоречивого, но оставившего свой неповторимый след в русской словесности XIX столетия. Вс. Крестовский родился в Киевской губернии 11 февраля 1840 г. В 1850 г. он был отвезён в Петербург для обучения в гимназии. Тяга к сочинительству появилась у будущего писателя, по его воспоминаниям [1, с. 302], в четвёртом классе, причём одно из первых его сочинений на заданную тему - «Вечер после грозы» - обратило на себя внимание его первого наставника, учителя словесности В.И. Во-довозова. В течение последних трёх лет пребывания в гимназии под руководством Водовозова Вс. Крестовский перевёл половину «Од» и всю книгу «Эпод» Горация, четыре первые песни «Энеиды» Вергилия, ряд стихотворений Гейне.

Многие из переводов начинающего писателя стали появляться в периодической печати. В 1857 г. в «Общезанимательном вестнике» В.Н. Рюмина был опубликован его перевод оды Горация «К Хлое» и рассказ в стихах «Без дочери», затем в периодике появляются рассказы Крестовского «Не первый и не последний», «Любовь дворовых», «Погибшее, но милое создание».

Закончив учёбу в гимназии в 1857 г., Вс. Крестовский, уже молодой писатель, поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета.

Летом 1858 г. Вс. Крестовский благодаря В.И. Водовозову сближается с литературным кружком Л.А. Мея, где знакомится с Ап. Григорьевым,

дружба с которым оказала большое влияние на формирование таланта и вкусов молодого беллетриста. В литературный кружок Л.А. Мея входили также литератор М. Загуляев, поэты Ф. Берг, Н. Кроль, К. Случевский, критик и редактор «Литературной газеты» В. Зотов. Современники единодушно отмечали особую благожелательность, царившую на литературных вечерах этого кружка. Именно здесь, и в первую очередь Л. Меем, было оценено дарование молодого В. Крестовского, который, по словам современника, «быстро вырабатывал в себе ещё и талант чтеца, чем был так известен впоследствии» [7, с. 3].

Как поэт В. Крестовский сформировался под влиянием Л.А. Мея, в кружке которого получил первое литературное признание1. Вслед за Л.А. Меем Крестовский стилизует русский фольклорный стиль и стих, ветхо- и новозаветные мотивы и тексты, создаёт ряд переводов и подражаний античной лирике (Анакреону, Алкею, Горацию, Сапфо), переводы римских элегий И.В. Гёте, стихотворений Г. Гейне, Т.Г. Шевченко.

Оставив после двухлетнего пребывания Петербургский университет [14, с. 116], Вс. Крестовский начинает сотрудничество в журнале Ап. Григорьева «Русское слово», где в 1860 г. появляются его повести «Пчельник» и «Сфинкс». Одновременно многие периодические издания публикуют его греческие переводы, стихотворения, короткие

1 В. Крестовский написал либретто к опере H.A. Рим-ского-Корсакова «Псковитянка» по одноимённой драме Л. Мея.

рассказы и эскизы, так что уже к 1864 г. молодой художник получает известность среди столичной публики. Оценка его литературных произведений весьма полярна: от положительных рецензий до резко отрицательных, низводящих сочинения В. Крестовского в ранг «легковесных», «поверхностных». Как отмечал А. Скабичевский, «очевидно было, что, плывя по течению, Крестовский не врезывался в него глубоко, а скользил по поверхности. Обо всех тревоживших в то время общество вопросах он судил с кондачка, придавая им вид беззаветной пошлости <...>» [14, с. 214]. Но тот же А. Скабичевский отмечал: «Как это ни странно, но я должен признаться, что первые семена свободомыслия посеял в меня автор "Панур-гова стада"» [Там же, с. 216].

Однако со временем «археологический колорит» народности Мея перестал удовлетворять потребностям писателя, вследствие чего он отдал предпочтение «социальной» народности H.A. Некрасова. Стихотворения Крестовского «Владимирка» (1858) и «Полоса» (1860), ставшие революционными песнями, часто приписывались Некрасову [6].

Выступив со своими первыми произведениями в эпоху общественного подъёма конца 50-х - начала 60-х гг., Вс. Крестовский попадает в литературное окружение передовой разночинной журналистики того времени, когда властителями дум были идеологи революции Н.Г. Чернышевский и H.A. Добролюбов. Вс. Крестовский близко знакомится с поэтом-сатириком B.C. Курочкиным, становится другом Д.И. Писарева и сотрудником журнала «Русское слово» [3, с. 414].

Вообще Крестовский приемлет и «желчное» слово Некрасова, и «примиряющее чувство» А. Фета [3, с. 71], что и привело его, по мнению современников, к «размыванию поэтической индивидуальности» [4, с. 272].

По замечанию В.А. Викторовича, поначалу всеотзывчивость Крестовского казалась «естественным качеством молодости, ещё не окрепшего таланта, ищущего свою дорогу» [2, с.45]. Однако широта поэтического диапазона Крестовского была к тому же сознательной творческой установкой. В своей программной статье «Стихотворения А.Н. Плещеева» он писал: «Поэзия должна служить жизни, а жизнь проявляется в бесчисленном множестве фактов и форм» [5, с. 69].

Своеобразным итогом поэтической полосы творчества Крестовского явился его двухтомный сборник «Стихи» (СПб., 1862), вызвавший резкую и даже уничижительную критику [8]. Так, М.Е. Салтыков-Щедрин в рецензии на книгу стихов Крестовского признавал талантливость писателя, осуждая при этом «технологию» его творчества:

«<...> человек овладевает чужою мыслью, чужим типом, рабски придерживается их, но не хочет сознаться в этом, а хочет показать, что он сам первого сорта деятель <...>. Для достижения этой цели он к чужой мысли, к чужому типу подмешивает собственного естества, сдабривает их своим собственным запахом» [13, с. 327].

О несамостоятельности Крестовского заявил Д.Д. Минаев в рецензии на его «Стихотворения» с характерным названием «На всё отозвался, ни до чего не договорился», в которой назвал Крестовского «бессознательным пародистом» [8, с. 46]. Ещё раньше свой вердикт вынес A.A. Григорьев, разочаровавшийся в своём протеже: «Натуры в нём нет», - писал он H.H. Страхову 12 августа 1861 г. [4, с. 272].

Особенно ожесточённым нападкам критики подверглась опубликованная в сборнике так называемая эротическая лирика, которая была представлена в цикле «Испанские мотивы»1. В данном цикле Крестовский соединил эротические стихи с гражданской, свободолюбивой лирикой: оба направления в лирике шестидесятников выражали, прежде всего, освободительный пафос. Эмансипация плоти была такой же частью общественной эмансипации, как и требование политических свобод. По этому поводу Н.П. Огарёв в предисловии к сборнику «Русская потаённая литература» (1860), объединившему «поэзию гражданских устремлений» и «поэзию неприличную», писал: <«...> они ветви одного дерева, и в каждой неприличной эпиграмме вы найдёте политическую пощёчину» [10, с. 475 - 476].

«Испанские мотивы» дали повод критике говорить о появлении «нового Баркова». Созданию двусмысленной славы способствовала уже упоминавшаяся в данной работе рецензия Салтыкова-Щедрина, в которой Вс. Крестовский был назван певцом «плотского вожделения», «откровенной клубничкой» [13, с. 327]. Д.Д. Минаев в очередной раз посвящал Крестовскому бесчисленные пародии. Анонимный критик либеральной газеты «Голос» (1863. № 22. С. 85) определял главный поэтический мотив Крестовского как «напев человеческой похоти».

В защиту «Испанских мотивов» выступил покровительствовавший в то время Крестовскому Д.И. Писарев, опубликовав в журнале «Русское слово» (1862. № 2) несколько стихотворений, среди которых одно из самых вызывающих - поэму

1 Прозванный современниками «Всеволодом Клубнич-киным», «русским маркизом де Садом», Крестовский скандально прославился именно как автор эротических «испанских» стихов.

«Фрина», совмещающую в себе антидеспотические и фривольные мотивы. Позднее А.А. Григорьев, поменявший своё отношение к поэтическому таланту Крестовского, поставил в укор нигилистам то, что они «портили и растлевали потворством натуру несомненно даровитую, - довели её до утопленницы1 <...>» (цит. по: [12, с. 348]).

Эротические «испанские» стихи Крестовского не только не шокировали молодого демократического читателя (именно он - адресат этих стихов), но и с удовольствием им читались и даже заучивались наизусть [9, с. 127]. Мемуарист, близкий к радикальным кругам начала 60-х гг. XIX в., вспоминал, что «Испанские мотивы» «были тогда очень популярны и симпатичны для многих читателей. В них чуялся поэт, стихи выливались из души» [15, с. 494].

Таким образом, «испанские» стихи Вс. Крестовского явились выражением происходивших в среде радикальной молодёжи эмансипационных процессов.

Со временем сложилась легенда о Всеволоде Клубничкине, чьи стихи «могут взбунтовать всякое чувство русской порядочности и стыда». Данная легенда (вероятно, по времени более позднего происхождения) обозначила перелом в общественных настроениях: эмансипация плоти грозила перерасти (и уже перерастала) в нравственную распущенность, обличителем которой станет антинигилистическая литература (в её рядах окажется и сам Крестовский) [11].

Список литературы

1. Автобиография // Знакомые. Альбом М.И. Сенков-ского.-СПб., 1904.

2. Викторович, В.А. Всеволод Крестовский. Легенды и факты / В.А. Викторович // Русская литература. - 1990. -№ 2. - С. 45.

3. Воспоминания С. Окрейца // Исторический вестник. - 1907.-Май.

4. Григорьев, A.A. Материалы для биографии / A.A. Григорьев. - Пг., 1917.

5. Крестовский, В.В. Стихотворения А.Н. Плещеева / В.В. Крестовский//Русское слово. - 1861.-№3.-С. 69.

6. Крестовский, В.В. Стихотворения Н. Некрасова /

B.В. Крестовский // Русское слово. - 1861. - № 12.

7. Маркузе, И.К. Воспоминания о В.В. Крестовском / И.К. Маркузе // Исторический вестник. - 1900. - № 3. -

C. 3.

8. Минаев, Д.Д. На всё отозвался, ни до чего не договорился / Д.Д. Минаев // Русское слово. - 1863. - № 1. - С. 45 -53.

9. H.A. Лейкин в его воспоминаниях и переписке. -СПб., 1907.

10. Огарёв, Н.П. Избранные произведения: в 2 т. / Н.П. Огарёв.-М„ 1956.-Т. 2.

11. Одна из многих. Из записок нигилистки. - СПб., 1881.

12. Писарев, Д.И. Сочинения: в 4 т. / Д.И. Писарев. -М., 1956.-Т. 2.

13. Салтыков-Щедрин, М.Е. Собр. соч.: в 20 т. / М.Е. Салтыков-Щедрин.-М., 1966.-Т. 5.

14. Скабичевский, A.M. Литературные воспоминания / A.M. Скабичевский. - М.; Л., 1928.

15. Фирсов, H.H. В редакции журнала «Русское слово» / H.H. Фирсов // Исторический вестник. - 1914 - 1915.

Шарифуллина Светлана Валентиновна - кандидат филологических наук, доцент кафедры связей с общественностью и журналистики Гуманитарного института Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202) 26-56-03; 8-921-718-87-63; e-mail: shcveta@mail.ru

Sharifullina, Svetlana Valentinovna - Candidate of Science (Philology), Associate Professor, Department of Public Relations and Journalism, Institute of Humanities, Cherepovets State University. Tel.: 8 (8202) 26-56-03; 8-921-718-87-63; e-mail: shcveta@mail.ru

1 Говоря об утопленнице, Григорьев имел в виду стихотворение Крестовского «Я лежал на прибрежном песке» (Русское слово. 1861. № 5), прочтённое многими современниками как некрофильское (любовь к утопленнице). В подобном прочтении, несомненно, повинен и сам Крестовский, которому в данном случае отказало чувство такта и художественного вкуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.