Научная статья на тему 'Поэтический и музыкальный тексты духовных стихов на сюжеты двух Богородичных праздников: по письменным нотированным старообрядческим источникам'

Поэтический и музыкальный тексты духовных стихов на сюжеты двух Богородичных праздников: по письменным нотированным старообрядческим источникам Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
475
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поэтический и музыкальный тексты духовных стихов на сюжеты двух Богородичных праздников: по письменным нотированным старообрядческим источникам»

Ю. М. Лемясева

Поэтический и музыкальный тексты духовных стихов на сюжеты двух Богородичных праздников (по письменным нотированным старообрядческим источникам)

Духовные стихи являются отражением религиозного мышления, нравственных установок, образа жизни русского народа. В старообрядческой культуре происходила письменная фиксация духовного стиха, благодаря чему до настоящего времени сохранились поэтические тексты духовных стихов и их напевы, зафиксированные средневековой крюковой нотацией.

Нотированные духовные стихи старообрядцев чаще записывались группами в специальные книги - сборники, но могли быть представлены и в виде отдельных стихов (в тетрадях или в настенных листах).

Как известно, существуют две ветви старообрядческой культуры: поповская и беспоповская453. В богослужебных певческих книгах отразились различные традиции пения старообрядцев: раздельноречная у беспоповцев и истинноречная у поповцев. Тексты же духовных стихов в обеих традициях фиксировались истинноречно. Несмотря на это, состав стиховников (сборников духовных стихов) и их музыкальное оформление в разных традициях различались.

Напевы внегласовых454 духовных стихов из старообрядческих сборников представляют собой образцы музыки Нового времени. В мелодическом складе напевов очевидна опора на западноевропейскую мажоро-минорную систему. Духовные песни западного образца, имеющие четкую гармоническую основу, попав в старообрядческую среду, были освоены своеобразным образом. Как известно, в уставных богослужениях старообрядцы, сохраняя традицию, исполняют песнопения знаменного роспева. Но слуховой опыт старообрядцев включает и музыку, звучащую вне храма. Так было и в XVIII веке, когда значительное место в музыкальной жизни России имела кантовая культура. Среди кантов различной направленности и тематики большое место занимали духовные канты. Вследствие своей духовной тематики, ориентации на произведе-

453 Поповцы - старообрядцы, имеющие священнослужителей, беспоповцы - старообрядцы, не приемлющие священства.

454 Внегласовые стихи - стихи, не имеющие указания богослужебного гласа. Внебогослужебные песнопения с указанием гласа чаще называются покаянные стихи.

ния гимнографии, такие канты назывались «псальмами». Известные и распространенные в светских кругах, псальмы переходили в народную культуру. При этом текст и напев их передавался устно, они стали распространяться по типу народных духовных стихов.

Духовные песнопения, звучащие в народной среде, были знакомы и старообрядцам. Большое значение имело то, что поэтические тексты духовных стихов на сюжеты Господских и Богородичных праздников были связаны с богослужебными песнопениями. Часто они заключали в себе цитаты из богослужебных текстов, близкие им строки. Поэтому их музыкальное интонирование в старообрядческой среде, где царствовал знаменный роспев, имело свою специфику и зависело от уровня музыкальной (певческой и крюковой) грамотности той или иной старообрядческой общины.

Так, фиксация поэтического текста и напева духовного стиха в книге

отражает живую практику его бытования.

* * *

В старообрядческих сборниках духовных стихов известен только один стих, посвященный празднику Введения во Храм Пресвятой Богородицы: «Патриарси триумфуйте». Этот текст входил и в состав южнорусских сборников духовных песен, Богогласники. Исследовательница Богогласника С. А. Щеглова называет автора стиха Введению - Петра Запотацкого. Поэтический текст песни был написан под влиянием богослужебных песнопений на праздник Введение. (В табл. 1 приведены близкие цитаты из песни Богогласника «Патриарси торжествуйте», из соответствующего духовного стиха и из стихир на литии службы Введение во Храм Пресвятой Богородицы).

В старообрядческих сборниках духовных стихов стих «Патриарси триумфуйте» встречается как в традиции старообрядцев поповцев, так и у старообрядцев беспоповцев. Поэтические тексты этого стиха устойчивы внутри одной традиции и имеют разночтения в списках разных традиций. В табл. 2 приведены первые куплеты стиха «Патриарси триумфуйте», характерные для бытования в старообрядческих сборниках разных традиций.

Напевы стиха «Патриарси триумфуйте» в поповских и беспоповских сборниках разные. Наиболее распространенный в традиции поповцев напев стиха Введению представлен в рукописи из собрания Чуванова БАН (Чуван. Р. 135. Л. 57 об.). Характерный напев для беспоповских сборников духовных стихов присутствует в сборнике из Латгальского собрания ИРЛИ (Латг. 261. Л. 112 об.).

■к -к -к

На Сюжет праздника Успение Пресвятой Богородицы в рукописных старообрядческих нотированных сборниках имеется также только один стих - «Апостоли с конца света».

Духовный стих на Успение Пресвятыя Богородицы, как и стих Введению, был создан под влиянием богослужебных песнопений. В данном случае, Светильна из службы Успению. В его содержании отражены события, сопутствующие Успению Пресвятой Богородицы. В табл. 3 приведен поэтический текст стиха Успению «Апостоли с конца света» и текст Светильна. Условными значками обозначены близкие строки.

В Светильне повествование идет из уст Богородицы. В Успенском духовном стихе только цитата из Светильна - обращение к Спасителю («И Ты, Сыне и Боже Мой, в руце Твои предаю дух Мой») - передается как прямая речь Богородицы. Обращение Петра к Божией Матери с молитвенной просьбой («Петр зовяше со слезами: «О, Мати, молись за Мир с нами») близко такому же обращению в тексте стихиры по 50-м псалме, гл. 6 («Егда преставление твоего Тела готовляшеся») из службы Успению: «...Петр же со слезами вопияше Ти: «О, Дево! ... молися прилежно Сыну и Богу Твоему, спастися стаду Твоему невредиму».

Интересно, отметить, что в Гектографированном Сборнике Латг. 22 встретился напев стиха Успению, близкий киевскому распеву Светильна.

Стих «Апостоли с конца света» встретился нам в 12-и списках сборников старообрядцев - поповцев. В беспоповских сборниках этот стих встречается реже. Полностью текст стиха Успению был обнаружен в 2-х поздних беспоповских гектографах из собрания древлехранилища ИРЛИ (Латг. 261 и Латг. 22).

Однако следует отметить, что 1-й куплет этого стиха фиксируется в составе стиха Введению «Патриарси триумфуйте» (В рукописях Калик. 21, Друж. 901, Зиборова О. 8, Латг. 261). После пятого куплета стиха Введению, без заглавия, следует припев на 9-й песни канона «Ангели Введение Пречистыя зряще удивишася». Далее, тоже без заголовка, зафиксирован текст 1-го куплета стиха на Успение Пресвятыя Богородицы «А постоли с конца света», являясь как бы 7-м куплетом стиха Введению. Стих Введению «Патриарси триумфуйте» имеет припев «Приве-дутся девы».

Текст стиха Введению «Патриарси триумфуйте» в своей структуре имеет запев и припев. В двух случаях, когда к Введенскому стиху присоединяются тексты «Ангели Введение Пречистыя зряще» и «Апостоли с конца света», в рукописях сохраняется поэтический текст припева «Приведутся девы» (Калик. 21. Л. 100; Латг. 261. Л. 112 об.), а тексты припева на 9-й песне канона и первого куплета стиха Успению даются в сокращении (см. табл. 4). В этих случаях первый куплет стиха Успению 292

(Калик. 21. Л. 100 об. и Латг. 261. Л. 112 об.) приобрел напев предшествовавшего ему стиха Введению.

В рукописях Зиборов О. 8. (Л. 55 об.) и Друж. 901 (Л. 64 об.) первый куплет Успенского стиха распет на другую мелодию (она одинакова в обоих случаях). В конце сборника Друж. 901 (Л. 194) еще раз помещен текст первого куплета стиха Успению (записан другим почерком) уже с напевом Введенского стиха. (Это единственный случай, когда данный напев для стиха Успению встретился нам не в составе стиха Введению, а самостоятельно).

Запись в старообрядческих сборниках беспоповской традиции первого куплета стиха Успению свидетельствует об особенностях бытования данного текста у старообрядцев-беспоповцев. Оба стиха («Патриар-си триумфуйте» и «Апостоли с конца света») посвящены Богородичным праздникам. Вероятно, текст успенского стиха был мало известен и распространен в традиции старообрядцев беспоповцев. Поэтому они фиксировали в рукописях только первый куплет, распевая его на напев стиха «Патриарси триумфуйте».

В трех списках перед первым куплетом стиха Успению (после стиха «Патриарси триумфуйте») фиксируется богослужебный текст - припев на 9-й песни канона Введению «Ангели Введение Пречистыя зряще уди-вишася» (один раз с напевом Введенского стиха, и два раза с другим напевом). В Таблице 5 показано соотношения напевов трех поэтических текстов, зафиксированных в разных рукописях (см. табл. 5).

Таким образом, в рассмотренных случаях два текста (припев на 9-й песни канона Введению и первый куплет стиха Успению) предполагалось исполнять на напев стиха Введению «Патриарси триумфуйте». Более того, если к этим текстам присоединялся припев Введенского стиха («Приведутся девы...»), то они становились как бы продолжением, следующими куплетами стиха «Патриарси триумфуйте».

В случаях, когда напев припева на 9-й песне Введенского канона и первый куплет стиха Успению фиксировались с самостоятельными напевами, традиция фиксации этих текстов без заголовков после стиха «Патриарси триумфуйте» сохранялась.

Были проанализированы напевы стиха Введению «Патриарси три-умфуйте», первого куплета стиха Успению и припева на 9-й песни канона Введению, распетые «на подобен» Введенского стиха. Все три поэтических текста имеют разное строение стиха (припев «Ангели Введение Пречистыя зряще» - тонического стихосложения, а стихи «Апостоли с конца света» и «Патриарси триумфуйте» - силлабического сложения с неравным количеством слогов в строках). Оказалось, что при распевании текстов на образец (напев «Патриарси триумфуйте») в первую очередь сохранялась структура музыкального текста (несмотря на размер поэтической строфы). Музыкальные кадансы, которые в стихе «Патриарси

триумфуйте» совпадали с окончаниями слов, фраз поэтических, в первом куплете стиха «Апостоли с конца света» и в припеве на 9-й песни канона «Ангели введение Пречистыя зряще удивишася» нередко приходятся на середину слов.

* * *

Многие исследователи отмечают, что для поэтических текстов духовных стихов не существует закрепленных напевов. Это же явление -бытование одного текста с разными напевами, исполнение разных текстов на один напев - существовало и в традиции исполнения песен Бого-гласника. Ю. Е. Медведик пишет: «Очень большая источниковедческая и, в частности, текстологическая работа предстоит по изучению тех песен, которые существовали без специально сочиненных нотных текстов, но распевались на заимствованные мелодии других песен. Иногда таких «тонов» для одного поэтического текста существовало от одного-двух до десяти и даже более, в зависимости от популярности текста, его географической распространенности»455.

Некоторые исследователи старообрядческой традиции используют другую терминологию: исполнение «по напевке». М. Г. Казанцева, говоря о полуустной форме бытования духовных стихов, относит к ней запись с середины XVIII века в сборниках одних словесных текстов. Она пишет, что с этого времени «входит в обычай исполнение стихов по на-

456

певке» .

Ф. В. Панченко при исследовании духовных стихов выговцев обнаружила общие напевы для ряда текстов стихов. Среди этих текстов встречаются стихи на сюжеты Господских и Богородичных праздников: Пасхе «Се ныне радость», Рождеству «Христос днесь родися», пентаметр Благовещению «Кая радость может»457. Исследовательница приходит к следующему выводу: «Таким образом, в выговских стихах, основанных на силлабике, так же как и в стихах, основанных на гимнографи-ческих источниках, главным был принцип роспевания на подобен (курсив мой. - Ю. Л.), хотя и в ином стилистическом пласте. Не случайно, один напев служил образцом или напрямую заимствовался для тематически близких стихов: плачи по умершим киновиархам имели общие

455 Медведик Ю. Е. Некоторые аспекты текстологического исследования украинских духовных песен XVII-XVIII веков // Ученые записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Вып. 1: Гимнология. Кн. 2. М., 2000. С. 442.

456 Казанцева М. Г., Коняхина Е. В. Музыкальная культура старообрядчества: учеб. пособие. Екатеринбург, 1999. С. 67.

457 Панченко Ф. В. Рукописное наследие выговских мастеропевцев: история, традиция, творчество: дисс. ... канд. иск. СПб., 2002. С. 177.

294

между собой интонационные блоки, а то и общий напев с плачем Иоаса-фа царевича Симеона Полоцкого, а для поздравительных вирш к дням тезоименитства выговских наставников был избран напев рождественской псальмы»458. Ф. В. Панченко употребляет термин пения «на подобен». Это название встретилось нам в старообрядческой беспоповской рукописи Калик. 21. На листе 73 есть заглавие к стиху «Богъ Творецъ Всесилный»: Стихъ брачный подобенъ Се ныне радость.

В рассмотренных выше текстах духовных стихов фиксация первого куплета стиха Успению после стиха Введению с тем же напевом является письменным подтверждением применения традиции пения «на подобен» для исполнения духовных стихов у старообрядцев. Не случайно эти стихи посвящены сюжетам Богородичных праздников. Как известно, эти праздники всегда были любимы и почитаемы в народе. Традиционно в исполнении праздничных духовных стихов в честь Богородицы участвует каждый. Этому способствует знакомый с детства сюжет, легко запоминающийся текст, несложный напев, в котором присутствует глубина и искренность.

Приложение

Таблица 1

«Патриарси, торжествуйте» - песнь Богогласника «Патриарси триумфуйте» - духовный стих Стихиры на литии из службы Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Там в церковь введеся, Иерею воздадеся Прысно мир него спасеся. Захария со Девами Приймает Деву со свещами. Ты во Церковь приведеся, Иереом предадеся, На Престоле спосаждеся. Захария со девами Приемлет Деву со свещами. Днесь боговместимая церковь Богородица, в Церковь Божию приводится, и Захария Ту подъемлет. Преходят Ей отроковицы, свеща носяще (Глас 4-й).

Приведутся девы Ближняя Ея, во след Ея, Во Святая Святых. Приведутся девы Ближняя Ея, во след Ея, Во Святая Святых. Приведутся рече царю девы в след Ея, ближняя Ея, приведутся внутрь Сени Божии459 (Глас 1-й).

458 Панченко Ф. В. Рукописное наследие выговских мастеропевцев. С. 178.

459 Обращение к псалму 44 (Стихи 15-16): «Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе; приведутся в веселии и радовании, введутся во Храм Царев».

Поповская традиция Беспоповская традиция

Патриарси триумствуйте460 Со пророки ликовствуйте Со святыми торжествуйте. Патриарси триумфуйте Со пророки днесь ликуйте И вы девы вси бодрствуйте.

Таблица 3

Текст духовного стиха на Успение Пресвятой Богородицы Светилен Успению Пресвятой Богородицы

*Апостоли с конца света •Собрашася вси без совета: «О, Девице! (В) Твое Успение Прими наше хваление И подаждь нам радование». Отец свыше призирает, Сын Матери руце давает. °«И Ты, Сыне и Боже мой, +В руце Твои предаю дух мой». Иоанн путем провождаше, Многи слезы проливаше. Петр зовяше со слезами: «О, Мати, молись за Мир с нами». И ты, Фома, не поздайся, ◊В Гепсиманию поспешайся. А вы, жены, приидите, Матерь Божию проводите. Буди хвальна и прославлена Ты, Небесная Царица. *Апостоли от конец •Совокупльшеся зде, ◊В Гефсиманийстей веси Погребите тело Мое, °И Ты, Сыне, и Боже Мой, +Приими дух Мой.

460 П. Бессонов приводит три различных варианта слова «триумствуйте», встречающиеся в стихах из разных рукописей. И дает объяснение их значения: 1) «треумствуйте» - умствуйте трегубо, втрое; 2) «три умствуйте» - умствуйте трое патриархов; 3) «триуствуйте» - трижды вопите устами. (Бессонов П. Калики перехожие. С. 1). 296

Первый куплет стиха Введению (Калик. 21, Л. 99 об.) Припев на 9-й песне канона Введению (Калик. 21. Л. 100 об.) Первый куплет стиха Успению (Латг. 261, Л. 112 об.)

Патриарси, триумфуйте, Сл пророки днесь ликуйте И вы девы вси бодрствуйте Припев: Приведутся девы Ближняя Ея, во след Ея Во Святая Святых. Ангели Введение Пречис-тыя зряще удивишася, како Девая входит от земли на небо Припев: Приведутся девы Ближняя Ея, во след Ея Во Святая Святых. Апостоли с конца света Собрашася для совета Припев: Приведутся девы Ближняя Ея, во след Ея Во Святая Святых.

Таблица 5

Шифр рукописи Напев стиха Введению Напев припева на 9-й песне канона введению Напев стиха Успению

Калик. 21. Л. 99 об. А А А

Латг. 261. Л. 112 об. А А

Друж. 901. Л. 164. А

Зиборов О. 8. Л. 53. А В С

Друж. 901. Л. 64 об. А В С

Калик. 21. Л. 99об.

Сти% на Введение Богородицы

1) Патриарси триумфуйте Со пророки днесь ликуйте

И вы девы вси Бодрствуйте Припав:

ПриведутсА девы БлиЖНАА ©А во след ©А Во СвАтаА СВАТЫ^.

2) ©вва ныне веселисА Се ДеваА днесь родисА

На Престоле посадисА. Припев

3) Давыд в гусли ударАет И Девицу прославлАет Царицею называет. Припев

4) За^ариА со девами Приемлет Деву со свефами

ДН£СЬ ДМГ£ЛН ПОЮТ С НАМИ. ПрПП(-Е

5) Ты ЕО Б ЦбрКОЕЬ ПрИЕ£Д£СА Иереом предАдесл

НА Престоле спосАждесА. Припав

6) Янгели Введение ПречисТЫА зрАфе УДИВИШАСА

КАКО ДеВАА вводит ОТ Земли НА НеЕО. ПрИП£Б

7) ЯпОсТОЛи сКОНЦА свеТА ООЕрАШАсА дЛА сОВеТА

о Девице ТвОе ¥спение Прими нАше хвАление

И ПОдАЖдЬ НАМ рАдОвАНие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.