УДК - 130.2
Бекмаммедова А. старший преподаватель кафедра педагогики и психологии Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмеммеда Азади,
Ашхабад, Туркменистан
ПОЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ВЕЛИКОГО МУДРЕЦА
Аннотация: Великий туркменский поэт и мыслитель, основоположник
туркменского литературного языка Махтумкули Фраги, со дня рождения своими бессмертными творениями остался в памяти народа. Его имя прочно заняло достойное место в ряду таких выдающихся мыслителей прошлого, как Фирдоуси и Рудаки, Навои и Низами, Данте и Шекспир, Руставели и Пушкин, чье творчество составляет золотой фонд мировой культуры.
Ключевые слова: творчество, мировозрение поэта, философия поэта.
Bekmamedova A.
Senior Lecturer Departments of Pedagogy and Psychology Turkmen National Institute of world languages named after Dovletmemmet Azadу
Ashgabat, Turkmenistan.
THE POETIC VIEWS OF THE GREAT SAGE
Abstract: The great Turkmen poet and thinker, the founder of the Turkmen literary language, Makhtumkuli Fragi, has remained in the memory of the people since his birth with his immortal creations. His name has firmly taken its rightful place among such outstanding thinkers of the past as Firdousi and Rudaki, Navoi and Nizami, Dante and Shakespeare, Rustaveli and Pushkin, whose work constitutes the golden fund of world culture.
Keywords: creativity, the poet's worldview, the poet's philosophy.
Махтумкули Фраги был талантливым поэтом, мастером слова, известным исследователем и представителем классической туркменской литературы, произведения которого и по сей день не теряют актуальность, и имеют большое влияние на литературу Туркмении.
Он сыграл значительную роль не только в развитии языка и литературы туркменского народа или целых тюркских народов, но и в развитии и прогрессе восточной литературы.
Его отец, Довлетмаммет Азади, был одним из известных ученых и великим религиозным деятелем, мастером и поэтом своего времени. Именно он сыграл значительную роль в становлении поэта как мастера слова, был первым учителем Фраги, даже участвовал в творчестве поэта - имеются несколько произведений в форме вопрос-ответ. Благодаря целенаправленным усилиям своего отца и личному таланту, которым обладал сам поэт, он смог подняться на вершину славы за короткий промежуток времени.
Махтумкули был любителем науки и знаний, стремился к образованию и совершенствованию своего мистического мировоззрения. В юности он на три года поступил в медресе (Ширгази) в Хиве, а затем учился в медресе Гогельдаш в Бухаре. Бухара в тот период была одним из центров науки, культуры и колыбелью цивилизации, куда студенты из разных уголков Центральной Азии приезжали учиться в поисках знаний и науки.
Социальная и военная ситуация при жизни Махтумкули Фраги неоднозначна. Годы его жизни совпадают с периодом крупных социальных, военных и экономических кризисов. В небезопасном регионе нет стабильного правительства, в каждом регионе есть свой эмир и хан, в каждом регионе свои правила и распорядок, которые отличаются друг от друга. Махтумкули часто путешествовал по территории нынешнего Ирана, Афганистана, Индии, Азербайджана и других стран.
Хорошо известно, что поэт может создать по-настоящему ценное литературное произведение только тогда, когда он сам испытал радости и страдания этой жизни, увидел уродство и красоту, богатство и бедность, славу и бесчестие.
Махтумкули Фраги посвятил все свои литературные произведения своему народу. Период жизни поэта и общественное положение того времени укрепили его, поэтому он всегда стремился отразить в своих мистических стихах национальное единство, мужество и стойкость в борьбе с угнетателями, сплоченность и сопереживание, дружбу и близость между людьми. По его словам, единство и сплоченность людей были единственным способом выжить и победить.
Он писал о таких выдающихся личностях, как Абу Саид Абул Хаир, Ходжа Юсуф Хамадани, Омар Хайям, Низами Гянджеви, Хафез Ширази, Саади Ширази, Джалаледдин Балхи, Махмуд Пехлеви, Накшбанди, Абдул Рахман Джами, Алишер Навои и других.
Махтумкули проявлял особый интерес к учениям и мыслям известных философов, таких как Платон и Гален. Изучая их, он придавал философский смысл и своим стихам. Отличительной чертой некоторых его стихотворений были эти философские мысли, где четко подчеркиваются принципы поэта насчет той или иной проблемы того времены.
Его произведения охватывают все вопросы, связанные с жизнью туркмен того периода. Стихи Махтумкули собирают всех туркмен за столом и иллюстрируют концепцию единства и целостности. И это одна из главных причин того, что произведения Махтумкули Фраги очень ценны и занимают особое место в сердцах туркмен.
Махтумкули был поэтом, способным выражать боль, страдание и скорбь.
Безвременная кончина брата стала еще одной трагедией для Махтумкули. Позже он отразит эту боль в своих стихах.
Философия права в стихах Махтумкули основана на логике методов, способе анализа и интерпретации правовых принципов и требований, таких как справедливость, праведность, понятия угнетателя и угнетаемой, правильного и неправильного, порядка войны и мира и т.д. В стихотворениях «Певец», «Наставление», «Ты», «Не останется» поэт обращается к мужественным и отважным сынам народа с призывом грудью встать на защиту родины, стремясь укрепить в них смелость и преданность. Именно поэтому главной идеей, основным мотивом, проходящим через все творчество Махтумкули, была идея объединения туркменских племен. Мощно и призывно звучит голос поэта, обращенный к своим соплеменникам:
Туркмены! Если мы дружно жить могли,
Мы осушили б Нил, мы б на Гульзум пришли.
Теке, йомуд, гоклен, языр и алили, -
Все пять! - должны мы стать единою семьею!
<Юокег ЬоШик ya§ymyz» (Перевод Г. Шенгели)
Махтумкули и его отец Довлетмаммет Азади в совершенстве владели юриспруденцией, ее анализом и интерпретацией. В то время они были выдающимися деятелями в области высоких представлений о справедливости, учитывая массовую культуру и обычаи народа.
Каждой нацией правят обычаи и традиции, которые оказывают огромное влияние на обеспечение общественного порядка и мира: уважение к старшим, доброта к детям и десятки других. В восточной культуре обычаи, традиции и устои являются законом. В связи с этим правильное значение правовых норм невозможно понять без учета социальных обычаев. Эта тема также нашла отражение в стихах поэта.
Махтумкули Фраги был поэтом, который неустанно трудился над решением социальных проблем. Он был защитником угнетенных.
В стихах Махтумкули мудрые слова и пословицы следуют друг за другом, как сверкающие жемчужины. Он убежденный мистик и общественный деятель, который видит свою миссию в просвещении людей во имя единства и целостности своей нации, в борьбе против угнетателей.
Среди других высоких понятий, отраженных в стихах Махтумкули, -внимание к нравственным добродетелям, альтруизму, печали и практической мудрости, которые превратили произведения этого знаменитого поэта и
мудреца в сокровищницу нации. Ему удалось выразить социальные проблемы своего времени прекрасным поэтическим языком, и эти популярные стихи стали причиной его постоянства и бессмертия в общественном сознании. Еще одной особенностью стихов Махтумкули Фраги является их простота и легкодоступность для понимания, то есть отсутствие терминов и словосочетаний из других языков.
Всю свою жизнь, как поэт и мудрец, он отдавал всю свою душу своему народу и родине, рассказывая о реалиях своего времени таким людям, как он. Неиссякаема любовь народа к своему поэту. Она не ослабевает с годами, а непрерывно растет. Популярность Махтумкули давно перешагнула границы воспетого им, отчего края. Талант его выдержал испытание временем. Гений Махтумкули бессмертен, он в песнях и думах народа.
Использованные источники:
1. "Биография Махтумкули Фраги". Медениет. Министерство культуры Туркменистана. Архивировано из оригинала 17 мая 2014 г.
2. Немировская Д. Махтумкули Фраги - [Электронный ресурс]