Научная статья на тему 'ПОЭМА-ЦИКЛ Ю. П. КУЗНЕЦОВА "ПУТЬ ХРИСТА": ИДЕЙНО-СОДЕРЖА-ТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ И ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ'

ПОЭМА-ЦИКЛ Ю. П. КУЗНЕЦОВА "ПУТЬ ХРИСТА": ИДЕЙНО-СОДЕРЖА-ТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ И ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
174
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ю. П. КУЗНЕЦОВ / ДУХОВНЫЙ РЕАЛИЗМ / ПОЭМА-ЦИКЛ / ПОЭТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хриптулова Т.Н.

В статье рассматривается произведение Ю. П. Кузнецова «Путь Христа» как лирическая поэма-цикл. Автор, чье творчество характеризуется национально-патриотической направленностью, утверждением идей державности, пониманием поэзии как проявления вселенского творческого начала, обратился к истокам русской народной духовности, ментальности, исторического православия. В поэме звучит мысль о жизненности национальных идеалов, чистоте и красоте народной нравственности и эстетики. Поэт приходит к осознанию Промысла Божия и признает наличие в мире Христа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POEM-CYCLE OF YU. P. KUZNETSOV “THE PATH OF CHRIST”: THE IDEOLOGICAL AND SUBSTANTIVE ASPECT AND ORGANIZATIONAL FEATURES OF THE GENRE

The article considers the poem by Yu. P. Kuznetsov “The Path of Christ” as a lyrical poem-cycle. The poet, whose work is characterized by a national-patriotic orientation, by incorporation of the ideas of the state, creativity understanding as a manifestation of the universal creative principle, turned to the origins of Russian folk spirituality, mentality, historical Orthodoxy. The poem focuses on the vitality of national ideals, the purity and beauty of folk morality and aesthetics. The poet came to a sense of God's providence and the obvious presence of Christ in the world.

Текст научной работы на тему «ПОЭМА-ЦИКЛ Ю. П. КУЗНЕЦОВА "ПУТЬ ХРИСТА": ИДЕЙНО-СОДЕРЖА-ТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ И ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 3 (108). С. 223-232. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 3 (108), pp. 223-232.

Научная статья

УДК 821.161.1.09.19

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-3-108-16

Поэма-цикл Ю. П. Кузнецова «Путь Христа»: идейно-содержательный аспект и особенности жанровой организации произведения

Татьяна Николаевна Хриптулова

Тверской государственный университет, Тверь, Россия, khriptulovatat@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматривается произведение Ю. П. Кузнецова «Путь Христа» как лирическая поэма-цикл. Автор, чье творчество характеризуется национально-патриотической направленностью, утверждением идей державности, пониманием поэзии как проявления вселенского творческого начала, обратился к истокам русской народной духовности, ментально-сти, исторического православия. В поэме звучит мысль о жизненности национальных идеалов, чистоте и красоте народной нравственности и эстетики. Поэт приходит к осознанию Промысла Божия и признает наличие в мире Христа.

Ключевые слова: Ю. П. Кузнецов, духовный реализм, поэма-цикл, поэтика Для цитирования: Хриптулова Т. Н. Поэма-цикл Ю. П. Кузнецова «Путь Христа»: идейно-содержательный аспект и особенности жанровой организации произведения // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 3 (108). С. 223-232. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-3-108-16.

The poem-cycle of Yu. P. Kuznetsov "The Path of Christ": the ideological and substantive aspect and organizational features of the genre

Tatiana N. Khriptulova

Tver State University, Tver, Russia, khriptulovatat@rambler.ru

Abstract. The article considers the poem by Yu. P. Kuznetsov "The Path of Christ" as a lyrical poem-cycle. The poet, whose work is characterized by a national-patriotic orientation, by incorporation of the ideas of the state, creativity understanding as a manifestation of the universal creative principle, turned to the origins of Russian folk spirituality, mentality, historical Orthodoxy. The poem focuses on the vitality of national ideals, the purity and beauty of folk morality and aesthetics. The poet came to a sense of God's providence and the obvious presence of Christ in the world.

Keywords: Yu. P. Kuznetsov, spiritual realism, poem-cycle, poetics

© Хриптулова Т. Н., 2022

For citation: Khriptulova T. N. The poem-cycle of Yu. P. Kuznetsov "The Path of Christ": the ideological and substantive aspect and organizational features of the genre. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 3 (108), pp. 223-232. (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-3-108-16.

Введение

Ю. П. Кузнецов является одним из самых ярких поэтов советского и постсоветского времени. В своем творчестве он часто обращается к вечным проблемам добра и зла, божественного и человеческого; в его стихах переплетаются философия и мифология. Творчество Кузнецова наполнено раздумьями над общемировыми, вселенскими вопросами, размышлениями о русском мире, русской душе. В его лирике взаимодействуют древние и новые символы, возрождается миф. Произведения Кузнецова по идейному замыслу и философской направленности были близки стихотворениям Н. Рубцова, Н. Тряпкина, С. Викулова и других поэтов-почвенников, чье творчество базировалось на осмыслении национальных основ бытия.

Основная часть

В позднем творчестве Ю. П. Кузнецова соединились острота социального взгляда с глубокими религиозными раздумьями над духовными процессами, происходящими в России. Кузнецов является ярким представителем поэзии православно -созерцательного типа, его творческий путь служит наглядным примером духовной эволюции от внерелигиозного сознания к миру христианских ценностей. В произведениях автора можно обнаружить черты духовного реализма.

Художественный метод духовного реализма можно выделить в современной литературе наряду с реализмом и романтизмом. После того как в конце 1980-х -1990-е годы были потеснены и подвергнуты критике концепции реализма, в основе которых лежал социальный аспект (критический реализм, социалистический реализм), возвращение к поискам определения художественного метода на основе русской религиозно-философской и литературоведческой мысли начала ХХ в. стало неизбежным. Центром российской духовности является ее тысячелетнее лоно христианства с его соборностью, терпимостью, человеколюбием, открытостью Божественному откровению. Вера в Бога, в существование иного мира опирается на живой религиозный опыт1. Религиозно-поэтическому сознанию Ю. Кузнецова присуща особенность, неоднократно отмеченная Н. Бердяевым, Н. Лосским, С. Аскольдовым, М. Бродой как сугубо национальная.

В современном литературоведении идет поиск термина для обозначения метода изображения жизни, при котором духовный мир выступает как высшая реальность. Под термином «духовный реализм» (оказавшимся наиболее продуктивным) понимается облечение христианских идеалов в художественную форму. Следует признать, что данное понятие весьма условно, как и большинство других литературоведческих терминов. В этом случае речь идет о русской национальной литературе, о традиции,

1 Редькин В. А. Духовный реализм как художественный метод современной литературы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2018. № 1. С. 71.

признающей существование духовной реальности и считающей истинной только православную духовность.

Кузнецов приходит к вере в конце своего творчества. Примером может служить широкое по замыслу итоговое произведение поэта («Путь Христа»), написанное на библейскую тематику и включающее пять глав («Детство Христа», «Юность Христа», «Путь Христа», «Сошествие в Ад», «Рай»):

Мы посеяли много костей.

Мы сорвали со старых гвоздей

Родовые гербы и скрижали.

Только гвозди остались торчать.

Вколотили, едреная мать,

Чтоб концы на том свете мешали!

Гвоздь - не только вселенский вопрос!

Стих меня в стольный город принес

За гвоздями для сельского быта.

Я прошел до родного вождя.

На селе, говорю, ни гвоздя,

Разгвоздилась и свищет планида!

И услышал я голос вождя:

- Как же так, говоришь, ни гвоздя?

А на чем бы икона висела?

- Отвечаю: - Без веры нельзя,

Но икона висит без гвоздя,

Гвоздь пошел на сердечное дело.

- Стало быть, не висит? - говорит.

Видит бог, не висит, а парит,

- Я всегда на ответ простодушен1.

В 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Кузнецов перевел на современный русский язык и изложил в стихотворной форме (белый стих) «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. «"И кто столь велик, как Бог наш? Он един творящий чудеса" уставил закон в предуго-товление истины и благодати, чтобы пестуемое в нем человеческое естество, уклоняясь от языческого многобожия, обыкло веровать в единого Бога, чтобы подобно осквернённому сосуду, человечество, будучи, как водою, омыто законом и обрезанием, смогло воспринять млеко благодати и крещения»2. «Слово...» Святителя Иллариона изображает движение человечества, народа и каждого прозревшего человека от неверия к свету христианства. По этому же пути пошел и Ю. Кузнецов. «Раз-

1 Кузнецов Ю. П. Ни рано ни поздно: Стихи и поэмы. Москва: Молодая гвардия, 1985. С. 55.

2 Редькин В. А. Роль «Слова о Законе и Благодати» Илариона в поэме-цикле Ю. П. Кузнецова «Путь Христа» // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2010. Вып. 5. С. 85.

жанровой организации произведения

рабатывая философскую концепцию русской идеи, Юрий Кузнецов опирался на идеи и образную систему "Слова о Законе и Благодати" митрополита Илариона. Художественный перевод "Слова..." Иллариона и поэма-цикл Ю. П. Кузнецова "Путь Христа" составляют единое целое в жанровом, стилевом и идейно-онтологическом планах. Перевод "Слова." можно считать прологом, эпилогом или введением к циклу поэм Ю. П. Кузнецова о Христе»1.

На протяжении всего литературного процесса XX вв. писатели были вынуждены выражать эпическое содержание, используя средства лирики. Одним из результатов творческого поиска в этом направлении стало развитие жанровой структуры, обозначаемой как поэма-цикл и позволявшей объективировать «лирические» переживания. Таким образом, цикл приблизился к самой границе эпоса. Появились работы Л. К. Долгополова, З. Г. Минц, В. А. Сапогова, обращенные к процессу формирования поэмы-цикла. Сближение поэмы и цикла - одно из проявлений видоизменения, расшатывания, смешения жанров, характерного для литературы XX в.

Под поэмой-циклом понимается текст, части которого связаны художественной идеей и образом поэта - лирического героя. В произведении данного жанра решается единая проблема, что создает эффект внутреннего единства текста. Особенность поэмы-цикла состоит в определенной, фиксированной последовательности составляющих ее частей - стихотворений. Автор сам формирует ее; она воспроизводится от издания к изданию2. Тексты, входящие в поэму-цикл, объединены общими мотивами, повторяющимися художественными приемами. Произведению данного жанра может быть присуща общность метрики. Поэма-цикл, как правило, имеет заглавие; возможен общий эпиграф для всех текстов, авторское предисловие к ним, нумерация частей. Кроме того, необходимо учитывать, какое жанровое определение дает произведению сам автор.

Правомерность определения поэмы «Путь Христа» как поэмы-цикла обусловливается значением и масштабом заключенной в нем проблемы. «Произведение проникнуто сквозной идеей, связанной с образом Христа, концепцией веры, бытия, Бога и судьбы человечества. От ощущения присутствия в мире сатаны Ю. Кузнецов пришел к чувству Божьего промысла и явного наличия в мире Христа»3.

Целостность поэмы порождается единым историческим и художественным пространством, символикой создаваемых Кузнецовым картин. Сюжетная канва связана с жизнью и духовным подвигом Христа и основана на евангельском тексте. Эпиче-

1 Редькин В. А. Роль «Слова о Законе и Благодати» Илариона в поэме-цикле Ю. П. Кузнецова «Путь Христа» // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2010. Вып. 5. С. 81-88.

2 Семенова Е. А. Поэма-цикл в творчестве Иосифа Бродского (традиции А. Блока, М. Цветаевой, А. Ахматовой в поэме И. Бродского «Часть речи»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва: [б. и.], 2001. С. 4.

3 Редькин В. А. Поэма Юрия Кузнецова как жанровая система // Юрий Кузнецов и христианский мир: материалы шестой научно-практической конференции, посвященной творческому наследию Ю. П. Кузнецова / составители Г. Н. Дубинина, Е. В. Богачков. Москва: Московский культурно-образовательный центр при Литературном институте им. А. М. Горького, 2013. С. 79.

ские черты произведению придает изображение переломного момента в жизни человечества.

Поэт улавливает единый смысл в совокупности «истории» и «современности» (поэма имеет огромное значение для национальной истории и духовного выбора русского народа в современной действительности).

Главы выстраиваются Кузнецовым в определенной последовательности. Первый текст - это сказка о Христе, который рождается в положенный срок, растет, совершает маленькие и большие чудеса:

- Рано ты встал! - Мать погладила сына рукой, Нежная ласка навеяла тихий покой. Звон топора раздавался на тихом закате: Плотник Иосиф рубил колыбель для дитяти. Мать спеленала дитяти в тридевять земель, Мать уложила дитяти в постель-колыбель, Мать напевала ему колыбельную песню, И растекалась она по всему поднебесью1.

Мать поет сыну «христову колыбельную», напоминающую русскую народную песню:

Солнце село за горою, Мгла объяла все кругом. Спи спокойно. Бог с тобою. Не тревожься ни о ком. Я о вере, о надежде, О любви тебе спою. Солнце встанет, как и прежде. Баю-баюшки-баю.

Солнце встанет над землею, Засияет все кругом. Спи, родимый. Бог с тобою. Не тревожься ни о чем. Дух Святой надеждой дышит, Святость веет, как в раю, Колыбель твою колышет... Баю-баюшки-баю.

Веет тихою любовью В небесах и на земле. Что ты вздрогнул? Бог с тобою. Не тревожься обо мне.

1 Кузнецов Ю. П. Путь Христа. Часть 1. Детство. URL: https://stihi.ru/2006/02/17-2357?ysclid=lluoqtzhzx (дата обращения: 25.03.2022).

жанровой организации произведения

Бог все видит и все слышит, И любовью, как в раю, Колыбель твою колышет. Баю-баюшки-баю1.

Во второй главе - «Юности Христа» - в целом сохраняются основные стилевые черты, присущие повествованию о детстве. В повествовании о юности Христа расширяется система действующих лиц, намечаются сюжетные линии, ведущие к последующему постижению тайны Крестного Пути. Здесь возникают и краткая предыстория Пилата, и символическая сцена воскрешения юным Христом убитого разбойника Вараввы, акцентирующая внимание на глубинных сплетениях в предначертанной свыше стезе главного героя поэмы2:

Римская спесь на державную ногу тверда. Понтий Пилат был спесивым и твердым всегда. Службу тянул на Востоке покамест как всадник, Патрицианской сандалии стоптанный задник. Тайный лазутчик донес, что бродячий зилот, Некий Варавва, в пустыне смущает народ. Речи пустые ведет о каком-то Мессии, Злобно при этом бросая угрозы косые: «Мир, трепещи! Твое золото в наших руках!..» Рим не трепещет. Он знает, что делать и как! Понтий Пилат разумел свое место и время, А посему был решителен. - Конница, в стремя!3

Третья глава по объему превосходит две первые части. В ней максимально детализировано и психологически подробно очерчен вектор Пути Христа - от Крещения до Воскресения:

Имя Христа излетало, как голубь, из уст. Слава Его распускалась, как розовый куст. Зависть и злоба, как черные свечи, зияли. Он проходил - и следы Его долго сияли. И навсегда превращались в святые места. Он проходил - и везде узнавали Христа4.

1 Кузнецов Ю. П. Путь Христа. Часть 1. Детство. URL: https://stihi.ru/2006/02/17-2357?ysclid=lluoqtzhzx (дата обращения: 25.03.2022).

2 Ничипоров И. Б. Поэмная трилогия Юрия Кузнецова «Путь Христа» как явление современной духовной культуры. URL: https://portal-slovo.ru/philology/37280.php (дата обращения: 06.01.2021).

3 Кузнецов Ю. П. Путь Христа. Часть 1. Детство. URL: https://stihi.ru/2006/02/17-2357?ysclid=l1uoqtzhzx (дата обращения: 25.03.2022).

4 Там же.

жанровой организации произведения

В четвертой части описывается то, что происходит в аду, куда помещаются все без исключения исторические лица стран мира от древности до настоящего времени. Каждый персонаж испытывает свою муку:

Стражники грелись, и крайний окликнул Петра:

- Что ты здесь делаешь? - Я человек издалече.

- Ты человек Иисуса. Я слышу по речи.

- Я ничего не сказал! - бедный Петр прохрипел.

И в это время петух на востоке пропел.

Петр зарыдал, ибо трижды отрекся от Бога,

И поперхнулся слезами, как пылью дорога.

Кинулся прочь и седел на бегу, как ковыль.

Долго за ним оседала взметенная пыль1.

В пятой части поэт выступает в роли свидетеля череды грандиозных событий, двигаясь вослед Христу, проходя все этапы земной жизни Сына Божьего; он идет за Ним сначала в Ад, а затем уже - в Рай, наблюдает его великое «второе заселение»2:

Рай перед вами. Ступайте! - промолвил Христос.

Реяли светы вдали. Участь Рая решалась3.

Таким образом, сюжет поэмы строится на «дешифровке» смысла жизни Христа, проделанного им пути за счет постепенного приближения этого образа к современности и увеличения в нем доли «современного». Эволюционирует и образ героя.

Внутреннее единство произведения также реализуется с помощью целого «комплекса» цитат из «Евангелия», «Ветхого и Нового Завета», «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона. С их помощью передается мотив предчувствия, предсказания будущего. Цитация встречается на протяжении всего текста, связывая главы в одно целое.

Осознание происходящего в поэме обретает философскую глубину. События, представленные в произведении, рассматриваются поэтом как часть целостной картины мира. Глубина описываемых событий придает поэме общественную остроту. Земной и божественный миры в ней противопоставлены.

Действие в поэме-цикле разворачивается в едином пространстве. Прослеживается и временная динамика. Пространство и время у Кузнецова служат объединяющими факторами всех частей произведения в поэму-цикл. Она воспринимается как единое художественное целое в том числе благодаря разнообразным художественным средствам, стихотворным размерам.

1 Кузнецов Ю. П. Путь Христа. Часть 1. Детство. URL: https://stihi.ru/2006/02/17-2357?ysclid=l1uoqtzhzx (дата обращения: 25.03.2022).

2 Лютый В. Примятый цвет. Художественные черты поэмы Юрия Кузнецова «Рай». URL: http://www.hrono.ru/text/2010/lyut0210.php (дата обращения: 21.01.2021).

3 Мир Юрия Кузнецова. Год спустя... Юрий Кузнецов. Рай (Неоконченная поэма). URL: http://www.nash-sovremennik.ru/p.php?y=2004&n= 11 &id=2 (дата обращения: 13.01.2021).

ISSN 1994-0637 229 (print)

Особо следует отметить тот факт, что жанры способны видоизменяться и границы между ними не всегда четко определяются; таким образом, развитие жанра осуществляется в его взаимодействии с традициями. Традиция рассматривается в широком историко-литературном контексте. Отношение к ней является своего рода ориентиром при исследовании эволюции поэмы-цикла в процессе нарастания личностного начала в художественной словесности XX в.

Тексты в каждой части произведения связывают воедино и множество конкретных примет национальной поэтической стихии, что подтверждает «спаянность» фрагментов поэмы Кузнецова. Вместе с тем тексты, составляющие «Путь Христа», вполне самостоятельны и могут восприниматься изолированно. Они метрически неоднородны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Таким образом, в ходе данного исследования были сделаны следующие выводы:

1) проблема жанрового разнообразия поэмы Ю. П. Кузнецова связана с взаимодействием различных жанровых структур, появлением «гибридных» форм, характерных для литературы XX в. в целом и для творчества поэта в частности;

2) в жанровом отношении поэма полифонична: автор опирается на фольклорную традицию, традицию эпического повествования, обращается к жанру новеллы, священного предания, к традиции «фантастического» реализма. Ключ к пониманию замысла произведения Ю. П. Кузнецова находится в сфере жанровых традиций мировой и национальной культуры;

3) поэма «Путь Христа» - это национальная эпопея, хотя непосредственно о России в ней речь не идет. В ней заключен призыв к вере, добру, духовному подвигу;

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что произведение «Путь Христа» правомерно определить как поэму-цикл.

Список источников

Кузнецов Ю. П. Ни рано ни поздно: Стихи и поэмы. Москва: Молодая гвардия, 1985. 96 с.

Кузнецов Ю. П. Путь Христа. Часть 1. Детство. URL: https://stihi.ru/2006/02/17-2357?ysclid=l1uoqtzhzx (дата обращения: 25.03.2022).

Лютый В. Примятый цвет. Художественные черты поэмы Юрия Кузнецова «Рай». URL: http://www.hrono.ru/text/2010/lyut0210.php (дата обращения: 21.01.2021).

Мир Юрия Кузнецова. Год спустя. Юрий Кузнецов. Рай (Неоконченная поэма). URL: http://www.nash-sovremennik.ru/p.php?y=2004&n=11&id=2 (дата обращения: 13.01.2021).

Ничипоров И. Б. Поэмная трилогия Юрия Кузнецова «Путь Христа» как явление современной духовной культуры. URL: https://portal-slovo.ru/philology/37280.php (дата обращения: 06.01.2021).

Редькин В. А. Духовный реализм как художественный метод современной литературы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2018. № 1. С. 71-78.

Редькин В. А. Поэма Юрия Кузнецова как жанровая система // Юрий Кузнецов и христианский мир: материалы шестой научно-практической конференции, посвященной творческому наследию Ю. П. Кузнецова / составители Г. Н. Дубинина, Е. В. Богачков. Москва: Москов-

ский культурно-образовательный центр при Литературном институте им. А. М. Горького, 2013. С. 66-82.

Редькин В. А. Роль «Слова о Законе и Благодати» Илариона в поэме-цикле Ю. П. Кузнецова «Путь Христа» // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2010. Вып. 5. С. 81-88.

Семенова Е. А. Поэма-цикл в творчестве Иосифа Бродского (традиции А. Блока, М. Цветаевой, А. Ахматовой в поэме И. Бродского «Часть речи»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва: [б. и.], 2001. 20 с.

References

Kuznetsov Iu. P. Ni rano nipozdno: Stikhi ipoemy [Neither early nor late: Verses and poems]. Moscow: Molodaia gvardiia, 1985. 96 p.

Kuznetsov Iu. P. Put'Khrista. Chast' 1. Detstvo [Path of Christ. Part 1. Childhood]. Available at: https://stihi.ru/2006/02/17-2357?ysclid=l1uoqtzhzx (accessed: 25.03.2022).

Liutyi V. Primiatyi tsvet. Khudozhestvennye cherty poemy Iuriia Kuznetsova "Rai" [Flattened color. Artistic features of Yuri Kuznetsov's poem "Paradise"]. Available at: http://www.hrono.ru/text/2010/lyut0210.php (accessed: 21.01.2021).

Mir Iuriia Kuznetsova. God spustia. Iurii Kuznetsov. Rai (Neokonchennaia poema) [The world of Yuri Kuznetsov. A year later... Yuri Kuznetsov. Paradise (Unfinished Poem)]. Available at: http://www.nash-sovremennik.ru/p.php?y=2004&n= 11 &id=2 (accessed: 13.01.2021).

Nichiporov I. B. Poemnaia trilogiia Iuriia Kuznetsova "Put' Khrista" kak iavlenie sovremennoi dukhovnoi kul'tury [The poem trilogy of Yuri Kuznetsov "Path of Christ" as a phenomenon of modern spiritual culture]. Available at: https://portal-slovo.ru/philology/37280.php (accessed: 06.01.2021).

Red'kin V. A. Dukhovnyi realizm kak khudozhestvennyi metod sovremennoi literatury [Spiritual realism as an artistic method of modern literature]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universi-teta. Seriia: Filologiia [Vestnik TvGU Series: Philology], 2018, no. 1, pp. 71-78

Red'kin V. A. Poema Iuriia Kuznetsova kak zhanrovaia sistema [Poem by Yuri Kuznetsov as a genre system]. Iurii Kuznetsov i khristianskii mir: materialy shestoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi tvorcheskomu naslediiu Iu. P. Kuznetsova [Yuri Kuznetsov and Christendom: Proceedings of the sixth research and practice conference dedicated to the creative heritage of Yu. P. Kuznetsov; compiled by G. N. Dubinina, E. V. Bogachkov]. Moscow: Moskovskii kul'turno-obrazovatel'nyi tsentr pri Literaturnom institute im. A. M. Gor'kogo, 2013, pp. 66-82.

Red'kin V. A. Rol' "Slova o Zakone i Blagodati" Ilariona v poeme-tsikle Iu. P. Kuznetsova "Put' Khrista" [The role of Hilarion's "Word on Law and Grace" in cycle-poem "Path of Christ" by Yu. P. Kuznetsov]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Filologiia [Vestnik TvGU Series: Philology], 2010, iss. 5, pp. 81-88.

Semenova E. A. Poema-tsikl v tvorchestve Iosifa Brodskogo (traditsii A. Bloka, M. Tsvetaevoi, A. Akhmatovoi v poeme I. Brodskogo "Chast' rechi") [Poem-cycle in the work of Joseph Brodsky (traditions of A. Blok, M. Tsvetaeva, A. Akhmatova in I. Brodsky's poem "Part of Speech"): Abstract Cand. thesis in Philological Sciences]. Moscow, 2001. 20 p.

Сведения об авторах

Татьяна Николаевна Хриптулова - доктор филологических наук, доцент; khriptulovatat@rambler.ru, Тверской государственный университет (д. 33, ул. Желябова, 170100 г. Тверь, Россия); Tatiana N. Khriptulova - Doctor of Philological Sciences, Associate

жанровой организации произведения

Professor; khriptulovatat@rambler.ru, Tver State University (33, ul. Zheliabova, 170100 Tver, Russia).

Статья поступила в редакцию 30.03.2022; одобрена после рецензирования 26.04.2022; принята к публикации 29.04.2022.

The article was submitted 30.03.2022; Approved after reviewing 26.04.2022; Accepted for publication 29.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.