«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ ФИННО-УГРИСТИКИ»
Семинар с международным участием)
%27 апреля 2015 г. на филологическом факультете Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва состоялся семинар с международным участием «Теория и практика современной финно-угристики», цель которого заключалась в рассмотрении актуальных вопросов финно-угорского литературоведения и фольклористики:
• проявление этнической идентичности в марийской литературе;
• анализ жанровых модификаций поэмы в современной литературе Мордовии;
• характер взаимодействия культур
в произведениях писателей-билингвов Мордовии;
• вопросы поэтики финно-угорских книжных эпосов;
• проблемы исследования фольклорных жанров.
Координатором мероприятия выступила Е. А. Шаронова (г. Саранск, РФ). В этом номере журнала мы публикуем материалы семинара.
ПОЭМА И ЕЕ ЖАНРОВЫЕ МОДИФИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ МОРДОВИИ
С. П. ГУДКОВА,
доктор филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
С. А. ДУБРОВСКАЯ,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Поэма в творчестве русских писателей Мордовии представлена разнообразными жанрово-видовыми модификациями. В пространстве жанра происходит интенсивный процесс обновления традиционных форм, расширяются границы межнационального культурного диалога. Современное состояние поэмы настолько отличается от уровня, достигнутого в предшествующий период, что позволяет говорить о начале нового отрезка в ее развитии. Поэма характеризует-
ся иной идейно-эстетической ориентацией, связанной с усилением личностного начала, расширением сферы лирического выражения, внутренних границ поэзии, тягой к философичности, поиску экспериментальных форм и способов выражения. Современные русские поэты Мордовии чаще всего создают поэму на сюжетно-повествовательной основе. Ее отличительными чертами являются лаконичность сюжета, обладающего самостоятельной художественной ценностью, пун© Гудкова С. П., Дубровская С. А., 2015
КРУГЛЫЙ СТОЛ
ктирность его развития; сочетание повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытия через восприятие и оценку лирического героя, повествователя, играющего в поэме активную роль; использование наряду с традиционными средствами изобразительности экспериментально-новаторских поэтических элементов, привносящих дополнительные смысловые коды в общую идейно-смысловую организацию текста. К такому типу поэм относятся произведения Э. Симдяновой «Вечный огонь», Н. Снегирева «Русь богатырская», В. Гада-ева «Монумент», «Магнит-земля», «Ауш-виц», А. Шаронова «Кудадей», «Иван и жар-птица» и др.
Внутри обозначенной жанрово-видо-вой разновидности можно выделить исторический, героический, историко-биографический, лирико-публицистиче-ский, лирико-драматический, мемуарный и другие типы поэм.
Не меньший интерес вызывает лиро-эпическая поэма на ассоциативно-метафорической основе. Доминирующее положение в таком типе поэтических текстов занимает развернутая метафора, на которой строится движение ведущего лирического мотива [1]. Образы-символы дают особую идейно-эмоциональную нагрузку основному художественному обра-
зу, расширяя смысловое поле текста. Показательными в этом отношении являются поэмы А. Громыхина («Эрзянский апостол»), Н. Васильева («Из дневника (1976-1977)»), В. Мишкина («Щеколда», «С подругой в ссоре? Memento more!»), П. Громова («Саранск - Рузаевка», «Возвращение») и др.
Характерные особенности поэтики постмодернизма нашли яркое выражение в жанровых модификациях современной поэмы Мордовии. Литературная игра, эклектичность поэтической ткани, отсутствие традиционного лиризма, тотальный характер иронии, ревизия литературной традиции становятся главными отличи-тельнымисвойствамилиро-эпическогожан-ра [2]. В данном направлении отчетливо выделяются такие виды поэм, как поэма-эксперимент, поэма-мозаика, поэма-игра. Экспериментально-игровой характер приобретают поэмы С. Сеничева, С. Казнова, В. Мишкина, П. Громова и др.
Все вышесказанное свидетельствует о наличии серьезного потенциала и перспектив новых - нестандартных - модификаций в традиционном поле современной русской лиро-эпики Мордовии. Значительный уровень развития русской поэзии Мордовии позволяет сделать вывод о качественных изменениях в литературе региона, происшедших в последние десятилетия.
Поступила 27.05.2015
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY
1. Гудкова, С. П. «Традиционная» и «авангардная» парадигмы в современном поэтическом пространстве : теоретико- и историко-литературные аспекты проблемы // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2009. -№ 4. - С. 210-213.
2. Осовский, О. Е. Разработка концепции «смехового слова» в трудах М. М. Бахтина 1930-1960-х гг. / О. Е. Осовский, С. А. Дубровская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. -№ 4-1 (34). - С. 163-167.
3. Федосеева, Е. А. Книжные формы мордовского героического эпоса : возникновение и эволюция / Е. А. Федосеева. - Саранск : Издательство Мордовского университета, 2007. - 212 с.
1. Gudkova, S. (2009) "Traditional" and "avantgarde" paradigms in modern poetic space: theoretical, historical and literary aspects of the problem, Bulletin of Pyatigorsk State Linguistic University, № 4, p. 210-213.
2. Osovsky, O., Dubrovskaja, S. (2014) Development of the concept "comical words" in the works of M. Bakhtin in 1930-1960, Philology. Theory and practice, № 4-1 (34), p. 163-167.
3. Fedoseyeva, E. (2007) Books of Mordovian heroic epics: the emergence and evolution, Saransk: Mordovia State University press.