Научная статья на тему 'Подводные силы Краснознаменного Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны'

Подводные силы Краснознаменного Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
200
15
Поделиться

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Н. С. Баварский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Подводные силы Краснознаменного Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны»

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

«ББ» У НКВД тов. Калачинова - которым объявляю благодарность с занесением в личное дело.

Приказ объявить всему личному составу и истребительным батальонам УНКВД Ярославской области.

НАЧАЛЬНИК УНКВД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

МАЙОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГУБИН

Примечания

1. Тверской ЦДНИ. Ф.147. Оп. 3. Д.575. Л.26.

2. Архив УФСБ РФ по Ярославской области. Ф. 21. Оп 4. Д. 20. Л. 1.

3. Нет чести выше. Ярославль: Верх,- Волж. кн. изд-во, 1987.С. 7.

4. Архив УФСБ РФ по Ярославской области. Ф. 21. Оп.4. Д. 20. Л.2.

5. Там же. Л. 3. 6 Там же. Л. 4.

7. Архив УФСБ РФ по Ярославской области. Ф. 21. Оп.З. Д. 31. Л. 6.

8. Там же. Л. 7,

Н.С. Манарский

Подводные силы Краснознаменного Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны

Планируя боевые операции против СССР, немецкое командование придавало особо важное значение Балтийскому морскому театру военных действий. Это во многом определялось зависимостью нормального функционирования германской военной промышленности от поставок шведской руды, а также возможностями быстрого снабжения через море сухопутных войск, которые должны были вести боевые действия в Прибалтике. Поэтому не случайно среди рекомендаций Гитлера в связи с планом "Барбаросса" от 21 декабря 1940 г. имелась следующая: "Необходимо быстро овладеть районом Балтийского моря, чтобы подвоз руды через Балтийское море не прерывался на слишком продолжительное время и чтобы русские не могли вести длительную

минную войну" [1].

Краснознаменный Балтийский флот был единственным из советских флотов, который мог непосредственно и наиболее эффективно угрожать побережью и морским коммуникациям Германии. Кроме того, по своему составу это был самый мощный советский флот. Поэтому немецко-фашистское командование, разрабатывая планы ведения войны, учитывало потенциальную угрозу со стороны КБФ и ставило цели по его уничтожению. Так, в директиве № 21 от 18 декабря 1940 г. о нападении на Советский Союз (План "Барбаросса") указывалось на необходимость быстрого захвата Прибалтики и Ленинграда, после чего "...русский Балтийский флот быстро потеряет свои базы и окажется, таким образом, неспособным продолжать борьбу" [2]. Выполнение этой задачи возлагалось на сухопутные войска Германии. Военно-Морской флот должен был лишь обеспечивать оборону своего побережья, а также "...воспрепятствовать прорыву военно-морского флота противника из Балтийского моря" [3]. Ему предписывалось избегать крупных операций на море. Таким образом, главную опасность для Краснознаменного Балтийского флота должны были представлять наступательные действия противника по захвату его военно-морских баз со стороны суши.

Согласно же предвоенным оперативным планам Советского командования в Балтийском море ожидались наиболее напряженные боевые действия флотов. Исходя из этого, перед Краснознаменным Балтийским флотом (командующий вице-адмирал В.Ф. Трибуц, член военного совета дивизионный комиссар М.Г, Яковенко, начальник штаба контр-адмирал Ю.А, Пантелеев) ставились следующие задачи:

- флот должен был не допускать высадки морских десантов на побережье Латвийской и Эстонской ССР (в первую очередь на островах Эзель и Даго);

- совместно с ВВС нанести поражение германскому флоту при его попытках пройти в Финский и Рижский заливы;

- в случае одновременного с Германией выступления Финляндии КБФ должен был уничтожить ее флот;

- содействовать сухопутным войскам на побережье Финского залива и на полуострове Ханко;

- осуществить в первые дни войны переброску стрелковых войск с северного побережья Эстонской ССР на полу-

Ярославский педагогический вестник. 1999. N9 3 (21)

остров Ханко;

- прервать морские коммуникации противника в Балтийском море [4].

Для решения поставленных задач Краснознаменный Балтийский флот имел в своем составе 2 линейных корабля, 2 легких крейсера, ] 9 лидеров и эскадренных миноносцев, 66 подводных лодок, 48 торпедных катеров, канонерскую лодку, 7 сторожевых кораблей, б минных заградителей, 33 тральщика и значительное количество других боевых кораблей и катеров, а также вспомогательных судов [5].

Флот располагал главной военно-морской базой в Таллине, военно-морскими базами: Кронштадтской, Ханко и Прибалтийской (в ее составе Либавской). По предвоенным планам оборона военно-морских баз с суши возлагалась на армию, а флот должен был решать эту задачу лишь со стороны моря и с воздуха. Ни одна из военно-морских баз КБФ, исключая базу Ханко, не имела заранее подготовленной сухопутной обороны.

Война застала флог в начальной стадии развертывания сил в базах в Прибалтике, освоения новых районов плавания и кораблей, поступающих от промышленности.

Обстановка для советских войск, противостоявших вражеским силам на северо-западном направлении, складывалась невыгодно. Территория Эстонии, Латвии и Литвы, вошедших в состав СССР в августе 1940 г., в во-енно-инженерном отношении не была подготовлена к обороне. Лишь только весной 1941 г. началось создание укреплений полевого типа на границе с Восточной Пруссией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительные трудности создавались вступлением в войну Финляндии.

В первые две недели войны войска Севе-ро-Западного фронта отступили на глубину до 500 км, оставив таким образом почти всю Прибалтику. В связи с вынужденным отходом войск Красной Армии на восток основные усилия балтийцев были направлены на содействие её приморскому флангу, упорную оборону во-енно-морских баз, прикрытие дальних морских подступов к Ленинграду. На выполнение этих задач были брошены основные силы надводных кораблей и авиация флота. На коммуникациях противника в Балтийском мбре действовали, в основном, подводные лодки.

Для подводных сил КБФ нарушение морских коммуникаций противника, по которым в больших .масштабах шла железная руда и другие важные виды стратегического сырья, крайне необходимые германской промышленности,

а также перевозились войска и боевая техника, с началом ведения боевых действий являлось главной задачей [6]. Подводные лодки привлекались также к несению дозорной службы и ведению разведки, высадке разведывательно-диверсионных групп, артиллерийским обстрелам побережья, занятого противником, перевозке людей и грузов [7]. Для решения этих за> дач подводные силы Краснознаменного Балтийского флота располагали следующими силами:

- Крейсерские подводные лодки - 4 единицы;

- Большие торпедные подводные лодки

- 5 единиц;

- Подводные минные заградители - 5 единиц;

-- Средние торпедные подводные лодки

- 29 единиц;

- Малые торпедные подводные лодки -23 единицы.

Всего на 22 июня 1941 года КБФ насчитывал в своем составе 66 подводных лодок.

Условия, в которых приходилось действовать балтийским подводникам, были очень сложными. Балтийское море мелководно, зоны глубин, измеряемых сотнями метров, невелики, Мелководность моря позволяла широко использовать здесь мины и другие позиционные противолодочные средства. По мнению авторитетных морских специалистов. Балтийский театр военных действий был сложнейшим из всех морских театров второй мировой войны [8].

К тому же действия подводников чрезвычайно затруднялись тем, чго транспортные суда противника совершали переходы по мелководью, причем нередко в шведских территориальных водах и в охранении шведских кораблей.

Потеря большинства сухопутных баз уже ь первые дни и месяцы войны создавала дополнительные проблемы в обеспечении боевой деятельности подводных лодок и самым неблагоприятным образом воздействовала на эффективность боевой работы подводников [9], поэтому, несмотря на наибольшее количество подводных лодок по сравнению с другими воюющими флотами, в кампанию 1941 года подводные лодки КБФ совершили всего 79 боевых походов [10] и потопили 16 транспортов, 1 подводную лодку, 1 тральщик и 2 вспомогательных судна противника [11].

Из-за неблагоприятной обстановки на сухопутном фронте и ряда серьезных ошибок в боевой подготовке флота подводные силы КБФ

, НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

понесли существенные потери уже в первые месяцы войны [12]. В общей сложности в 1941 г. флот по боевым причинам лишился 25 подводных лодок.

Кроме боевых потерь, по решению правительства флот уменьшился на 6 подводных лодок, отправленных на Северный флот. Еще 6 лодок, находившихся к началу войны на капитальном ремонте, были законсервированы. Таким образом, в течение 1941 года из боевого состава КБФ было выведено 37 подводных лодок!

Пополнение состава подводных сил КБФ шло в 1941 году в основном за счет поставок от промышленности. Только на ленинградских судостроительных заводах к моменту начала боевых действий находилась в различной степени готовности 31 подводная лодка [13]. Часть из них уже проходила приемные испытания. Война ускорила процесс вхождения построенных кораблей в строй. До конца 1941 года в состав КБФ были зачислены 7 лодок.

Кроме того, из состава Северного флота в состав Балтийского флота была перечислена Д-2 «Народоволец», находившаяся б это время на ремонте в Ленинграде. Всего флот пополнился 8 лодками.

Таким образом, с учетом потерь и пополнений, на 1 января 1942 года в составе Балтийского флота насчитывалось 37 подводных лодок [14].

В 1942 году подводным лодкам пришлось действовать в еще более тяжелых условиях, чем в 1941 году. Главной задачей вражеских военно-морских сил на Балтике была защита своих путей сообщения. С приближением летней кампании немецко-финские военно-морские силы начали интенсивные действия, направленные на то, чтобы заблокировать Балтийский флот в Кронштадте и Ленинграде и не допустить выхода советских кораблей в Балтийское море. Для этого противник подтянул крупные силы к финским шхерам на участке Хельсинки - Выборг, в Финском заливе были оборудованы две противолодочные минные позиции. Всего были выставлены 12873 мины [15]. На островах и побережье противник установил шумопеленгаторные станции, посты наблюдения и артиллерийские батареи, в Финском заливе были развернуты линии корабельных и авиационных дозоров. Для противолодочной борьбы привлекались также подводные лодки финского флота, оборудованы два судна-ловушки.

Тем не менее, советские подводные лод-

ки сумели прорваться на коммуникации противника и нанести врагу существенный урон. Всего в ходе 24 боевых походов 1942 года ими было потоплено 39 транспортных судов. Еще 9 транспортов и 1 подводную лодку противник потерял на минах, поставленных подводными минными заградителями КБФ. 3 транспорта получили повреждения.

Успешная боевая деятельность советских подводных лодок в Балтийском море серьезно сказалась на подвозе сырья в Германию, доставке морем резервов и снабжении войск, действовавших на Восточном фронте. Поэтому противник предпринял дополнительные меры по наращиванию противолодочных сил, постановке минных и сетевых заграждений в Финском заливе, что еще больше осложнило действия наших подводных лодок.

Боевые потери подводных сил КБФ 1942 года составили 12 лодок.

Кроме боевых потерь, были выведены из боевого состава по техническим причинам и переформированы в плавучие зарядные станции еще две лодки.

В течение года были получены от промышленности только две подводные лодки.

С учетом безвозвратных потерь, понесенных подводными силами КБФ в 1942 году, его официальная численность на 1 января 1943 года составляла 30 подводных лодок. В строю фактически находилось 25 подводных лодок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С началом навигации 1943 года противник значительно активизировал свои действия по усилению противолодочного рубежа в Финском заливе. В наиболее узком месте залива были выставлены стальные противолодочные сети, значительно усилены минные заграждения. На подходах к минным и сетевым заграждениям противник развернул усиленные корабельные дозоры.

Предпринятые противником меры позволили ему практически заблокировать выход советских подводных лодок в Балтийское море.

Командованием КБФ дважды (в мае-июне и в августе) предпринимались попытки прорыва подводными лодками на коммуникации врага в Балтийском море, но они окончились неудачей. Из пяти участвовавших в прорывах лодок погибло четыре.

Всего же в 1943 году нами было потеряно 5 подводных лодок.

В течение года было получено от промышленности 3 новые подводные лодки.

На 1 января 1944 г. в составе Краснознаменного Балтийского флота насчитывалось 29

Ярославский педагогический вестник. 1999. № 3 (21)

подводных лодок, но только 19 из них находились в боеготовом состоянии.

Из-за сложной противолодочной обстановки в Финском заливе подводные лодки КБФ в течение первых 8 месяцев 1944 года боевых выходов не совершали. Их активная деятельность началась только после того, как 4 сентября 1944 года Финляндия прекратила военные действия против СССР. По соглашению о перемирии балтийские корабли и авиация получили возможность базироваться в финских портах и на аэродромах. Краснознаменный Балтийский флот вышел на оперативный простор и развернул активную деятельность на ближних морских подступах к Германии.

В кампанию 1944 г. подводные лодки в течение трех месяцев совершили 23 боевых похода для действий на коммуникациях противника и потопили 33 вражеских корабля и транспорта[16].

Ранее из боевого состава были выведены П-2 и П-3.

От промышленности поступлений не было.

На 1 января 1945 года в составе КБФ насчитывалось 28 ГШ, из них только 20 были подготовлены для ведения боевых действий.

Балтийские подводники активно действовали на морских коммуникациях противника и на завершающем этапе войны. В кампанию 1945 г. подводные лодки совершили 29 боевых походов и потопили 26 транспортных судов противника и сторожевой корабль.

Балтийские подводники внесли достойный вклад в общее дело борьбы с немецко-фашистской агрессией. На боевом счету подводных сил КБФ: потопленных 123 судна, общим тоннажем в 342 931 брт, 18 боевых кораблей, 2 вспомогательных судна, поврежденных -5 транспортных судов (21583 брт) и 1 боевой корабль [17].

Примечания

1. Цит. по Преступные цели гитлеровской Германии в войне против Советского Союза: Документы и материалы / Под ¡ред. и с пре-дисл. П. А. Жилина. М.: Воениздат, 1987. С.

47

2. Там же. С. 43.

3. Там же. С. 45.

4. См. Боевой путь Советского Военно-Морского Флота / В.И. Ачкасов, A.B. Басов, А.И. Сумин и др. 4-е изд, испр. и доп. М.: Воениздат, 1988. С. 166

5. См. Дважды Краснознаменный Балтийский флот / Н.М. Гречанюк, В. И. Дмитриев, А.И. Корниенко и др. 3-е изд, испр. и доп. М.: Воениздат, 1990. С. 172.

6. О масштабах и значимости этих перевозок для немецкого руководства можно судить по следующим данным. В 1942 г. Германский транспортный флот перевез по Балтийскому, морю 8 млн. т высококачественной шведской железной руды, 405499 солдат и офицеров, 12866 автомашин, 37785 т различных военных грузов. / См. И.А. Козлов Подвиг балтийских подводников // Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне советского народа 1941-1945 гг.: Моряки-балтийцы в боях на море и на суше 1941-1945 гг. М.: Наука, 1992. С. 86.

7. См. Козлов И.А. Подвиг балтийских подводников // Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне советского народа 1941-1945 гг.: Моряки-балтийцы в боях на море и на суше 1941-1945 гг. М.: Наука, 1992. С.87.

8. См. Дмитриев В.И. Атакуют подводники. М.: Воениздат, 1973. С.89."

9. 27 июня 1941 года была взята Либава, 30 июня - Рига., 28 августа - главная база КБФ -Таллин.

10.По другим данным - 58 боевых выходов / См. Дважды Краснознаменный Балтийский флот / Н.М. Гречанюк, В.И. Дмитриев, А.И. Корниенко и др. 3-е изд., испр. и доп. М.: Воениздат, 1990. С. 189.

11.Морской сборник. 1995. №5. С.17.

12.Только за летние месяцы потеряно 17 подводных лодок (в июне-10, в июле - 2, в августе - 5).

13.См. Шитиков Е.А., Краснов В.Н., Балабин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.В. кораблестроение в СССР в годы Великой Отечественной войны. М.: Наука, 1995.

C. 8.

14.Без учета находившихся на консервации.

15.Дмитриев В.И. Атакуют подводники. М.: Воениздат, 1973. С.112.

16.См. Козлов И.А. Подвиг балтийских подводников // Краснознаменный Балтийский флот в Великой отечественной войне советского народа 1941-1945 гг.: Моряки-балтийцы в боях на море и на суше 1941 1945 гг. М.: Наука, 1992. С. 105.

17.См. Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение М.: Воениздат, 1990. С.227.