Научная статья на тему 'Подводно – археологическая экспедиция РГО «Каспийская Атлантида» в акватории Дербента'

Подводно – археологическая экспедиция РГО «Каспийская Атлантида» в акватории Дербента Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
377
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подводно – археологическая экспедиция РГО «Каспийская Атлантида» в акватории Дербента»

Подводно - археологическая экспедиция РГО «Каспийская Атлантида» в акватории Дербента

д.г.н, профессор ДГУ Э. М. Эльдаров

«Каспийская Атлантида», отчасти перекликающаяся с данными Платона, наделена тем не менее собственной историей. Это исчезнувший народ каспиев, когда-то обитавший на его побережье, растворившаяся в водах Каспийского моря Хазария, многочисленные селения и города средневековья, затонувшие памятники прошлого - Абескун, Сабаил и, конечно, Дербентская стена, которая и стала объектом исследований экспедиции Русского географического общества «Каспийская Атлантида», возобновившая изыскания на данном памятнике в полевой сезон 2012 года.

Судя по описаниям арабских источников, Дербентскую стену соорудили в середине VI века по приказу персидского шаха Хосроя Ануширвана. По их предположениям, огромные плиты (такую плиту могли сдвинуть лишь 50 человек) погружали на плоты из надутых бурдюков, транспортировали в море, там бурдюки разрезали и тяжелый груз опускался на дно. Ленинградский ученый Лев Гумилев усомнился в достоверности подобного способа возведения стен. Он рассуждал так: арабские историки увидели стену лишь в Х веке, когда она действительно выступала далеко в море. Но ведь за время с VI по Х век Каспий мог значительно изменить свой уровень. К тому же совершенно неясно, в каких целях понадобилось шаху перегораживать море, если стена -защита от сухопутных армад!

Лев Гумилев решил провести подводную разведку. Ему удалось обнаружить амфоры у самого основания стен. Значит, в VI веке в питьевой воде нуждались там, где сейчас плещется море! Значит, стену строили на суше. Следовательно, в пору зарождения Хазарского государства уровень Каспия был намного ниже, чем сейчас, и огромные площади, залитые ныне морем, были тогда сушей! Что же произошло в пору гибели Хазарии? Каспий продолжал наступать на берега. Уже в Х веке Дербентская стена затоплена на протяжении 300 метров. В 1304 году под водой оказался персидский порт Абиверд. Итальянский географ XIV века Марина Сануто с горечью отмечает: «Каспийское море год от года прибывает, и многие хорошие города уже затоплены».

Драма Хазарии связана с Каспием. Еще в VII веке хазарский каганат владел огромными площадями плодородных земель. Обмелевшая Волга распадалась в дельте на множество протоков, непроходимых для кораблей. Хазары, прятавшиеся в густых камышах среди болот, были полными хозяевами волжского пути.

Но вот Каспий начинает заливать берега. «Села и нивы» хазар скрываются под водой. Как писал Лев Гумилев, по многоводной Волге приходили на своих кораблях отважные русские воины. Святослав легко завоевывает хазарские города. Но владеть ими он уже не может; постепенно они становятся добычей моря. Так погибает легендарная каспийская Атлантида. Где же она теперь? Под толстым слоем наносов Волги или под каспийским дном?

Лето 2012 года отметилось возобновлением под-водно-археологических исследований в Дербенте - в одном из самых древних городов нашего Отечества. Разведочные погружения осуществлялись силами подвод-но-исследовательским отрядом Русского географическо

го общества под руководством Дмитрия Шиллера. Научно-административное руководство экспедиции обеспечивали коллеги из Дагестанского государственного университета, по линии РГО проект курировал заместитель руководителя Центра регионального развития Исполнительной дирекции Русского географического общества Иван Тягин, по линии спасателей - начальник Главного управления МЧС России по Республике Дагестан генерал-майор Нариман Казимагомедов.

Участники исследований занимались изучением остатков южной стены дербентской цитадели. Последняя, по свидетельствам путешественников средневековья, выдвигалась в море на несколько сотен метров параллельно северной стене.

Существует предположение, что примерно полторы тысяч лет назад, то есть в период наиболее активного строительства цитадели в Дербенте, прибрежье этого города украшалось хорошо обустроенной и надежно защищенной от штормов портовой гаванью. Имеются даже исторические свидетельства, говорящие о том, что между оконечностями двух крепостных молов протягивалась заградительная металлическая цепь, ограничивающая судам доступ к причалу.

Однако, после подводных археологических исследований, проведенных в Дербенте сначала ленинградскими (август 1961 года), а затем и дагестанскими учеными (в течение нескольких летних сезонов 1980-х годов), подтверждений этому факту найдено не было.

Дербентской подводной археологической экспедицией 1961 года руководил выдающийся российский этнограф Лев Николаевич Гумилев. Вот что он пишет о южной дербентской стене: «Надо сказать, что сохранность южной стены и в наземной части очень плохая. Большая часть ее была уничтожена при постройке ниж-

Рис.1 Первая подводная археологическая находка

него города у моря. Этот город не вмещался в древние границы и расширялся к югу. Но разрушение не могло коснуться морского дна, а если так, то в отсутствии остатков южной стены под водой люди не повинны. Приходилось сделать неизбежно вытекавший из наблюдений вывод, что южная стена была построена не одновременно с северной стеной, а тогда, когда уровень Каспия поднялся до отметки минус 25 метров или выше, поэтому защищать море не было надобности. Но тогда рейд, защищенный цепью, никак не мог быть ограничен с юга продолжением южной стены, не имевшей к нему никакого отношения. Да и никакая цепь не могла

тянуться полкилометра без мощных каменных опор, а таковых на южной стороне укрепления не было. Очевидно, описания арабских географов относились только к северной стене».

Похожие выводы сделаны и несколькими экспедициями Дагестанского научного центра РАН, в 1980-е годы прошлого века: «В гавани Дербента, южнее северной морской стены, не обнаружено каких-либо архитектурных остатков, но встречаются отдельно лежащие облицовочные плиты. В результате обследования предполагаемого расположения южной морской стены также были выявлены отдельно лежащие плиты, аналогичные плитам северной морской стены и укреплений Дербента сасанидского времени. Здесь нет такого сплошного, компактного развала стены, и плиты иногда находятся на значительном расстоянии друг от друга (до 8-10 м). Нагромождение плит, крупных камней, а также некоторого количества средневековых мусульманских сунду-кообразных надгробий наблюдается только в прибрежной части на расстоянии до 60-70 метров от берега. Очевидно, это остатки мола, строительство которого было предпринято после Каспийского похода Петра Великого в 1722 году. Таким образом, приведенные свидетельства вместе с данными подводных разведок дают возможность сделать заключение, что как таковой южной морской стены в период строительства Дербентской оборонительной системы VI в. Не существовало. С поднятием уровня Каспия в арабское время короткий прибрежный участок южной городской стены, как и поперечная стена, оказался в воде».

Анализируя приводимые выше факты, районом исследований решено было выбрать именно южную часть старинной цитадели.

Во-первых, в связи с нестабильным уровенным режимом и очень активной береговой литодинамикой Каспия состояние прибрежья Дербента в настоящее время сильно изменилось по сравнению с 80-ми годами прошлого столетия, когда здесь в последний раз проводились морские археологические изыскания.

Рис.2 Участник экспедиции - Максим Астахов

Во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов огромное антропогенное влияние на литодинамику береговой полосы приморского Дагестана: за последние десятилетия были уничтожены практически все дюнные массивы на морском побережье республики. Песок идет на нужды местных строителей.

Вместе с этим происходит сокращение массы берегового песчаного вала, обнажение каменных гряд и ранее законсервированных природой артефактов древней истории. А значит, появляется возможность получения новых данных о прежде погребённых в песчаные массы археологических объектов, каковыми весьма богато дербентское прибрежье.

К этому следует добавить, что из-за преобладания юго-восточных ветров над северо-западными (особенно в зимний штормовой сезон) перемещение вдоль берега песчаных наносов на дагестанском участке каспийского прибрежья происходит преимущественно с юга на север. Поэтому после своего разрушения и затопления каспийскими водами северная стена дербентской цитадели, ее фундамент и нагромождения каменных плит могли служить естественным барьером для таких переносов - то есть выступать накопителем песчаной массы как раз на участке вероятного расположения южного мола древнего дербентского порта. Заметим, что остатки северной стены ныне довольно четко прослеживаются. Неровности и возвышенности морского дна на протяжении нескольких сот метров от дербентского берега прослеживаются даже на снимках из космоса в сервисе «Google карты».

В-третьих, за последние десятилетия резко возросла эффективность подводных исследований в результате внедрения новых технологий и электронных приборов - комфортного аквалангистского снаряжения, наручных измерителей глубин и иных параметров водной среды, компактных камер для высококачественной видеосъёмки, соединенных с ноутбуками и портативными GPS-навигаторами эхолотов. Все это позволяет более продуктивно проводить подводные исследования. Мож-

но отметить и другие объективные обстоятельства, позволяющие надеяться на интересные, а возможно, и уникальные историко-археологические открытия в прибрежных водах древнего Дербента. На это надеялись не только исследователи, но и руководители города. На встрече с командой экспедиции, представители исполнительной власти Дербента, города, имеющего статус «Объект всемирного культурного наследия» ЮНЕСКО, выразили глубочайшую заинтересованность администрации города в продолжительности и плодотворности совместных проектов с РГО и пообещали оказывать Обществу всестороннюю поддержку. Визуальным осмотром были определены остатки морского мола, как продолжение южной стены средневековой дербентской цитадели, проведена подробная видеосъемка. Остатки стены прослеживаются на расстоянии от 350 до примерно 450 метров от современного берега на глубинах от 7,5 до 8,5 метров. Что означают эти цифры? Об этом скоро скажут профессионалы в области истории и географии Дербента. Нелишними стали бы более продолжительные и доскональные подводные работы с последующим картированием всех обнаруженных в заданном районе артефактов, установлением их общих свойств и параметров.

Запланированные исследования прибрежья Дербента, при необходимой поддержке и развитии инфраструктуры, могут не только пролить свет на многие вопросы исследователей, но и сделать Дагестан привлекательным для туристов. При должном подходе, экспедиция станет значимым проектом, который окажет благотворное влияние на социально-экономическое, культурное и экологическое развитие регионов. Это не только послужит делу развития науки и приблизит исследователей к разгадке одной из самых мистических тайн пла-

неты, но и станет стимулом возрождения привлекательного имиджа Республики Дагестан, укреплению в ней устоев гражданского общества. Новые открытия дайве-ров способны дать мощный толчок для дальнейших исследований Дербентского оборонительного комплекса с привлечением соответствующих структур.

Рис.3 Исследователи из подводного отряда имени космонавта Алексея Леонова РГО в акватории Дербента

Важнейший мотив подводного туризма - поиск затопленных судов, которые в большом количестве находятся на дне вдоль берегов Каспийского моря. Для развития туристического дайвинга потребуются исследования архивных материалов, рассказывающих о происшедших на Каспии кораблекрушениях, а также составления детальных карт подводного рельефа территории

берегового склона. Кстати, историки констатируют многочисленные экспедиции русских и персидских купцов, которые часто сопровождались трагедиями во время жестоких каспийских штормов. Например, историки приблизительно знают место на морских подступах к Дербенту, где затонуло крупное судно из эскадры Петра Великого во время его знаменитого Персидского похода (1722 г.). В намеченном исследовании для выявления и идентификации затопленных артефактов (построек, гончарных изделий, металлических конструкций и т.д.) целесообразно привлечь к сотрудничеству Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, сотрудники которого имеют достаточно богатый опыт подобных работ. Полевой сезон 2016 года был посвящен установлению мест нахождения в Каспийском море остатков затонувших кораблей российской флотилии, участвовавших в Персидском походе 1722-1723 годов под командованием Петра I. Экспедиция проводилась силами Казанского отделения РГО в рамках специального проекта, приуроченного к предстоящему 300-летию Казанского адмиралтейства.

В 1718 году император издал указ об основании адмиралтейства в Казани. Так этот волжский город превратился в центр организации и подготовки к крупным военно-морским кампаниям Империи. По распоряжению Петра I и при его непосредственном участии на верфях казанской слободы было построено около 200 военных и транспортных кораблей, впоследствии укомплектованных шестью тысячами матросов. Военно-морская экспедиция в Персию в начале 18-го столетия должна была обеспечить безопасность движения российских судов через Каспий в Среднюю Азию и Персию. Эта кампания стала последним военным походом, в котором непосредственно принимал участие Петр I.

Рис.4 Встреча с руководством МЧС Республики Дагестан

В ходе Персидского похода значительная часть кораблей эскадры затонула в Каспийском море в окрестностях Дербента из-за сильного шторма. До начала экспедиции руководство отряда дайверов РГО проконсультировалось со специалистами из Дагестанского научного центра РАН о наиболее перспективных зонах подводных поисков в прибрежье Дербента и ближе к устью реки Рубас. Таким образом, были определены две основные зоны проведения поисковых работ: акватория города Дербента в границах крепостных стен цитадели Нарын-Кала и район устья реки Рубас. Главной целью этих работ служило определение наиболее перспективных точек для дальнейших подводных исследований и раскопок, осуществление подводных фото- и видеосъемок.

В поисковый отряд входило 20 человек, в основном подводные исследователи, а также представители научного сообщества Дагестана. На берегу Каспийского моря был установлен автономный экспедиционный лагерь. Необходимо добавить, что казанский отряд подводников имеет богатый научно-практический опыт подобных исследований: в активе отряда участие в проектах: «Корабли Великой Победы» (черноморское прибрежье Болгарии), «Загадки якутского озера Лабын-кыр», погружения в высокогорное озеро Казенойам на границе Чечни с Дагестаном. Сотрудники отряда совершали экспедиции для глубоководных погружений в самых труднодоступных точках планеты (Арктика, Антарктида, полюс холода). На счету штатных специалистов пять мировых рекордов глубоководного погружения в полярных и приполярных широтах. Особенностью Каспийской экспедиции было то, что в ее работе впервые по линии социального проекта «Расширяя границы» приняли участие сурдодайверы. Так в отряде назвали слабослышащих подростков, проходивших в Дагестане обучение подводному плаванию.

В ходе работ в акватории Дербента на глубине около 10 метров удалось обнаружить металлический предмет, похожий на якорь. Также был найден полый цилиндр, который может быть частью корабельного орудия. Была проведена фото- и видеофиксация найденных объектов. По словам исследователей, установить точный возраст находок пока невозможно. Что делать с этими находками дальше, подводники будут решать совместно с учеными из Дагестанского научного центра РАН.

29 сентября в конференц-зале Института геологии ДНЦ РАН была проведена пресс-конференция по проблемам и итогам работы экспедиции подводников. Ве-

дущими данного мероприятия выступили руководители указанных отделений РГО - Эльдар Эльдаров и Дмитрий Шиллер. Яркие впечатления у участников экспедиции остались от посещения фестиваля «Шашлык -2016», где подводным археологам довелось трапезничать с мэром Дербента.

Таким образом, главная задача экспедиции - определение перспективных мест для подводных раскопок - была с успехом выполнена. Правда, поиски в устье реки Рубас, где, по свидетельству исторических источников, была настигнута штормом значительная часть флотилии Петра I, не дали результатов. Работы в этом районе были осложнены погодными условиями и плохой видимостью под водой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.