I ЖУРНАЛ ИНСТИТУТА НАСЛЕДИЯ
2019/4(19) Щ) Сетевое научное рецензируемое издание ISSN 2411-0582 THE HERITAGE INSTITUTE JOURNAL
РСН 10.34685/Н1.2019.79.72.001 Подводное культурное наследие
Ведерников Ю.В.
Подводная лодка № 2: история создания и утраты, перспективы обретения
Аннотация. В статье рассмотрена история создания и использования малых крепостных подводных лодок Русского флота, определены перспективы поиска и музеефикации представителя данного типа - «Подводной лодки № 2».
Ключевые слова: подводное культурное наследие, затонувшая подводная лодка, музеефикация затонувшей подводной лодки.
«Подводная лодка № 2» - это малоизвестный в истории отечественного флота боевой корабль, начало создания которого относится к 1910 г., когда был утвержден проект реконструкции Кронштадтской крепости. Для обороны проходов в крепостных минных заграждениях было решено использовать шесть «малых крепостных подводных лодок». Основные технические требования к данным подводным лодкам (ПЛ) были сформированы Главным инженерным управлением Русской армии, ведавшим снабжением войск и крепостей инженерно-техническим имуществом.
Морское ведомство отрицательно отнеслось к перспективам строительства и использования таких ПЛ, считая их, в силу малых размеров, небоеспособными и негодными для флота из-за неудовлетворительной мореходности, ограниченной дальности плавания, малого хода и незначительного торпедного вооружения. И, тем не менее, из двух представленных к рассмотрению вариантов, был рекомендован к исполнению американский проект «Голланд-27В».
Подводные лодки имели однокорпусную конструкцию и отличались небольшими размерениями: водоизмещение надводное - 33 т., подводное - 43,6 т., размеры 20,35х2,15х1,83 м, глубина погружения - 30 м. В качестве энергетической установки использовался 50-сильный дизель и 35-сильный электромотор, скорость надводного хода составляла 8 узлов, подводного хода - 5,5 узлов,
дальность плавания в надводном положении - 150 миль, в подводном положении - 15 миль. На вооружении было два 457-мм торпедных аппарата, экипаж 6 человек, в т.ч. 1 офицер.
Обще« расположение пояаодиы* лооо» малого тоннажа ¡#N8 I, 2. 3 (проект Голламд—278*) ¡—горизонтальные рули, 2—главные носовые и кормовые балластные цистерны )—носовые и кормовые дифференпшые цистерны, *—электродвигатель, !—дизель. 6—воэдухохранитела. 7—электромотор трюмной помпы, а—площадка для рулевого <ВР), 9—аккумуляторы, ¡0—торпедные аппараты. 11—вспомогательная и топливная цистерны. 12—рымы для подъема лодки, ¡3—выхлопной глушитель. 14—штурвалы горизонтальных рулей, 15—вен-тиляционные трубы, 16—перископ, 17—тифом, /$—штурвал вертикального руля, 19—кингстоны цистерн главного балласта, 20—откидной киль.
21—дверь в аккумуляторный отсек. 22—надстройка
Закладка трех подводных лодок состоялась на стапелях Невского завода весной 1912 г., но окончание строительства состоялось только два с лишним года спустя - осенью 1914 г. От строительства других ПЛ по этому проекту и плавбазы для них отказались.
Испытывавший недостаток в подводных силах Балтийский флот принял их в свой состав, с присвоением обозначений - № 1, № 2 и № 3. С учетом их фактических мореходных качеств и ничтожного боевого потенциала, подводные лодки были назначены «в оборону Балтийского порта (Палдиски)», сначала прибыв железной дорогой в Ревель (Таллин), а затем, своим ходом - к месту службы в ноябре 1914 г.
Летом следующего года подводные лодки № 1 и № 2 было решено перевести на север, в состав сил обороны Архангельского порта. Перейдя своим ходом в Петроград, лодки на железнодорожных транспортерах были доставлены в Вологду, а потом водным путем на баржах - в Архангельск, куда прибыли 4 августа.
Дальнейшая служба подводных лодок на Севере должна была проходить в составе сил обороны порта Александровск (ныне - Полярный). Для этого 11 октября 1915 г. подводные лодки № 1 и 2 вышли в Кольский залив, следуя на буксире парохода «Сергей Витте» (в законвертованном состоянии, без экипажей) в сопровождении вспомогательного крейсера «Василий Великий». Однако 15 октября, после выхода из Белого моря и прохода мыса Святой Нос, разыгравшийся штормом оборвал буксир и «Подводная лодка № 2» была потеряна (см. рисунок 4).
Поисковые работы начались весной 1916 года и закончились обнаружением «Подводной лодки № 2» на берегу Святоносского залива. Прибывшая аварийно-спасательная партия обнаружила лодку
затопленной и лежащей у береговой черты на левом борту, с повреждениями прочного корпуса и иных конструкций. Внутри прочного корпуса до крышки входного люка оказалась замершая сверху
вода. Попытки подъема подводной лодки продолжались до конца года, но успехом не увенчались, да и в силу ничтожной боевой ценности ПЛ перспектив не имели. В итоге были демонтированы некоторые механизмы, а подводную лодку было решено исключить из состава флота.
Судьба двух других подводных лодок сложилась достаточно обыденно. «Подводная лодка № 1» служила в Полярном, пока в апреле 1917 г. не затонула в базе во время шторма. «Подводная лодка № 3» в феврале 1916 г. была перевезена на Дунай, где весной 1918 г. была захвачена сначала румынской, а затем венгерской флотилиями. Обе лодки сданы на слом в начале 1920-х гг.
Однако надеемся, что история этих подводных кораблей еще не закончена, к чему нас подталкивают следующие рассуждения.
Так, очевидно, что подводные лодки изначально не представляли какой-либо боевой ценности. Полагаем, что данный фактор обусловил в свое время и перегонку лодок с места на место в попытках найти им достойное применение, и отсутствие интереса к подъему «Подводной лодки № 2» в 1916 г.
Думаем, это обусловило и отсутствие интереса и у североморской партии ЭПРОНа. Сведениями о поиске и подъеме «Подводной лодки № 2» после Гражданской войны и в последующие годы мы не располагаем и допускаем, что такие работы не проводились. Хотя найденная в годы первичного восстановления РККФ подводная лодка - это и «повод для доклада» и основание «крутить дырку для ордена».
В итоге можно предположить, что в современности «Подводная лодка № 2» находится на месте своего крушения.
Данное заключение предоставляет нам интересную перспективу поиска и обнаружения этого корабля как объекта подводного культурного наследия. С учетом массогабаритных размеров лодка может быть без особых проблем поднята и установлена как оригинальная конструкция в музейной экспозиции (например, в Кронштадте, для обороны которого она и предназначалась).
Несомненно, все зависит от фактического состояния погибшей подводной лодки. Но даже частично сохранившиеся элементы конструкций позволяют их использовать в качестве экспонатов музея. К примеру, обломки конструкций прочного корпуса германской ПЛ "UB-46" (type UB-II), погибшей в 1916 г. на Черном море, стали наглядной частью экспозиции турецкого Военно-морского музея Дарданелл в Чанаккале. Рубка австро-венгерской ПЛ "U-20", погибшей в 1918 г. на Адриатике, ныне является экспонатом Музея военной истории в Вене.
НАЧАЛЬНИК! Koni*.
SOJ1HATO РАИНА
Архадрельскаго погта. Главнока альстнуп: еду г.Архангельска к раюяа Г.Ьлиго норн.
■ 1Э "Октября 1915 гола. Я 10.
Юкакск! реВдт. . F А П О Р 7 Ъ .
(>}Юву заж ну Превосходительству, что 1'-го октября сего рола около л часов* дня аошшорательнь крейсер» "васил1Л Зелик1я", "неаач^н* било в* твку» породу буксиро- под* ион« да го иг, с ъ похводпми ло^канх
I к 2 л яд* бааоЯ пароходоиъ "зерг1Я Витте" снялись с* якоря для сл1ловая1я т ■л/ X. 1218 Р. р,Александрове!«.
лодки тли самостоятельно, нервен иаь ■Неле ¡те"едать глеянб-'них* под* конаидс? Лейтенанта [!ютлта, а ну зоенно-цорскоиу
тгокурору" вторел дачалькика дивиз1он& Старшаро ле!!те-
и.г. нанта Ркзнич*. Пололдя к* чиковскоиу твмо-
81/А.1915 р. яеннону посту ввиду на-:т"пивнеЯ теняетн,ста-
ли на якорь, а на сл^лутоее утро, около 8 часов*, ввявь лодки на букскрь /стальноП 3 дд. я пепьковя" 5 д. / внпли вт море причем. "ЗВСИЛ17 Зеляк1>"" ведь .толку в I- ,а "0ерг1В Витте" - .водку 2; кошшдярг и команда лодок* находились на соотвАтствув-ня» пароходах*.
2ь морЬ встретили срЬк1Г £ № силос в* 5 бал., ко торн" мт'ит к* полдне отонель , усилившись до 7 балов*. Буксируечыл лодки ели довольно плавно, вреченани вар-ваясь в* рребни воднъ, но ^гкитм*вначительноЯ длин4 буксиров* /око-
■ /'¿д//'>4 л,,,,,,,,,',)
Таким образом, История предоставляет шанс подводным исследователям найти, обследовать и музеефицировать редчайший и оригинальный образец отечественного подводного кораблестроения начала 20 в.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] РГА ВМФ: ф. 407, оп. 1, д. 7115, с. 1-6; ф. 418, оп. 1, д. 1422, с. 103-132.
[2] Русские подводные лодки : История создания и использования: 1834-1923 гг. : Науч.-ист. справ. Т. I. Ч. 2. - СПб.: ЦКБ МТ «Рубин», 1 ЦНИИ МО РФ, 1994. - С. 50-58.
[3] Ведерников Ю.В. Подводные лодки - музеи и памятники в странах мира / Ю.В. Ведерников. -СПб.: Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско, 2017. - 80 с.
© Ведерников Ю.В., 2019. © Ведерников Ю.В., илл., 2019. Статья поступила в редакцию 03.12.2019.
Ведерников Юрий Владимирович,
старший научный сотрудник,
Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско (Санкт-Петербург).
Vedernikov Yu.
Submarine No. 2: history of creation and loss, prospects of acquisition
Abstract. The article considers the history of creation and use of small fortress submarines of the Russian Navy, the prospects of search and museumification of the representative of this type - "Submarine No. 2".
Key words: underwater cultural heritage, sunken submarine, museumification of sunken submarine.
Vedernikov Yuri Vladimirovich,
senior researcher at the Museum of the History
of the Russian Submarine Forces named after A.I. Marinesko (St. Petersburg).
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-joumal.ru/ru/joumals/315.html