Научная статья на тему 'Подвижные игры с детьми раннего возраста'

Подвижные игры с детьми раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1418
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ДЕТИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИГРЫ / ДВИГАТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Марина Михайловна

Игра самый интересный, желанный и наиболее комфортный вид деятельности для детей раннего возраста. Детей третьего года жизни в подвижных играх привлекает, главным образом, сам процесс действия: им интересно бегать, догонять, бросать, искать. Результат этих действий значения не имеет, поэтому я малышей рекомендуются совсем простые игры, построенные, в большинстве случаев, на одном действии, которое воспитатель тут же подсказывает детям: «Вот какие красивые мячи покатились, догоняйте их!» говорит взрослый, рассыпая мячи из корзинки. «Догоняйте меня!» увлекает воспитатель детей, предлагая выполнить действие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подвижные игры с детьми раннего возраста»

М. М. Борисова

Подвижные игры с детьми раннего возраста

Борисова Марина Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ.

Игра - самый интересный, желанный и наиболее комфортный вид деятельности для детей раннего возраста. Детей третьего года жизни в подвижных играх привлекает, главным образом, сам процесс действия: им интересно бегать, догонять, бросать, искать. Результат этих действий значения не имеет, поэтому для малышей рекомендуются совсем простые игры, построенные, в большинстве случаев, на одном действии, которое воспитатель тут же подсказывает детям: «Вот какие красивые мячи покатились, догоняйте их!» - говорит взрослый, рассыпая мячи из корзинки. «Догоняйте меня!» - увлекает воспитатель детей, предлагая выполнить действие.

В играх взрослый не только произносит какой-либо текст, но и тут же сам показывает соответствующие движения. Малыши охотно выполняют движения, подражая взрослому (игра «Зайка»). Как только дети научатся действовать по словесному сигналу, можно вводить правила игры. Вначале они совсем простые, например: «Как я скажу «дождик», бегите к своим домикам» или «Как кошка замяукает, так все мышки побегут прятаться в норки».

Основные требования при выполнении правил игры к детям раннего возраста: умение действовать по сигналу (разрешению, указанию, хлопку), передвигаться друг за другом, выполнив задание, возвращаться на свои места. В игре ребенок должен действовать чаще всего определенным способом - это требования введенных правил: ползти на четвереньках, бросать мяч двумя руками и др. Вместе с тем, поначалу не следует добиваться, чтобы ребенок выполнял правила точно, достаточно, чтобы он соблюдал их в целом, в общих чертах.

При проведении игры, в которой есть роль водящего, взрослый действует вместе с детьми, выполняя и главную, и второстепенную роли. В течение года к выполнению главной роли рекомендуется привлекать поочередно всех детей.

Важно, чтобы взрослый, участвуя в игре, давал образцы движений, подсказывал ход игры. Объяснение правил игры - ответственный

момент, влияющий на весь ее ход. Делать это надо эмоционально, выразительно, интонационно подчеркивая характерные черты каждого персонажа. Так, о зайчиках педагог говорит ласково, а про медведя, который хочет их поймать, - низким голосом, подчеркивая опасность.

Для малышей характерно эмоциональное восприятие игры, что следует учитывать педагогу. Например, воспитатель делает акцент на том, как надо выполнить движение: «Побежим на носочках, тихо-тихо, чтобы кот не проснулся».

При объяснении игр необходимо четко выделять сигналы, по которым детям придется изменять свои действия. Если сигналом к действию служит последняя фраза текста,

она выделяется интонациеи или произносится громче.

Начинать игру следует с небольшой группой (3-4 человека), чтобы дети могли двигаться в удобном для них ритме и темпе. Когда они научатся бегать по всему залу или площадке, не мешая друг другу, число участников игры можно увеличить (6-10 человек).

Со временем рекомендуется расширять двигательное содержание подвижных игр -в них постепенно включаются все виды основных движений, появляется возможность сочетать несколько видов движений в одной игре. Например, игра с бегом, а затем - с подпрыгиванием, ползанием, бросанием мяча. В играх с подлезанием или спрыгиванием следует использовать однородные пособия (скамейки, шнуры или планки).

Подбирая игру, необходимо учитывать состояние здоровья детей, их физическую и психическую нагрузку перед игрой, настроение. В игры с новым для детей движением, требующие большого внимания, целесообразнее играть утром, когда дети еще не устали. Это позволит не допустить переутомления и сохранить интерес к подвижным играм.

Продолжительность и количество повторений игры зависит от возраста, уровня здоровья, характера двигательных заданий, настроения детей. Одну и ту же подвижную игру можно повторять до тех пор, пока она интересна детям. Затем взрослый может усложнить игру: изменить условия проведения, ввести новые или дополнительные пособия, включить дополнительные задания, увеличить расстояние и время ходьбы, бега в соответствии с возрастными возможностями детей раннего возраста.

Ниже предлагается подборка подвижных игр для детей второго и третьего годов жизни.

«Солнышко и дождик»

Дети встают в круг.

Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату. Дети идут по кругу

Мы захлопали в ладошки, Очень рады солнышку. Хлопают, стоя на месте

Топ-топ-топ-топ! Топ-топ-топ-топ! Ритмично притоптывают на месте

Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши

По сигналу «Дождь идет, скорей домой» -дети убегают.

Взрослый говорит: «Дождь прошел. Солнышко светит». Игра повторяется.

«Лесные жучки»

По сигналу взрослого: «Жуки полетели» -дети бегают по залу в разных направлениях. По сигналу: «Жуки упали» - дети ложатся на спину и свободно двигают руками и ногами -барахтаются.

«По ровненькой дорожке»

Взрослый произносит текст, а дети выполняют движения в соответствии с текстом:

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Раз-два, раз-два. Идут по дорожке

По камушкам, по камушкам, По камушкам, по камушкам, Раз-два, раз-два. Прыгают

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Устали наши ножки, Устали наши ножки. Идут по дорожке

Вот наш дом, В нем мы живем Останавливаются

«Заинька»

Взрослый становится вместе с детьми в круг, произносит текст и показывает движения:

Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой! Вот так, топни ножкой, Вот так, топни ножкой! Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе

Заинька, бей в ладоши, Серенький, бей в ладоши! Вот так, бей в ладоши, Вот так, бей в ладоши! Дети хлопают в ладоши

Заинька, повернись, Серенький, повернись! Вот так, повернись, Вот так, повернись! Дети поворачиваются 1-2 раза, руки держат на поясе

Заинька, попляши, Серенький попляши! Вот, так, попляши, Вот так, попляши! Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может

Заинька, поклонись, Серенький, поклонись! Вот так, поклонись, Вот так, поклонись!

«Зайка беленький»

Дети изображают зайчиков и занимают свои домики, которые можно обозначать кружками. По предложению взрослого зайчики выбегают на полянку поиграть. Взрослый читает стихи, а дети выполняют движения в соответствии со словами:

Зайка беленький сидит, Дети присаживаются на корточки

Он ушами шевелит. Вот так, вот так, Он ушами шевелит. Шевелят кистями рук, подняв их к голове, изображая уши зайца

Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть, Дети встают

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть. Дети хлопают в ладоши

Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Дети стоят на месте

Скок, скок, скок, скок, Надо зайке поскакать. Дети прыгают на двух ногах на месте

Кто-то зайку испугал, Взрослый хлопает в ладоши

Зайка прыг... и убежал. Дети бегут в свои домики

«Мой веселый, звонкий мяч»

Взрослый читает стихотворение: Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой. (С.Я. Маршак) Дети имитируют движения мяча, прыгают на месте. Дети, не умеющие прыгать, делают «пружинку». На слова «Не угнаться за тобой!» дети убегают от взрослого, который догоняет их.

«Зайка серый умывается»

Один из играющих выбирается зайкой. Все остальные становятся в круг. Зайка занимает место в середине круга. Дети, образующие круг, вместе со взрослым идут по кругу и произносят:

Зайка серый умывается. Видно, в гости собирается,

Вымыл носик, Вымыл хвостик, Вымыл ухо, Вытер сухо!

Зайка выполняет все движения, соответствующие тексту, моет носик, хвостик, ухо и все вытирает. Затем он подпрыгивает на двух ногах, продвигаясь (идет в гости) к кому-либо из стоящих в кругу. Тот становится на место зайки, и игра повторяется.

«Догонялки»

Дети выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, взрослый на расстоянии 1-2 метра стоит спиной к детям. По команде «Догоните меня!» взрослый убегает на другую сторону площадки, а дети догоняют его. По команде «Убегайте от меня!» дети бегут обратно, а педагог их догоняет.

«Ходим, ходим хороводом»

Дети с педагогом становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу и говорят: Ходим, ходим хороводом Перед всем честным народом. Раз, два, три - присели! В этот момент дети останавливаются и приседают. Отмечаются игроки, которые правильно выполнили задание. С каждым повторением задание меняется (потопать, похлопать и др.)

«Все захлопали в ладоши»

Дети стоят врассыпную, выполняют движения под стихотворный текст, который произносит взрослый:

Все захлопали в ладоши Дружно, веселее, Дети хлопают в ладоши

Застучали наши ножки Громче и быстрее. Дети топают ножками

По коленочкам ударим Тише, тише, тише, Дети хлопают по коленкам

Ручки, ручки поднимаем Выше, выше, выше Дети поднимают медленно руки вверх

Завертелись наши ручки, Дети поворачивают кисти рук вправо и влево

Снова опустились. Дети опускают руки

Покружились, покружились Дети поворачиваются вокруг себя, руки на поясе

И остановились Останавливаются

«Покажи нос»

Дети стоят напротив взрослого, который говорит им:

Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть. Вы смотрите, не зевайте И за мной все повторяйте, Что я вам сейчас скажу И при этом покажу.

Далее взрослый называет (можно вместе с детьми) и одновременно показывает на себе какую-либо часть лица, тела:

«Ушки-ушки» - все показывают уши. «Глазки-глазки» - все показывают глазки. «Ручки-ручки» - все показывают ручки.

«Черепаха»

Дети стоят в кругу. Взрослый называет животное, дети произносят характерные для него звуки.

Например: Собака: «Гав-гав...»

Кошка: «Мяу-мяу...»

Корова: «Му-му...»

Но как только взрослый говорит: «Черепаха», все дети приседают (можно еще прижать подбородок к груди).

До начала игры взрослый многократно повторяет характерные для домашних животных звуки. Кроме того, он объясняет, чем отличается черепаха от названных животных, показывает картинку с ее изображением, рассказывает, как и почему черепаха прячет голову в панцирь.

«Ножки по дорожке»

Дети встают в колонну друг за другом, взрослый произносит текст:

Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ!

Ну-ка веселее, топ, топ, топ!

Вот как мы умеем, топ, топ, топ!

Топают сапожки, топ, топ, топ!

Это наши ножки, топ, топ, топ!

Дети повторяют движения за взрослым, согласовывая их со словами стихотворения. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.