Научная статья на тему 'Подвиг иноческого мученичества в киевской Руси: несколько наблюдений'

Подвиг иноческого мученичества в киевской Руси: несколько наблюдений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
502
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / МУЧЕНИКИ / ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДРЕВНЕРУССКОЕ МОНАШЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гайденко Павел Иванович

Феномен христианского мученичества на Руси неоднократно привлекал вниманиеисследователей. Значение подвига первых страдальцев и свидетелей веры в зем-лях восточных христиан невозможно переоценить. Тем не менее совершавшеесяими свидетельство веры в условиях древнерусских социальных и религиозных ре-алий обладало своей спецификой: нередко мучителями становились те, которыетоже были христианами. В представленной статье предпринята попытка предва-рительного анализа описанной специфики первых десятилетий жизни русскогохристианства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Observations Concerning the Martyrdom of Monasticsin Kievan Rus

The phenomenon of Christian martyrdom in medieval Russia has been consideredby a number of scholars. The importance of the struggle of the first martyrs andwitnesses for the faith among the Eastern Christians cannot be overstated. Howevertheir witness for the faith in light of the social and religious situation in medievalRussian had an interesting peculiarity: often the persecutors were also Christian.The author of this article undertakes a preliminary analysis of these peculiarities inthe context of the first decades of Russian Christianity.

Текст научной работы на тему «Подвиг иноческого мученичества в киевской Руси: несколько наблюдений»

Русская Церковь в эпоху равноапостольного князя Владимира

П.И. Гайденко

ПОДВИГ ИНОЧЕСКОГО МУЧЕНИЧЕСТВА В КИЕВСКОЙ РУСИ: НЕСКОЛЬКО НАБЛЮДЕНИЙ

Феномен христианского мученичества на Руси неоднократно привлекал внимание исследователей. Значение подвига первых страдальцев и свидетелей веры в землях восточных христиан невозможно переоценить. Тем не менее совершавшееся ими свидетельство веры в условиях древнерусских социальных и религиозных реалий обладало своей спецификой: нередко мучителями становились те, которые тоже были христианами. В представленной статье предпринята попытка предварительного анализа описанной специфики первых десятилетий жизни русского христианства.

Ключевые слова: история Русской Православной Церкви, мученики, церковно-государственные отношения, древнерусское монашество.

Едва ли может считаться случайным тот факт, что рождение древнерусского монашества связано с именем Антония Великого. Действительно, возникновение и развитие иночества в двух важнейших политических, культурных и церковных центрах Руси, Киеве и Новгороде, сопряжено с деятельностью подвижников, носивших имя этого прославленного древнехристианского аскета. Таковыми оказались основатель Печерского монастыря вблизи главной киевской великокняжеской резиденции в Берестово, Антоний Печерский, и создатель обители в честь Пресвятой Богородицы в пригороде Новгорода, Антоний Римлянин. Как хорошо известно, первый из них принял постриг на Афоне1 и, судя по созданному им пещерному монастырю, был хорошо знаком с палестинской и египетской иноческими традициями2, а второй — происходил из Ир-

Павел Иванович Гайденко — доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Казанского национального исследовательского технологического университета, доцент кафедры истории и культурологии Казанского государственного архитектурно-строительного университета ([email protected]).

1ПСРЛ. Т. 2. Стб. 144; Киево-Печерский патерик // Библиотека литературы Древней Руси: Т. 4: XII век / Под ред. Д.С. Лихачёва, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб., 2004. С. 316, 317.

2В историографии неоднократно высказывалось мнение о возможной преемственности Печерского монастыря от пещерных обителей Крыма (Харин Е.С. Древнерусское монашество в XI-XIII вв.: быт и нравы / Дисс. к.и.н. Ижевск, 2007. С. 22; Раймер И. Миссионерская деятельность древнерусского монашества. Berlin, 1996. С. 66). При определенном идейном сходстве пещерного общежития в Крыму и в Киеве: и там, и здесь оно основано на смертном памятовании (Ники-тенко М.М. Пещеры Киевской Лавры: их истоки и миссия // Византийский временник. М., 2005.

ландии3. Нельзя сказать, что до них на Руси не было монахов и монастырей. И Повесть временных лет, и новгородское летописание, и знаменитое «Слово» Илариона, и Печерский патерик, и жития Феодосия Печерского и Антония Римлянина, как и фрагменты утраченного жития Антония Печерского, ясно указывают на то, что уже задолго до начала подвижнических трудов обоих русских Антониев в Киеве, Новгороде и, возможно, иных городских центрах присутствовали иноки, жизнь которых была нередко связана с деятельностью той или иной обители4.

№ 64(89). C. 181), монашеская жизнь обители Антония и Феодосия уже на раннем этапе своего существования принципиально отличалась от быта пещерных монастырей Крыма и в большей мере напоминала пещерные обители Палестины. Здесь, в подземном монастыре Антония, или, как его называют, Дальних пещерах, связанных с варяжскими пещерами, долгое время отсутствовали хозяйственные помещения, трапезная и даже церковь. Более того, жизнь монахов в этом месте носила характер отшельничества. Крымские монастыри в своем большинстве, напротив, были общежительными, рассчитанными на большое число насельников, обладали оградой, значительным числом подсобных, хозяйственных, трапезных и иных бытовых и богослужебных помещений, а также оставались открытыми для паломников и местных жителей. Очевидно, что на берегах Днепра жизнь иноков была иной и носила явные признаки крайнего аскетизма, располагавшего к уединению (Никитенко М.М. Пещеры Киевской Лавры: их истоки и миссия... С. 182-183; Гайдуков Н.Е., Днепровский Н.В. Типология и структура комплексов, включающих пещерные храмы юго-западной Таврики // Пещерные церкви и монастыри Византии и Руси. Материалы международной научно-практической конференции. Саранск: Саранское духовное училище, 2011. С. 1922; Шевченко Ю.Ю. Христианские пещерные святыни. Т. 2: Пещерные святыни христианской Руси: генезис, функционирование, контекст. СПб., 2010. С. 131-135).

3Мильков В.В. Первый ученый Руси: жизнь, творчество, идейное своеобразие воззрений. К 900-летию Кирика Новгородца //Россия XXI век. 2010. № 6. С. 93; МильковВ.В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: учёный и мыслитель // Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. VII. М., 2011. С. 46-48.

4О том, что уже во времена Владимира Сятославича на Руси, или по крайне мере в Киеве, присутствовало монашество можно судить по известиям мниха Иакова, упоминавшего об участии иноков в великокняжеских пирах (Память и похвала Иакова мниха князю Владимиру Святославичу // Памятники общественной мысли Древней Руси. Т. 1: Домонгольский период / сост., автор вступ. ст. и коммент. И.Н. Данилевский. М., 2010. С. 285). В качестве еще одного свидетельства полноценной монашеской жизни в пределах государства Рюриковичей в середине XI в. могут рассматриваться похвальные слова в адрес Ярослава, чье правление, по словам Илариона и составителя Повести временных лет, ознаменовалось в том числе строительством монастырей, распространением иночества и «любовью» сына крестителя Руси к «черноризцам» (Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона // Памятники общественной мысли Древней Руси. Т. 1: Домонгольский период... С. 186; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 139). Не менее примечательны летописные и патериковые известия о безуспешных попытках Антония и Феодосия по их прибытии в Киев найти себе место в уже имевшихся монастырях (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 144; Киево-Печерский пате-

Подобно тому как в Византии и Западной Европе коптский отшельник Антоний почитался родоначальником египетского иночества (и в целом всего иночества), хотя и до Антония Великого пустыни Египта уже были заселены монахами5, так и Антоний Печерский, а также воспитанные им его ближайшие приемники воспринимались современниками и многими поколениями русских христиан как отцы древнерусского монашества6. Во всяком случае, нельзя исключать того, что нареченное русскому подвижнику из Любечапри его постриге имя изначально отражало намерение афонитов со временем увидеть в Антонии насадителя иночества в землях восточных славян. К таковому умозаключению подводят слова преподобного Нестора. В своем Сказании о начале Печерского монастыря он сообщает, что после пострига, получив от афонского игумена научение «черническому образу», Антоний принял от своего наставника следующее назидание: «Даиди опять наРусь и буди бл(а)г(ослове)ние от С(вя)тыя Горы и мнози от тебе чернорисци будуть»7. Примечательно, что при характеристике Антония Печерского и его преемников Никона8 и Феодосия составитель Печерского патерика и Жития Феодосия применяет именование «великий»9, подобно тому, как назывался в церковной литературе основатель египетского монашества, Антоний Великий. Особенно отчетливо это сопоставление обнаруживается в отношении Антония Печерского: «И прошла о нем слава, как о Великом Антонии»10. Подобная характеристика прозвучала и в похвале преподобному Феодосию: «Радуйся, будучи наставником отцов печерских, ты сам следовал

рик... С. 316, 317; Житие Феодосия Печерского // Памятники литературы Древней Руси: XI -начало XII века / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачёва. М., 1978. С. 316, 317).

5Афанасий, архиеп. Александрийский, свт. Житие Антония Великого // Православная электронная библиотека. URL: lib.pravmir.ru/library/readbook/54 (дата обращения: 23.04.2015); Вой-тенко А.А. Культ св. Антония Великого в византийском Египте // Византийский временник. М., 2013. № 72(97). С. 147-163; Войтенко А.А. Антоний Великий // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 659-662; Беспахотная Е.П. Антоний Великий [Гимнография] // Православная энциклопедия. Т. 2. С. 662-663; Герасименко Н.В. Антоний Великий [Иконография] // Православная энциклопедия. Т. 2. С. 663-664.

6Оценку деятельности прп. Антония, Никона и Феодосия см.: Смолич И.К. Русское монашество 988-1917. Жизнь и учение старцев. М., 1999. С. 25-27; Раймер И. Миссионерская деятельность древнерусского монашества. Berlin, 1996. С. 67-69.

7ПСРЛ. Т. 2. Стб. 144; Киево-Печерский патерик... С. 316, 317.

8Житие Феодосия Печерского... С. 319, 323, 325, 327, 329, 343, 345, 365, 383.

9Киево-Печерский патерик... [Антоний]: С. 299, 303, 319, 393, 477; [Феодосий]: С. 331, 337, 351; Житие Феодосия Печерского... [Антоний]: С. 307, 317, 323; [Феодосий]: С. 333, 337, 339, 341,343,345,361,363,381.

10Киево-Печерский патерик... С. 318, 319.

святых отцов учению, и нраву, и воздержанию, и божественному их молитве предстоянию, более же всего подражал Великому Антонию, основателю монашества, обычаем и житием уподобившись житию его и следуя его привычкам, стремясь от одного дела к другому, лучшему, обычные молитвы к Богу вознося как благоуханный аромат, как ладан благовонный, кадилом молитвенным!»11

Необходимо заметить, что рождение в IV в. монашества было связано с определенным кризисом христианского мира. По мере интеграции христиан в институты империи и в результате исчезновения или угасания феномена мученичества («мартириа», свидетельство веры через посредство перенесения страданий и смерти от рук язычников и иноверцев12) христианское сообщество испытывало крайне острую потребность в актуализации евангельских ценностей. Монашество, выразившееся в максималистском поиске частью христианского населения империи предельного совершенства посредством покаяния и отречения от земных благ теперь уже христианского мира, стало той силой, которая вскоре после своего возникновения стала восприниматься в церковном сознании как идеал, запечатленный уже в самом наименовании святых иноков — «преподобные», т.е. в высшей степени подобные Богу13. Исполнение иноками довольно тяжелых обетов, являвших и в символическом, и в обычном понимании преодоление оков греха через добровольные страдание и покаяние, ставило монахов на одну ступень с мучениками. Однако в отличие от физического страдания «мученичество» монашества, благодаря словам Афанасия Александрийского, стало порой восприниматься как «мученичество совести», что требует определенных пояснений. Между тем подвиг монашества действительно призывает, а порой и вынуждает человека, принявшего обеты, как проходить через внутренние страдания, вызванные борьбой со своими несовершенствами, так и переносить внешние унижения, еще более отождествляющие инока со страдальцами и мучениками.

Древнерусские летописцы и агиографы многократно используют термин «мученик», «страдалец» или «мучения» и «страдания» в отношении целого ряда русских святых подвижников: Бориса и Глеба, а также преподобных Моисея Угрина, Кукши, Григория Чудотворца, Евстратия, Никона и др. Не менее примечательно установление хорошо прослеживающихся в древнерусском искусстве и архитектуре иконографических параллелей между иноческим и мучени-

11 Киево-Печерский патерик... С. 330, 331.

12Никулина Е.Н. Агиология: курс лекций. М., 2008. С. 92-95.

13Там же. С. 137-144.

ческим подвигами14. С одной стороны, подобная оценка деятельности и места иночества в деле спасения мира оправдана и даже традиционна. С другой стороны, возникает не менее закономерный вопрос: насколько правомерно (канонично) отождествление страданий, выпадавших на долю того или иного монаха, с подвигом мученичества? Все же мученичество, в его первоначальном значении, есть смертные страдания, служащие свидетельством Христовой веры перед язычниками, иноверцами и отступниками.

В рассматриваемом отношении наиболее соответствует нормам греческой традиции понимания самый ранний пример мученичества как свидетельства веры через перенесение страданий и смерти — мученическая гибель варягов Феодора и Иоанна от рук киевских язычников15. Но необходимо заметить, что ни ранние летописные, ни раннее проложное сказания, донесшие известия о гибели варягов-мучеников, не позволяют сделать однозначного заключения ни о конкретном месте их мученичества, ни об именах варягов-христиан (Пролог упоминал лишь имя сына, Иоанна, которое, как и проложная дата мученической кончины тоже весьма сомнительно16), ни о месте погребения страдальцев, ни о распространенности почитания этой христианской семьи потомками. Полное «восстановление» имен варягов-мучеников произошло только в XV-XVI вв., в 4-й Новгородской и Никоновской летописях17.

Судя по всему, повествование, легшее в основу Летописного сюжета о варягах-страдальцах на Руси, возникло не позднее 90-х годов XI в., а во второй половине XII в. оно попало в Пролог, что, вероятно, объяснялось целью прославления этих лиц18. Тем не менее истории Русской Церкви не известно почитание первых мучеников в форме особого культа. Во всяком случае, ни Е.Е. Голу-бинскому, ни В.П. Васильеву не удалось проследить какие-либо ясные и убеди-

14Наиболее отчетливо это сопоставление и отождествление монашеского и ученического подвига прослеживается в программе росписей храма Спаса на Нередице и иных новгородских храмов (см. подробнее: Гордиенко Э.Л. Избранные святые новгородской монументальной живописи в системе богослужения XI - начала XIII в. // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2014. № 1. С. 5-13; Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице: Иконографическая программа росписи. СПб., 2002. С. 58-60).

15ПСРЛ. Т. 1. Стб. 82-83; Т. 2. Стб. 69-71; Т. 3. С. 130-131.

16Клосс Б.М. Житие Федора Варяга и его сына // Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания / Аннотированный каталог-справочник; [под ред. Я.Н. Щапова]. СПб., 2003. С. 214.

17ПСРЛ. Т. 4. С. 58-59; Т. 9. С. 41-42.

18Лукин П.В. Сказание о варягах-мучениках в начальном летописании и Прологе: Текстологический аспект // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2009. № 4(38). С. 95-96.

тельные следы не только прославления, но и церковного литургического чествования этих святых в Древней Руси19. Впрочем, в историографии неоднократно высказывалось мнение о том, что обнаруженные под развалинами Десятинного храма остатки безвестных захоронений20 и знаменитая Турова божница, упоминающаяся в летописной статье 1146 г.21, были связаны с сохранением памяти о варягах Феодоре и Иоанне22. Однако приведенные исследователями доводы

гипотетичны и встречают возражения если и не отвергающие данную версию

- 23

полностью, то по крайней мере заставляющие существенно пересмотреть ее .

Например, необходимо принять во внимание имя Феодора, если один из мучеников действительно носил это имя, — одно из самых почитаемых среди святых Византии, которому только в Константинополе было посвящено 15 церквей и два монастыря24. Оказалось бы весьма удивительным, если бы и в Киеве имена Феодора Тирона и Феодора Стратилата не нашли своего отражения в церковном строительстве. И таковой храм, основанный в 1228 г.25, и одноименный ему монастырь существовали, и стали местом непродолжительного монашеского пристанища князя Игоря26. К тому же, учитывая, что термин «божница» чаще всего употреблялся в отношении латинских храмов, принадлежность этого

19В своих крайне обстоятельных работах, посвященных вопросам канонизации в Древней Руси ни Е.Е. Голубинский, ни В.П. Васильев ни словом не обмолвились о варягах-мучениках (Васильев В.П. История канонизации русских святых // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1893. Кн. 3(166); Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903).

20Каргер М.К. Древний Киев: Очерки по истории материальной культуры древнерусского города. В 2 т.: Т. 2: Памятники киевского зодчества X-XIII вв. М., Л., 1961. С. 31-34; Михайлов К.А. Киевский языческий некрополь и церковь Богородицы десятинная // Российская археология. 2004. № 1. С. 35-45.

21 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 321.

22Шахматов А.А. Как назывался первый русский святой мученик? // Известия Императорской академии наук. 4 серия. 1907. №9. С. 261-264; Остатки дворца св. кн. Владимира//Вера и разум. 1911. № 18 (сентябрь). Кн. 2. С. 846; Тальберг Н. История Русской Церкви. Джорданвиль, 1959. С. 20.

23Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв. М., 2002. С. 382-384; Лукин П.В. Сказание о варягах-мучениках... С. 79-80.

24Janin R. La Geographie ecclésiastique de L'Empire byzantin. Première partie: Le siège de Constantinople et le patriarcat œcumenique. T. 3: Les églises et les monastères. Paris, 1969. P. 148-155; Этингоф О.Е. Византийские иконы VI - первой половины XIII века в России. М., 2005. С. 87.

25ПСРЛ. Т. 2. Стб. 293; Каргер М.К. Древний Киев. Т. 2. С. 428-439; Асеев Ю.С. Архитектура древнего Киева. Киев, 1982. С. 115-116.

26ПСРЛ. Т. 2. Стб. 337.

храма к византийскому обряду также видится весьма дискуссионной. Наконец, в литературе высказывались и иные версии, допускавшие, что название храм мог получить как по имени, связанному с именем Тора27, так и по имени своего возможного основателя Тура или одноименного урочища28. Что же касается возможности возведения Десятинной церкви на месте легендарных страданий Фе-одора и Иоанна, то площадь обнаруженных захоронений такова, что позволяет

говорить о наличии на этом месте не одной могилы, а целого кладбища, которое,

29

скорее всего, принадлежало киевской дружинной элите .

Что же касается анализа примеров мученичества или страданий среди монашества, ситуация видится еще более сложной. Действительно, древнерусские агиографы уже в Печерском патерике различали, с одной стороны, русских христиан и монахов, а, с другой — «иные языцы»: иудеев, мусульман, язычников, христиан латинского обряда30. Но далеко не во всяком случае это противопоставление становилось проповедью христианства в том смысле, как ее понимали древние мученики, поскольку сами мучители нередко тоже оказывались христианами. К тому же акцентирование внимания на месте происхождения или жизни тех или иных персон в средневековых текстах было совершенно обычным31: оно отражает специфику государственного устройства и этнической культуры людей того времени — широкую систему прав городских общин и некоторых

групп населения, сохранявших следы племенной памяти или по крайней мере

32

различавших друг друга по этническому происхождению .

В описываемом отношении заслуживают внимания страдания венгра Моисея Угрина. Родной брата Георгия, любимца св. Бориса «паче меры», погиб-

21 Лукин П.В. Сказание о варягах-мучениках... С. 82-83.

28Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 2: История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриарха (988-1240). М., 1995. С. 38-39; Тихомиров М.Н. Древнерусские города. СПб., 2008. С. 31.

29Франклин С., ШепардД. Начало Руси. 750-1200. СПб., 2000. С. 255.

30Ольшевская Л.А. «Прелесть простоты и вымысла.» // Ольшевская Л.А., Травников С.Н. Древнерусские патерики. М., 1999. С. 240.

31 Таковые акценты многочисленны: Моисей Угрин, Климент Смолятич и др.

32Примером сохранения подобной памяти могут служить слова преподобного Нестора, перечислившего различные племенные союзы славян на территории Руси и напоминавшего об их единстве (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 8-10). Несомненно, появление данной записи отражало эсхатологические представления летописца и его желание представить Русь богоизбранной и неотъемлемой частью огромного христианского мира (Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004. С. 148-152). Однако такое перечисление, могло иметь объяснение и в том, что данные различия продолжали существовать и по прошествии нескольких столетий и были хорошо знакомы Нестору.

шего вместе со своим князем на Альте33, Моисей, согласно патериковому сказанию, входил в ближайшее окружение св. князя Бориса. После гибели своего господина Моисей нашел пристанище у Предиславы, одной из сестер Ярослава Мудрого. Вместе с ней волею обстоятельств он оказался в плену в Польше, будучи вывезен в обозе короля Болеслава. Там на него обратила внимание некая молодая знатная вдова. Юный Моисей пробудил в ней столь сильные страстные чувства, что она пробовала добиться внимания и ответной любви Моисея на протяжении шести лет. Молодому человеку пришлось пережить не только всевозможные издевательства и оскорбления, но и периоды, когда богатая вдова пробовала добиться его расположения ласками, дарами и даже посредничеством короля Болеслава. Свой отказ Моисей объяснял любовью к Христу. Как только представился случай, молодой человек принял постриг от некоего афонского инока. Так и не достигнув желаемого, женщина приказала оскопить Моисея. Затем, после того как Болеслав внезапно умер, случился мятеж, вдова была

убита. А Моисей ушел в Печерский монастырь, «нося на собе мученическыа ра-

34

ны и венець исъповеданиа» .

Моисей Угрин, как удачно заметила Л.А. Ольшевская, проходит испытание любовью35, причем жестокой и страстной женской любовью. Насколько реален и историчен агиографический образ вдовы, неспособной обуздать свои страсти и даже манипулирующей волей короля Болеслава, сказать трудно. Однако составитель сказания не был одинок в своем взгляде на женщин. Моление Даниила Заточника не без злого юмора представляет женщину в еще более ужасном виде. Учитывая статус Даниила, — надо полагать, женщину свободную и потому еще более отталкивающе коварную:

«Нет ничего на земле лютее женской злобы. Сперва из-за жены предок наш Адам из Рая изгнан был; из-за жены пророка Даниила в ров ввергли, где львы ему ноги лизали, о злое острое оружие диавола и стрела, летящая с ядом»36.

Вопрошание Кириково, отразившее вопросы духовнической практики в Новгороде, в значительной мере подтверждает не только наличие негатив-

33ПСРЛ. Т. 2. Стб. 118-120; Въ тъж д[е]нь съказание и страсть и похвала с[вя]тюю м[у]ч[е]н[и]коу бориса и глеба г[оспод]и бл[а]г[о]с[ло]ви о[т]че // Успенский сборник XII-XIII вв. / ИРЯ АН СССР. Под ред. С.И. Коткова. М., 1971. С. 48; Киево-Печерский патерик. С. 416, 417.

34Киево-Печерский патерик. С. 416-427.

35Ольшевская Л.А. «Прелесть простоты и вымысла.». С. 240.

36Слово Даниила Заточника, которое он написал своему князю Ярославу Владимировичу // Памятники общественной мысли Древней Руси: В 3 т. Т. 1: Домонгольский период. С. 159.

ной оценки женщины и мнения о ущербности и нечистоте перед мужчиной ее природы, но и тот факт, что нравы, царившие в девической и женской среде, были порой крайне далеки от христианских идеалов. Во всяком случае, судя по ряду вопросов, прозвучавших в упомянутом каноническом своде, с женщинами были связаны как блудные грехи, измены, колдовство, так и убийства37. Об остроте проблемы можно судить по тому, что Вопрошание ясно свидетельствует, что найти для будущего священника достойную партию было непросто, а интимная брачная жизнь в священнических и диаконских семьях нередко представляла серьезные проблемы для духовников необузданностью чувств и невоздержанностью супругов в удовлетворении брачных желаний38.

Так или иначе, но мученические страдания и «исповеднический венец» Моисея были результатом не свидетельства веры перед иноверцами39, но желания молодого человека сохранить верность иноческим обетам40. Т.е. действия мучителей, как знатной юной польской вдовы, так и самого христианского короля Болеслава, потакавшего капризной пани, в большей мере могут квалифицироваться как моральные и канонические, а не вероучительные отступления. Нечто подобное читается в истории еще нескольких печерских иноков: пле-

37Кирик 49, 69, 70, 78-82, 94; Илья. 1-5; 8, 12-14, 17, 18 (Вопросы Кирика, Саввы и Ильи, с ответами Нифонта, епископа Новгородского, и других иерархических лиц // Русская историческая библиотека. Т. 6: Памятники канонического права. Ч. 1: Памятники XI-XV вв. СПб., 1880. Стб. 35, 41, 42, 45-46, 48-49, 57-58, 59-60; Вопрошание Кириково (Перевод) // Мильков В.В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: учёный и мыслитель / Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. 7. Отв. ред. И.А. Григорьева. М., 2011. С. 418, 420, 422, 423, 427,428, 429; Гайденко П.И., Макаров А.И., Мильков В.В. Комментарии // Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. 7... [90,127-129,145-152,172-174, 239-246, 252, 257-259, 262-265] С. 445-446, 451, 454-455, 457, 467-468, 469, 470).

38Гайденко П.И., Москалёва Л.А., Фомина Т.Ю. Церковь домонгольской Руси: иерархия, служение, нравы. М., 2013. С. 100; Гайденко П.И. Священная иерархия Древней Руси... С. 160170.

39Рассматривать в описываемый период христиан латинского обряда в качестве иноверцев ошибочно и даже недопустимо (об этом см. подробнее: Костромин К.А. Развитие антилатинской полемики в Киевской Руси (XI - сер. XII вв.): Страницы истории межцерковных отношений. Saarbruken, 2013).

40Здесь все же необходимо заметить, что первоначально Моисей объяснял свой отказ от брака с богатой вдовой стремлением сохранить себя для Христа. Иночество он примет позже, чтобы подтвердить серьезность своих намерений. Однако сперва о монашестве составитель Сказания ничего не говорит. Если принять историчность патерикового рассказа, разумно допустить, что под верностью Христу могли пониматься и некие воинские обеты целомудрия наподобие тех, которые нередко давали в рыцарской среде Европы.

ненного половцами и проданного иудею Евстратия41 ; пережившего половецкий плен многотерпеливого Никона Черноризца42; убитого язычниками преподобного Кукши, чья история — едва ли ни самая краткая в Патерике43. Истории всех перечисленных печерских святых представлены в Послании епископа Симона к Поликарпу и объединены как идейно (мученичеством), так и композиционно (в тексте они представлены единым блоком). Правда, среди них выделяется история преподобномученика Евстратия.

Действительно, в той части, которая касается последних недель его жизни, житие Евстратия ставит вопросы, требующие пояснения. Патериковый рассказ сообщает, что, взятый половцами в плен, Евстратий был продан в рабство корсунским евреям. В этом же городе он и пострадал, распятый на кресте и про-боденный копьем44. Преступление это вызывает ряд недоумений. Дело в том, что вплоть до XIII в. Херсонес оставался территорией Византии, где обращение в рабство монахов было недопустимым явлением. Что же касается евреев, то они, как и язычники, вообще не имели права обладать рабами-христианами45. Учитывая то обстоятельство, что покупка рабов так или иначе была публичным актом, вызывает удивление не только невмешательство в данную ситуацию византийских властей (в Патерике оно объясняется тем, что глава города был иудей), но и молчание самой христианской общины Херсонеса, в том числе местного епископа. Однако последовавшее вскоре наказание местных иудеев, если сведения о нем не были преувеличением агиографа, санкционированное, согласно рассказу, василевсом, дает основание полагать, что кем-то все же была составлена и отправлена в Константинополь жалоба. Иное дело, что имя ее автора осталось неизвестным. Так или иначе, но почитание преподобного Ев-

41 Киево-Печерский патерик... С. 366-369.

42Там же. С. 368-373.

43Там же. С. 372-373.

44С одной стороны, такая смерть уподобляла Евстратия Христу, также распятому на кресте и уязвленному копьем. С другой стороны — страдание Евстратия в описанном варианте непременно должно оцениваться в контексте антииудейской полемики и параллелей с историей мальчика Вильяма Норвичского, подобным же образом, согласно легенде, распятого и убитого иудеями. И в первом, и во втором случае преступники избавились от тел жертв (Петрухин В.Я. К дискуссии о евреях в Древней Руси: национальный романтизм и «улыбка Чеширского кота» // Ab Imperio. 2003. № 4. С. 656; Панченко А.А. Кровавый навет //Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2004. С. 161-168).

45Литаврин Г.Г. Киево-Печерский патерик о работорговцах иудеях в Херсоне и о мученичестве Евстратия Постника //Литаврин Г.Г. Византия и славяне. СПб., 2001. С. 494; Бартош А.Е. Херсонес и Тмутаракань — места духовного подвига преподобных отцов печерских // Софiя: Культуролопчний журнал. 2005. № 1. С. 136-145.

стратия как мученика сложилось вскоре после смерти инока, и инициаторами его прославления стали жители города46. Поэтому можно сделать вывод, что ответственность за выпавшие на долю Евстратия мучения лежит в том числе и на христианской общине Корсуни. Несомненно, история Евстратия должна рассматриваться в контексте антииудейской полемики конца XI - начала XII вв. Тем не менее, сама историческая и историко-бытовая канва истории Евстратия примечательна и крайне драматична, если учесть, что события разворачивались на «христианских» территориях.

Но наиболее интересными для анализа и наблюдения видятся страдания и мученический подвиг еще нескольких монахов: князя-инока Игоря47, а также печерских насельников Григория Чудотворца48, Феодора и Василия49. Драма их жизни, страданий и смерти во многом раскрывается в том, что все они были мучимы и погибли от рук либо киевской толпы, либо князей50, не защищенные ни княжеским судом, ни митрополитом, ни игуменом, ни братией монастырей. Едва ли можно отрицать и тот факт, что виновники страданий и гибели мучеников были христианами. Это подводит к крайне неприглядному вопросу: сколько стоила жизнь инока? Нельзя не заметить и того, что виновники гибели монахов не понесли какой-либо прямой ответственности ни за причиненные им страдания, ни даже за совершенные убийства. Отмщение совершал лишь Господь. И такое пренебрежение к монашеству хорошо просматривается не только со стороны князей, но и со стороны рядового населения.

Изложенные выше соображения можно рассматривать как лишь один из подходов к проблеме исследования мученичества в Древней Руси. Однако уже первые наблюдения позволяют сделать вывод, что выпадавшие на долю древнерусского монашества испытания и страдания чаще всего наступали вследствие деятельности и поступков людей, также принадлежавших к христианской среде. Мученичество на Руси порой принципиально отличалось от мученичества в исходном его понимании, поскольку принятые страдальцами испытания были вызваны не религиозными разногласиями, а обычной человеческой жадностью

46Литаврин Г.Г. Киево-Печерский патерик о работорговцах иудеях в Херсоне и о мученичестве Евстратия Постника... С. 495; Лопухина Е.В., М.В.П. Евстратий [Источники] // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С. 329-330.

47ПСРЛ. Т. 2. Стб. 349-354.

48Киево-Печерский патерик... С. 406-413

49Там же. С. 442-457.

50Князья Ростислав и Мстислав Святополчич (Киево-Печерский патерик... С. 410-411; 452455).

и жестокостью, повлекшими за собой преступные деяния, и в значительном числе случаев никак не могут рассматриваться вполне как преследование за веру. В этом отношении подвиг и лик ряда печерских отцов более близок к подвигу и церковному лику святых Бориса и Глеба.

Источники и литература

1. Асеев Ю.С. Архитектура Древнего Киева. Киев: Будiвельник, 1982. 160 с.

2. Афанасий Александрийский, свт. Житие Антония Великого//Православная электронная библиотека. URL: lib.pravmir.ru/library/readbook/54 (дата обращения: 23.04.2015).

3. Бартош А.Е. Херсонес и Тмутаракань — места духовного подвига преподобных отцов печерских // Софiя: Культуролопчний журнал. 2005. № 1. С.136-145.

4. Беспахотная Е.П. Антоний Великий [Гимнография] //Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2001. Т. 2. С. 662663.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Васильев В.П. История канонизации русских святых // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1893. Кн. 3(166). 256 с.

6. Войтенко А.А. Антоний Великий // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2001. Т. 2. С. 659-662.

7. Войтенко А.А. Культ св. Антония Великого в византийском Египте // Византийский временник. М.: Наука, 2013. № 72(97). С. 147-163.

8. Вопросы Кирика, Саввы и Ильи, с ответами Нифонта, епископа Новгородского, и других иерархических лиц // Русская историческая библиотека. Т. 6: Памятники канонического права. Ч. 1: Памятники XI-XV в. СПб., 1880. Стб. 21-62.

9. Вопрошание Кириково (Перевод) // Мильков В.В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: учёный и мыслитель / Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. 7; [отв. ред. И.А. Григорьева]. М.: Кругъ, 2011. С. 413-428.

10. Въ тъж д[е]нь съказание и страсть и похвала с[вя]тюю м[у]ч[е]н[и]коу бориса и глеба г[оспод]и бл[а]г[о]с[ло]ви о[т]че // Успенский сборник XII-

XIII вв. / ИРЯ АН СССР; [под ред. С.И. Коткова]. М.: Наука, 1971. С. 4258.

11. Гайденко П.И. Священная иерархия Древней Руси (XI-XIII вв.): Зарисовки власти и повседневности. М.: Университетская книга, 2014. 212 с.

12. Гайденко П.И., Москалёва Л.А., Фомина Т.Ю. Церковь домонгольской Руси: иерархия, служение, нравы. М.: Университетская книга, 2013. 150 с.

13. Гайдуков Н.Е., Днепровский Н.В. Типология и структура комплексов, включающих пещерные храмы юго-западной Таврики // Пещерные церкви и монастыри Византии и Руси. Материалы международной научно-практической конференции. Саранск: Саранское духовное училище, 2011. С. 19-22.

14. Герасименко Н.В. Антоний Великий [Иконография] // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2001. Т. 2. С. 663664.

15. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской церкви. М., 1903. 597 с.

16. Гордиенко Э.Л. Избранные святые новгородской монументальной живописи в системе богослужения XI - начала XIII в. // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2014. № 1. С. 5-13.

17. Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М.: Аспект-Пресс, 2004. 383 с.

18. Житие Феодосия Печерского // Памятники литературы Древней Руси: XI - начало XII века / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачёва. М.: Художественная литература, 1978. С. 305-392, 456-458.

19. Каргер М.К. Древний Киев: Очерки по истории материальной культуры древнерусского города: В 2 т. Т. 2: Памятники киевского зодчества XXIII вв. /ИА АН СССР; [отв. ред. Н.Н. Воронин]. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1961.661 с.

20. Киево-Печерский патерик // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XII век / под ред. Д.С. Лихачёва, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 2004. С. 296-489, 641-667.

21. Клосс Б.М. Житие Федора Варяга и его сына // Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития.

Послания/ Аннотированный каталог-справочник; [под ред. Я.Н. Щапова]. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2003. С. 213214.

22. Костромин К.А. Развитие антилатинской полемики в Киевской Руси (XI - сер. XII вв.): Страницы истории межцерковных отношений. Saarbrüken: Sanktum, 2013. 149 с.

23. Литаврин Г.Г. Киево-Печерский патерик о работорговцах иудеях в Херсоне и о мученичестве Евстратия Постника // Литаврин Г.Г. Византия и славяне. СПб.: Алетейя, 2001. С. 478-495.

24. Лопухина Е.В., М.В.П. Евстратий [Источники] // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2008. Т. 17. С. 329-330.

25. Лукин П.В. Сказание о варягах-мучениках в начальном летописании и Прологе: Текстологический аспект // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2009. № 4(38). С. 73-96.

26. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 2: История Русской Церкви в период совершенной зависимости её от Константинопольского патриарха (988-1240) / науч. ред. А.В. Назаренко. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. 704 с.

27. Мильков В.В. Первый ученый Руси: жизнь, творчество, идейное своеобразие воззрений. К 900-летию Кирика Новгородца // Россия XXI век. 2010. № 6. С. 90-123.

28. Мильков В.В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: учёный и мыслитель / Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. VII. М.: Изд-во Кругъ, 2011. 544 с.

29. Михайлов К.А. Киевский языческий некрополь и церковь Богородицы десятинная // Российская археология. 2004. № 1. С. 35-45.

30. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв. М.: Языки русской культуры, 2002. 784 с.

31. Никитенко М.М. Пещеры Киевской Лавры: их истоки и миссия // Византийский временник. М.: Наука, 2005. № 64(89). C. 181-188.

32. Никулина Е.Н. Агиология: курс лекций. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. 312 с.

33. Ольшевская Л.А. «Прелесть простоты и вымысла...» // Ольшевская Л.А., Травников С.Н. Древнерусские патерики. М.: Наука, 1999. С. 233-252.

34. Остатки дворца св. кн. Владимира // Вера и разум. 1911. № 18 (сентябрь). Кн. 2. С. 845-856.

35. Память и похвала Иакова мниха князю Владимиру Святославичу // Памятники общественной мысли Древней Руси. Т. 1: Домонгольский период / сост., автор вступ. ст. и коммент. И.Н. Данилевский. М.: РОССПЭН, 2010. С. 282-288.

36. Панченко А.А. Кровавый навет // Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М.: ОГИ, 2004. С. 161-168.

37. Петрухин В.Я. К дискуссии о евреях в Древней Руси: национальный романтизм и «улыбка Чеширского кота» // Ab Imperio. 2003. № 4. C. 653658.

38. Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице: Иконографическая программа росписи. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. 256 с.

39. Раймер И. Миссионерская деятельность древнерусского монашества. Berlin: Logos Verlag, 1996. 256 с.

40. Слово Даниила Заточника, которое он написал своему князю Ярославу Владимировичу // Памятники общественной мысли Древней Руси: В 3 т. Т. 1: Домонгольский период / сост., авт. вступ. ст. и коммент. И.Н. Данилевский. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С.154-161.

41. Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона // Памятники общественной мысли Древней Руси. Т. 1: Домонгольский период / сост., автор вступ. ст. и коммент. И.Н. Данилевский. М.: РОССПЭН, 2010. С. 174-190.

42. Смолич И.К. Русское монашество 988-1917. Жизнь и учение старцев. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 1999. 608 с.

43. Тальберг Н. История Русской Церкви. Джорданвиль, 1959. 924 с.

44. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. СПб.: «Наука», 2008. 350 с.

45. Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200 / под ред. Д.М. Булани-на. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 624 с.

46. Харин Е.С. Древнерусское монашество в XI-XIII вв.: быт и нравы / Дисс. к.и.н. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2007. 185 с.

47. Шахматов А.А. Как назывался первый русский святой мученик? // Известия Императорской академии наук. 4 серия. 1907. № 9. С. 261-264.

48. Шевченко Ю.Ю. Христианские пещерные святыни. Т. 2: Пещерные святыни христианской Руси: генезис, функционирование, контекст / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); отв. ред. К.В. Чистов. СПб.: Наука, 2010. 639 с.

49. Этингоф О.Е. Византийские иконы VI - первой половины XIII века в России. М.: Индрик, 2005. 768 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.