Научная статья на тему 'Подведомственность дел об административных правонарушениях: вопросы системы'

Подведомственность дел об административных правонарушениях: вопросы системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12867
856
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административное правонарушение / подведомственность / юрисдикционная деятельность / административный процесс. / administrative offense / jurisdiction / jurisdictional activity / the administrative process

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Великанов К. В.

В статье рассматриваются проблемы определения подведомственности дел об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Великанов К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of determining the jurisdiction of administrative cases.

Текст научной работы на тему «Подведомственность дел об административных правонарушениях: вопросы системы»

Выделение признаков риелторской деятельности имеет и правоприменительное значение - оно позволяет пресечь незаконную предпринимательскую деятельность в этой сфере, способствует защите интересов потребителей риелторских услуг.

Необходимость принятия в России закона о риелторской деятельности не вызывает сомнения. Четкая и детальная регламентация деятельности риелтора обусловлена ее значимостью.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 года.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (по сост. на25 сентября 2013.) //СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301

3. Федеральный закон от 20 декабря 2004 №163-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 52 (ч.1) Ст. 526.

4. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ. 2007. №49. Ст. 6076.

5. Проект закона «О риелторской деятельности в РФ» // СЗ РФ. 1998. № 21. Ст. 2192

6. Кратенко, М.В. Сделки с недвижимостью: все о посредниках: практич. пособие. - М.: Проспект, 2010.

Великанов К. В.

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ: ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: административное правонарушение, подведомственность, юрисдикционная деятельность,

административный процесс.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы определения подведомственности дел об административных правонарушениях.

Keywords: administrative offense, jurisdiction, jurisdictional activity, the administrative process.

Abstract: The article considers the problem of determining the jurisdiction of administrative cases.

Административную подведомственность можно определить как отнесение определенных категорий дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) или законом субъекта РФ об административных правонарушениях к ведению судей, органов или должностных лиц.

Административная подведомственность - одна из ключевых категорий административно-юрисдикционного процесса. Совершенно справедливо подчеркивает профессор Д.Н. Бахрах: «Для правильной организации юрисдикционной деятельности большое значение имеет четкое определение того, какой субъект власти какими делами ведает, кто какие дела оформляет, рассматривает, исполняет. Правильное решение законодателем вопросов подведомственности - необходимое условие квалифицированного, оперативного разрешения дел об административных деликтах» [1].

В теории процессуального права подведомственность традиционно делится на единичную (или исключительную) и множественную. Критерием выделения в данном случае является количество юрисдикционных органов, которым подведомственна конкретная категория дел [2]. В любом случае такое разграничение подведомственности можно назвать - субъектным.

Под единичной (исключительной) подведомственностью понимается подведомственность, предполагающая рассмотрение определенной категории дел только в одном строго определенном законом юрисдикционном органе. В России независимо от вида юрисдикционного процесса, органом, обладающим исключительной подведомственностью, является суд.

Множественная подведомственность предполагает, что рассмотрение определенной категории дел возможно в нескольких юрисдикционных органах. Но конечно инстанцией все равно будет суд.

Разновидностями множественной подведомственности являются: альтернативная подведомственность, условная подведомственность, императивная подведомственность и др.

Большинство этих видов подведомственности известны и административно-юрисдикционному процессу.

В отличие от гражданского процессуального и уголовного процессуального законодательства, где нормы о подведомственности и подсудности системно изложены в соответствующих главах Гражданского процессуального кодекса (глава 3), Арбитражного процессуального кодекса (глава 4) и Уголовно-процессуального

кодекса (глава 5), КоАП РФ объединяет в одном разделе (Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях) только нормы, посвященные субъектной подведомственности. Нормы о других видах подведомственности (условной (в частности, территориальной), альтернативной подведомственности, подведомственности

совершения отдельных процессуальных действий) разбросаны по статьям раздела IV (Производство по делам об административных правонарушениях). Кроме того, в силу двухуровневой структуры российского законодательства об административных

правонарушениях, включающего не только КоАП РФ (федеральный уровень), но и законы субъектов РФ об административных правонарушениях (региональный уровень), часть норм о субъектной подведомственности в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ содержится в актах регионального законодательства.

Считаем, что такая разбросанность норм одного правового института не приносит пользы ни ему самому, ни кодификации административно-процессуального законодательства в целом. Однако. эта ситуация является характерной для всего административно -процессуального права, в котором практически любое производство регулируется многочисленными актами разной юридической силы, формы, разного территориального масштаба действия.

Данную проблему отчасти поможет разрешить разработка научных основ построения системы административной подведомственности.

В данной статье рассматриваются основные известные виды подведомственности дел об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ в их системной взаимосвязи.

По субъектам подведомственности различают судебную (подсудность) и внесудебную подведомственность.

Подсудность дел об административных правонарушениях следует понимать как совокупность признаков, исходя из которых дело об административном правонарушении полежит рассмотрению судьями того или иного суда. Она определена в ст. 23.1 КоАП РФ. В ч. 1 ст. 23.1 дан перечень дел, составляющих исключительную судебную юрисдикцию. Такие дела рассматриваются единолично:

а) судьями районных судов, если производство по делу осуществляется в форме административного расследования, а также если административное правонарушение, влечет административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц,

замещающих должности государственной гражданской или муниципальной службы;

б) судьями гарнизонных военных судов, если эти правонарушения совершены военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы. В соответствии со ст. 2.5. КоАП РФ эти лица привлекаются за свои правонарушения не к административной, а к дисциплинарной ответственности, за рядом исключений, которые и составляют юрисдикцию военных судов;

в) судьями арбитражных судов. Их административная юрисдикция формируется из дел, отвечающих сразу двум признакам: 1) предметному (составы перечисленные в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1, в том числе, когда по этим делам проводится административное расследование) и 2) персональному (это дела о правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями);

г) мировыми судьями. Они рассматривают дела об административных правонарушениях перечисленных в ч.ч. 1-2 ст. 23.1, если эти дела не относятся по каким-либо из описанных ранее признаков к компетенции одного из вышеперечисленных судов.

Внесудебная подведомственность дел об административных правонарушениях включает:

а) подведомственность дел комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела о правонарушениях, специально отнесенных к их ведению КоАП РФ (ст. 5.35, 5.36, 6.10, 20.22). Комиссии уполномочены в зависимости от обстоятельств дела и личности несовершеннолетнего (в возрасте от 16 до 18 лет), виновного в совершении правонарушения, освободить его от ответственности с применением других мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством. В соответствии со ст. 18 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних (утв. Указом Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г. (в редакции от 6 августа 1986 г.) к принудительным мерам, не являющиеся административными наказаниями, применяемым комиссиями, например, относятся:

- принесение публично (или в иной форме) извинения потерпевшему;

- объявление выговора (строгого выговора);

- передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под

наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия;

- направление несовершеннолетнего в специальное лечебно -воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией. И другие меры.

б) подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, федеральным органам исполнительной власти - в соответствии с установленной Указом Президента РФ структурой этих органов (ст. 23.3 - 23.70 КоАП РФ). В указанных статьях определена подведомственность дел по предметному признаку.

Говоря об альтернативной подведомственности, следует отметить, что она бывает как судебной, так и внесудебной (ведомственной). Так, в ч. 2. ст. 23.1 перечислены административные правонарушения, дела о которых могут передаваться на рассмотрение судьям. Альтернативную подведомственность обуславливает зачастую альтернативная санкция: когда в санкции предусмотрено дополнительное наказание, назначаемое по усмотрению правоприменителя, если применение этого наказания выходит за рамки его компетенции, должностное лицо (орган), рассматривающие дело, решают вопрос о том назначить ли простое наказание или передать дело для назначения более строгого наказания компетентному органу (должностному лицу). Ведомственная альтернативная подведомственность предполагает передачу дела от нижестоящего лица - вышестоящему. Судебная альтернативная подведомственность предполагает передачу дела должностным лицом органа исполнительной власти - в суд.

Не является альтернативной подведомственность (подсудность) дел в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. На этот счет КоАП РФ содержит специальные правила, изложенные в ст. 22.3.

Правила, касающиеся территориальной подведомственности, - то есть подведомственности по месту рассмотрения дела, -сформулированы в ст. 29.5 КоАП РФ. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (ч. 1). Альтернативой является возможность рассмотрения дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство при наличии его ходатайства об этом.

Здесь налицо коллизия: данная формулировка не позволяет отнести эту норму к юридическим лицам, т.к. к ним неприменимо понятие «место жительства». В указанную норму необходимо внести

изменения, которые позволили бы распространить ее на юридическое лицо, например, изложив ее в следующей редакции: «1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по его месту жительства (для физического лица) или месту нахождения (для юридического лица)».

Исключения из общего правила:

1) дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование;

2) дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

3) дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства (должностное лицо, составившее протокол о таком правонарушении, вправе направить материалы на рассмотрение судье по месту учета транспортного средств).

Все рассмотренные выше правила касаются подведомственности рассмотрения дела об административных правонарушениях. Однако, КоАП содержит нормы посвященные подведомственности и по по другим стадиям производства. Например, нормы ст. 28.3 и 28.4 устанавливают субъектную подведомственность возбуждения дел об административных правонарушениях.

Список литературы

1. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2006. С. 456.

2. Исаенкова О. В. Гражданское процессуальное право России : учебник / О. В. Исаенкова, А. А. Демичев ; под ред. О. В. Исаенковой. - М. : Норма, 2009. - С. 67.

3. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних : Указ Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 : в ред. от 25 февраля 1993 г. // Ведомости ВС РСФСР. - 1967. - № 23. - Ст. 536.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.