Научная статья на тему 'Подцероб А. Б. Бескрайние просторы Сахары. М. : Библос консалдинг, 2010. 192 с'

Подцероб А. Б. Бескрайние просторы Сахары. М. : Библос консалдинг, 2010. 192 с Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
108
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подцероб А. Б. Бескрайние просторы Сахары. М. : Библос консалдинг, 2010. 192 с»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2011. № 1

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

П О Д Ц Е Р О Б А. Б. БЕСКРАЙНИЕ ПРОСТОРЫ САХАРЫ. М.: Библос консалтинг, 2010. 192 с.

Мы имеем перед собой небольшую, но насыщенную информацией и мастерски написанную книгу, принадлежащую перу автора, которого многие читатели ценят за его содержательные публикации, в том числе четыре монографии, посвященные внутренней и внешней политике арабских стран. Тема же этой работы может показаться неожиданной для тех, кто не знает, что Чрезвычайный и Полномочный Посол Алексей Борисович Подцероб, будучи, в частности, послом в Тунисе, проводил свободные дни не на пляже или в бассейне приморских отелей, а на колесах вездехода, ныряющего по барханам. Муза дальних странствий влекла его в Сахару, где почти в любое время года ночью стоит ледяной холод, днем — жаркий зной, а вездеход тонет в песках, и его приходится вытаскивать из провала ям всем дружно: и водителю, и пассажирам.

Но пустыня это не только песок или черная галька. Это еще и скалы, на которых кое-где и, как правило, в труднодоступных местах, сохранились петроглифы, наглядно повествующие о быте и хозяйственных занятиях жителей Сахары в те времена, когда она была еще «зеленой», покрытой густой травой, росшей по берегам давно исчезнувших озер и рек. Ее насельники эпохи неолита изобразили на скалах или стенах пещер и тех зверей, на которых они охотились, и тех одомашненных животных, которых они пасли, и самих себя на коллективной охоте или на войне между соседями, или в момент таких мирных занятий, как... посещение парикмахера. Все это можно увидеть на прекрасного качества цветных фотографиях, помещенных в рецензируемой книге, и на таких современного типа иллюстрациях, как кадры приложенного к ней фильма на диске DVD, запечатлевшего последнюю экспедицию автора в глубины интересующего его региона.

Этот фильм снят профессиональной рукой кинооператора Николая Алексеевича Сологубовского, выпускника Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, который получил также образование во ВГИК (на двухгодичных специальных курсах для будущих журналистов). В последние годы он является неизменным спутником А.Б. Подцероба, столь же увлеченным, как и он, историей Северной Африки и особенно тайнами Великой пустыни. Читатель

104

Vostok_2-11.indd 104 04.03.2011 14:41:16

же, сев за компьютер, может вместе с ними совершить путешествие в те края, где мало еще кто побывал.

И действительно, широкая публика узнала о «фресках» Сахары, в данном случае Алжирской Сахары (район Тассили-Аджер), когда вышла в свет иллюстрированная книга французского исследователя Анри Лота, которая здесь, у нас, сначала появилась на полках московского Дома французской книги, а затем была переведена на русский язык. Подобные шедевры, находящиеся на территории Ливийской пустыни, были известны некоторым путешественникам, узкому кругу специалистов и, разумеется, жителям пустыни — бедуинам, но возьму на себя смелость сказать, что книга А.Б. Подцероба — это во многом труд первооткрывателя. То, о чем он пишет и то, что представлено на ее иллюстрациях — новость для отечественного читателя, и не только для него.

Автору удалось показать оригинальность изученных им объектов и их отличие от доисторической живописи Тассили-Аджера. Видимо, и животный мир, и художественное воображение людей, живших, например, в долине современной вади (долине высохшей реки) Матхандуш, были иными, чем то и другое в расположенных западнее сахарских областях. Во-первых, как отмечает автор, здесь преобладают барельефы, высеченные на отвесных скалах, хотя есть и полихромная живопись. Во-вторых, на монументальных «страницах» этой каменной книги можно увидеть совершенно удивительные вещи. Например, крокодила — вытянутая морда животного явно крокодилья, — не ползущего на брюхе и четырех лапах, а шагающего на ногах, которые подошли бы слонику, только для него они, пожалуй, тонковаты. Что это, представитель вымершей фауны или плод воображения резчика? Возможно первое, так как согласно данным автора, «длинноногие крокодильчики» (а может быть, крупные вараны, а может быть... — М.В.) иногда встречаются на древнеегипетских изображениях. Ответ за специалистами.

Но, кажется, уникальным является барельеф с изображением пары фантастических существ, несколько напоминающих экспрессивного «Беса» (знаменитый петроглиф русского Беломорья). Однако они другие: похожи то ли на людей, то ли на козлов, вставших на задние ноги и машущих передними. Козлы так иногда и делают в минуту ссоры или схватки. Эти же «хвостатые» и «копытные» словно приплясывают друг перед другом в ритуальном танце. Бедуины говорят, что это джинны, а они-то знают, что в пустыне водятся джинны; и не только в подброшенной колдовской рукой лампе или потерянном кем-то кувшине. Там и вправду бродят миражи.

Достоинством рецензируемой книги следует признать то, что ее автор сплетает свои личные впечатления с рассказами проводников-бедуинов и мнением маститых ученых, так или иначе занимавших-

105

Уоз1ок_2-11.1пс1с1 105 04.03.2011 14:41:16

ся интерпретацией картин наскальной живописи. При этом он не только отметает досужие вымыслы, но и остроумно высмеивает тех фантастов, в том числе поклонников уфологии, которым хочется видеть на фресках того же Тассили-Аджера древних пришельцев из неведомых галактик. Сколько ведь раз после появления на советских киноэкранах фильма «Воспоминания о будущем» такие самодеятельные ученые убеждали зрителей и слушателей в том, что гигантская фигура на одной из тех фресок это — космонавт в круглом шлеме и скафандре. И сколько раз дилетанты разных мастей настойчиво высказывали мысль, что подобны гиганты, приземлившиеся в Сахаре, дошагали до Долины Нила, возвели там пирамиды, а потом улетели! Подцерб же ссылается на мнение серьезных экспертов, доказавших, что «ларчик просто открывался». Загадочная круглоголовая фигура была не дорисована, то есть является эскизом...

Не стану говорить о других, не менее увлекательных страницах рецензируемой работы и лишь присоединюсь к словам автора Введения к ней А.В. Васильева, отметившего, в частности, интересное содержание главы, посвященной гарамантам. Людям исторической эпохи, создателям своеобразной цивилизации, возникшей на территории современной Ливии после «переселения народов моря», но до сих пор хранящей свои тайны. Эти современники карфагенян и римлян умели пересекать Сахару, тогда уже засушливую, но не настолько, как ныне, на повозках, запряженных буйволами (верблюд, «корабль пустыни», в то время до здешних мест еще не добрался). Благодаря этому транспортному средству они доставляли из глубин Тропической Африки в большие чужие города цирковых и прочих диковинных животных. Но римляне о гарамантах мало что сообщили, а если о них писали карфагеняне, то их записи уничтожили римляне, далеко не цивилизованно распорядившиеся интеллектуальным богатством павшего Карфагена.

С большой симпатией и знанием дела автор пишет также о наших современниках, обитателях Сахары, преимущественно берберах (в той ее части, о которой идет речь). Это очень оживляет повествование, иначе бы ставшее только рассказом об археологических находках и окружающей их суровой природной среде.

Досадным недостатком книги является отсутствие в ней географической карты-схемы, на которой было бы помечено местонахождение основных объектов, о которых пишет автор, будь то доисторические или античные памятники. Ведь читатель, допустим, и «держит в голове» карту Северной Африки, помня, где примерно находятся ее главные населенные пункты, горы, долины и пустыни. Но вот долина вади Матхандуш не на всякой, даже подробной карте и обозначена.

106

УО81О1_2-11.МС 106 04.03.2011 14:41:16

Неудачным, на мой взгляд, является также название DVD «Лувр под открытым небом». Ведь Лувр, равно как Эрмитаж или Британский музей, является коллекцией произведений мирового искусства, относящихся к разным эпохам и цивилизациям. Здесь же идет речь об одной, локальной культуре, пусть и о нескольких ее слоях, и в основном об одном виде искусства — наскальной живописи древних насельников Сахары. Образцы этой живописи или барельефов никто не собирал, они находятся там, где были созданы и где ими веками любовались только ветры да песок и проходившие мимо кочевники.

Надеемся, что эти недостатки будут устранены автором при повторном издании книги, которого она, вышедшая малым тиражом для ее жанра (1000 экз.), безусловно заслуживает, как заслуживает перевода на английский, арабский и другие языки. Автору же пожелаем совершить новые странствия и сделать их описание, ибо, перефразируя Владимира Высоцкого, «лучше пустынь только пустыни, где я еще не бывал».

М.Ф. Видясова

Сведения об авторе: Видясова Мария Федоровна, докт. ист. наук, проф., зав. кафедрой политологии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: polit. iaas.msu@mail.ru

Vostok_2-11.indd 107 04.03.2011 14:41:16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.