под
УДК 379.8, 316.3
РОСТКОВОЕ ВОЛОНТЁРСТВО в России: ценностно-целевые аспекты
Зухра Кадимовна Селиванова,
доцент национального исследовательского университета «Московский энергетический институт», кандидат социологических наук, Москва, e-mail: [email protected]
Человеческая природа многообразна. В ней есть место добру и злу, справедливости и несправедливости, моральности и аморальности, коллективизму и индивидуализму, эгоизму и альтруизму, корысти и бескорыстию. В этом внутренне диалектическом контуре развивается общество, формируется и реализуется каждая личность, которая вследствие её социальной и культурной причастности, в результате процессов социализации (образования, воспитания, самовоспитания, общения, информационного насыщения, собственной деятельности) делает в жизни тот или иной выбор, совершает те или иные поступки.
• добровольчество • волонтёрство • школа • вуз • молодёжь • ценностные ориентации • жизненные цели • проектное управление • научное обеспечение
• методические разработки
Развитие личности ресурсами волонтёрства
Молодёжь, начиная с периода старшего подросткового возраста (14—17 лет) — это та социальная группа, в которой завершается формирование личности, её мировоззрения, ценностных ориента-ций, жизненных целей, что обосновано ещё в трудах Л.И. Божо-вич, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Р.С. Немова, Ж. Пиаже, позднее в работах Н.А. Журавлевой, Д.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, и подтверждено эмпирическими исследованиями в психологии, социологии, педагогике, реализовано в педагогической практике. Начиная с этого возраста личность способна на самостоятельные цен-
ностно и целе-ориентированные индивидуальные и коллективные поступки. Проявление ценностных ориентаций в системе мотивации и реализация личности в осмысленных целях, шлифовка и «тренировка» ценностных ориентаций в ходе собственной деятельности окончательно закрепляет личностные установки и становится той основой, которая определяет жизнь и деятельность личности в период взрослости.
Это в полной мере относится к самовыражению личности в добрых и полезных делах, к реализации у молодёжи добрых начал, альтруистических устремлений, бескорыстной помощи людям, и одновременно — в её стремлении к самоорганизации, к совместной деятельности и к общению со сверстниками в ходе этой деятельности. При этом понятно, что изначальное
основание — внутреннее (свободное, самостоятельно принятое) устремление личности к свершению добра, желание творить добро, и это устремление не может быть навязано извне. Как точно выразился Н.А. Бердяев, «жалость, милосердие, любовь есть благодатное дело свободы, а не принуждающего закона»1.
Конечно, каждое общество и каждая эпоха создают возможности для реализации молодёжи, в т.ч. её милосердия и альтруизма, формируют специфические формы взаимодействия государства и общества с молодёжью как особой социальной группой и различные ожидания. Молодёжь разных возрастов во все времена и во всех странах вовлекалась в общественный труд не только вследствие обстоятельств социального принуждения (детский труд), но и на добровольной основе в мирное время в трудовые и общественно полезные дела, а в военное время — в ратные и трудовые дела, что нелишне вспомнить в год празднования 75-летия Великой Победы2. Так, «по данным Центрального архива Министерства обороны РФ, во время Великой Отечественной войны было 3500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати лет»3 (то есть официально числившихся в воинских частях подростков), не считая детей подполья и партизанских отрядов, а в постсоветской России подростки также привлекались к военным действиям во время чеченских войн4.
В основе добровольчества в России исторически заложены традиционные российские ценности, такие как взаимопомощь, сострадание, бескорыстная помощь ближнему, общее дело со сверстниками, потребность в единении и общении, любовь к Родине и ненависть
1 Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. — М.: Республика, 1995. — С. 323.
2 Экономическое чудо 1942—1945 годов: Цена и ценности [Электронный ресурс]: URL: https://rg.ru/2020/05/04/rodina-eko-nomicheskoe-chudo.html?utm_referrer=https%3A%2F%2 Fzen.yan-dex.com (дата обращения 30.03.2020).
3 Для тех, кто не в танке 30.07.2019 [Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/wall-58992818_12745 (дата обращения 29.03.2020).
4 Сын полка [Электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.org/
wiki/%D0%A1 %D1 %8B% D0%BD_%D0%BF%D0%
BE%D0%BB%D0%BA%D0%B0 (дата обращения
30.03.2020).
к врагу, а также моральные светские и религиозные нормы5. Не странно, что и в наше время, согласно исследованиям, более 80% опрошенных хотят помогать нуждающимся6.
Соглашусь с тем, что «волонтёрство/до-бровольчество, с одной стороны, отражает уровень развития общества, а с другой — представляет собой особую форму эффективной общественной деятельности»7. В СССР основные функции по организации и самоорганизации молодёжи возлагались на комсомольские организации. Затем сменился социально-экономический строй, формы общественных отношений — сменился и характер молодёжных движений изменения носили во многом качественный характер и потому повлекли качественные же изменения форм организации и самоорганизации, участия общества и государства в организации молодёжных движений. Не странно и изменение названия движений — с «добровольчества» на «волонтёрство». Ведь добровольчество в советский период в мирное время являлось молодёжной формой реализации социального энтузиазма и романтики при одновременном дефиците ресурсов (в т.ч. трудовых), было направлено на вовлечение молодёжи в крупнейшие государственные проекты производственного типа (строительство
8. Эти
5 Подробнее см.: Селиванова З.К. Детско-юношеское волонтёрство в России: традиции, новации, потенциал школьных организаций / / Социология образования. — 2016. — № 9. — С. 77-85.
6 Носова Ю.И. Волонтёрство как социально-культурный феномен российского общества: генезис и основные характеристики [Электронный ресурс]: URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-kak-sot-sialno-kulturnyy-fenomen-genezis-i-osnovnye-harakteristi-ki/viewer (дата обращения 15.02.2020).
7 Щербакова М.В. Волонтёрская деятельность молодёжи как феномен современного общества / / Волонтер. — 2014. — № 1 (9). — С. 45.
8 Ильинский И.М., Луков В.А. Феномен комсомола и современные тенденции развития молодёжного движения в России // Социологические исследования. — 2018. — № 10. — С. 44-53.
городов, предприятий, дорог, уборка урожая, другие направления деятельности и проекты, в т.ч. часто наиболее сложные, а для младшего возраста — сбор металлолома, макулатуры, разные формы социальной помощи, что реализовывалось в пионерских организациях, символом которых стали «Тимур и его команда»). В постсоветской России в условиях сужения рынка труда и уменьшения числа государственных проектов в постсоветской России такая трудовая форма активности перестала быть востребованной. Активность молодёжи естественным образом стала перетекать в различные сферы социальной помощи, которые в советское время были больше достоянием младших возрастных групп, а также в общественно значимые проекты (например, ликвидация катастроф, организация массовых спортивных мероприятий).
При этом в целом в постсоветской России потребность в организации молодёжи не отпала, а скорее обострилась. Молодёжь в настоящее время порой необходимо если не вовлечь в созидание, то по крайней мере чем-то занять, дать возможность реализовать естественную возрастную активность и отвлечь от негативных форм деятельности. В том числе потому, что на протяжении постсоветского периода всё активнее становились попытки различных социально-политических групп внутри России и некоторых сил за рубежом вовлечь молодёжь в деструктивные организации и антигосударственные политические движения. Однако есть и конкретные социальные запросы. В итоге эволюции в настоящее время «добровольчество (волонтёрство) стало важным компонентом благополучного общественного развития государства, способным оказать поддержку в решении острых социально-экономических проблем, и фундаментом гражданского общества»9.
9 Беляева Е.В., Сальников Д.И., Чернышова О.В. Роль волонтёрской деятельности в формировании духовно-нравственных качеств современной молодёжи / / Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. — 2018. — Т. 8. — № 3(28). — С. 138.
Поэтому в целом в настоящее время волонтёрское движение ширится и становится всё более распространённым и популярным. Важность и актуальность волонтёрского движения для государства подтверждает Федеральный закон, принятый 5 февраля 2018 г., расширяющий и регламентирующий полномочия и взаимодействие органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления с волонтёрскими организациями и акциями, формирующий правовую базу для оказания содействии по развитию добровольчества (волонтёр-ства) в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований10.
Вовлечение подрастающего поколения в волонтёрство
Закономерно, что проблема волонтёрства становится всё более исследуемой в науке. Научное сообщество в целом многомерно исследует проблему волонтёрства, которой занимаются психологи, социологи, педагоги, юристы, экономисты, политологи. Российские перспективы и мировые тенденции в развитии волонтёрства и в направлениях научных исследований этого явления также известны11. В исследовании этого феномена стала всё больше проявляться полидисциплинарность.
Опросы ВЦИОМ показывают, что «молодёжь чаще, чем старшее поколение, участвует в волонтёрской деятельности в компании друзей, благотворительных организаций и госструктур, а также
10 Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства)» Статья 17[Электронный ресурс]: URL: https://rg.ru/2018/02/07/volonteri-dok.html (дата обращения 15.03.2020).
11 Певная М.В. Российские перспективы и мировые тенденции в развитии волонтёрства: опыт сравнительного анализа / / Вестник Сургутского государственного педа* гогического университета. — 2015. — № 3 (36). — С. 166-175.
в Интернете»12. Результаты исследования, проведённого в 2019 г. Фондом общественного мнения, показывают, что почти 50% опрошенной молодёжи в возрасте от 18 до 30 лет за последние полгода-год принимали участие в различных волонтёрских акциях13. Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации в 2019 г. подготовлен доклад, в котором утверждается, что растёт не только численность добровольцев/волонтёров, но и расширяются виды выполняемых работ — это и социальные работы; помощь животным; благоустройство и очистка территории; сбор средств на разные проекты; просветительская работа14.
Действительно, современное волонтёрское движение в России имеет самые различные направления, например, такие как: благотворительные (сбор новогодних подарков для воспитанников детского дома и посылок детям Бес-лана); творческие (хорошее настроение «Просто так», улыбки «Оранжевое настроение»); информационно - просветительские (популяриза -ция семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: фотовыставки-знакомства с приёмными семьями «Ау, родители»); организационные (сопровождение участников молодёжных Дельфийских игр, Международного молодёжного инновационного форума «Интерра»); обучающие («Домашняя кухня» для воспитанников детского дома); экологические («Спасение Инюшенского бора») и множество других. С 2012 г. функционирует Всероссийская общественная организация «Союз добровольцев России» — это объединение неравнодушных людей и общественных организаций из 77 регионов России в общие проекты, сотрудничающее с федеральными и региональными органами власти, общественными организациями и представителями социально ответственного
12 Волонтёрство в России: сегодня и завтра. 2019 [Электронный ресурс]: URL: https://wciom.ru/index.php?id =236&uid=9020 (дата обращения 20.04.2020).
13 Волонтерство. 2019 [Электронный ресурс]: URL: https://fom.ru/tag/Volonterstvo (дата обращения 20.04.2020).
14 Доклад «О проведении научных, социологических и статисти-
ческих исследований, направленных на изучение форм и масштабов участия граждан и организаций в добровольческой (волонтёрской) деятельности» [Электронный ресурс]: URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=6&*= (дата обращения 21.04.2020).
бизнеса, а также со 170 некоммерческими организациями в общие проекты. Деятельность волонтёров широко освещается на официальном сайте «Союз добровольцев России», в средствах массовой информации, а также на страницах научно-практического журнала «Волонтёр».
Результаты социологического исследования, проведённого автором в 2014 г. в Москве и городах Республики Башкортостан путём анкетного опроса старших городских подростков 14—17 лет, также хорошо иллюстрируют общую картину15. На вопрос: «Приходилось ли тебе участвовать в акциях волонтёров?» — получены следующие ответы: 15% респондентов выбрали вариант ответа, что «не приходилось, ничего не знают и не слышали о волонтёрах»; 24% слышали об акциях волонтёров, но не хотят принимать в них участия; 37% ответили, что не приходилось, но хотели бы принять участие; 20% участвовали в акциях волонтёров и хотят ещё принять участие; 4% участвовали в акциях волонтёров, но им это не понравилось и больше участвовать не хотят (т.е. из числа участвовавших в волонтёрских акциях большинство (5/6) снова хотят участвовать, но 1/6 часть подростков не хочет участвовать в них снова). Итоговая цифра — желающих принимать участие в волонтёрских акциях более 60% среди опрошенных городских подростков.
Важно отметить, что при сравнительном анализе мнений старших подростков Москвы и городов Башкортостана об участии в акциях волонтёров выявлено, что расположение вариантов ответов в рейтингах практически полностью совпало (табл. 1), хотя в процентном соотношении существует небольшая разница в распределении вариантов выборов.
15 В РБ опрошено 980 учащихся общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений по высоко репрезентативной выборке, в Москве — 200 человек в качестве пилотного опроса для сравнительного анализа.
Таблица 1
Распределение мнений старших подростков об участии в акциях волонтёров
(в % от числа опрошенных)
Приходилось ли тебе участвовать в акциях волонтёров?
Варианты ответа Москва Города Башкортостана
Нет, не приходилось, но хотелось бы принять участие 36 38
Слышал об этом, но принимать участие не хочу 27 21
Да участвовал, хочу ещё принять участие 17 23
Нет, не приходилось, ничего не знаю и не слышал о волонтёрах 17 13
Да участвовал, но не понравилось и больше участвовать не хочу 3 5
Анализ литературы и документов показывает, что в ценностно-целевом отношении волонтёрская активность различна. В ней переплетаются традиции и новации. Сохраняется традиционное основание волонтёрства в милосердии, альтруизме, коллективном деле со сверстниками, романтике. Однако начинают проявляться мотивы личной пользы, лидерства в группе, карьерные лестницы, репу-тационный аспект, коммерческий аспект. Трансформация мотиваций в направлении прагматизма в условиях буржуазного строя видится как логичная, молодёжи трудно противостоять ей. Тем более что прагматические аспекты поощряются, поддерживаются, пропагандируются, культивируются общественными волонтёрскими организациями, государственными установками, законами, инициативами. В частности, на площадке волонтёрства формируются элементы технологий отбора и выращивания кадров. Остаётся надеяться на то, что добрые начала и в прагматике будут одерживать верх над корыстью, индивидуализмом и эгоизмом.
Однако кроме надежды есть необходимость направленно формировать в волонтёрских организациях и в движении в целом и высшие духовные ценностные ориентации и целевые установки, которые можно считать базовыми для добровольчества во все века. Сознательно и планомерно расширять научное обеспе-
чение именно этих аспектов волонтёрского движения. Без сомнения, в нём есть скрытый потенциал, который необходимо задействовать для упрочения духовных компонентов и традиционной системы ценностных ориентаций добровольцев. Поскольку, участвуя в различных акциях, молодые люди действительно получают массу плюсов: реализации в жизни с их личным участием начал добра и милосердия, единение в общем деле и реализация коллективистских начал, удовлетворение чувства востребованности, реализация романтических порывов, а также приобретение различных знаний, умений и навыков, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни. Поэтому волонтёрская деятельность молодёжи, безусловно, способствует формированию и «доводке» систем ценностных ориентаций, расширению социального опыта16.
Для расширения набора инструментов формирования личности в волонтёрской деятельности целесообразно использовать различные ресурсы: культурологический, ценностный, организационный, коммуникативный, когнитивный, эмоциональный, которые способны развить социально
16 Богданова Е.В. Теория и практика организации
волонтёрской деятельности студентов: монография. — Новосибирск: Изд-во ФГБОУ ВПО «НГПУ», 2013. — С. 37-39.
значимые качества личности волонтёра, его самооценку, ценностные ориентации, убеждения, установки, повлиять на его систему мотивации и поведение. Для этого необходимо формирование и тиражирование специальных проектов, как социальных, так и информационно-пропагандистских. В связи с этим можно согласиться с Е.В. Богдановой, которая для повышения эффективности волонтёрской деятельности (студентов) предлагает в организации добровольчества использовать «технологии социального проектирования, направленные на стимулирование самостоятельности студентов в разработке стратегии волонтёрства, выборе оптимальных способов решения социальных и профессиональных задач, анализе и систематизации имеющейся и получаемой информации. Данное условие позволило использовать проектный метод в его различных типах: учебные, партнёрские проекты и самопроекты»17. Проектный метод, естественно, можно использовать и в организации волонтёрского движения школьников, общественных не студенческих молодёжных групп. Однако, как показывают теория и практика управления, для этого необходимы научные разработки соответствующих методических рекомендаций для волонтёрской деятельности, соответствующие учебно-практические пособия, направленная подготовка и переподготовка по этому профилю.
В целом же, как показывают социологические исследования, волонтёрство в России допускает активное развитие, для чего есть серьёзный потенциал. И если настойчивые предложения научного сообщества о необходимости разработки нормативно-правовой базы в сфере государственной молодёжной политики, координации с другими сферами государственной активности, звучавшие в своё время в отношении волонтёрства, во многом учтены в Федеральном законе от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ,
17 Богданова Е.В. Воспитательный потенциал волонтёрской деятельности студентов / / Волонтёр. — 2014. — № 1(9). — С. 15.
то в настоящее время необходимо сосредоточиться на реализации этих установок, на совершенствовании механизмов управления волонтёрской деятельностью, его методического обеспечения, в котором важная роль должна быть отведена научным исследованиям и разработкам18. В этих аспектах эмпирических исследований и прикладных методических разработок пока явно недостаточно. Тогда как для эффективности всякая добровольная инициатива в современном мире должна быть научно и методически обеспечена.
Таким образом, в России существует большой потенциал для активизации детско-юношеского волонтёрства, который можно организовать как посредством общественных организаций, так и с использованием организационных возможностей школы и вуза как социальных институтов. В первую очередь это относится к научным и методическим разработкам, но также, конечно, и к использованию организационных возможностей образовательных учреждений. Для организации и управления волонтёрской деятельностью в молодёжной среде, повышения эффективности его использования в интересах общества и государства, в т.ч. в деле воспитания молодого поколения, необходимо расширять комплексные научные исследования и практические методические разработки. НО
18 См., например: Уткин П.Г. Государственная молодёжная политика как средство формирования социальной активности молодёжи / / Социальные и гуманитарные знания. — 2015. — Т. 1. — № 2 (2). С. 140—146; Смирнов В.А. Особенности реализации общественной молодёжной политики в современной России / / Социология образования. — 2015. — № 8. — С. 41-49.
Youth Volunteering In Russia: Value-Oriented Aspects
Zuhra K. Selivanova, candidate of sociological Sciences, associate Professor, Of the «National research University «Moscow power engineering Institute», associate Professor, Moscow
Abstract: Volunteering is a sociocultural phenomenon and an important component of the development of the individual and society, contributing to the formation of socially significant value orientations and goals, spiritual and moral qualities. Analysis of the mutual influence of the Russian volunteer / volunteer movement and the value orientations and life goals of the individual. Value and goal-oriented individual and collective actions. The manifestation of value orientations in the motivation system and the realization of a person for meaningful purposes, polishing and «training» of value orientations in the course of one's own activity. Volunteering in Russia and traditional Russian values, such as mutual assistance, compassion, selfless help to one's neighbor, common cause with peers, the need for unity and communication, love of the motherland and hatred of the enemy, as well as moral secular and religious norms. Forms and directions of activity of the volunteer / volunteer youth movement. Expanding the use of the scientific and organizational base of educational organizations.
Keywords: volunteering, school, University, youth, value orientations, life goals, project management, scientific support, methodical development.
Spisok ispol'zovannyh istochnikov:
1. Berdyaev N.A. Carstvo Duha i carstvo Kesarya. — M.: Respublika, 1995. — S. 323.
2. Ekonomicheskoe chudo 1942—1945 godov: Cena i cennosti // [Elektronnyj resurs]: URL: https://rg.ru/2020/05/04/ rodina-ekonomicheskoe-chudo.html?utm_referrer=https%3A%2F% 2Fzen.yandex.com (data obrashcheniya 30.03.2020).
3. Dlya tekhkto ne v tanke 30.07.2019 // [Elektronnyj resurs]: URL: https://vk.com/wall-58992818_12745 (data obrashcheniya 29.03.2020).
4. Syn polka // [Elektronnyj resurs]: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1% D 1%8B%D0%BD_ %D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B0 (data obrashcheniya 30.03.2020).
5. Selivanova Z.K. Detsko-yunosheskoe volonterstvo v Rossii: tradicii, novacii, potencial shkol nyhorganizacij // Sociologiya obrazo-vaniya. — 2016. — № 9. — S. 77-85.
6. Nosova Yu.I. Volontorstvo kak sotsial'no-kul'turnyy fenomen rossiyskogo obshchestva: genezis i osnovnyye kharakteristiki [Elektronnyy resurs]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-kak-sotsialno-kulturnyy-fenomen-genezis-i-osnovnye-harak-teristiki/viewer (data obrashcheniya 15.02.2020).
7. Shcherbakova M.V. Volontyorskaya deyatel nost' molodyozhi kak fenomen sovremennogo obshchestva // Volonter. — 2014. — № 1(9). — S. 45.
8. Il'inskij I.M., Lukov V.A. Fenomen komsomola i sovremennye tendencii razvitiya molodezhnogo dvizheniya v Rossii // Sociologicheskie issledovaniya. — 2018. — № 10. — S. 44-53.
9. Belyaeva EV, Sal'nikov D.I., Chernyshova OV. Rol' volonterskoj deyatelnosti v formirovanii duhovno-nravstvennyhkachestv sovremennoj molodezhi // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i pedagogika. — 2018. — T. 8. № 3(28). — S. 138.
10. Federal'nyj zakon ot 5 fevralya 2018 g. № 15-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam dobrovol'chestva (volonterstva)» // [Elektronnyj resurs]: URL: https://rg.ru/2018/02/07/volonteri-dok.html (data obrashcheniya 15.03.2020).
11. Pevnaya M.V. Rossijskie perspektivy i mirovye tendencii v razvitii volonterstva: opyt sravnitel'nogo analiza // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2015. — № 3 (36). — S. 166-175.
12. Volonterstvo v Rossii: segodnya i zavtra. 2019 // [Elektronnyj resurs]: URL: https://wciom.ru/index.php?id =236&uid=9020 (data obrashcheniya 20.04.2020).
13. Volonterstvo. 2019 // [Elektronnyj resurs]: URL: https://fom.ru/tag/Volonterstvo (data obrashcheniya 20.04.2020).
14. Doklad «O provedenii nauchnyh, sociologicheskihi statisticheskihissledovanij, napravlennyhna izuchenie form i masshtabov uchastiya grazhdan i organizacij v dobrovol'cheskoj (volonterskoj) deyatelnosti» // [Elektronnyj resurs]: URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=6&*= (data obrashcheniya 21.04.2020).
15. Bogdanova EV. Teoriya i praktika organizacii volonterskoj deyatel nosti studentov: monografiya. Novosibirsk: Izd-vo FGBOU VPO «NGPU», 2013. — 180 s. — S. 37-39.
16. Bogdanova EV. Vospitatel nyj potencial volontyorskoj deyatel nosti studentov // Volonter. — 2014. — № 1(9). — S. 15.
17. Utkin P.G. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika kak sredstvo formirovaniya social'noj aktivnosti molodezhi // Social'nye i gumanitarnye znaniya. 2015. T. 1. № 2 (2). S. 140-146
18. Smirnov V.A. Osobennosti realizacii obshchestvennoj molodezhnoj politiki v sovremennoj Rossii // Sociologiya obrazovaniya. 2015. № 8. S. 41-49.