Научная статья на тему 'ПОДРОСТКОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В НЕПОЛНЫХ И ПОЛНЫХ СЕМЬЯХ'

ПОДРОСТКОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В НЕПОЛНЫХ И ПОЛНЫХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киберзависимость / компьютерная игра / геймер / полная и неполная семья / зависимость. / In an experimental study / the relationship between computer game addiction in adolescence and family relationships was investigated.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В Киразян, Н Степанян

Данная статья посвящена зависимости от компьютерных игр в подростковом возрасте и ее непосредственной связи с семейными детско-родительскими отношениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER ADDICTION IN ADOLESCENTS FROM COMPLETE AND SINGLE-PARENT FAMILIES

In an experimental study, the relationship between computer game addiction in adolescence and family relationships was investigated.

Текст научной работы на тему «ПОДРОСТКОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В НЕПОЛНЫХ И ПОЛНЫХ СЕМЬЯХ»

Б01 10.24412/с1-37233-2024-2-230-237

ПОДРОСТКОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В НЕПОЛНЫХ И ПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

В. Киразян, Н. Степанян

Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна (АГПУ)

уаЫиЫд&а2уап@^сп1. сот, stepanyannarine@aspu. ат АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена зависимости от компьютерных игр в подростковом возрасте и ее непосредственной связи с семейными детско-родительс-кими отношениями.

Ключевые слова: киберзависимость, компьютерная игра, геймер, полная и неполная семья, зависимость.

Введение

В последние годы компьютерные игры стали неотъемлемой частью субкультуры современных подростков, оказывая существенное влияние на формирование их личности. Со временем они стали одним из основных видов подростковой деятельности, часто рассматриваемым как безопасное занятие, легко переходящее в зависимость. Проанализированные в работе данные могут стать руководством для всех психологов, педагогов и родителей, желающих понять причины интереса современных подростков к компьютерным играм и предрасполагающие факторы риска развития зависимости.

Актуальность исследования обусловлена тем, что подростковый возраст сам по себе входит в группу риска по зависимости, которая имеет свои основные причины:

• Первая и основная причина этой возрастной фазы - социальная, физиологическая и психологическая незрелость. Подростки не обладают

определенными поведенческими стратегиями в отношениях со сверстниками и взрослыми, поэтому часто испытывают трудности с социальной адаптацией и, следовательно, во многих случаях находят решение своих проблем, убегая от реальности в онлайн-пространство.

•S В этой возрастной группе подростки имеют ненарушенное представление о себе, поэтому идеальный образ компьютерного персонажа может соответствовать идее идентификации с ним. В результате подросток может потерять чувство реальности, забыв об обязанностях, потребностях или обществе реальной жизни. Здесь приходится говорить о термине «геймер», который полностью отождествляет себя с героем игры. Геймеры учатся мыслить как свои персонажи и жить в мире игры, полностью идентифицируя себя с героем игры [1, с. 8, 99]. Игра - это способ для подростка почувствовать, что его принимают и ценят в группе.

•S Современные подростки также могут использовать компьютерные игры как способ «расслабиться», избавиться от негативных эмоций и снять стресс. Распорядок дня подростка может постепенно нарушаться, что приводит к потере чувства времени, нарушениям сна, повышенной агрессивности, раздражительности, навязчивым невротическим состояниям и в результате - компьютерной зависимостью [5, с. 168].

Сегодня компьютерную зависимость принято не рассматривать как самостоятельное заболевание. Оно трактуется как совокупность нескольких опасных для человека психопатологических состояний, объединенных в один комплекс [4, с. 48].

Также важно различать, какие игры особенно предпочитают современные подростки. Согласно проведенным исследованиям, игры PUBG, "Minecraft" и "Free fire" считаются наиболее предпочтительными среди мальчиков-подростков. Каждая игра имеет свои особенности влияния. Таким образом, игры "PUBG" и "Free fire" дают подростку свободу выражать негативные эмоции (гнев, агрессию, ненависть). Одной из первых особенностей игры "Minecraft" является то, что герою в игре дается довольно много свободы, и подростки могут создавать новые элементы и развивать сценарий игры в любом направлении, выбирая подходящий режим игры (выживание, хардкор, творчество и приключения). Это дает подростку кажущуюся свободу выражать свои творческие способности.

Несмотря на то, что на первый взгляд игра кажется действительно творческой, психологический анализ игры позволяет однозначно констатировать, что на самом деле это достаточно монотонное занятие. В начале игры подросток ясно видит, что можно или рекомендуется, в результате игрок просто повторяет показанные действия вместо того, чтобы исследовать возможности игры и находить собственные решения. В этом случае игра, похоже, дает подросткам свободу, но ограничивает творческие способности и исследования игроков.

В целом, если попытаться провести сравнительный анализ игр "PUBG" и "МтесгаА!;", то можно найти много общего и различий. Основное сходство заключается в том, что обе игры являются ролевыми онлайн-иг-рами. При этом в обоих случаях подросток сам выбирает, играть индивидуально или в команде.

Говоря о причинах зависимости от этих игр, важно констатировать, что компьютер сам по себе не всегда является причиной зависимости, и ряд факторов может способствовать тому, что у человека появляется склонность к игровой зависимости. Причем это может проявляться в формировании любого вида химической и нехимической зависимости [5].

Компьютерная зависимость сама по себе классифицируется как нехимическая зависимость, которую иногда называют эмоциональной зависимостью. Последнее более наглядно показывает тот факт, что интерес к компьютерным играм помогает удовлетворить многие неудовлетворенные потребности и желания в жизни подростка.

Объективная реальность, окружающая подростка, оказывает существенное влияние на формирование пристрастия к компьютерным играм. Особое значение здесь имеет семейный фактор и родительское поведение, последнее естественно, поскольку именно детско-родительские отношения определяют развитие личности, в том числе возникновение зависимостей и других отклонений.

Материал и методы

Любая дисгармония в семье может привести к формированию компьютерной зависимости. Однако механизмы формирования последних будут совершенно различны в полных и неполных семьях.

Для проверки этой гипотезы мы провели опрос среди 60 мальчиков-подростков, обучающихся в 9-10 классах, 30 из которых проживали в полных семьях, а 30 - в неполных. Исследование позволило понять механизмы формирования компьютерной зависимости в полных и неполных семьях.

Полученные результаты позволили сделать вывод, что подростки, живущие в полных семьях, чаще отдают предпочтение командному варианту игры, в отличие от подростков, живущих в неполных семьях, предпочитающих индивидуальный вариант игры.

В этом случае есть разница в эффекте. Риск зависимости от компьютерных игр значительно ниже при игре в команде. Среди мальчиков-подростков в полных семьях компьютерные игры носят развлекательный характер, что в большинстве случаев не имеет отрицательных последствий (не приводит к привыканию).

Это было зафиксировано и в результатах теста А.В. Гришиной «Диагностика степени зависимости от компьютерных игр». Подросток может при необходимости отдохнуть от игры, умеет планировать окончание игры и имеет умеренное стремление добиться лучших результатов в компьютерной игре. А низкие баллы шкалы общения показывают, что компьютерная игра в данном случае не заменяет реального общения подростка, а является дополнительным средством общения (Рис.1).

Рисунок 1. Степень зависимости от компьютерных игр среди мальчиков-подростков в полных семьях.

ь • Естественный уровень. ь • Средний уровень. ь • Зависимость.

13%^

У мальчиков-подростков в неполных семьях преобладал средний уровень склонности к аддикции, что выражается в относительно высоком уровне склонности подростка к компьютерным играм (Рис.2). В этом случае игра выступает способом снятия стресса и компенсации неудовлетворенных потребностей подростка (общение, родительская забота и т. д.). Компьютерные игры составляют важную часть жизни подростка, и его внимание сосредоточено на определенных видах компьютерных игр (в данном случае - ролевых играх). Подросток не хочет прерывать процесс компьютерной игры, хочет добиться более высоких результатов и раздражается, когда его заставляют отвлечься от игры.

В этом случае компьютерная игра дает возможность выразить негативные эмоции. Именно этот факт делает более очевидным, что для подростков, предпочитающих индивидуальный вариант игры, игра не служит способом адаптации в социальней среде. Чтобы понять, в какой степени полученные результаты связаны с детско-родительскими отношениями, также мы реализовали тест А.Я. Варга и В.В. Столина «Диагностика детско-родительских отношений» среди мальчиков-подростков. Целью теста было выяснить восприятие подростком своих отношений с матерью и понять различия между полными и неполными семьями.

Рисунок 2. Степень зависимости от компьютерных игр среди мальчиков-подростков в неполных семьях.

и • Естественный уровень. 17% ы • Средний уровень. ^ • За]

Рассмотрение картины детско-родительских отношений с точки зрения подростка наглядно показало, что отношения мальчиков-подростков с матерями в неполных семьях существенно отличаются. При этом мальчики-подростки ощущали высокий уровень контроля и относительно низкий уровень эмоциональной связи с матерью. С точки зрения подростка, мать проявляет не интерес или внимание к его потребностям, а скорее ограничивает самостоятельность. В полных семьях матери, с точки зрения подростка, предпочитают сотрудничество в отношениях. В результате, мальчики-подростки в неполных семьях чаще испытывают одиночество и агрессию из-за отсутствия отца и высокого контроля со стороны матери. В этом случае компьютер дает возможность уйти от реальности и выразить накопившуюся агрессию. Именно поэтому подростки в данном случае склонны выбирать некомандные варианты игр. Большинство из них движимо не желанием стать победителем команды или пообщаться со сверстниками, а, наоборот, ощущениями, полученными в результате игры. В этом случае после игры они чувствуют себя легче и спокойнее, поскольку игра помогает выразить подавленные негативные эмоции.

Таким образом, мы можем сделать вывод:

• компьютерные игры одинаково важны для интересов мальчиков-подростков в неполных и неполных семьях. Однако существуют существенные различия в игровых предпочтениях.

• Подростки из полных семей ищут командный вариант игры, не предполагающий высокого риска зависимости. В этом случае компьютерные игры - это развлечение. А для мальчиков-подростков из неполных семей игра выступает способом снятия стресса и компенсации неудовлетворенных потребностей (общение, родительская забота и т. д.).

• Мальчики-подростки в неполных семьях имеют существенно иные отношения со своими матерями. С точки зрения подростка, мать проявляет не интерес и внимание к его потребностям, а строгость и ограничение самостоятельности. В результате, все его действия подлежат строгому контролю, что воспринимается подростком негативно. В этом случае мать предпочитает иметь большое влияние на подростка и настаивает на выполнении его требований. Это нарушает эмоциональную связь с матерью, и, в результате, подросток может уйти из этой реальности в виртуальный мир, где он

свободен. В этом случае некомандные игры также предоставляют такую свободу.

•S В результате становится понятно, что когда эмоциональная связь в семье слабая или над подростком много контроля, то это увеличивает риск привыкания к компьютерным играм. Особенно с этой проблемой сталкиваются подростки из неполных семей, а когда есть эмоциональная связь с родителем и есть позитивное отношение, то в жизни подростка компьютерная игра является лишь формой развлечения и общения со сверстниками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Янг К.С. Интернет-зависимость: случай, ломающий стереотип // «Психологические отчеты», 1996. Т. 79, № 3 (ч. 1). С. 899.

2. Гришина А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: дис. ... канд. пси-хол. наук: 19.00.07 / А.В. Гришина, Нижний Новгород, 2011. 196с.

3. Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: М., 2003, 168с.

4. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, лечение и профилактика. Днепропетровск: «Пороги», 2006г., сс. 14-48.

5. Маслова Ю.В. Позитивные и негативные аспекты использования компьютерных технологий у детей и подростков // Образовательные технологии и общество. 2013, № 4. URL: http://cyberleninka.rn/article/npozitivnye-i-negativnye-aspekty-ispolzovaniyakompyuternyh-tehnologiy-u-detey-i-podrostkov (12. 01.2023г.)

6. Гришина А.В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми: https://cyberpsy.ru/tests/grishina-test-oprosnik-kompyuternye-igry/ (30.10.2023г.)

7. Опросник детско-родительских отношений // А.Я. Варга, В.В. Столин: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/12/09/oprosnik-detsko-roditelskih-otnosheniy-a-ya-varga-v (30.10.2023г.).

COMPUTER ADDICTION IN ADOLESCENTS FROM COMPLETE AND SINGLE-PARENT FAMILIES

V. Kirazyan, N. Stepanyan

Armenian State Pedagogical University named after Kh. Abovyan (ASPU)

ABSTRACT

In an experimental study, the relationship between computer game addiction in adolescence and family relationships was investigated.

Keywords: Cyber addiction, computer game, gamer, complete and single-parent family, addiction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.