Научная статья на тему 'ПОДРОСТКИ: ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ'

ПОДРОСТКИ: ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАНТИН / ИЗОЛЯЦИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Камалиев Д.М., Ракишева А.С., Самсонова Ж.И., Коломыцева И.В.

На основании анкетного опроса школьников изучено субъективное восприятие подростком своего состояния в период карантина и влияние социальной изоляции на обыденное поведение подростков. Разработаны рекомендации для подростков, родителей, педагогов по формированию самосохранительного поведения в условиях карантина и самоизоляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEENAGERS: LIFE DURING THE PANDEMIC OF NEW CORONAVIRUS INFECTION

Based on a questionnaire survey of schoolchildren, the subjective perception of a teenager's state during quarantine and the impact of social isolation on the everyday behavior of adolescents were studied. Recommendations for adolescents, parents, and teachers on the formation of self-protective behavior in conditions of quarantine and self-isolation are developed.

Текст научной работы на тему «ПОДРОСТКИ: ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»

ВЕСТНИК КАЗНМУ #4-2020

УДК 614.446.1-578.834.1

Д.М. Камалиев2, А.С. Ракишева1, Ж.И. Самсонова2, И.В.Коломыцева2

НАО «КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова»1, ЧШК «Магистр»2

ПОДРОСТКИ: ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Резюме: На основании анкетного опроса школьников изучено субъективное восприятие подростком своего состояния в период карантина и влияние социальной изоляции на обыденное поведение подростков. Разработаны рекомендации для подростков, родителей, педагогов по формированию самосохранительного поведения в условиях карантина и

самоизоляции.

Ключевые слова: карантин, изоляция, поведение, подростки. АКТУАЛЬНОСТЬ

Глобальная пандемия коронавируса стремительно меняет общество, экономику, поведенческие и социальные практики. В современных условиях для замедления распространения коронавируса используются все более жесткие меры, зачастую включающие изоляцию большинства населения как наиболее эффективного способа сдержать пандемию. Растет число государств, где жителей призывают оставаться дома, обучение и работа переведены в удаленный формат, закрыты школы, рестораны, торговые центры, а в дома престарелых и больницы не допускаются посетители. Все эти меры призваны не дать вирусу свободно распространяться. Однако, как предупреждают исследователи: потеря привычных социальных связей чревата проблемами, и чем дольше длится изоляция, тем хуже могут быть последствия. Большинство людей, находившихся на карантине, испытывали как краткосрочные, так и долгосрочные проблемы с психическим здоровьем, включая стресс, бессонницу, эмоциональное истощение и злоупотребление психоактивными веществами {1-3]. В нашем исследовании мы решили поделиться своими представлениями о том, как эпидемия и карантин меняют поведение подростка и заставляют его стать ответственнее и взрослее.

Цель исследования заключается в том, чтобы внести свой вклад в изучение психологии поведения подростков в эпидемию коронавируса и предложить меры по преодолению возникающих психологических проблем.

Методы исследования: Опрос с использованием специально составленной анкеты из 24 вопросов закрытого типа. Анкета анонимная. Предварительно получено согласие респондентов, их родителей и педагогов. Анкетирование добровольное, отказов не было.

Объект исследования: В исследовании участвовали 34 учащихся 8-11 классов частной школы-колледжа «Магистр».

Место исследования: г. Алматы. Результаты и обсуждение

Среди опрошенных оказалось 64,7% юношей и 35,3% девушек.

Абсолютное большинство (97,1%) опрошенных получили информацию о COVID-19 и рисках заражения им; лишь 2,9% не информированы. 70,6% оценивают свою информированность в полном объеме; причем таких больше среди девушек - 83,3%, чем юношей -63,6%.

Достаточный уровень информированности о коронавирусной инфекции формирует

соответствующее гигиеническое поведение подростков, главным профилактической мерой является ношение защитной (медицинской) маски (88,2% опрошенных). В числе других популярных мер: использование дезинфицирующих средств, антисептика - 79,4%, мойка рук с мылом в течение 20 секунд и больше - 70,6%. Далее следуют по убывающей: «Поддерживаю физическое расстояние от других людей (не менее полутора метров)» - 50%, «Избегаю общественного транспорта» -47,1%, «Избегаю больших собраний/ длинных очередей» - 44,1%, «Избегаю касания предметов/поверхностей в общественных местах» -32,4%, «Избегаю объятий и поцелуев» - 32,4%, «Избегаю прикосновения к своему лицу» - 32,4%, «Избегаю рукопожатия» - 26,5%, «Использую одноразовые перчатки» - 11,8%, «Не выхожу из дома» - 5,9%. Существуют определенные различия в гигиенических предпочтениях профилактики коронавирусной инфекции в разрезе пола (рисунок 1). Так, например: 100% юношей считают необходимым поддерживать физическое расстояние от других людей (не менее полутора метров), среди девушек таких 66,7%. Однако, 100% девушек используют дезинфицирующие средства, антисептик, тогда как среди юношей таких 68,2%.

Среди юношей также часто встречается ношение защитной маски - 86,4%, использование дезинфицирующих средств, антисептика - 68,2%, мойка рук с мылом в течение 20 секунд и больше - 68,2%, избегание общественного транспорта - 54,6% и др. В свою очередь, девушки считают более необходимым: носить защитную маску - 91,7%, мыть руки с мылом в течение 20 секунд и больше - 75%, избегать больших собраний / длинных очередей - 58,3%, избегать объятий и поцелуев - 50% и др.

Избегаю общественного транспорта

Избегаю касания предметов / поверхностей в общественных...

Избегаю больших собраний / длинных очередей

Избегаю объятий и поцелуев

Избегаю рукопожатия

Избегаю прикосновения к своему лицу

Мою руки с мылом в течение 20 секунд и больше

Использую дезинфицирующие средства, антисептик

Использую одноразовые перчатки

Надеваю защитную маску

Поддерживаю физическое расстояние от других людей (не.

Не выхожу из дома

0

■ 9, 1

100

1,7 4

100

Девушки I Юноши

0

20

40 60 80 100 120

Рисунок 1 - Частота использования мер, чтобы защитить себя от COVID-19, в разрезе пола

(на 100 опрошенных)

Разделились мнения опрошенных по отношению к дистанционным формам образования, положительное отношение к которым высказали 47,1%, но отрицательное - 52,9%. Как оказалось, только третья часть школьников (32,4%) легко усваивает материал в дистанционном (онлайн) формате. Остальные 67,6% испытывают затруднения. Введение дистанционного образования повлияло на желание учиться, которое снизилось у 29,4%, повысилось - у 23,5% опрошенных. У остальных 47,1% не изменилось.

Ровно половина учащихся считает, что пандемия и карантинные мероприятия никак не повлияли на здоровье. На отрицательное влияние пандемии и карантинных мероприятий на здоровье указали 17,6%, на положительное влияние - 32,4%. 44,1% подростков заметили, что им стало сложнее общаться со своими

одноклассниками/друзьями/знакомыми. Причем такие проблемы чаще отмечены девушками (50%) по сравнению с юношами (40,9%).

О том, что стали более беспокойными/тревожными в настоящее время по сравнению с этим же временем прошлого года сообщили 41,1%, в равной степени как юноши (40,9%), так и девушки (41,7%). Негативные эмоции в период карантина по поводу того, что не могли лично общаться со своими одноклассниками/друзьями/знакомыми испытывали 55,9% опрошенных, больше юноши (63,6%), чем девушки (41,7%).

У 73,6% опрошенных отношения с родителями (близкими людьми, с которыми проживают вместе) в период пандемии и карантинных мероприятий не изменились. У 23,5% они улучшились. Но в 2,9% случаев внутрисемейные отношения ухудшились. Никто из девушек не указал на ухудшение внутрисемейных отношений. Такой ответ характерен только для юношей (4,6%). Девушки же наоборот чаще сообщали об улучшении отношений в пандемию и карантин (33,3%), чем юноши (18,1%).

В большинстве семей (73,5%) в период пандемии и карантинных мероприятий не отмечено случаев, когда родители или другие близкие люди повышали голос, ругали или наказывали без достаточных на то оснований. В других 26,5% случаев подобное имело место, причем в 8,8% - часто и 17,7% - чаще, чем обычно.

Причем, на такие случаи чаще указывали девушки (33,3%).

В таблице представлены данные о том, какие изменения произошли в период карантина в повседневной жизни респондентов.

Таблица - Распределение ответов на вопрос: «Какие изменения произошли в период карантина в повседневной жизни и Вы стали ...» (в %)

Занятия дома Произошедшие изменения Итого

больше меньше без изменений

читать книги 61,8 0 38,2 100,0

уделять времени урокам 17,7 11,7 70,6 100,0

помогать по дому (уборка, мытье посуды, вынос мусора и др.) 67,7 0 32,3 100,0

заниматься спортом 41,2 8,8 50,0 100,0

спать 55,9 11,8 47,3 100,0

принимать пищу 52,9 0 47,1 100,0

играть в компьютерные игры 47,1 8,8 44,1 100,0

смотреть телевизор 11.8 14,7 73,5 100,0

общаться в мессенджерах 61,8 0 38,2 100,0

Как видно из приведенных данных, заметно больше респондентов в период карантина стали помогать по дому (уборка, мытье посуды, вынос мусора и др.) (67,7%), читать книги (61,8%), общаться в мессенджерах (61,8%), спать (55,9%), принимать пищу (52,9%), играть в компьютерные игры (47,1%), заниматься спортом (41,2%).

Причем среди юношей больше половины стали больше общаться в мессенджерах (77,3%), помогать по дому (59,1%), играть в компьютерные игры (54,6%), принимать пищу (54,6%), читать книги (50%). Среди девушек чаще стали помогать по дому (83,3%), читать книги (83,3%), общаться в мессенджерах (77,3%), спать (75%), принимать пищу (50%) (рисунок 2).

общаться в мессенджерах смотреть телевизор играть в компьютерные игры принимать пищу спать

заниматься спортом помогать по дому уделять времени урокам читать книги

девушки юноши

83,3

83,3

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рисунок 2 - Удельный вес тех, кто стал больше делать в

Представляют интерес данные опроса о предполагаемых изменениях в жизни учащихся после пандемии (рисунок 3).

риод карантина в повседневной жизни (в %)

Как видно, в ответах подростков превалируют неопределенность будущего (41,3%) и тревожность, страх (23,5%).

Я затрудняюсь ответить

Я испытываю тревогу, страх

Я не уверен (а), куда мы направляемся

Моя жизнь изменится к худшему

Моя жизнь изменится в лучшую сторону

п « "

В моей повседневной жизни не произойдет никаких изменений

41,3

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

Рисунок 3 - Распределение ответов на вопрос: «Как Вы д

Во многом эти тревожные состояния сформировали ведущие ответы на вопрос о том, в какой актуальной информации респонденты нуждаются больше всего в настоящее время.

Наибольшую потребность подростки испытывают в руководстве, как справиться со стрессом - больше половины (52,9%), среди юношей - 40,9%, девушек -75%. А также следующий ответ: «О рисках заражения и как защитить себя от COVID-19», на что указали 44,1% опрошенных (40,9% среди юношей и 50% среди девушек. В тройке потребностей - поиск ответов на вопрос как продолжить учебу в период пандемии -41,2% учащихся (54,6% среди юношей и 16,7% среди девушек. В свою очередь, девушек отличает массовый интерес о доступе к медицинским услугам, связанным с COVID19 (58,3%). Также высок интерес к информации о

как изменится ваша жизнь после пандемии?» (в %)

доступе к психологическим услугам и поддержке -41,7% девушек и 18,2% юношей.

Заключение: на основании изучения поведения подростков в условиях карантина обоснованы мероприятия по повышению знаний о профилактике коронавирусной инфекции, выработке

самосохранительного поведения и преодоления стрессовых ситуаций. Для этого проведена конференция в школе с презентациями собранного и проанализированного материала, мини-тренинг «Борьба со стрессом», разработаны памятки для подростков и родителей в которых представлены рекомендации для профилактики коронавирусной инфекции, преодоления негативных психологических последствий пандемии, борьбе со стрессом.

1 Саманта К. Брукс, Ребекка К. Вебстер, Луиза Е. Смит, Лиза Вудленд, Саймон Уэссели, Нил Гринберг, и другие. Психологическое воздействие карантина и способы его снижения: быстрый обзор доказательств // Lancet. - Том 395. - Выпуск 10227. - С. 912-920. 14 марта 2020 г. DOI: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30460-8

2 Ван И., депутат Кала, Джафар Т.Х. (2020). Факторы, связанные с психологическим стрессом во время пандемии коронавирусного заболевания 2019 (COV1D-19)

среди преимущественно общего населения: систематический обзор иметаанализ PLoS ONE 15 (12):e 0244630. doi: 10.1371 / journal.pone.0244630

3 Рекомендации ВОЗ. Защитите себя и окружающих от COVID-19. - 2020.

4 Фернандес Мишель. Коронавирус и дети: 12 вопросов о том, что грозит вашему ребенку, 2020. https://www.bbc.com/russian/vert-fut-52231282

Д.М. Камалиев, А.С. Ракишева, Ж.И. Самсонова, И.В. Коломыцева

«С.Ж. Асфендияров атындагы ¥лттыцмедициналыцуниверситета КЕАК

ЖММ «Магистр»

ЖАС6СШР1МДЕР: ЖАНА КОРОНАВИРУС ИНФЕКЦИЯСЫНЫН, ПАНДЕМИЯСЫ КЕЗ1НДЕГ1 6М1Р1

Туши: оцушылардьщ сауалнамалыц сауалнамасы негiзiнде карантин кезецiндегi жасестртнщ вз жагдайын субъективтi цабылдауы жэне элеуметтж оцшаулаудыщ жасесmрiмдердщ кyнделiктi мтез-цулцына эсерi зерттелдь Карантин жэне езiн-езi

оцшаулау жагдайында езiн-езi сацтау тэртiбiн цалыптастыру бойынша жасеспiрiмдерге, ата-аналарга, педагогтарга арналган усынымдар эзiрлендi. Tyumdi свздер: карантин, оцшаулау, мтез-цулыц, жасеспiрiмдер.

D.M. Kamaliev, A.S. Rakisheva, Zh.I. Samsonova, I.V.Kolomytseva

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

JSC "S.D. Asfendiyarov National Medical University", PSC "Magister"

TEENAGERS: LIFE DURING THE PANDEMIC OF NEW CORONAVIRUS INFECTION

Resume: Based on a questionnaire survey of schoolchildren, the subjective perception of a teenager's state during quarantine and the impact of social isolation on the everyday behavior of adolescents were studied. Recommendations for

adolescents, parents, and teachers on the formation of self-protective behavior in conditions of quarantine and self-isolation are developed.

Keywords: quarantine, isolation, behavior, adolescents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.