Комплексные исследования детства, 2023, т. 5, № 3 Comprehensive Child Studies, 2023, vol. 5, no. 3 _www.kid-journal.ru
'Щ) Check for updates Первый опыт
УДК 316.61 EDN ITIFBG
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-3-216-224
Подростки в городе: по следам соучаствующего проектирования
в Пермском крае
М. Ю. Куланина™
1 Владивостокский государственный университет, 690014, Россия, г. Владивосток, ул. Гоголя, д. 41
Аннотация. Практики соучаствующего проектирования городской среды с горожанами все чаще становятся предметом публичных обсуждений и исследований.
В данной статье приведены результаты студенческой экспедиции, которая проходила в рамках профессионального конкурса «Открываем Россию заново», организованного Высшей школой экономики и АНО «Россия — страна возможностей». Участники экспедиции посетили пять городов Пермского края (Пермь, Добрянка, Губаха, Чусовой, Горнозаводск). Целью экспедиции стало изучение опыта соучаствующего проектирования города с подростками методом «погружения в городскую среду». Эмпирические данные, собранные в пяти городах, представлены интервью с подростками и педагогами, участниками проекта «Лаборатория архитектурной мысли», экспертными интервью, а также блиц-интервью с жителями города. Всего в архиве исследования 43 транскрипта, в том числе 14 экспертных интервью, 21 блиц-интервью с прохожими, 8 фокус-групп с подростками. Ключевым исследовательским вопросом стало выяснение отношения подростков к созданным ими арт-объектам, значение этих объектов для города, его жителей и самих подростков. Исследование показало, что участие подростков в создании городских объектов не сформировало у последних чувство сопричастности и устойчивую связь с городом. Исключением стали те подростки, чьи проекты были реализованы. Однако архитектурные воркшопы позволили участникам пересмотреть свое отношение к благоустройству города, оценить труд людей, создающих городские объекты, а также расширить свои представления об архитектуре и дизайне городской среды. Созданные объекты не внесли заметных изменений в жизнь города и его жителей, некоторые из них оказались за ограждениями или в труднодоступной части города, другие — используются не по назначению и пр. Однако мероприятия лаборатории позволили подросткам быть услышанными и, возможно, стали первым шагом на пути восприятия подростков как горожан, имеющих свои потребности и желающих участвовать в преобразовании города.
Ключевые слова: подростки, соучаствующее проектирование, социологическое исследование, экспертное интервью, городская среда, практики соучастия
Сведения об авторе
Мария Юрьевна Куланина, ORCID: 0000-0002-2611-8627, e-mail: maria [email protected]
Для цитирования:
Куланина, М. Ю. (2023) Подростки в городе: по следам соучаствующего проектирования в Пермском крае. Комплексные исследования детства, т. 5, № 3, с. 216-224. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-3-216-224 EDN ITIFBG Получена 18 мая 2023; прошла рецензирование 24 июля 2023; принята 24 июля 2023.
Финансирование: Исследование проводилось в рамках программы студенческих экспедиций «Открываем Россию заново», реализуемой НИУ ВШЭ совместно с президентской платформой «Россия — страна возможностей» и программой «Больше, чем путешествие». Права: © М. Ю. Куланина (2023). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Teenagers in the city: Case study of co-participating design in Permsky Region
H1
Author
Maria Yu. Kulanina, ORCID: 0000-0003-1216-0776, e-mail: [email protected]
For citation:
Kulanina, M. Yu. (2023) Teenagers in the city: Case study of co-participating design in Permsky Region. Comprehensive Child Studies, vol. 5, no. 3, pp. 216-224. https://doi. org/10.33910/2687-0223-2023-5-3-216-224 EDN ITIFBG Received 18 May 2023; reviewed 24 July 2023; accepted 24 July 2023. Funding: The study was conducted as part of Discovering a New Russia student expedition program, implemented by the National Research University Higher School of Economics together with Russia—Land of Opportunities presidential platform and More Than a Journey program.
Copyright: © M. Yu. Kulanina (2023). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Введение
M. Yu. Kulanina
1 Vladivostok State University, 41 Gogola Str., Vladivostok 690014, Russia
Abstract. This article presents the results of the student expedition, which took place as part of the Rediscovering Russia professional competition, organized by the Higher School of Economics and ANO Russia—Land of Opportunities. The purpose of the expedition was to study the experience of co-participating in the design of the city with teenagers by the method of "immersion in the urban environment". Empirical data collected in five cities of Permsky Region comprises interviews with participants of the Laboratory of Architectural Thought project—teenagers and teachers—expert interviews as well as blitz interviews with residents of the city. In total, there are 43 transcripts in the research archive, including 14 expert interviews, 21 blitz interviews with passers-by and 8 focus groups with teenagers. The key research question was to clarify the attitude of teenagers to the art objects they created, the significance of these objects for the city, its residents and the teenagers themselves.
The study showed that participation in the creation of urban objects did not form a sense of belonging to the city or a stable connection with the city in teenagers. The exceptions were those teenagers whose projects were implemented. However, architectural workshops allowed the participants to reconsider their attitude to the city improvement, to evaluate the work of people creating urban objects as well as to expand their understanding of architecture and urban environment design. The created objects did not make noticeable changes in the life of the city and its citizens, some of them were behind a fence or in a hard-to-reach part of the city, others were used for other purposes, etc. However, the laboratory's activities allowed teenagers to be heard and became, perhaps, the first step towards perceiving teenagers as equal citizens.
Keywords: teenagers, participatory design, sociological research, expert interview, urban environment, practices of participation
Участие детей в совместном проектировании городской среды, безусловно, важно и дает положительные результаты. Зарубежные и отечественные исследователи и практики размышляют над способами включения подростков в жизнь города. Это необходимо как для развития подростка, так и для профилактики вандализма, разрушения объектов городской инфраструктуры (Филипова, Асафова 2021).
Город является актуальным социокультурным пространством становления и развития личности ребенка. Участвуя в городской жизни, влияя на процессы и события, происходящие в нем, на пространство и объекты, ребенок усваивает ценности и опыт, позволяющие ему быть полноправным членом гражданского общества. От успешности включения ребенка в данные процессы будет зависеть течение его адаптации и индивидуализации в городском пространстве (Филипова, Скрыпникова 2022).
Как справедливо отмечает М. К. Хащанская, арт-практики в городском пространстве решают задачу «активизации творческого потенциала ребенка, рождающегося в ходе переживания личностного эмоционального опыта взаимодействия с городом, любой уголок которого — и центр, насыщенный памятниками культурного наследия, и даже новостройки, похожие на коробочки, — может стать источником вдохновения» (Хащанская 2019, 62).
Современные исследования на тему территориальной идентичности подтверждают, что чем сильнее человек причисляет себя к территориальному сообществу, тем больше он принимает участие в социальной жизни города. Такому жителю важен имидж города, он вовлечен в городские мероприятия, заинтересован в благополучии среды и чувствует ответственность за происходящее. Именно поэтому работа по вовлечению подростков и молодежи в развитие и благоустройство своего города важна и актуальна. Участие в развитии городской среды позволяет подросткам и молодежи
чувствовать сопричастность и ответственность за свой город. Они понимают, что от них зависит, каким будет их город. Подобные инициативы не только повышают уровень территориальной идентичности горожан молодого поколения, но и дают им возможность творческого самовыражения в малых архитектурных формах (Шишалова 2022).
Подобные проекты проходят по всей России, так, в Татарстане к соучаствующему проектированию привлекли «трудных» подростков. По замыслу нескольких общественных организаций, которые выступили с инициативой, это должно было помочь ребятам социализироваться, ощутить созданный при их участии парк «своим» и предотвратить вандализм со стороны подростков. «Сначала нам казалось, что многие ребята пришли на мастер-классы, просто чтобы прогулять уроки. Мы не особо рассчитывали, что дети с девиантным поведением вдруг переключатся на социальную инициативу. Но в итоге увидели желание не только реализовать придуманный объект, но и продолжить работать с нами над проектом парка. И многих мы уже задействовали: они занимаются соцсетями парка, в День молодежи наравне с архитекторами рассказывали про проект и даже будут осуществлять авторский надзор!» (Шишалова 2022).
Успешность подобной практики подтверждают проекты Пермской региональной общественной организации по развитию социокультурных проектов «Улица детства». На протяжении многих лет данная организация в рамках образовательных программ знакомит детей и подростков с городской архитектурой и помогает им реализовать собственные проекты в объектах городской среды (Это мой город 2022).
Проект «Лаборатория архитектурной мысли», реализованный данной организацией, был в фокусе внимания нашей студенческой экспедиции в Пермский край (25.09.2022-04.10.2022). В экспедиции приняли участие пятнадцать студентов и два преподавателя из Владивостокского государственного университета, Дальневосточного федерального университета, Новосибирского государственного педагогического университета и Санкт-Петербургской Высшей школы экономики.
В рамках проекта «Лаборатория архитектурной мысли» (2022) участники в ходе экспедиции изучали арт-объекты, созданные в пяти городах Пермского края (Пермь, Добрянка, Губаха, Чу-совой, Горнозаводск) и взаимодействовали
с подростками и педагогами, которые их реа-лизовывали.
Ключевым вопросом стало выяснение отношения подростков к созданным арт-объектам, значение этих объектов для города, его жителей и самих подростков.
Материалы и методы исследования
Для ответа на поставленный вопрос была налажена обратная связь с подростками и взрослыми, изучены истории созданных городских объектов, получен экспертный взгляд от организаций-партнеров. В результате полевой работы было проведено 14 экспертных интервью, 21 блиц-интервью с прохожими, 8 фокус-групп и 5 наблюдений на объектах.
Арт-объекты
Город Пермь. Арт-объект «Сладкая Пермь» расположен на набережной города (рис. 1). Это зона отдыха, в которой можно отдохнуть посидеть с друзьями и узнать о первой в Сибири и на Урале кондитерской фабрике «Пермская», образованной в 1892 году. За прообраз объекта взят конвейер. На одной его части можно посидеть или полежать. В другой части есть окошечко, разделенное на две половины. Глядя в первую — видишь старую кондитерскую фабрику, во вторую — новую. В другой части конвейера есть калейдоскоп, представленный в виде фантиков от вкуснейших конфет, которые выпускает фабрика. Также есть зона отдыха в форме трюфеля, что дополняет идею давней истории кондитерской фабрики и рассказывает о конфетах, которые на ней производятся сейчас (Улица Детства 2022).
Город Добрянка. Арт-объект «Камские паруса» расположен в музейном дворике (ул. Советская, д. 9) (рис. 2). Источником вдохновения стала стихийная сила природы — энергия волны реки Камы. Это зона отдыха для жителей и гостей города, здесь расположены деревянные лавочки в форме круга, окрашенные в красно-белый цвет. Вокруг них на деревянных опорах висят красные ленты (Улица Детства 2022).
Город Губаха. Арт-объект «Лента Памяти» расположен на территории краеведческого музея (ул. Ленина, д. 38) (рис. 3). Руки шахтера выступают из-под земли, будто из шахт, и протягивают пергамент с историей Губахи. Лист тяжел, что говорит об истории города, связанной с опасной и трудной работой шахтера. На листе есть пустые места, призывающие нынешнее поколение подумать над прочитанной историей,
Рис. 1. Арт-объект «Сладкая Пермь» (г. Пермь) (Источник: https://vk.com/photo-105883254 457243156)
Fig. 1. Sweet Perm art object in Perm (URL: https://vk.com/photo-105883254 457243156)
Рис. 2. Арт-объект «Камские паруса» (г. Добрянка) (Источник: https://vk.com/photo-105883254 457243393?access key=f0900698d5b29fdecd)
Fig. 2. Kama Sails art object in Dobryanka (URL: https://vk.com/photo-105883254 457243393?access key=f0900698d5b29fdecd)
Рис. 3. Арт-объект «Лента памяти» (г. Губаха) (Источник: https://vk.com/photo-105883254 457243469?access кеу={7аШ83828с13е1с81)
Fig. 3. Memory Tape art object in Gubakha (URL: https://vk.com/photo-105883254 457243469?access key=f7af8083828d3e1c81)
проникнуться ей и написать новую, не такую тяжелую. Все в наших руках (Улица Детства 2022).
Город Чусовой. Арт-объект «Вместе» расположен на территории арт-резиденции ДКЖ (ул. Матросова, д. 1) (рис. 4). Объект объединил в себе идеи участников архитектурного ворк-шопа, который прошел в рамках проекта «Лаборатория архитектурной мысли». За зданием арт-резиденции стоят несколько деревянных каркасов, когда проходят мероприятия туда кладут мягкие пуфики (Улица Детства 2022).
Город Горнозаводск. Арт-объект «Огранка мысли» расположен на территории городской библиотеки (ул. Свердлова, д. 59) (рис. 5). Наш библиотечный дворик — место, в котором каждый может получить индивидуальную культурную огранку и стать истинным бриллиантом. Это пространство станет точкой притяжения для подростков, где можно будет почитать, посетить интересные мероприятия, отдохнуть, выпить кофе или собраться с друзьями и посмотреть кино под открытым небом. Велосипеды
можно оставить прямо здесь — на первой в городе велопарковке (Улица Детства 2022).
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе экспедиции нам удалось получить различные мнения по поводу реализованных арт-объектов. Часто подростки говорили, что реализованные арт-объекты не стали для них «своим» местом, это связано с различными причинами, чаще всего с их местоположением: «Конечно, нет. Там, во-первых, вообще не пройти, а во-вторых, там даже для приличия траву не скосили. Везде покосили, во всем городе, а там нет, извините» (участник фокус-группы, г. Добрянка), «Нет, там вообще не атмосферно, железная дорога рядом, шумно. Это очень неудобное место, туда и доехать долго, да и ничего особенного там нет, просто гамаки» (участник фокус-группы, г. Чусовой).
Не удалось создать для подростков связь с местом и в тех случаях, когда в итоге конкурса
Рис. 4. Арт-объект «Вместе» (г. Чусовой) (Источник: https://vk.com/photo-105883254 457243318?access key=9889878d70f0a89558)
Fig. 4. Together art object in Chusovaya (URL: https://vk.com/photo-105883254 457243318?access key=9889878d70f0a89558)
Рис. 5. Арт-объект «Огранка мысли» (г. Горнозаводск) (Источник: https://vk.com/photo-105883254 457243520?access key=cb4e3048266c08d3d4)
Fig. 5. Cutting of Thought art object in Gornozavodsk (URL: https://vk.com/photo-105883254 457243520?access key=cb4e3048266c08d3d4)
и голосования местных жителей для реализации был выбран не их, а чей-то другой проект. «Нет, я считаю, что сближение с этими проектами дало строительство самого объекта, я же понимаю, что идея далеко не моя, это прямо как ребенок, которого ты сама родила, выносила, нет» (участник фокус-группы, г. Пермь).
Некоторые подростки отметили, что отношение к городу «не изменилось, оно всегда было одинаковым, просто проект мне дал много нового, я узнала то, чего вообще не знала о своем городе, но отношение такое же осталось» (участник фокус-группы, г. Горнозаводск). «Проект мне дал опыт по созданию всяких макетов и архитектурных зарисовок» (участник фокус-группы, г. Горнозаводск).
Все опрошенные эксперты были рады, что у них в городе реализовали арт-объекты, спроектированные подростками. Часть экспертов отметили тот факт, что важно слушать мнения подростков, ведь никто кроме них самих не знает, как лучше для них, при этом подростки могут предложить много интересных идей для реализации: «Мы же к этому и идем — желать то, что хотят они, а не то, что мы придумали» (эксперт, г. Губаха), «Вообще у детей есть очень интересные идеи касаемо преображения именно города, потому что нам кажется, что мы лучше знаем, что там нужно сделать: велосипедные дорожки, что-то еще. Оказывается, у них есть совершенно другая необходимость, то есть они говорят не о том, что на велике негде кататься, хотя это тоже проблема, но неглавная. Главная проблема — это где тихонечко сесть и посидеть, да в телефоне, но, видимо, явно не хватает каких-то вот тихих мест, где ты можешь быть один или с друзьями, где тебя никто не будет трогать» (эксперт, г. Чусовой).
Некоторые эксперты отметили, что подобные проекты могут послужить профилактикой вандализма, т. к. подростки осознают, какой труд вложен в создание даже обычной лавочки: «Мне кажется, это долгосрочный проект. Он в принципе должен повлиять, но повлиял ли он пока не понятно. Мы все ждем. А как оно будет отслеживаться — что они пойдут сами и починят лавку у себя во дворе, станут меньше мусорить, будут активно предлагать свои идеи, потому что они знают, куда можно пойти» (эксперт, г. Губаха), «Я надеюсь на то, что если ты сам творишь, то ты сам это и бережешь, это первое и самое главное» (эксперт, г. Горнозаводск), «Мыже предполагаем, что дети научатся чему-то, отношение к нашему городу, к нашему газону, лавочкам будет бережное. Соответственно,
чтобы не на бордюре сидеть, не на спинке лавки, а сидеть на месте, где нужно сидеть» (эксперт, г. Добрянка).
Большинство экспертов говорили, что такие проекты — это хорошая профориентация для ребят, они получают новые знания и навыки: «Для маленьких городов, где в принципе профессии архитектор, дизайнер и т. д. — все, что креативной индустрии касается, у нас их нет, поэтому любое вливание таких проектов в маленькие города — они очень важны» (эксперт, г. Губаха), «Воркшопы формируют у них хороший архитектурный вкус, вот что важно, потому что нам в городах, знаете, хватает самодеятельности, начиная от клумб из шин и всяких лебедей, заканчивая прибитыми игрушками старыми, это ужасное дурновкусие, которое дети видят и перенимают, а когда с ними работают профессионалы, и дети видят совершенно другой пример преображения пространства, вот это очень важно» (эксперт, г. Чусовой).
Один из экспертов высказал мысль, как сформировать причастность к местам в городе и потребность в подростковых идеях: «Вот если б каждый год это было, было бы подтверждение тому, что раз они попали в этот проект и все прошло. Хорошо было бы, если б каждый год. Пусть он будет маленький, пусть какая-то часть чего-то, но подростки бы понимали, что они всегда нужны, бесконечно, что эти проекты всегда, что они могут что-то сделать и оставить на своей территории; тем более даже приятно, когда есть фотографии, когда создаются альбомы, их <подростков> же не раз приглашали в Пермь на мероприятия, на мастерские, на защиту презентаций. Мы с ними ездили, т е. это какой-то бесконечный процесс — творчество, узнавание нового. Я думаю, что нужно такое проводить, чтобы дети понимали, что они нужны здесь, и их головы уже сейчас нужны, а не когда они там выучатся и приедут обратно на эту территорию» (эксперт, г. Гор-нозаводск).
В рамках экспедиции нами также были проведены блиц-интервью с жителями города. Многие рады, что у них в городе появился новый арт-объект. «Стало лучше и интересней, и люди гулять приходят» (участник блиц-интервью, г. Пермь). «Знаете, мы здесь часто с детьми гуляем, мы живем здесь недалеко. Ребятам нравятся, когда мы сюда приходим. Мне кажется, что они как-то украшают наш город. Стало как-то, наверное, интереснее. Как-то нашу, извините, „уродскую набережную"украшают, разнообразие вносят» (участник блиц-интервью,
г. Пермь). «Дети ползают, им очень нравится. Но у меня ребенок помладше, мне не очень нравится, когда постарше будет, может это и замечательно сойдет. Им интересно, они бегают постоянно и ломают» (участник блиц-интервью, г. Губаха).
Конечно, были и такие горожане, кто не замечал ранее арт-объект и всегда проходил мимо, и те, кто не знал, что данные арт-объекты спроектировали подростки совместно со взрослыми архитекторами, но на вопрос, нужно ли участвовать подросткам в таких проектах, абсолютно у всех были положительные ответы. Взрослые люди поддерживают инициативных подростков своего города и надеются, что они спроектируют еще много городских арт-объектов: «Ну, это дети делали, во-первых, это творчество, это фантазия и потом мечта чья-то. Факт в том, что это дети делали. У них что-то типа кружок был, вот они там придумывали всякое, самые лучшие прошли по конкурсу. Я видела, как прям подростки вот эту скамеечку делали, конкретно, интересно это им» (участник блиц-интервью, г. Пермь), «Подростки же должны развивать творческое мышление и креатив, поэтому они этим занимаются и развиваются» (участник блиц-интервью, г. Пермь), «Конечно надо привлекать» (участник блиц-интервью г. Горнозаводск).
Заключение
Проведенное на территории Пермского края исследование позволило сделать насколько выводов. Соучаствующее проектирование с подростками городских объектов не сформировало у участников чувство сопричастности к городу, оно проявилось лишь отчасти, только у тех ребят, чьи проекты были реализованы. Сопричастность к городу, скорее всего, сформируется в долгосрочной перспективе: если подростки будут больше участвовать в подобных проектах, а взрослые будут прислушиваться к их мнению и поддерживать разнообразные инициативы. Однако уже сейчас можно констатировать, что подростки начинают задумываться о том, что их окружает.
Возможно, они перестанут мусорить и ломать лавочки, т. к. они начинают понимать, сколько труда было вложено в благоустройство города.
«Лаборатория архитектурной мысли» помогла подросткам сформировать новые навыки, развивать насмотренность и архитектурный вкус. Важно отметить профориентационное значение мероприятий, на которых участники смогли попробовать себя в роли архитекторов и дизайнеров.
Значимы были архитектурные воркшопы, проведенные «Улицей детства» (2022) для малых, периферийных городов с недостаточным количеством стимулов в городской среде, малым набором городских активностей для детей и подростков. Подобные мероприятия важны для юных горожан, поскольку помогают расширить горизонты, увидеть родной город по-новому, почувствовать свою ответственность за его благоустройство.
По материалам наблюдений на объектах и блиц-интервью с прохожими не вырисовывается особая ценность созданных объектов для города и его жителей, здесь скорее можно говорить о символическом капитале соучаствующего проектирования. Ценность заключается в изменении отношения горожан к подросткам, восприятии их как ответственных и созидающих город.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.
Conflict of Interest
The author declares that there is no conflict of interest, either existing or potential.
Соответствие принципам этики
Автор сообщает, что при проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей.
Ethics Approval
The author declares that the study complies with all ethical principles applicable to human research.
Список литературы
Улица Детства. (2022) ВКонтакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/ulicadetstva (дата обращения 25.01.2023).
Филипова, А. Г., Асафова, В. С. (2021) Архитектурная смена: на пути к соучаствующему проектированию с подростками городской среды. Комплексные исследования детства, т. 3, № 4, с. 309-316. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-4-309-316 Филипова, А. Г., Скрыпникова, Е. М. (2022) Практики и ресурсы включения подростков в жизнь города:
экспертный взгляд. Социодинамика, № 7, с. 11-23. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2022.7.38201 Хащанская, М. К. (2019) Арт-практики в городском пространстве. Академический вестник, № 3 (45), с. 62-67.
Шишалова, Ю. (2022) «Архитектурный хулиганизм»: как «трудных» подростков привлекают к участию в формировании современной городской среды. Проект Россия, 16 августа. [Электронный ресурс]. URL: https://prorus.ru/interviews/arhitekturnyi-huliganizm-kak-trudnyh-podrostkov-privlekayut-k-uchastiyu-v-formirovanii-sovremennoj-gorodskoj-sredy/?ysclid=lblv9za0ye212524943 (дата обращения 25.01.2023). Это мой город. (2022) Президентский фонд культурных инициатив. [Электронный ресурс]. URL: https://фондкультурныхинициатив.рф/public/application/item?id=222d8b9e-8339-4105-93a1-4af8e4 a49965&ysclid=lblv6hii13848445555 (дата обращения 25.01.2023).
References
Eto moj gorod [This is my town]. (2022) Prezidentskij fond kul'turnykh initsiativ [Presidential Foundation for Cultural Initiatives]. [Online]. Available at: https://фондкультурныхинициатив.рф/puЫic/application/ item?id=222d8b9e-8339-4105-93a1-4af8e4a49965&ysclid=lblv6hji13848445555 (accessed 25.01.2023). (In Russian)
Filipova, A. G., Asafova, V. S. (2021) Arkhitekturnaya smena: na puti k souchastvuyushchemu proektirovaniyu s podrostkami gorodskoj sredy [Architectural programme: Towards participatory design with teenagers]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 3, no. 4, pp. 309-316. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-4-309-316 (In Russian) Filipova, A. G., Skrypnikova, E. M. (2022) Praktiki i resursy vklyucheniya podrostkov v zhizn' goroda: ekspertnyj vzglyad [Practices and resources of inclusion of teenagers in the life of the city: An expert view]. Sotsiodinamika — Sociodynamics, no. 7, pp. 11-23. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2022.7.38201 (In Russian)
Khashchanskaya, M. K. (2019) Art-praktiki v gorodskom prostranstve [Art practices in urban space]. Akademicheskij
vestnik, no. 3 (45), pp. 62-67. (In Russian) Shishalova, Yu. (2022) "Arkhitekturnyj khuliganizm": kak "trudnykh" podrostkov privlekayut k uchastiyu v formirovanii sovremennoj gorodskoj sredy ["Architectural hooliganism": How "difficult" teenagers are attracted to participate in the formation of a modern urban environment]. Proekt Rossiya [Project Russia], 16 August. [Online]. Available at: https://prorus.ru/interviews/arhitekturnyi-huligani/m-kak-trudnyh-podrostkov-privlekayut-k-uchastiyu-v-formirovanii-sovremennoj-gorodskoj-sredy/?ysclid=lblv9za0ye212524943 (accessed 25.01.2023). (In Russian) Ulitsa Detstva [Street of Childhood]. (2022) VKontakte. [Online]. Available at: https://vk.com/ulicadetstva (accessed 25.01.2023). (In Russian)