Научная статья на тему 'Подоходы к категории "смысл жизни" в зарубежной и отечественной психологии'

Подоходы к категории "смысл жизни" в зарубежной и отечественной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1037
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / КУЛЬТУРНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / УТРАТА СМЫСЛА ЖИЗНИ / ДИНАМИЧЕСКИЕ СМЫСЛОВЫЕ СИСТЕМЫ / MEANING OF LIFE / LIFE MEANING / CULTURAL AND SPIRITUAL VALUES / LOSS OF THE MEANING OF LIFE / DYNAMIC SEMANTIC SYSTEMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кусакина Елена Аркадьевна, Чуп Полина Евгеньевна

В статье рассматриваются подходы отечественных и зарубежных психологов к категории «смысл жизни». Проведен теоретический анализ научных трудов ученых по изучению проблемы смысла жизни, ее влияния на психологию личности, построение жизненной стратегии и поведения в целом. Авторы раскрывают позицию деятельсностного подхода отечественных психологов в отношении значения смысла жизни как основной ориентира, влияющего на личностную и профессиональную позицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE CATEGORY "MEANING OF LIFE" IN FOREIGN AND DOMESTIC PSYCHOLOGY

The article deals with the approaches of domestic and foreign psychologists to the category of "meaning of life". The theoretical analysis of scientific works of scientists on the study of the problem of the meaning of life, its impact on the psychology of personality, the construction of life strategy and behavior in General. The authors reveal the position of the activity approach of domestic psychologists in relation to the meaning of the meaning of life as the main reference point affecting the personal and professional position.

Текст научной работы на тему «Подоходы к категории "смысл жизни" в зарубежной и отечественной психологии»

Выводы Развитие самосознания приводит к тому, что дошкольники в большей степени начинают определять свои модели поведения как типичного мальчика или девочки. Самовосприятие мальчиков и девочек дошкольного возраста во многом определяется внешними условиями, начинают складываться отдельные компоненты гендерной идентичности. Развитие гендерной идентичности в дошкольном возрасте происходит через идентификацию с родителями своего или противоположного пола, ее гармоничность зависит от престижности родителя и эмоционально положительного отношения к нему. В самоопределении себя как мальчика или как девочки дошкольники дифференцируют содержание этих понятий. При использовании проективных методик, они демонстрируют не только социально ожидаемые характеристики, но и те, которые отражают их специфичность как представителя гендера. Однако формирования собственной гендерной идентичности требует большего времени и продолжается в школьном возрасте [4, 5].

Литература:

1. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Сост.: С.В. Велиева, СПб, Речь, 2005, 247 с.

2. Захаров, А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей [Текст] / А.И. Захаров. // Вопросы психологии. - 1982, № 1. - С. 59

3. Карпова, Е.В. Феномен «антимотивационного пика» в процессе школьного онтогенеза [Текст] / Е.В. Карпова // Ярославский педагогический вестник - 2008, №2 (55), с. 66-70

4. Корнеева, Е.Н., Коротаева, А.И. Содержание учебно-методических комплексов как средство конструирования гендерной идентичности младших школьников [Текст] / А.И. Коротаева, Е.Н. Корнеева // Ярославский педагогический вестник - 2015 - № 1 - Том II (Психолого-педагогические науки), с. 106- 110.

5. Коротаева, А.И. Динамика развития гендерной идентичности младших школьников [Текст] / А.И. Коротаева // Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 4 - Том II (Психолого-педагогические науки, с. 241-244

6. Клецина, И.С. Гендерная социализация [Текст]/ И.С.Клецина СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 92 с.

7. Кузьмин, М.Ю. Сравнение идентичности и ее динамики у младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста [Текст] / М.Ю. Кузьмин // Российский психологический журнал, том 14, № 2, 2017, с. 67-89

8. Лапкина, Е.В. Совладающее поведение, жизнестойкость и жизнеспособность личности: связь понятий, функций // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, том 21, №4, 2015, с. 130-131

9. Эриксон, Эрик Г.. Идентичность: юность и кризис. [Текст] / Э.Г Эриксон. - М.: Флинта, 2006 - 342 с.

Психология

УДК:378

кандидат психологических наук, доцент Кусакина Елена Аркадьевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Пермский институт федеральной службы исполнения наказаний» (г. Пермь); курсант III курса, рядовой внутренней службы Чуп Полина Евгеньевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Пермский институт федеральной службы исполнения наказаний» (г. Пермь)

ПОДОХОДЫ К КАТЕГОРИИ «СМЫСЛ ЖИЗНИ» В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы отечественных и зарубежных психологов к категории «смысл жизни». Проведен теоретический анализ научных трудов ученых по изучению проблемы смысла жизни, ее влияния на психологию личности, построение жизненной стратегии и поведения в целом. Авторы раскрывают позицию деятельсностного подхода отечественных психологов в отношении значения смысла жизни как основной ориентира, влияющего на личностную и профессиональную позицию.

Ключевые слова: смысл жизни, смысложизненные ориентиры, культурные и духовные ценности, утрата смысла жизни, динамические смысловые системы.

Annotation. The article deals with the approaches of domestic and foreign psychologists to the category of "meaning of life". The theoretical analysis of scientific works of scientists on the study of the problem of the meaning of life, its impact on the psychology of personality, the construction of life strategy and behavior in General. The authors reveal the position of the activity approach of domestic psychologists in relation to the meaning of the meaning of life as the main reference point affecting the personal and professional position.

Keywords: the meaning of life, life meaning, cultural and spiritual values, the loss of the meaning of life, dynamic semantic systems.

Введение. Одной из важных категорий в психологии является категория смысла жизни. В научной среде учёных психологов и сегодня ведутся дискуссии о природе данного явления, его содержании, функциях, влиянии на жизнь личности и некоторым другим вопросам. Существуют различные точки зрения по данным положениям, однако, несомненно, что категория смысла жизни находится в центре ценностно-смысловой сферы личности и оказывает значительное влияние на жизнь личности, направляет её деятельность, аккумулируя в себе ценности, убеждения, мировоззрение личности. Смысложизненные ориентации оказывают значительное влияние на жизненный успех личности, её личностное и профессиональное становление, достижение акме в различных областях и сферах.

Изучение смысложизненных ориентаций личности позволяет определить направленность личности, предопределить траекторию ее дальнейшего развития. Личностное и профессиональное становление взаимосвязаны между собой, следовательно жизненные ценности оказывают существенное влияние на профессиональный рост.

Смысла жизни и смысложизненных ориентации личности изучены в работах В. Э. Франкла, З. Фрейда, К. Г. Юнга, С. А. Абдулгалимова, А. Адлера, Л. С. Выготского, С. М. Жучковой, Д. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, и других учёных.

Изложение основного материала статьи. Проблема смысла жизни человека является фундаментальной проблемой человеческого бытия и рассматривается на протяжении всей человеческой истории во многих гуманитарных науках. Богатые традиции в разработке проблематики, связанной с понятием смысла жизни отражается в философии, социологии, этике. Рассматривается данная проблема в этих науках в контексте поиска конечной цели человеческого существования, предназначения человека как биологического вида, его места в мире. В качестве ответа на вопрос о смысле жизни выдвигаются различные философские, религиозные идеи, мировоззренческие концепции.

Психологическая наука при изучении феномена «смысл жизни» пытается ответить на вопрос «Какое влияние оказывает наличие смысла жизни на жизнь человека?», изучая при этом причины утраты и способы его повторного обретения1. Так, З. Фрейд высказывался следующим образом: «...когда кто-то постоянно думает о смысле жизни, он болен. Философствование по поводу смысла жизни - всего лишь благоприятная форма сублимации»2. Психоаналитик вводит принцип удовольствия - стремление человека к получению удовольствия и избеганию страданий и определяя этим основной смысл жизненного поиска. Однако, необходимо отметить, что принцип удовольствия при его реализации «сталкивается» с реальностью, обстоятельствами окружающего мира, в которые входят условия окружающей природной и социальной среды, необходимость коммуникации между людьми, построения трудовых, дружеских и любовных отношений, что порождает противоречия, конфликты и непонимания. По мнению З.Фрейда данный принцип активизирует адаптивные возможности человека к условиям окружающей действительности.

А.АдлерЗ в своих трудах описывает «чувство общности» - врожденное стремление людей друг к другу, которое мотивирует человека к надёжности, честности, верности. С «чувством общности» же связывается стремление человека к превосходству над другими. Движущей силой стремления к превосходству Адлер считает присущее человеку чувство собственной неполноценности, которое рассматривается как благо, ведущее к самосовершенствованию и близости к идеалам. Согласно представлениям А.Адлера, смысл жизни, формируясь на основе решения глобальных жизненных проблем, находит отражение во всех психических и поведенческих проявлениях, установках, чертах характера человека и, в свою очередь, придавая им особый смысл.

По мнению Юнга4, поиск смысла жизни - естественная человеческая потребность и задача, стоящая перед каждым человеком. Смысл жизни Юнг связывал с постановкой культурных и духовных целей, стремление к которым есть обязательное условие душевного здоровья. Юнг отрицал изначальное наличие смысла жизни у человека и выделял наличие у него специфической потребности в поиске и реализации этого смысла. В случаи утрата смысла жизни, Юнг считал, что это возможно в случаи навязанных социальных ролей человеку извне. Юнг писал: «Чувство ширящегося смысла существования выводит человека за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет этот смысл, то тотчас же делается жалким и потерянным»5.

В логотерапии Виктора Франкла смысл жизни рассматривается как одно из центральных понятий. В книге «Человек в поисках смысла»6 Франкл пишет, что человек способен наделить смыслом любую жизненную ситуацию благодаря тому, что он обладает духовностью. Франкл рассматривает духовность как главный атрибут человека, отличающий его от животных. Именно из духовности проистекают совесть, любовь, эстетическое сознание. Духовность рассматривается как более высокое измерение по отношению к психическому и физическому состоянию, присущим также и животным. Совесть же соотносится с духовностью, что лежит в основе духовности. Именно благодаря духовности человек не является абсолютно детерминированным существом, поскольку может принимать какую-либо позицию по отношению к окружающему его миру. Из духовности рождается свобода человека, однако свобода не может существовать без ответственности, поскольку свобода без ответственности означала бы абсолютный хаос и произвол.

Франкл выделил группу ценностей, благодаря которым жизнь человека может обрести личностный смысл: ценности отношений, переживаний и творчества. Особую роль для сохранения самости и полноценности он выделял ценности - отношения, где личность занимала конкретную позицию для минимизации неудобств, страданий и переживаний.

В отечественной психологии проблема смысла жизни человека рассматривалась в трудах Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, Д.А. Леонтьева, Б.С. Братуся, И.А.Васильева, Ф.Е. Василюка в контексте деятельностного подхода, согласно которому развитие личности, её внутреннее богатство зависит от разнообразия видов деятельности, которым придается личностный смысл. Так, Л. С. Выготский считал, что аффективные и интеллектуальные процессы в единстве образуют динамические смысловые системы, которые являются единицей исследования личности. Данный вопрос тесно связан с процессом психического развития «перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной элемент при переходе от возраста к возрасту»7.

С. Л. Рубенштейн, отмечал, что существует два способа существования человека и два отношения его к жизни. Первый способ заключается в том, что всякое отношение человека к чему-либо суть отношения к отдельным явлениям, но не к жизни в целом8. При втором способе человек занимает позицию вне жизни, выходит за ее пределы. Данный способ связан с проявлением рефлексии. Ученый писал, что смысловой анализ человеческого поведения важен для раскрытия духовной жизни человека, он способствует

1 Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности // М.: Смысл, 1993.

2 Фрейд З.: По ту сторону принципа наслаждения. Тотем и табу. "Я" и "Оно". Неудовлетворенность культурой // Клуб семейного досуга, 2012. 480 с.

3 Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии // Когито-Центр, 2002. 220 с.

4 Юнг К. Г.. Архетип и символ // М.: Ренессанс 1991. 304 с.

5 Там же. С. 143

6 Франкл В. Э. Человек в поисках смысла: сборник // М.: Прогресс, 1990. 368 с. 7Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6-ти т. - т.5. // М., 1983. 8Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание // СПб: Питер. 288 с.

определению того, что значимо для человека. С этого момента формируется отношение человека к окружающему его миру, у человека формируется «обобщённое итоговое отношение в жизни», которое отражает взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в жизни человека.

Существенные разработки по проблеме смысла жизни в психологии имеются в работах Д. А. Леонтьева9. Смысл и направленность человеческой жизни на бессознательном уровне складываются у каждого человека к 3-5 годам. Именно этот сложившийся объективный смысл, направленность жизни личности является истинным смыслом деятельности человека, а любые попытки искусственно сконструировать свой смысл жизни путем интеллектуального акта, умозрительного рассуждения будут опровергнуты самой жизнью. Чтобы осознать и сформулировать смысл своей жизни, нужно оценить свою жизнь целиком, однако это не каждому под силу, поскольку зависит не только от способности к рефлексии, но и от более глубинных факторов. Однако, как отмечает Д.А. Леонтьев, существует множество способов обрести смысл жизни. Его можно искать в будущем (цели), настоящем (чувстве удовлетворенности и полноты жизни), прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни).

На общем теоретическом фундаменте деятельсностного подхода в отечественной психологии сформировались различные представления и подходы к смыслу жизни. Резюмируя подходы в отечественной психологии к категории «смысл жизни» С.А. Абдулгалимова10 отметила следующее:

1. отношение к категории «смысл жизни» является предметом гуманистической психологии;

2. представление о становлении смысложизненных ценностей является важнейшим условием становления личности, в том числе и в профессии;

3. представление о «спроецированности в будущее» смысловых установок влияет на будущую жизнь человека.

Выводы. Рассматривая различные психологические подходы к феномену «смысл жизни» в отечественной и зарубежной психологии необходимо отметить, что это избираемая личностью наивысшая идея или главенствующая ценность, которой человек готов посвятить свою жизнь. Продуктивная смысловая направленность личности является ключевой составляющей её психического здоровья, удовлетворенности жизнью, а также достижения успеха в личностной, профессиональной и других видах самореализации.

Однако вектором, задающим движение личности в сторону обретения смысла как вершины человеческого бытия, является такое динамическое образование, как смысложизненные ориентации. Смысложизненные ориентации представляют собой состояние направленности личности на достижение смысла жизни. Смысложизненные ориентации образуют иерархически распределённую совокупность «больших и «малых» смыслов, которые объединяются в многоуровневую систему, включающую в себя целый ряд различных смысловых структур. Таким образом, смысложизненные ориентации выступают в качестве регуляторов или механизмов направленной деятельности человека как субъекта, как личности. Они представляют собой обобщенную структурно-иерархическую и динамическую систему представлений, являющуюся базовым элементом внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированную и закрепленную жизненным опытом индивида в ходе социализации и социальной адаптации на фоне индивидуально-типологических особенностей. 11

Изучение смысложизненных ориентаций как субъективной составляющей феномена смысла жизни конкретной личности позволит определить смысловую направленность этой личности, что влияет на социальное, личностное, творческое и профессиональное становление каждого человека.

Литература:

1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии // Когито-Центр, 2002. 220 с.

2. Абдулгалимова С.А. Понятие смысла жизни и смысложизненных парадигм // Вестник Социально-педагогического института. 2011.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6-ти т. - т.5. // М., 1983.

4. Жучкова С.М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть III. Новосибирск: СибАК, 2011.

5. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности // М.: Смысл, 1993 г.

6. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание // СПб: Питер. 288 с.

7. Фрейд З.: По ту сторону принципа наслаждения. Тотем и табу. "Я" и "Оно". Неудовлетворенность культурой // Клуб семейного досуга, 2012. 480 с.

8. Франкл В. Э. Человек в поисках смысла: сборник // М.: Прогресс, 1990. 368 с.

9. Юнг К. Г.. Архетип и символ // М.: Ренессанс 1991. 304 с.

Психология

УДК:316.6

кандидат педагогических наук, доцент Манакова Марина Вячеславовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования и развития профессионального сознания будущих учителей. Раскрываются психологические механизмы формирования и развития профессионального педагогического сознания: механизм целеполагания, рефлексии, переживания. На основе проведенного

9 Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности // М.: Смысл, 1993 г.

10Абдулгалимова С.А. Понятие смысла жизни и смысложизненных парадигм // Вестник Социально-педагогического института. 2011.

"Жучкова С.М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть III. Новосибирск: СибАК, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.