Научная статья на тему 'Поднимаясь мыслью в будущее'

Поднимаясь мыслью в будущее Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поднимаясь мыслью в будущее»

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

«ПОДНИМАЯСЬ МЫСЛЬЮ В БУДУЩЕЕ»

Это выражение принадлежит А. Г. Дояренко. Будущее наступило, и многое из того, что было им заложено и начато, прорастает и развивается в настоящем. С 1898 по 1930 г. в Московском сельскохозяйственном институте, ныне РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, учился, а затем и работал выдающийся учёный, общественный деятель и педагог Алексей Григорьевич Дояренко. Это был человек, много сделавший не только для отечественной, но и для мировой сельскохозяйственной науки. Научные труды А. Г. Дояренко в области земледелия, растениеводства, методики опытного дела, агропочвоведения, агрофизики, агрометеорологии и других широко известны в нашей стране и за рубежом. Тимирязевская академия обязана ему образованием кафедры общего земледелия и организацией опытного поля, являющимися важными составными частями академии. Благодаря ему был заложен длительный агрономический опыт, 100-летие которого в 2012 г. отмечает научная общественность. Этот уникальный длительный опыт был организован А. Г. Дояренко по инициативе Д.Н. Прянишникова.

Алексей Григорьевич Дояренко родился в 1874 г. в крестьянской семье. Закончив Санкт-Петербургский университет, а затем и Московский сельскохозяйственный институт, Дояренко по тогдашним законам переставал принадлежать к крестьянскому сословию. Он с раннего детства проявлял редкие способности: в четыре года уже научился читать.

Первые впечатления от учебы в Питере, описанные Дояренко в его автобиографической книге, свидетельствовали о необыкновенно доверительных отношениях, существовавших между самыми маститыми профессорами и студентами. Так, он бывал дома у Д. И. Менделеева, а другой университетский профессор — П.Ф. Лесгафт — сам пришел домой к Дояренко, дабы предотвратить возможные последствия отравления трупным ядом, которому во время занятий в анатомическом театре мог подвергнуться молодой студент... А.Г. Дояренко писал: «До самой ночи я не чувствовал никакого действия трупного яда, совершенно успокоился и собирался ложиться спать, как вдруг слышу — в передней кто-то спрашивает меня, и через минуту входит П. Ф. Лесгафт. Оказывается, он все время помнил о моем ранении, не будучи уверенным, что я выполню его наказ не спать, узнал мой адрес в адресном столе и явился к ночи, чтобы не дать мне заснуть или, если надо, оказать необходимую помощь».

В возрасте 24 лет А. Г. Дояренко заканчивает Санкт-Петербургский университет. Он решает продолжать учебу теперь уже в специализированном и весьма специфическом высшем учебном заведении — Петровской сельскохозяйственной академии, незадолго до этого пониженной в своем ранге до уровня сельскохозяйственного института. Курс обучения составлял всего два года, выплачивалась стипендия 400 руб. в год. Из этой суммы 300 руб. удерживалось за полный пансион, а оставшиеся 100 руб. выдавались на руки по 8 руб. ежемесячно. Дояренко вспоминал: «В отличие от университета, чувствовалась забота до мельчайших нужд: сполна обставленная комната, обеспеченная бельем, обильное хорошее питание в столовой, полное обеспечение учебниками, пособиями, богатейшая библиотека, бесплатные билеты на паровичек в город, билеты в театр, парк, лодки на пруду...». Директор Сельскохозяйственного института К.А. Рачинский обратился к закончившим учебу студентам с особым словом, указав на их руководящую роль по отношению к менее опытной молодежи. «Эта группа «универсантов» первых трех приемов пока создавался полный комплект «нормальных» студентов сыграла громадную роль в общественном воспитании юного студенчества, утверждении среди него традиций старой Петровки», — считал А. Г. Дояренко.

Учиться А. Г. Дояренко было легко, ему перезачли многие университетские курсы и он мог заниматься самыми разнообразными вещами. Так, он присутствует на съезде, посвященном женскому агрономическому образованию, где И. А. Стебут предлагает ему написать отчет об этом мероприятии. Написанный Дояренко отчет был опубликован в журнале «Техническое образование» за 1899 г. Появление в стенах МСХИ столь разносторонне одаренного студента не могло долго остаться незамеченным. В это время стране и миру отечественная аграрная наука дала целую плеяду блестящих имен. Вскоре после Доярен-

ко студентами и выпускниками, а затем учеными и преподавателями Петровки станут Н.И. Вавилов, А. В. Чаянов.

Биология, агрономия, селекция и генетика, как впоследствии ядерная физика, сделались в начале XX в. культовыми направлениями научной деятельности, и молодежь стремилась в сельскохозяйственные учебные заведения. Дояренко при поступлении в МСХИ был уже относительно зрелым человеком, получившим глубокое университетское образование. Ему в наследство достался участок земли и он передал его в распоряжение крестьян с условием, что они будут его обрабатывать артельно с обязательным травопольным севооборотом. А. Г. Вернер, научный руководитель Дояренко, заинтересовался этим экспериментом и попросил подробно рассказать о нем, а потом посоветовал обработать материал и представить его как дипломную работу по кафедре сельскохозяйственной экономики и организации хозяйства. Такая работа была Дояренко написана и опубликована в Вестнике сельского хозяйства. К. А. Вернер предложил Дояренко приступить к работе ассистента на кафедре с осени 1901 г. Так начался второй период жизни А. Г. Дояренко в Петровке, теперь уже в качестве ее преподавателя и ученого-исследователя.

Однако в дальнейшем А. Г. Дояренко переходит на должность ассистента на кафедру удобрений и частного землевладения, руководимой Д.Н. Прянишниковым, и это становится для него главным делом. Прянишников был не только выдающимся ученым, но и прекрасным педагогом. Он прививал студентам ответственное отношение к учебе, свободу в выборе занятий, навыки самостоятельной научной работы. И многие исследователи отмечали, что приход А.Г. Дояренко на кафедру Д.Н. Прянишникова ознаменовал дальнейшее развитие научного земледелия. Дояренко по-новому разработал учебную программу и построил научную работу, которая включала разработку агрофизических, химических и биологических методов исследований. На него была возложена ответственная задача — руководство вегетационными опытами, которые впервые были введены тогда в студенческую практику Д.Н. Прянишниковым. Дояренко решает превратить студенческую деятельность из практических упражнений в научно-исследовательскую работу, что было поддержано Д.Н. Прянишниковым. Был переоборудован и расширен вегетационный домик и по предложению Д.Н. Прянишникова А.Г. Дояренко разработал и заложил в 1912 г. уникальный опыт по изучению роли севооборота, бессменных посевов, удобрений и известкования в изменении плодородия почвы и урожайности с.-х. культур. Опыт продолжается до настоящего времени.

Новаторские работы А. Г. Дояренко можно назвать научным подвигом, поскольку они оказали решающее влияние на становление и развитие современного земледелия во множестве направлений. К ним относятся, в частности, всесторонняя интенсификация и специализация с.-х. производства, программирование урожаев с.-х. культур, повышение плодородия почв, охрана и защита почв от деградации, улучшение экологии агроландшафтов, биологизация земледелия, создание систем адресного (прецизионного) земледелия. Приоритет начала разработок этих грандиозных проблем отечественного земледелия принадлежит А. Г. Дояренко.

А. Г. Дояренко в статье «Очередные задачи опытного дела» впервые поставил вопрос о том, чтобы сделать опытное дело самостоятельным методом агрономических исследований. Он писал: «Опытное дело должно подниматься мыслью в будущее и добывать материалы для будущих построений, которые в настоящее время как практические мероприятия могут быть не всегда ясно представлены». Закладка длительного опыта служила для А. Г. Дояренко проверкой его гипотез. А. Г. Дояренко использовал длительный опыт как инструмент научного исследования. В результате его усилий в МСХА имени К.А. Тимирязева была создана кафедра методики опытного дела. Огромную роль в ее совершенствовании сыграл учебник «Методика полевого опыта», который выдержал пять изданий.

А.Г. Дояренко утверждал, что степень окультуренности и уровень плодородия почвы зависят как от почвообразовательного процесса, так и от факторов и приемов земледелия. Под руководством А. Г. Дояренко опытное поле академии становится полигоном для демонстрации и пропаганды приемов агротехники, с.-х. машин.

Известный физик проф. В.А. Михельсон, характеризуя работы Алексея Григорьевича по агрофизике, писал, что он был «первым русским агрофизиком, создавшим школу и построившим много приборов, из коих каждый является очень простым, целесообразным и остроумно сконструированным... И если мы за последние два десятилетия в агрофизике завоевали себе почетное место среди других стран, то этим мы обязаны почти исключительно А. Г. Дояренко».

А. Г. Дояренко придавал особое значение севооборотам, обработке почвы, борьбе с сорной растительностью. Большое значение для теории и практики земледелия имели результаты по изучению многочисленных видов паров, предшественников всех видов севооборотов с разной длиной ротации, изучение пожнивных посевов, в т. ч. специализированных севооборотов. Более 10 лет А. Г. Дояренко проводил «Практические курсы полеводства» для крестьян, где изучались новые современные орудия обработки, в т. ч. орудия роторного типа.

Одновременно А. Г. Дояренко много внимания уделяет организации опытного дела в стране, по его инициативе была создана сеть комплексных опытных станций и районных опытных полей. В методику полевого опыта он вводит, в частности, использование методов статистического анализа. В течение 1918-1924 гг. А.Г. Дояренко возглавляет Бюро всероссийских съездов по опытному делу, на страницах редактируемых им журналов ««Вестник сельского хозяйства» и «Научно-агрономический журнал» выступает с пропагандой агрономических знаний и методики опытного дела. А. Г. Дояренко первым поставил вопрос о необходимости применения авиации в сельском хозяйстве и в двадцатые годы прошлого столетия начал проводить исследования по изучению радиоактивности почвы.

Научная мысль А. Г. Дояренко не ограничивалась разработкой основных элементов (звеньев) систем земледелия. Так, широко известны его работы по определению коэффициента использования солнечной энергии. Дояренко утверждал, что его можно повысить с 2 до 4-12% и более. Все его творчество и явилось базовой основой теоретических и практических разработок, освоения разных систем земледелия, программирования урожайности с.-х. культур, перехода к прецизионному земледелию.

Дояренко был не только ученым, но и художественно одаренным человеком: он писал стихи, музыку. Играл на кларнете так, что ему сулили великолепную карьеру, писал ярко и образно. Написал музыку (для фортепиано) к «Сказке о Балде» для кукольной труппы и ряд произведений для оркестра к пушкинским трагедиям: «Каменный гость», ««Скупой рыцарь», ««Моцарт и Сальери», к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», к пьесе ««Колдун» (о первопечатниках) и т.д., иногда сам дирижировал. А.Г. Дояренко написал романсы на стихи Тютчева, Бунина, Гейне. Организовал студенческий хор, студенческий оркестр в Петровской сельскохозяйственной академии, ставил музыкальные спектакли. Дояренко был автором музыки гимна Петровки на стихи А.Ф. Фортунатова — основоположника сельскохозяйственной статистики, который пели студенты и преподаватели:

Сознательно к природе относиться,

Сознательно хозяйство оценять,

До гробовой доски всегда учиться И в понимании успех себе искать.

С таким залогом, как бы ни грозила Нам жизни буря, пусть себе гремит;

В нас вера есть, та вера — наша сила,

Что будущее нам принадлежит.

Алексей Григорьевич был разносторонним человеком и добился успеха во многих областях науки. Его наследие составляет более 400 научных работ и научно-популярных статей по опытному делу, агрофизике, земледелию и экономике сельского хозяйства. Он известен и как автор популярных изданий, таких как «Занимательная агрономия», ««Жизнь поля».

Освоение научного наследия А. Г. Дояренко, его сохранение является существенным условием развития современной аграрной науки. Без понимания логики развития научного направления, знания его корней невозможно движение вперед. Поэтому идеи и работы

А. Г. Дояренко актуальны и сегодня.

Ректор РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева д.э.н., профессор, академик РАСХН, заслуженный деятель науки РФ

В.М. Баутин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.