УДК 347
Подкуп в спортивных соревнованиях и коммерческих конкурсах. Что делать?
Аннотация. Статья посвящена проблеме уголовно-правового регулирования подкупа участников и организаторов профессиональных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов. В содержание работы входит анализ уголовно-правовой нормы, устанавливающей ответственность за подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных конкурсов. Также рассмотрены и изучены такие понятия, как «подкуп», «поощрение», «профессиональное спортивное соревнование», что позволяет четко определить объект, субъект, объективную и субъективную стороны преступления. Выявлены основные элементы подкупа, определены признаки, позволяющие отличить его от передачи вознаграждения. Рассмотрение системы санкций, предусмотренных законодателем, за совершение данного преступления, их усовершенствование с точки зрения правоприменителя является существенно важным и ключевым моментом проведенного исследования.
Ключевые слова: подкуп; вознаграждение; материальное поощрение; санкция; способы передачи вознаграждения.
Abstract. This article deals with the problem of legal regulation of bribery of participants and organizers of professional competitions and entertainment commercial competitions. In the content of the paper is to analyze the criminal law, establishing liability for bribery athletes, sports referees, coaches, team leaders and other participants or organizers of professional sports competitions and entertainment competitions. Also considered and studied concepts such as «bribery», «promotion», «professional sports competitions» and «bribery», which allows you to clearly identify the object, subject, objective and subjective side of the crime. The basic elements of bribery, defined its attributes that enable him to distinguish from the transfer fee. Consideration of the sanctions provided for by the legislator for the crime, their improvement from the point of view of the law enforcer, is an essential and key point of the study.
Keywords: bribery; remuneration; financial incentives; sanction; modes of transmission fees.
Карпинская И.А.,
студентка Финансового университета Н [email protected]
Меткина М.С.,
студентка Финансового университета
В Российской Федерации продолжаются существенные изменения социально-экономического и политического характера, что способствует возникновению новых отраслей предпринимательской деятельности, например такой
отрасли, как спортивный бизнес. Он входит в состав индустрии развлечений, набирающей все большую популярность и стремительно развивающейся. Таким образом, актуальность рассматриваемого вопроса в первую очередь обусловлена динамичностью развития новой для России сферы бизнеса. Как известно, «При возникновении каких-либо новых общественных отношений требуются соответствующие научно обоснованные законодательные решения», что необходимо для верного их понимания, а также применения [1].
В современном обществе есть осознание необходимости и важности правового регулирования социальных связей в вышеуказанной сфере предпринимательской деятельности. Это вызывает потребность совершенствования нормативно-правовой базы, что является задачей не менее актуальной, чем регулирование, как таковое.
Очевидно, что подкуп на спортивных соревнованиях извращает их сущность, нарушает принципы
Научный руководитель: Гримальская С.А, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право».
Подкуп в спортивных соревнованиях и коммерческих конкурсах. Что делать?
честной борьбы, и это не только противоречит нормам морали и нравственности, но и подрывает основы социальной политики государства, направленной на поддержание и развитие физкультуры и спорта, поощрение здорового образа жизни. Об этом свидетельствует, в частности, Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкуль-турно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
В данном указе, в частности, определено, что федеральный бюджет на 2014 г. имеет средства, которые были отложены на Олимпийские игры в Сочи. Было предложено использовать эти средства на развитие массового спорта, в том числе на реализацию во всех субъектах комплекса ГТО, различных мероприятий движения «Спорт для всех» и поддержку спортклубов.
Как уже было сказано, подкуп в ходе спортивных мероприятий существенно искажает их сущность. В качестве примера нельзя не привести так называемые «договорные» матчи, т.е. спортивные соревнования, результат которых заранее предопределен.
На серьезность и остроту данной проблемы указывал и выпускник Финансового университета при Правительстве РФ, председатель Счетной палаты (до 20 сентября 2013 г.) С. В. Степашин в обращении к В.В. Путину в 2011 г.: «Следствием договорных, искусственных управляемых матчей являются уменьшение интереса зрителей к футболу, переход профессиональных футбольных игроков из российских в зарубежные спортивные клубы». Также он указывает на то, что получение доходов от такой незаконной деятельности приводит к аккумуляции огромного объема денежных средств, которые не контролируются государством, а это указывает на отрицательную сторону «подкупного, нечестного спорта» [2].
Согласно данным статистики итальянского спортивного агентства Sportradar за 2013 г., Россия занимает 6-е место в рейтинге самых коррумпированных чемпионатов в Европе. Очевидно, что подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных мероприятий существенно подрывает международный авторитет страны.
Правовое регулирование профессионального спорта является объектом уголовного права, содержащего механизмы регулирования данного вида общественных отношений, настроенные на обеспечение защиты законных интересов и прав всех участников.
Как и во многих странах, в России существует ответственность за организацию договорных матчей, предусмотренная ст. 184 Уголовного кодекса РФ (УК РФ). Кроме того, в июле 2013 г. по инициативе
Президента Российской Федерации принятспеци-альный закон, который предусматривает до 7 лет тюрьмы и миллион рублей штрафа.Закон Российской Федерации № 198-ФЗ «О букмекерских конторах» затрагивает всех любителей нечестных ставок, делает их весьма невыгодными.
Согласно части 1 ст. 184 УК РФ «Подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей спортивных команд и других участников или организаторов официального спортивного соревнования (в том числе их работников), а равно членов жюри, участников или организаторов зрелищного коммерческого конкурса в целях оказания противоправного влияния на результат такого соревнования или такого конкурса, либо принуждение или склонение указанных лиц к оказанию этого влияния, либо предварительный сговор с указанными лицами в тех же целях - наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Статья является новой по объекту уголовно-правовой защиты. По характеру она весьма близка к ст. 204 («Коммерческий подкуп»), ст. 290 («Получение взятки»), ст. 291 («Дача взятки») действующего Уголовного кодекса.
Понятия, рассматриваемые в указанной статье, являются относительным нововведением для уголовного права Российской Федерации, поэтому, на наш взгляд, необходимо обратиться к опыту зарубежных законодателей. Так, в ч. 1 ст. 253 УК Республики Беларусь сказано, что санкциями за совершаемое преступление являются штраф, лишение права занимать должности, заниматься определенной деятельностью, исправительные работы до 2 лет, арест и лишение свободы сроком до 3 лет. Мы видим, что санкции, предусмотренные ст. 184 УК РФ, более соответствуют характеру и общественной опасности данного вида преступлений.
Понятия «профессиональное спортивное соревнование» и «зрелищный коммерческий конкурс» в российском уголовном законе использованы впер-
вые, причем названные терминологические обороты в иных законодательных актах федерального уровня не употребляются. Анализ норм гл. 57 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), Положений о конкурсах, проводимых в Дальневосточном регионе, дает основание рассматривать зрелищный коммерческий конкурс как разновидность публичного конкурса. Это позволяет отличать его от конкурсных отборов, находящихся за рамками предмета гражданско-правового регулирования (конкурсов на соискание Государственных премий; торгов в форме конкурсов и т.д.)
Исследование норм гл. 57 и 58 ГК РФ, посвященных институтам публичного конкурса, а также игр и пари, положений Федеральных законов РФ «О налоге на игорный бизнес» от 31 июля 1998 г., «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г., норм Временного положения о лотереях Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. приводит к выводу о том, что игры и пари не могут расцениваться как составная часть понятия «публичный конкурс». Полагаем, что отношения по организации и проведению игр и пари также нуждаются в уголовно-правовой защите. Поэтому предлагаем ч. 1 ст. 184 УК РФ (а также ч. 4) после слов «зрелищный коммерческий конкурс» дополнить словами «игры и пари».
Подкуп определяется как передача незаконного вознаграждения или предоставление незаконной услуги с целью склонения подкупаемого к поведению, желаемому субъектом подкупа. Обязательными признаками такого подкупа являются предварительная обусловленность действий, совершаемых за подкуп, а также незаконный характер названных действий. Диапазон вариантов подкупа, завуалированного под внешне правомерное поведение, в сфере спортивного и шоу-бизнеса весьма многообразен (благотворительная деятельность; спонсорство; иные способы материальной поддержки). Положения ГК РФ, Федеральных законов РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г., «О рекламе» от 18 июля 1995 г., нормативных актов о проведении соревнований и конкурсов позволяют отличать подкуп от непреступной материальной поддержки спортивного и шоу-бизнеса.
Не менее сложной проблемой является наличие разнообразных способов передачи незаконного вознаграждения, которые завуалированы под правомерное поведение в сфере профессионального спорта и шоу-бизнеса. Необходимо уметь отличать подкуп от материальной поддержки, чему поможет учет двух основных признаков.
1. Благотворительная деятельность отличает ее безвозмездный характер.
2. Спонсорство имеет такой признак, как воз-мездность, при этом не является подкупом.
Во многих случаях отличить спонсорский вклад от подкупа можно, установив причастность или непричастность лица, которое приняло вознаграждение, к оказанию маркетинговых услуг и осуществлению иных коммерческих функций.
Отличить поощрение от подкупа помогает закон, который трактует отличительную черту подкупа как целенаправленное влияние на результат соревнований неправомерными способами. Преступления, предусматриваемые ст. 184 УК РФ, должны включать в себя интеллектуальный момент умысла, а именно осознание того обстоятельства, что совершаемые действия являются противозаконными и незаконными, противоречащими нормативным предписаниям. «Обязательным признаком субъективной стороны должен являться корыстный мотив» [3].
В целях совершенствования законодательства в данном вопросе нам бы хотелось предложить также следующее изменение: дополнить статью 184-1 УК РФ следующими словами: «совершенное из корыстных или иных низменных побуждений и повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».
Важно отметить, что в Уголовном кодексе предусматривается ответственность за передачу вещи лично или через посредника. На наш взгляд, необходимо четко обозначить и личный, и посреднический способ передачи незаконного вознаграждения.
Честная игра предполагает искоренение любых попыток оказания влияния на результаты соревнований и конкурсов путем подкупа их участников либо организаторов. Но пока такие попытки имеют место, обоснованность уголовной ответственности за данный вид преступлений является неоспоримой.
литература
1. Федеральный закон от 13.05.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2594.
2. Прончатов Е.А. Совершенствование методики расследования коммерческого подкупа в контексте нового антикоррупционного законодательства: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 2011. 25 с.
3. Лекомцева А.Л. Коммерческий подкуп: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Дис. ... канд. юр. наук. Челябинск: Уфимский юридический институт МВД РФ 2013. С.257.
4. Рябцев А.Ю. Уголовно-правовые меры борьбы с незаконным вознаграждением: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. М.: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2011. 178 с.