Научная статья на тему 'Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды'

Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
13869
2099
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДКАСТ / МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / АУДИТОРИЯ СМИ / ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ / PODCAST / MEDIA CONSUMPTION / MEDIA AUDIENCE / MEDIA FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Воинова Екатерина Андреевна, Сивякова Екатерина Викторовна

Статья посвящена изучению подкаста как нового медийного формата предъявления контента и механизма взаимодействия редакции с аудиторией в условиях цифровой медиасреды. Предмет исследования типологические характеристики подкастов как формата публичной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Podcast as a new format of public communication in digital media sphere

In the article authors focus on the format of podcasting, considering that to be a new way to display media content and new mechanism of communication between media and their audience in digital media sphere. The object of the research is typological characteristics of podcasts as a format of public communication.

Текст научной работы на тему «Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды»

Е.А. ВОИНОВА кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова'

Е.В. СИВЯКОВА кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова"

Подкаст как новый формат коммуникации в условиях цифровой медиасреды

Выбор форм и механизмов коммуникации с аудиторией -значимый фактор формирования контент-стратегии медиа в условиях цифровой многоканальности, которая не только увеличила объемы потребления информации, но и трансформировала принципы взаимодействия общества и медиа. Современные медиа вынуждены фокусироваться не только на качестве контента, но и новых формах вовлечения аудитории. В этом отношении подкасты как форма коммуникации не только способствуют вовлечению аудитории, но и являются и новым инструментом организации публичной дискуссии относительно значимых общественных проблем.

В 1960-х гг. американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер предполагал1, что возможное изменение среды («шок будущего») неизбежно будет связано с коммуникативными технологиями. Он писал о трех факторах изменений: ускорении передачи информации, ее новизне и разнообразии, отмечая, что каждый из этих факторов связан с серьезными рисками. Так, увеличение скорости передачи информации увеличивает и ее погрешность, вал новой информации приводит к информационной гиперизбыточности, а разнообразие уничтожает разнообразие. В итоге информационный поток превращался в информационный

*Воинова Екатерина Андреевна, e-mail: [email protected] "Сивякова Екатерина Викторовна, e-mail:[email protected]

1 Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2001.

публичной

шум. В начале 2010-х гг. политолог Джон Кин констатировал наличие «коммуникационного изобилия» - нового состояния общества, обусловленного технологической революцией в области обработки и передачи данных. По его мнению, произошедший информационный взрыв обострил споры об определении и этическом разделении публичного и приватного1. Одновременно американский журналист и популяризатор науки Джеймс Глик для определения феномена информационной пресыщенности использовал метафоры «потопа» и «вала огня». При этом реакцию общества он описывал в категориях «перегрузка информацией», «информационная тревожность» и «информационная усталость», которую Оксфордский словарь в 2009 г. признал «современным синдромом».

Социальные сети, поисковики и новостные агрегаторы повышают уровень случайного доступа общества к информации: согласно данным Института исследований журналистики Reuters (RISJ)2, пользователи социальных сетей (36%) и новостных агрегаторов (35%) в мире отмечали, что они видят информацию ресурсов, которыми они обычно не пользуются. Причем пользователи (40% и 37%) признавали, что они видят информацию, которая их не интересует. По мнению исследователя RISJ Ричарда Флетчера, влияние медийных платформ (Facebook, Google) на потребление новостей велико, как никогда. Исследование аналитического центра Pew Research Center также показало, что две трети американцев (68%) получают новостную информацию из социальных сетей (в 2011 г. о социальных сетях как источнике информации говорили 27% опрошенных)3. При этом важно отметить, что социальные сети, новостные агрегаторы и поисковики стирают границы между новостями и иным контентом. Социальные сети обусловили потребление информации при помощи скролла, свайпа и эмоционального высказывания, и СМИ в погоне за «лайками» и «шерами» стали адаптировать свой контент под форматы соцсетей.

1 Кин Д. Демократия и декаданс медиа. М., 2015, с. 46.

2 FletcherR. Social media and incidental exposure // Reuters Institute Digital news report 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.digitalnews-report.org/survey/2017/social-media-incidental-exposure-2017/

3 Matsa K.E., Shearer E. News Use Across Social Media Platforms 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jouma-lism.org/2018/09/10/news-use-across-social-media-platforms-2018/

Вследствие этого старший научный сотрудник RISJ Джули Посетти указывает на «синдром ярких, блестящих вещей»,

который становится одним из отличительных свойств

1

современной журналистики .

Однако борьба СМИ за аудиторию2 и их стремление устранить противоречие между объемом информации и количеством свободного времени у аудитории привело к более серьезным последствиям: гибридизации функций медиа, эрозии общественной повестки дня и построению коммуникации с ориентацией на высказывание, а не на обсуждение. Все вышесказанное неизбежно сказалось на доверии аудитории к СМИ.

Однозначного рецепта преодоления сложившейся ситуации нет, однако исследователи медиа делают акцент на необходимости построения новых сообществ и изменении качества коммуникации с аудиторией (в том числе и на уровне создания контента). Доцент факультета журналистики Института массмедиа РГГУ Максим Корнев отмечает, что «выигрывают те медиа, которые используют данную (и даже вынужденную) многоканальность себе на пользу»3. По мнению профессора Школы журналистики и коммуникаций Университета Орегона Дэмиэна Рэдклиффа, медиа нужно сфокусироваться на своем уникальном контенте, новых формах вовлечения аудитории и журналистских ценностях4. Таким образом, конкурентная борьба за доверие аудитории предполагает не только изменение контент-стратегии, но и поиск

1 Posetti J. Time to step away from the 'bright, shiny things'?Towards a sustainable model of journalisminnovation in an era of perpetual change.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://reutersinstitute.poli-tics.ox.ac.uk/sites/default/files/2018-

11/Posetti_Towards_a_Sustainable_model_of_Journalism_FINAL.pdf

2 Трансформация принципа конкуренции в современной медиасреде приводит к тому, что сегодня СМИ уже соревнуются не столько друг с другом в одной типологической группе, сколько начинаются бороться за внимание и, самое главное, время читателя с другими медиа - музыкальными и видеосервисами, компьютерными играми, книгами и т. д.

3 Корнев М. Дистрибуция контента: кто, что, куда и как? // Журналист. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://jrnlst.ru/content/distribuciya-kontenta-kto-chto-kuda-i-kak

4 Radcliffe D. 8 Key trends in local journalism. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mediashift.org/2017/10/8-key-trends-local-journalism/

новых форматов предъявления контента и механизмов взаимодействия с аудиторией.

В этом отношении подкаст как формат, реализующий запрос на нарративное повествование, одновременно является и новой формой предъявления контента, и способом выстраивания отношений с аудиторией (а следовательно, движением к организации сообщества).

Термин «подкаст» ввел в 2004 г. журналист The Guardian Бен Хаммерсли2. Год спустя Новый Американский Оксфордский словарь назвал его «словом года», обозначив подкаст как цифровую аудиозапись радиопередачи, размещенную в интернет-пространстве и доступную для свободного скачивания. Главным свойством подкаста стала возможность отложенного прослушивания. Иными словами, новый формат предоставил возможность потребления контента вне зависимости от времени и места.

Возможность отложенного прослушивания подкастов иллюстрирует одну из главных тенденций медиапотреб-ления последних лет - медиааналитик Василий Гатов называет ее «возникновением информационных потоков по желанию потребителя»3. Аудитория теперь имеет возможность знакомиться с аудиовизуальным контентом в удобное для себя время, находя для себя приемлемый способ существования в «потоковой модели потребления контента». И данные исследовательской организации Edison Research показывают, что лишь 49% аудитории подкастов включают их дома: 22% слушают в машине, 11% - на работе, 4% - на тренировке, 4% - в общественном транспорте, 3% - на улице и 7% - в других местах4.

Более того, подкаст позволяет параллельное медиа-потребление: пользователь одновременно может слушать

1 С одной стороны, аудитория хорошо воспринимает короткие информативные формы повествования, ярким воплощением которых являются «карточки» (Vox),«листиклы» (Buzzfeed) или «сторидайджесты» (Buzzfeed). Но с другой стороны, она предъявляет запрос на объемные материалы, которые ранее были свойственны лишь печатным СМИ.

2 Whatispodcasting. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jour-nalism.org/2006/07/19/what-is-podcasting/

3 Гатов В. Будущее журналистики // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / Под ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newmedia2016.digital-books.ru/

4 Theinfinitedial 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.edisonresearch.com/infinite-dial-2018/

звук и, например, просматривать ленту социальной сети. Фоновое прослушивание предполагает вариативность читательского взаимодействия с медиаконтентом. «Раньше любое СМИ так или иначе держало монополию на внимание читателя, слушателя или зрителя, - отмечает Максим Корнев. - Это диктовалось самой природой СМИ: нельзя одновременно читать две газеты, слушать две радиостанции или смотреть два телеканала. В цифре же это совершенно легко совмещается: можно открыть несколько окон браузера, пролистывать текстовый материал, краем

глаза посматривая на видеокартинку и слушая параллель-

1

но музыку или новости» .

Таким образом, ориентация подкаста на звук дает этому формату ряд преимуществ. И если в 2006 г., согласно данным американского исследовательского центра Pew Research Center2, лишь 12% пользователей интернета в США старше 12 лет скачивали подкасты (около 27 млн человек), то к 2018 г. число этих пользователей достигло 44% (124 млн человек)3. При этом аудитория подкастов в целом демонстрирует уверенный рост. Данные Edison Research подтверждают данную тенденцию. Более того, 65% аудитории слушают больше трех подкастов в неделю4, причем подкаст полностью прослушивают 35% пользователей, а его большую часть - 45%.

Подкаст как форма предъявления контента

Увлечение подкастами - одна из главных тенденций в США. Подкасты сегодня выпускают и маленькие локальные редакции (например, издание KNBA на Аляске), и большие репутационные американские СМИ: The Guardian, The Wall Street Journal, Financial Times, Bloomberg, издательский дом Conde Nast, National Geographic. Даже консервативное издание The Financial Times решило озвучивать часть своих текстов.

1 Корнев. М. Указ.соч.

2 Madden M. Podcast downloading. [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.pewinternet.org/2006/11/22/podcast-downloading/

3 Разница в номинальных подсчетах связана с увеличением общего числа пользователей интернета в США старше 12 лет.

4 The infinite dial 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.edisonresearch.com/infinite-dial-2018/

Однако самые успешные подкасты не связаны с печатными СМИ1. Так, подкаст Serial, побочный проект популярного американского радиошоу This American Life, стал самым обсуждаемым медийным проектом 2014 г.и по сути ввел моду на подкасты. 12 эпизодов первого сезона раскрывают историю убийства молодой девушки в Балтиморе в 1999 г., а также детализируют историю жизни признанного виновным в ее убийстве бывшего друга Эднана Сайеда, осужденного на долгий срок. Множество несостыковок в деле привели к вопросам, на которые пыталась ответить Сара Кёниг и ее команда. Расследование настоящего преступления было не только скачано более 80 млн человек, что сопоставимо с самыми рейтинговыми телевизионными шоу Америки, но и признано образцом журналистской расследовательской работы. Поэтому второй сезон Serial, вышедший в декабре 2015 г. и посвященный декодированию и предъявлению системы повседневного уголовного правосудия, был вполне ожидаем. Первый эпизод второго сезона за 24 часа был скачан 1,34 млн раз3. Всего первые два сезона скачали более 350 млн раз4. Однако третий сезон Serial, вышедший в ноябре 2018 г., может побить предыдущие рекорды. Редакция вновь обратилась к проблематике уголовного правосудия, показывая особенности действия правовой системы на примере Центра юстиции Кливленда. Исполнительный продюсер Serial Джули Снайдер отмечает, что пример Кливленда «отражает опыт многих тысяч людей, поэтому мы так часто слышим о том, что система уголовного правосудия сломана»5. Девять эпизодов третьего сезона делают публичными повседневные практики 26-этажной «вертикали судебной власти» - сговоры адвокатов и судей, сделки и коррупцию, привлекая внимание к странностям, диспропор-

1 Исключением являются Caliphate The New York Timeswnw Last seen The Boston Globe.

2 Режим доступа: https://serialpodcast.org/season-one/17the-alibi

3 Для сравнения 1 эпизод 1 сезона Serial в первый день после публикации скачали всего 86 тыс. раз. См.:Quah N. Serial Season 3 Is the Podcast's Biggest Ever.Режим доступа:http://www.vulture.com/2018/12/serial-season-3-50-milllion-downloads.html

4 Quah N. Serial, Still a Juggernaut. Режим доступа: https://www.vultu-re.com/2018/09/serial-podcast-season-3-record-downloads.html

5 Quah N. Serial Season 3 Is the Podcast's Biggest Ever.Режим доступа:

http://www.vulture.com/2018/12/serial-season-3-50-milllion-downloads.html

циям и ошибкам американской системы уголовного правосудия. Первые два эпизода в течение 14 часов после публикации загрузили 1,4 млн человек1. Через два месяца после выхода третий сезон имеет средний показатель загрузки одного эпизода 5,23 млн скачиваний2.

Подкаст, став новой формой предъявления общественно значимого контента, отвечает запросам аудитории3. При этом подкаст, акцентируя общественную повестку, как правило, выводит слушателя на более широкий проблемный контекст.

Так, последний сезон подкаста Missing and Murdered4 (Canadian Broadcasting Corporation) посвящен исчезновению ребенка коренных жителей, которого ранее социальные работники забрали из семьи, а потом увезли в США. Но кроме поиска ответа на изначальный вопрос: «Где Клео?», ведущая Конни Уолкер пытается понять, почему девочки и женщины из числа коренных народов Северной Америки становятся жертвами насилия, почему местные власти не считают проблемой такое количество пропавших и убитых девочек и женщин, почему дела пропавших без вести остаются нераскрытыми, почему социальные службы так избирательны и т. п.

Поэтому старший продюсер подкаста In the dark Самара Фримарк считает, что рассказанная история может не расширить взгляд аудитории на проблему, но и побудить ее задавать вопросы представителям разных ветвей власти в своих локальных сообществаха5.

В русскоязычном сегменте медиа формат подкаста стал развиваться с 2005 г., когда журналист Василий Стрель-

1 Quah N. Serial, Still a Juggernaut. Режим доступа: https://www.vultu-re.com/2018/09/serial-podcast-season-3-record-downloads.html

2 Во втором сезоне средний показатель скачиваний одного эпизода составил 4,85 млн скачиваний, а первого сезона - всего 2,25 млн скачиваний.

3 Не случайно выпущенная в апреле 2017 г. семичасовая детективная история об убийстве в Алабаме S-TOWN (www.stownpodcast.org), которая, по словам старшего продюсера Брайана Рида, является «примечательной историей о непримечательной жизни», в день публикации также имела больше 1 млн загрузок. Режим доступа: https://longform.org/posts/longform-podcast-239-brian-reed

4 Режим доступа: https://www.cbc.ca/missingandmurdered/

5 См::ReШy D. 'In the Dark' investigators talk season 2 and racial bias in the criminal justice system // Mic. 2.05.2018. Режим доступа: https://mic.com/artic-les/189172/in-the-dark-investigators-talk-season-2-and-racial-bias-in-the-criminal-justice-system#.EtwYdCm7i

ников запустил проект Russian Podcasting, ставивший перед собой цель популяризации нового способа организации контента. На данный момент лидерами являются «Медуза», образовательный проект Arzamas, Sports.ru, РИА «Новости»; свои подкасты есть и у медийных проектов «Такие дела», «Батенька, да вы трансформер!», The Blueprint и др. Однако пока российские подкасты не могут привлечь массовую аудиторию, хотя эксперты отмечают, что аудитория есть. И причина достаточно скромных цифр скачивания не только в том, что, по словам продюсера Елены Упоровой,

радио в России как «черная тарелка, вечно что-то бубня-

1

щая или куда-то зовущая» , но и в предлагаемом контенте.

В большинстве своем подкасты или являются звуковым воспроизведением информационных сообщений и репортажей, или выложенными в интернет интервью. Одной из последних тенденций российского медиапространства является озвучивание процесса подготовки журналистского текста. Один из создателей медийного проекта Coda Алексей Ковалев отмечает, что в процессе работы собирается большой объем материала, поэтому «репортаж о репортаже чуть ли не важнее самого репортажа, потому что там делаются какие-то выводы, которым просто нет места - в силу специфики жанра - в самом репортаже»2.

Но в российском медийном пространстве постепенно появляются примеры подкастов, которые актуализируют общественно значимые проблемы, не связанные с информационной повесткой. Правда, в большинстве своем они обращены в прошлое, т. е. работают с историческим контентом.

Историки международного просветительского общества «Мемориал» с начала 2000-х гг. искали советских граждан, которые в годы Второй мировой войны были угнаны нацистами в Германию на принудительные работы. В результате получилось собрать более трехсот многочасовых биографических интервью бывших остарбайтеров3. Истории и голоса этих людей - о быте, войне, невольничьих рынках и о возвращении на родину - были собраны в подкаст «Остар-

1 Цит. по: Елена Упорова о «маяке»для российских подкастеров // Журналист. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://jrnlst.ru/podcast-book

2 Василевская Н. Тут двойная сплошная состоит только из Ковалева и Кваши. 11.04.2018. Режим доступа: https://www.colta.ru/articles/media/17772

3 См. проект «Та сторона». Режим доступа: http://tastorona.su/

байтеры»1 (радио «Глаголев FM»). Несмотря на небольшой охват аудитории2, данная попытка осмысления прошлого является значимой. Создатель еще одного исторического проекта - "1968.Digital" - Карен Шаинян отмечает, что значимость погружения в прошлое в современных форматах велика еще и потому, что «история - это репетиция будущего, и про нее важно знать, чтобы не повторить ошибок»3.

Типологические особенности контента подкастов

Типология подкастов, варианты которой уже обозначены

4

в научной и академической среде , концентрируется сегодня на анализе жанровой палитры (от документальных сериалов до дискуссий) и тематических направлений (политическая, социальная, культурная, спортивная, научно-популярная проблематика) данного аудиоформата. Однако в связи с тем, что данный формат еще находится в стадии развития, представляется, что типологические основания можно расширить и дополнить.

Так, с точки зрения предъявления контента на данный момент можно выделить не только жанровую составляющую подкаста, но и еще три основания для группировки: информационность, формат и сюжет.

Под информационностью понимается соответствие контента актуальной событийной повестке дня. А значит, подкас-ты можно разделить на две группы: событийные и вневременные.

Контент событийных подкастов строится вокруг новостей и информационной повестки. Например, это может быть обзор и (или) обсуждение всех основных событий дня (Upfirst, NPR, Reporting to you, Buzzfeed или The Daily, The New York Times), выделение какой-то одного новостного сюжета (Today, Explained;VoxMedia) или просто обзор финансовых рынков (The Wall Street Journal). В подкастах интернет-издания Meduza «Медуза в курсе» и «Текст недели» журналисты обсуждают главные темы и тексты недели. Причем обсужде-

1 Режим доступа: https://ost.glagolev.fm/

2 По данным SoundCloud, за 10 дней после публикации первый эпизод прослушали 2 245 раз.

3 Режим доступа: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10155966305-368997&set=p.10155966305368997&type=3&theater

4 См., например: Круглова Л.А. Российские аудиоподкасты: становление и специфика развития // Медиаальманах, 2018, № 1, с. 89-101; Распопова С.С., Саблина Т.А. Подкастинг. М., 2018.

ние, как правило, содержит не вошедшие в основные журналистские материалы подробности, презентацию различных позиций, трансляцию мнений журналистов, которые, согласно стандартам информационной журналистики, те не имеют возможности представить в редакционном контенте.

Обращение СМИ к событийным подкастам, как правило, связано не только с желанием предложить своей постоянной аудитории новый формат потребления контента, но и с попытками охватить более молодую аудиторию. Так, более трети «ежедневных» слушателей подкаста The Daily (The New York Times), который с момента запуска 1 февраля 2017 г. был скачан более 200 млн раз, моложе 30 лет, а две трети аудитории моложе 40 лет1.

Вневременные подкасты не привязаны к конкретным ин-фоповодам, но раскрывают какую-то конкретную тему или обозначенный проблемный контекст. Например, подкаст «Наука в фокусе» («Эхо Москвы»), гостями которого являются ученые, рассказывает об актуальных проблемах естественных наук. В российском медиапространстве такой тип под-каста, как правило, реализованный в формате интервью, встречается достаточно часто. В то время как западные вневременные проекты могут быть очень кинематографичны.

Подкаст Caliphate2, который реализован военным репортером The New York Times Рукмини Каллимачи, имеющей в своем активе три номинации на Пулитцеровскую премию, и продюсером Энди Миллсом, ставит один главный вопрос: «Что представляет собой враг современного мира - "Исламское государство"?».

Форматы подкастов можно также разделить на две большие группы: повествование и обсуждение, вследствие чего можно выделить повествовательный и дискуссионный типы подкастов. Причем если повествовательный подкаст делает проблему объемной за счет сюжетных линий3, то дискуссионный чаще всего расширяет контекст за счет обсуждения насущных, волнующих аудиторию вопросов.

Интернет-издание Meduza выпускает несколько подкастов дискуссионного типа, главный из которых - цикл «Как

1 Happy Birthday to «The Daily». // The New York Times. 1.02.2018. Режим доступа: https://www.nytco.com/happy-birthday-to-the-daily/

2 Режим доступа: https://www.nytimes.com/interactive/2018/podcasts/cali-phate-isis-rukmini-callimachi.html

3 См.: Caliphate (The New York Times).

жить» . Сотрудники редакции отвечают на вопросы читателей и говорят о сложных жизненных ситуациях: например, о том, можно ли применять силу при самообороне, как пережить самоубийство близкого человекаи т. п. Стараются найти ответы на «сложные вопросы» и авторы подкастов РИА «Новости»: так определяется, в частности, концепция их подкаста «ЯсноПонятно», заявленный как контент «для тех, кому 19-23», а также цикл медиаменеджера Натальи Лосевой «Как вы это делаете?!», гости которого, как отмечается, «не боятся совершать поступки, порою неоднозначные, принимать непростые решения и брать на себя ответственность там, где другие не смогли».

Наличие или отсутствие единого сюжета является еще одним основанием для выделения типа подкаста: сюжетный или внесюжетный. Если подкаст выстроен в опоре на одну сериализированную сюжетную линию, то его можно назвать сюжетным. Например, по этому принципу выстроен подкаст Wooden overcoats2 (Independent), который раскрывает особенности соперничества директоров похоронных контор в небольшой деревне на острове.

Внесюжетный подкаст соединяет множество историй, объединенных одной проблемой или, напротив, предъявляющих разные темы/проблемы. Так, подкаст Freakono-mics3 одного из авторов книги «Фрикономика»Стивена Дж. Дабнера можно слушать с любого выпуска, так как каждый из них посвящен новой проблеме. Какие эпизоды подкаста об архитектуре и дизайне 99% Invisible4 (KALW public radio, American Institute of Architects in San Francisco).

Впрочем, выделяя тот или иной тип подкаста на основании особенностей предъявления контента, нужно учитывать, что разные типы могут соединяться между собой, образуя гибриды.

Подкаст как способ взаимодействия с аудиторией

Расширение публичной сферы в начале 2010-х гг. сопровождалось своеобразным «бумом» офлайн-практик обще-

1 Режим доступа: https://meduza.io/podcasts/kak-zhit

2 Режим доступа: https://www.woodenovercoats.com/

3 Режим доступа: http://freakonomics.com/archive/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Режим доступа: https://99percentinvisible.org

ния медиа с аудиторией . В конце 2010-х гг. подкастинг как процесс в некоторой степени «разворачивает» эту тенденцию: медиа «переводят» коммуникацию с аудиторией из общественных пространств в личные гаджеты человека, придавая ей более персонализированный и интимный характер, достигаемый, в первую очередь, с помощью эффекта присутствия. Редакционные подкасты записываются обычно с участием сотрудников редакции: у аудитории таким образом создается впечатление, что журналисты разговаривают с людьми лично, без посредничества текста. Тем не менее, такая модель взаимодействия с аудиторией является двусторонней только в опосредованном виде. Формат подкаста не предполагает реального включения слушателя в этот разговор, за исключением тех случаев, когда подкасты записываются с физическим присутствием аудитории.

Эффект присутствия, создаваемый на технологическом и содержательном уровне, стал важнейшей причиной успеха подкаста SeriaF. Технически «включение» аудитории в виртуальное пространство подкаста происходило благодаря «живому» нарративу повествования, передаваемому эмоциональным голосом ведущей шоу Сары Кёниг. Содержательно эффект присутствия поддерживался, так как ведущая делилась со слушателями всеми подробностями происходящего -каждым шагом расследования, своими соображениями и догадками. Подкаст таким образом стал одновременно и историей репортера, и историей его персонажей.

Опосредованное включение слушателей может проводиться одним из следующих способов: ведущие подкаста «Медузы» «Как жить» зачитывают присланные на редакционную почту в письменном виде или аудиозаписи вопросы читателей, а авторы подкаста РИА «Новости» «Ясно Понятно» ставят в эфире заранее записанные комментарии своих знакомых. Экспертная интеллектуализация дискурса при этом достигается, во-первых, за счет презентации мнений приглашенных экспертов: так, например, в последних выпуска подкаста «Медузы» о денежных практиках «Два по цене одного» ведущие - издатель Илья Красильщик и за-

1 Журналисты в буквальном смысле стремились выйти за физические пределы редакций и организовывали открытые планерки, пикники, публичные лекции, образовательные и просветительские проекты, предполагающие прямое, а не опосредованное взаимодействие с читателями.

2 Режим доступа: https://serialpodcast.org

меститель главного редактора издания Александр Поливанов - беседовали с менеджером проектов ADV.ru Максимом Ивановым, финансовым специалистом Ильей Лифановым и путешественником Алексеем Лоссаном. Во-вторых, ресурсом экспертизы может быть личный и профессиональных опыт самих ведущих подкастов и их коллег по редакции.

Создание для аудитории дополнительного эффекта присутствия также возможно при ее подключении к процессу производства и обсуждения медиаконтента. Не случайно подкасты, связанные с озвучиванием процесса подготовки журналистского текста, отвечают на важные для аудитории вопросы: «Как развивалась эта история?», «Почему мне важно об этом знать?», «Что осталось за кадром?».

Определить особенности взаимодействия журналистов с аудиторией посредством подкастов релевантно через типологию социальных функций журналистики, предложенных И.Д. Фомичевой. Среди них соответствующими целям проводимого типологического анализа являются следующие: информационная, ценностно-регулирующая, функция форума, или канала социального участия, социально-креативная функция, а также функция психического регулирования.

Реализация информационной функции представляет собой распространение информации разного типа - событийной и аналитической, оперативной и исторической. Таким образом, пишет Фомичева, происходит фокусирование внимания общества на определенных событиях, или формирование повестки дня1. Выполняя эту функцию, редакции предлагают аудитории расширенную информационную картину, как правило, в виде подведения итогов недели («Медуза в курсе»). Кроме того, жанровая форма подкастов предполагает большую свободу интерпретации и комментирования событий, а следовательно, дает журналистам еще один ресурс для трансляции редакционной позиции, что является невозможным в оперативных информационных текстах.

Ценностно-регулирующая функция предполагает распространение через СмИ не только «сведений, но и отношение к ним, взгляд на них в свете норм и ценностей, господствующих в обществе в целом или отдельных социальных средах»2. Подкаст «Медузы», посвященный разбору сложных

1 Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учебное пособие. М., 2007, с. 53.

2 Там же, с. 61.

этических и нравственных сложностей, так и называется -«Дело случая». Его главной содержательной характеристикой является модальность разговора: ведущие рассматривают ситуации с разных сторон, предлагают различные варианты решений, четко аргументируя каждый из них. Так, например, в выпуске под названием «Можно ли заставить нас поступать правильно» Екатерина Кронгауз и Андрей Бабицкий основной вопрос передачи формулируют так: «Можно ли манипулировать людьми, чтобы склонять их к правильным с этической точки зрения поступкам?»1.

Реализация ценностно-регулирующей функции СМИ предполагает определенный характер воздействия медиасообще-ния на человека. И.Д. Фомичева описывает это воздействие как «убеждающее», отделяя его от «информирующего». «Убеждающее, ценностно-регулирующее воздействие на человека сложнее, чем простое его информирование. Понять и принять - не одно и то же: информирование рассчитано на понимание, а убеждение и внушение - на принятие»2. Представляется, что сегодня интонация убеждения и внушения заменяется модальностью объяснения и обсуждения вариантов развития событий, о чем свидетельствует и приведенный в предыдущем абзаце пример.

Более того, трансформация ценностно-регулирующей задачи СМИ приводит к тому, что медиа рассматривают под-касты в качестве платформы для отображения ценностных рядов, поддерживаемых редакцией. Так, создатели подкаста Five Women3 (This American life) вывели в качестве героинь несколько женщин, которые работали с одним и тем же мужчиной. Повестка подкаста содержательно соотносилась с движением 2017 г. # Me Too, участницы которого рассказывали о случаях сексуального домогательства со стороны мужчин. Авторы подкаста рассказывали личные истории женщин и описывали их опыт переживания харассмента. Более того, подобная форма предъявления сложной общественно значимой повестки через личный опыт позволяет редакции сделать разговор о ней более наглядным с точки

1 Кронгауз К., Бабицкий А. Можно ли заставить нас поступать правильно? // Meduza. Режим доступа:https://meduza.io/episodes/2017/11/14/mozhno-li-zastavit-nas-postupat-pravilno

2 Фомичева И.Д. Указ. соч., с. 61.

3 Режим доступа: https://www.thisamericanlife.org/640/five-women

зрения массовой аудитории и интегрировать читателей в процесс создания контента.

Осуществление функции форума, или канала социального участия, предполагает, что медиа являются институтом, артикулирующим интересы аудитории, предоставляя им свою площадку для высказывания, коммуникации друг с другом и поиска единомышленников, организуя двусторонний обмен информации между субъектами публичного пространства. Критерии ее реализации, по Фомичевой, таковы: участвовать в производстве контента могут не только профессиональные журналисты, но и представители аудитории, в первую очередь специалисты в освещаемых вопросах; в редакционную повестку включаются сообщения, созданные по инициативе аудитории; журналисты формируют повестку, не подчиненную желанию подтвердить только собственную позицию; редакция транслирует обзоры общественного мнения; а также аудитория получает возможность адресовать свои обращения не только редакции, но и друг другу1.

Степень реализации этой функции можно определить, в том числе, по уровню открытости редакционных процессов для читательской аудитории и наличию доступа к ним на любой этапе. Так, газета The New York Times сделала часть свою телефонных планерок открытыми для подписчиков. «Редактор обсуждает материал для подкаста о ближневосточных событиях с командой репортеров и аналитиков, часть из которых в регионе, часть - в редакции, - описывает концепцию этой редакционной практики медиаэксперт Андрей Мирошниченко. - Подписчики могут подключиться и услышать, какие акценты расставляет редактор, какие факты предлагают репортеры. Более того, читатели могут позвонить и включиться в обсуждение со своими идеями -совсем как на радио»2. Мнения читателей, которые те высказывают во время планерок, редакция записывает и выпускает в подкастах. Сама редакция называет эти выпуски «подкастами участия» (participatory podcasts), что свидетельствует о новом коммуникативном уровне участия аудитории в деятельности редакции.

1 Фомичева И.Д. Указ. соч. с. 87.

2 Мирошниченко А. The New York Times превратила свою планерку в радиопередачу // Журналист. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://jrnlst.ru/meeting-nyt

Формирование сообществ, являющееся наблюдаемым последствием реализации средствами массовой информации задачи социальной интеграции, происходит за счет интеграции социальных общностей и приводит к определенным мобилизационным или агитационным результатам, полагает Фомичева. Таким образом, медиа влияют не только на знание и ценности, но и на поведение людей. Участвуя в построении новых, не существующих вне или появляющихся только благодаря им социальных общностей, те выполняют функцию, которую Фомичева называет социально-креативной . Так, создатели подкаста In The Dark во втором сезоне предложили аудитории возможность обсуждения новых эпизодов в закрытой группе в социальной сети Facebook.

Выполняя функцию психической регуляции, т. е. «распространяя информацию с определенными содержанием и интонацией, совершая направленный ее отбор», СМИ «формируют определенный тонус, настроения, чувства» у аудитории2. Например, в выпуске подкаста Write Lane журналистка американского издания Tampa Bay Times Лэйн де Грегори описывает, как освещать трагедии в американских школах на примере стрельбы в школе Парклэнд3.

В России пример реализации этой функции дало обсуждение одного из самых трагических событий повестки 2018 г. -пожара в торговом центре в городе Кемерово, унесшего жизни десятков человек. «Медуза» выпустила внеплановый подкаст серии «Как жить», в котором ведущие старались дать ответы на главные вопросы аудитории: «Как ограничить себя от слишком сильного эмоционального потрясения?», «Как говорить про смерти и трагедии с детьми?», «Как справляться с яростью?» и «Как справляться с разрушением и иллюзией, что мир справедлив»?4. Не преувеличением было бы назвать этот выпуск попыткой публичной самотерапии, необходимой

1 Фомичева И.Д. Указ. соч., с. 67.

2 Там же, с. 111.

3 Инцидент произошел 15 февраля 2018 г.: жертвами стрельбы стали 17 человек. См.: The Poynter Institute. New podcast: Covering tragedies like the Parkland shooting.16.03.2018. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.poynter.org/news/new-podcast-covering-tragedies-parkland-shooting

4 Правда всегда страшнее, чем то, что мы знаем. Как жить после пожара в Кемерово. 28.03.2018. {Электронный ресурс]. Режим доступа: https://meduza.io/episodes/2018/03/27/pravda-vsegda-strashnee-chem-to-chto-my-znaem-kak-zhit-posle-pozhara-v-kemerovo

после событий такого масштаба последствий и аудитории, и самим журналистам.

Выводы

Типологический анализ содержательных и функциональных особенностей подкастов показал, что данная форма коммуникации позволяет медиа взаимодействовать с аудиторией на качественно ином уровне. Совместная рефлексия относительно актуальной повестки и проблемного контекста, организация публичного диалога с предъявлением позиций журналистов, экспертов и представителей аудитории, а также формирование виртуального и физического сообщества вокруг редакции - наблюдаемые объективные последствия работы СМИ с данным форматом. Несмотря на то, что в России подкастинг только развивается, можно с высокой степенью уверенности предположить, что этот процесс становится значимым фактором развития современного медиапространства.

Воинова Е.А., Сивякова Е.В. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды.

Статья посвящена изучению подкаста как нового медийного формата предъявления контента и механизма взаимодействия редакции с аудиторией в условиях цифровой медиасреды. Предмет исследования - типологические характеристики подкастов как формата публичной коммуникации.

Ключевые слова: подкаст, медиапотребление, аудитория СМИ, функции журналистики.

Voinova E., Sivyakova E. Podcast as a new format of public communication in digital media sphere. In the article authors focus on the format of podcasting, considering that to be a new way to display media content and new mechanism of communication between media and their audience in digital media sphere. The object of the research is typological characteristics of podcasts as a format of public communication.

Kewwords: podcast, media consumption, media audience, media functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.